Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала будущего педагога 14
1.1. Творческий потенциал будущего педагога как цель профессионального образования 14
1.2. Модель развития творческого потенциала будущего педагога 51
Выводы главы 1 70
Глава 2. Процесс развития творческого потенциала будущего педагога 72
2.1. Педагогические средства развития творческого потенциала будущего педагога 72
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе 94
Выводы главы 2 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
ЛИТЕРАТУРА 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 141
- Творческий потенциал будущего педагога как цель профессионального образования
- Модель развития творческого потенциала будущего педагога
- Педагогические средства развития творческого потенциала будущего педагога
Введение к работе
Актуальность исследования. Необходимость развития творческого потенциала будущего педагога объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению сферы образовательных услуг, появлению инновационных типов школ, авторских педагогических систем, проектов, технологий, возрастающему уровню запросов социума, предъявляемых педагогу.
Государственный образовательный стандарт требует от высшей педагогической школы совершенствования подготовки специалистов, становления их как профессионалов, глубоко знающих свой предмет, легко ориентирующихся в новейших достижениях педагогической науки, способных проектировать учебно-воспитательный процесс, владеющих современными педагогическими технологиями. Современной школе необходим учитель эрудированный, свободно и критически мыслящий, владеющий системой психолого-педагогических знаний основ обучения, воспитания и развития детей, умеющий работать с одаренными и «трудными» детьми. До смены парадигмы образования вуз был нацелен на выпуск специалистов репродуктивного типа (В.И. Андреев, Я.Л. Коломинский, А.П. Сидельсковский, B.C. Шубинский, В.А. Яковлев и др.), образование носило констатирующий, информационный и даже догматический характер, а поэтому не требовало от педагога проявления творческой активности, инновационное мышления и т.д.
В рамках гуманитарной парадигмы цель педагогического образования понимается как профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев и др.). С одной стороны, специалист сферы образования является активным субъектом, реализующим в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, вырабатывающим собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности (Н.К. Сергеев). С другой стороны, педагогическая деятельность является коллективной, академическое сообщество выступает как
4 коллективный субъект, способный создавать ситуацию субъектного развития будущего специалиста (Е.И. Сахарчук).
В связи с этим одной из главных задач системы образования является создание условий, необходимых для формирование творческой, целостной личности. Творческий потенциал, развитый в период вузовского обучения, позволяет человеку успешно адаптироваться в окружающей среде, а молодому специалисту — в его профессиональной деятельности. Наиболее эффективно реализовать задачу развития творческого потенциала будущего педагога возможно, основываясь на основных положениях целостного подхода, применительно к формированию целостного, разностороннего, творческого педагога (B.C. Ильин, А.Г. Маслоу и др.).
В этих условиях актуализируется необходимость построения и реализации образовательного процесса, создающего предпосылки для раскрытия потенциальных способностей каждого обучаемого. Существенными возможностями в решении указанных задач обладают занятия по физическому воспитанию.
Вопросы научной разработки профессионально-творческого развития не нашли должного отражения в теории и практике подготовки педагогов в процессе физического воспитания, несмотря на то, что этот процесс связан с разрешением множества мыслительных и двигательных задач (М.Я. Виленский, А.А. Дергач, С.Н. Зайцева, С.Д. Неверкович и др.). Развитие творческого потенциала у будущих учителей в процессе физического воспитания позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, а следовательно, будет способствовать более качественной подготовке студентов к предстоящей педагогической деятельности.
В основе развития творческого потенциала будущего педагога лежит творческий труд разной направленности: учебный, научный, профессионально-педагогический, двигательный и т. д. Рассматривая деятельность будущего педагога как целостный феномен, который включает в себя труд физический и
5 труд умственный, следует помнить об их взаимосвязи в силу общности решаемых задач (С.Н. Бегидова, М.Я. Виленский и др.).
Вооружение выпускника вуза профессиональными знаниями, умениями, опытом, обеспечивающими профессионально-творческое развитие личности, позволит ему быстрее адаптироваться к реальной педагогической деятельности, не только приспосабливаться к наличным условиям этой деятельности, но и быть способным их изменить. Он сможет творить самого себя как активного субъекта социальной и профессиональной деятельности, не останавливаясь на достигнутом, а стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию, самодвижению на пути достижения своего «акме» (С.Н. Бегидова).
Несмотря на существующую потребность в подготовке педагогов с высоким уровнем творческого потенциала, этот аспект проблемы совершенствования качества подготовки специалиста не нашел должного отражения в педагогических исследованиях.
Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования научных основ развития творческого потенциала будущих педагогов. К ним следует отнести труды И.А. Колесниковой (о человеке как носителе педагогической сущности); Е.В. Бондаревской (о развитии потребности личности в «обретении себя, своей неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала»); В.В. Серикова (о специфической форме «обмена духовно-личностными потенциалами преподавателей и студентов на основе диалога»); М.В. Корепановой, А.К. Марковой (о творческом потенциале как интегративной характеристике личности будущего педагога).
«Творческий потенциал личности» как понятие стало широко использоваться в научных текстах в 90-е годы во многих работах по психологии и педагогике высшей школы (В.И. Андреев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, Е.Л. Яковлева и др.). Наиболее оптимальное для нашего исследования определение понятия «творческий потенциал личности» — это интегральная
целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии (В.Г. Рындак). Однако разработок по вопросу интегральной целостности в научной литературе крайне недостаточно.
На сегодняшний день единого подхода к понятию «творческий потенциал», общности взглядов на его сущность нет. В формулировках определений понятия «творческий потенциал личности» также нет однозначности (В.Г. Рындак, Л.Г. Устинова и др.).
Таким образом, анализ вышеизложенного позволил выявить противоречие между потребностью современной сферы образования в творческих педагогических кадрах и недостаточным научным обоснованием процесса развития творческого потенциала будущих специалистов в образовательном процессе вуза.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке научных оснований процесса развития творческого потенциала будущего педагога в условиях учебно-воспитательного процесса вуза.
Учитывая потребности практики и недостаточную разработанность в педагогической науке вопроса о механизмах развития творческого потенциала студентов вуза, определена тема диссертационного исследования — «Развитие творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза».
Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущего педагога в вузе.
Предмет исследования — развитие творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Цель исследования — обосновать педагогические условия развития творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что развитие творческого потенциала будущего педагога в образовательном
7 процессе вуза будет осуществляться более эффективно, чем в массовом опыте, при выполнении следующих условий:
развитие творческого потенциала будущего педагога, понимаемого как интегральная целостность личности, будет рассматриваться как системообразующая цель профессионального образования в вузе всеми его субъектами;
будет разработана и реализована модель процесса развития творческого потенциала, основанная на диалектической взаимосвязи этапов и динамики уровней развития;
будут использованы системообразующие педагогические средства на каждом этапе развития творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики творческого потенциала будущих
педагогов: компоненты, критерии, показатели, уровни.
2. Разработать теоретическую модель процесса развития творческого
потенциала будущих педагогов.
Выявить системообразующие педагогические средства на каждом этапе развития творческого потенциала будущих педагогов.
Осуществить экспериментальную проверку модели развития творческого потенциала студентов в образовательном процессе вуза.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды о творческом потенциале педагога (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В. Г. Рындак и др.), природе таланта (И. Акимов, В. Клименко), целостной, самоактуализированной личности (А.Г. Маслоу), психомоторике (И.М. Сеченов); идеи об интегральных характеристиках и концепции деятельности человека (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), ведущей роли обучения в развитии личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); положение о единстве двигательного и умственного развития (П.Ф. Лесгафт); теория творчества (П.К. Энгельмейер, В.И. Андреев и др.), теория
8 профессиональной подготовки учителя (В.И. Данильчук, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев и др.).
Для разработки основ структуры и содержания творческого потенциала будущего педагога использовались основные идеи системного и целостного подходов (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), позволяющего рассматривать физическую культуру сквозь призму потенциала и ресурсов личностного саморазвития, акмеологического подхода (Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).
В исследовании использовалась следующая система методов: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований; моделирование; эмпирические — прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, тестовые задания, исследования психометрических способностей; статистические — методы математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследований, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация; констатирующий и формирующий эксперименты.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным использованием различных методов, опорой на фактические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого предмета или процесса, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнено понятие «творческий потенциал будущего педагога», теоретически обоснована и апробирована на практике модель, раскрывающая основные характеристики развития творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза с позиций системно-целостного подхода. Дополнены и
9 систематизированы методы диагностики (анкетирование, тестирование, испытание психометрических способностей, тестовые задания для определения психомоторных способностей) и средства развития творческого потенциала (антистрессовая пластическая гимнастика, психомоторные упражнения и подвижные игры, дыхательная гимнастика). Конкретизированы системообразующие педагогические средства на каждом этапе развития творческого потенциала будущих педагогов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию личностно-развивающего обучения, дополняя ее научным знанием о развитии творческого потенциала студентов в процессе профессионального образования. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы развития творческого потенциала учащихся старших классов, а также студентов в различных видах учебной деятельности.
Практическая ценность результатов проведенного исследования определяется возможностью использования их для совершенствования технологий развития творческого потенциала студентов; предложенные диагностические методики оценки уровней творческого потенциала, педагогические средства, формы и методы могут быть использованы при организации процесса физического воспитания в средних общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях студентами-исследователями, учителями и преподавателями.
Апробация результатов исследования и рекомендаций по развитию творческого потенциала будущих педагогов в образовательном процессе вуза осуществлялась в 1997—2006 гг. на естественно-географическом факультете и факультете допризывной и физической подготовки Волгоградского государственного педагогического университета. Материалы исследования отражены в 10 статьях и тезисах докладов, обсуждались на научно-методических и практических семинарах преподавательского состава кафедры физической культуры Волгоградского государственного педагогического
10 университета (1997—2006 гг.), заседаниях научно-исследовательской Лаборатории управления качеством подготовки специалистов при кафедре педагогики ВГПУ (2002—2006 гг.).
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования использовались в учебно-воспитательном процессе старших классов Волгоградского мужского педагогического лицея по дисциплине «Физическая культура», на 1—4-м курсах естественно-географического факультета и факультета допризывной и физической подготовки Волгоградского государственного педагогического университета по дисциплинам «Физическая культура», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование». Материалы, разработанные в процессе исследования, использовались на лекционных и практических занятиях для слушателей Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (2002—2006 гг.).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Творческий потенциал будущего педагога — интегральная целостность личности, характеризующаяся единством и взаимосвязью следующих интегративных компонентов: социально-психологического; психомоторного; энергетического. Критериями развития творческого потенциала будущего педагога являются критичность, самокритичность, рефлексивность, энергопотенциал, энергичность, процесс достижения результата, психомоторика, активность, оценка результата. Показателями развития творческого потенциала личности являются уровень самооценки, критичность движения, тоническая активность, работоспособность, психомоторные функции. Уровни развития творческого потенциала будущего педагога следующие: низкий — проявления личности еще не целостные, односторонние, дисгармоничные, целостность, гармоничность личности на этом уровне еще не сформирована, наблюдается отсутствие интереса к развитию своего творческого потенциала; средний — зарождается целостность, разносторонность, гармоничность личности, интегральные компоненты
творческого потенциала личности начинают объединение всех проявлений личности в единое целое, хотя не всегда еще гармоничное; высокий — осознание важности развития творческого потенциала личности, желание быть творческим человеком, ориентация на творческий процесс.
2. Модель процесса развития творческого потенциала будущего педагога представляет собой последовательность трех этапов — информационного (формирование интереса, приобретение знаний, умений в стандартных условиях, формирование адекватной самооценки); деятельностного (овладение необходимыми способами действий, формирование навыков профессионально-творческой деятельности, оптимизация энергопотенциала); акмеологического (реализация творческого потенциала, совершенствование навыков профессионально-творческой деятельности и моторных способностей).
Комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень развития каждого компонента как система показателей творческого потенциала будущего учителя, включает в себя: для диагностики социально-психологического компонента — наблюдение, беседы, анкету «Самооценка личности», «Семиметровый ИПС» (исследование психометрических способностей), тест «Ваш творческий потенциал», анализ продуктов деятельности (комплекс утренней гигиенической гимнастики), карточки подвижных игр для младшего школьного возраста, реферат; для диагностики энергетического компонента — «Тонический ИПС» (исследование психометрических способностей), функциональную пробу, тест «Оценка уровня творческого потенциала личности», анализ продуктов деятельности (карточки подвижных игр для среднего школьного возраста, конспект подготовительной части урока, реферат); для диагностики психомоторного компонента — анализ основных психомоторных функций (скорость произвольных движений, мышечная сила кисти, волевое усилие), тест «Изучение уровня развития творческого потенциала учителя», тестовые задания по определению психомоторных способностей, анализ продуктов деятельности (контрольные нормативы, реферат, курсовая работа).
12
3. Системообразующими педагогическими средствами развития творческого
потенциала являются: на информационном этапе — положительный
^ эмоциональный фон на занятии, диалог, исследование студентами собственного
уровня творческого потенциала, антистрессовая пластическая гимнастика; на деятельностном этапе — положительные эмоции, двигательная активность, подвижные игры, дыхательная гимнастика; на акмеологическом этапе — психомоторные упражнения и психомоторные игры, спортивные игры.
Базой исследования являлся Волгоградский государственный
педагогический университет — факультеты естественно-географический и
допризывной и физической подготовки. В формирующем эксперименте
приняли участие 128 студентов.
*І Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа (1997—2006
гг.).
Первый этап (1997—2001 гг.) — изучалась философская, психолого-педагогическая литература, проводился ее сравнительный анализ, велась первичная апробация дидактических средств, определялись методологические характеристики исследования.
Второй этап (2002—2003 гг.) — разрабатывалась модель
развития творческого потенциала студентов, проводился констатирующий
ф эксперимент, определялись структура и содержание формирующего
эксперимента.
Третий этап (2004—2006 гг.) — осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации на практике модели развития творческого потенциала будущего педагога, проводились формирующий эксперимент, систематизация и обработка результатов, проверка и корректировка разработанной модели, внедрение в практику, оформление текста диссертации, подготовка автореферата.
Объем и структура диссертации. Диссертация (170 с.) состоит из введения (13 с), двух глав (108 с), заключения (3 с), библиографического
*
13 списка использованных литературных источников (191 назв.), текст содержит 7 таблиц, 13 приложений, 7 рисунков.
Творческий потенциал будущего педагога как цель профессионального образования
Понятие «творчество», будучи категорией многогранной, присутствует в таких разделах, как педагогика и психология творчества, педагогическая эвристика (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев и др.), возрастная психология (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон и др.) и не получило пока всеобъемлющего определения.
Подход к пониманию психологии творчества базируется на двух концептуальных принципах. Во-первых, главной движущей силой поведения и жизнедеятельности человека является стремление к значимости собственной личности, со всеми возможными нюансами (А. Адлер, А. Маслоу, А.И. Розов, Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова). Во-вторых, человек - это целостная самоуправляемая, саморегулируемая и саморазвивающаяся динамическая система, которая может совершенствоваться в соответствии с поставленными целями и принятыми ценностями. Реализация и развертывание обозначенных принципов находит отражение в концепции творчества (К.К. Платонов).
В отечественной психологии творчества существуют подходы, где творчество (творческость) в целом понимается как стремление к реализации собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего) (Е.Л. Яковлева).
Доказано, что творческость присуща всем. Почему лишь немногие чувствуют себя творческими людьми? Ответ на этот вопрос ищет большинство исследователей, в частности К. Роджерс замечает, что на каком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается. Когда накладываются ограничения на нашу творческость, мы заболеваем, становимся напряженными, тупеем. Важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением. Основные условия, необходимые для стимуляции креативности, -это психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, игры и спонтанности.
Существуют разные подходы к определению понятия «творчество»:
- через продукт, творческий результат деятельности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спирш и др.);
- через личность, ее характеристики (B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.);
- через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Л.С. Выготский, Н.Н. Подъяков, С.Л. Рубинштейн и др.);
- через включение в определение элементов, указывающих на роль факторов окружающей среды (В.К. Зарецкий, Я.А. Пономарев и др.) (Т.К. Смытковская).
Приведем определения некоторых авторов. Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке (Л.С. Выготский).
Творчество - это один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречия (творческой задачи), для которого необходимы объективные и субъективные личностные свойства, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью (В.И. Андреев).
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (А.К. Маркова).
Творчество - универсальный механизм развития личности и одновременно уровень развития творчества может служить интегративным показателем развития личности в целом (Ю.В. Науменко, 1992).
Существенным является теоретическое положение о необходимости различать объективную и субъективную стороны творчества. Субъект творчества может не делать никакого объективно нового открытия,-новое будет лишь в его индивидуальном опыте (приобретение новых знаний, умений, нахождения нового способа решения и т.д.).
Модель развития творческого потенциала будущего педагога
Основная цель учебной деятельности студентов - подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности, значит, развитие творческого потенциала будущих педагогов должно быть составной частью учебно-воспитательного процесса вуза.
Целью подготовки студентов в вузе должно стать развитие не отдельных способностей и умений, а «выращивание» (термин М.Т. Громковой) творческого потенциала студентов (В.Г. Рындак, 1997, с. 31) с тем, чтобы личность будущего специалиста предстала «как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, целенаправленная активность которой в профессиональной сфере поднялась на уровень сознательной, целостно-избирательной» (А.Г. Маслоу, 1997, с. 12).
В теории развития психики Л.С. Выготский выделяет три стадии развития личности: 1) от рождения до 2-3 лет - стадия природных психических функций; 2) от 2-3 лет до 12-14 - стадия развития простейших культурных психических функций; 3) от 12-14 лет до старости - стадия развития высших культурных психических функций (Л.С. Выготский, П.И. Пидкасистый).
Нас интересует развитие личности в возрасте от 17 лет. На данной стадии студенты приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение: основными стимулами и орудиями становятся знаки; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятие и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, чувство свободы, альтруизм и т.д.). Воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация и рефлексия. В состав рефлексии входят интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания (П.И. Пидкасистый).
«Несомненно, в студенческом возрасте (17-25 лет) имеются наибольшие возможности развития» (Б.Г. Ананьев, 1977, с. 346). Необходимо учитывать особенности физического развития студентов, которые характеризуются наивысшим уровнем мышечной массы, быстроты реакции, скорости движения и наряду с этим лидерством по числу больных гипертонией, диабетом, гастритом, нервно-психическими нарушениями.
По данным исследований, проведенных под руководством Б.Г. Ананьева (1972, с. 17), молодым людям 18 лет (основная масса студентов 1 курса) свойственна определенная стабилизация мышления, внимания, динамичность возбуждения нервной системы и т.д. Девятнадцать лет, то есть возраст большинства студентов 2 курса, - это повышение функционального уровня вербального и невербального интеллекта, мышления, памяти, динамичности торможения нервной системы, психомоторных функций и т.д. Этот возраст характеризуется самым высоким уровнем функционирования интеллекта и памяти. В 20 лет (3 курс) наблюдается понижение показателей вербального и невербального интеллекта, памяти, внимания и т.д.
В современной науке развитие рассматривается как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от исходного, качественного, состояния к новому, процесс обновления, рождения нового; как процесс духовного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в познавательных процессах и др. Развитие личности - это результат постоянной ее реорганизации для успешной реализации задач будущего (В.Г. Рындак, 1997, с. 52).
Понятие «развитие» в современном психолого-педагогическом знании рассматривается как направленное преобразование индивидуального системного объекта, взаимодействующего со средой, и появление некоторого психологического новообразования. Оно позволяет акцентировать активность внешних факторов в развитии системы.
Г.И. Щукина (1986, с. 93) считает, что сущность развития личности состоит в качественном изменении деятельности, в которой она выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также с позиции самой личности, которая, накапливая опыт, становится более активной и самостоятельной.
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Развитие личности осуществляется в деятельности. Развитие личности - процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса (Педагогический словарь, с. 128).
Развитие творческого потенциала личности мы рассматриваем как полисистемное образование, которое интегрирует подсистемы (объекты) в контексте их реальных взаимосвязей с другими объектами. Процесс развития творческого потенциала должен стимулировать «стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов преодоления затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач» (A.M. Новикова, 1998, с. 38).
Педагогические средства развития творческого потенциала будущего педагога
Высшая школа не удовлетворяет пока основному требованию, предъявляемому к ней обществом - качественно подготовить выпускника к его будущей работе. Для этого студент должен получить в вузе необходимые знания и научиться применять их в своей практической деятельности. Он должен овладеть методами извлечения нового знания как из совокупного опыта общества, так и из своего собственного. Поэтому в образовательном процессе следует выделить блок теоретической и практической подготовки будущего специалиста. Знания и умения, извлеченные из общечеловеческого опыта, должны составить тот фундамент, на котором студент с помощью преподавателя возводит здание собственного, индивидуального опыта, стержень которого составляет опыт творческой деятельности.
В своем функционировании система обучения развертывается в виде процесса, характеризующегося единством двух его сторон: обучения и воспитания. Причем, если речь идет об аудиторной работе (урочной форме), то в диалектическом единстве обучения и воспитания обучению принадлежит ведущая роль. Если же мы говорим о внеаудиторной деятельности (внеурочной форме), то основной акцент делается на воспитательную сторону целостного учебно-воспитательного процесса.
Квалифицированная подготовка современного специалиста, в системе высшего профессионального образования предполагает освоение им различных дисциплин как одно из важнейших условий развития творческого потенциала и формирования целостной личности.
В вузах различают три основных уровня в системе профессионального образования учителя: 1) фундаментальный. - общенаучный, теоретический базис, который позволяет осуществить дальнейшую подготовку учителя и развивает интеллектуальный и творческий потенциал личности; 2) общая педагогическая подготовка - основа практической подготовки учителя, достаточно общая для групп педагогических специальностей; 3) специализация - завершающий этап подготовки, который проводится в более узком направлении практической деятельности.
Учеба в вузе сопровождается большой умственной и нервно-эмоциональной нагрузкой, связанной с постоянным увеличением объема учебной информации, дефицитом времени на ее переработку и подготовку к экзаменам. Почти четверть студентов систематически недосыпает в течение семестра. Большинство студентов испытывают неблагоприятное влияние экзаменов на нервную и сердечно-сосудистую системы. Известно, что любой двигательный акт оказывает тонизирующее воздействие на кору больших полушарий, способствуя повышению уровня ее активности и работоспособности (В.П. Озеров, 2002, с. 217).
В годы учебы в университете происходят перемены в образе жизни, культуре, психологии предопределяющие развитие или торможение творческого потенциала будущего специалиста. Чтобы личность творчески развивалась, необходим комплекс педагогических средств и условий, способствующих развитию творческого потенциала будущего корпуса специалистов в области образования.
Образование как процесс - это создание условий, каждому для «выращивания» (термин М.Т. Громковой) творческого потенциала учителя. Образование должно способствовать развитию всех видов творческой деятельности (В.Г. Рындак, 1997, с. 31).
Согласно определенных нами темы, цели, задачам нашего исследования, мы выбрали один из возможных путей развития творческого потенциала будущего педагога, в процессе профессионального образования на занятиях по физической культуре и педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию. Тенденция переосмысления парадигмы образования в целом и в вузах в частности заставляет ученых по иному взглянуть на физическую культуру. Физическая культура является той сферой, в которой субъект функционирует и развивается иногда с дошкольного возраста, иногда несколько позже. Являясь частью общей культуры, физическая культура имеет и свои специфические особенности, и механизмы регуляции, характерные только для нее.
Понимание роли физической культуры в развитии творческого потенциала будущего учителя базируется на следующих основаниях:
- физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности;
- физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека;
- спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям (СВ. Галкин, 2004, с. 102).
Физическая культура и спорт - важные факторы формирования личности, разносторонней подготовки молодого поколения к жизненной практике, приобщения к активной общественной жизни (А. А. Сучилин, 1984, с. 106).