Введение к работе
Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов в области дизайна – выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям.
С конца 90-х гг. XX в. – начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом, Чувашском государственном педагогическом университетах) началась подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Специальность 030500. 04 – Профессиональное обучение (дизайн) утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. 03. 2000 г., квалификация – педагог профессионального обучения (дизайн). Однако в подготовке таких педагогов еще не сложилась четко сформулированная методология и методика обучения, нет определенных традиций.
Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна отличается от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов. Их подготовка носит «бипрофессиональный характер, то есть образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической и проектной» (С.М. Кожуховская, Е.В. Ткаченко).
Профессия «педагог профессионального обучения (дизайн)» предполагает
наличие способности к творческой, конструкторской деятельности, самосовершенствованию и самореализации, среди основных видов профессиональной дизайн-деятельности – аналитическая, экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, в основе подготовки к которым, как мы считаем, лежит учебно-исследовательская деятельность, позволяющая развивать творческий потенциал студентов в том случае, если она носит исследовательский характер и ориентирована на проектно-творческую деятельность.
Творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) – это сложное полифункциональное образование, так как педагоги профессионального обучения (дизайн) должны сами участвовать в творческой дизайнерской деятельности, и в то же время учить других этой деятельности. Чтобы готовить студентов к профессиональной творческой деятельности в области дизайна, им необходимо осуществлять процесс совместного со студентами творчества, задавая его образцы.
Так как творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, то развитие творческого потенциала тесно соприкасается с процессами самообразования, самосовершенствования, самоактуализации, следовательно, его развитие возможно только на основе активного творческого саморазвития студента уже в процессе обучения в вузе. Учитывая эти обстоятельства, представляется необходимым развитие у педагогов профессионального обучения (дизайн) творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности. Целесообразность использования этой деятельности в развитии творческого потенциала студентов-дизайнеров педагогического вуза обусловлена ее направленностью на решение реальных профессиональных задач, в процессе которого происходит формирование качеств личности, необходимых в деятельности педагога профессионального обучения (дизайн). Учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на создание творческих проектов на начальном этапе реализуется с использованием активных форм и методов обучения с введением элементов исследования (с поуровневым усложнением проектов) в процесс изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. На последующих этапах учебно-исследовательская деятельность реализуется при введении элементов самостоятельного творчества в учебные дисциплины и работе студентов в научно-творческой дизайн-студии во внеучебное время при выполнении ими самостоятельных научно-творческих проектов.
В процессе нашей работы мы опирались на совокупность теоретических положений по проблемам обучения творчеству и развитию творческого потенциала. Значительное влияние на наше исследование оказали труды, связанные с подготовкой будущего педагога в области дизайна и дизайнеров (Э.М. Андросова, Н.В. Воронов, С.М. Михайлов, С.М. Кожуховская, Ю.В. Назаров, В.Ф. Рунге, А.В. Тимарцев, Е.В. Ткаченко, Л.М. Тухбатуллина и др.).
Наше исследование показало, что в разработке общих теоретико-методологических проблем и частных методик по использованию учебно-исследовательской деятельности и созданию педагогических условий развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) и его реализации не уделялось достаточного внимания. Нам удалось выявить противоречие между необходимостью развивать творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности и отсутствием теоретических и методических разработок, обеспечивающих его развитие. С учетом вышеизложенного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы должны быть педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования – педагогические условия развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Цель исследования – определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Гипотеза исследования. Эффективное развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе будет возможно при реализации следующих педагогических условий.
1. Построение образовательного процесса с учетом выявленных особенностей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), обуславливающих необходимость развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки.
2. Подготовка преподавателей к развитию творческого потенциала студентов с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.).
3. Разработка модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента, предполагающей поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения.
4. Сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности (с поуровневым усложнением учебных проектов) с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии.
5. Осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентностном подходе критериев и показателей уровня его развития.
Задачи исследования.
-
Выявить особенности профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), определяющие специфику развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки.
-
Раскрыть сущность и содержание понятия «творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)».
-
Обосновать возможность использования учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).
-
Определить и научно обосновать критерии и показатели уровней развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе, позволяющие осуществить его мониторинг.
5. Разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие: философские и психологические подходы и концепции понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский); основные положения проблемы творчества применительно к педагогическим явлениям и процессам (В.И. Звягинский, В.А. Кан-Калик, А.С. Косогова, Н.Д. Кузьмина, Н.Д. Никандров); развитие творческого потенциала (Г.С. Альтшуллер, Г.В. Глотова, В.М. Жураковский, А.М. Матюшкин, В.Н. Николко, В. Г. Рындак); формирование профессиональной подготовленности будущего педагога к педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская, Л.А. Волович, Г.И. Ибрагимов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.А. Кирсанов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.); теории профессионального самоопределения (Э. Ф. Зеер, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, П.Н. Осипов и др.); исследования по проблеме организации самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов (Г.С.Альтшуллер, В.И. Андреев, П.Н. Андриянов, С,И. Архангельский, А.А. Вербицкий, Л.А. Казанцева, А.А. Кирсанов, Е.А. Корчагин, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, П.И. Пидкасистый, Э.Я. Пономарев, Ф.Л. Ратнер); теории развития мотивации учебной деятельности личности студентов (Б.С. Алишев, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Р.Х. Шакуров и др.); важность творческого взаимодействия в развитии творческого потенциала будущего педагога (В. И. Андреев, М.М. Бахтин, В.А. Кан-Калик); идеи формирования специальных способностей в области изобразительного искусства и дизайна (А.С. Боголюбов, Е.И. Игнатьев, В.В. Корешков, В.С. Кузин, С.П. Ломов, И.М. Рязанцева, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.).
Теоретической основой диссертационного исследования выступили следующие концепции: концепции психологических и социально-педагогических особенностей студенческого возраста (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, И. С. Кон, А. Маслоу, А. К. Маркова, Ж. Пиаже, К. Роджерс и др.); концепции профессиональной компетентности будущих специалистов (Л. И. Гурье, Д. Заводчиков, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, В. В. Кондратьев, Л. В. Росновская); методы диагностики творческого развития личности (Д. Гилфорд, П. Торренс, Е. А. Туник, Е. А. Климов и др.).
Методы исследования: а) анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ базовых понятий исследования, моделирование; изучение, анализ, обобщение передового педагогического опыта; анализ результатов познавательной, исследовательской и творческой деятельности студентов-дизайнеров; б) педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы устного и письменного опроса; тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами и преподавателями художественно-графического факультета; в) математические методы обработки полученных результатов.
Организация, этапы и экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» в три этапа (с 2004 по 2010 годы).
На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, велось наблюдение, разрабатывались концепция и научный аппарат исследования, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2006-2007 гг.) разрабатывались и апробировались в ходе формирующего эксперимента модель и педагогические условия развития творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности.
На третьем этапе (2008-2010 гг.) обобщались, систематизировались, статистически обрабатывались результаты формирующего эксперимента. Производился анализ работы; формулировались выводы; методические рекомендации; проводилось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Обоснована роль учебно-исследовательской деятельности в развитии творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), которая заключается в формировании и развитии знаний, умений, качеств личности, обеспечивающих возможность самостоятельной творческой дизайнерской деятельности, а также направленности на творческое саморазвитие, которые реализуются за счет: наличия комплексной научной проблемы; активности педагога, работающего совместно со студентами, в разработке проблемы; связи теории с практикой; стимулирования художественно-творческого интереса студентов к теме исследования; сочетания индивидуального и коллективного творчества студентов при создании дизайн-проектов; организации работы каждого студента с учетом его творческого потенциала и способностей; активного участия студентов в научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках и т. д.; привлечения студентов к работе в студенческой научно-творческой студии.
2. Определены и обоснованы педагогические условия поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе: построение образовательного процесса, учитывая выявленные особенности профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), обуславливающих необходимость развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки; организация подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.); разработка и внедрение в учебный процесс модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента, предполагающей поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения; сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности с поуровневым усложнением учебных проектов с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии; осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентностном подходе критериев и показателей уровней его развития.
3. Разработана модель поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, описывающая специфику целей и задач, со-вместную деятельность преподавателя и студента, содержание и основные эта-пы, методы, формы и средства, позволяющие развивать творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
4. На основе компетентностного подхода разработаны критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), позволяющие осуществлять мониторинг на его основных этапах. В качестве критериев выступают: системные знания в области дизайна и способность применять их на практике; готовность к управлению своим поведением в жизненных и профессиональных ситуациях в соответствии с системой ценностных ориентаций, выступающих в качестве норм; способность дизайнера осуществлять профессиональную деятельность на высоком творческом уровне; способность к установлению межличностных отношений, взаимодействию с соучастниками творческого процесса по созданию продуктов дизайнерской деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет научные представления о влиянии учебно-исследовательской деятельности на развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)», уточнено понятие «творческий потенциал будущего педагога профессионального обучения (дизайн)», что способствует дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата теории профессионального образования. Определены и обоснованы педагогические условия и модель поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Результаты исследования развивают научное представление о развитии творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно пополнило методику профессионального образования в части развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, что способствует совершенствованию качества профессиональной подготовки. Предложенные авторская программа по учебной дисциплине «Конструирование оборудования интерьера», программа работы студенческой научно-творческой дизайн-студии «Red Co», курс лекций для молодых преподавателей, работающих в области дизайн-образования, позволяют совершенствовать развитие творческого потенциала педагогов профессионального обучения (дизайн), используются в подготовке студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по специальностям 050501. 65 – 04 «Профессиональное обучение (дизайн) (квалификация педагог профессионального обучения), ранее имевшая шифр 030500. 04» и 030800 «Изобразительное искусство (квалификация учитель изобразительного искусства)». Разработанные и внедренные в практику обучения на художественно-графическом факультете ЧГПУ им. И. Я. Яковлева педагогические условия поэтапного развития творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности позволяют более эффективно осуществлятьподготовку педагогов в области дизайна.
Материалы исследования могут быть рекомендованы к использованию в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального обучения (дизайн).
Положения, выносимые на защиту.
1. Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), так как она максимально приближена к будущей профессиональной деятельности, обеспечивает возможность самостоятельной проектно-творческой деятельности и направленность на творческое саморазвитие.
2. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности предполагает совместную проектно-творческую деятельность преподавателя и студента, что требует организации подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.).
3. Процесс развития творческого потенциала педагогов профессионального обучения (дизайн) в ходе учебно-исследовательской деятельности имеет поэтапный характер, с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения; предполагает различное на каждом этапе сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности (с поуровневым усложнением учебных проектов) с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии, осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентностном подходе критериев и показателей уровней его развития.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснован-
ностью исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных ее целям и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, объективностью полученных экспериментальных результатов, личным опытом работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя, применением методов математической статистики для обработки и подтверждения результатов эксперимента, его надежности и валидности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования периодически докладывались и обсуждались в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Основные теоретические положения в ходе исследования обсуждались на шести международных, Всероссийских и республиканских научно-практических конференциях в гг. Магнитогорск, Канаш, Чебоксары. Внедрение результатов исследования проходило при участии автора в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», где реализуется предложенная диссертантом модель развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), используются материалы авторских курсов, разработанных в ходе исследования.
Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация объе-мом 233 с. состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 323 наименований, 19 приложений, содержит 18 рисунков, 10 таблиц.