Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Яценко Анастасия Семеновна

Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования
<
Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яценко Анастасия Семеновна. Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 250 c. РГБ ОД, 61:02-13/1769-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23

1. Сущность и социальные Функции учреждений дополнительного образования детей 23

2. Особенности профессионально-хоюеографической направленности обучающегося в учреждениях дополнительного образования 43

3. Личностно-деятельностный подход к формированию профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования 70

Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 97

1. Социально-педагогические условия совершенствования процесса профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей 99

2. Специфика досуговой педагогики совершенствования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждении дополнительного образования .. 125

3. Инновационные педагогические технологии как фактор совершенствования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 199

ПРИЛОЖЕНИЯ 210

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы дополнительного образования детей, которая может стать одним из звеньев реформирования российской образовательной системы. В настоящее время только в Москве созданы и успешно функционируют свыше 118 учреждений дополнительного образования детей. Реальные результаты их деятельности - это процесс создания условий в образовании, просвещении и воспитании, в развитии профессиональной направленности личности ребенка на основе его творческих интересов, склонностей, способностей, таланта.

В условиях отсутствия в нашем обществе общенациональной идеи развитие профессиональной направленности личности ребёнка, обучение в учреждениях дополнительного образования детей становится основным способом реализации идеи непрерывного образования, возрождения культуры в целом и хореографической, в частности.

Развитие профессионально-хореографической направленности у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на морально-эстетические ценности в этом виде деятельности, где трансляция нравственных принципов является необходимым условием обретение профессиональной свободы в мире культуры и образования. С освоением профессионально-хореографической направленности начинается становление личности ребенка в мире как таковом и в конкретной социально-культурной среде.

Реалии неустоявшихся рыночных отношений обостряют противоречие между повышением требований к конкурентоспособности выпускника учреждений начального профессионального образования и характером его обучения и профессиональной подготовки.

Свободная личность ребёнка в условиях рыночных отношений формируется под воздействием многочисленных факторов, порождающих ряд проблем развития и образования.

Современная педагогика дополнительного образования встречается с проблемой продления трудоспособности ребёнка после занятий в школе, формирования и развития его ценностных ориентации, художественного вкуса.

Поскольку все сильнее начинает утверждаться подростковая субкультура, важным элементом которой выступает гипертрофированный интерес к современным танцам и различным танцевальным суррогатам и подделкам, следует использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к искусству, чтобы в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир личности ребенка.

Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только путём отказа от старых, не оправдавших себя форм и методов развития профессионально-хореографической направленности личности ребёнка в соответствии со спецификой учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Осуществляя поиск условий форм и методов развития профессионально-хореографической направленности личности в учреждениях дополнительного образования, диссертантка рассматривает их как "открытую систему", где условия, личностно-ориентиро-ванная мотивация обучения, профессиональный уровень специалистов-хореографов способны изменить представления о путях развития профессиональной направленности ребёнка.

Следовательно, актуальность исследования определяется противоречиями между острой потребностью в профессионально-хо реографической направленности личности ребёнка на эту специальность в учреждениях дополнительного образования, имеющих специфику учебно-творческого процесса и отсутствием подготовки специалистов-хореографов для учреждений дополнительного образования в педагогических вузах и вузах культуры и искусств на основе современных представлений о теории и методах образовательного процесса в этой области знания.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию функционирования системы дополнительного образования. Это труды М.Я.Бахтина, П.П.Блонского, А.У.Зеленко, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынского, С.Т.Шацкого, К.Д.Ушинского.

В области психологии произвольных движений - труды Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева,А.Г.Рузской, Д.Б.Эльконина, которые, опираясь на экспериментальные исследования, отчётливо показали, что эффективность произвольных движений существенно зависит от характера задач, решаемых личностью ребёнка и направленности на достижение цели. А.В. Запорожец выявил основные этапы развития произвольных движений в детском возрасте, обнаружив особое психологическое значение того этапа, на котором у ребёнка определенная система движений, первоначально отработанная на предметах, начинает осуществляться в отсутствии этих предметов - по словесной инструкции или самоинструкции.

Поиски решения данной проблемы были предприняты у психологов В.Г.Асеева, Л.И.Божович, В.К.Вилюнаса, Л.С.Выготского, А.НДеонтьева, Й.Лингарт, А.К.Марковой, С.Л.Рубинштейна, П.В. Симонова, Х.Хекхаузена, Г.И.Щукиной и других ученых рассматри вают направленность личности как основу активности и эффективности деятельности.

Современной психологией и педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования профессиональной направленности личности. Содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные, индивидуальные основы подготовки специалистов в педагогических вузах.

Исследования этой проблемы и были выполнены на материалах деятельности вузов культуры и искусств. Н.К.Бакланова исследовала психолого-педагогичвские основы профессионального мастерства специалистов культуры на специализациях художественного профиля. Формирование самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовалось К.В.Баклановым. Профориентация студентов вузов культуры и искусств, формирование профессиональной направленности личности студента исследованы Г.И.Анашкиной, В.В.Журомским, И.Ы.Миргалимовым, В.М.Поля-руж.

В исследованиях А.А.Аронова, А.Я.Айзенберга, Т.И.Баклановой, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой, С.П.Исенко, Т.Г.Киселёвой, Е.И.Максимова, В.С.Садовской, Е.Ю.Стрельцовой, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова, Н.П.Яценко раскрываются проблемы совершенствования профессионального образования, профессионального самоопределения личности в учреждениях культуры.

Этому способствовало и научно-методическое обеспечение учебного процесса факультетом хореографии Московского государственного университета культуры и искусств. Это программы, разработанные для студентов хореографических факультетов.

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке танцев, что оказало большую помощь в работе над диссертацией. Среди них следует назвать работы Б.Т.Абирова, Л.А. А деевой, А.Азимовой, Г.Ф.Богданова, Ф.А.Гаскартова,В.И.Геращенко, СМ.Гребенщикова, К.Я.Голейзовского, Ш.Б.Жиенкуловой, А.А.Климова, В.Н.Нилова, О.Н.Ниязовой, Т.С.Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А.Устиновой и других, но они не касались деятельности учреждений дополнительного образования.

Анализ многочисленных источников позволил определить понятийно-категориальный аппарат данного диссертационного исследования. Объектом исследования стали участники хореографических коллективов государственных учреждений дополнительного образования детей Московского комитета образования.

Предмет исследования - процесс развития профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Целью исследования является выявление теоретических основ формирования профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования и совершенствование процесса развития профессионально-хореографической направленности в учреждениях дополнительного образования детей.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

1. Изучить сущность и социальные функции учреждений дополнительного образования;

Раскрыть особенности профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнитель ного образования детей;

3. Проанализировать возможности личностно-деятельностного ф подхода к формированию профессионально-хореографической нап равленности обучения в учреждениях дополнительного образования;

4. Рассмотрев социально педагогические условия совершенствования процесса формирования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;

5. Выявить особенности досуговой педагогики в процессе совершенствования профессионально-хореографической направленности т обучающихся в учреждениях дополнительного образования;

6. Разработать инновационные педагогические технологии формирования профессионально-хореографической направленности в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что современное освоение педагогических основ развития профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования значительно повысит результативность учебно-воспитательного процесса, если будет осу-ществляться:

целенаправленная педагогическая деятельность специалистами, овладевшими спецификой системы дополнительного образования детей;

единый технологический процесс развития профессионально-хореографической направленности на занятиях хореографическим искусством и смежными дисциплинами на основе межпредметных связей;

активное включение личности обучающегося в учреждении дополнительного образования в широкую культурно-досуговую деятельность с использованием специфических средств,форм и мето ДОЕ;

- внедрении инновационных педагогических технологий постоянным освоением знаний, умений и навыков.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов обеспечивающих их реализацию о ведущей роли творческой деятельности в профессиональной направленности личности разработанные в трудах Н.А.Бердяева, А.Ф. Лосева, П.А.Флоренского, С.И.Гессена.

Огромное влияние на методологию исследования, на формирование теоретической концепции развития профессиональной направленности личности ребёнка оказали философско-теоретические труды С.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, Е.Я.Александровой, А.А. Аронова, Л.М.Баткина, Н.А.Бердяева, Д.С.Васильева, А.Я.Гуре-вича, И.А.Ильина, О.Н.Иконниковой.

Теоретические основы исследования опираются на концептуальные положения, выдвинутые ведущими учеными в области психолого-педагогического анализа личности Б.Г.Ананьевым, А.Г.Асмоловым, В.М.Бехтеревым, А.А.Бодалевым, Б.М.Величковс-кой, И.С.Коном, А.В.Петровским, С.Л.Рубинштейном, Б.Н.Тепловым, П.М.Якобсоном,

Диссертантка исходила из теории деятельности Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, разработанные отечественными учеными принципы оптимизации педагогического процесса Ю.К.Бабенского, А.К.Марковой, Н.Н.Нечаева, А.А.Вербицкого.

Наибольшую известность в психологии получили результаты исследований А.В.Запорожца, связанные с изучением особенностей ориентировочных (или поисковых) действий и их роли в формировании произвольных движений. Он разработал идею, согласно которой эти действия являются основой построения в сознании человека образов действительности, определяющих произвольные движения.

В разработке профессионально-хореографической направленности личности обучающегося автор диссертации опиралась на труды по теории и методике профессионального образования в целом и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (А.Я.Айзенберг, А.А. Аронов, Н.К.Бакланова, Т.Г.Киселёва, М.Г.Данильченко, Л.С. Жаркова, В.И.Закутский, П.А.Черватюк, В.И.Черниченко, В.М. Чижиков, В.Д.Шадриков и др.).

В обоснование содержания образовательного процесса положены труды по истории и теории (Ю.А.Бахрушин, М.Бежар, Г.Ф. Богданов, М.В.Васильева-Рождественская, Б.Г.Голубовский, М,Грэхем, А.Дункан, Г.Л.Добровольская, Р.В.Захаров, И.В.Кох, А.А.Климов, А.Б. Немировский и др.), акцентирующие необходимость максимального приближения к практике.

Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования учебно-творческого процесса в хореографическом коллективе, внедрение инновационных технологий обучения танцу в учреждении дополнительного образования.

Базой исследования стали государственные учреждения дополнительного образования Московского комитета образования -Центр творчества "Кузьминки" (экспериментальная) и Центр творчества "Строгино" - контрольная база. Базы исследования подбирались с учетом идентичности решаемых учебных, воспитательных и творческих задач, материально-технического состояния базы, кадрового состава.

На экспериментальной базе - Центре творчества "Кузьминки" было создано две группы по 20 обучающихся 12-14 лет и 15-17 лет. Идентичные группы были организованы в Центре творчества детей "Строгино", в их задачу входила деятельность по развитию профессионально-хореографической направленности обучающихся по традиционной методике.

Организация и этапы исследования.

Исследования проводились с 1997 по 2001 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертантки к современному состоянию танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании хореографического искусства в учреждениях дополнительного образования.

На первом констатирующем этапе (1997-1998 гг.) проводился анализ научных источников, проблемы, формулировка темы, разработка программы и методики исследования. Были изучены материалы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования, обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

В этот период было проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов и деятельность учреждений дополнительного образования Москвы в избранном аспекте исследования. На данном этапе исследования диссертантка изучала все существующие учебные программы по преподаванию танца,одобренные Комитетом образования г.Москвы, учебно-методическую литературу, используемую в учреждениях дополнительного образования детей.

Второй этап исследования (1998-2000 гг.) носил поисково-экспериментальный характер. Проведен анализ фактологического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление системообра зующих факторов и связей элементов хореографической культуры и компонентов инновационных педагогических технологий преподавания танца на современном этапе в учреждениях дополнительного образования детей. На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы, проводилась апробация результатов исследования. Были подготовлены тезисы к научной конференции, доклады и научные статьи по исследуемой проблеме. Диссертанткой проведен анализ эффективности авторской системы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей.

В исследуемый период был осуществлен анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования и разработаны научно-методические рекомендации по их внедрению.

Основу опытно-экспериментальной работы составил социально-педагогический формирующий эксперимент, который представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной проблеме. Цель эксперимента состояла в поисках наиболее эффективных компонентов или целостных педагогических технологий, которые в совокупности составляют педагогическую основу способных усовершенствовать учебно-теоретический процесс на хореографическом отделении учреждения дополнительного образования детей.

В ходе эксперимента обучающиеся овладевали элементами классического, историко-бытового, народного "джаз-модерн" танца.

В 1999 году на экспериментальной базе была создана учебно-творческая школа "Профессия", в которой были собраны самые талантливые обучающиеся с 13 по 17 лет в количестве 30 человек, с которыми проводили занятия 8 педагогов.

В ходе эксперимента отмечался характер роста каждой группы и каждого обучающегося. Обучающие научились владеть своим телом, приобрели культуру и свободу движений, физическую хореографическую форму. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный набор сведений, способствующий наиболее полному пониманию сущности педагогических основ развития профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В данный период проводились наблюдения занятий, анкетирование выпускников хореографического отделения Центров творчества детей и подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят из:

систематизации терминологического аппарата по избранной теме;

разработке теоретических основ профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, где установлена высокая степень воздействия на личность ребёнка школьного возраста, определены причины торможения развития этого процесса в современных условиях, предложены оптимальные педагогические условия, для совершенствования этого процесса;

выявлении педагогических основ профессионально-хорео графической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования, опирающихся на мотивацию обучающихся, их выбор балетмейстерской и исполнительской деятельности;

рассмотрении инновационных педагогических технологий, активизирующих деятельность по усвоению новых знаний, умений и навыков владения своим телом, организации имиджа своей будущей профессии, способности саморегуляции личности обучающегося;

создания синтезированной, комплексной методики поэтапного формирования специалиста хореографического творчества;

разработке научно обоснованных рекомендаций педагогической деятельности, анализу программного материала в учреждениях дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-творческий процесс учреждений дополнительного образования Центра творчества "Кузьминки", "Строгино" Московского комитета образования и могут быть использованы и в профессиональной подготовке руководителей хореографических коллективов в общеобразовательной школе, на курсах повышения квалификации Московского комитета образования, в Московском институте повышения квалификации работников образования, в средних учебных заведениях, педагогических вузах и вузах культуры и искусств на факультете хореографии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- выступлений на международных, республиканских и област ных научно-практических конференциях:

1. Специфика педагогической деятельности на хореографическом отделении в учреждении дополнительного образования. Доклад на круглом столе "Проблемы, тенденции и перспективы развития хореографического жанра". Комитет образования Москвы, 30 марта 2001 г.

2. Профессионально-художественная направленность личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования. Сообщение на круглом столе Международной научно-практической конференции: "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека". - Москва: МГУКИ. 16-17 мая 2001 г.;

опубликования статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;

применения разработанных методических принципов в преподавании хореографических дисциплин специального цикла для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;

участия диссертантки в российских и международных конкурсах в качестве солистки балета Большого Театра Российской Федерации.

Положения, выносимые на зашиту:

3. Профессионально-хореографическая направленность личности обучающегося в учреждении дополнительного образования представляет собой сложное мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат личностная зрелость, сформированность профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы как исполнителя, так и руководителя коллектива.

Профессионально-хореографическая направленность формируется под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются опре делящими в развитии личности, но по мере развития сознания, утверждения направленности личности всё большую роль приобретают внутренние условия: мотивы, опыт, мировоззрение, интересы и потребности установки, относящиеся к профессии. Эти факторы в своем противоречивом единства и составляют направленность деятельности личности, которая и оказывает решающее воздействие на развитие психических процессов.

Благодаря направленности личности обучающегося вся его деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие профессионально-хореографической направленности личности ребёнка.

3. Успешное формирование профессионально-хореографической направленности возможно достигнуть на следующих педагогических основах: устойчивой мотивации обучения, интереса к учебной деятельности на хореографическом отделении; формирования отношений к самой профессионально-хореографической деятельности с использованием интенсивных научно обоснованных методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности обучающихся.

4. Обучение танцу на профессиональном уровне в учреждениях дополнительного образования станет возможным при ценностно-ориентированном активно-деятельноетном подходе к учебно-творческому процессу, систематизации теоретических и методических знаний, умений и навыков.

В результате накопленного опыта и известного развития ориентировочных действий у ребёнка появляется возможность использовать как более экономный и эффективный способ усвоения новых движений - подражание. Относительно высокая эффективность обучения путем подражания объясняется прежде всего тем, что взрослый, демонстрируя ребёнку соответствующие движения, организует его ориентировку, ведет его взор за демонстрируемыми движениями и тем самым формирует у подражающего образ действия до того, как последнее будет практически осуществлено.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций,связанных с личностно-ориентированным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях дополнительного образования идентичного профиля.

Структура диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: "Теоретические основы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования" и "Особенности профессионально-хореографической направленности обучающегося в учреждениях дополнительного образования", заключения и списка литературы, приложения.

Реально оценивая положение дел в сегодняшней системе профессионально-хореографического образования, диссертантка не ставит перед собой задач в создании у обучающихся устойчивой познавательной потребности как высшей стадии формирования и развития направленности личности, а ограничивается только двумя уровнями: созданием познавательного интереса к предмету и включением обучающегося в процесс его индивидуального движения относительно самого себя, собственных предшествующих достижений.

Профессионально-хореографическая направленность обучающихся в учреждениях дополнительного образования опирается на самодеятельное движение и рассматривается диссертанткой как сложное социально-культурное явление, имеющее полифункциональную природу и обеспечивающее становление личности посредством осуществления ряда функций:

функция изменения ценностных ориентации личности, их обновления и развития, формирования их вероятностных моделей норм и состояний;

сохранение и передача культурных традиций;

компенсация, т.е. возмещение и восстановление нарушенного в культуре равновесия путем усиления и активизации противоположных импульсов, процессов, тенденций;

представление дополнительных средств (возможностей) самоосуществления человека;

-создание условий, способствующих социальному признанию и самоутверждению личности. По отношению к культуре самодеятельное хореографическое творчество в своем развитии проходит определенные стадии, характеризующиеся доминированием одного из векторов. Стремление к изменению ценностных ориентации и созидание новых, переходящих затем в профессиональную культуру и "застывающих" в ней.

Процессы саморазвития личности обучающегося хореографической деятельности опираются на движение культуры "снизу" "вверх": от "я" (индивидуальная культура личности), через "мы" хореографический коллектив кружка, ансамбля, группы и т.д.

Кроме этого учреждения дополнительного образования детей в условиях демократической культуры гражданского общества должны отвечать потребностям личности и коллективным формам ее существования, т.е. групповым интересам в профессиональной и досуговой деятельности. Именно на базе групповых потребностей и интересов в диссертации рассматриваются вопросы о зависимости произвольных движений от мотивов, задач и способов деятельности, регуляции произвольных движений, через образование двигательных установок.

Основной замысел диссертации сложился под влиянием трудов Л.С.Выготского, который впервые в отечественной психологии начал рассматривать психику как особый вид человеческой деятельности, возникающий из деятельности практической и выполняющий в ней планирующую и регулирующую функции.

Исследование хореографического творчества через профессиональную направленность принадлежит к числу сложивших, ибо личность выражает себя, создавая зримый образ своими эмоционально-пластическими средствами, отображая окружающую его действительность, постепенно преобразуемую его трудом.

Слово "хореография" впервые употреблено Т.Фейе в 1700 году ("Хореография или искусство записи танца"); происходит от двух древнегреческих слов "графо" (пишу) и "хорея" (по словам Платона - песне-пляски).

Слово "хореография" весьма точно формулирует сущность синкретического танцевального действа и в форме развернутой сюжетной драмы, и в формах отдельных действенно-изобразительных элементов песне-плясок, что и дает основание обозначать танцевальное творчество хореографией. Бенедикт Спиноза отмечает, что "...того, к чему способно тело, до сих пор никто еще не определил, но, говорят, из одних лишь законов природы, поскольку она рассматривается исключительно как телесная, невозможно было бы вывести причины архитектурных зданий, произведений живописи и тому подобного, что производит одно только человеческое искусство, и тело человеческое не могло бы построить какой-либо храм, если бы оно не определялось и не руководствовалось душою, но я показал уже, что они не знают, к чему способно тело и что можно вести их одного только рассмотрения его природы .

Термин "профессиональная способность" представляет собой потенциал для определенной процессии. Этот термин используется с коннотацией "предсказания", то есть профессиональная способность относится к оценке того, насколько вероятно то, что индивид будет успешным в определенной работе и удовлетворен ею, что выявляется, исходя из его интересов, способностей, образования, подготовки и т.д.".

Профессиональное соответствие - степень, в которой человек подходит, в психологическом плане, для своей работы.

1. Профессия. Термин, обычно используемый для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развитие умений и обширной специализированной подготовки с целью исполне Цит. по кн. Л.С.Выготского "Психология искусства". Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. С.4.

2. Большой толковый психологический словарь в П томах. Т.2. М., 2000, С.132.

ния определенной социальной роли. Профессии обычно имеют свои собственные нормы этики и поведения в рамках своей практики. Вследствие высокого уровня специализации и монополий знаний и умений они имеют тенденцию быть недоступными для контроля или "вмешательства" в их дела со стороны внешних групп.

Сейчас в научный оборот вклчено понятие профессионализация.

Следовательно, профессионально-хореографическая направленность выступает как целостное проявление личности в предметной деятельности, в конкретном жанре искусства.

В учреждениях дополнительного образования учебный процесс следует рассматривать как целостное явление, где проблемы формирования профессионально-хореографической направленности представляют собой целостный процесс.

Всесторонее исследование профессионально-хореографической направленности, охватывающее все связи и отношения, только и дасть возможность определить характер целостности профессиональной направленности, ее содержание, перспективы ее развития в системе дополнительного образования.

При анализе общей характеристики профессиональной направленности хореографа в системе дополнительного образования существенно важно разграничение содержательного и личностно-деятельностного подхода к нему.

В совокупности оба подхода позволяют изучить не только постоянное движение, развитие личности, но и зафиксировать этот процесс в конкретном виде предметной деятельности.

I. Большой толковый психологический словарь, в П томах. Т.2. М., 2000, С, 133.

Здесь характерно подчеркнуть то, что формирование профессиональной направленности личности хореографа в системе дополнительного образования имеет конкретный аспект целенаправленности. Целенаправленность превращает в необходимость глубокое изучение и развернутое обоснование рациональных методов профессионального обучения и воспитания в системе дополнительного образования. Чтобы создать наиболее эффективную систему процесса формирования профессионально-хореографической направленности необходимо иметь отчетливое представление как в теоретическом, так и практическом аспекте о типе личности обучающегося, об условиях его формирования как будущего профессионала. 

Сущность и социальные Функции учреждений дополнительного образования детей

История развития образования в нашей стране показывает,что каждая образовательная система создается для реализации определенных социальных потребностей - государства, общества, социальных групп.В процессе своего создания и развития образовательная система сама начинает влиять на содержание социальных запросов населения, определять свои социальные функции.Поэтому для анализа современных социальных функций системы дополнительного образования детей надо обратиться к истории этой системы в нашей стране и попытаться выяснить, как менялись ее функции, каковы тенденции их развития и проанализировать место системы дополнительного образования в макросистеме, какой является вся система общего образования.

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко.

В мае 1919 г. С.Т.Шацкий организует на базе учреждений общества "Детский труд и отдых опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР", которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Функции методического центра отделения выполняла колония"Бодрая жизнь".

После Октября 1917 года начинает формироваться сеть внешкольных учреждений, основу которой составили дворцы и дома пионеров и школьников. Первые из них были открыты в 1923-24 гг. в Бауманском и Фрунзенском районах Москвы. Их создание было связано с организацией пионерских отрядов. Дворцы и дома пионеров стали организационными и методическими центрами пионерского движения, многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга, развивая межшкольные связи.

Дворцы и дома пионеров и школьников стали важным средством формирования ценностного отношения общества к детям и детству, ибо основание этих детских центров стало общенародным делом.

К 1950 г. в Советском Союзе существовало 1297 дворцов и домов пионеров и школьников. В 20-30-е гг. возникли и получили распространение и другие виды внешкольных учреждений.

Опыт работы станций юных техников был использован при создании специализированных внешкольных учреждений технического профиля - детских железных дорог и детских речных пароходств.

Центрами краеведческой работы и детского туризма стали экскурсионно-туристские станции. Первое учреждение такого рода -бюро школьных экскурсий - было создано ещё в 1918 г. в Москве при Наркомпросе РСФСР. На базе станций и при их содействии в школах создавались объединения юных туристов,краеведов, альпинистов, путешественников, организовывались прокатные базы и пункты туристского снаряжения. В I960 г. в Советском Союзе имелось 66 экскурсионно-туристских станций.

Еще одним видом внешкольных учреждений стали детские парки, которые организовывали досуг детей и служили местом проведения праздников и других массовых мероприятий. В 1950 г. в стране насчитывалось НО детских парков.

Особенности профессионально-хоюеографической направленности обучающегося в учреждениях дополнительного образования

В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Учреждение дополнительного образования детей имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе и зарубежными и т.д.

В современный сложный период социально-экономического развития нашего общества на первый план вышла проблема создания в каждой семье условий, действительно необходимых для полноценного развития детей. Многочисленные результаты социологических исследований показывают, что среднестатистическая семья в Москве 73$ опрошенных не располагает возможностями для формирования и удовлетворения тех потребностей своих детей, которые составляют основу социального, творческого, эмоционального, физического развития личности. В силу объективных причин среднестатистическая семья все чаще становится неспособной выполнять изначально присущие ей функции: социокультурную, воспитательную, адаптивно-психологическую, профессионально-ориентированную и т.д.

Это объясняется социально-экономическими проблемами, ибо в большинстве своем женщины вынуждены зарабатывать средства для существования семьи за счет ослабления внимания к воспитанию собственных детей, их профессиональной направленности. При этом, примерно каждая третья из опрошенных женщин считает такое положение вещей противоестественным. Один из способов решения проблемы профессиональной направленности видится в дальнейшем развитии всей системы учреждений дополнительного образования. Достаточно сказать, что в 180 учреждениях дополнительного образования Москвы обучается более 490 тысяч детей и подростков, что составляет свыше 2Ъ% от их общего числа. Специалисты учреждений дополнительного образования никогда не смогут взять на себя все функции семьи, однако реальную помощь в осуществлении глобальной задачи развития профессиональной направленности личности ребенка могут оказать. Учреждения дополнительного образования создает значительную эстетически организованную среду для реализации познавательных интересов ребенка через свободный выбор различной общественно-значимой деятельности, рационально организованного досуга. Все это может быть "увязано" с социально-демографической ситуацией в регионе и основано на тесном сотрудничестве и взаимодействии с различными предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

В ведущем регионе страны - Московском рассматривают систему дополнительного образования как неотъемлемую составную часть непрерывного образования, призванного обеспечить каждому ребенку духовное, интеллектуальное и физическое и эмоциональное развитие, удовлетворить его творческие и образовательные потребности в сфере досуга.

Постепенно трансформируются и функции управления дополнительным образованием в отличии от внешкольного.

Поскольку использование педагогических возможностей системы дополнительного образования детей, ее кадрового потенциала зависит от эффективности управленческой деятельности, смысл ее состоит в создании оптимальных условий для достижения желаемых педагогических и социальных целей и результатов.

Управление системой дополнительного образования детей функционирует на нескольких уровнях.

Социально-педагогические условия совершенствования процесса профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей

Наиболее сложный фактор обеспечивающий личноетно-деятель-ностный подход к профессионально-хореографической направленности личности ребенка становятся социально-педагогические условия. Социальные условия - это состояние социального пространства развития индивидуальности личности в онтогенезе "зона не определенности", которая задается социально-педагогическими условиями досуга, где и функционируют учреждения дополнительного образования.

Социологическое время образа жизни личности характеризуется исторически заданным ритмом смены типов деятельности (игра, учеба, труд, досуг) или возрастным циклом (детство, юность, зрелость, старость), ни сами по себе антропологические особенности индивида не определяют развития индивидуальности личности. В зависимости от социальной позиции ребенка, заданной в культуре, он обладает разным диапазоном возможностей выбора тех видов деятельности, в которых происходит самоосуществление его индивидуальности в условиях досуга. Чем больше ребенок имеет возможностей выбора форм проведения досуга, тем очевиднее становится, что индивидуальность отстаивает свою социальную позицию. Ребенок борется за выбор той роли в хореографической деятельности, которая затем определяет его профессию. При рассмотрении взаимоотношений между профессиональной направленностью и индивидуальностью личности в онтогенезе всегда следует иметь ввиду, что деятельность определяет процесс развития личности ребенка.

Исследования социологов, социальных психологов и представителей других общественных наук позволяет шире взглянуть на наш объект и предмет исследования.

В понятии деятельность, данном отечественными учеными, содержится представление о характере деятельности не в основное время работы: "Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры... Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности .

Рассматривая социальные условия деятельности учреждения дополнительного образования, диссертантка исходит из научного положения о том, что любая деятельность рассматривается с точки зрения субъекта, с точки зрения объекта и с точки зрения способа деятельности.

Поэтому влияние социальных условий на развитие профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждении дополнительного образования следует рассматривать и с точки зрения субъекта, объекта и способа деятельности в основное и досуговое время.

В условиях реформирования нашего общества возрастает значение учреждений дополнительного образования для проведения целенаправленных программ, способствующих социальной адаптации и социальной реабилитации личности ребенка через активные, групповые виды образования для групп населения особенно в них нуждающихся в том числе подростков. Именно сочетание этих двух направлений позволяет оценивать ее как одну из перспективных областей социальной педагогики в сфере досуга, выявлять наряду с психофизиологическим жизнестроительный аспект программ, способствующих совершенство

Распространенной тенденцией стало превращение многих учреждений дополнительного образования в крупные рекреационно-оздо-ровительные центры с широким набором услуг.

Все это детерминирует и возможности развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся через дидактически продуманный, построенный на основе принципов творческого обучения деятельности учреждения дополнительного образования, где природа творческой деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования рассматривается нами как результат и высшая форма его отражательно-преобразовательной деятельности. При этом важно то, что деятельность воспринимается не только непосредственно через ощущения, но и опосредованно через систему понятий и категорий.

На этом этапе познания развитию творческих начал личности подростка способствует работа по усвоению и практическому овладению хореографическим видом деятельности.

Похожие диссертации на Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования