Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Савельева Ирина Александровна

Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки
<
Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савельева Ирина Александровна. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2007 184 с. РГБ ОД, 61:07-13/1587

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 14

1.1. Анализ состояния проблемы развития творческого потенциала студентов в теории и практике высшей школы 14

1.2. Содержание и структура творческого потенциала студента 37

1.3. Комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов университета 55

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 84

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ 86

2.1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческого потенциала студентов 86

2.2. Методика реализации комплекса педагогических условий развития творческого потенциала студентов 101

2.3. Организация, анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 121

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 171

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена происходящими в обществе глубокими социально-экономическими преобразованиями, стремительным развитием науки, техники, технологий проектирования и производства, что оказывает непосредственное влияние на систему образования и требует новых подходов к ее совершенствованию, развитию и обновлению.

В частности, особенную актуальность приобретает развитие творческих качеств личности, позволяющих специалисту более гибко и адаптивно подходить как к решению профессиональных задач, так и к собственному профессиональному становлению и развитию.

В образовательных стандартах высшего профессионального образования выдвигаются качественно новые требования к подготовке будущих специалистов технических специальностей, отмечается необходимость развития у них творческого потенциала, включающего в себя совокупность личностных способностей, знаний, умений, отношений, определяющих потребность и возможность творческой самореализации и саморазвития.

Значительный вклад в развитие творческого потенциала вносит графическая подготовка, осуществляемая специально подобранными методами и дающая возможность раскрыть творческий потенциал будущего специалиста, создать основу для его проявления и дальнейшего развития. Ее содержание на начальной стадии обучения в техническом вузе определяется теорией графических изображений и практикой их использования в технологических промышленных процессах. Названная подготовка направлена на обучение чтению и выполнению чертежей, на формирование знаний и умений преобразования формы предметов, на развитие пространственных представлений, на становление логического и образного мышления, аналитических и созидательных компонентов творческого мышления.

В процессе графической подготовки учащихся, как отмечают в своих исследованиях И.СЯкиманская, Р.В.Габдреев и др., в качестве основной базы выступает пространственное мышление как разновидность образного

мышления, оперирующего формой, величиной, пространственным положением и пространственными отношениями объектов.

Спецификой пространственного мышления является то, что оно протекает по преимуществу в образной форме (нахождение стратегий решения, набор средств, их сопоставление осуществляются в форме образов). По своему содержанию - это обобщенное и опосредованное отражение пространственных свойств и отношений объектов, включенное в процесс решения задач. Умение свободно оперировать пространственными образами, имеющими различную наглядную основу, является тем умением, которое проявляется в разных видах конструктивно-технической деятельности инженеров и творческой деятельности (Р.В. Габдреев, Д.А. Гопкало, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко).

Основные базовые положения графических дисциплин закладываются на первом курсе обучения студентов в университете для специальностей инженерно-технического, архитектурно-строительного профиля и опираются на пространственное и наглядно-образное мышление студентов. Задачей такой подготовки является формирование основы для развития пространственного мышления и творческого потенциала, которые в дальнейшем находят развитие в процессе изучения других дисциплин по специальностям, базирующимся на графической подготовке.

Проявление творчества в будущей профессиональной деятельности в значительной мере связано с особой подготовкой, позволяющей студенту актуализировать свои возможности, поэтому исследования последних десятилетий исходят из положения о том, что успешное осуществление графической подготовки студентов в решающей степени зависит не от интенсификации процесса обучения и не от безграничного обогащения знаниями, а от развития творческого потенциала студента.

Имеющиеся исследования в данной области (И.А. Ройтмана, В.Е. Алексеева, В.А. Гервера, Г.Ф. Хакимова, Т.В. Чемодановой) свидетельствуют о том, что развитие творческого потенциала личности в процессе графической подготовки возможно, но сопряжено с разработкой и применением специальных методов, подходов и средств обучения.

Проведенное нами исследование показывает, что в настоящее время

есть научные предпосылки для дальнейшей постановки и решения исследуемой проблемы. Многими отечественными учеными - философами, психологами, педагогами освещались различные аспекты развития творческого потенциала личности.

Накопленый богатый теоретический и практический опыт в работе с учащимися представлен работами, в которых рассматривается сущность и структура творческого потенциала личности (В .И. Андреев, Т.Г. Браже, М.В. Колосова, В.Ф. Овчинников, В.Г. Рындак, В.П. Ушачев, Е.Л. Яковлева и др.) и исследуется проблема развития творческого потенциала учащихся (С.Г.Глухова, Е.А.Глуховская, В.Ю.Лешер, А.К.Уразова, и др.). Однако в системе высшего образования встречаются только отдельные элементы, что усиливает актуальность нашего исследования.

Педагогические условия и основные направления развития творческого потенциала личности рассмотрены в работах В.А.Кан-Калик, А.И.Лука, В.Г.Рындак и др.

Важное значение для нашего исследования имеют современные работы по психологии творчества российских (В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.) и зарубежных (Torrance Е.Р., Guilford J.P., Н. Роджерс) исследователей.

Современными исследователями обоснована идея развития творческих способностей личности в процессе учебно-познавательной деятельности. Такие ученые-психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров в своих экспериментальных работах выделяют предпосылки развития мышления, способного открывать новое.

Исследованием творческой деятельности занимались

Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.

В современной науке исследовалась также коллективная творческая деятельность (Ю.Н.Кулюткин, А.М.Матюшкин и др.).

Рассматривая процесс развития творческого потенциала обучаемых в процессе графической подготовки, мы использовали исследования А.Д.Ботвинникова, И.А.Ройтмана и др. Развитие творческих способностей в процессе обучения на основе творческих заданий, опубликованно в ряде ра-

бот В.Е.Алексеева, В.А.Гервера и др. Совершенствуются в современной практике творческие задачи для графических дисциплин в работах В.В.Степаковой, Г.Ф.Хакимова и др.

В настоящее время решение проблемы становления творческой личности будущего инженера исследователи связывают с реализацией ряда подходов; таких как: личностно-ориентированный (В.А.Беликов, И.С.Якиманская, Е.С.Полат и др.), индивидуально-творческий (В.И.Андреев, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров и др.), деятельностный (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, П.И.Пидкасистый).

Эти исследования создали теоретическую и практическую базы для решения актуальных проблем развития творческих способностей личности студента.

Однако малоизученными остаются педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки применительно к реалиям современных требований в высшей школе.

Актуальность проблемы исследования эффективного развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки обусловливается необходимостью решения ряда противоречий:

между потребностью общества в специалистах, обладающих творческим потенциалом, которые готовы и способны использовать графические знания, умения, навыки, пространственное мышление в профессиональной деятельности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки;

между потребностью вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса развития творческого потенциала студентов, и недостаточной разработанностью методик его развития.

Отмеченные противоречия определили актуальность и значимость проблемы исследования, а также выбор темы исследования: «Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности развития творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки.

Объект исследования: процесс графической подготовки студентов в техническом вузе.

Предмет исследования: развитие творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки.

Гипотеза исследования: повышение эффективности развития творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки возможно, если будет реализован следующий комплекс педагогических условий:

использование в процессе графической подготовки системы учебно-творческих задач;

применение в процессе графической подготовки студентов компьютерной программы трехмерного моделирования «Компас 3D»;

опора на сотворчество студентов и преподавателя в процессе графической подготовки.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа состояния исследуемой проблемы в теории и практике высшего профессионального образования разработать понятийный аппарат исследования;

  2. Определить содержание и структуру творческого потенциала студентов при изучении инженерной графики;

  3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки;

  4. Разработать методику развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки и учебно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов технического вуза: рабочие тетради с учебно-творческими задачами для студентов по инженерной графике и начертательной геометрии, методические указания к выполнению учебно-творческих задач в рабочих тетрадях для студентов, методические

указания к выполнению учебно-творческих заданий в системе «Компас-график» для студентов, методические указания для преподавателей. Теоретико-методологической базой явились:

философские учения, раскрывающие различные аспекты феномена творчества (А.Г.Спиркин, В.А.Кутырев, М.С.Каган и др.);

психологические концепции целостного процесса формирования личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский и др.); теория деятельности и развитии личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн и др.); исследования психологов в области творчества (В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев и др.);

-методологические подходы: личностно-ориентированный

(В.А.Беликов, Е.С.Полат, И.С.Якиманская, Г.К.Селевко и др.); деятельност-
ный (Л.С.Выготский, СЛ.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,

КЯ.Лернер, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин); структурный

(Д.Б.Богоявленская и др.);

- педагогические исследования по проблеме творческого саморазвития
личности (В.И.Андреев, Я.А.Пономарев, Г.К.Селевко, В.П.Ушачев и др.);
личностного формирования учащихся, студентов (Г.Г.Гранатов, Р.А.Литвак,
Н.Я.Сайгушев и др.); теория развивающего обучения (И.Я.Лернер,
А.М.Матюшкин и др.); теория педагогического творчества (Ю.Н.Кулюткин,
Н.Д. Никандров, В.А.Сластенин и др.) и развития творческого потенциала
личности (Е.Л.Яковлева, В.Г.Рындак, В.Ю.Лешер, С.В.Глухова,
Е.А.Глуховская, А.К.Уразова, и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования:

Поставленные задачи исследования и его методологическая основа определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» и его филиала в городе Белорецке. Всего исследованием было охвачено 463 студента первого и второго курсов.

В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась с 2001 по 2007 год.

На первом этапе (2001-2003 гг.) - осуществлялись изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в научной ли-

тературе и практике; анализ соответствующей философской и психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы

Это позволило разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. Также были определены критерии и показатели, характеризующие уровень развития творческого потенциала студентов, определена методика их диагностики, проведен констатирующий эксперимент, осуществлены первичный сбор и анализ эмпирического материала, на основе чего были определены педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала, разработана система задач. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, моделирование, систематизация); эмпирические (наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, тестирование, констатирующий эксперимент); методы математической обработки результатов.

На втором этапе (2003-2005 гг.) уточнялась структура творческого потенциала, проводилась экспериментальная работа по апробированию комплекса педагогических условий, способствующих развитию творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки. Проверялась эффективность разработанного учебно-методического обеспечения (рабочая тетрадь с учебно-творческими задачами и учебно-творческие задания). Основными методами на данном этапе были теоретические - метод теоретического анализа, обобщение педагогического опыта, изучение статистических данных и эмпирические - наблюдение, беседа и тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп, формирующий эксперимент, экспертное оценивание результатов работы студентов, математические методы обработки данных.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования. Уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались методические рекомендации. Методами исследования на данном этапе были теоретические: количественный и качественный анализ результатов исследования, сравнительный анализ теоретических и эмпирических данных, построение диаграмм, гистограмм с использованием продуктов Microsoft Excel и обобщение теоретических выводов и

эмпирические: статистическая обработка данных, отсроченный контрольный эксперимент, оформление результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки;

разработана методика развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки, в основе которой лежит ее направленность на учебно-творческую деятельность в сочетании с принципами, методами, формами и средствами организации процесса графической подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «развитие творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки»; компонентов творческого потенциала (мотивационного, когнитивного, креативного); логическом обосновании комплекса принципов развития творческого потенциала: диалогичности в обучении, интеграции, индивидуализации, проблемности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе эксперимента:

выявлены критерии и показатели для оценки эффективности развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки;

разработаны методические указания по развитию творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки, которые могут быть использованы в практике работы преподавателей университета.

разработаны учебно-методические материалы (рабочие тетради, методические указания) по развитию творческого потенциала студентов технического университета.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована многообразной источниковой базой, включающей в себя как историко-философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования, опирающихся на личностно-ориентированный, деятельностностный и струк-

турный подходы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данных; сочетанием количественного и качественного анализа материалов исследования, контрольным сопоставлением с педагогическим опытом. На защиту выносятся следующие положения.

  1. Уточненное содержание понятия «развитие творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки».

  2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности развития творческого потенциала студентов технического университета в процессе графической подготовки: а) использование в процессе графической подготовки системы учебно-творческих задач; б) применение в процессе графической подготовки студентов компьютерной программы трехмерного моделирования «Компас 3D»; в) опора на сотворчество студентов и преподавателя в процессе графической подготовки.

  3. Методика реализации комплекса педагогических условий развития творческого потенциала студентов технического университета.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения, практические выводы и рекомендации для преподавателей и студентов опубликованы в методических указаниях, рабочих тетрадях, статьях (две рабочие тетради, четыре методических указания, 14 научных статей и тезисов).

Материалы исследования излагались и были одобрены на научно-методических конференциях: международных конференций: «Проблемы и перспективы развития строительства в XXI веке» (Магнитогорск: МГТУ, 2002 г.), «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород: ВГИПА, 2003 г.); всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы графического образования молодежи» (Рыбинск: РГАТА, 2005 г.); всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Пенза: Приволжский дом знаний, 2006 г.); республиканской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и

студентов» (Челябинск: ЧГПУ, 2002 г.); региональных научно-методических конференциях: «Современные технологии непрерывного образования» (Магнитогорск: МГТУ, 2003 г.), «Современное строительство и обучение студентов строительных и архитектурных специальностей» (Магнитогорск: МГТУ, 2004 г.); «Конференции по итогам научно-исследовательской работы» (Магнитогорск: МГТУ, 2003 г.); методических семинарах аспирантов и соискателей кафедры педагогики и психологии; методических семинарах кафедры инженерной графики.

Основные положения исследования докладывались автором и обсуждались на методических семинарах аспирантов и соискателей кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»; методических семинарах кафедры прикладной механики, графики, проектирования технических и технологических комплексов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством работы автора в качестве преподавателя кафедры прикладной механики, графики, проектирования технических и технологических комплексов.

Результаты исследовательской работы внедрены в практику графической подготовки студентов ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. ГИ.Носова» и его филиала в г.Белорецке.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования; определяется его объект, предмет, цель; формулируется гипотеза и задачи исследования, раскрывается его методологическая основа; определяются методы и этапы исследования; научная новизна и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту; описывается апробация работы.

В первой главе - «Теоретические основания решения проблемы развития творческого потенциала студентов технического университета» - дан анализ состояния проблемы в теории и практике; выявлен понятийный аппа-

рат исследования; представлен комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов технического университета.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий развития творческого потенциала студентов» - дано описание программы проведения педагогического эксперимента, методики развития творческого потенциала студентов технического университета, определяются критерии и показатели экспериментальной работы, позволяющие судить об уровне развития творческого потенциала, формулируются выводы по итогам полученных результатов.

В заключении диссертации представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по исследованию проблемы.

Анализ состояния проблемы развития творческого потенциала студентов в теории и практике высшей школы

В параграфе рассмотрены принципиально важные для данного исследования понятия "творчество", "потенциал", "творческий потенциал", "развитие творческого потенциала", "учебно-творческая деятельность", "пространственное мышление". Рассмотрены подходы к решению проблемы в процессе графической подготовки, уточнены принципы развития творческого потенциала.

Коренные изменения в социально-экономической сфере современного общества предъявляют качественно новые требования системе высшего образования. Выпускник технического университета, которому предстоит работать на современных предприятиях должен быть способен к преобразовательной творческой деятельности, к работе в сотрудничестве при решении профессиональных задач, возикающих в процессе деятельности.

Современные цели профессиональной подготовки инженера в высшей школе предполагают серьезные изменения в содержании и структуре графического образования выпускников технических вузов. Эти цели направлены на реализацию социального заказа общества - соответствие специалиста требованиям сегодняшнего дня, развитию науки и техники.

Государственным образовательным стандартом выдвигаются требования к уровню подготовки будущих специалистов, где неоднократно отмечается необходимость развития у них профессионально-значимых творческих качеств, творческого мышления и говорится, что специалист должен быть готов выполнять работу по проектированию, развивать творческую инициативу, рационализацию, изобретательство, к участию в научных исследованиях и выполнять технические разработки своей профессиональной области, осуществлять сбор, обработку и систематизацию научно-технической информации, применять для этого современные информационные технологии, способен изучать специальную литературу, анализировать достижения отечественной и зарубежной науки и техники, взаимодействовать со специалистами смежного профиля в научных исследованиях и проектно-конструктор-ской деятельности, на научной основе организовывать свой труд, владеть современными информационными технологиями, в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики готов к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готов приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии [64]. Таким образом, стандарты предполагают необходимость развития творческого потенциала студентов.

Прежде чем дать определение творческого потенциала, раскрыть его структуру и содержание в русле нашего исследования - его развития у студентов технического университета в процессе графической подготовки, необходимо рассмотреть сущностно-содержательные характеристики таких понятий, как "творчество", "потенциал", "творческий потенциал", "развитие творческого потенциала".

Анализируя исследования по проблеме развития творческого потенциала, можно отметить, что в современных условиях философы, психологи и педагоги уделяют много внимания развитию творчества. По их мнению, понятие "творческий потенциал" отражает совокупность базовых основ творчества. Поэтому сначала необходимо рассмотреть понятие «творчество».

В философии конца XIX начала XX вв. творчество противопоставляется интеллекту и технической деятельности. По А. Бергсону, творчество как непрерывное рождение нового, составляет сущность жизни. Представители и философии жизни, и экзистенциализма признавали интуитивную или экстатичную природу творчества. По их мнению, творчество есть экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение всего человеческого существа [27].

А.Г. Спиркин трактует это понятие так: "Творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры ... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории культуры, если же он нов лишь для его ав- тора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения" [199, с. 337].

В.А. Кутырев считает, что творчество как парадигма - это научно-техническая инновационная деятельность. Он выделяет проблему сохранения человеческого творчества, потому что человеческое сознание способно как к воспроизведению, так и к созданию нового. Каждый человек несет данное противоречие и пока его выдерживает, он остается существом познающим и творческим [112, с. 81].

С.С. Гольдентрихт, выделяя гуманную сущность творчества, утверждает, что природа творческого деяния - созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку [62, с.6].

Содержание и структура творческого потенциала студента

В параграфе рассмотрены различные подходы к сущностным характеристикам и структуре творческого потенциала личности. Определены особенности процесса развития творческого потенциала личности, компоненты развития творческого потенциала.

Анализ исследований по проблеме развития творческого потенциала в процессе графической подготовки позволяет отметить, что в современных условиях творческому потенциалу уделяют внимание философы, психологи и педагоги.

Сущность понятия "творческий потенциал" психологи и педагоги трактуют так:

-социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (В.Е.Колесникова) [101];

-специальное качество, характеризующее меру соответствия деятель-ностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (СР. Евинзон) [78];

-характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова) [102];

-интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (A.M. Матюшкин) [137];

-совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л.Пихтовников) [164];

-развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, ею гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже [41], Ю.Н. Кулюткин [109]);

-интегративное качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк [134], В.Ф. Овчиников [155]).

Г.И. Щукина считает, что сущность развития личности состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также позиции самой личности, которая, накапливая опыт, становится более активной и самостоятельной [225, с.93].

Творческий потенциал В.Г.Рындак рассматривает как систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации [184, с. 22].

Сущность развития творческого потенциала рассматривается М.В.Колосовой как качественное изменение анализируемого потенциального образования, осуществляемое как в ходе экстенсивного (функционального) приращения, так, преимущественно, посредством его актуализации с целью решения значимых для человека задач. По мнению М.В. Колосовой, данный процесс осуществляется через различные формы активности, предпосылками его выступают энергетика индивида, его эмоции, чувства, эмоциональные состояния, различные проявления под- и сверхсознания.

В своей работе М.В. Колосова [102] представляет идеальную модель творческого потенциала как единство трех взаимосвязанных компонентов:

1. Иррационального (проявление подсознания и сверхсознания).

2. Эмоционального (эмоции, чувства, эмоциональные состояния).

3. Рационального.

Ряд исследователей выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала [60, с.22]:

1. Многоуровневость содержания (отражением является полисеман-тичность понятия "творческий потенциал личности").

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческого потенциала студентов

В данном параграфе определяются цель и задачи опытно-экспериментальной работы, описаны этапы опытно-экспериментальной работы, рассматривается содержание эксперимента.

Основной целью экспериментальной работы является проверка влияния разработанной методики на эффективность развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки.

На эффективность применения экспериментального метода к исследованию педагогических явлений существенное влияние оказывают общенаучные и конкретно-научные принципы, которые отражают общие требования к организации и проведению экспериментальной работы. В своей работе мы опирались на следующие принципы: целостного изучения педагогических явлений; объективности; эффективности.

Принцип целостного изучения педагогических явлений предполагает: 1) использование системного подхода; 2) четкого определения места изучаемого явления в целостном педагогическом процессе; 3) раскрытие движения изучаемого явления. Данным принципом мы руководствовались при рассмотрении развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки.

Принцип объективности предполагает: 1) проверку каждого факта несколькими методами; 2) фиксацию всех проявлений изменения исследуемого объекта; 3) сопоставление данных своего исследования с данными других исследований. Данным принципом мы руководствовались при разработке программы диагностики уровня развития творческого потенциала студентов, анализе результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Суть принципа эффективности заключается в том, что полученные результаты должны быть выше результатов, полученных в типичных (стандартных) условиях, за одно и то же время, при одних и тех же материальных и финансовых ресурсах. Данным принципом мы руководствовались при анализе и выдвижении гипотезы, а также при планировании условий проведения экспериментальной работы, их анализе и оценки.

В процессе экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Определение критериев и показателей уровней развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки.

2. Проведение диагностического исследования по определению уровня развития творческого потенциала студентов на начальном этапе проведения опытно-экспериментальной работы.

3. Проведение экспериментальной проверки разработанной методики на эффективность развития творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки.

4. Подведение итогов на основе анализа результатов экспериментального исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях педагогического процесса технического университета г. Магнитогорска и его филиала в г. Белорецке. В педагогическом эксперименте приняли участие 463 студента первого и второго курсов, а также 12 преподавателей.

В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась с 2001 по 2007 год.

Цели каждого этапа и методы научно-педагогического исследования, которые мы использовали в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены в табл. 1.

I этап (2001-2003 гг.) - диагностический - включал в себя: определение критериев и показателей, характеризующих уровень развития творческого потенциала студентов; определение методики их диагностики; выявление уровней развития творческого потенциала студентов. В ходе работы использовались такие эмпирические методы исследования, как наблюдение, методы устного и письменного опроса (тестирование, анкетирование, беседа), изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент.

На II этапе (2003-2005 гг.) - поисково-экспериментальном - проводилась экспериментальная работа по апробированию комплекса педагогических условий, способствующих развитию творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки; экспериментально проверялась разработанная нами методика развития творческого потенциала студентов; анализировался ход и результаты формирующего эксперимента. Проверялась эффективность разработанных материалов (рабочая тетрадь с учебно-творческими задачами и учебно-творческие задания). Основными методами на данном этапе были: теоретические (анализ, обобщение педагогического опыта, изучение статистической документации), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, экспертное оценивание результатов работ студентов, статистические методы обработки данных).

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки