Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 13
1.1. Творческая индивидуальность как педагогическая категория. .. 13
1.2. Развитие индивидуальности студента как субъекта творческой деятельности
1.3. Модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности 61
Выводы по первой главе 82
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 85
2.1. Цель, задачи и методы экспериментального исследования 85
2.2. Методика реализации модели развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства 113
2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ 135
Выводы по второй главе 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 164
- Творческая индивидуальность как педагогическая категория.
- Развитие индивидуальности студента как субъекта творческой деятельности
- Цель, задачи и методы экспериментального исследования
Введение к работе
Интенсивно меняющиеся социально-экономические условия жизни побуждают искать новые подходы к обучению специалистов в системе высшего образования, обладающих наряду с фундаментальной подготовкой и профессиональной компетентностью высоким творческим потенциалом. Именно специалисты такого типа вносят существенный вклад в производство и общественную жизнь, определяют экономическую мощь государства и духовно-нравственное состояние общества. Однако, вместе с осознанием мысли, что образование призвано опережать все стороны общественной жизни, чтобы в период кризиса реформ стать мощным фактором позитивных общественных изменений, приходится констатировать, что в реальной практике сильны консервативные традиции.
Многие ученые отмечают, что система образования, в том числе и вузовская, основанная на передаче знаний и фактов, остается практически неизменной много десятков лет. Между тем, новые общественные потребности диктуют необходимость изменения образовательной парадигмы — ориентации на фундаментальность и гуманизацию образования, на развитие творческого потенциала личности.
Профессиональное становление личности, востребованной в условиях развития рыночного производства, успешно осуществляется, если оно тесно связано с фактором личностного развития. Поэтому наряду с проблемой специализации в процессе подготовки будущего профессионала следует решать задачу личностно-значимого субъективного овладения опытом активной творческой деятельности. Необходимо так строить образовательное пространство, чтобы каждый студент стал субъектом творческой деятельности, субъектом саморазвития, высшей формой которого является выявление индивидуальности и творческая самореализация личности будущего профессионала. Однако, многие ученые отмечают рассогласование индивидуальных особенностей, склонностей и творческих способностей личности с традици-
4 онными педагогическими средствами воздействия на обучаемых, слабо ориентированных на создание благоприятных условий для полного раскрытия индивидуальных дарований каждого студента.
Возросла потребность личности к поиску индивидуального «творческого Я» в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, поэтому образовательная среда должна формировать это важнейшее свойство личности. Но наша образовательная система «поточного» массового обучения студентов находится в противоречии с требованием личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.
Таким образом, мы приходим к выводу о существовании противоречий между:
новыми общественными потребностями ориентации на фундаментальное, гуманистическое образование, развивающее творческие потенции личности, и традиционным образованием, основанным на трансляции (репродукции) учебной информации;
существующими педагогическими средствами, не обеспечивающими полного раскрытия индивидуальных дарований студента, и требованиями рыночного производства к повышению качества профессиональной подготовки специалистов, способных к самообразованию и творческой самореализации;
- поточной системой обучения, не развивающей интеллектуальные
рефлексивные способности студентов, и современными требованиями лич-
ностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса
в высшей школе.
Вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования «Развитие творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности».
Проблема индивидуального и профессионального развития личности в условиях реформы высшего образования освещалась в работах философов,
5 педагогов, психологов, рассматривающих профессиональное творческое развитие будущих специалистов как динамический непрерывный процесс, детерминированный внутренней активностью обучаемого.
Реализацию творческого потенциала с духовно-нравственным развитием личности и обретением индивидуальности связывали в свое время Н. А. Бердяев, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.
О близости феноменов творчества и развития индивидуальности личности писали психологи и педагоги К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, М. Р. Битянова, Э. А. Голубева, А. М. Матюшкин и многие другие.
Педагогическую деятельность связывали с индивидуальной природой воспитанника, с созданием условий саморазвития творческой индивидуальности, с самообразованием и возможностями свободного выбора индивидуального стиля творческой деятельности В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, П. Торренс, К. Д. Ушинский, И. С. Якиманская, Е. Л. Яковлева и др.
В данной работе мы опирались также на исследования креативной среды, проведенные М. И. Мееровичем, Л. И. Шрагиным, изучили специфику художественного творчества, описанную М. М. Бахтиным, В. С. Библером, Л. Н. Столовичем, природу творческой индивидуальности в работах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, И. С. Кона, А. А. Мелика-Пашаева и др. Нами в рамках замысла исследования учтена технология развития индивидуальности (С. Д. Поляков, Г. К. Селевко). В основу исследования положена концепция творческой одаренности А. М. Матюшкина, положения концепции развития творческих способностей в учебно-познавательной деятельности В. П. Ушачева и общая концепция художественного образования Российской Федерации. Мы использовали также результаты теоретического исследования творчества, полученные Д. Б. Богоявленской, описания внутренних механизмов творчества (Я. А. Пономарев, П. К. Энгельмейер), исследования творческого мышления (Д. Гилфорд, П. Торренс).
При разработке модели развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной
деятельности мы учитывали указания А. А. Вербицкого, рекомендации по педагогическому моделированию А. Дахина, В. В. Краевского. Проектирование художественно-творческого образовательного пространства нами осуществлялось в контексте понимания художественного образования как процесса овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, о чем писали В. А. Кутырёв, Д. С. Лихачёв, В. Д. Симоненко и др.
Ю. К. Бабанский, П. В. Симонов предлагали обогащать содержание образования, формулируя компетенции студентов в области учебно-познавательной и творческой деятельности в русле личностно-ориентированного образования, принципы которого обосновали Д. А. Белу-хин, И. С. Якиманская и другие ученые. Индивидуальные особенности студентов нами изучались на основе современных психодиагностик и педагогических методов.
При разработке методики стимулирования творческой индивидуальности мы опирались на фундаментальную работу Л. С. Выготского по психологии искусства, на труды К. Джонса, А. А. Карху, И. Я. Лернера. Результатом теоретических исследований данной проблемы явилась модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности с учетом логической структуры развития творческой личности.
Осмысление потребностей общества, личности и практики высшего профессионального образования и вышеуказанных противоречий в русле современных научных изысканий позволили определить проблему нашего исследования - необходимость разработки новых подходов к развитию творческой индивидуальности студентов, индивидуального стиля художественно-творческой деятельности в процессе их профессиональной подготовки.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить' образовательную модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-
7 прикладной деятельности.
Объект исследования: декоративно-прикладная деятельность студентов в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования: развитие творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу. Развитие творческой индивидуальности студентов будет эффективным, если разработать и реализовать в практику высшего профессионального образования модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности, включающую в себя:
организацию декоративно-прикладной деятельности в контексте целостного художественно-творческого образовательного пространства, ориентированного на переход каждого студента от стимульно-продуктивного к продуктивному и креативному уровню развития творческой индивидуальности;
обогащение и придание личностно-значимого характера содержанию декоративно-прикладной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства с учетом их индивидуальных склонностей и способностей;
стимулирование развития творческой индивидуальности студентов в проектной' деятельности в целях оптимизации процесса профессиональной подготовки.
Исходя из цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
выявить степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях;
обосновать методологические подходы к исследованию проблемы развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и
предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности;
теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности;
разработать методику реализации модели развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности.
Методологической основой исследования является диалектическое понимание процесса развития творческой личности, стремящейся к осознанию и реализации своей творческой индивидуальности, и в соответствии с этим:
системный подход, позволяющий понять сложную структуру индивидуальности личности как целостной многоуровневой системы, дающий возможность разработать модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности;
культурологический подход, позволяющий рассматривать декоративно-прикладную деятельность в контексте приобщения студентов к культуре и опыту культурно-творческой деятельности;
деятельностный подход к изучению сложного феномена развития творческой индивидуальности в процессе декоративно-прикладного творчества, основанный на теории деятельности А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В контексте данного подхода нами выделены критерии и уровни эффективно организованной декоративно-прикладной деятельности в условиях профессионального обучения и влияния этой деятельности на развитие творческой индивидуальности личности;
личностно-ориентированный подход, который предусматривает как изучение развития творческой индивидуальности, так и создание оптимальных условий для самостоятельного развития студента как субъекта образовательного процесса и профессионального становления будущего специалиста.
9 Базой научного исследования явились технологический, художественно-графический факультеты Магнитогорского государственного университета, профессиональный лицей № 17 г. Магнитогорска, профессионально-педагогический колледж г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 310 учащихся и 23 преподавателя. Исследование осуществлялось с 1998 по 2003 годы.
Основные этапы исследования
На первом этапе (1998-1999 гг.) был осуществлен теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Собиралась информация о качестве изучения курса «Декоративно-прикладное творчество» в системе высшего профессионального образования в контексте общекультурной подготовки студентов. Использованы методы теоретического анализа научной литературы, экспертного анализа дидактических материалов по изучению декоративно-прикладного творчества. Осуществлялось наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов с целью выявления особенностей реальной практики образования. На данном этапе осуществлен констатирующий эксперимент, с помощью которого выявлен актуальный уровень развития творческой индивидуальности студентов, занимающихся декоративно-прикладной деятельностью на начальной стадии эксперимента.
На втором этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась разработка модели развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства, выявление условий реализации образовательного процесса, обеспечивающего успешное развитие творческой индивидуальности студентов в декоративно-прикладной деятельности в экспериментальной и контрольной группах. Апробировалась программа «Декоративно-прикладное творчество». Использовался метод теоретического моделирования. Проводилось тестирование студентов, был организован формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2002-2003 гг.) был завершен формирующий эксперимент по развитию творческой индивидуальности студентов в процессе де-
10 коративно-прикладной деятельности в системе педагогического образования. С помощью методов математической статистики и шкалирования проведена обработка и анализ экспериментальной деятельности, подтвердившей гипотезу исследования.
На заключительном этапе использовался метод контрольного эксперимента и осуществлено оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
Разработана модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности, включающая в себя целеполагание, взаимосвязь методологических подходов, соотношение задач, содержания, организационных форм с принципами и условиями оптимизации образовательного процесса, опирающаяся на:
организацию декоративно-прикладной деятельности в контексте целостного художественно-творческого образовательного пространства;
обогащение и придание личностно-значимого характера содержанию декоративно-прикладной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства;
оптимизацию профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Уточнено содержание понятия творческой индивидуальности как субъекта творческой деятельности.
Определена совокупность критериев и уровней развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработана и внедрена в практику высшего профессионального образования методика реализации модели развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, педагогических средств
стимулирования развития творческой индивидуальности в проектной деятельности, ориентации на переход каждого студента от стимульно-продуктивного к продуктивному и креативному уровню развития;
б) разработаны профессионально-ориентированные характеристики
творческой индивидуальности с учетом специализаций подготовки учителей
технологии и предпринимательства (декоративно-прикладное творчество,
дизайн, конструирование женской одежды);
в) разработано методическое обеспечение курсов «Декоративно-
прикладное творчество» и «Технология обработки ткани» в контексте разви
тия творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпри
нимательства.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается выбором методологических подходов и применением комплекса взаимодополняющих методов научного исследования, адекватных его целям и задачам, вариативностью эксперимента и повторяемостью его результатов, обработкой экспериментальных данных с помощью методов математической статистики.
На защиту выносятся:
1. Модель развития творческой индивидуальности будущих учителей
технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности,
включающая в себя целеполагание, взаимосвязь методологических подходов,
соотношение задач, содержания, организационных форм с принципами и ус
ловиями оптимизации образовательного процесса, опирающаяся на:
организацию декоративно-прикладной деятельности в контексте целостного художественно-творческого образовательного пространства;
обогащение и придание личностно-значимого характера содержанию декоративно-прикладной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства;
оптимизацию процесса профессиональной подготовки.
2. Методика реализации модели развития творческой индивидуально-
12 сти будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, педагогических средств стимулирования развития творческой индивидуальности в проектной деятельности, ориентации на переход каждого студента от стимульно-продуктивного к продуктивному и креативному уровню развития.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследовательской деятельности
представлены на V международной конференции «Непрерывное профессио
нальное образование в области технологии и конструирования» (г. Москва,
апрель 2003 г.); на всероссийской конференции (Магнитогорск, МаГУ, тех
нологический факультет, 2000 г.), на методологическом семинаре преподава
телей технологического факультета МаГУ и профессионального лицея № 17
«Организация самостоятельной творческой деятельности студентов» (г. Маг
нитогорск, март 2003 г.); на городской конференции учителей технологии
«Актуальные проблемы технологического образования» (г. Магнитогорск,
2000 г.); обсуждались на заседаниях методических объединений, курсах по
вышения квалификации учителей технологии г. Магнитогорска; на научно-
практических конференциях преподавателей МаГУ, на семинарах аспирантов
і и соискателей МаГУ.
Творческая индивидуальность как педагогическая категория.
Современное образование согласно требованиям постиндустриального общества, чтобы стать фактором его социально-экономического развития, должно обеспечить адекватную подготовку специалистов, востребованных в обществе. Необходимо радикально перестраивать систему высшего образования в условиях научно-технического прогресса XXI века, ориентироваться при этом не только на повышение уровня образованности студентов, а на формирование и развитие творческой личности, быстро адаптирующейся к меняющимся экономическим, технологическим и культурно-социальным реалиям окружающего мира.
Чтобы эффективно развивать творческую личность студентов с учетом их индивидуальности, необходимо понять природу творчества и творческой индивидуальности личности, строить систему образования, опираясь на знание законов развития творческой личности.
Творчество учеными рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (209).
На связь психического развития личности и изменений окружающего мира в процессе творчества указывал, характеризуя творческий процесс, Ф. Д. Батюшков: «Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — это ряд непрерывных изменений, и все обновляется, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отечественной мысли, художественной и практической деятельности» (223, с. 11).
Современные теории творчества, развития творческой индивидуальности характеризуются многоплановостью, что в немалой степени обусловлено различием научных подходов к пониманию природы творческой индивидуальности.
Основоположники различных философских направлений по-разному решали вопросы о смысле человеческой жизни в мире, о цели развития каждого индивидуального существа.
Философы школы Демокрита тяготели к «вещному» подходу, к детерминизму, т.е. объяснения внутренних психических законов развития личности воздействием внешних, объективно существующих причин. Демокрит отрицал бессмертие индивидуальной души: «Смертельная природа подлежит уничтожению» (64, с. 193). Источник развития творческой личности Демокрит видел в формировании чувства долга в процессе воспитания юных граждан для укрепления могущества государства.
Открытия, базирующиеся на материализме, естествознании, стимулировали развитие идей о личности и ее психических функциях, как продукте воздействия внешних объектов. Механизмы рефлексов, теории ассоциаций мышления Б. Спинозой (192), например, трактовались материалистически. К. Маркс и Ф. Энгельс с позиций диалектического материализма объясняли развитие творческих способностей личности, помогающих не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики.
Представители современного экзистенциализма Э. Фромм (214), К. Яр-сперс (230), гуманистической психологии - В. Франки (211) также утверждают свободу человека от причинной детерминации его внутренней жизни. Творческая сущность человека не зависит от объективных условий, а является признаком истинного человеческого бытия, свободного от личностной неповторимости. Существует внутренний источник развития, трансцендентный наличному, объективному бытию, о чем писали многие философы, обращавшиеся к аристотелевскому понятию Энтелехи (в переводе с греческого «имеющие в себе цель») — сочетание единства низших биологических и высших творческих функций личности и целесообразности развития мира.
Идея трансцендентного развития творческой личности восходит к учению И. Канта (86), анализирующего творческую деятельность в зависимости от продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной в бессознательной деятельностей, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознательный, процесс протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой.
Согласно Г. Гегелю творчество, прежде всего творчество художника и философа - высшая форма человеческой деятельности: здесь человек сопри касается с абсолютом. «Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, - писал Г. Гегель, - может гений создать истинно художественное творение» (55, с. 553). .»
Развернутая концепция творчества как движущей силы развития лич ности дана Н. А. Бердяевым (30) - творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершенствующееся (в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний).
Представитель гуманистической философии и психологии В. Франкл считает, что человек не только должен понять смысл жизни, но он «несет ответственность осуществления уникального смысла своей жизни» (211, с. 14). Механизмы самодетерминации способствуют развитию творческой личности, творческой индивидуальности. «Человек — это больше, чем психика, человек — это больше, чем дух» (211, с. 63). В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т. е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности.
Согласно динамической концепции характера Э. Фромма (214) фундаментальной основой характера является специфический вид отношений личности с миром в процессе ассимиляции и социализации. Человек свободен выбирать ориентации, посредством которых он вступает в отношения с миром, что и определяет суть его индивидуальности и креативности. Творческое развитие личности, продуктивную реализацию индивидуальности Э. Фромм связывает с продуктивной ориентацией, подразумевая при этом естественную спонтанность личности, способность осознавать свою уникальность и реализовать свои творческие потенции. Развивая мысль о плодотворности одного из ключевых понятий аристотилевской системы этики, Э. Фромм дополняет идеи Аристотеля суждениями Б. Спинозы о творческом использовании человеком своих сил. Таким образом, Э. Фромм считает, что плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством творческой деятельности под воздействием силы любви и разума, когда человек стремится обрести гармонию с миром и собой, понять и реализовать свою творческую индивидуальность.
Обобщая философские идеи о творческой сущности человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, синтезируя разные методологические философские подходы, мы полагаем, что согласно принципу детерминизма внешние условия (обстоятельства, факторы) безусловно играют роль в творческом развитии личности. В то же время согласно принципу индетерминизма огромную роль в духовно-нравственном совершенствовании и в самореализации индивидуальных творческих потенций играет осознание внутренней потребности человека «стать самим собой».
Развитие индивидуальности студента как субъекта творческой деятельности
В данном параграфе, опираясь на вышеприведенное понимание творческой индивидуальности, объектом исследования для нас является изучение условий и законов развития индивидуальности в процессе творческой деятельности.
Прежде всего, следует охарактеризовать понятия: развитие, развитие личности, индивидуальности.
Понятие развития учеными Е. А. Климовым (91), А. Н. Леонтьевым (107), А. В. Петровским (150) и др. интерпретируется по-разному. Под развитием в энциклопедическом словаре Б. А. Веденского подразумевается:
- «движение от простого к сложному, от низшего к высшему»;
- «движение по восходящей линии, движение от старого качества состояния к новому более высокому качественному состоянию»;
- «процесс обновления, рождения нового, отмирание старого — в противоположность распаду, регрессу, деградации»;
- «борьба противоположностей составляет движущую силу, источник и внутреннее содержание процесса, в ходе которого новое передовое, прогрессивное побеждает старое, отжившее, косное» (117, с. 863).
Существенным дополнением процесса развития, с нашей точки зрения, является его характеристика в словаре современного русского литературного языка. Здесь под развитием понимается «степень просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости» (139, с. 190).
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского дается четкое понятие развития личности: «Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению, личность в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества» (161, с. 331).
Согласно исследованиям Е. А. Климова (92), А. Н. Леонтьева (107), А. В. Петровского (149; 150) движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.
Согласно концепции культурно-исторического развития индивида, разработанной в 20—30 годы советским психологом Л. С. Выготским (46), где главной закономерностью онтогенеза психики является процесс интериори-зации (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности в ходе передачи культурно-исторического опыта взрослого ребенку с помощью интериоризован-ных знаков). Признавая эту концепцию, многие ученые полагают, что развитие личности осуществляется в деятельности.
В процессе интериоризации в контексте культурно-исторического развития личности, в частности, в художественно-творческой деятельности, формируются потребности как фактор детерминации творческого развития личности, развития творческой индивидуальности.
М. Н. Афанасьев (21) считает ведущими эстетические потребности, которые охватывают «верхний мотивационный слой сознания и ценностные ориентации человека».
Эстетические потребности связаны со становлением творческой индивидуальности в целом, с действием фиксированной установки. Согласно исследованиям Д. Н. Узнадзе (205), под установкой подразумевается готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного продукта деятельности и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к объекту. Установка, по его мнению, является «фактором, поддерживающим процесс творческой деятельности, и выражает целостное творческое состояние человека, способствует формированию индивидуальных характерологи 38 ческих особенностей творческой деятельности» (205, с. 73).
Ученый считает, что творческой индивидуальностью является ярко выраженная субъективность личности. Установка на творчество и на индивидуальное творческое самовыражение формируется на основе прошлого культурного опыта и постоянно побуждает личность к новому творчеству, взаимодействуя с развитием высших психических функций: сознанием, волей, воображением. В отличие от трактовки фрейдистов, которые творчество связывали со сферой бессознательного, Д. Н. Узнадзе не отрицает участия подсознания в творческом процессе, считая, что эмоциональное восприятие накладывает индивидуальный отпечаток на мироощущение личности. Но он полагает, что большую роль играет волевая установка на творчество, то есть установка, тесно связанная со сферой рационально-вербализованного сознания.
И. С. Кон связывает проблему развития творческой индивидуальности «с чрезвычайной пластичностью нервной системы, с восприимчивостью освоения предшествующего культурного опыта человечества, которое находит своеобразное преломление человеческой индивидуальностью на различных этапах развития» (95, с. 32) и полагает, что социальное происхождение, среда, наследственность, психологический климат в семье и обществе, субъективное впечатление формируют творческое Я индивидуальности.
Для нашего исследования наиболее предпочтительной является теория А. В. Петровского, согласно которой развитие личности представлено как трехэтапный процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней.
Цель, задачи и методы экспериментального исследования
В науке сложилось так, что проблема индивидуальных различий, развитие творческой личности исследовалось преимущественно в дифференциальной психологии. В первой главе мы изучали педагогический аспект данной проблемы на основе современных методологических педагогических подходов. Экспериментальной проверке подвергается педагогическая модель, в основе которой лежат идеи:
- декоративно-прикладное творчество как вид искусства является пространством возможной творческой индивидуальной самореализации личности;
- личность студента модифицирует индивидуальное творческое отношение к действительности в соответствии с избранной областью (специализацией) в процессе высшего профессионального образования.
На основе теоретических исследований проблемы развития творческой индивидуальности студента в декоративно-прикладной деятельности на базе технологического факультета МаГУ нами осуществлялась экспериментальная работа, целью которой была проверка гипотезы исследования, в которой предполагалась, что развитие творческой индивидуальности студентов будет эффективным, если разработать и реализовать в практику высшего профессионального образования модель развития творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности, включающую в себя:
- организацию декоративно-прикладной деятельности в контексте целостного художественно-творческого образовательного пространства, ориентированного на переход каждого студента от стимульно-продуктивного к продуктивному и креативному уровню развития творческой индивидуальности;
- обогащение и придание личностно-значимого характера содержанию декоративно-прикладной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства с учетом их индивидуальных склонностей и способностей;
- стимулирование развития творческой индивидуальности студентов в проектной деятельности в целях оптимизации процесса профессиональной подготовки.
В процессе эксперимента нами решались следующие задачи:
1) проверить корреляционную взаимосвязь между развитием творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства и педагогическими условиями, охарактеризованными в гипотезе нашего исследования;
2) выявить роль декоративно-прикладной деятельности в интенсификации творческого развития личности в процессе профессионального образования будущих учителей технологии, предпринимательства и декоративно-прикладного творчества, учителей технологии, предпринимательства и дизайна и учителей технологии, предпринимательства и конструирования женской одежды;
3) разработать алгоритм решения проблемы в процессе формирующего эксперимента и отобрать соответствующие методы и средства экспериментального исследования проблемы развития творческой индивидуальности студента в декоративно-прикладной деятельности;
4) провести с помощью методов математического анализа количественный и качественный анализ экспериментальных данных, подтвердить, оп 87 ровергнуть или откорректировать гипотезу исследования.
На первом организационно-прогностическом этапе в соответствии с целями и задачами эксперимента были определены методы экспериментального исследования.
Индивидуально-психологические свойства творческой личности требуют многоаспектного анализа и применения разнообразных методик, объединенных в комплексы, что позволяет изучить динамику процесса развития творческой индивидуальности студента на основе упорядочения данных.
Комплексный метод способствует глубокому и объективному анализу такого сложного феномена как развитие творческой индивидуальности личности, дает возможность изучить такие важные составляющие как мотивация, мышление, эмоционально-волевая, коммуникативная и действенно-практическая сферы творческой личности.
Нами использован комплекс диагностических средств через долговременный интервал (два года), что позволяет делать выводы о влиянии педагогических условий на развитии личностных особенностей студентов.
Комплексное обследование проводилось с помощью набора конкретных методик, зарекомендовавших себя в широкой практике экспериментальных исследований личности в процессе ее развития. Мы опирались на возможности современной психодиагностики. Нами использованы стандартизированные тесты, прошедшие массовую апробацию в работах психологов и педагогов.
Тестирование - это метод психолого-педагогической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу измерений. Данный метод позволяет качественно оценить изучаемые явления.