Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 16
1.1. Мировоззренческие основания решения экологических проблем 16
1.2. Содержание понятия «экологическая культура» будущего учителя 33
1.3. Система экологического образования будущего учителя 53
Выводы по первой главе 72
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 76
2.1. Подходы к формированию экологической культуры будущего учителя 76
2.2. Организация экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя 95
2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя 143
Выводы по второй главе 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
БИБЛИОГРАФИЯ 181
ПРИЛОЖЕНИЯ 199
- Мировоззренческие основания решения экологических проблем
- Содержание понятия «экологическая культура» будущего учителя
- Подходы к формированию экологической культуры будущего учителя
Введение к работе
Актуальность исследования. Среди глобальных проблем современности, возникших в результате технократического подхода к миру — природе, обществу, человеку, - важнейшее значение приобретают экологические проблемы, связанные с зафязнением окружающей среды, нарушением равновесия в природе, истощением энергетических и сырьевых ресурсов. «В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений превращается в неумолимую реальность, мир заявил о своих правах и потребовал от человека равноправного диалога с ним; потребовал изменить классическое антропоцентрическое представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть Добро и Зло для человека и человечества, но и о том, что есть Добро и Зло для триады "человек — общество — природа"» (Т.В.Мишаткина).
Одним из возможных способов решения экологических проблем является формирование экологической культуры будущего учителя, который в своей последующей деятельности будет воспитывать благоговение учащихся перед жизнью. «Я - жизнь, которая хочет жить <.. .> среди жизни, которая хочет жить» (А.Швейцер). Формирование такого отношения студентов (учащихся) к жизни может стать основой для конструктивного диалога человека с природой, который гуманистичен по своей сути и по своему содержанию, ибо осуществляется в контексте мировоззрения сотворчества.
Идея формирования экологической культуры будущего учителя является не просто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, стимулирующих выработку новых стратегий научно-технического и социального развития, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы. Она исходит из понимания того, что сохранение окружающей среды, избежание экологической катастрофы, гибели природы есть «сохранение человека как биосоциальной структуры» (В.С.Степин), человека, который способен устранять исчерпанность возможностей экстенсивного пути развития человечества.
Насущность поиска способов формирования экологической культуры будущего учителя выдвигает данную проблему на одно из значимых мест в педагогической науке.
Анализ научной литературы по проблеме экологической культуры человека показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно того, является ли экологическая культура человека частью общей культуры (И.П.Сафронов, О.Г.Тавстуха), или она есть основание, базис общей культуры, есть новый тип культуры (И.В.Кристя, Е.В.Никанорова, А.Д.Урсул). Методологическая основа данных исследований общая. В отношении человека к природе он предстает как центр деятельностного взаимодействия: «В таком качестве он представлен одновременно и возмущающим, и регулирующим началом по отношению к природе <...> Здесь проясняется постоянно возобновляемая оппозиция двух указанных функций. В первой нормированный деятельностный опыт выступает противопоставляемым природе. Во второй природа представляется критерием и мерой знаний» (М.Б.Туровский).
В отечественной литературе выделяются культурологический, этический и педагогический уровни исследования экологической культуры личности. На культурологическом уровне экологическая культура как специфическая часть общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между человеком, обществом и природой, вписана в мир духовных ценностях, в систему социальных институтов всех видов и результатов человеческой деятельности, непосредственно связанных с познанием, освоением и преобразованием природы в рамках определенной социальной общности (И.П.Сафронов).
В уже известных положениях экологической этики раскрывается мысль, что экологическая культура включает в себя экологическое сознание, безопасную и даже благоприятную для природного равновесия технологию деятельности, а также этические нормы и ценности, навыки поведения, моральные взгляды и чувства людей; утверждается, что ядром экологической культуры является преломленное в моральных критериях экологическое сознание, которое отражает ценно-
стно-мировоззренческое отношение людей к природе (Т.В.Мишаткина, Н.Ф.Рей-мерс, ФЛ.Шипунов).
На педагогическом уровне раскрывается, что экологическая культура учащихся является частью, компонентом общечеловеческой культуры, который интегрирует экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний, умений, способностей, отношений, ценностных ориентации, в совокупности формирующих целостную природоориентированную картину мира и проявляющихся в эффективной природо- и человекосберегающей деятельности (О.Г.Тавстуха).
Для дальнейшего углубления научных представлений об экологической культуре будущего учителя среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с созданием системы экологического образования и определением подходов к формированию экологической культуры студентов в процессе их обучения в педагогическом университете. Источником этих проблем является противоречие между практической необходимостью системного развития экологической культуры будущего учителя и недостаточностью научно-методического обеспечения ее формирования в условиях переоценки приоритетов взаимодействия человека с природой.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки системы экологического образования, способствующей формированию экологической культуры будущего учителя. В практическом плане — проблема определения педагогических условий, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.
Объект исследования - процесс подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности.
Предмет исследования - формирование экологической культуры будущего учителя как аспект его подготовки к профессионально-педагогической деятельности.
Цель исследования - разработать систему экологического образования, способствующую формированию экологической культуры будущего учителя в процессе его обучения в педагогическом университете.
Гипотеза исследования. Экологическая культура учителя, ядром которой является экологическое сознание, отражающее ценностно-мировоззренческое отношение к природе, к человеку, взаимодействующему с природой, есть единство и взаимосвязь когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельностного компонентов.
Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете становится возможным тогда, когда педагогическая стратегия базируется на включении студентов в систему отношений «человек — природа», на развитии у них способности к конструктивному взаимодействию с природой, к осмыслению принятых решении и оценке результатов природоохранительной деятельности по критерию «этично — неэтично». Это становится реальностью, если создана такая система экологического образования, реализация направлений которого обеспечивает развитие конкретных компонентов экологической культуры (формирование у студентов экологических представлений и понятий обеспечивает развитие когнитивного компонента экологической культуры, формирование ценностного отношения к природе - рефлексивно-ценностного компонента, формирование опыта взаимодействия с природой - деятельностного компонента экологической культуры). Они содержательно и процессуально дополняют друг друга, благодаря чему обогащаются компоненты экологической культуры будущего учителя.
Формирование экологической культуры будущего учителя будет успешным, если:
- система экологического образования студентов, компонентами которой являются учебный процесс и внеаудиторная работа студентов, синтезирует этико-педагогический, личностно-ориентированный и контекстный подходы к развитию когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельностного компонентов;
овладение студентами экологическим знанием в различных организационных формах обучения с помощью разнообразных методов обучения осуществляется в единстве с признанием ими экологических запретов, научно обоснованных и предписывающих определенную систему правил и норм взаимодействий, взаимоотношений человека с природой;
создание в различных организационных формах обучения студентов эколо-го-педагогических ситуаций, выход из которых требует определить направление деятельности, вектором которого являются ценности природы, животного мира, сочетается с развитием оценочного и ценностного отношения к знанию, к опыту охраны природы;
овладение студентами опытом конструктивного взаимодействия с природой, базирующееся на приращении различного типа научного знания и его практической реализации в период практики, осуществляется под знаком «благоговения перед жизнью», выводящго будущего учителя на понимание единства человека и природы, в котором природа видится как ценность культуры.
Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о содержании понятия «экологическая культура учителя»; 2) определить подходы к формированию экологической культуры будущего учителя; 3) обосновать содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя; 4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры будущего учителя, исходя из выявленных изменений, произошедших в когнитивном, рефлексивно-ценностном и деятельностном ее компонентах.; 5) выявить и экспериментально проверить педагогические условия, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.
Новизна исследования:
- конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологи
ческая культура учителя», базирующееся на общечеловеческих ценностях и ноо-
сферных нормах поведения людей [образующими содержания понятия «экологиче
ская культура учителя» являются экологическое знание (когнитивный компонент),
ценности и оценки (рефлексивно-ценностный компонент) и действия (деятельност-ный компонент)];
определены подходы к формированию экологической культуры будущего учителя (системный подход, синтезирующий учебный процесс и внеаудиторную работу студентов, обеспечивает взаимосвязь этико-педагогического, контекстного и личностно-ориентированного подходов к формирования экологической культуры будущего учителя; этико-педагогический подход, этическая составляющая которого, давая студенту нормативно-ценностные рекомендации, ориентиры во взаимодействии с природой, придает направленность педагогической его составляющей, способствует развитию оценочного и ценностного отношения к природе; личностно-ориентированный подход, задавая направленность выбору преподавателем форм и методов формирования экологической культуры будущего учителя, способствует реализации единства содержательного и процессуального в процессе экологического образования студентов; контекстный подход, моделируя эколого-педагогические ситуации, способствует формированию экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе на основе освоенных ценностей и норм экологической этики);
обосновано содержание процесса формирования экологической культуры студентов (содержание процесса формирования экологической культуры будущего учителя, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категории «культура», обусловлено содержанием явления «экологическая культура»);
разработано и апробировано содержание спецкурса «Экологическая культура учителя», включающего следующие разделы: «Экологическая этика», «Место экологических проблем в системе глобальных проблем современности», «Содержание понятия "экологическая культура учителя"», «Подходы к формированию экологической культуры учащихся», «Содержание и методы формирования экологической культуры учащихся»;
выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых позволяет развивать нравственно-понимающее отношение студентов
к природе в единстве с их ориентацией на формирование экологической культуры учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о месте и функциях экологической культуры в становлении жизненной философии учителя, то есть образа его мышления, связанного с оценкой действий и поступков по отношению к природе, определением нравственных ориентиров взаимодействия с природой. Раскрытие мировоззренческих оснований экологических проблем позволит на теоретической основе определять содержание экологических императивов в диалоге человека с природой. Обоснование содержания процесса формирования экологической культуры будущего учителя составит основу для широких теоретических представлений о подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в аспекте его ориентации на развитие ценностного отношения учащихся к природе, к животному миру и расширит представление о содержании образования в педуниверситете.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование профессионально-педагогической деятельности в аспекте формирования экологической культуры будущего учителя, его ориентации на воспитание учащихся, становящихся способными жить сообразно законам природы. Результаты исследования могут быть положены в основу создания специальных программ повышения педагогической квалификации учителей различного типа образовательных учреждений, а также специальных курсов для студентов педагогических вузов. Вскрыты резервы совершенствования подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности. Разработка и апробация содержания спецкурса «Экологическая культура учителя» позволили оценить его как одну из реальных предпосылок обновления содержания подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Методологической основой исследования являются основополагающие мировоззренческие идеи о месте человека в мире, об отношениях человека к миру, к природе, о смысле жизни человека, философские идеи о роли человека в со-
хранении жизни на Земле; экологическая этика, исследующая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде.
Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве сознания и деятельности, о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В.Акопов, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.А.Бодалев, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, С.Ю.Степанов, В.С.Швырев и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
теории и концепции культуры, ценностей как аксиологической формы культуры (Б.С.Братусь, В.А.Блюмкин, В.П.Выжлецов, А.А.Гусейнов, М.С.Каган, В.А.Конев, В.Н.Сагатовский, М.Б.Туровский и др.);
теории и концепции гуманизации и гуманитаризации современной системы образования (И.Ю.Алексашина, Ш.А.Амонашвили, В.П.Бездухов, М.Н.Берулава, Ю.В.Сенько, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская и др.);
- теория системного (В.Г.Афанасьев, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина,
К.К.Платонов, В.Д.Шадриков, В.Хубка, У.Эшби, В.А.Якунин и др.) подхода к ор
ганизации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма,
конкретности и непрерывности;
- теории и концепции экологического сознания и мышления человека
(А.Г.Бусыгин, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазычев, С.Д.Дерябо, А.В.Лосев,
Т.В.Мишаткина, Н.Н.Моисеев, В.И.Панов, Н.Ф.Реймерс, И.П.Сафронов,
А.Д.Урсул, В.А.Ясвин);
теории и концепции экологического образования учителя, преподавателя вуза и их подготовки к формированию экологического сознания, культуры учащихся, студентов (А.Г.Бусыгин, А.Л.Бусыгина, А.А.Вербицкий, С.Н.Глазычев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Т.М.Носова, Л.В.Панфилова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, О.Г.Тавстуха и др.);
основные положения методологии педагогического исследования и педагогической прогностики (Л.М.Архангельский, В.И.Загвязинский, Н.И.Загузов, В.С.Ильин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Э.Г.Юдин и др.);
- концепции личностно-ориентированного образования, контекстного обучения (В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, А.А.Вербицкий, Ю.Н.Кулюткин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.). Выявление устойчивых в историческом аспекте «традиций» взаимодействия человека с природой («традиция управления», «традиция сотрудничества») и неустойчивых традиций («любовь к природе», «общение с природой», «соединение с природой»), сочетавшееся с раскрытием точек соприкосновения данных «традиций» с мировоззрениями насилия, ухода и сотворчества в условиях экологического кризиса, показало важность и необходимость осмысления вопросов формирования экологической культуры будущего учителя. Анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиций, проблему, определить объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось также определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.
Второй этап (2002-2004 гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие достижение цели исследования, анализировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка системы экологического образования будущих учителей и апробация спецкурса «Экологическая культура учителя».
Третий этап (2005 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих развитию когнитивного, рефлексивно-ценностного и деятельно-стного компонентов экологической культуры в их единстве и взаимосвязи. Проведено оформление результатов исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы; социологические методы (анкетирование, опрос, беседы, интервью); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); метод понятийного словаря; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; статистические методы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена научной состоятельностью исходных теоретических положений; обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; целостным и системным рассмотрением проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в 25 публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях (I международная конференция «Одаренность: рабочая концепция», Москва-Самара, 2000 г.; IV международная научно-методическая конференция «Высокие технологии в педагогическом процессе», Нижний Новгород, 2003 г.; Пятая международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии», Санкт-Петербург, 2003 г.; Межвузовская научно-практическая конференция «Учить учителя», Самара, 2004 г.; Международный форум «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития», Брянск, 2004 г.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности на естественно-географическом факультете Самарского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современное общество пребывает в парадоксальной ситуации. С одной стороны, оно, устремленное в будущее, связывает его с повышением качества жизни, ростом благосостояния. С другой стороны, общество не может не видеть экологических проблем, возникших в результате взаимодействия человека с природой на пути повышения качества жизни. Одной из причин парадоксальной ситуации является то, что в течение длительного времени ориентация нашего общества на социальный и технический прогресс, достижению которого способствуют интенсивное хозяйствование и научная деятельность, осуществлялась под лозунгом приспособления природы к человеку, а не перестройки отношения человека ко всему, что его окружает. Как результат - деятельность человека во взаимодействии с природой оценивалась по критерию «выгодно - невыгодно». Между тем критерием полноты взаимодействия человека и природы должен быть критерий «этично - неэтично». Одним из способов решения экологических проблем является формирование экологической культуры будущего учителя, который в своей последующей деятельности будет развивать нравственно-понимающее отношение учащихся к природе. Образующими содержания экологической культуры будущего учителя являются экологическое знание (когнитивный компонент), ценности и оценки (рефлексивно-ценностный компонент) и действия (деятельностный компонент).
2. Формирование экологической культуры будущего учителя, основанное на развитии экологических представлений и понятий о нормах взаимодействия человека с природой, ценностного отношения к природе и на становлении опыта взаимодействия с природой, может быть достигнуто за счет создания такой системы экологического образования, реализация которой знакомит студентов с миром экосистем и сообществ людей, взаимодействующих с экосистемами, моделирует будущее. Такое моделирование осуществляется целенаправленной, сознательной деятельностью преподавателя, если ее целью становится развитие конструктивного отношения будущего учителя к природе, способного к диалогу с природой в контексте мировоззрения сотворчества. Создание системы экологического образования студентов должно
осуществляться на основе понимания того, что каждое направление экологического образования, каждый компонент системы (учебный процесс и внеаудиторная работа студентов), будучи относительно самостоятельными, выполняя свои конкретные функции в целостном процессе формирования экологической культуры будущего учителя, оказывая влияние на другие направления и компоненты системы, приводит к их взаимосвязи и взаимодействию, благодаря чему обогащаются все компоненты экологической культуры будущего учителя.
3. Положение о необходимости формирования экологической культуры будущего учителя не может быть лишь дополнено тезисом о важности овладения им конструктивными способами взаимодействия с природой, развития у него способности к оценке деятельности, возмущающей природу, критерием которой (оценки) являлся бы гуманизм человека как форма связи между человеком и природой. В современных условиях требуются такие подходы к формированию экологической культуры студентов, реализация которых не только расширяет и наполняет экологическим содержанием их представления и понятия об экоцентри-ческом сознании, развивает у них нравственно-понимающее отношение к природе как ценности культуры, дает опыт конструктивного диалога с природой, но и содействует становлению у будущих учителей способности формулировать во взаимодействии с субъектами природоохранительной деятельности, с учащимися экологические запреты, составляющие содержание экологического императива. Обоснование таких подходов должно осуществляться на основе понимания того, что отношение человека к природе определяется не полезностью и целесообразностью деятельности человека, а нравственными нормами и принципами, что экологические запреты основаны на законах наук, обращенных и к человеку, и к природе. Такими подходами являются системный, этико-педагогический, контекстный и личностно-ориентированный. Единство, взаимосвязь и взаимодополнительность данных подходов к формированию экологической культуры будущего учителя в единстве с его ориентацией на развитие нравственно-понимающего отношения учащихся к природе достигается за счет реализации принципов единства содержательного и процессуального, межпредметных связей, гуманизма, связи тео-
рий с практикой, реальности, рефлексивной направленности педагогического процесса и др., за счет интеграции различного типа научного знания, использования разнообразных методов обучения студентов.
4. Деятельность преподавателя, предполагающая формирование у будущего учителя мировоззрения сотворчества, которое как состояние экоцентрического сознания сообразует цели взаимодействия человека с природой и тенденции развития природы, обеспечивает его диалог с природой и их взаимопринятие в контексте разумного потребления, становится эффективной, если: а) его деятельность, основанная на реализации этико-педагогического, личностно-ориентированного и контекстного подходов к формированию экологической культуры, упорядочивает и приводит в систему различные типы научного знания, на основе и посредством которого студент осуществляет оценку результатов деятельности; б) создание эколого-педагогических ситуаций, выход из которых требует определять направляющее действие ценности природы, животного мира, сочетается с развитием у студента оценочного и ценностного отношения к знанию, к опыту охраны природы, содержательной стороной которого (отношение) становится система ценностей будущего учителя, определяющих его миропонимание как систему знаний о бытии, природе, человеке; в) овладение студентами опытом конструктивного взаимодействия с природой, базирующееся на практической реализации освоенного знания, способов природоохранительной деятельности в период практики, осуществляется под знаком «благоговения перед жизнью», выводящего будущего учителя на понимание единства человека и природы и воплощаемого в осмысляющем отношении к природе как ценности культуры.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Мировоззренческие основания решения экологических проблем
Проблемная ситуация, возникшая в образовании, связана, в частности, с трудностями решения задачи формирования экологической культуры учащихся, которая, являясь своеобразным импульсом в духовно-практическом освоении мира и природы, гармонизируя отношения между обществом, человеком и природой, способствует решению глобальных проблем современности, в структуре которых выделяются экологические проблемы, порожденные взаимодействием человека с природой.
Развитие человеческой деятельности, науки и техники привели к тому, что проблема взаимоотношения человека и природы уже не является сугубо биологической. В современных условиях решение этой проблемы приобретает методологическое значение как в осмыслении человеком результатов своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: полное самоуничтожение или достижение процветания, благосостояния, превращение планеты в лучшее место для жизни. «В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений, — подчеркивает Т.В. Мишаткина, - превращается в неумолимую реальность, он (мир - С.А.) заявил о своих правах и потребовал от человека равноправного диалога с ним; потребовал изменить классическое антропоцентрическое представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть Добро и Зло для человека и человечества, но и том, что есть Добро и Зло для триады «человек - общество - природа»» [136, С. 273].
В научной литературе и исследованиях, посвященных глобальным проблемам современности, накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для раскрытия их сущности и классификации, определения способов и средств их решения.
На первый взгляд, нет необходимости обращаться к тому, что уже наработано наукой и реализуется в практике. Несмотря на это, мы считаем возможным вновь обратиться к этой проблеме и раскрыть ряд вопросов, связанных с экологическими проблемами современности. Это объясняется тем, что вопросы, связанные, например, с формированием экологической культуры будущего учителя, ориентированного на развитие аналогичной культуры у учащихся в контексте решения экологических проблем, не получили должного освещения.
Наша задача облегчается тем, что достаточно всесторонний анализ истоков глобальных проблем современности, причин их порождающих, а также различные подходы к их определению и классификации в рамках философии, политологии и культурологии представлены в работах Л.П. Буевой, И.В. Барынькина, Ю.В. Гладкого, Н. Злобина, В.П. Коблякова, СБ. Лаврова, В.Н. Сагатовского, B.C. Сте-пина, М.Б. Туровского, В.Ф. Шаповалова, К. Лоренца, Э. Фромма и др. [24; 13; 46; 71; 86; 108; 175; 176; 197; 206; 220; 119; 218]; в рамках педагогики - И.Ю. Алек-сашиной, А.Г. Бусыгина, Ю.Н. Кулюткина и др. [3; 26; 104].
Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Термин «глобальный» связан с понятием «земной шар», то есть вся планета в целом. Критерием отличия глобальной проблемы от неглобальной (региональной, локальной, частной) выступает пространственный масштаб. Глобальной проблемой будет та, которая в той или иной форме охватывает всю планету. Такие проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Они не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Для их решения требуются целенаправленные и организованные усилия всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека. Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Поэтому трудно даже теоретически вычленить и систематизировать их, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения.
Содержание понятия «экологическая культура» будущего учителя
Современное общество пребывает в парадоксальной ситуации. С одной стороны, оно, устремленное в будущее, связывает его с повышением качества жизни, благосостояния. С другой стороны, общество не может не видеть экологических проблем, возникших в результате взаимодействия человека с природой на пути повышения качества жизни. Одной из причин парадоксальной ситуации является то, что в течение длительного времени ориентация нашего общества на социальный и технический прогресс, достижению которого способствуют интенсивное хозяйствование и научная деятельность, осуществлялась под знаком потребительского отношения к природе, а не перестройки отношения человека ко всему, что его окружает. Как результат - деятельность человека во взаимодействии с природой оценивалась по критерию «выгодно - невыгодно». Между тем как критерием полноты взаимодействия человека и природы должен быть критерий «этично -неэтично».
Одним из способов решения экологических проблем современности по критерию «этично — неэтично», который органично вписывается в мировоззрение сотворчества, является формирование экологической культуры будущего учителя, который в своей последующей деятельности будет воспитывать благоговение учащихся перед жизнью. «Я - жизнь, которая хочет жить ... среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер - [Цит. по: 135, С. 111]). Формирование такого отношения студентов (учащихся) к жизни может стать основой конструктивного диалога человека с природой, который гуманистичен по своей сути и по своему содержанию, ибо осуществляется он в контексте мировоззрения сотворчества.
Постановка и решение проблемы формирования экологической культуры будущего учителя удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики.
В научной литературе и исследованиях по проблеме формирования экологической культуры учащейся молодежи накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения ее сущности, содержания и способов ее формирования.
Исследование проблемы формирования экологической культуры будущего учителя предполагает, во-первых, раскрытие ее содержания; во-вторых, обоснование подходов к ее формированию в процессе обучения студентов в педагогическом университете.
Необходимость обращения к проблеме формирования экологической культуры будущего учителя обусловлена не тем, что отсутствуют исследования по данной проблеме, а тем, что в специальных научных исследованиях не в полной мере реализуется этический подход к определению содержания экологической культуры человека и ее формированию у будущего учителя. Обозначенный выше критерий полноты взаимодействия человека с природой, диалога с природой является этическим критерием, поскольку он позволяет оценивать результаты действия человека, возмущающего природу, с точки зрения добра. Добро есть то, что способствует жизни, ее развитию и сохранению. Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что этическое знание не в полной мере опосредованно используется в педагогических исследованиях при обосновании концепций формирования экологической культуры студентов педагогического университета. Попытаемся восполнить данный пробел.
Секрет любой проблемы в науке заключается в способе ее постановки и адекватности решения. Рассмотрим, как ставилась и решалась проблема определения содержания понятия «экологическая культура» человека.
Анализ работ, посвященных исследованию экологической культуры, показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно определения понятия «экологическая культура», что свидетельствует, как мы полагаем, не о слабости науки, а, напротив, о научных исканиях ученых, которые и позволят в дальнейшем определить оптимальные способы формирования экологической культуры будущего учителя. Следует также отметить, что ученые исследуют проблему экологической культуры в рамках объекта конкретных наук, а потому результаты их научных изысканий не совпадают, да и не могут совпадать.
Подходы к формированию экологической культуры будущего учителя
Исследование проблемы формирования экологической культуры будущего учителя связано с обоснованием стратегии деятельности преподавателя педагогического университета. От педагогической стратегии зависит: а) включение студентов в систему отношений человека - природа; б) развитие способности студентов к конструктивному взаимодействию с природой по критерию этично - неэтично; в) развитие способности будущих учителей к решению проблем экологической направленности, осмыслению принятых решений и оценке достигнутых результатов.
Решение названных задач становится возможным, когда в процессе обучения создаются условия, обеспечивающие развитие у студентов тенденции к овладению различными типами научного знания, в том числе и педагогического. Педагогическое знание необходимо студенту для включения учащихся в конструктивный диалог с природой, для формирования у них экологического сознания, экологической культуры и т.д., для формирования у школьников ценностного отношения к природе и результатам деятельности человека, возмущающего природу.
Создание этих условий требует реализации таких подходов, которые послужат основой для формирования экологической культуры будущего учителя посредством разнообразных методов обучения. Такими подходами, которые могут быть рассмотрены в качестве методологии формирования экологической культуры будущего учителя, являются системный, этико-педагогический, контекстный и личностно-ориентированный подходы.
. Раскроем сущность данных подходов к определению содержания и формированию экологической культуры будущего учителя.
Системный подход необходим не только для создания системы экологического образования, но и для формирования экологической культуры будущего учителя, поскольку, во-первых, явление экологической культуры есть системное образование. Во-вторых, уяснение того, каким образом система экологического образования студентов начинает функционировать, возможно в рамках именно данного подхода. В-третьих, системный подход обеспечивает взаимосвязь этико-педагогического, контекстного и личностно-ориентированного подходов и методов формирования экологической культуры будущего учителя. Решение данных задач с помощью системного подхода требует определить системообразующие факторы, которые приводят «в движение» систему экологического образования и, объединяя ее компоненты, придают целостность процессу формирования экологической культуры будущего учителя.
Придание целостности процессу формирования экологической культуры будущего учителя является методологической установкой, но не установкой на целостность описания данного процесса. Данная установка, как подчеркивает Э.Г. Юдин, есть определяемый конкретной исследовательской задачей принцип [232, С. 222-223], который направляет и регулирует деятельность преподавателя педу-ниверситета по формированию экологической культуры будущего учителя.
Уяснение того, каким образом функционирует система экологического образования, связано с определением системообразующих факторов. Основными системообразующими факторами, как это установлено В.П. Бездуховым в результате анализа научной литературы, являются цель по созданию системы, понимание идеи ее создания, время и связи между компонентами системы экологического образования студентов [16, С. 38-40], а также отношения между направлениями экологического образования, компонентами его системы и выполняемыми ими функциями.
Раскроем сущность данных системообразующих факторов в рамках предмета нашего исследования.
Целью создания системы экологического образования является формирование экологической культуры будущего учителя. Система экологического образования, с одной стороны, целенаправленно создается преподавателем вуза; с другой стороны — она является целеполагающей. «В первом случае структуризация внешнего взаимодействия оказывается продиктованной извне, а во втором случае - изнутри самой рассматриваемой системы» [40, С. 22].
Понимание идеи создания системы экологического образования связано с осознанием цели, формирование которой продиктовано необходимостью решать существующие экологические проблемы, а также перспективами дальнейшего познания способов их решения.
Выделяя время в качестве системообразующего фактора, мы отдаем себе отчет в том, что он перекликается с таким принципом системного подхода как динамизм системы. Динамизм системы как принцип раскрывает должное. Таким должным в педагогической деятельности является норма. Именно этот смысл понятия «принцип», как подчеркивает В.В. Краевский, по традиции и по существу следует считать адекватным содержанию и задачам педагогической науки [97, С. 52). Динамизм системы, как отмечалось выше, дополняется принципом ее наблюдаемости.
Время как системообразующий фактор берется в отношении к человеку, который наблюдает за функционированием системы экологического образования, вносит в нее по мере необходимости коррективы, совершенствует ее и т.д. «В контексте отношения временных структур к субъекту, - пишет М.С. Каган, - они оборачиваются ценностными характеристиками» [78, С. 75]. Во времени движутся ценности, представления людей о добре и зле, о результатах взаимодействия с природой и т.д.