Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Васильева Елена Ивановна

Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства
<
Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Елена Ивановна. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Васильева Елена Ивановна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1469

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История и теория преподавания живописи в профессиональном художественном образовании

1.1. Живопись и её выразительные средства 19

1.2. Исторические и теоретические аспекты обучения живописи в профессиональном художественном образовании 36

1.3. Особенности преподавания живописи студентам с учётом специфики конкретного вида традиционного прикладного искусства 68

Глава 2. Содержание и методы обучения живописи традиционном прикладном искусстве.

2.1. Обновление содержания обучения живописи в традиционном прикладном искусстве 99

2.2. Экспериментальная работа по реализации инноваций в преподавании живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства... 132

Заключение 159

Список литературы 161

Приложения 181

Введение к работе

На данном историческом этапе развития, в период глобализации, создания

единого европейского образовательного пространства для России и стран

Европейского Союза особенно остро встает вопрос о сохранении

национальных культурных традиций. Приоритет сохранения и

преумножения духовных ценностей в России, безусловно, связан с процессом

совершенствования системы профессионального образования в области

традиционного прикладного искусства, отражающего и выражающего

художественно-творческий потенциал нации, его историческую память. В

связи с этим, очевидно, что традиционное прикладное искусство нуждается

не только в изучении, но в возрождении и дальнейшем развитии.

Поэтому наше исследование посвящено профессиональному

образованию будущих художников традиционного прикладного искусства и

является актуальным, поскольку до настоящего времени не создано

основополагающей научно-исследовательской работы, раскрывающей

значение преподавания общепрофессиональных дисциплин и, в частности,

живописи как базового художественного предмета. Хотя именно этот учебный

предмет способствует формированию и развитию культуры цвета, учит

основам формообразования, что является крайне важным при обучении

художников данной специальности.

Сегодня отчетливо проявляется противоречие между

требованиями, предъявляемыми к преподавателю живописи и системой

профессиональной подготовки будущих художников традиционного

прикладного искусства, основанной на сущности и особенностях этого

искусства. Практика показывает, что в профессиональном образовании

не разработаны пути и технологии, позволяющие уже с первых дней обучения

использовать потенциал художественных дисциплин для подготовки

будущих художников-творцов в области художественной вышивки,

4
художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи,

художественной росписи ткани, художественной росписи по металлу и т.д.

В настоящее время в учебных заведениях, занимающихся подготовкой
подобных художников, живопись стала обязательным

общепрофессиональным предметом, однако не связанным целенаправленно с конкретными видами декоративно-прикладного искусства. Поэтому возникает потребность в исследовании проблематики обучения студентов живописи, необходимой для художественно-творческой, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в сфере традиционного прикладного искусства.

Актуальной задачей профессионального художественного образования является формирование у студентов представлений о мировоззренческих основах живописи, о художественно-творческом восприятии натуры, её образном переосмыслении с учетом специфики конкретного вида декоративно-прикладного искусства, что позволит будущим художникам вписать собственное живописное видение в общий контекст современного прикладного искусства.

В результате изучения состояния преподавания стала очевидной недостаточная эффективность «академического» подхода к обучению живописи, которая сводится к сумме знаний и умений реалистического изображения натуры. При этом практически не рассматривается сфера художественно-образного языка определённых видов декоративно-прикладного искусства, что препятствует приобщению к культурному достоянию и постижению художественного наследия своего народа. Таким образом, у студентов не хватает живописной культуры для успешной профессиональной деятельности. Поэтому объектами внимания в обучении живописи должны стать: во-первых, содержание и методы данной дисциплины, её эмоционально-эстетические и формообразующие возможности, во-вторых, те методы работы, которые способствуют более осмысленному пониманию студентами её главных задач и целей.

5 Изучение теории и практики преподавания живописи показало, что студенты недостаточно владеют всей полнотой средств и приёмов, присущих данному виду искусства. До настоящего времени не определены место и роль живописи в системе профессиональной подготовки, не разработаны формы и методы обучения, направленные на формирование живописных навыков, художественно-образного восприятия натуры, как профессионально значимой деятельности будущего художника традиционного прикладного искусства.

Данные предварительных исследований свидетельствуют, что преподавателями живописи в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства являются выпускники художественно-графических факультетов педагогических вузов. Это специалисты — учителя изобразительного искусства общеобразовательной школы, не располагающие достаточным уровнем знаний и не владеющие приёмами живописного мастерства в том объеме, который необходим для обучения будущих художников - профессионалов. Другие преподаватели - живописцы -выпускники художественных вузов станкового направления, не являющиеся носителями традиционного прикладного искусства, не понимающие его специфики и особенностей преподавания живописи в этой области.

Этим объясняется неподготовленность большинства преподавателей живописи к учебно-методической работе, их некомпетентность в области методики преподавания не позволяет им творчески строить учебный процесс и эффективно реализовывать свой профессиональный и личностный ресурс. Затруднения вызывают отсутствие четкой систематизации теоретического материала по цветоведению и колористике, технологии живописных материалов; недостаточна взаимосвязь знаний ' по этим вопросам с практическим разделом курса живописи. Вследствие чего выявлена объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по живописи, учитывающих особенности выразительных средств разных видов декоративно-прикладного искусства, предусматривающих структурирование различных форм занятий, включение

специфических видов практик и проведение мероприятий (семинары,
конференции, выставки, мастер-классы, конкурсы), стимулирующих

творческую активность студентов.

Очевидно, что одним из направлений в художественной педагогике
должно стать раскрытие индивидуального творческого потенциала студента в
конкретном направлении традиционного прикладного искусства. Это
согласуется, с одной стороны, с общей стратегией художественного

образования в традиционном прикладном искусстве, ориентированного на личностное, творческое развитие обучающихся, а с другой стороны направлено на совершенствование способности самого преподавателя живописи участвующего в инновационных процессах, организующего условия и способы учебной и художественно творческой деятельности учащихся.

Формирование профессионального интереса студентов на занятиях живописи становится актуальным направлением в работе преподавателя, поскольку его учебно-художественная деятельность как педагога интегрирована с интересами и склонностями студента и в процессе занятий становится формой выражения собственного отношения обучающего и обучающегося не только к данной художественной дисциплине, но и к изобразительному искусству в целом.

Актуальность и педагогическая значимость исследования проблемы формирования профессионального отношения к традиционному прикладному искусству в процессе обучения живописи обусловили необходимость построения научно обоснованной методики преподавания живописи как одного из путей приобщения обучающихся к традиционному прикладному искусству.

В начале XXI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения личности к системе культурных и эстетических ценностей, развития эстетической восприимчивости. В соответствии с современными требованиями

7
эстетического развития студентов определяющее значение приобретает
проблема формирования художественной компетентностей будущих
художников традиционного прикладного искусства. Интеграция учебно-
воспитательного процесса, взаимодействие различных наук требуют
создание новых моделей обучения. Будущих специалистов необходимо
нацеливать на самореализацию в различных областях творческой
деятельности, что потребует развития у них самостоятельности,
мобильности, творческой инициативы и как следствие

конкурентоспособности.

Анализ философско-психологических исследований позволил

сформулировать понятие субъектного отношения человека к миру, которому свойственно наличие рефлексии, определенная степень развития интеллекта (сознания), способность человека (субъекта) выделять себя из окружающей действительности, потребность осмысления своей деятельности и творческого самоопределения. Это подтвердило возможность рассмотрения изобразительной деятельности как особой формы выражения личного отношения к реальной действительности и искусству.

Согласно выводам ученых целостное развитие человека возможно только в
пространстве культуры (П.А. Флоренский, Д.С. Лихачев и др.). С этих
позиций подразумевается педагогически углубленное исследование

категории личного отношения к искусству. Культура задает особый уровень в системе отношений личности к миру, влияет на индивидуальное развитие человека, формирует его как субъекта. Это отражено в концепции культуросообразного образования, концепции диалога культур в образовательном пространстве (B.C. Библер и др.). В раскрытии психолого-педагогических условий развития личного отношения к искусству нами проанализированы аспекты учебной деятельности на основе концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов и др.).

Исследование вариативности личностного отношения обучающихся к традиционному прикладному искусству, формирующегося на занятиях

8 живописи, поможет скорректировать методы педагогического руководства на занятиях, учебно-воспитательным процессом творческого развития личности, позволит выявить возможности наиболее эффективного осмысленного вовлечения студентов в общественно-значимую сферу деятельности традиционного прикладного искусства и сформулировать рекомендации по организации практической работы в ходе преподавания живописи, как одной из базовых дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства. Ведь живопись влияет не только на цветовое ощущение студента, но и лежит в основе воспитания художественного вкуса, обучения изображению видимого образа, формированию воображения и выражения творческого замысла.

В связи с этим возникает ещё одна проблема. Студенты, обучающиеся по всем специализациям - художественной вышивке, художественному кружевоплетению, лаковой миниатюре, косторезному и ювелирному искусству обучаются по одному учебному плану и практически с одним и тем же количеством часов по профессиональным общим художественным предметам, в число которых входят живопись, рисунок, скульптура. Есть специальности, для которых живопись является базовой дисциплиной, такие как лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу, художественная роспись по ткани и др. Но есть и другие специализации, для которых живопись не является основным предметом для обучения, например: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, косторезное и ювелирное искусство, художественная резьба по дереву. Поэтому очевидна потребность в разработки такой программы по обучению живописи, которая бы являлась универсальной для всех специальностей и одновременно мобильной для адаптации её под индивидуальные потребности каждой в отдельности.

В процессе обучения живописи при подготовке художника традиционного прикладного искусства развивается чувство восприятия цвета, формируется визуально-пластичекое видение в рамках конкретной специализации. Поэтому

9 одной из главных задач нашего исследования является выявление выразительных средств живописи применимых к каждой конкретной специализации.

Поскольку наша работа посвящена проблемам профессионального
образования в области традиционного прикладного искусства, то научные
исследования таких авторов как: В.Ф.Максимович, Н.Р.Казанская,
Л.П.Калинина, О.Н. Холина, Е.Б. Григоревская, О.В.Федотова, М.Р.Белоусов,
Н.В. Севрюкова, Д.С.Дронов, Е.А.Лапшина, А.В. Красикова легли в ее основу.
Так, В.Ф. Максимович рассматривает фундаментальные основы (концепцию)
развития профессионального образования в учебных заведениях народных
художественных промыслов России, акцентируя внимание на

взаимозависимости общепрофессиональных и специальных предметов, сущности ручного художественного труда и его связи с учебными занятиями по исполнительскому мастерству. Исследования О.В. Федотовой отражают необходимость взаимосвязи таких предметов как мастерство и композиция при обучении лаковой миниатюрной живописи и т.д. М.Р. Белоусов в своих исследованиях рассматривает влияние искусство Палеха на профессиональное образование.

В нашем исследовании была учтена и та ситуация, которая сложилась в учебных заведениях среднего профессионального образовании традиционного прикладного искусства на местах возникновения, бытования и развития народных художественных промыслов. Это, как правило, небольшие селения, отдаленные от центральных городов, например, в Мстёре, где традиционно развивались художественная вышивка и лаковая миниатюрная живопись. Число студентов в подобных учебных заведениях невелико. Количество учебных часов, посвященных преподаванию живописи, минимально. Этот предмет, как правило, ведёт один преподаватель по единой программе для будущих живописцев-миниатюристов и для художников-мастеров по художественной вышивке.

10 Полученные данные определили проблему исследования: поиск эффективных условий развития художественно-образного восприятия и освоения живописных навыков в процессе учебной деятельности по живописи, направленных на повышение профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства. Исходя из этого, была сформулирована тема настоящего исследования: «Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства».

Объект исследования: профессиональное образование в декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования: особенности преподавания учебного предмета «Живопись» в процессе подготовки будущего художника декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения живописи художников традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

  1. Изучить исторический опыт обучения живописи в системе профессионального художественного образования.

  2. Проанализировать теоретические и практические основы содержания преподавания живописи в учебных заведениях декоративно -прикладного искусства.

  3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию, определяющую специфику преподавания живописи в профессиональном обучении будущих художников традиционного

прикладного искусства в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций.

4. Экспериментально проверить на основе разработанной

педагогической концепции авторские учебные программы и методические рекомендации по преподаванию живописи в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования: обучение студентов в сфере декоративно-прикладного искусства станет более эффективным, если:

  1. Художественно — педагогический процесс будет осуществляться на основе исторического и теоретического опыта профессионального художественного образования в декоративно-прикладном искусстве.

  2. Будет разработана и апробирована педагогическая концепция взаимодействия традиционных и инновационных подходов преподавания живописи, учитывающая конкретную профессиональную направленность различных видов прикладного искусства: художественной вышивки, художественной росписи тканей, художественной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, косторезному искусству.

  3. Содержание курса живописи будет структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий, их углубленным содержанием, направленным на формирование общей живописной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства.

Методологические основы исследования:

- концепция развития народного искусства в контексте сохранения
общенациональной культурной традиции (А.В. Бакушинский, Н.П. Кондаков,
Д.С. Лихачев, И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова, И.Н. Уханова);

- культурно-исторические истолкования художественной формы,
положения эстетических теорий нового визуального мышления (И. Иттен,
А.Гильдебранд, В.В. Кандинский, П. Клее, А.Г. Габричевский, Р. Арнхейм);

исследования по теории и истории изобразительного искусства и методам его преподавания (Б.Р. Виппер, П.А. Флоренский, Б.А. Раушенбах, Н.Н.Волков, А.С. Зайцев, СМ. Даниэль, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, И.А. Пронина, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов);

традиции отечественной школы художественного образования (А.П. Сапожников, И.Е. Репин, К.А. Коровин, Н.П. Кардовский, К.А Петров-Водкин, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский);

исследования по теории и методике преподавания декоративно-прикладного искусства и специфики обучения художников традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович, СП. Ломов, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов);

положения современной педагогической науки, ориентирующие преподавателя на воспитание студента в духе идей гуманизма и толерантности, раскрытия индивидуальных творческих задатков через активный деятельный подход в обучении искусству (В.В. Давыдов, Н.Д. Никандров, В.П. Зинченко, В.Ф. Максимович, Л.В. Школяр, Н.Н. Фомина и

др.)-

Методы исследования включают: комплексный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме в области профессионального художественного образования; исторический анализ преподавания живописи в системе профессионального образования; сравнительный анализ педагогической деятельности художников - педагогов в области отечественного и зарубежного профессионального образования; анализ содержания курса живописи в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства; сравнительно-исторический метод исследования; метод теоретического моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим развитием студентов, беседы, сопоставление полученных в результате исследования данных, обработка результатов

13 художественно-творческой и выставочной деятельности студентов разных специализаций.

Научная новизна исследования: систематизирован и теоретически обобщен опыт преподавания живописи в профессиональном художественном образовании в области традиционного прикладного искусства. Теоретически обоснована необходимость соединения традиционного академического и инновационного подходов в обучении живописи как комплексному учебному предмету в образовательных заведениях этого профиля.

Впервые разработана педагогическая концепция обучения живописи, направленная на формирование живописного мастерства и учитывающая специфику выразительных средств и способов формообразования в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Определены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих художников декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию традиций народных художественных промыслов и созданию произведений декоративно-прикладного искусства, отвечающих современным социально -экономическим и эстетическим требованиям.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании
педагогической концепции освоения живописи студентами

профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства, основанной на системном подходе к обучению; в аргументации современного подхода к преподаванию живописи; в выявлении теоретического и практического значения учебного курса живописи, направленного на развитие визуального, композиционного мышления, на обучение первоэлементам изображения, их взаимосвязи и взаимозависимости, закономерностям пространственных построений на

14 изобразительной плоскости, в разработке принципов развития творческих способностей и обучения живописи студентов через активное, деятельное и осознанное постижение натуры.

В исследовании представлен обширный научно-понятийный аппарат, применимый к сфере художественной педагогики, в котором даются формулировки первоэлементов изображения (точки, линии, основной плоскости), конструкции и композиции произведений; рассматриваются организация пространства средствами линии, тона, цвета, света, фактуры путём передачи взаимосвязи объектов изображения с учётом соотношения плоскости и объёма, светлого и тёмного, ритма и движения, симметрии и асимметрии, статики и динамики, масштаба, пропорций, равновесия масс, фактуры, текстуры и свойств различных материалов.

Практическая значимость исследования: в процессе исследования определен комплекс учебных заданий по живописи при обучении студентов в области традиционного прикладного искусства, включающий все существующие технологии живописных материалов, учитывающий особенности конкретного вида традиционного прикладного искусства и рассчитанный на различные художественно-образные решения, соответствующие стилевой направленности различных специализаций.

Разработаны авторские программы для обучения по специальности
«Декоративно - прикладное искусство и народные художественные
промыслы»: «Живопись», «Декоративная живопись», «Практика по
ознакомлению студентов с памятниками изобразительного искусства и
архитектуры в других городах России и за рубежом», «Практика на открытом
воздухе (пленэр)». Эти программы применимы в системе непрерывного
профессионального образования, средней общеобразовательной школе с
углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, средних
учебных профессиональных заведениях, институтах повышения

квалификации работников образования и культуры.

Скорректировано содержание программ специальных дисциплин: «Академический рисунок», «Пластическая анатомия», «Цветоведение и колористика», определено их место в творческо-проектной и художественно-выставочной деятельности студентов.

Обоснована взаимосвязь живописи с предметами

профессионального цикла, в том числе с мастерством, композицией, проектированием, техническим рисунком, моделированием.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов Учёным советом и лабораторией пластических искусств Института художественного образования Российской академии образования, Учёным советом и кафедрой живописи Высшей школы народных искусств (института); экспериментальной проверкой предложенных заданий, способствующих формированию художественно-образного мышления и компетентности студентов при практической работе с натуры в области живописи; опытом преподавательской работы автора (на протяжении двенадцати лет), с 2003 года - в Высшей школе народных искусств (институте).

Этапы исследования:

На первом этапе /2003-2004 гг./ определялись исходные позиции исследования, анализировался опыт работы различных образовательных профессионально-художественных учреждений, изучались литературные источники, проводился анализ состояния преподавания живописи в учебных заведениях различной направленности, в том числе и декоративно-прикладного профиля.

На втором этапе /2005-2006 гг./ была обоснована педагогическая концепция преподавания живописи в образовательных учреждениях декоративно-прикладного искусства, сформулированы гипотеза и задачи

научной работы, разработана модель освоения живописи студентами конкретных специализаций, определены критерии анализа результатов художественно-творческой деятельности студентов, осуществлялась опытно-экспериментальная проверка разработанных программ.

На третьем этапе /2007-2009 гг./ был проведен сравнительный анализ исследований, предметом которых выступали принципы, способствующие формированию живописного мастерства студентов в области традиционного прикладного искусства. Обобщались результаты и формулировались выводы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт), Российский колледж традиционной культуры, Палехское художественное училище имени М.Горького.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе обучения студентов живописи Московской школы художественных ремёсел, (Институт традиционного прикладного искусства), Института технологий традиционных промыслов малочисленных народов России, Высшей школы народных искусств (института), Российского колледжа традиционной культуры, Палехского художественного училища. Проверка материалов и выводов исследования проходила на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования Российской Академии образования; осуществлялась посредством выступлений на ежегодных научно — практических конференциях и семинарах: «Традиционно — прикладное искусство и образование» СПб, 2005 г.; СПб, 2006 г.; СПб, 2007 г.; Москва, 2008 г. Результаты исследования нашли отражение в новых авторских учебных программах по живописи, цветоведению и колористике, ряде статей и докладов автора в течение последних пяти лет.

17 Внедрение результатов исследования осуществлено в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства: Высшей школе народных искусств (институте), Институте традиционного прикладного искусства (б. Московской школе художественных ремесел) - Московском филиале Высшей школы народных искусств, Российском колледже традиционной культуры, Палехском художественном училище.

На защиту выносятся: педагогическая концепция преподавания живописи по инновационной программе, разработанной для образовательных учреждений профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Педагогическими основаниями концепции выступают: социальная активность творческой личности, её способность воспринимать и остро чувствовать перемены, происходящие в общественной и духовной жизни, возможность средствами живописи преобразовывать свои впечатления и таким образом решать художественные задачи творческого освоения окружающего мира, что находит свое отражение в живописных средствах и формах народного декоративно-прикладного искусства, являющихся носителями традиционных эстетических и нравственных ценностей.

Концепция направлена на преодоление: противоречия между требованиями, предъявляемыми к преподаванию живописи и существующей системой профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства; несоответствия содержания учебной дисциплины «Живопись», основанной на академическом подходе в обучении и целям профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства; неспособности студентов на начальном этапе обучения к образному мышлению и использованию широкого спектра средств художественной выразительности изобразительного искусства.

18
Специфика обучения живописи в сфере традиционного

прикладного искусства заключается в том, что художественная школа должна научить осознанному использованию средств художественной выразительности, находящихся в распоряжении живописи, а также свободному применению этих средств в условиях конкретного вида традиционного прикладного искусства, для чего следует: развивать умение пользоваться первоэлементами изображения, учитывая закономерности их взаимодействия, используя знания в области цветоведения и колористики; способствовать формированию композиционного мышления студентов как способа их творческой самореализации; сохранять традиционные принципы формообразования в произведениях народного декоративно-прикладного искусства благодаря определенной системе обучения.

Живопись и её выразительные средства

Прежде чем непосредственно обратиться к проблемам истории и теории преподавания живописи мы сочли необходимым рассмотреть живопись как один из видов изобразительного искусства с тем, чтобы определись те художественные средства выражения, которыми она располагает и этой в связи попытались взглянуть на специфические выразительные возможности живописи в её историческом развитии.

Современный терминологический словарь изобразительного искусства определяет живопись как один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью используется «линия, рисунок и цвет, светотень, выразительность мазков, фактуры, композиция, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду». Существенным является и то, что живопись - это «важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей». (203. С. 441).

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства «божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Вместе с тем живопись в той же степени, как и графика, апеллирует к воображению зрителя, создавая иллюзию пространства и объема, заставляя их служить задуманному художником образу.

Один из крупнейших русских историков искусства Б.Р. Виппер писал: «Если архитектура организует пространство, а скульптура — тело, то живопись соединяет тело с пространством, фигуру с предметами ее окружающими, с тем светом и воздухом, в котором она живет. В отличие от графики живопись воплощает образы в красках, причем во всем их блеске, богатстве и при любом освещении. Однако это богатство и разнообразие покупаются дорогой ценой - ценой отказа от реального объема, от осязания». Поэтому живопись можно определить как «искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Эта плоскость составляет основную условность живописи». Мы часто забываем об этой ограниченности живописи, поддаемся её иллюзии, воспринимаем плоскость как неизбежное зло, которое нужно игнорировать. На самом деле, плоскость и поверхность - столь же важные элементы художественного воздействия, как и созданное на них изображение. (42. С. 148-149).

Передавая трехмерный мир на плоскости, художник ставит цель художественной организации поверхности, решает задачу построения пространства картины. Однако если он стремится передать то или иное впечатление глубины на плоскости, то непременно подчиняется законам зрительного восприятия глубины — перспективе. Перспектива, таким образом, есть метод изображения форм, предметов, их взаимного расположения, позволяющий передать зрителю видимый образ внешнего мира или, в широком смысле этого слова — некая система передачи реального пространства на двумерной плоскости картины.

Причем передача этого пространства сводится не только к геометрическим построениям, не менее.важным здесь, как уже говорилось, являются светотень, цвет (отсюда: световая, тональная, воздушная перспектива), а также органически слитый с ним духовно-культурный опыт, дающий в синтезе то, что называется живописным пространством или иначе композицией живописного произведения. (42.С.167).

Можно отметить, что в античном искусстве пространство существует постольку, поскольку оно заполнено телами, поскольку оно пластично и ощутимо. Средневековый художник мыслит только такое пространство, которое обладает содержанием выражать некую религиозную идею или символ. Для построения пространства на плоскости он использовал принципы обратной перспективы, которые в определенной степени соответствовали его мировосприятию. Так, известный русский религиозный философ Сергей Трубецкой называл русскую икону, призванную изображать мир невидимый, «умозрением в красках» (210.С.З).

В эпоху Ренессанса пространство начинает изображаться как некая объективная видимость, как глубина, независимо от заполняющих его предметов, что является определяющим композиционным подходов в живописи того времени. Итальянское Возрождение открывает так называемую линейную или итальянскую перспективу. Заслуга первого практического осуществления линейной или центральной перспективы принадлежит архитектору Филиппо Брунеллески.

Наряду с линейной или научной перспективой живописцы итальянского Ренессанса последовательно стремились овладеть еще тремя видами перспективного изображения пространства. Сюда относится, прежде всего, так называемая световая перспектива. Близкие предметы мы видим яснее и отчетливее, чем дальние. Живописцы Ренессанса использовали это наблюдение для создания иллюзии глубины, постепенно ослабляя моделировку более отдаленных предметов и смягчая силу освещения и насыщенность цвета от переднего плана в глубину.

Исторические и теоретические аспекты обучения живописи в профессиональном художественном образовании

Система профессионального художественного образования в России начинает складываться с момента создания Российской академии художеств, основанной в Санкт-Петербурге в 1757 году. Дело в том, что средневековая традиция художественного образования не предполагала систематического обучение, поскольку оно не было персонифицировано. Иконописные артели появляются в России лишь в ХУ11 веке. Но работу в них еще нельзя рассматривать в качестве профессионального образования, а скорее с точки зрения ученичества по схеме «мастер-ученик».

Академическая традиция насчитывает несколько веков (61.С.61.). и восходит к итальянскому Возрождению, которое в свою очередь уходит своими корнями в античность. Слово «академия» впервые упоминается в античной Греции. Академией впервые была названа школа древнегреческого философа Платона, который излагал слушателям своё учение в саду Академа, находившемуся в южной части Афин. Впоследствии академиями стали обозначать, учреждения, предназначенные для занятий науками или искусствами. (62.С.14.)

Произведениями античной классики вдохновлялись художники Ренессанса. Девиз первых итальянских академий - «используй опыт древних, - рисуй с живой модели, - исправляй несовершенства по античным канонам». Известно, что к моменту возникновения первых академий античных рисунков не сохранилось, исчезли великие картины, о которых можно было составить представление по единичным сохранившимся образцам росписей вилл. Об античных скульптурах, выполненных из любимого материала мастеров древности - бронзе, можно было судить по незначительным находкам, поднятым с морского дна.

Первой итальянской академией стала «Академии рисования» (итал.АссасІетіа disegno), открытая в 1563 году во Флоренции. Практически всё обучение здесь было сосредоточено на рисунке. В 1585 году итальянскими художниками Людовико, Агостино и Аннибале Карраччи была организована Академия художеств в Болонье. В ее стенах отстаивали идеи искусства Высокого Возрождения, ее идеалами были «рисунок Микельанджело, живопись Тициана». Обучение строилось на изучении изобразительных принципах линейной перспективы и велось обособлено по трем направлениям: рисунок, живопись, композиция. Обязательным являлось копирование скульптурных моделей и гипсовых слепков классических фигур и только в самом конце практиковалось рисование с живой натуры. Поэтому основы академического рисунка лежат в рисовании не по двухмерным образцам, а по трёхмерным, скульптурным, объёмным.

За Болонской академией последовала Королевская академия живописи и , скульптуры в Париже (1648), опиравшаяся на принципы искусства французского классицизма и разработавшая правила т.н. «большого стиля» придворного, светского искусства. В 1692 году было основана Академия художеств в Вене, в 1694 - в Берлине, в 1768 - в Лондоне.

В царствование дочери Петра I императрицы Елизаветы, стараниями государственного и общественного деятеля Ивана Ивановича Шувалова и выдающегося учёного и художника Михаила Васильевича Ломоносова в 1755 году был учреждён первый русский университет в Москве, а в 1757 в Петербурге основана Академия художеств как «Академия трех знатнейших искусств»: живописи, зодчества и ваяния. С 1764 года получившая название Императорская Академия художеств она сыграла прогрессивную роль в образовании и воспитании целой плеяды русских художников и архитекторов. Благодаря деятельности таких выдающихся художников и педагогов, какими являлись А.П. Лосенко, Ф.А. Бруни, К.П.Брюллов, А.А. Иванов, П.П. Чистяков, И.Е. Репин и др. Академия вошла в историю русского искусства как «высшая школа профессионального мастерства». (203. С.ЗО).

Приглашаемые во вновь созданное учебное заведение итальянские и французские учителя перенесли традицию классических идеалов изображения фигуры «восходящей одновременно и к идеальному античному образцу и к живой натуре». Изображение должна было создавать иллюзию естественной, созданной природой натуры, следовать принципам пребывания трёхмерного тела в объёмном пространстве. Студенты Академии должны были решать задачи идеализации при изображения «несовершенных деталей с живой натуры», подгоняя их под классические представления о красоте и гармоничности античных идеалов. С этой целью на начальном этапе обучения культивировалось рисование в знаменитом музее античных слепков Академии. Наблюдения за натурой были важны, но не являлись основной целью.

В академической традиции изображаемая фигура человека трансформировалась в соответствии с идеалом, героем или идеей. В этой связи можно констатировать, что присутствие сюжета считается необходимым условием академической традиции, но порой это доходило до крайности. Например, модели и ученики французской академической школы заимствовали театральные позы и жестикуляцию у актёров, от этого герои казались театральными придуманными (235.С. 146).

В Российской академии художеств исторический жанр относился к «высокому роду живописи» (248.С.7.). Но необходимо помнить, что исторические картины появились в России значительно позже, чем, например, портретная живопись, которая прошла путь от иконографического образа к «парсуне», а затем к портрету. Историческая живопись, представленная целым рядом жанров: мифологическим, библейским, социально-историческим, историко-бытовым, историческим портретом, историческим пейзажем, исторической баталией (сражением) требовала обучения всесторонне развитого и подготовленного к решению сложных композиционных и разнообразных натурных изобразительных задач будущего художника. Ведь для того, чтобы написать историческую картину, студенту нужно было научиться изображать не только человека, но и костюмы, драпировки, предметы, интерьеры, пейзажи, природу в разных её состояниях.

Обновление содержания обучения живописи в традиционном прикладном искусстве

Обновление содержания обучения живописи в традиционном прикладном искусстве продиктовано требованиями современных условий социальных преобразований. Дальнейшее изучение, развитие традиционного прикладного искусства, возрождение народных художественных промыслов нуждается в целостной, творчески активной личности.

В настоящее время в учебных заведениях декоративно-прикладного искусства содержание программ по живописи не связанно с особенностями преподавания профильных дисциплин, а именно профессионального мастерства и композиции. Не учитывается важность живописи, как базового художественного предмета, способствующего формированию культуры владения цветом и формой, что является основополагающим в народном прикладном искусстве.

Для обновления содержания обучения живописи в профессиональном образовании необходимо разработать пути и технологии, позволяющие уже с первых дней обучения использовать потенциал художественных дисциплин, в том числе живописи, для формирования художественной культуры будущих художников-творцов в области художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, художественной росписи ткани, художественной росписи по металлу ювелирного искусства, косторезного искусства и т.д.

Для разработки новых путей и технологий необходимы преподаватели, подготовленные к учебно-методической работе в профессиональном образовании в исследуемой области, понимающие проблемы и особенности вышеперечисленных специализаций, разделяющие цели, преследуемые преподавателями по профилирующим предметам. Компетентность преподавателей живописи в области методики преподавания, позволит им творчески строить учебный процесс и эффективно реализовывать свой профессиональный и личностный ресурс.

Методическая и профессиональная деятельность преподавателей выражается в особенностях построения индивидуальных программ по живописи, направленных на формирование профессиональной ориентации будущих художников традиционного прикладного искусства.

В своей художественно-педагогической деятельности преподавателям необходимо учитывать раскрытие индивидуального творческого потенциала студентов в конкретном направлении традиционного прикладного искусства. Это согласуется, с одной стороны, с общей стратегией художественного образования в традиционном прикладном искусстве, ориентированного на личностное, творческое развитие студентов, а так же направлено на формирование, способности самого преподавателя живописи участвовать в инновационных процессах. Разработка инновационных подходов, самостоятельная организация условий и способов собственно профессиональной и студенческой учебной и художественно творческой деятельности способствует обновлению преподавания живописи в традиционном прикладном искусстве. (Н.Б. Кузьмина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Главная цель развития студентов на занятиях живописи - формирование ценностного, личностного отношения к традиционному прикладному искусству. Важным фактором становления профессиональной подготовки студентов является восхождение самого преподавателя к авторской педагогической концепции именно в области традиционного прикладного искусства. Преподаватель должен быть ориентирован на то, что важно не только овладение навыками живописной и графической грамоты, общих тональных отношений и цветовых решений, но и выражение в учебных работах индивидуальности мышления, чувств, собственного отношения к будущей деятельности в области традиционного прикладного искусства.

Формирование профессионального интереса студентов к конкретному виду традиционного прикладного искусства на уроках живописи становится актуальным направлением в работе преподавателя. Поскольку учебная и художественная деятельность интегрирована с интересами и склонностями студента и в процессе занятий, то и творческая деятельность становится формой выражения собственного отношения обучающегося не только к данному занятию, данной художественной дисциплине, но и кс воей специальности. (Е.И. Игнатьев, B.C. Мухина, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов).

В связи с тем, что специальность имеет отношение не в целом к традиционному декоративно-прикладному искусству, а к каждому конкретному его виду в процессе обучения живописи готовят не художников живописцев и не педагогов живописи, а специалиста традиционного прикладного искусства. Обучение живописи, в области традиционного прикладного искусства в современное время нуждается во взаимодействии традиционных и инновационных подходов. В начале XXI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения к системе культурных и эстетических ценностей и развития эстетической восприимчивости личности.

Похожие диссертации на Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства