Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Воронина Ирина Сергеевна

Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе
<
Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронина Ирина Сергеевна. Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Хабаровск, 2006 211 с. РГБ ОД, 61:06-13/2306

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно - теоретические основы развития творческих умений студентов на занятиях по прикладному искусству в вузе.

1.1. Развитие творческих умений студентов средствами прикладного искусства, как психолого-педагогическая проблема 18

1.2. Индивидуально-возрастные и психологические особенности творческого развития студентов при обучении в вузе 39

І.3. Использование прикладного искусства в развитии творческих умений студентов-дизайнеров 54

1.4.Определение целей развития творческих умений у студентов при обучении прикладному искусству 72

Выводы по первой главе 84

Глава 2. Методические условия, приемы и средства развития творческих умений студентов при обучении прикладному искусству в вузе.

2.1. Построение модели обучения прикладному искусству, направленной на развитие творческих умений студентов 88

2.2 .Методы и средства развития творческих умений студентов в процессе обучения прикладному искусству 104

2.3.Анализ экспериментального обучения студентов творческим умениям на занятиях по прикладному искусству 127

Выводы по второй главе 144

Заключение 147

Библиография 154

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как с нашей точки зрения творчество - это феномен, обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Между тем в образовательном процессе современной школы, как высшей, так и средней имеется противоречие между потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и возможностями образовательной системы создавать условия для развития творческого потенциала студентов, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности студентов на

4 занятиях художественно-эстетического цикла. Ведущим условием развития потенциальных, творческих возможностей студента является вхождение его в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, архитектурной, дизайнерской и т.д.

Коренные изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, породили множество проблем. Особую важность для высшей школы приобретает необходимость углубления теоретических исследований в области совершенствования образования, духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями, способную к интеллектуальной, творческой деятельности. Для преобразования школы важно улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Всестороннее развитие личности невозможно без формирования чувства прекрасного, правильного понимания красоты и многообразия окружающего мира. Это те основы, которые должны быть переданы последующему поколению.

Коренные изменения в системе образования, происходящие в настоящее время, распространились на все его виды, начиная от дошкольного и до высшего профессионального образования, ставя серьезной задачей совершенствование подготовки кадров.

Современная высшая школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформы современного образования положены принципы гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования -личность, ее стремление к пониманию целостной картины мира, культуры как опыта предшествующих поколений людей.

Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса. В соответствии с этим в число особо приоритетных качеств личности включаются

5 такие как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности. Особенно важны эти качества для людей, занимающихся искусством.

Творческие умения развиваются в постоянном и разнообразном обучении при использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. Большое значение это имеет в художественной деятельности, требующей сочетания как образного, ассоциативного, так и теоретического мышления, а также осознания личного отношения к такой деятельности.

Понимая творческое развитие личности как стремление к гармонии с окружающим миром, как стремление к идеалу и красоте, педагог должен передать это будущему дизайнеру, который в ответе за будущее художественное образование и эстетическое воспитание за сохранение художественного наследия предшествующих поколений. Творческое развитие личности, ее нравственное совершенствование - это то, без чего невозможно художественное образование. Эти составляющие развития личности очень важны для профессионального становления будущего дизайнера при обучении батику как вида декоративно-прикладного искусства. Развитие творческих умений будущего дизайнера средствами прикладного искусства - это один из путей, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. А это и есть требования, предъявляемые к подготовке дизайнера, которые отражены в государственном стандарте высшего профессионального образования [61].

Современное высшее образование, которое находится в постоянном поиске обновления всех сторон своей деятельности призвано подготовить специалиста, способного реализовать задачи, стоящие перед ним.[1]

В связи с этим изменяется понимание цели высшего образования. На первое место вышла личность специалиста, осознаваемая как духовно -нравственная сущность человека, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, духовного развития и самовоспитания в условиях профессиональной деятельности.

Изменения в подходе к образованию, к пониманию его задач, обусловили методологическое переосмысление, обращение к идеям гуманизма, нашедшим отражение в исследованиях философов, психологов, педагогов, стоящих на гуманистических позициях.

Представления о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и обстоятельств своей жизни, как свободной, ответственной, творческой личности, как целостности, возможности человека быть ценностью и самоценностью, сложились в гуманистической отечественной и зарубежной философии (Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, B.C. Библер, B.C. Соловьев, С.Л. Франк, Э. Фромм и др.).

Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, то это - всестороннее развитие личности и профессиональная подготовка специалиста.

Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении батика. Этот учебный предмет имеет большие возможности для развития творческих умений, эстетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира. Все это позволит решить

7 первостепенную задачу, стоящую перед высшей школой, при подготовке будущих дизайнеров как специалистов способных к творческой деятельности.

Обучение студентов батику, является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов студентов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития.

Говоря об этом, мы имеем в виду целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы со студентами при изучении батика.

Содержание учебных программ по декоративно-прикладному искусству (четко выраженная ориентация на овладение системой знаний по искусству) оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, формируя их интеллектуальный и духовный мир.

Одним из основных направлений учебной программы по декоративно-прикладному искусству, является развитие творческих умений. Преподаватель, ведущий курс батика призван помочь студентам понимать этот своеобразный язык выражения художником отношения к миру. Он должен научить видеть изображение окружающей жизни, через призму отношения художника к явлениям окружающей жизни, которое он выразил с помощью специфических средств - красок, ткани, средств ее обработки.

Преподаватель призван научить восприятию мира своих учеников, воспитать их визуальную культуру. Предполагается осмысленность и одухотворенность видения, а именно, умение передать средствами батика свое восприятие действительности, донести смысл понимания мира автором зрителю.

8 Позволить ему пережить комплекс чувств, позволяющих понять произведение как духовную ценность, то есть осознать себя как создателя и творца нового и участника формирования духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации этих целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно обоснованных методических рекомендаций для развития творческих умений студентов при изучении батика в процессе подготовки студентов-дизайнеров в Институте Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета, способных решать любые творческие задачи и проблемы.

Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится как центральная задача - определить пути и педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих умений в процессе обучения батику как виду - прикладного искусства.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, это - Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Т.С. Комарова,, СЕ. Игнатьев, А.Е. Терентьев, А.П. Яшухин.

Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов батику. Отдельные вопросы, по интересующей нас проблеме, затрагиваются в трудах Н.Н. Волкова, Ю.А. Волкова, Н.Я. Маслова, Л.А. Выходцевой, Н.И. Пьянковой и других специалистов.

Исследованию проблем, связанных с художественным конструированием и моделированием, посвящены работы Л.А. Венгера, Я.В. Владимирова Н.Г. Гриневич, Т.С. Комаровой и др.

Все исследователи отмечают большие возможности применения такого материала, как ткань, в развитии художественного творчества, различные подходы и возможности при моделировании и конструировании с использованием данного материала при создании художественных образов, как реального, так и стилизованного вида. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации рассмотренных целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно-обоснованных методических рекомендаций по развитию творческих умений студентов при обучении батику на отделении дизайна Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Учитывая состояние научной разработки проблемы и объективных потребностей вузовской педагогической практики, в предлагаемой работе реализуется актуальная задача - определить пути и средства развития творческих умений при обучении батику будущих дизайнеров. Данная проблема является очень сложной научно - практической проблемой, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.

В процессе исследования проблемы мы научно обосновываем свои выводы, используя в работе труды современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, - Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Т.С. Комарова, А.А. Унковский, СЕ. Игнатьев, А.Е. Тереньтьев и др.

Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов развития творческих умений студентов при обучении батику.

Для определения возможностей развития творческих умений использованы результаты исследования мышления В.Г.Ананьева, Ю.С. Голициной, B.C. Кузина; особенности развития личности в учении, изложенные в трудах Д. В. Богоявленского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна. Исследования условий развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения при художественной деятельности, выполненные Б.Ф. Ломовым, Е.Н. Кабановой - Меллер, И.С. Якиманской.

В публикациях по вопросам теории и методики изобразительного искусства подчеркивается необходимость изучения специфики художественного творчества в работах таких авторов как, В.Г. Волков, СЕ. Игнатьев, В.К. Лебедко, И.С. Якиманская, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев и других.

Определенную значимость при изучении темы имеет опыт художников-педагогов, работающих в системе художественного образования и воспитания. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью определения наиболее перспективных методов развития творческих умений при обучении батику.

Необходимо подчеркнуть, что для разработки темы особую важность имеют исследования по вопросам художественно - творческой деятельности студентов, творческого восприятия и воображения. Значительную ценность представляют публикации и работы ученых психологов: Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе.

Для определения педагогических условий развития творческих умений студентов-дизайнеров ввузе при обучении батику использовались результаты исследований опирающиеся на: специфические особенности педагогического

процесса как системы, критерии его эффективности, систематизированные М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским, И.Я. Лернером.

Между тем специфика обучения данному виду учебной деятельности заслуживает тщательного анализа и обобщения. Автор диссертации, не претендуя на исчерпывающее раскрытие избранной темы, делает попытку внести свой вклад в ее разработку.

Обосновывая актуальность темы, необходимо обратить внимание также на то, что она является составной частью плана по совершенствованию нравственно-эстетического развития студентов при формировании их творческих умений при обучении батику. Исходя из этого, можно предположить, что возможности развития творческих умений кроются в четкой постановке целей творческого развития студентов, в моделировании деятельности в соответствии с поставленной целью, в отборе технологий формирования творческих умений при обучении батику, а также в педагогической рефлексии результатов обучения.

Суть педагогической технологии - это поиски научных концепций и подходов к анализу и организации учебного процесса. Педагогическая технология-это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время иногда наблюдается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса, основанного на определении познания.

Методологической основой развития творческих умений при обучении батику является философская теория познания, а также фундаментальные исследования в области психологии и педагогики творческой деятельности.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы пользовались теорией и технологией разработки и постановки образовательных и воспитательных целей И.Я. Лернера, Ю.К. Татаренко.

Проблему исследования определило противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, сложилась потребность в определении теоретических основ и

12 практических путей развития творческих умений студентов-дизайнеров при обучении батику, а с другой, недостаточная научная разработанность этого вопроса.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также методологическая и теоретическая не разработанность обусловили выбор темы исследования - «Развитие умений творческой деятельности у студентов при изучении прикладного искусства на архитектурном факультете университета».

Данная проблема является одновременно и целью исследования.

Объект исследования: система обучения батику на отделении дизайн окружающей среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих умений студентов в учебной деятельности при обучении батику.

Гипотеза исследования: успешное развитие творческих умений студентов при обучении батику может быть осуществлено, если:

содержание программы по батику будет соотнесено с возрастными и индивидуальными особенностями студентов;

будет определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческих умений, будут созданы специфические условия сочетания репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы;

будет вычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии творческих умений студентов;

- технологии обучения батику теоретически аргументированы, и строятся
на продуктивных методах обучения;

- батик будет являться средством развития творческих умений студентов
как части художественного творчества, с формированием нравственных и
профессиональных основ личности будущего дизайнера.

13 Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. Определить феномен творческого развития личности на основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики.

  2. Установить возрастные и индивидуальные особенности в развитии творческих умений студентов при обучении батику в университете.

  3. Выделить и обосновать педагогические условия, способствующие творческому развитию личности.

  4. Обосновать выбор репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы на занятиях по батику;

  5. Разработать систему учебно-творческих заданий, как средства управления процессом творческого развития;

  6. Разработать критерии творческого саморазвития;

  7. Организовать и провести эксперимент для исследования специфики развития творческих умений студентов-дизайнеров при обучении батику в вузе.

Методологической основой исследования являются положения теории педагогики о целостности, системности и непрерывности педагогического процесса, его ценностно-смысловой ориентации, а также философская и психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева и идея личностно-ориентированного подхода к развитию личности Л.С. Выготского, личностно-деятельностный подход Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, системный подход В.П. Беспалько, теория воспитывающего обучения В.А. Караковского, Х.И. Лийметса, Л.И. Новиковой, основы психологии образования В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской, теоретические положения о содержании творческого саморазвития личности, выдвинутые В.И. Андреевым и И. Пригожиным, методология педагогических исследований Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина.

Для решения поставленных задач нами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; анкетирование; беседа; интервью; изучение педагогического опыта; метод экспериментального наблюдения; тестирование; самооценка; методы математико-статистической обработки результатов исследования.

Исследования проводилось в три этапа на отделении дизайн архитектурной среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Первый этап (2002-2003г.)

  1. Изучение литературы, программ, учебников, статей по декоративно-прикладному искусству, батику, теории обучения воспитания, психологии, этике, эстетике.

  2. Наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, изучение опыта работы по развитию творческих умений при обучении батику студентов-дизайнеров в Институте Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

3. Посещение и анализ занятий по изобразительному искусству в
институтах города Хабаровска.

4. Проведение занятий по батику при работе преподавателем на отделении
дизайна Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского
государственного университета.

Второй этап(2003-2004 г.)

  1. Опытно экспериментальная работа.

  2. Первичная проверка гипотезы.

3. Определение возможности реализации модели развития умений
творческой деятельности с помощью разработанной технологии при обучении

15 батику во время проведения эксперимента в Институте Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

  1. Корректировка модели и технологии по методам, приемам и формам.

  2. Эксперимент. Третий этап (2004-2005г.)

  1. Проведение фиксирующего эксперимента на отделении дизайн архитектурной среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

  2. Осуществление систематизации полученного материала, а также проверка и коррекция отдельных положений, выводов и рекомендаций по развитию творческих умений студентов, разработанных в ходе исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческих умений у студентов; вычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии творческих умений студентов; теоретически аргументированы и определены технологии обучения батику развивающие творческие умения студентов; обоснована взаимосвязь развития творческих умений при обучении батику как части художественного творчества, с формированием нравственных и профессиональных основ личности будущего дизайнера; определены конкретные пути развития творческих умений у студентов при обучении батику; установлены возрастные и индивидуальные особенности в развитии творческих умений при обучении батику студентов Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций по развитию творческих умений студентов-дизайнеров университета, для моделирования обучения направленного на развитие творческих умений; разработаны технологии творческой деятельности студентов, разработаны цели на оперативном уровне

(образовательные и воспитательные) построено «дерево целей»; разработаны научно-методические рекомендации в адрес педагогов вуза; материалы исследования послужили основанием обогащения содержания бесед и практических занятий по батику.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических оснований; адекватностью методов исследования, опорой на репрезентативность полученных данных, на анализ опыта работы автора в качестве преподавателя, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения батику.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в 4 публикациях, творческих выставках работ по батику. Результаты исследования получили одобрение на научно - теоретических, практических конференциях профессорско - преподавательского коллектива Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета, на региональной научной конференции: Культура педагогического труда в XXI веке (Хабаровск, 2004); региональной научно-практической конференции «Дальний Восток: актуальные проблемы развития» (Хабаровск 2005), в Технологическом институте Сахалинского государственного университета, на научном семинаре Дальневосточного, государственного гуманитарного университета. Творческие работы автора выставлялись на художественных выставках г.г. Харбина (КНР), Москвы, Владивостока, Хабаровска.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Сущность творческого развития личности;

  2. Педагогические условия, способствующие творческому развитию личности студентов-дизайнеров в системе обучения батику:

2.1 Обоснованный выбор репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы на занятиях по батику;

17
2.2. Система учебно-творческих заданий.

  1. Модель развития творческих умений студентов при обучении батику.

  2. Критерии творческого развития личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, библиографии и приложений.

Развитие творческих умений студентов средствами прикладного искусства, как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей чертой современного обучения является его направленность на то, чтобы готовить личность к активному освоению социальных перемен. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности.

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как с нашей точки зрения творчество - это феномен, обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальному школы,7 поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности. "

Исследованию проблемы воображения и творчества, в том числе художественного, посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов.

В философской литературе отсутствует единая точка зрения на объем и содержание понятия «творчество».

Так, философы, изучая феномен творчества, подчеркивают две его характеристики:

1. Ведущую роль творчества в подчиненности действий идее, в создание с помощью творчества воображения модели конечного или промежуточного продукта труда, трудовой деятельности.

2.Творчество понимается как создание нового, принимаемого в определенной ситуации как нужное и полезное. Под новым понимают продукт мыслительной деятельности, который ранее не существовал в такой же форме. [69,110,161].

Принимая во внимание определение Большого энциклопедического словаря, творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [143].

Наиболее распространённым является понятие творчества как деятельности человека, создающей новые, оригинальные материальные и духовные ценности, обладающей общественной значимостью и профессиональностью. Потенциально элементы творчества содержатся в каждом виде человеческой деятельности. Но их проявление обусловлено творческим потенциалом, прежде всего творческими способностями личности, осуществляющей эту деятельность. Такая позиция отражена в ряде философских работ.

В работах Д. Пойа мы находим многочисленные рекомендации по решению творческих задач и выходы на принципы творческой деятельности, которые могут выполнять одновременно и функции принципов творческого саморазвития личности. В нашем исследовании мы рассматриваем творческую деятельность как творческое саморазвитие личности с точки зрения философии и психологии данного феномена.

В настоящее время в эвристике наметились две принципиально разные, но вполне правомерные стратегии исследования:

1. От изучения закономерностей творческой деятельности к становлению творческой личности (деятельностно - личностный принцип); 2. От анализа и осмысления особенностей творческой личности к пониманию причин успеха творческой деятельности (личностно-деятельностный принцип).

Поэтому в трудах Г.С. Альтшуллера, Д. Пойа, А.И. Половинкина и др. то акцентируется внимание на эвристических методах, как главной процессуальной характеристики творческой деятельности, то речь идёт об особенностях творческой личности.

Устремление к личной свободе должно стать главным смыслообразующим правилом каждого человека. [9] Одним из путей самореализации может выступать творчество, ибо оно позволяет выйти за пределы обыденной жизни и реализовать себя. Н.А. Бердяев об этом писал: «... творчество есть прорыв и взлёт, оно возвышается над жизнью и устремляется за границу, за пределы, к трансцендентному.... В мире творчества всё интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории или мире рефлексий и отражений» [16, С.45].

Способность реализовать себя вопреки всему поддерживает сознание в постоянном деятельном состоянии, т.к. «Творчество - самая результативная школа терпения и ясности. Оно является к тому же потрясающим свидетельством единственного достоинства человека - его упрямого бунта против своего удела... Творчество требует повседневного труда, самообладания, точной оценки пределов истинного, меры и силы» [50, С.13].

Обобщая философские взгляды на смысл жизни, мы можем сделать выводы о том, что, выстраивая свою жизнь в соответствии со своими целями и смыслами, человек выступает как архитектор своей жизнедеятельности, действуя наперекор обстоятельствам, а часто и наперекор своей судьбе.

Индивидуально-возрастные и психологические особенности творческого развития студентов при обучении в вузе

Необходимость подготовки специалиста профессионала одна из задач высшей школы, которая основной своей целью ставит формирование личности способной к продуктивной, творческой деятельности.

Проявление творчества в любой деятельности является потребностью современного общества, что требует повышения интеллектуального потенциала любого специалиста , развития его умений творческой деятельности.

Во время обучения студент должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение становится частью жизни студента, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Самоуправление своим развитием возможно только тогда, когда приобретенные знания станут убеждениями и приобретут роль мотивов деятельности и поведения.

Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей при обучении и воспитании поставлен давно и выдвигался, в частности, Я.А. Каменским, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.В. Дистервегом, Л.Н. Толстым и другими деятелями педагогической науки.

Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях людей каждого возраста тесно связано с развитием общества, в котором они живут.

В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность ребенка, надо знать его возрастные и индивидуальные особенноста. Современная психология выделяет следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

-младший школьный возраст от 6 до 10-11 лет,

-период среднего школьного возраста,

-подростковый период от 11 до 15 лет,

-юношеский возраст 15-20 лет,

-ранняя взрослость 20-40 лет.

Студенты вуза это в основном юношеский возраст, конкретнее поздняя юность 17-22 года, с переходом в раннюю взрослость.

"Юность" обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает завершение физического созревания и социальной зрелости.

Этот возраст характеризуется осознанной подготовкой к труду, подготовкой к общественной работе и жизни в обществе, подготовкой к выполнению гражданского долга в семье.

Студенты этого возраста уже сформированы как учащиеся, т.е. они понимают свою позицию участника делового учебного процесса, осознают свои возможности, способны в какой-то мере оценить свои способности и возможности.

Познавательный интерес характеризуется избирательным отношением к процессу познания отдельных предметов, и основывается, в основном, на осознании и усвоении способов деятельности как репродуктивной, так и творческой, на усвоении способов мыслительной деятельности, как способов дальнейшей трудовой деятельности за счет возрастания требований к себе как личности и будущему специалисту.

Построение модели обучения прикладному искусству, направленной на развитие творческих умений студентов

Современный уровень развития общества требует от человека творческой трудовой деятельности в различных областях жизни. Поэтому современная высшая школа должна готовить творчески развитую личность, способную адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, конкурентоспособную на рынке труда. Эту задачу решают при обучении художественным дисциплинам студентов-дизайнеров в университете, поскольку изобразительное искусство является одним из важнейших средств развития творческих умений человека.

Развитие творческих умений будущих дизайнеров - одна из задач стоящей перед высшей художественной школой.

Курс батика является частью творческой подготовки будущих дизайнеров при получении специальности - дизайн архитектурной среды. Деятельность педагога ведущего процесс обучения должна быть направлена на развитие этих умений. Это достигается осознанием целей такого обучения, построением модели такой деятельности, определением технологий достижения целей и рефлексии образовательной деятельности. Все это требует от педагога грамотного осознания процесса обучения и умения представить его в обобщенной модельной форме.

Сегодня к личности педагога предъявляются общекультурные и профессиональные требования, направленные на видение целостности педагогических процессов, превращающих содержание образования (у нас - батик) в механизм развития творческой личности. Многолетняя практика показала, что традиционная организация обучения в вузе не обеспечивает тех задач, которые ставит современное общество перед образованием.

Беседы с преподавателями вузов, позволяют сделать вывод, что основная масса педагогов считают, что творческой деятельности в изобразительном искусстве специально учить не нужно, что выполнение любых работ есть творческий процесс и поэтому основная задача педагога не мешать этому.

Проводя обучение, такие педагоги используют не научно- обоснованные технологии труда, а тот субъективно-эмпирический образец обучения на занятиях, который сложился у них при обучении в школе и вузе, а затем работают по этому образцу, не думая, на сколько их деятельность способствует решению названных задач.

Однако одно желание без умения представить и реализовать свои идеи в реальные судьбы студентов, чаще всего обречено на случайный успех.

Анализ планирования и организации занятий педагогов вузов, а также методической литературы, позволяет констатировать, что в поле их зрения до сих пор находится содержание информации занятия по теме учебного материала, отсутствует модель системы, позволяющей моделировать и управлять развитием творческого познавательного и нравственно-эстетического потенциала студентов.

Современные требования, изложенные в государственном стандарте высшего профессионального образования, утверждают, что специалист "обладает умениями необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей" [58, С.З], деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, обучение, воспитание учащихся, на развитие художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства" [58, С. 3]. Эти требования говорят, во-первых, о необходимости осознания профессиональной значимости специалиста, у которого должны быть сформировны умения творческой деятельности, а их передача способствовать становлению личности обучающихся.

Для реализации этих задач каждый педагог должен владеть современными педагогическими технологиями развития творческих умений у обучающихся, формирования адекватного отношения к самому себе как создателю материальных и духовных благ и осознанию безграничности возможности и совершенствования человека, то есть вести обучение на принципах гуманизма.

Каждый специалист должен уметь построить взаимоотношение между субъектами и объектами делового процесса, принять и реализовать решения в своей профессиональной деятельности, направленные на развитие творчески активной личности, раскрывая свой творческий потенциал за счет умения гибкого применения технологий обучения и воспитания на основе их дополнительности и непротиворечивости.

Похожие диссертации на Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе