Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА
1.1 Теоретические предпосылки исследования проблемы развития проектной культуры дизайнера и педагога 13
1.2. Тезаурус исследуемых понятий 35
1.3 Сущность и содержание проектной культуры, ее роль в профессионально-личностном становлении дизайнера-педагога... 56
Выводы по первой главе 83
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ
2.1. Модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога 85
2.2. Художественно-проектное моделирование как метод обучения и развития проектной культуры студентов-дизайнеров 109
2.3. Методический комплекс процесса развития проектной культуры 125
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 141
Выводы по второй главе 151
Заключение 153
Библиография 156
Приложение 175
- Теоретические предпосылки исследования проблемы развития проектной культуры дизайнера и педагога
- Модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога
- Художественно-проектное моделирование как метод обучения и развития проектной культуры студентов-дизайнеров
Введение к работе
В рамках концепции модернизации российского образования, в связи с потребностями современного общества в квалифицированных образовательных услугах в сфере дизайна, в 2000 г. была введена новая специальность Профессиональное обучение (дизайн) с квалификацией «педагог профессионального обучения». Сегодня дизайн-образование - одно «из важнейших звеньев в системных формах организации культуротворческой среды в образовании, обществе, государстве» (Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская) [182]. Динамизм профессии дизайнера-педагога требует усвоение общих универсальных основ проектной деятельности, формирование и развитие проектной культуры как профессионально значимого качества личности.
На современном этапе развития общества проектная культура
становится общенаучной областью знания, под которой подразумевают
комплекс знаний, умений, опыта, а также личностных качеств,
обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях.
Реализуется проектная культура как особый тип мышления и вид проектно-
преобразовательной деятельности людей. Достижение личностью высокого
уровня проектной культуры не только обеспечивает готовность к
проектированию предметно-пространственной среды, но и создает базу для
продуктивной профессионально-педагогической деятельности.
Стратегическая направленность высшего профессионального образования на подготовку проектно мыслящего специалиста позволяет многим исследователям провозглашать проектную культуру в качестве основы образовательной парадигмы XXI века.
Проблема формирования и развития проектной культуры будущего специалиста широко обсуждается в настоящее время на страницах научно-педагогической печати. Теоретико-методологическое обоснование проектной культуры педагога получило отражение в работах, посвященных
профессионально-педагогической культуре (И.Ф.Исаев, И.А.Колесникова, Е.А.Митрофанова, В.Г.Сотник, Н.В.Топилина и др.); педагогическому проектированию, конструированию, моделированию (А.П.Беляева, Б.С.Герпгунский, С.М.Маркова, Е.Э.Смирнова, И.В.Трайнев и др.); педагогическим технологиям (Е.С.Полат, Г.К. Селевко, И.С.Сергеев, ЛДСтоляренко и др.).
Проектная культура дизайнера исследуется в теории и методологии
дизайна (Ю.В.Веселова, О.ИГенисаретский, И.С.Каримова,
Е.Н.Ковешникова, С.М.Кожуховская и др.). Проблемы формирования проектной культуры студентов средствами художественно-проектных дисциплин нашли отражение в работах А.В.Ефимова, Д.Л.Мелодинского, А.В.Степанова, О.В.Чернышева, В.Т.Шимко и др. Ряд исследований рассматривают проблемы совершенствования структуры и содержания, форм и методов формирования визуальной, графической, пластической, художественно-эстетической культуры (С.В.Аранова, А.П.Ермолаев, А.В.Иконников, М.В.Лагунова, Н.Г.Молодцова и др.), закладывающие основу проектной культуры специалиста.
Анализ научной литературы показал, что проектная культура дизайнера-педагога является мало изученной и недостаточно исследована с точки зрения интеграционного, междисциплинарного характера. Методы обучения художественно-проектным дисциплинам не ориентированы на развитие проектной культуры студента в соответствии с современными требованиями культурологического, личностно-деятельностного и технологического подходов к образованию.
Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между потребностью общества в квалифицированных специалистах в области дизайн-образования, возрастающими требованиями к уровню проектной культуры данного специалиста и недостаточным научным обоснованием процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе.
Цель исследования - разработать модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога и реализовать ее при обучении студентов инженерно-педагогического вуза.
Объект исследования: профессиональная подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна.
Предмет исследования: процесс развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога средствами художественно-проектных дисциплин.
Гипотеза исследования: процесс развития проектной культуры будущих дизайнеров-педагогов в вузе будет эффективным, если:
на основе изучения теоретических основ и методологических подходов будет уточнена сущностная и содержательная характеристика проектной культуры дизайнера-педагога;
будет разработана и реализована модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога, включающая целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты;
будет разработан методический комплекс процесса развития проектной культуры и обучения художественно-проектному моделированию.
В соответствии с объектом и предметом диссертационного исследования, для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
На основании анализа научных источников раскрыть сущность проектной культуры специалиста, выявить структурные компоненты проектной культуры дизайнера-педагога;
Уточнить методологические положения и принципы, совокупность которых составляет теоретические основы развития проектной культуры специалиста в условиях профессиональной подготовки в вузе.
3, На основе сформулированных положений разработать модель
процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога,
назначение которой состоит в разрешении выявленных противоречий.
4. Разработать методический комплекс процесса развития проектной
культуры, включающий: учебно-методическое пособие по дисциплине
«Формообразование»; комплект методического обеспечения по
квалификационной художественно-оформительской практике; программное
обеспечение спецкурса «Психология дизайнерской деятельности»;
электронное средство учебного назначения «Художественно-проектное
моделирование».
Ключевые понятия исследования:
Проект (от лат, projection - «бросание вперед») - идеальный образ предполагаемого или возможного объекта
Дизайн-проектирование - особый вид деятельности, связанный с разработкой дизайн-объекта по принципу функциональность + конструктивность + красота, сочетающий в себе научное и интуитивное предвидение, требующий постоянного развития проектных способностей.
Проектная деятельность - интегративный творческий вид деятельности по созданию объекта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющего личную или общественную значимость.
Учебно-проектная деятельность - форма учебной деятельности, построенная на теории проектного обучения (методе учебных проектов), в основу которой положена идея о направленности познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы, проектной задачи.
Проектная культура - профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей (авторское определение).
Проектная интенция (от лат. intentio - стремление, намерение, цель, направление) - направленность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности на проектно-преобразовательную деятельность (авторское определение).
Методолого-теоретическими основами исследования явились: культурологический подход, рассматривающий образование как неотъемлемую часть культуры и провозглашающий целью образования формирование и развитие культуры личности (В.СБиблер, А.П.Валицкая, М.С.Каган, В.М.Розин, В.А.Фортунатова и др.); личностно-деятельностный подход, рассматривающий в качестве детерминирующего фактора развития личности единство психики и деятельности (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.СЛазарев и др.); технологический подход, предполагающий проектирование учебного процесса с целью достижения поставленных целей (Б. Блум, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, ВАСластенин и др.) и рассматривающий в качестве одной из эффективных образовательных технологий «метод проектов» (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.С. Сергеев и др.);
- теория и практика высшего профессионального образования
(СЯ.Батышев, АБ.Коржуев, ВАПопков, В.ДСимоненко, ВАСластенин и др.);
теории образовательных технологий (В.П.Беспалько, Т.ПСальникова,
і Г.К.Селевко, ВАСластенин и др.); теория педагогического проектирования,
моделирования, конструирования (АЛБеляева, М.ПГорчакова-Сибирская, ИАКолесникова, СМ-Маркова, И.В.Трайнев и др.); теория педагогического творчества (АГАсмолов, В.ИЗагвязинский, И.Ф.Исаев, А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский и др.); концепция творческой самореализации личности в контексте культуры (Б.Г.Ананьев, Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, К.М.Кантор, ЕАЯмбург и др.); теория и методология дизайна (А.В.Ефимов, Г.Б.Минервин, С.М.Михайлов, АВ.Степанов, В.Т.Шимко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений были использованы методы теоретического исследования: анализ и обобщение культурологической, психологической, педагогической литературы;
метод тезауруса; моделирование; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; анализ продуктов учебной деятельности студентов; педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» г. Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие студенты 2, 3, 4 курсов {всего 206 человек) специальности «Профессиональное обучение», специализации «Графический дизайн», «Дизайн интерьера».
Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. и включало три этапа:
Первый, поисково-теоретический этап исследования (2003-2004 гг.) включал в себя теоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности, разработку методологических основ исследования. Осуществлялся сбор данных по проблеме развития проектной культуры студентов; составлялся тезаурус проектной культуры, формулировались цель, задачи, исходная гипотеза исследования.
На втором, формирующем этапе (2004-2006 гг.) проверялись и конкретизировались ключевые понятия и теоретические положения исследования; формулировались методологические положения и принципы, совокупность которых составила теоретические основы модели развития проектной культуры, определялась структура и содержание обучения художественно-проектным дисциплинам; разрабатывался методический комплекс обеспечения по дисциплине «Формообразование», спецкурсу «Психология дизайнерской деятельности», художественно-оформительской практики; проведен педагогический эксперимент.
На третьем, обобщающем этапе (2006-2007 гг.) обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы и формулировались выводы, оформлялись результаты исследования в виде текста диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Определена сущность проектной культуры дизайнера-педагога как профессионально значимого качества специалиста, соединяющего в себе
ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление личности к совершенствованию действительности.
Разработана модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты;
Обосновано содержание обучения художественно-проектному моделированию, направленного на развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научная работа вносит определенный вклад в развитие теории и методики профессиональной подготовки специалистов по направлению «Профессиональное обучение», специализации «Дизайн интерьера», «Графический дизайн»;
выявлены теоретико-методологические подходы
(культурологический, личностно-деятельностныи, технологический) к организации процесса обучения студентов-дизайнеров в инженерно-педагогическом вузе;
конкретизирована сущность понятия «проектная культура дизайн ера-педагога», выявлена ее структура, предложены пути формирования аксиологического, технологического, личностно-психологического компонентов проектной культуры в процессе обучения студентов художественно-проектным дисциплинам, что обеспечивает ценностно-результативную направленность профессиональной подготовки;
разработан понятийный словарь дизайн-педагогических терминов,
являющийся теоретической основой развития проектной культуры;
разработана модель процесса развития проектной культуры
будущего дизайнера-педагога, включающая цель, содержание, методы и
средства, результат, определяемый с помощью системы критериев.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
апробирована модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение», специализации «Графический дизайн», «Дизайн интерьера»;
разработан методический комплекс процесса развития проектной
культуры, включающий: учебно-методическое пособие с комплектом
творческих заданий по художественно-проектному моделированию,
электронное средство учебного назначения; авторские программы по курсам
«Формообразование», «Психология дизайнерской деятельности» и
квалификационной художественно-оформительская практике,
диагностический материал.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузах, осуществляющих подготовку дизайнера-педагога, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением методологии культурологического, личностно-деятельностного, технологического подходов с использованием широкого спектра педагогической, психологической, культурологической литературы, рациональным их сочетанием; использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; статистической значимостью полученных данных; личным участием автора в педагогическом процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проектная культура дизайне pa-педагога определяется как профессионально значимое качество специалиста, включающее:
аксиологический компонент - ценностные проявления человека, определяющие его отношение к нормам и традициям дизайна, осознание интеграционной сущности профессии;
технологический компонент - владение способами и методами проектной деятельности, комплексом умений и навыков художественно-проектного моделирования;
личностно-психологический компонент - индивидуальная творческая направленность личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) на проектную деятельность.
2. Модель процесса развития проектной культуры будущего
дизайнера-педагога; целевой компонент модели отражает направленность
процесса обучения на развитие проектной культуры студента в вузе;
содержательный компонент направлен на овладение профессиональными
знаниями, ценностями, нормами и умениями художественно-проектного
моделирования; процессуальный компонент отражает взаимодействие
субъектов учебно-проектной деятельности, основанное на признании
индивидуальности личности студента, который находится в
непосредственном контакте с преподавателем; включает методы и средства
обучения; результативный компонент показывает уровень развития
проектной культуры будущего дизайнера-педагога.
3. Методический комплекс процесса развития проектной культуры
студентов, включающий: авторские программы по курсам
«Формообразование», «Психология дизайнерской деятельности»,
художественно-оформительской практике; учебно-методическое пособие
«Формообразование», электронное средство учебного назначения
«Художественно-проектное моделирование» с системой творческих
заданий; комплект методического обеспечения квалификационной практики;
диагностический инструментарий.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения обсуждались на семинарах, заседаниях кафедр строительства и дизайна, профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета: на V, VI, VII Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом
процессе» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004-06); V, VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004-06); Межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуровневого образования» (Н.Новгород, ВГИПА, 2003); «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области строительства и дизайна» (Н.Новгород, ВГИПА, 2005); «Проблемы профессиональной направленности естественнонаучного и технического образования» (Н.Новгород, ВГИПУ, 2006); «Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов-дизайнеров» (Н.Новгород, ВГИПУ, 2006); VIII Всероссийской научно-практической конференции: «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, Челяб. институт перепод. и пов. квал. раб. образ., 2007).
По теме исследования опубликовано 16 работ, общим объемом 21,5 п. л.
Теоретические предпосылки исследования проблемы развития проектной культуры дизайнера и педагога
В наше время происходит стремительное преобразование действительности на основе проектируемой стратегии - выбора целесообразного направления, гарантирующего продвижение и успех. Психолого-педагогнческой наукой стратегия (гр. stratos - войско и ago -веду) определяется как: искусство определения целей и задач, выбор путей, способов и методов в соответствии с разработанным планом действий; вид преобразовательной (управленческой, организаторской) деятельности, предполагающей создание мысленного образа, представления об объекте, в направлении которого идет развитие.
Для того чтобы решить проблему развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в условиях вуза, необходимо изучить этот феномен во всех составляющих: исследовать теоретико-методологические подходы к дизайн-образованию, построить семантические связи исследуемых понятий, обозначить структурно-функциональные компоненты проектной культуры, разработать модель развития проектной культуры специалиста. Большие возможности в формировании и развитии профессионально направленной культуры специалиста имеет высшее профессиональное образование. Современное профессиональное образование - упорядоченная поли функциональная система, построенная на методолого-теоретических основах и стратегических ориентирах (теория проектного обучения, личностно-ориентированная технология, технология саморазвития человека, концепция единого образовательного пространства, культуротворческая концепция образования и т.д.). Образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства (Закон Российской Федерации «Об образовании»); совокупность систематизированных знаний, навыков и умений, взглядов и убеждений, обеспечивающих определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки к тому или иному виду деятельности, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы; институционализированный процесс, на основе которого общество передает духовные ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества - другим (Б.И. Кононенко); процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий преподавателя и студентов (А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский); социокультурный феномен, процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания (В .Д. Симоненко); процесс укоренения человека в культуре, построения и реализация им своего образа (В.А. Глуздов); создание, созидание человеком образа мира в себе посредством полагания себя в мир культуры, формирование систем отношений к природе, другим людям, обществу и самому себе; человек как бы пропускает культурные ценности через свое сознание, волю, чувства, познавательные возможности и посредством этого формируется как творческая индивидуальность (А.А. Вербицкий).
Одной из генеральных целей современной профессиональной школы является формирование профессиональной культуры молодого специалиста. К наиболее важным задачам относится выбор интенсивных методов обучения и технологий развития индивидуальности. Тогда вся учебно-воспитательная работа в высшем учебном учреждении должна быть направлена на интенсификацию процесса обучения, способствующую формированию у личности новых культурных ценностей - саморазвития, самообразования и самопроектирования. Проектировочная деятельность преподавателя направлена на изучение педагогического процесса, моделирование и разработку технологических основ его реализации. Педагог профессионального обучения должен решать всевозможные задачи методологического и проектировочного плана, самостоятельно овладевать новой предметной областью в рамках соответствующей отрасли (группы специализации), создавать методики их преподавания (С.Я. Батышев) [156]. Поэтому профессионально-педагогическая подготовка обязана вооружить выпускника не только специализированными знаниями, умениями, навыками в предметной области, но и умением проектировать учебный предмет, моделировать его содержание и методику обучения.
Модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога
Основываясь на концепции модернизации российского образования,
культурологическом, личиостно-деятельностном, технологическом подходах к высшему профессиональному образованию, перед педагогом встает задача отбора образовательных технологий, повышающих качество профессиональной подготовки студентов, делающим процесс обучения интенсивным (от лат, intensio - напряжение, усиление). Многие исследователи говорят о необходимости интенсификации педагогического процесса и интенсификации творчества в профессиональном образовании [81,111, 133,144,154,184,188,189и др.].
Трайнев [184] подчеркивает, что существует три типа определений понятия «интенсификация обучения»: отождествляющие, призывающие, перечисляющие. Но все они сводятся к одному, что интенсификация - один их путей совершенствования обучения, связанный с качественно новым уровнем подготовки специалистов, наиболее существенным признаком, которого следует считать одновременное изменение деятельности и преподавателей, и студентов.
Моделирование процесса обучения интенсифицирует творчество преподавателя: педагог организует постановку проектных задач, разрабатывает алгоритм проектирования, создает проблемные ситуации, обеспечивает творческую активность студентов, поощряет их индивидуальность. Особенности интенсификации процесса обучения дизайн-педагогической деятельности в инженерно-педагогическом вузе таковы, что требуют в научно-методическом плане действий в трехвекторном направлении: методического обеспечения, поддержки и научно-методического сопровождения. Методическое обеспечение включает в себя деятельность педагога по созданию инструктивных материалов организационно-управленческого характера, необходимых для проведения занятий со студентами по учебным художественно-проектным дисциплинам и квалификационной практики. Методические материалы обеспечивающего характера студенты получают в устной, письменной или электронной форме. Это преимущественно учебники и методические указания к практическим заданиям; электронные средства учебного назначения (ЭСУН) с комплектом творческих заданий; авторские программы по спецкурсам; учебно-методические пособия (УМП) и комплекты методического обеспечения (КМО) по спецдисциплинам и т,п. Содержание методических материалов направлено на формирование структурных компонентов проектной культуры будущего дизайнера педагога: аксиологического, технологического, личностно психологического. Методическая поддержка - индивидуальная работа педагога со студентом, стимулирующая и направляющая действия студента в нужное русло. Чаше всего методическая поддержка необходима в нестандартных ситуациях, когда необходим совет, убеждение, одобрение, а иногда и внушение. Педагог в этом случае выступает как психолог, руководитель, наставник и соаетчик (модератор), от которого требуется житейский опыт, интуиция, мудрость. От методической поддержки зависит психологический комфорт участников образовательного процесса, их общий культуротворческий настрой на учебно-проектную деятельность. Проектная деятельность, осуществляемая под руководством педагога, имеет не только практическую, но и педагогическую цель- В ситуации совместной работы со студентами развиваются рефлексивные моменты деятельности, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Методическая поддержка необходима не только в приобретении студентами специальных знании, умений и опыта, но и для выработки у студента фундаментальных основ художественно-проектной культуры: графической, цветовой, пластической. В конечном итоге студенты видят, где они могут применить полученные навыки, осуществить переход от учебно-проектной деятельности к самостоятельному художественному и проектному творчеству.
Научно-методическое сопровождение является более сложным видом деятельности, т.к. включает в себя целый ряд педагогических действий: диагностику, моделирование, проектирование, конструирование, мониторинг. Сопровождение процесса формирования проектной культуры будущего специалиста - это целостная система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание организационных и психолого-педагогических условий для успешного профессионального обучения и личностного становления студента. Сопровождение является необходимым условием для развития профессионально важных качеств будущего дизайнера-педагога - проектного мышления, специальных знаний, умений, способностей, навыков проектного моделирования, необходимых для осуществления художественно-проектной и педагогической деятельности. В отличие от методического обеспечения и методической поддержки научно-методическое сопровождение должно опираться на педагогическую модель.
Художественно-проектное моделирование как метод обучения и развития проектной культуры студентов-дизайнеров
Задача формирования у студентов «универсальных основ проектной деятельности» актуальна в контексте профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров-педагогов в вузе. В инженерно-педагогическом вузе специальные предметы носят педагогическую направленность, т.е. содержат элементы методики их преподавания. Помимо непосредственно образовательных задач, будущий дизайнер-педагог должен научиться решать всевозможные проектные задачи; проектировать учебный процесс, моделировать собственную деятельность и деятельность студентов, разрабатывать методику обучения дисциплинам художественно-проектного цикла (композиции, рисунку, живописи, формообразованию, проектированию и др.). В отличие от проектной (проектировочной) деятельности педагога, которая осуществляется в основном на теоретико-методологическом уровне, проектная деятельность дизайнера-педагога может осуществляться на разных уровнях - теоретическом, методологическом, эмпирическом, практическом.
Существенным вкладом в методологию дизайна, теорию и практику профессиональной подготовки специалиста в области дизайна явилась разработанная в 1990-е годы коллективами Московского архитектурного института (МАрхИ) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) методика обучения художественному проектированию и композиционному формообразованию (моделированию),
В обучении будущих художников, архитекторов, дизайнеров широко применяется так называемый «творческий метод», в котором закономерности создания того или иного проекта (модели) становятся правилами действия. Творческий метод отражает алгоритм повторяемости этапов проектирования и моделирования по созданию художественно осмысленной предметно-пространственной среды (дизайн-объекта); интенсифицируют развитие самосознания человека, способствует формированию его социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях.
В XX веке творческие концепции преподавателей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) проецировались в методику освоения профессии, в сферу учебного процесса. «Происходило это главным образом эмпирически на основании интуитивных представлений ведущих педагогов, методического опыта, без достаточных психолого-педагогических проработок» [125, с. 14].
Методика обучения художественному проектированию и композиционному формообразованию широко представлена работами Б.Г. Бархина, А.А. Гаврилиной, А.П. Ермолаева, СМ. Кожуховской, А.Э, Коротковского, ДЛ. Мелодииского, В.М. Молчанова, Н.Г.Стасюка, А.В. Степанова, О.В. Чернышева, ВТ. Шимко и др. В середине 1960-х годов преподавателями Московского архитектурного института (МАрхИ) была разработана теория архитектурного проектирования и формообразования, методы овладения студентами іеории и практики дизайна (Т.Е. Игнатов, Ю,И. Коновалов, А.А. Нестеренко, Д.Л. Мелодинский и др,). С точки зрения психологических закономерностей была исследована проектная деятельность (Н.Ы, Нечаев, Г,И. Иванова, В.Р. Усов, А.В. Степанов и др.), что способствовало целенаправленному процессу формирования пространственно-образного мышления как базовой основы профессиональной способности в ходе вузовской подготовки архитектора-дизайнера. Определенный научный интерес представляет методика преподавания художественно-проектных дисциплин в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и Ивановском государственном архитектурно-строительном университете. Методика обучения студентов-дизайнеров спецдисциплинам позволяет успешно решать задачи формирования навыков проектирования, проектных способностей, проектно-образного мышления, развития художественно-проектной культуры будущих архитекторов и дизайнеров.