Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Малинникова Наталья Алексеевна

Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
<
Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малинникова Наталья Алексеевна. Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, 2000 255 c. РГБ ОД, 61:01-13/948-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей учащихся как педагогическая проблема 11

1.1. Сущность понятия «творческие способности» 11

1.2. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема 31

1.3. Моделирование системы подготовки студентов к деятельности, связанной с развитием творческих способностей учащихся в процессе обучения 50

ГЛАВА II. Анализ возможностей формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения 79

2.1. Ориентирование будущего учителя на развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения 80

2.2. Возможности формирования теоретической и практической готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся 92

2.3. Состояние подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения 105

ГЛАВА III. Экспериментальная система подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения 110

3.1. Организация экспериментальной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения

3.1.1. Методическая подготовка студентов - основа подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей 115

3.1.2. Формирование готовности будущих учителей к развитию творческих способностей на семинаре 130

3.1.3. Формирование готовности у учителей общеобразовательных школ в семинаре «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема 153

3.2. Анализ результатов работы по экспериментальной системе 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190

БИБЛИОГРАФИЯ 194

ПРИЛОЖЕНИЯ 215

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей личности является актуальной проблемой как для современного общества в целом (социально-экономические перемены в котором на первый план выдвинули формирование творчески развитой личности), так и для отдельных его элементов, в частности для системы образования. Решать эту проблему должен, в том числе, и учитель, обладающий высоко развитыми профессиональными качествами, творческими способностями и опытом творческой деятельности.

Анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с учителями показывают, что их до сих пор больше интересует степень овладения учащимися программным материалом, чем глубокая продуманная работа по развитию у школьников интереса к творческой деятельности, потребности в ней, что предопределяет развитие творческих способностей. В системе овладения знаниями, умениями и навыками преобладают стереотипные методики, направленные на алгоритмизацию действий учащегося.

Перестройка системы образования с целью развития в ней творческих способностей учащихся невозможна без преобразований в содержании и характере учебного процесса: изменения соотношения репродуктивной и творческой деятельности как учителя, так и ученика; индивидуализации обучения; замены традиционных задач проблемными и творческими; увеличения времени на самостоятельную творческую и исследовательскую работу обучаемых.

Проблема развития творческих способностей учащихся нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Большое количество исследований посвящено развитию различных сторон творческих качеств личности школьника (Л.С. Выготский, С.Г. Глухова, В.В. Давыдов, Н.С. Лей-тес, АН. Лук, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); развитию их творческой активности (А.С. Байранов,

Т.А. Капитонова, Г.Н. Никулина, А.Я. Савченко и др.), их творческих и специальных способностей (В.И. Андреев, Н.К. Винокурова, О.Д. Захарова, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, Н.С. Лейтес, П.И. Пидкасистый, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.).

Ряд исследований посвящен подготовке будущего учителя к профессиональному творчеству (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, З.С. Левчук, Л.М. Лузина, Н.Д. Никандров и др.), к организации творческой деятельности учащихся (Л.К. Веретенникова, Т.И. Пахомова, Н.М. Шакирова и др.), к развитию отдельных видов творческих способностей учащихся (И.Е. Брякова, В.Г. Разумовский, З.А. Тамарова и др.).

Психологической основой для развития творческих способностей послужили положения деятельностного подхода, разработанные в трудах Д.Б. Богоявленской, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др. В их работах подчеркивается важность постановки проблем развития творческих способностей учащихся, решение которых приблизит нас к цели - формированию творчески развитой личности.

Вместе с тем проблемы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей школьников нельзя считать полностью и до конца исследованным. На это указывает наличие ряда противоречий, возникших в системе формирования профессиональных качеств будущих учителей. К их числу следует отнести противоречия:

между педагогическим управлением учебно-творческой деятельностью и самоуправлением личности обучающегося (методы и средства управления педагогом учебным процессом могут лишать учащихся возможности проявлять свои творческие способности);

в функциональном подходе разных преподавателей к развитию творческих способностей обучающихся (одни педагоги акцентируют внимание на положительных мотивах, другие - на развитии интеллектуальных качеств, третьи - максимально активизируют самоорганизацию творческой деятельности);

между предметным характером обучения и необходимостью системного применения знаний, усвоенных в разных учебных курсах в творческих ситуациях, что порождает проблему усиления межпредметных связей в организации учебного процесса.

между необходимостью развития творческих способностей и недостаточной разработанностью методики формирования и стимулирования этих качеств;

между потребностью педагога иметь необходимые сведения об уровнях развития творческих способностей обучающихся и незнанием методик, позволяющих определять эти уровни и вписывающихся в логику учебного процесса.

Недостаточная разработанность проблемы, ее важность, актуальность практического разрешения послужили основанием для выбора темы исследования.

Проблема исследования. Существующая система подготовки будущих учителей не обеспечивает успешную подготовку большинства из них к развитию творческих способностей учащихся. Возникает проблема: как следует изменить или скорректировать эту подготовку, чтобы в отведенное нормативными документами время подготовить будущих учителей к успешному развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Цель исследования - разработка системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей у учащихся.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя.

Предмет исследования - система подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей у учащихся.

Гипотеза исследования. Подготовка студентов к развитию творческих способностей у учащихся в процессе обучения будет успешно осуществляться, если:

в курсах философии, педагогики и психологии студенты успешно усвоят сущность творчества и творческих способностей, роль творческой деятель-

ности в процессе обучения, пути формирования творческих способностей;

в рамках психолого-педагогических курсов, спецдисциплин и спецсеминаров будет проводиться целенаправленная работа по развитию творческой деятельности как преподавателя, так и студентов, мотивов овладения будущим учителем педагогической профессией, как творческой;

студенты овладеют опытом творческой деятельности в процессе их включения в нее, начиная с 1 курса;

будет соблюдаться поэтапность в подготовке будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, а также взаимосвязь и преемственность форм, средств и методов на каждом этапе;

будет реализовываться комплекс условий, повышающих эффективность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся.

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

  1. Исследовать сущность творческих способностей.

  2. Изучить теоретические подходы к проблемам развития творческих способностей у учащихся.

  3. Проанализировать учебные программы и пособия дисциплин психолого-педагогического цикла и выявить, насколько реализуются заложенные в них возможности по подготовеи студентов к развитию творческих способностей у учащихся.

  4. Разработать систему подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся

  5. Проверить эффективность системы подготовки в реальном учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются философские идеи о единстве теории и практики, положения личностно-деятельностного подхода к изучению явлений общественного развития. В основу исследования положены современные психолого-педагогические концепции о системно-целостном под-

ходе к формированию личности, о творческой сущности человека, положения теории творчества, учение об определяющей роли деятельности в становлении личности, общая теория профессионального образования.

Основными методами исследования стали эксперимент и целенаправленное, систематическое наблюдение за процессом подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла; теоретический анализ литературы в рамках проблемы; изучение передового педагогического опыта; различные виды опросов; экспертная оценка; тестирование; теоретический анализ эмпирических данных; статистические методы обработки результатов эксперимента.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Брянского государственного педагогического университета, гимназий № 2 и №7, средних школ №№ 1, 19, 62, 67 г. Брянска и Шибинской школы Дятьковского района Брянской области.

Всего исследованием было охвачено 911 человек.

Исследование проводилось с 1997 по 2000 годы. Проведенное исследование подразделяется на три этапа.

На первом этапе исследования (1997-1998 гг.) решались задачи осмысления и формулирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт учителей-новаторов и накапливался собственный опыт, касающийся развития творческих способностей студентов. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили окончательно определить цели, объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу решения проблемы, сформулировать задачи исследования, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1998-1999 гг.) проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе эксперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения, разрабатывались и проводились учебные занятия, обеспечивающие формирование данной готовности, вырабатывались педагогические рекомендации по организации учебных занятий по психолого-педагогическим дисциплинам.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) продолжалась экспериментальная проверка разработанной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, систематизировались и обобщались полученные материалы, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

смоделированы компоненты готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

разработана модель системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

обоснованы условия, определяющие успешность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

выделены этапы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

разработано содержание каждого этапа подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается:

- в возможности использования разработанной системы подготовки будущего
учителя к развитию творческих способностей учащихся в любом учебном
заведении, готовящем или переподготавливающем учителей общеобразова
тельных школ путем соответствующей корректировки содержания и форм

проведения учебных занятий. Результаты исследования могут быть использованы также при подготовке учителей-предметников любой специальности

в разработке и реализации системы семинарских занятий, посвященных вопросам развития творческих способностей учащихся в процессе обучения и позволяющих формировать готовность будущего учителя к этой деятельности, а также системы семинарских занятий для учителей общеобразовательных школ, способствующих систематизации и корректировке их знаний и умений по проблеме развития творческих способностей учащихся;

в возможности использования в школе разработанного курса «Развитие творческих способностей» для учащихся 5-7 классов, основанного на организации на занятиях творческой деятельности учащихся.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена используемой методологией, комплексом методов, сочетанием качественного и количественного анализа материалов исследования, корректной математической обработкой результатов.

Внедрение. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы обучения и воспитания» (Брянск, 1997, 1998, 1999), всероссийском семинаре «Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики» (Калуга, 1998), всероссийском семинаре «Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты» (Брянск, 1999, международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 2000), всероссийском научном семинаре преподавателей математики педвузов «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики в педвузах: прошлое, настоящее, будущее» (Москва, 2000), на заседаниях кафедры геометрии и кафедры педагогики Брянского государственного педагогического университета, на методическом объединении гимназии №7 г. Брянска.

Материалы диссертационного исследования отражены в 10 публикациях автора; использовались в процессе проведения семинара «Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения» и семинара для учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема».

На защиту выносятся:

условия, определяющие успешность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

этапы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

модель системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

модель готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

методические рекомендации изучения курса «Методика преподавания предмета» в педагогическом вузе;

содержание семинара для студентов «Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся» в рамках курсов по выбору;

содержание семинара для учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема»

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Сущность понятия «творческие способности»

Понятие «творческие способности» образовано в результате синтеза понятий «творчество» и «способности» в процессе выкристаллизовывания из общего понятия «способности» его одной частной разновидности - творческих способностей.

Творчество рассматривают во многих аспектах.

Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи (Н.А. Бердяев, Дьюи, Н. Гарт-ман). Опираясь на исторические выводы в учении о творчестве, в настоящее время большинство философов единодушны в трактовке понятия творчества. «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [247, с.662].

Взяв за основу философские взгляды на сущность творчества, большинство психологов определяет его как «деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью» [54]; как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности» [40]; как «один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи)» [11]; как «форму деятельности человека, направленную на создание новых ценностей, новых идей, как открытие принципиально нового или уже усовершенствованного решения той или иной задачи» [206]. В качестве существенного признака творческой деятельности исследователи рассматривают новизну и социальную значимость продуктов этой деятельности.

Следует различать объективную и субъективную новизну продукта творческой деятельности. Под объективной новизной понимают то, что неизвестно в науке или в практической деятельности людей. Субъективной называют новое для данного конкретного субъекта деятельности, а не общества в целом [219, с.32].

Наряду с вещественным результатом, главным в творчестве является проявление и совершенствование самой способности человека к самопроизводству, к производству культуры [59]. Действительным содержанием творчества оказывается развитие самого человека как общественного существа, то есть развитие всей совокупности образующих его отношений, сил, способностей и потребностей [59, с. 7].

Сходные взгляды на сущность творчества высказывают в своих работах К.К. Платонов [180], Ю.Н. Кулюткин [116].

В вопросе о сущности творчества мы разделяем точку зрения Ю.Н. Ку-люткина. В своих работах он обосновал два взаимосвязанных аспекта процесса творчества. Во-первых, творчество - это деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей, имеющих социальное, а не только личное значение. Во-вторых, под творчеством понимается сам процесс достижения результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама развивается [116].

Сущность творчества заключается в том, что в процессе творческой деятельности труд из внешней необходимости превращается в свободную самореализацию человеческих сил, стимулирующих познание и преобразование человеком действительности: деятельное».превращается в самодеятельность, детерминация - в социальную самодетерминацию человеческой личности, необходимость - в свободу, возможность - в действительность. Иными словами, внешняя детерминация человеческой деятельности превращается в свободное самоосуществление сущностных сил, потребностей и способностей человека в материальном производстве, социально-политической и духовной сферах деятельности. Эта способность свободного действия и выбора решений под влиянием внутренних побуждений есть форма наследования, реализации исторического опыта человека, воплотившего богатство человеческих сил.

В этом же аспекте представляется очень важным вопрос о психологических предпосылках творческой деятельности. С психологической точки зрения всякая деятельность предполагает достижение определенных целей и основывается на системе мотивов, в роли которых могут выступать самые разнообразные явления духовного характера, включая жизненные и профессиональные интересы, потребности человека, его убеждения, чувства и т.п. При наличии этих мотивов достижение поставленных целей осуществляется посредством реализации определенной системы действий, характер и продуктивность которых предопределяется психикой человека, его способностями, подготовленностью.

Рассматривая работу психики человека как оперирование знаниями, можно выделить в этом процессе следующие составляющие: приобретение знаний, применение знаний, преобразование знаний. Способность к применению знаний можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний. Систему приобретения знаний характеризует обучаемость, а процесс преобразования знаний (с ним связано воображение, фантазии, порождение гипотез и прочее) - креативность (общая творческая способность).

Исходя из подобного отождествления процессов обязательным вопросом является рассмотрение соотношения интеллектуального и творческого процессов. Для того чтобы отличить творческий процесс, то есть преобразование знаний, от интеллектуального, то есть применения знаний, необходимо обратиться к различению сознательного и бессознательного в психике человека. В процессе решения сложной творческой задачи человек проходит несколько стадий. Вначале он пытается применить готовые знания к условиям новой задачи. В результате настойчивых и безуспешных попыток решения творческой задачи субъект переходит на стадию «инкубации идеи», когда решение как бы постепенно вызревает в голове. В итоге вызревания происходит преобразование знаний, проявляющееся в нахождении творческого решения. Эта последовательность стадий многократно подтверждается при описании научных открытий.

На стадии постановки задачи и попыток решить ее на основе имеющихся знаний решающую роль играет сознание. На стадии «инкубации идеи» и порождения гипотез решающую роль играет активность бессознательного. В момент неожиданного открытия идея прорывается в сознание. На стадии же отбора и проверки гипотез, а также оценки решения вновь доминирует сознание.

Таким образом, можно заключить, что при интеллектуальном акте доминируют, регулируют его сознательные процессы, а подсознательные выступают в качестве объекта регуляции. «Критерием интеллектуального поведения человека является не преобразование среды, а открытие ее возможностей для адаптивных действий индивида в ней. Преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности» (по терминологии Я.А. Пономарева), который может быть осознан или, как правило, не осознан субъектом» [183,184].

Ориентирование будущего учителя на развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения

Главным нормативным документом, определяющим требования к подготовке будущего учителя, служит государственный образовательный стандарт, который ориентирует преподавателей вуза на требования к профессиональной подготовке студентов.

Государственный стандарт высшего профессионального образования [62] устанавливает общие требования по следующим направлениям: к структуре и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся, ее максимальному объему и др. Частью государственного стандарта являются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям [63], [64], [65], [66]. В них дана характеристика сферы профессиональной деятельности учителя, требования к уровню подготовки выпускников, реализуемые в различных циклах учебных дисциплин.

Из всех требований к уровню подготовки учителя нас, в связи с поставленными задачами исследования, будут интересовать только те, которые непосредственно ориентируют преподавателей и студентов на формирование готовности в целом, а значит ее компонентов в частности, развивать творческие способности учащихся.

В стандарте указаны общие требования к образованности специалиста (с.2-4), а также требования по дисциплинам общекультурной подготовки (с.4-5), по дисциплинам психолого-педагогической подготовки (с.6-7) и по дисциплинам предметной подготовки (с.7).

Рассмотрим влияние требований государственного стандарта к образованности специалиста, соответствующим знаниям и умениям на формирование компонентов готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Таким образом, государственный образовательный стандарт, с одной стороны, ориентирует преподавателей вуза на формирование компонентов готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, т.к. он служит основой для создания учебных программ. С другой стороны, государственный образовательный стандарт обязывает преподавателя выполнять его требования, а это предполагает организацию им такого процесса обучения будущего учителя, в котором бы формировались умения студента развивать творческие способности учащихся.

Содержание высшего педагогического образования включает в себя три взаимосвязанных блока: общекультурный (ГСЭ + ЕН), психолого-педагогический (ОПД) и предметный (ДПП). Согласно образовательному стандарту [62, 63, 64, 65, 66] каждый из названных блоков призван решать определенные цели.

Предметный блок ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащегося и общения с ними.

Общекультурный блок призван обеспечить развитие мировоззрения учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения.

Психолого-педагогический блок направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности.

Систематизирующим стержнем содержания каждого блока и педагогического образования в целом «является практическая деятельность студентов, поскольку профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной деятельности, но и преобразовательной» [167, с.64], т.е. творческой.

Разработанная модель подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения (см. п. 1.З., с.72) и анализ государственного образовательного стандарта позволили нам конкретизировать структурные элементы этой системы, которые можно соединить в единую логическую цепочку. В ее начале стоит преподаватель вуза, осознающий поставленную перед ним проблему, а «конечным звеном» этой цепочки является студент-выпускник, готовый развивать творческие способности учащихся в процессе обучения.

Организация экспериментальной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения

Основные выводы о сущности процесса развития творческих способностей учащихся и закономерностях их формирования, освещенные в главах I, II, были воплощены в разработанной системе подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения в ходе формирующего эксперимента.

Было выявлено влияние каждого этапа этого процесса на формирование готовности студентов к развитию творческих способностей учащихся, условий, приемов и форм его осуществления в совокупности.

Формирующий эксперимент проводился в 1998-2000 учебных годах на 3, 4, 5 курсах физико-математического факультета, 4 курсе факультета русского языка и литературы и в гимназии №7 г. Брянска.

В эксперименте участвовало 166 студентов физико-математического факультета и факультета русского языка и литературы, 56 учителей и 108 учащихся 5-6 классов гимназии №7 г. Брянска. Всего 330 человека.

Подготовка к экспериментальной работе потребовала выделения относительно одинаковых контрольных и экспериментальных групп студентов и учеников. Подбор этих групп проводился с учетом качественных показателей успеваемости студентов двух факультетов и учащихся гимназии. Выборка во всех случаях была однородной, она составлялась раздельно для каждой группы испытуемых. В параллельных, контрольных и экспериментальных группах в вузе, занятия проводились автором исследования, в параллельных контрольных и экспериментальных классах гимназии - одним и тем же учителем.

Для определения уровня сформированности готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся были использованы прямые и косвенные наблюдения и опросы.

Прямое наблюдение проводилось автором исследования, косвенное по его указаниям студентами ФМФ БГПУ. Использовались также фронтальное (за работой всей группы на занятии) и выборочное (за работой конкретного студента) наблюдения. В итоге были проведены наблюдения на 83 занятиях.

Исходя из психологической природы способностей, мы выделили для наших наблюдений следующие показатели творческих способностей:

а) Проявление творческой активности.

- проявление самостоятельности в решениях;

- выдвижение гипотез решения;

- стремление отойти от готовых решений;

- стремление к усложнению существующего содержания.

б) Проявление элементов творческого мышления.

- беглости, определяемой числом завершенных решений в единицу времени;

- гибкости, определяемой числом различных по содержанию решений;

- оригинальности, определяемой нестандартностью решений,

- разработанностью, определяемой тщательным обоснованием своих ответов.

в) Волевые проявления.

- настойчивость в преодолении трудностей при выполнении заданий;

- сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость.

г) Положительные эмоциональные проявления.

Для изучения уровня готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся нами применялись анкеты, составленные из прямых вопросов, и анкеты селективного типа, где студентам на каждый их вопрос предлагалось несколько готовых ответов, из которых они выбирают наиболее для них подходящий.

Для получения общих данных об уровне готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся нами использовались анкеты (см. приложения 6, 7, 8,10,11).

Для выяснения уровня творческой активности использовались анкеты (см. приложения 4, 5).

Для выяснения уровня творческого мышления использовался фигурный тест творческого мышления (см. приложение 12) П. Торренса.

Для выяснения осознанности студентом творческого характера профессии учителя использовалась анкета № 1 (см. приложение 1).

Наряду с анкетами автором исследования проводились индивидуальные беседы. Они были направлены на выяснение отношения будущего учителя к проблеме развития творческих способностей учащихся.

Опрос студентов по этой проблеме проводился и письменно в виде сочинений (см. приложение 9).

Данные прямых и индивидуальных бесед со студентами сопоставлялись с данными косвенного опроса, с данными бесед с преподавателями психолого-педагогических дисциплин, товарищами. Эти беседы нужны были для того, чтобы сравнить высказывания студентов, получить ответы на интересующие нас вопросы: что такое творческие способности и в чем они проявляются; можно ли их развивать в процессе обучения и у каждого ли ученика; каким должна быть организация обучения; какими качествами должен владеть учитель и т.д.

Реализация экспериментальной системы осуществлялась:

- на занятиях по методике преподавания математики (1998-2000 гг.);

- на занятиях семинара «Подготовка учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения» для студентов 5 курса физико-математического факультета и 4 курса факультета русского языка и литературы (1999-2000 г);

- на занятиях семинара «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема» для учителей гимназии №7 (1999-2000 г.).

Занятия вышеуказанных курсов были подчинены задачам формирования готовности студентов и учителей к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения:

- задаче осознания ими творческого характера педагогической профессии;

- задаче осознания ими психолого-педагогической сущности процесса творчества, процесса обучения, творческих способностей, условий формирования и развития творческих способностей в процессе обучения;

- задаче овладения ими приемами, способами, методами творческой деятельности в учебном процессе;

- задаче овладения ими методами диагностики уровня развитости творческих способностей;

- задаче овладения ими умениями корректировки деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся;

- задаче развития их творческих способностей.

В ходе занятий по экспериментальным курсам были использованы методы наблюдения и анализа, сравнения и переноса знаний, ситуативных упражнений и эвристических бесед, проблемных ситуаций, творческих и исследовательских заданий. Основным методическим приемом в организации занятий было создание условий, позволяющих студенту и учителю взглянуть на поставленную проблему из вне, опираясь на свои знания, умения и опыт творческой деятельности, и предложить возможные варианты разрешения этой проблемы, проанализировать успешность предложенных гипотез, прогнозировать результат.

Похожие диссертации на Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения