Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Закутский Валерий Владимирович

Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры
<
Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закутский Валерий Владимирович. Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2000 186 c. РГБ ОД, 61:01-13/1488-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры 16

1 . Социально-культурная политика и принципы подготовки специалистов телевизионных программ в России и за рубежом 16

2 Специфика социально-педагогических требований к подготовке специалистов телевизионных программ 44

Глава II. Педагогические технологии формирования специалистов телевизионных программ V в вузах культуры 84

1. Педагогические условия подготовки специалистов телевизионных программ 84

2. Моделирование телевизионных программ в педагогическом процессе вузов культуры 98

3 Динамика совершенствования подготовки специалистов телевизионных программ 117

Заключение 140

Список литературы 144

Приложения 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы повлекли за собой изменения во всех областях жизни России, и, прежде всего, в сфере образования, культуры. В этих условиях деятельность социальных институтов претерпела значительные изменения. Их работа в рамках • старых технологий, форм и тем перестала удовлетворять общество. И, в частности, к телевидению, как одному из важнейших социальных институтов, выдвинуты следующие требования: развивать демократические начала реформируемого общества; обеспечивать плюрализм политических, экономических мнений; возрождать духовно-нравственные, гуманистические и общечеловеческие ценности; учитывать всё многообразие зрительских интересов (религиозных, национальных, коммерческих, ф» развлекательных и т.д.).

В соответствии с этим изменились требования к специалистам телевизионных программ, а это выдвинуло проблему совершенствования их вузовской подготовки.

Вузы культуры на протяжении многих лет готовят специалистов в области телевидения в рамках специальности «Социально-культурная деятельность». Особенность этой подготовки состоит в том, что студенты изучают и осваивают весь процесс телепроизводства: от создания телепроекта, его сценария до постановки и монтажа телевизионной продукции. Специфика работы телеспециалистов в новых условиях предполагает одновременное выполнение функций смежных профессий. Именно это делает их работу более оптимальной и эффективной. Вместе с тем телевизионные специалисты должны быть способны: формировать общественное мнение в области политики, культуры и искусства; приобщать население к достижениям отечественной и мировой цивилизации; развивать художественный вкус; прививать эстетические и моральные ценности.

В этой связи следует отметить, что именно такая подготовка позволяет специалистам - выпускникам вузов культуры адаптироваться к новым условиям функционирования телевидения. Подтверждением данному обстоятельству служит то, что 100% выпускников вузов культуры уверенно трудоопределяется. Это в полной мере относится к выпускникам-специалистам в сфере телевидения. Между тем, в системе отечественного телевидения накопилось немало противоречий, которые во многом связаны со сменой поколения специалистов, а также с появлением новых тем для осмысления средствами телевещания. Сегодня активно формируются такие направления вещания, которых не было в прежнем государственном телевидении. Это парламентская журналистика, призванная освещать развитие общественного демократизма в России; предвыборную борьбу; деятельность депутатов по выработке законов и выполнению наказов избирателей. Сюда же следует отнести освещение религиозной тематики, которая с трудом осваивается электронными СМИ. Речь идёт не столько о деятельности церкви и священнослужителей, сколько о мощных пластах культуры, которая вернулась к нынешним поколениям телезрителей в виде духовной музыки, литературы, живописи, церковного действия и т.д.

Ещё одним малоосвоенным направлением вещания является тема экологической культуры общества, борьбы за чистоту отношений человека к природе; проблемы взаимодействия человека и общества, людей друг с другом. Здесь важное место занимает метод журналистского расследования, умение выявить актуальную тему и обеспечить её системное раскрытие, освещая экономические, социально-культурные и моральные аспекты.

Рождение новых направлений, подходов, разделов, тем вещания повлекло за собой изменения в сфере телепрофессионализации - уходят старые профессии, на их место приходят другие: шоумен-автор и ведущий игровых программ, ток-шоу; художники компьютерной графики; менеджеры; продюсеры и т.д.

Все эти обстоятельства потребовали совершенствования подготовки кадров. Она предполагает изучение и анализ предшествующего опыта и экспериментальную апробацию инновационных технологий. Именно этим, в первую очередь, обусловлена востребованность представленного исследования.

Актуальность диссертационного исследования также обусловлена противоречиями между:

- необходимостью формирования духовно и нравственно богатой молодёжи и существующим содержанием телевизионного материала, в котором часто преобладают идеи насилия и разрушения;

- высокими требованиями общества к профессиональной подготовке специалистов телевизионных программ и недостаточным уровнем профессионализма среди них;

- возможностями вузов культуры в подготовке современных специалистов телевизионных программ и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации этой работы в условиях данных вузов.

% Таким образом, проблема исследования концентрируется вокруг определения социально-педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования у будущих специалистов телепрограмм профессионального мастерства.

Степень научной разработанности проблемы. В нашей стране теоретические исследования массовой коммуникации и её средств (в том числе и телевидения), начавшиеся в конце 60-х годов XX века, проводились такими специалистами, как А.Н. Алексеев, B.C. Бобровский, Г.П. Григорян, Г.П. Давидюк, Г.М. Кондратенко, В.М. Березин А.А. Брудный, Ю.П. Буданцев, Г.Н. Вачнадзе, Б.А. Грушин, Т.К. Каранеев, В.К. Нишанов, В.М. Соковнин, М.А. Фролов и др.

Отдельные аспекты рассмотрения места и роли СМК в функционировании культуры человеческого общества содержатся в трудах А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Л.М. Земляновой, Н.М. Зоркой, С.Н. Иконниковой, Е.Н. Кравцевой, Л.Н. Когана, В.Ф. Корчанова, Ю.М. Лотмана, Е.П. Михайловой, К.Э. Разлогова, К. В. Чистова и др.

Механизм информационного воздействия СМК на личность, их роль в управлении обществом анализировали Ю.Ф. Абрамов, В.Г. Афанасьев, Н.Н. Богомолова, А.И. Власов, А.А. Грабельников, А.Н. Ефимов, Ю.Б. Кашлев, В.З. Коган, А.А. Леонтьев, Л.А. Рукавишников, А.Д. Урсул, О.А. Феофанов, Ю.А. Шерковин и др.

Вклад в развитие отечественной науки о телевидении внесли такие исследователи, как Э.Г. Багиров, Э.А. Борецкий, А.Н.

Вартанов, В.М. Вильчек, Ю.В. Воронцов, В.В. Егоров, Э.М. Ефимов, 4 Р.Н. Ильин, Н.П. Карцов, Г.В., Кузнецов, С.А. Муратов, B.C. Саппак, Т.В. Тюкалов, Б.М. Фирсов, B.C. Хелемендик и др. Однако, учитывая Mr кардинальные социальные изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы, а также всё ускоряющиеся темпы развития и совершенствования современной техники, многие устоявшиеся представления об этих процессах устарели, требуют пересмотра и корректировки.

За рубежом изучению и анализу деятельности СМК, их месту и роли в социокультурных процессах уделялось и уделяется гораздо большее внимание. Теорию массовой коммуникации и её средств в разные годы разрабатывали такие исследователи, как Д. Белл, Г. Блумер, Г.А. Иннис, П. Лазерсфельд, О.Н. Ларсен, У.Липпман, Р. Мертон, Л. Мэмфорд, Б. Розенберг, Ж. Фридман и многие " другие. Выяснением структуры коммуникативного процесса занимались У. Шрамм, Г. Лассуэлл, Г. Годе, Б. Берельсон, Дж. Райли и др. Место и роль СМК в современной культуре рассматривали Т. Адорно, М. Альварадо, А.Моль, В. Беньямини, Д. Макдональд, Д. Дьюи, Д. Буню, А. Маттелар, Н Р. Хоггарь, М. Хоркхаймер.

Вопросам интернационализации, глобализации телекоммуникаций, перспектив их развития посвящены работы М. Маклюэна, Д. Нэсбитта, О. Тоффлера, Д. Де Керкхоува, Г. Унгерера, Ю. Мюллера и др.

О влиянии СМК на формирование общественного мнения и сознания людей писали Э.Фромм, Р. Миллс, Ж. Эллюль, Г. Энценсберг, У. Шрамм, Р. Сирино, У. Риверс, М. Лернер, Ю. Бэрдик, Ф.К. Артертрон, С. Фешбах, Б. Беттельхайм, Г. Шиллер, А. Бандура, Ф.Вертем, Л. Богарт и др.

Автор опирался в своём исследовании на работы в области профессионального образования В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Э.Н. Гусинского, Л.В. Занкова, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, В.Ю.

Питюкова, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фримана, К.А. Шварцмана, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Юдина.

В отечественной научно-теоретической практике обозначенные проблемы рассматривались, прежде всего, в рамках разработки проблем информационных войн (Г.Г. Почепцов, С.Н. Гриняев, А.В. Дмитриев, В.Г. Крысько, В.Г. Цыганков и др.).

Особое значение для нашего исследования имеют работы культурологов, специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, народной художественной культуры и самодеятельного творчества, позволяющие выявить требования к специалисту социокультурной сферы, организации его профессиональной подготовки (А.А. Аронов, Т.И. Бакланова, А.Д.Жарков, А.Л. Карамы шев, А.С. Каргин, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Н.В. Кротова, B.C. Кузин, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков и др.).

Решению ряда проблем профессиональной подготовки работников социокультурной сферы способствовали исследования Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Т.Г. Киселёвой, В.Г. Кузнецова, Г.Я. Никитиной, Е.А. Сергеева, В.И. Черниченко.

Автор опирался на , выполненные в последние годы диссертационные и монографические исследования М.Ю. Куржиямского, Л.В. Матвеевой, В.П. Макарова, И.А. Смирновой и др. Особое место среди всех работ, посвященных теории и практике телевещания, занимают публикации профессора института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания Б.М. Сапунова.

Вместе с тем, мы не обнаружили специальных исследований, посвященных вопросам подготовки специалистов j телевизионных программ в гуманитарных вузах, и в частности в вузах культуры.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили её выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка специалистов телевизионных программ.

Предметом исследования являются социально % педагогические основы формирования специалистов телевизионных программ в высших учебных заведениях культуры.

Цель исследования состоит в разработке педагогических основ формирования специалистов телевизионных программ в вузах культуры.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- определить социально-культурные принципы подготовки 1 специалистов телевизионных программ в России и за # рубежом;

- выявить специфику подготовки специалистов телевизионных программ для системы телекоммуникаций России;

- исследовать педагогические условия подготовки специалистов і телевизионных программ в вузах культуры;

- экспериментально проверить эффективность технологий моделирования телевизионных программ в учебном процессе;

- разработать условия динамичного развития творческой компоненты профессиональной деятельности в процессе обучения.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка специалистов телевизионных программ в вузах культуры может стать эффективной в условиях, когда:

- осуществляется принцип всестороннего учёта информационного, мировоззренческого, творческого, технологического, гуманистического потенциалов общества, составляющих социально-культурное содержание обучения;

- учебный процесс строится в соответствии со спецификой требований, обусловленных системой телекоммуникаций России;

- модель процесса профессиональной подготовки специалиста телевизионных программ определяется педагогическими факторами;

- в качестве эффективного средства профессиональной подготовки выступают педагогические технологии моделирования телевизионных программ;

- динамика творческого начала в профессиональной подготовке специалиста обеспечивается внесением элементов педагогической новизны на протяжении всего срока обучения. Методологическую ОСНОВУ исследования составили разработанные отечественными психологами и педагогами: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов); положения гуманистической психологии о личности в демократическом обществе как субъекте отношений, высшей ценности и самоцели общественного прогресса( B.C. Библер, Г.Г. Дилигенский); сформулированные отечественными дидактами выводы о путях и принципах оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.Н.Нечаев, А.А.Вербицкий); концепция личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская). При проведении исследования автор руководствовался:

- принципами диалектической философии (единства сознания и деятельности; теории и практики);

- выводами о ведущей роли деятельности в развитии личности;

- положениями о системном подходе в анализе процессов и явлений.

Для решения специальных задач исследователь опирается на данные психопедагогики (Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова), социальной педагогики (Г.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов), социологии, культурологии (А.И. Арнольдов, Л.С. Зорилова), теории и методики профессионального образования (В.А. Сластёнин, Н.В. Кузьмина); а также на концепцию управления процессом усвоения знаний и умений; на закономерности взаимообусловленности обучения и воспитания (Т.Г. Киселёва, B.C. Садовская); интеграции теории и практики в содержание профессионального обучения (В.И. Петрушин).

В исследовании использовались:

- теоретические методы: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;

- эмпирические методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; устные и письменные опросы; методы экспертных оценок; опытно-экспериментальная работа.

Базы исследования - Московский государственный университет культуры и искусств (студенты заочной формы обучения специализации «Менеджмент кино и телевидения»); Институт дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств (программа «Телевидение»).

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1997-1998 гг.) было выявлено современное состояние проблемы: изучалась философская, социологическая, культурологическая, психолого-педагогическая и специальная литература по теме диссертации; анализировались различные подходы решения исследуемой проблемы; были сформулированы задачи, цель, гипотеза исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации.

На втором этапе (1998-1999 гг.) исследования автором, совместно с кафедрой кино и телевидения, был разработан и апробирован курс «Современные экранные технологии», разработана модель подготовки современного специалиста телевизионных программ, велась опытно-экспериментальная работа и апробация предложенной модели, выработка научно обоснованных рекомендаций по её внедрению. і На третьем этапе (1999-2000 гг.) были уточнены основные 4 теоретические положения , проводился анализ результатов внедрения в практику предложенной модели подготовки специалиста телевизионных программ, осуществлялись анализ, обобщение, систематизация результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в диссертации теоретически и экспериментально обоснованы:

социально-культурные принципы реализации при подготовке специалистов телевизионных программ информационно мировоззренческого, творческо-гуманистичекого потенциалов % общества и личности;

- обусловленность подготовки специалистов телевидения реалиями телевещательной системы России;

- педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры;

- технологии моделирования телевизионных программ как наиболее эффективное средство формирования специалиста телевизионных программ;

- важнейшие педагогические условия, обеспечивающие динамику творческого развития личности специалиста телевизионных программ.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении научно обоснованных рекомендаций по профессиональной подготовке специалистов телевизионных программ в вузах культуры.

На базе Института дополнительного профессионального образования МГУКИ автором разработана программа дополнительного профессионального образования работников телевидения; был создан и апробирован курс «Современные экранные технологии» в системе вузовской подготовки специалистов социокультурной сферы.

Основные идеи, положения, рекомендации исследования могут быть использованы в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств в процессе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке и проведении региональных научно-практических семинаров.

Материалы исследования могут привлекаться для обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, составления квалификационных характеристик специалистов социокультурной сферы, в том числе специалистов телевизионных программ.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса взаимодополняю их и взаимоконтролирующих методов, адекватных объекту, задачам и логике исследования, и сопоставлением результатов исследования с имеющимися данными в педагогической практике.

На защиту выносятсй следующие положения:

1. Эффективная подготовка специалистов телевизионных программ в современных условиях невозможна без учёта социально-культурных принципов реализации информационно-мировоззренческого, творческо-гуманистического потенциалов общества и личности.

2. Система телевещания в России и подготовка специалистов для неё находятся в неразрывном единстве, поскольку они взаимообусловлены и взаимозависимы.

3. Педагогическая направленность процесса обучения будущих специалистов телевизионных программ обеспечивает их психологическую устойчивость в условиях рыночных отношений в профессиональной сфере деятельности.

4. Основу обучения профессиональному мастерству телеспециалиста составляют педагогические технологии моделирования телевизионных программ, охватывающие весь процесс телепроизводства: от идеи до выхода в эфир.

5. Динамика развития творческого потенциала личности обеспечивается обновлением всего учебного процесса и предполагает содержательный, организационный и технологический аспекты.

Апробация результатов исследования осуществлена в процессе работы со студентами Московского государственного университета культуры и искусств, в трёх публикациях по теме исследования, в практической и творческой деятельности автора на телевидении. Им осуществлено более пятидесяти творческих телевизионных программ в качестве ведущего.

Автор принимал участие в работе международной практической конференции .«Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века" (Москва, 14-15 мая 1989 г.); совместно с кафедрой кино и телевидения участвовал в разработке новой специализации "Экранные технологии", по которой осуществлён первый набор студентов в 2000 году; в разработке программы "Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы" (1999-2001 гг.).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГУКИ.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, отображающих существо рассматриваемой проблемы и ход исследования.

Социально-культурная политика и принципы подготовки специалистов телевизионных программ в России и за рубежом

Сложные и противоречивые процессы реформирования России характеризуются целым рядом факторов, актуализирующих проблему подготовки специалистов телевизионных программ.

В стране обострилась ситуация отставания и ненасыщенности подлинными ценностями секторов духовной жизни общества. С этим связаны и нерешённые аспекты культурно-бытовой практики, что требует пересмотра не только традиционных подходов к её формированию, но генераций новых концепций её развития. Наличные условия жизни привели к расслоению общества не только по материальному достатку, но и по уровню духовного, культурного бытования. Жизненная неудовлетворённость, обеднение внутреннего мира части людей сказываются на всех сторонах межличностных и общественных отношений, нередко приводя к политическому, экономическому рассогласованию и противостоянию.

Негативные воздействия низкого уровня культуры особенно пагубно отзываются на судьбах подрастающего поколения. Особое место в системе социальных факторов, влияющих на формирование духовной культуры, общества и личности, занимает телевидение. Без решения практических вопросов совершенствования телевизионных программ невозможно говорить о духовно-нравственном здоровье общества, о его экономической и политической стабильности. При этом совершенно очевидно, что качество телевизионных программ находится в прямой зависимости от степени подготовки телеспециалистов. Именно поэтому рассмотрение теоретико-методических вопросов подготовки специалистов телевизионных программ в современных условиях будет способствовать решению практических задач совершенствования телевидения, повышения его роли в духовно-нравственном возрождении нации. Для этого необходимо начать с анализа сущности, структуры, содержания и путей развития культурной политики в реформируемой России и за рубежом.

Общеизвестно, что культурная политика выступает общей частью социальной политики, обращенной к сфере культуры.

Её объектом выступает духовная сфера жизни общества, предметом - деятельность политических партий, общественно-политических объединений, фракций, течений; социальных институтов (учреждений, организаций, управлений и т.д.); учреждений искусств по передаче ценностей культуры (научно-исследовательские институты вузы, музеи, выставочные залы, библиотечная сеть и т.д.), оформленная и в конкретные факты, доктрины, концепции, в акции, выставки, фестивали и т.п.

Субьектом осуществления культурной политики выступают министерства, управления, комитеты и отделы культуры от республик, краёв, областей до префектур городов; ведущие научные организации; координирующие учреждения системы образования; творческие союзы, ведущие центры культуры.

Средства культурной политики включают следующие факторы:

-экономические: финансирование; материальная база культуры, её вещественный инструментарий;

-социальные: конституционное, правовое, законодательное обеспечение; защита и гарантированность культурной деятельности;

-политические: культурные программы, концепции развития общества, планы культурного строительства; образовательные концепции;

-духовно-ориентационные: разработка культурных теорий, ценностных приоритетов, целей и идеалов культурного развития;

-организационные: развитие системы и сети культурных учреждений; механизм культурного обслуживания населения; подбор, обучение и распределение кадров, определение системы их переподготовки. Главной задачей культурной политики является обеспечение комплексности и цельной направленности развития духовной сферы общества в соответствии с общечеловеческими, гуманистическими, прогрессивными векторами общественно-политического развития.

Специфика социально-педагогических требований к подготовке специалистов телевизионных программ

Современное мировое развитие в значительной мере связано с прогрессом в технологиях средств массовых телекоммуникаций, центральным звеном которых является телевидение. При рассмотрении специфики требований к подготовке специалистов телевизионных программ мы опирались на исследования философских проблем массовой информации и телекоммуникации, проведённое, в частности, известным российским культурологом Б.М. Сапуновым.1

На наш взгляд, автору исследования удалось создать методологическую основу развития теории и методики телекоммуникаций.

Согласно современной парадигме мышления, сфера свободы, а следовательно, и культуры должна охватывать все стороны жизни общества и каждого человека - массового производства, экономики, быта, повседневного поведения, социальной и политической деятельности - и выражаться в расширении рамок демократии, формировании и функционировании правового государства. «Эти изображения - «реальность», - остроумно замечает Р. Брэдбери. - Вот они перед вами, они зримы, они объёмны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно -то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»1.

Благодаря средствам массовой коммуникации нам целенаправленно формируют видение мира в целом (мировоззрение), которое ранее вырабатывалось главным образом под влиянием идеологических клише, учебников, книг. Однако на выработку мировоззрения влияет не только объективный смысл событий и их интерпретация политиками и журналистами, но и общая атмосфера духовной жизни общества, в том числе сложившаяся под влиянием науки, философии, религии, искусства, парадигма мышления о мире, в котором мы живём.

Как пишет немецкий исследователь П. Козловски, сознание современного человека определяется тем, «что мы живём в момент всемирно-исторической смены эпох - модерна постмодерном. На границе нового и постнового времени»2.

Постмодернизм претендует на выражение общей теории современного искусства, особой «постмодернической чувствительности»... как выражение духа времени во всех сферах человечесской деятельности: искусстве, социологии, философии, науке, экономике, политике и пр. Каждая эпоха имеет свой дух, свою ауру, - пишет Н.Н. Козлова3. Средние века - теологическую, XVIII век, от которого многие отсчитывают начало модерна, - политическую. В XIX веке ключевым понятием в культуре был прогресс. Век нынешний отмечается аффективно-эстетической, мистической, экологической аурой. В центре внимания исследователей безграничны культурный плюрализм, порождающий калейдоскопическую игру жизненных форм. Отказ от представлений о прогрессе и осознание плюрализма -значимая симптоматика смены эпох.

Выходит на поверхность мир игры и магических "вызовов судьбе", занимающий периферийное место в культуре европейского "экономического" человека". Этот мир - более древний, могущественный и желанный, чем мир калькулируемых ценностей, "объективных" законов и "правовых" общественных институтов. Второй (неигровой) мир - лишь часть первого, его более узкое и ограниченное воплощение. Игра, ритуалы, церемониалы, любые действия с конвенциональными знаковыми системами притягательная сила, которая игнорируется или тщательно скрывается новоевропейским дискурсом, включая марксизм и фрейдизм.

Высказывания самых разных теоретиков, принадлежащих к различным школам, позволяют выделить следующие черты постмодерна как общества:

-полицентричность (в том числе отказ от европоцентризма).

Представление о полицентричности воплощено в культуре образом

Вавилова;

-релятивизация доминантных сил европейской культуры модерна. Разум, естествознание, техника, индустрия, демократия, индивидуальность видятся относительными, необязательными;

-отказ от веры в прогресс, осознание возможности нового варварства; культурный и социальный плюрализм.. Плюрализм обеспечивает возможность включения "всего" и "всех" в коммуникацию и производство. Например, электронные технологии достаточно легко позволяют использовать труд инвалидов, а им самим дают возможность полноценной жизни;

-отказ от понятия "личность" в пользу понятий "персона" и "маска". "Традиционалистский" человек не испытывает комплекса неполноценности в культуре постмодерна.

Педагогические условия подготовки специалистов телевизионных программ

В определении факторов исследование опирается на основные результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление педагогической направленности подготовки специалистов телевизионных програм.

Специфика данной работы состояла в том, что наряду с предметами, обеспечивающими освоение профессионального мастерства, в учебный процесс активно внедрялись дисциплины, обеспечивающие социально-педагогическую компетентность будущего специалиста.

При этом автор опирался на концепцию высшего образования, разработанную в рамках гуманистической педагогики.

Согласно этой концепции, главной целью высшего образования является развитие личности.

Личностно-развивающее высшее образование может быть реализовано на основе следующих принципов:

а) создание в вузах благоприятных демократических условий реализации свободы и прав человека;

б) принятие всеми субъектами научно-педагогического процесса в вузе системы ценностей, в которой. главное место отводится личности студента;

в) обеспечение полноты и непрерывности в развитии личности, начиная с отбора абитуриентов и кончая выпуском;

г) системно-стилевой подход в личностно- развивающей системе обучения: усвоение новых знаний и умений должно включать варьирование и свободный выбор таких параметров учебной и смоделированной профессиональной деятельности, которые способствуют развитию личностных способностей;

д) саморазвитие, подкрепленное развитием самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование;

е) регулярная и оперативная диагностика и самодиагностика, которые выполняют роль обратной связи в развитии личности;

ж) создание в вузах психологической службы.

Личностно-развивающее образование предполагает наличие следующих основных компонентов:

— системно-структурные модели личности специалистов по основным типам профессий;

— высоковалидные и надежные средства индивидуальной диагностики и самоконтроля личности;

— реализация специальных средств развития и саморазвития личности;

— новая ценностная иерархия всех существующих методов обучения в аспекте реализации гуманистических целей высшего образования и развития личности будущих специалистов.

При определении и формулировании требований к специалистам, а также критериев проектирования содержания образования были использованы разработанные в НИИВО системно-структурные модели личности1 по основным типам профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием и высоковалидные, надежные средства индивидуальной диагностики и

1 Косова Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования/ Изд. «Ин-т практ. психол.» - М. - Воронеж: НПО «МОДЕМ», 1998. самоконтроля личности.1

Рассмотрим полученные нами данные о требованиях к их личностной сфере. Предварительно была разработана специальная методика «Карта экспертных оценок «Личность специалиста». Ее целью было получение экспертных заключений и построение личностных моделей. Предположительно они могли бы служить известными дифференцированными критериями формирования содержания высшего профессионального образования для определенных видов деятельности.

Методика состоит из 2-х частей — карт, предназначенных для последовательного независимого заполнения экспертами.

В карте 1 эксперт должен последовательно ранжировать 7 основных типов профессиональной деятельности (научно-исследовательская, педагогическая, технологическая, творческая, организационно-управленческая, коммерческая) по каждой из 18 двухполюсных личностных особенностей (например, творческий тип мышления — тип с преобладанием склонности к привычным, стандартным действиям).

В карте 2 те же показатели деятельности и личности расположены иначе, чем в карте 1, и логика заполнения — обратная, что позволяет определять индивидуальную надежность результатов по любому показателю карт (посредствам нахождения ранговой корреляции в одной карте с соответствующими столбцами в другой).

В качестве экспертов выступили преподаватели творческих кафедр (16 экспертов, около 75% которые составили профессора и доценты).

Похожие диссертации на Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры