Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Бондаренко Наталия Юрьевна

Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения
<
Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Наталия Юрьевна. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Ростов н/Д, 2006 162 с. РГБ ОД, 61:07-13/474

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-педагогические основы исследования проблемы становления экзистенциальных ценностей будущих учителей 15

1.1. Методология изучения системы ценностей как смыслового содержания духовною мира человека 15

1.2. Символический интеракционизм как теоретическая предпосылка педагогических технологий, основанных на интерактивном взаимодействии 31

1.3. Диагностика экзистенциальных проблем студентов педагогического вуза в контексте их духовно-психического и профессионального развития 54

Выводы 75

Глава 2. Содержание и формы интерактивною обучения, направленного на становление экзистенциальных ценностей будущих учителей 77

2.1. Активизация мыслсдеятельности и внутреннего диалога студентов в процессе интерактивного обучения как основа актуализации их экзистенциальных проблем 77

2.2. Формы интерактивного обучения, направленные на становление экзистенциальных ценностей будущих учителей 95

2.3. Апробация интерактивного обучения в процессе подготовки учителей иностранною языка 125

Выводы 145

Заключение 147

Список использованной литературы 149

Приложения І60

Введение к работе

«я».

Духовный кризис общества сопровождается также падением престижа трудовой деятельности и профессионального образования, трудовой пассивностью, сужением сферы культурно-творческой деятельности, утверждением потребительской идеологии. Отсутствие заинтересованности в труде, как од-

його из важных экзистенциальных компонентов, существенным образом препятствует духовному становлению человека и обретению жизненных ориентиров, поскольку личность, не обладающая профессиональным самосознанием, как правило, не имеет четкого представления о своих жизненных целях и планах, личностных качествах, возможностях, способностях и дарованиях.

Потеря смысла жизни является самым тяжелым испытанием для человека, но особенно болезненно экзистенциальный кризис переживают молодые люди. Современное подрастающее поколение проходит становление в очень сложных условиях, отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Многие молодые люди не видят ясной цели своею существования, и эта тревожная тенденция усиливается. Такая неопределенность часто приводит к тому, что немалая часть молодежи, повинуясь чувству социального протеста, попадает в экстремистские политические организации, тоталитарные секты. Другой вариант обретения цели в жизни - стремление к материальному обогащению. В последние годы в России появились разнообразные возможности финансового обогащения, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.

В современной отечественной педагогике утверждается понимание того, что становление экзистенциальных ценностей происходит в процессе воспитания духовности детей и молодежи, в результате чего создаются условия для осмысленной человеческой жизни. Духовность -это интенция человека к Абсолютным ценностям: Истине, Добру, Красоте, которые представляют собой жизненные ориентиры. По мнению ученых (Т.Н. Власова, І І.Д. І Іиканд-ров, В.И. Слободчиков и др.), данное стремление человека - это не что иное, как обретение человеком смысла жизни, т.е. духовность, в свою очередь, становится способом приобретения и проявления экзистенциальных ценностей.

В то же время научные исследования показывают, что в данном процессе наиболее уязвимым является юношеский возраст, так как именно в этот период решается проблема идентификации, определения молодым человеком своего «Я». На этом жизненном этапе основными интенциями молодых людей являются любовь, создание семьи, обретение себя в профессиональной деятельности. Велика также потребность в дружеских отношениях. По теории Э. Эриксопа, специфический для этой возрастной группы параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества. Если ни в любви, ни в дружбе молодой человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. В условиях духовного кризиса, когда налицо изолированность, утрата чувства близости и общности в социальных отношениях, часто происходит разрыв социальных связей, что приводит к нарастанию социального одиночества, разобщенности.

Личностный кризис может усугубиться неуверенностью в возможности найти себя в будущей профессиональной деятельности. Для социальной группы, которую мы выбрали для своею исследования, а именно для студентов - будущих учителей, эта проблема является одной из самых актуальных в связи с тем, что профессия учителя в настоящее время не является престижной, низко оплачивается. В такой ситуации молодежь начинает сомневаться в целесообразности профессионального выбора, что приводит к экзистенциальным проблемам.

Актуальность проблемы становления экзистенциальных ценностей у студентов обусловлена также необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и состоянием процесса воспитания духовности в вузе. Образовательные учреждения в настоящее время практически не решают эту задачу. Молодежь стремится к обретению смысла жизни, а среда, которая их окружает, не оказывает им в этом помощи. В иерархии образовательных ценностей доминантной ценностью остается знание. В профессиональном образовании ориентир взят на передачу объек-

гнвных фактов и закономерностей внешнего мира, а развитие личности и становление ее ценностного сознания, как правило, игнорируются. Приоритет знанисвой парадигмы нарушает духовную и эмоционалыю-ценносшую сферу личности, что актуализирует концептуальное переосмысление содержания высшего образования.

Необходимость переориентации системы образования на развитие духовного потенциала личности требует использования новых педагогических технологий, основанных на диалоге, являющемся основным условием становления системы ценностей. Современные концепции образования (лично-стно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные) уделяют большое внимание диалогу, но не останавливаются подробно на таком важном аспекте взаимодействия как общение индивида с самим собой во внутреннем плане, без которого невозможно становление системы экзистенциальных ценностей. Духовность всегда связана с внутренним переживанием. То, что не оценивается человеком посредством эмоционального чувствования, не несет для пего никакого смысла (Т.И. Власова, М.С. Каган). Именно поэтому ключевым понятием нашего исследования является интеракция, представляющая собой взаимодействие, заключающее в себе и внешнюю, и внутреннюю сторону диалога.

Анализ социокультурной ситуации обнаруживает противоречия между:

интенсивными преобразованиями всех сфер бытия человека и отсутствием четкого социального идеала в современном российском обществе, что искажает экзистенциальные смыслы молодежи;

потребностью студентов в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам и условиях профессионального образования;

стремлением будущих учителей к поиску смысла жизни и традиционной системой педагогического образования, игнорирующей экзистенциальную проблематику обучения.

Степень разработанности проблемы. В современной науке значительное внимание уделено анализу роли ценностей в жизни общества и каждого отдельною человека, построению системы и иерархии ценностей, проблеме общечеловеческих и Абсолютных ценностей (М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.И. Власова, П.Д. Ыикандров, В. Франкл и др.). Экзистенциальные ценности (смысл жизни) рассматриваются многими философами как особый класс ценностей, по праву занимающий самостоятельное место в аксиосфере культуры (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, А. Лэнгле, М.К. Мамардашвили и др.).

В свете нашего исследования особое значение приобретают работы, посвященные ценностным ориентациям студенческой молодежи в общем, и будущих педагогов в частности (K.IJ1. Ахияров, А.Ф. Амиров, Л.В. Ведерникова, Р.Г. Гурова, Е.А. Коростелева, В.Т. Лисовский и др.).

Большую историко-педагогическую палитру составляют работы по педагогическому образованию (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.А. Орлов, И.Ф. Исаев), в которых раскрывается социально-культурный потенциал учительской профессии.

В отечественной педагогике исследования воспитания духовности школьников, по-новому рассматривающие механизм личностного развития, отдавая приоритет духовности ребенка, появились в конце 90-х г. XX века (В.А. Беляева, Т.И. Власова, В.И. Оюбодчиков). Изучение проблемы воспитания духовности студентов дополняет эти исследования, переводя их в область анализа экзистенциальных ориентиров другой возрастной группы.

Поскольку механизмом передачи экзистенциальных ценностей является диалог, взаимодействие с другими людьми, мы обратились к теориям, обосновывающим культуру с точки зрения всеобщей коммуникации, - B.C. Биб-лер, М.М. Бахтин, II. Дензин, Дж.Г. Мидидр.

Проблемы внутреннего диалога затрагиваются в трудах ученых, объединенных общим научным направлением - символическим иптсракциопизмом (Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Ч.Х. Кули, И. Гофман, У.И. Томас), который стал

теоретической основой для разработки интерактивных педагогических технологий.

В области применения интерактивных технологий в учебном процессе существует лишь небольшое количество работ - таких ученых, как ПК. Се-левко, М.В. Кдарин, в которых затраї ивается аспект развития самостоятельности мышления обучающихся.

Анализ теоретических источников показывает, что интерактивное обучение, направленное на становление экзистенциальных ценностей студентов педаюгических вузов практически не рассматривалось. Таким образом, актуальность и научная неразработанность обозначили проблему - каковы возможности интерактивного обучения в процессе становления экзистенциальных ценностей студентов в контексте их духовно-психического и личностно-профессионального развития.

Объектом исследовании является деятельность преподавателей высшей школы по формированию экзистенциальных ценностей студентов.

Предмет исследовании: содержание и формы интерактивною обучения, направленного на становление экзистенциальных ценностей будущих учителей.

Гипотеза исследовании. Становление экзистенциальных ценностей студентов может быть обеспечено в учебном процессе за счёт его преобразования в интерактивное взаимодействие, включающее:

переориентацию позиции преподавателей с обучающей задачи на воспитательную, актуализирующую взаимосвязь духовного мира личности и экзистенциальных ценностей студентов;

диагностику экзистенциальных проблем будущих учителей и включение их в содержание учебного процесса;

содержательное наполнение дидактических форм обучения интроспекцией, экзистенциальными переживаниями и духовным осмыслением студентами их личиостно-профессионалыюго роста.

Цель исследовании: выявление содержания и форм интерактивного обучения, направленного на становление экзистенциальных ценностей будущих учителей.

Задачи исследовании:

  1. Определить взаимосвязь духовного мира человека с экзистенциальными ценностями в контексте теории воспитания духовности, аксиологии и символического интеракционизма.

  2. Выявить экзистенциальные проблемы студентов педагогического вуза в ракурсе их духовно-психического и профессионального развития.

  3. Выделить содержание интерактивного обучения как основы для активизации мыследеятельности и внутреннего диалога студентов.

  4. Определить и апробировать формы интерактивного обучения, направленною на становление экзистенциальных ценностей будущих учителей иностранного языка.

Теоретико-методологический основа исследовании. В исследовании использовались аксиологический, символико-интеракционистский и духовно ориентированный подходы, позволившие определить систему ценностей как смысловое содержание духовного мира личности и рассмотреть диалог (внешний и рефлексивный) в качестве механизма передачи ценностных ориентиров. Особое значение имеют труды К. Яснерса, Ж.-П. Сартра, В. Франк-ла, А. Лэнгле, М.К. Мамардапшили, в которых ученые рассматривают экзистенциальные ценности во взаимосвязи с осознанием человеком смысла своей жизни. Анализ системы ценностей проводился на основе философской аксиологии (М.С. Каган, М. Шслер, І І.Д. Иикандров и др.) и теории воспитания духовности (Т.И. Власова, В.И. Слободчиков и др.), в которых обосновывается значение ценностей в жизни человека и необходимость их становления.

Диалогический и интроспективный характер экзистенциальных ценностей предопределил обращение к теориям символического интеракционизма как к теоретическому обоснованию возможности использования системы ин-

тсрактивного взаимодействия, направленною на становление экзистенциальных ценностей студентов. Символический интеракционизм (Дж-Г. Мид, Ч.Х. Кули, У.И. Томас, Г. Блумер, И. Гофман) включает в себя широкий спектр важных идей, которые актуализируют социальное взаимодействие не только как общение индивидов друг с другом, но и как внутриличностный процесс, в результате которого личность обретает своё «Я». Именно идея о взаимодействии человека не только с другими, но и с самим собой, в процессе которого происходит становление духовной структуры человеческой личности, явшшсь для нас одной из предпосылок рассмотрения теорий интеракции в качестве основы педагогических технологий и разработки интерактивного обучения, способствующего обретению системы ценностей будущими учителями.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Первая группа методов представлена анализом философской, психологической, социологической, культурологической, педагогической и методической литературы но интересующей нас проблеме; ре интерпретацией данных различных исследований, посвященных студенческому возрасту. Из второй группы нами использовались наблюдение, анкетирование, опрос, эксперимент.

Эмпирической базой исследовании стало отделение иностранных языков Лингвистического института Ростовского государственного педагогического университета. В эксперименте приняла участие группа студентов (61 чел.), которая наблюдалась в течение 3-х лет (2003-2006 г.г.) в период обучения с III по V курс. Репрезентативность выборки была увеличена за счет распространения выводов исследования и учебно-методических рекомендаций в процессе изучения иностранного языка студентами Ростовского филиала Московского государственного открытою педагогического университета им. М.А. Шолохова (34 чел.), филиалов РГПУ (48 чел.) и ТГПУ (51 чел.) в г. Волгодонске. Общее количество респондентов составило 194 студента педагогических вузов.

Этапы исследования. Работа проводилась в течение 2003-2006 г.г. и условно может быть разделена натри этапа. Первый этап был связан с поиском теоретических оснований для применения интерактивного взаимодействия как условия становления экзистенциальных ценностей будущих учителей. Изучалась философская, психологическая, социологическая, культурологическая и педагогическая литература, определялись методологические подходы. Одновременно была начата экспериментальная работа по изучению состояния системы экзистенциальных ценностей студенгов - будущих учителей. Па втором этапе была осуществлена апробация интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Третий этап включал в себя анализ и обобщение результатов эксперимента и оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

в рамкач духовно ориентированной парадигмы определена взаимосвязь духовного мира и экзистенциальных ценностей человека, способствующая разрешению экзистенциальных проблем личности в студенческом возрасте;

на основе комплексной диагностики ценностей студентов педагогического вуза выявлены и сформулированы их экзистенциальные проблемы;

выявлено содержание интерактивного обучения как основы актуализации и осмысления экзистенциальных ценностей будущих учителей;

определен педагогический интеракционистский потенциал различных форм обучения, стимулирующий внутренний диалог, разрешение экзистенциальных проблем, становление экзистенциальных ценностей студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимосвязь духовного мира человека с его экзистенциальными проблемами. Эвристический потенциал символического интеракционизма и ду-

ховно ориентированной парадигмы позволил обнаружить связь содержания духовного мира человека с вопросом о смысле его существования, позитивный ответ на который обнаруживается в интенции к Абсолютным ценностям. Поиски смысла жизни - один из важнейших вопросов человеческого существования, невозможность ответа на этот вопрос ведет к глубокому духовному кризису, который может быть разрешен посредством интроспективного обращения к собственному духовному миру, что особенно важно учитывать при организации профессиональной подготовки будущих учителей. В таком контексте возникающие экзистенциальные проблемы становятся для студентов не препятствиями в жизни, а духовным механизмом их преодоления посредством интеракции, которая характеризуется, прежде всего, наличием внутреннего отклика, переживания, стремлением к осмыслению информации.

2. Экзистенциальные проблемы студентов педагогического вуза в ракурсе их духовно-психического и профессионального развития. Студенческий возраст является наиболее сензитивным к поиску смысла жизни. Комплексная диагностика подтвердила, что овладение экзистенциальными ценностями студентами происходит через внутренний диалог частичных субъектов сознания, что входит в противоречие с активностью и стремлением молодого человека к расширению внешних контактов. Данное состояние нами обозначено как экзистенциальный кризис, признаком которого является обострение таких диспозиций, как любовь и измена, дружба и предательство, взаимопомощь и эюизм, распространяемых как на свое поколение, так и на старшее, в которое включены, в первую очередь, преподаватели вуза.

Для студентов педагогического вуза в перечень экзистенциальных проблем также входит вопрос о правильности их профессионального выбора, принимающий болезненную окраску. В данном коїггексте студентам приходится преодолевать противоречие между внутренним духовным стремлением молодого человека соответствовать идеальным образцам (экзистенциальный смысл жизни, интенция к Абсолютным ценностям) и недооценностыо совре-

мсниым российским обществом учительской профессии, включая, в первую очередь, ее духовную составляющую.

3. Содержание интерактивного обучения как основа дчя ашивизагрш
мыследеятелъности и внутреннего диалога студентов.
Традиционное взаи
модействие субъектов обучения решает узко учебные задачи в силу его экст
раактивною режима и не отвечает духовным потребностям студентов в овла
дении ценностями. Интроспективный характер экзистенциальных ценностей
требует понимающего (интерактивного) взаимодействия, стимулирующего
внутреннюю реакцию студентов, их рефлексию, переживание, осмысление
учебного материала как источника их мыследеятельности и духовного роста.

В ракурсе преобразования учебного взаимодействия целесообразно избегать пассивного методического подхода, ориентироваться на активный и расширять использование интерактивного методического подхода, который является наиболее адекватным содержанием процесса обучения, обеспечивающим становление экзистенциальных ценностей.

4. Формы интерактивного обучения, направленного на становление эк
зистенциальных ценностей будущих учителей.
Интерактивное учебное взаи
модействие выстраивается в логике процесса овладения студентами системой
ценностей и включает следующие этапы: проблемно-ориентировочный; эк
зистенциального переживания; интроспективного понимания; интерактивной
коммуникации; духовною осмысления.

Наиболее адекватными формами обучения, отвечающими интерактивному взаимодействию, являются: социодреша, направленная на понимание смысла жизни групповых субъектов, психодрама, активизирующая переживание чужих эмоций, учебная игра, расширяющая образовательные возможности родной и иноязычной культуры, деловая игра, ориентирующая на профессиональное самосовершенствование, ролевая игра, стимулирующая принятие на себя роли другого и восприятие его ценностей, дискуссия, обнажающая коммуникативную интеракцию как средство осмысления экзистенциальных ценностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что в пей:

разработан пакет диагностических материалов по изучению экзистенциальных ценностей студентов;

создано учебно-методическое обеспечение учебного взаимодействия на занятиях по изучению иностранного языка, направленного на становление экзистенциальных ценностей студентов.

Полученные выводы и материалы исследования могут использоваться в учебном и воспитательном процессе средних, средне специальных, высших учебных заведений, па курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность научных положений исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целостным подходом к решению проблемы, единством общенаучных и конкретных методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, внедрением в практику разработанной технологии, результативность которой подтверждается данными официальных органов управления образованием.

Апробация результатов исследования проводилась на базе РГПУ, ТГПУ, МГОПУ им. М.Л. Шолохова. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики РГПУ, докладывались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях (2003-2006 г.г.) и опубликованы в научных работах общим объемом 2,9 п.л. (7 публикаций).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В диссертации имеется 5 таблиц, 4 рисунка, 3 схемы. Библиографический список включает 144 наименования, из них 4 на английском языке. Основной текст диссертации изложен на 148 страницах. В приложениях к диссертации представлены диагностические материалы, разработанные для осуществления опытно-экспериментальной работы.

Методология изучения системы ценностей как смыслового содержания духовною мира человека

Объектом нашего исследования является взаимодействие преподавателей педагогических вузов и студентов с целью воспитания духовности будущих учителей. Потребность в рассмотрении воспитания с точки зрения его духовного содержания связана с тем, что человек представляет собой, прежде всего, духовное существо, что является базой для духовно ориентированного воспитания. В рамках духовно ориентированной парадигмы, воспитание - это целенаправленный духовно ориентированный процесс становления системы ценностей, направленный на овладение смыслом человеческого бы-тип (Т.И. Власова).

Приоритет духовного развития включает, прежде всего, ориентацию на Абсолютные ценности. Духовность - это интенция человека к Абсолютным ценностям (Истине, Добру, Красоте), которые являются для человека ориентирами в его жизни, то есть отвечают на вопрос, к чему человек должен стремиться, как он должен жить, чтобы приблизиться к эгим ценностям. Духовность есть не что иное, как система высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и к самому себе. Именно поэтому сегодня на передний план выдвигается аксиологический подход к подготовке учителя, то есть современное образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развитие ценностного сознания учителя. Аксиология, психология и педагогика сосредотачивают внимание на формировании ценностного отношения к миру, которое рассматривается в качестве основной задачи образования. М. Шслер так описал значение ценностей в жизни человека: «Человек перемещается, словно в раковине, образованной всякий раз особенной субординацией ценностей и ценностных качеств. Эту раковину он повсюду носит с собой, и ему не избавиться от неё, как бы быстро он не бежал. Через окна этой раковины он воспринимает мир и самого себя» (138, 341). Ценностные отношения человека оказывают влияние на ею эмоционально-психологическое состояние, способствуют достижению удовлетворенности и наполненности жизни, помогают обрести её смысл. Система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-иотребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности. Высокий уровень развития ценностных ориентации обеспечивает избирательное отношение к окружающим явлениям и предметам, адекватное их восприятие и оценку их субъективной и объективной значимости, то есть ценности позволяюг человеку ориентироваться в мире материальной и духовной культуры. Таким образом, ценности являются смысловым содержанием духовного мира личности. Именно поэтому мы рассматриваем философию ценностей в качестве методологического основания теории воспитания духовности будущих учителей.

Прояснение значения ценностей в жизни общества является важной потребностью нашею времени, в этой связи происходит активизация аксиологических исследований, и многие ученые посвящают свои работы проблеме ценностей. Для исследования ценностей необходим философский подход, поскольку без философского понимания ценности невозможно построить аксиологическую концепцию, в этом случае она станет сведением «сложного к простому, целою к той или иной его части или сумме частей, многомерного к одномерному» (40, 49). Феномен ценности, напротив, представляет собой «многомерное, сложно-целостное образование» (40, 50), которое хотя и имеет разные грани и уровни (психологический, социологический, культурологический, педагогический и т.д.), но не сводится к какой-либо одной его стороне. Таким образом, ценность, в современном понимании, - это многосторонняя целостность.

Философский подход в трактовке ценностей позволяет нам так же ответить на вопрос, как соотносятся субъектно-объектные отношения, какая связь существует между объектом и субъектом в ценностной ситуации. М.С. Каган определяет аксиологическую ситуацию как целостное ценностное отношение, «полюсами» которою являются ценность и оценка, то есть ценносш сами по себе не имеют бытия. Важным является то, какое значение придает субъект оцениваемому объекту, так как ценность это и есть значение данного предмета для субъекта. «Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл...» - так характеризует ценность Ж.-П. Сартр. Смысл тесно связан с понятием ценность, более того, сам смысл также является ценностью. Более подробно проблема смысла рассматривается в экзистенциальной психологии. Смысл - эго значение объекта для человека как субъекта, осмыслить собственное существование - значит придать своей жизни ценность.

Символический интеракционизм как теоретическая предпосылка педагогических технологий, основанных на интерактивном взаимодействии

В свете духовно ориентированного подхода воспитание духовности студентов становится одной из важнейших задач преподавателя. Для успешного выполнения этой задачи преподавателю необходимо владеть педагогическими технологиями, которые способствуют более эффективному взаимодействию с учащимися. Технологический подход в образовании - новое явление в отечественной педагогике. Развитие образовательных процессов в современном обществе, педагогические инновации, психолого-педагогические исследования постоянно требуют обобщения, и применение понятия «технология» к сфере образования является одним из способов решения этой проблемы (102, 3). В настоящее время существует множество определений сущности педагогических технологий:

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальных набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (ИЛ I. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условии для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Г.К. Селевко предлагает обобщенное понятие педагогической технологии, включающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов.

Педагогическая (образовательная) технология, по Селевко, - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная иа научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (102,4).

Современная педагогика предлагает широкий выбор технологий, позволяющих оптимизировать процесс обучения и воспитания: развивающие, коммуникативно-ориентированные, дичностно-ориентированные и другие. Наряду с уже существующими и хорошо зарекомендовавшими себя направлениями, появляются новые технологии, которые могут стать основой воспитательного процесса как в среднем, так и в высшем учебном заведении. Г.К. Селевко отмечает, что названия большого класса современных технологий определяется содержанием тех модсрншаций и модификаций, которым в них подвергается традиционная педагогическая система, и классифицирует инновационные технологии но данному принципу:

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина н др.).

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение и др.). Педагогические технолопіи на основе эффективности оріанизц-ции и управлении процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, перспектив но-опережающее обучение с использованием опорных схем, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии и др.). Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий П.Ф. Талызиной и М.Б. Воло-вича и др.).

Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждении (технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии и др.). Педагогические технологии на основе современных информационно-телекоммуникационных средств (СМК): эта новая группа техполошй выделена в силу того, что применение данных средств значительно преобразует структуру учебного материал и создает небывалые условия для его интенсификации.

Технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов, подразумевающие целенаправленно организованные воздействия со стороны среды, социальных субъектов воспитания (семья, средства массовой информации и т.п.).

Альтернативные, радикально изменяющие обучение (вальдорф-ская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Фрс-не, технология вероятности о [О образования A.M. Лобка). Целостные политехиологии авторских школ («Школа самоопре-лелния» А.И. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Одним из таких набирающих силу направлений являются интерактивные технологии, в основе которых, в соответствии с классификацией Селевко, лежит активизация и интенсификация деятельности учащихся. Данные технологии относятся к активным методам обучения и в настоящее время становятся все" более актуальными, так как принцип активности учащегося - один из основных принципов в современной педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении (102, 37). Различают два уровня активности: объектная активность (низший уровень активности - исполнительская, воспроизводящая деятельность человека) и субъектная активность (высший уровень активности - творческая, преобразующая деятельность человека). Интерактивные технологии осуществляются в сфере субъектной активности, так как только в субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельности и собственного выбора. Через субъектную активность проявляются такие важнейшие качества личности, как индивидушіьность, творчество, инициативность, ценностные ориентации, а основной целью применения интерактивных технологий является именно формирование данных качеств личности.

Активизация мыслсдеятельности и внутреннего диалога студентов в процессе интерактивного обучения как основа актуализации их экзистенциальных проблем

Термин «интерактивное взаимодействие» в настоящее время всё чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т.п. В учебном процессе этими сторонами являются педагог и обучающийся (учитель и ученик - в школе, преподаватель и студент - вузе и т.д.), а обучение на основе пнтеракции получило название «интерактивное обучение». Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает находящийся в режиме взаимодействия, беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Кроме этой обобщенной характеристики, интерактивное обучение включает чрезвычайно важный элемент, который позволяет нам рассматривать его в качестве одного из средств, способствующих становлению экзистенциальных ценностей обучающихся, совершенствованию их духовного мира. Этой составляющей является внутренний диалог, под которым мы понимаем экзистенциальное переживание полученной информации, наделение ее личностным смыслом в процессе рефлексии. Но не всякая информация может стать стимулом к внутреннему переосмыслению, поэтому интерактивное обучение строится, прежде всего, на опыте обучающихся. Для того чтобы интерактивные методы работали не только на активизацию познавательной деятельности студентов, но и были ориентированы на гармонизацию их внутреннего мира, необходимо большое внимание уделять подбору учебного материала, который должен обладаїь личностной значимостью для каждого обучающегося, отражать актуальные для него на данный момент экзистенциальные проблемы.

Сущность интерактивного обучения становится более ясной в сравнении основных форм взаимодейстния педагога и обучающихся. Все методические подходы к обучению можно разделить на три группы:

Пассивные методы.

Активные методы.

Интерактивные методы.

Пассивный методический подход, как видно из схемы 1, это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог является основной действующей фигурой занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь при использовании пассивного методического подхода осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения обучающимися учебного материала, но его плюсы - это относительно нетрудоемкая подготовка занятия и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие преподаватели предпочитают его остальным методам. И действительно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках умелого и опытною педагога, особенно если обучающиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в вузах, так как студентов можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы (например, проблемная лекция) дали бы еще более эффективные результаты.

Похожие диссертации на Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения