Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Этнопедагогические формы деятельности образовательных учреждений 10
1.1. Этнопедагогика как объект философских и педагогических исследований 10
1.2. Этнопедагогические аспекты туристской деятельности 28
1.3. Детский туризм как процесс овладения этнопедагогическими формами деятельности 50
Выводы по первой главе 70
Глава 2. Педагогические аспекты дополнительного образования в сфере детского туризма 71
2.1. Педагогические особенности этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей 71
2.2. Туристско-краеведческая деятельность - средство мотивации личности к саморазвитию и самопознанию 90
2.3. Показатели и критерии эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению 106
Выводы по второй главе ИЗ
Заключение. Выводы 115
Библиография 119
Приложения 131
- Этнопедагогика как объект философских и педагогических исследований
- Педагогические особенности этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей
- Туристско-краеведческая деятельность - средство мотивации личности к саморазвитию и самопознанию
Введение к работе
Актуальность исследования. Россия - исторически сложившееся многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство с глубокими интернациональными традициями.
Стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентации, жизненных устремлений и другим не менее существенным последствиям.
Вместе с тем нельзя не учитывать наметившийся в последнее время крен в сторону агрессивного национализма и массового антипатриотизма.
Наш нынешний кризис многие специалисты и мы оцениваем как кризис, прежде всего, ментальный.
В современной социально-экономической ситуации особо возрастает значение неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов, форм деятельности, выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности.
Использование учреждениями дополнительного образования детей в своем содержании деятельности этнопедагогических форм рассматривается нами как одно из эффективных в формировании у детей и подростков чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и несущих ответственность за них.
Необходимость поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению определяется:
- во-первых, осознанием обществом необходимости выработки общенациональных духовных ориентиров жизни и, в тоже время, недостаточностью теоретических разработок и практических форм их реализации в образовательных учреждениях;
- во-вторых, тем, что Программа туристско-краеведческого движения Российской Федерации «Отечество», определяющая содержание деятельности учреждений дополнительного образования, лишь в декларативном порядке обозначает формы образовательной деятельности учреждений, не раскрывая их сущность и значение в формировании целостной личности;
- в-третьих, недостаточным уровнем разработки предмета дополнительного образования - «детско-юношеский туризм» и повышением требовательности родителей (законных представителей детей), детей и государства к результатам и качеству дополнительного образования.
Неразработанность обозначенных аспектов в теории и их актушіьность для практической деятельности, определили проблему исследования, состоящую в определении места, роли и эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению. Теоретические подходы к анализу современных проблем дополнительного образования могут быть найдены в ставших классическими работах В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, К.П. Калтерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, исследовавших феномен социального воспитания как систему целенаправленно созданных материальных, духовных, организационных условий для развития ребенка.
Проблемы национатьного воспитания и образования изучены учеными педагогами и психологами: ІІ.П. Блонским, Т.Н. Петровой, Т. С. Стефаненко, И.Я. Яковлевым.
Существенный вклад в разработку концептуальных основ дополнительного образования внесли современные исследователи: Н.Л. Антонова, А.К. Бруднов, О.С. Газман, А.Ю. Гордон, И.П. Иванов, Н.Г. Крылова Научная разработка вопросов детской туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования всегда опиралась на гуманистическое направление в российской педагогике.
В 60-ые годы И.Н. Бескаравайный, К.Н. Волков, И.П. Иванов, В.Г. Липинак, И.Н.Пилат, Н.В. Рубанова, А.П. Сидельковский, А.Д. Солдатенков заложили концепции непрерывности туризма и краеведения, начали исследование влияния детско-юношеского туризма на формирование личности.
В 70-ые годы Ю.Т. Бородкина, П.И. Истомин, А.А, Остапец-Свешников М.Н. Ямницкий исследовали различные аспекты воспитательно-образовательного процесса в условиях туристско-краеведческой деятельности.
В 80-90-ые годы В.А. Квартальное , Ю.С. Константинов, СО. Шмидт, А.А. Остапец-Свешников исследовали предмет туризма.
Теоретические разработки ученых педагогов по проблеме критериев и показателей оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, принципов, условий и факторов применения тех или иных методик имеют место в трудах Ю.К. Бабанского, 5.С Гершунского, В.А.Горского, В. А. Кальней, СЕ. Шишова.
В основу нашего исследования положен этнопедагогический подход, разработанный советским, русским ученым педагогом Г.Н.
Волковым. Использование этнопедагогического подхода в исследовании деятельности учреждений дополнительного образования детей только в последнее время входит в научный контекст.
Концептуальный подход Г.Н. Волкова мы принимаем в качестве базового при разработке проблемы в диссертационном исследовании.
Названные обстоятельства определили выбор темы исследования: «Этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению».
Цель исследования - выявить и научно обосновать эффективность использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по программе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», разработать критерии оценки эффективности использования этнопедагогических форм деятельности учреждений дополнительного образования и методики их использования в оценке результативности деятельности учреждения.
Объект исследования - содержание деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению.
Предмет исследования - этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению.
Задачи исследования:
- проанализировать исторический и современный педагогический опыт использования этнопедагогических форм содержания деятельности образовательных учреждений;
- выявить и обосновать педагогические особенности использования этнопедагогических форм в туристской образовательной деятельности учреждениями дополнительного образования детей;
- проанализировать роль и место этнопедагогических форм туристско-краеведческого образования в формировании качеств личности;
- выделить, обосновать и экспериментально проверить показатели и критерии эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей, их использование в процессе самоанализа и экспертизы деятельности учреждений дополнительного образования детей. Гипотеза исследования: мы предположили: если использовать этнопедагогические формы реализации программы туристско-краеведческого движения «Отечество» на этапах обучения детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей, то можно успешнее способствовать преодолению стихийной социализации личности и, в свою очередь, оказать положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье; воспитать уважение к национальной культуре, языку, традициям страны.
Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, опорой на эмпирические данные.
Методологической основой исследования являются:
- философская концепция человека как социатьно мыслящего, социально действующего и социально чувствующего существа, где заданы общие рамки видения процессов социализации человека. Концепция этого положения находится в исследованиях философов (А.С. Арсентьев, Э.В. Бесчеремных, М.С. Каган, И.С. Кон, Т.Ф. Михайлов, Э.Г. Юдин); психологов-теоретиков (А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Элькошша); педагогов (В.М. Блинов, М.А. Данилов, B.C. Леднев);
- положения гуманистической психологии о том, что живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а представляет собой уникальное интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, М. Мид, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.);
- основные положения концепции детского коллектива, в которых детский коллектив рассматривается как единство организации и психологической общности ( М.В. Виноградова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
Профессиональный аспект представляют работы теоретиков туризма Г.А. Архандеевой, В.А. Квартальноед, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова; философской базой исследования являются труды Е.А. Бородиной, С.А. Козловой, К.В. Кулаева, И.Г. Хангильдиевой, БЛ. Юсова.
Исследование строилось в русле личностно-деятельного и этнопедагогического, сущностного, количественного и качественного подходов.
Методы исследования. В работе используются теоретические методы исследования: анализ философской, культурологической, педагогической, психологической литературы; синтез, абстрагирование и конкретизация, методы эмдарическшф! исследования (анкетирование, тестирование, включенное и невключенное наблюдение, анализ педагогических ситуаций, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа)
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1995 - 1996 гг.) была сформулирована проблема, осуществлен анализ научной литературы, разработана авторская программа курса «Семейное краеведение».
На втором этапе (1996-1999г.) осуществлена систематизация опыта этнопедагогической деятельности во Владимирском областном центре туристско-краеведческой и экскурсионной работы. В ходе формирующего эксперимента проверялась гипотеза исследования.
Изучался опыт работы центров детско-юношеского туризма г. Александрова, г. Суздаля, станции юных туристов г. Кольчугино. Проводились самоанализ и экспертиза деятельности областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы Владимирской области, Центра детско-юношеского туризма и экскурсий г. Суздаля и станции юных туристов г. Кольчугино, в ходе которых изучалась эффективность использования этаопедагогических форм содержания их деятельности в ходе экспериментальной аттестации учреждений, проводимой Минобразованием РФ. Велась апробация курса «Семейное краеведение» в ОЦТКиЭр и Дворце творчества юных г. Владимира.
На третьем этапе (1999-2000 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах работы.
Организация и база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Владимирского областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы, где в течение 15 лет диссертантка работала директором и педагогом дополнительного образования, а также в департаменте образования администрации Владимирской области, работая в качестве ведущего специалиста по дополнительному образованию детей.
На защиту выносятся:
- методически обоснованная совокупность этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по программе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»;
- совокупность критериев оценки эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- методика использования структурно-содержательной модели самообследования и экспертизы деятельности учреждения дополнительного образования на основе «Технологической карты».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обоснована эффективность использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению в рамках реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»;
- выявлены критерии оценки эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений
дополнительного образования детей;
- разработана методика использования «Технологической карты самоанализа и экспертизы» деятельности учреждения дополнительного образования детей с целью выявления результативности деятельности учреждения;
- раскрыты мотивационные возможности этнопедагогических форм туристско-краеведческой деятельности в формировании личности обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей и % оценке их эффективности в реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Методика использования «Технологической карты» самоанализа и экспертизы деятельности учреждения дополнительного образования может быть применена при изучении результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого вида, в процессе аттестации учреждений дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в областном центре туристско-краеведческой и экскурсионной работы департамента образования администрации Владимирской области с 1996 по т 1999 годы , на областных и Всероссийских конференциях участников туристско-краеведческого движения школьников «Отечество» (1996, 1997,1999гг.), на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию спортивного туризма в России (Москва, 1999 г.), на проблемных курсах и семинарах педагогических работников и руководителей органов управления образованием на базе областного института усовершенствования учителей (1998,1999,2000 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось системой публикаций, чтением лекций, проведением практических занятий с педагогами дополнительного образования детей, с руководителями" заместителями руководителей образовательных учреждений г. Владимира и области, специалистами муницшгальных органов управления образованием.
Материалы диссертации нашли отражение в методических разработках для педагогов дополнительного образования, в статьях, в коллективных сборниках научных трудов.
Положения диссертации реализованы в программно-методическом обеспечении объединений туристско-краеведческого профиля, использованы при разработке практических мер по реализации основных направлений развития дополнительного образования детей во Владимирской области на период 2000-2003 годы.
Этнопедагогика как объект философских и педагогических исследований
В главе первой мы проведем анализ этнопедагогики как объекта философских и педагогических исследований, раскроем сущность этнопедагогических аспектов туристской деятельности, определим понятия «детский туризм» и «этнопедагогические формы организации образовательной деятельности » учреждений дополнительного образования детей, рассмотрим совокупность этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», изучим детско-юношеский туризм как процесс овладения этнопедагогическими формами деятельности. 1.1. Этнопедагогика как объект философских и педагогических исследований.
Этнопедагогика в системе педагогических наук новая область,
связывающая педагогику с этнографией и фольклористикой (Т.Н. Волков). Но именно философия, как древнейшая наука, установившая сотни и тысячи объективных закономерностей, за свою многовековую историю, внесла свой вклад в развитие этнопедагогики. Этнопедагогические знания по крупицам разбросаны в трудах античных философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Уже в древней Греции было замечено влияние окружающей среды на формирование особенностей личности.
Геродот ( род. между 490 и 480 - ум. ок. 425 до н.э.) сам охотно и много странствовал, путешествовал и рассказывая об удивительных особенностях народов, с которыми знакомился во время путешествий. «Подобно тому как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов» (30 , с.91).
Проблема этнических особенностей и национального своеобразия воспитания исследовалась французскими просветителями XVIII века. Они ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Самым ярким представителем географического детерминизма среди французских философов является Ш. Монтескье (1689 -1755), который полагал, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» ( 78 , с. 157) .
Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории XVIII века. Один из её виднейших представителей ИХ. Гердер (1744 - 1803) рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер». «Душу» Гердер упоминал среди других признаков народа, вместе с языком, предрассудками, музыкой и т.п. Он подчеркивал зависимость психических компонентов от климата и ландшафта, но допускал и влияние образа жизни и воспитания, общественного строя и истории. Немецкий мыслитель отмечал , что « надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из её склонностей» ( 29 , с.274).
Душу народа, по мнению Гердера, можно узнать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный дух наилучшим образом.
Гердер описывал немцев как народ мужественных нравов, благородной доблести, добродетельный, стыдливый, умеющий глубоко любить, честный и правдивый. Для нас особенно интересны черты, которые Гердер приписывал соседям немцев — славянам: щедрость, гостеприимство до расточительности, любовь «к сельской свободе». И в то же время считал славян легко подчиняющимися и покорными (29 , с. 267).
Свой вклад в исследование процесса формирования национального характера и рассмотрение его как результата влияния системы воспитания, присущей этнической области , внесли немецкие мыслители И. Кант и Г. Гегель.
Кант в своих трудах постоянно обращается к культуре в ее человеческом измерении. Вот его терминология: культура воли, культура моральности в нас, культура способностей человека, культура воспитания, культура человека, культура своих сил, культура разума.
В «Анропологии с прагма тической точки зрения» (1798 г.) Кант пишет: «Все успехи в культуре, которые служат школой для человека, имеют своей целью применять к жизни приобретенные знания и навыки. Но самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены - это Человек, ибо он для себя своя последняя цель» (44 , с. 351). Ниже, заключая работу, он пишет: «Итог прагматической антропологии в отношении назначения человека и характеристика его развития таковы. Человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность и чтобы, как бы ни была сильна его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он называет счастьем, стать ведя деятельную борьбу с препятствиями, навязанными ему грубостью его природы, достойным человечества. Человек, следовательно, должен воспитываться для добра (45 ,с. 578).
Обращение Канта к проблемам воспитания через выведенный им моральный закон приводит его к созданию методики обучения/воспитания в духе этнопедагогики. Он пишет: «Я не знаю. Почему воспитатели молодежи до сих пор не воспользовались этой склонностью разума с такой охотой вдаваться в самое тонкое рассмотрение намеченных практических вопросов и, положив в основу чисто моральный катехизис, не выискали жизнеописания людей древности и нового времени, для того чтобы иметь под рукой доказательства для предлагаемых обязанностей, где они могли бы главным образам посредством сравнения подобных поступков при различных обстоятельай . побудить своих питомцев высказывать суждения, дабы определить большую или меньшую моральную ценность этих поступков; здесь даже самая ранняя юность, которая вообще-то еще не созрела для спекуляции скоро станет очень проницательной и, замечая свои успехи своей способности суждения, проявит к таким вопросам большой интерес; но главное - это то, что есть полное основание надеяться, что частые упражнения в определении благонравного поведения во всей его чистоте, в одобрении его, в выявлении (с сожалением или презрением) малейшего отклонения от него, хотя бы до сих пор они были только игрой способности суждения, в которой дети могут состязаться друг с другом, тем не менее оставят длительный след глубокого уважения к одним поступкам как достойным одобрения или порицания - создаст хорошую основу для честности во всем их образе жизни в будущем... Это упражнение и сознание возникающей отсюда культуры нашего разума, имеющего суждения только о практическом, постепенно должно пробуждать некоторый интерес к закону этого разума, стало быть, к нравственно добрым поступкам... перед человеком открывается внутренняя, ему самому ранее недостаточно известная способность - внутренняя способность...» (42;43 , с. 490-491, с. 497-498 ).
Широкую культурную и нравственную контекстность идеи саморазвития личности в работах И. Канта, можно рассматривать как исследование идеи совершенства личности, что является одной из проблем предмета этнопедагогики. Гуманистическая идея Канта определила направление дальнейших поисков в философии образования. Гегель в «Философии права» говорит о саморазвитии человека как переработке себя в культуре, употребляя латинское выражение «cultura anima". В культуре Гегель ищет обоснование и различных типов психологии, а также знаний о характере народов. Истинно философская психология, по мысли Гегеля, рождает задачу постижения духа в индивидуальном сознании, через осознание самобытности.
Педагогические особенности этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей
Психолого-педагогическая диагностика является базовым элементом всей системы дополнительного образования, структурным компонентом образовательной программы любого учреждения и построена на результатах достижения философии, социологии, педагогики, психологии, валеологии, физиологии, культурологии и др. смежных наук.
Особенности этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности мы рассмотрим в двух направлениях: с позиции психолого-педагогической поддержки развития личности обучающегося в учреждении дополнительного образования детей и с точки зрения педагогической культуры. При этом мы сделаем упор на методический аспект, т.е. покажем, каким образом может быть организовано дополнительное образование детей в области туризма, чтобы оно занимало существенное место в формировании личности ребенка и при этом являлось фактором гуманизации взаимоотношений в обществе.
Мы предположим, что если использовать этнопедагогические формы реализации программы туристско-краеведческого движения «Отечество» на этгашах обучения детей и подростков в учреждениях дополнительного образования, то можно успешнее способствовать преодолению стихийной социализации личности. В свою очередь, если детско-юношеский туризм служит психолого-педагогической поддержкой развития личности ребенка, то он
соответствует спросу детей на дополнительное образование;
этнопедагогические формы образовательного процесса соответствуют возрасту, интересам и потребностям обучающихся;
обеспечивается формирование мотивации детей к обучению по образовательным программам туристско-краеведческого профиля.
С целью проверки выдвинутой гипотезы в период с 19% по 1999 годы нами была организована экспериментальная работа во Владимирском областном центре туристско-краеведческой и экскурсионной работы, включающая психолого-педагогическую диагностику индивидуальную и процессу&тьную. Индивидуальная педагогическая диагностика осуществлялась с целью: - определения уровней готовности к осознанному выбору познавательной и практической деятельности, сформированности социально значимых качеств воспитанника и профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования;
- уточнения перспективной сферы и места приложения сил обучающегося и обучаемых, выработки индивидуального жизненного плана и профессионального стиля деятельности;
- прогнозирования успешности обучения туристеко-краеведческой деятельности, развития практической деятельности подростка и профессиональной деятельности педагогических работников.
В индивидуальной психолого-педагогической диагностике блок используемых методик, направленных на изучение особенностей черт личности, состояний сіруктурирован следующим образом:
- изучение направленности интересов, черт личности; к
- исследование личности в системе социальных отношений, положения в коллективе;
- изучение творческих способностей;
- оценивание общей осведомленности, профессиональных знаний, навыков;
При исследовании образовательного процесса проводилась процессуальная психолого-педагогическая диагностика, при которой использовались обобщенные результаты индивидуальной диагностики и итоги специальных методик:
- изучение и анализ литературы, учебные планы и программы;
- наблюдение ( в естественных условиях работы туристско-краеведческих кружков, объединений, массовых мероприятий, в процессе тестирования);
- беседа ( индивидуальная и групповая); - опрос и анкетирование; \
- социологическое исследование. у При этом решались задачи: - оценки содержания , форм, методов образовательной работы в области туризма и краеведения учреждения дополнительного образования туристского профиля;
- изучения места и роли этнопедагогических форм содержания, деятельности учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в формировании качеств личности ребенка;
- создание условий развития личности ребенка средствами туризма и краеведения.
Источниками педагогической диагностики, таким образом, выступали: документы, книги, люди - дети, педагоги, психологи, родители, традиции учреждений и опыт туристско-краеведческой работы учреждений дополнительного образования детей, областного института усовершенствования учителей Владимирской области.
Учитывая реальные возможности учреждений дополнительного образования детей Владимирской области, к работе были привлечены психологи на временную работу (по договору). Нами была принята система поэтапного использования методов и методик педагогической диагностики -упрощенный вариант, позволяющий сэкономить время и средства участников образовательного процесса.
Методы и методики были определены в двух условных этапах: начальный (проводился до начала специально организованного процесса приема обучающихся) и итоговый (проводился по окончании образовательного процесса по программам туристско-краеведческого профиля).
Используемые материалы, методы и методики:
Воспитанники и выпускники:
- собеседования, индивидуальные и групповые беседы;
- методики социально-психологической диагностики;
- аналитические материалы по результатам наблюдений и диагностики детей; - сочинения обучающихся на тему «Чем для меня стали занятия туризмом и краеведением»;
- диагностические материшш интересов и способностей детей;
- анкета-опросник для изучения направленности личности в подростковом возрасте;
- анкета «Профессиональные намерения» ;
- анкета «Отношение к обучению» . Родители:
- родительские собрания;
- анкеты для родителей ;
- собеседования, беседы;
- формы взаимодействия с родителями (совместные походы, экскурсии, экспедиции, массовые туристско-краеведческие мероприятия). Педагоги:
- психолого-педагогическая компетентность;
- социологические исследования.
Туристско-краеведческая деятельность - средство мотивации личности к саморазвитию и самопознанию
Анализ особенностей этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, эмпирические данные исследования показали, что процесс овладения этнопедагогическими формами деятельности это не только социокультурный процесс сознательного, рационального самообразования, но и спонтанный природообуеловленный процесс разносторонней самореализации индивида.
Неосознаваемые потребности в движении, пробе познавательных, коммуникативных, сексуальных, творческих сил влекут ребенка, подростка, молодежь в туристско-краеведческую деятельность, где самореализуясь, он тренирует, накапливает, приращивает новые физические и духовные силы, а, обретая успех, закрепляет в себе определенные функции и черты личности, как бы не думая об этом специально. Такой процесс О.С. Газман называет природообусловленным саморазвитием (25, с. 16 ).
Чтобы познать процесс саморазвития личности средством туристско-краеведческой деятельности, обратимся к рассмотрению самого понятия «саморазвитие личности».
Пришедшее из гуманистической психологии понятие «саморазвитие личности» в настоящее время получило широкое употребление в педагогических исследованиях и пособиях. Однако в толковании этого термина имеются расхождения.
По Канту, саморазвитие - это «Культивирование собственных сил» . Для М. Мамардашвилли в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое» (74). Б.М. Мастеров подчеркивает, что «саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность». И, наконец, Г.Цукерман (1994 г.) дает такое определение саморазвитию; «Саморазвитие - сознательное изменение (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я-самость. Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» ( 25, с. 16).
В философии саморазвитие рассматривается как та часть самодвижения сложных систем, которая выходит за рамки самопроизвольного, спонтанного их изменения и знаменует переход на более высокую ступень организации. «Однако применительно к человекообразованию (развитию) саморазвитие можно понимать как самую широкую категорию, включающую любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей» (25, с.17 ).
«Сам развиваю себя» - основная идея сферы дополнительного образования. Когда ребенок, подросток добровольно выбирает вид занятий, в нашем исследовании, туристско-краеведческую деятельность - он естественно, без принуждения сам развивает себя.
Здесь принципиально то, что саморазвитие имеет, на наш взгляд, взаимозависимые части: самосознание и самодеятельность, самоопределение и самореализацию.
В ходе исследования были использованы методы констатирующего эксперимента. В рамках констатирующего эксперимента осуществлялось длительное наблюдение за развитием детей и подростков. В его процессе было выяснено, что подростки совсем необязательно строят себя по образцу известных, выдающихся личностей, из подражания педагогу. Их увлекают сами этнопедагогические формы содержания туристско-краеведческой деятельности, или им просто интересно попробовать, проверить свои силы и способности.
Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования учащихся Центра юношеского туризма г. Александрова (325 человек). Мотивация выбора учащимися учебной группы, туристского объединения S Нравится ходить в походы Уважаю педагога D Надеюсь, то увлечение туризмом поможет найти место в жизни, когда вырасту
D Друг записался и я с ним Другие ответы Рис.4.
Такое саморазвитие не преследует цель сознательного собирания себя в целостную личность, тем более индивидуальность. Здесь мы имеем дело со стихийной самореализацией.
При возникновении осознанной цели самоопределения, строительства себя как единичного, особого субъекта и начинается саморазвитие как развитие «самости».
Иначе говоря, в отличие от традиционного толкования самовоспитания как самосовершенствование в себе общественно значимых черт и качеств, преодоление недостатков в сознании и поведении, большинство современных авторов исповедуют гуманистическую парадигму развития личности, выходят на понятие «саморазвитие» с двух сторон.
Либо исходят из широкого толкования этого слова: достроить себя до общего, соответствовать всему, что свойственно для всех людей, для человеческого рода, то есть, выходят за контекст идеологических требований того или иного социума, подчеркивают общечеловеческое в развитии.
Либо заостряют внимание на другом: человек развивает свою индивидуальность, «особость», свою «самость». Мы же в своем исследовании попытаемся рассмотреть оба направления.
Чтобы выделить средства мотивации детей и подростков на саморазвитие в туристско-краеведческои деятельности мы использовали методику ранжирования интересов и потребностей детей с помощью анкеты «Ценностные ориентации». Анкетирование проводилось в областном профильном лагере одаренных старшеклассников. Им было предложено выбрать не более 5 вариантов ответа по вопросу «Что для вас имеет ценность в жизни?».