Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Круглова, Алла Геннадиевна

Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера
<
Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Круглова, Алла Геннадиевна. Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2006. - 118 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

I ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБ РАЗОВАНИИ РОССИИ XIX - XX В.В 6

1.1 . Сценическое движение в структуре театрального образования 6

1.2 .Психические и двигательные качества 17

1.3 .Место сценического движения в системе подготовки актёра 22

1.4 .Педагогика сценического движения 25

II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 31

2.1 . Рабочая гипотеза и задачи исследования 31

2.2 .Методы исследований 31

2.2.1 анализ специальной литературы 32

2.2.2 псхофизиологическое тестирование 32

2.2.3 тестирование двигательных качеств 34

2.2.4 педагогический эксперимент 35

2.2.5 метод экспертных оценок 36

2.2.6 анкетный опрос 38

2.2.7 методы математической статистики 38

III ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АКТЁРОВ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 39

3.1 . Показатели двигательного тестирования 41

3.2 .Психофизиологические показатели студентов 46

3.3 .Уровни взаимосвязей между качеством выполнения специальных упражнений и двигательными показателями 50

IV НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 57

4.1 .Задачи и методика педагогического эксперимента 57

4.2 .Практическая реализация средств специализирования двигательных качеств у актёров драмы 61

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ 72

ВЫВОДЫ. 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105

Введение к работе

Актуальность. Усилиями выдающихся отечественных педагогов в России создана система подготовки актёров, общепризнанная во всём мире. Одной из составляющих этой системы является методика овладения сценическим движением, в которой дано чёткое определение содержания предмета и основы его преподавания /28,67,82,83,102,151/. Вместе с тем дальнейшее развитие театрального искусства в современном мире в совокупности с кинематографом, эстрадой и другими видами театральной деятельности требует новых подходов к повышению уровня подготовленности актёрских кадров. В этой связи специалистами отмечается острая необходимость повышения двигательных возможностей студентов, осваивающих основы актёрского мастерства с целью оснащения их разнообразными двигательными навыками, необходимыми для будущей актёрской деятельности /145,147/. Таким образом, возросший уровень требований к подготовленности актёрских кадров в стране, выдвигает проблему совершенствования методики преподавания предмета «Сценическое движение», в котором были бы реализованы современные знания об особенностях двигательной деятельности человека и достижения теории и методики спорта, это позволяет рассматривать исследования двигательных действий актёра в качестве актуальных.

Объект исследования. Система профессиональной подготовки студентов театральных ВУЗов.

Предмет исследования. Методика преподавания предмета «Сценическое движение» в театральных ВУЗах.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились:

- концепция активного профессионального обучения специалистов в области театрального искусства [Андрачников С.Г., Голубовский Б.Г.,

Дрознин А.Б., Захава Б.Е., Красовский Ю.М., Морозова Г.В., Немеровский А.Б., Островский А.Н., Станиславский К.С., Эйзенштейн С.];

современные представления о содержании, средствах и методах формирования двигательных способностей в процессе физического воспитания [Лях В.И., Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Чернов К.Л., Янанис СВ., Архангельский С.Х., Бойко В.В., Талага Е., Журавина М.Л., Меньшикова Н.К.];

концепция комплексного подхода к обучению двигательным действиям в процессе физического воспитания [Боген М.М., Бернштейн Н.А., Валик, Баранцев С.А., Столяк И.Н., БелиновичВ.В., Донской Д.Д., Ильин Е.П.].

Рабочая гипотеза. Предполагается, что профессиональная физическая подготовка актёра будет более эффективной, если выявлен характер взаимосвязей между качеством выполнения упражнений по сценическому движению и проявлением двигательных способностей студентов.

Цель. Совершенствование методики преподавания предмета «Сценическое движение».

Научная новизна. Представленные в диссертации положения, полученные на основе экспериментальных исследований двигательных способностей будущих актёров, позволяют научно обосновать методику преподавания дисциплины «Сценическое движение» в творческих ВУЗах. Впервые определен характер взаимосвязей между качеством выполнения специализированных упражнений и показателями двигательного тестирования в структуре профессионального образования актёра, а также их значимость в разработке методики преподавания «Сценического движения».

Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических и методических подходов, вносящих существенный вклад в теорию театральной педагогики, которые расширяют представление о профессиональной физической подготовке будущего актера.

Практическая значимость. Выявленная в процессе исследования динамика совершенствования двигательных качеств будущих актеров, объекта-

визирует методические положения, касающиеся освоения и совершенствования специальных упражнений по сценическому движению, уточняет программные требования к физической подготовленности учащихся театральных ВУЗов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, реализуемое В процессе совершенствования гибкости, выносливости, координации и скоростно-силовых способностей формирует необходимую двигательную основу для успешного формирования профессиональной физической подготовки студентов театральных ВУЗов.

Характер взаимосвязей между показателями двигательного тестирования и оценкой выполнения специализированных упражнений позволяет повысить эффективность педагогического процесса и способствует повышению профессиональной физической подготовленности будущих актеров.

Профессиональная физическая подготовка актуальна в структуре освоения сценического движения, и ее усовершенствование требует разработки методики, направленной на повышение эффективности освоения специальных упражнений с учетом влияния двигательных качеств на точность и выразительность их выполнения.

Сценическое движение в структуре театрального образования

Профессия - драматический актёр, достаточно сложна и многогранна. Современное драматическое искусство предъявляет свои, порой завышенные требования. Работа над различными произведениями со сменой жанров, стилей, эпох, умение создавать яркие образы, обладать такими качествами, как память, внимание, выносливость, гибкость, координация, и т.д., а также владеть специальными навыками и техникой для выполнения различных элементов трюковой пластики, всё это предполагает не только определённые творческие способности, но и высокий уровень двигательной подготовки. Великий актёр - это не фортепиано, ни арфа, ни клавесин, ни скрипка, ни виолончель; у него нет собственного тембра, но он принимает тембр и тон, нужный для его партии, и умеет применяться ко всем партиям /45/. Так какие же дисциплины театральной школы формируют настоящего творца и помогают ему на этапе обучения профессии? Глядя на организацию процесса актёрского образования (схема 1) нетрудно убедиться, что из пяти предметов специальной направленности, три из них нацелены на формирование телесной культуры актёра, а остальные на совершенствование его психофизического аппарата. «Сценическая речь» и «Ритмическое воспитание» являются смежными дисциплинами, так как они учат не только «говорить» и «слышать», но также развивают речедвигательную и сенсорномышечную координацию, обеспечивающую согласование движения человека во времени и пространстве. Из всего сказанного, следует, что для будущего актёра, которому должен быть присущ достаточно широкий спектр качеств, умений и навыков, начиная от внутренних чувственных, эмоциональных, психических, и заканчивая, внешними - телесными, необходимо профессиональное физическое воспитание, особенно на начальном этапе формирования и становления творческой личности. «Тело потенциально становится предметом интереса и внимания - прежде всего, как необходимый инструмент человеческой деятельности, который должен «содержаться в порядке» и быть приспособлен для её выполнения» /26/. «Необходимо овладеть секретами техники, для того, чтобы овладев ими, оказаться сильнее техники» /154/. Педагогический опыт, показывает, что для физического воспитания актёра недостаточно заниматься общей физкультурой. Однако и методика различных видов спорта не может быть механически перенесена в школу драматического искусства, прежде всего потому, что посредством психофизического аппарата создаётся художественный образ. Именно поэтому для театра и кинематографии была создана особая дисциплина «Сценическое движение», которая учитывая специфику данной профессии, заменяет физическое воспитание в отдельных театральных ВУЗах/99/.

Одной из целей предмета «Сценическое движение» является развитие и совершенствование у студентов ряда основных психических и двигательных качеств, которые необходимы в их будущей профессиональной деятельности, такие как: внимание, память, воля, сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость. Особое внимание уделяется обучению специальным сценическим навыкам: сценическим падениям и прыжкам, различным способам пе- редвижения и преодоления препятствий, сценическим ударам, элементам сценической борьбы. Обучение начинается с выполнения достаточно простых физических упражнений, постепенно задачи усложняются, и студенты переходят к выполнению учебных сценических этюдов и драматических эпизодов. «Сценическое движение» является основной дисциплиной среди предметов пластического цикла в театральной школе, так как это единственный предмет специально созданный для телесной подготовки актёра несколькими поколениями педагогов практиков и как следствие он впрямую выполняет функцию воспитания «телесного аппарата воплощения» (термин К.С. Станиславского). Будущий актёр в начале профессионального физического образования, учится решению двигательных задач стоящих перед ним, правильность движения в его целесообразности, это то, что он должен освоить на первом этапе профессионального образования, а затем постепенно перейти к выразительному, правдивому и естественному действию на сцене /18/. Заниматься и совершенствовать своё тело, дабы постоянно находиться в хорошей физической форме - это часть профессиональной деятельности актёра. Без работы над собой, сценический образ становится неполноценным, что вынуждает сознательно избегать того, чего актёр не умеет делать, и как следствие - пластический рисунок роли стёрт и малоинтересен для зрительского восприятия. «Актёр - это человек, работающий своим телом и делающий это публично» /40/.

Рабочая гипотеза и задачи исследования

Гипотеза исследования основывается на предположении, что профессиональная физическая подготовка актёра будет более эффективной, и позволит более точно и целенаправленно осваивать содержание курса предмета «Сценическое движение», если выявлен характер взаимосвязей между качеством выполнения упражнений по сценическому движению и проявлением двигательных способностей студентов.

Для проведения научного исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать проблему профессиональной подготовки студентов театральных ВУЗов в психолого-педагогической и специальной литературе.

2. Выявить характер взаимосвязей между показателями двигательной подготовленности и качеством выполнения специальных упражнений в программе курса "Сценическое движение".

3. Разработать и экспериментально апробировать методику формирования специальной физической подготовленности актера в процессе освоения учебного курса "Сценическое движение".

4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию методики преподавания курса "Сценическое движение" в системе театральных ВУЗов.

Необходимость решения поставленных задач определила выбор методов исследования, которые смогли бы полностью обеспечить получение объективных данных. В исследовании применялись следующие методы:

1 .анализ специальной литературы;

2.тестирование психофизиологических функций; 3.тестирование двигательных качеств;

4.педагогический эксперимент;

5.метод экспертных оценок;

6.анкетный опрос;

7.методы математической статистики.

Анализ специальной литературы позволил определить состояние теоретической и экспериментальной разработанности проблемы пластического воспитания актёра. Выделен материал, отражающий различные точки зрения на данную проблему. Обнаружено отсутствие научного подхода в развитии и совершенствовании психофизического аппарата актёра. В этой связи в аналитическом обзоре конкретизированы проблемы исследования и пути реализации поставленных задач.

Эксперимент проводился на базе специализированной компьютерной программы, разработанной Г.В.Сивицким (1995).

Эффективность развития специальных способностей будущего актёра, которые проявляются в специфических качествах, во многом зависит от того, насколько правильно будет направлен процесс диагностики, а в последующем формирования психомоторных механизмов двигательной деятельности /116,117,118/.

Нами изучались следующие показатели уровня развития психических качеств будущих актёров.

Показатели двигательного тестирования

С целью выявления значимости сценического движения в структуре мастерства актёра нами было опрошено 15 педагогов по мастерству актёра, которые преподают в театральной школе им. Б.В.Вахтангова, театральной школе Малого Театра, ВГИКе, Университете Культуры. Это народные и заслуженные артисты России: Тараторкин Г.Г., Борисов М.Б., Велихова М.Е., Афонин Н.Н., Селезнёв В.П., Кознов Д.Г., Поглазов В.П., Авшаров Ю.М., Семаков М.П. и др.

Педагоги оценили степень влияния предмета «Сценическое движение» на пластическую выразительность актёра по самому высокому баллу, а также были согласны с утверждением, что предмет «Сценическое движение» нацелен на развитие пластической фантазии актёра. При всех разногласиях в вопросах об использовании специальных сценических навыков на уроках актёрского мастерства и степени необходимости пластического тура при поступлении в театральный ВУЗ, мастера пришли к единодушному выводу, что дисциплина «Сценическое, движение» требует усовершенствования методики преподавания (данные приведены в табл.1).

Представляется интересным, что никто из респондентов, рассуждая о двигательных качествах, не выделил как наиболее важное такое качество, как сила, при этом треть всех опрошенных ставят на первое место: гибкость, выносливость и координацию. А оставшиеся две трети отмечают, что для будущего актёра важны все качества. Без сомнения актёр обязан обладать достаточной силой, хотя бы, для того чтобы выдержать два часа непрерывного сценического действия. Но можно заключить, что как при вопросе о влиянии предмета на пластическую выразительность актёра, так и при вопросе о пластической фантазии актёра, 14 из 15-ти мастеров ответили положительно, и все единогласно сошлись во мнении, что актёр с хорошей пластической подготовкой является востребованным в своей профессии. К сожалению, отношение к сценическому движению достаточно разнородное, так как в театральных ВУЗах работают различные педагоги по авторским разработкам или без методик вовсе. Поэтому, рассуждая о степени необходимости пластического тура при прохождении творческого конкурса, пять мастеров ставят 4 балла и один - 2 балла. Более того, 5 анкетируемых отвечают, что скорее часто, чем редко используют навыки, полученные на сценическом движении на занятиях по актёрскому мастерству, а два педагога заметили, что навыки используются учащимися на «мастерстве» - редко. Здесь прослеживается достаточно яркое противоречие. С одной стороны мастера отмечают важность сценического движения для будущего актёра, как при подготовке, и что важно непосредственно в профессиональной деятельности, а с другой стороны - констатируют необязательность пластического тура при поступлении в театральный ВУЗ.

Нельзя не согласиться с авторитетным утверждением, что: «Тело артиста должно быть подчинено законам движения на сцене» /98/, однако, прежде чем подчинить тело актёра сценическим законам движения, следует его воспитать и подготовить для сцены. Для того чтобы знать физические возможности будущих актёров и перспективу их развития и совершенствования, на начальном этапе обучения, в настоящей работе были исследованы двигательные показатели учащихся, которые в рамках учебного плана осваивают основы предмета «Сценическое движение».

Похожие диссертации на Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера