Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы проблемы развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения 14
1.1. Ретроспективный анализ основных концепций и подходов в понятийном поле «креативность» 14
1.2. Потенциальные возможности развития креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении 38
1.3. Моделирование процесса развития креативности курсантов в военном вузе 68
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении при изучении гуманитарных дисциплин
2.1. Содержание и логика опытно-экспериментальной работы по развитию креативности курсантов при изучении гуманитарных дисци пли н 92
2.2. Технология развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин 115
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин 140
Заключение 154
Библиографический список использованной
Литературы 157
- Потенциальные возможности развития креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении
- Моделирование процесса развития креативности курсантов в военном вузе
- Технология развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин
- Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации система высшего образования претерпевает значительные изменения, связанные с модернизацией и все большей личностной направленностью современного образовательного процесса. Становление современной личности и профессионала невозможно без овладения приемами творческого анализа, интегрированного использования всего комплекса информации, полученного в вузе.
Развитие творческих качеств у будущего специалиста, необходимых ему для решения профессиональных задач, является одной из задач общепрофессиональной подготовки в процессе обучения в вузе. Уровень развития творческого мышления будущих специалистов любого направления является показателем успешной деятельности высшей школы. На фоне процессов смены образовательных парадигм, внедрения в обучение личностно-ориентированного подхода, развивающих педагогических технологий, подчеркивающих субъект-субъектный аспект взаимодействия преподавателя и студента, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает и социальный заказ на подготовку специалистов с выраженным творческим потенциалом, способных к самоактуализации в профессии и обществе.
Это требование актуально и для высшего военно-профессионального образования, являющегося неотъемлемой частью как современного общества, так и современного образовательного поля.
В данных условиях цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Современный офицер, кроме узко специальных профессиональных знаний, должен обладать комплексом навыков и умений в широком спектре деятельности и потому его подготовка должна предусматривать целенаправленную деятельность по развитию и закреплению индивидуальных, заложенных природой творческих способностей.
Настоящее положение подразумевает, что офицер Вооруженных Сил Российской Федерации является носителем таких характеристик, как активность, способность найти применение своим профессиональным качествам в любых условиях, способность проявить гибкость и нестандартность в решении профессиональных задач. Нам кажется естественной точка зрения, что становление военного специалиста возможно лишь при планомерном и целенаправленном развитии вышеперечисленных характеристик в процессе высшего образования. Это также определяется рядом требований к личности офицера. В настоящее время значительно усложняются вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в ограниченные сроки. В этих условиях необходимым становится умение быстро и точно анализировать сложную, меняющуюся ситуацию, извлекать из анализа необходимую информацию, прогнозировать на ее основе изменение обстановки, предугадывать решение противника и последствия своих действий, синтезировать на этой основе решение и добиваться его реализации. Всё это невозможно без овладения системой современного знания, без использования современных достижений технической науки, информационных технологий, практической психологии и без личностной креативности. В связи с этим развитие креативности у будущих офицеров в военном вузе представляется задачей важной и актуальной.
Однако данные ряда исследований свидетельствуют о том, что более чем у 80% выпускников военных вузов преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они владеют в основном репродуктивным уровнем мышления, и только 12% курсантов, обладая высокими креативными способностями, решают задачи повышенной сложности. Это подтверждает мысль о том, что в вузовском обучении по-прежнему доминирует знаниевый подход, процесс подготовки военных специалистов в военных вузах ориентирован в основном на вооружение выпускников совокупностью предметных знаний, а не на развитие у них креативных способностей.
Таким образом, необходимым становится внедрение педагогических технологий, направленных на развитие креативности курсантов высших военных учебных заведений.
Природа креативности, выявление механизмов и условий ее формирования привлекает внимание многих ученых (Г.С. Альтшуллера, А.А. Балаховского, А.В. Барабанщикова, Д.Б. Богоявленской, Н.М. Борисенко, И.А. Герасимовой, Р.М. Грановской, Л.Д. Ивлевой, Т.А. Казариновой, Э.Н. Короткова, А.М. Матюшкина, А.В. Палилей, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, И.В. Смирнова, И.С. Якиманской, Е.Л. Яковлевой и др.).
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме развития творческих способностей личности, вопросы развития креативности как механизма совершенствования профессиональной подготовки офицеров в условиях военно-технического вуза изучены недостаточно.
Особое место в системе обучения военнослужащих занимают гуманитарные дисциплины. В то же время анализ качества преподавания этих дисциплин в военных вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть креативные способности курсантов в процессе их изучения. Это объясняется тем, что методика преподавания ориентирована на развитие умений и навыков в предметной области и не учитывает возможности развития творческих способностей обучаемых.
Изучение опыта работы и анализ научной педагогической литературы позволили выявить ряд противоречий:
- между растущей потребностью в творчески мыслящих офицерах и недостаточной разработанностью теории и методики обучения гуманитарным дисциплинам в высшем военно-учебном заведении как средства развития креативности курсантов;
- между необходимостью развития навыков креативного поведения офицеров Вооруженных Сил РФ и недостаточной разработанностью технологий обучения, направленных на развитие креативных способностей курсантов при изучении гуманитарных дисциплин;
- между необходимостью развития креативности военных специалистов и ограниченными для этого возможностями традиционных дидактических средств и моделей обучения, применяемых в военных вузах;
- между необходимостью внедрения новых подходов к решению задач подготовки курсантов и существующими стереотипными установками в сознании командного и преподавательского состава военных вузов.
Данные противоречия обусловили необходимость решения следующей проблемы: создание действенной технологии развития креативности будущих офицеров при изучении гуманитарных дисциплин в условиях военного вуза.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении.
Предмет исследования – технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, развитие креативности курсантов в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет протекать более эффективно, если:
- уточнены сущностные и содержательные характеристики понятия «креативность военного специалиста»;
- определены и раскрыты закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении;
- разработана и внедрена структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и включающая следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат;
- разработана и апробирована технология развития креативности курсантов, обучающихся по техническим специальностям при изучении гуманитарных дисциплин.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме развития креативности, уточнить сущностную и содержательную характеристики понятия «креативность военного специалиста».
2. Выявить и раскрыть закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военном учебном заведении;
3. Разработать и экспериментально апробировать структурно-содержательную модель развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.
4. Разработать и внедрить технологию развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.
Методологическую основу исследования составили философские положения о единстве теории и практики; учение об особенностях поэтапного становления и развития личности в процессах деятельности, познания и общения, образования и самообразования; идеи системного анализа профессиональной подготовки; философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования; психолого-педагогические теории и концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и возможности его развития в процессе учебной деятельности; современные концепции и подходы к высшему профессиональному образованию.
Теоретической основой исследования являются теории обучения (А.В. Барабанщиков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, Е.Н. Степанов, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская); теории креативности, а также ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.А. Балаховский, Ю.В. Горин, М.М. Зиновкина, Ю.Н. Кулюткин, Д. Пойя, В.В. Попов, Е.П. Торренс, А.В. Хуторской).
В психолого-педагогическом обосновании мы опирались на концепции мышления и их применение к проблеме образования (Н.А. Бердяев, В И. Буянов, Л.С. Выготский, А.М. Воробьев, К. Гольдштейн, В.П. Давыдов, И. Н. Зайнулина, М. М. Зиновкина, Н.И. Калаков, А. Камю, И. Кант, Л.Г. Лаптев, С.А. Левицкий, А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Ф. Ницше, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Б. Спиноза, Т. Тулку, И. Г. Фихте, А. Шопенгауэр, К. Ясперс); развития и формирования творческого мышления (Д. Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Т.В. Габай, В.Н. Дружинин, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Э. Н. Коротков, Л.Д. Лебедева, А.А. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.А. Троицкий, И. С. Якиманская); военной педагогики и психологии (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, В.Н. Герасимов, Н.И. Калаков, П.А. Корчемный, Л.Г.Лаптев, А.А. Ломакин, С.С. Муцынов и др.).
Нами также использовался теоретический подход к диагностике как методу контроля и предпосылки преобразования действительности (А. Анастази, В. Вундта, Ф. Гальтон, С. В. Рощин, Дж. Фишер, И. Хартман, Л.Н. Яровская); ииновационные модели обучения (В.Н. Вершинин, О.М. Горелик, М.В. Кларин, П.Е. Решетников, Д.В. Чернилевский).
На различных этапах проведения исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы:
- теоретико-методологический анализ (сравнительно-сопоставительный, системный, логический анализ, моделирование, обобщение собственного и передового педагогического опыта);
- диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, изучение учебно-методической документации, изучение и обобщение передового опыта работы должностных лиц вуза по развитию креативности курсантов);
- математическая обработка результатов исследования, позволяющая получить показатели, отражающие результаты проводимых измерений.
Экспериментальной базой исследования явился Ульяновский военно-технический институт (УВТИ). В исследовании приняли участие 230 человек, из них: 186 курсантов, 95 курсантов экспериментальной группы и 91 курсант контрольной группы специальностей «Обеспечение войск ракетным топливом и горючим» (механики), «Технология, хранение и применение ракетного топлива и горючего» (технологи); 44 человека – профессорско-преподавательский состав и офицеры командирского звена.
Основные этапы исследования:
I этап (2006/2007 уч. г.) – теоретико-поисковый – включал предварительный анализ исследуемой проблемы в военно-педагогической теории и практики на основе изучения научно-теоретических источников. На данном этапе методами наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, анализа документов и результатов деятельности изучался практический опыт организации процесса развития креативности курсантов в Ульяновском военно-техническом институте; осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задачи и рабочей гипотезы исследования; разрабатывалась методика планируемого эксперимента; проводился констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня креативности курсантов.
II этап (2007-2008 и 2008-2009 уч. гг.) – опытно-экспериментальный – заключался в проведении исследования особенностей развития креативности курсантов в процессе обучения в военном вузе; в практической реализации в учебном процессе разработанной структурно-содержательной модели и технологии развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин.
III этап (2009-2010 уч. гг.) – аналитико-обобщающий. На данном этапе анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. Осуществлялась заключительная диагностика, проводились анализ динамики развития креативности курсантов и статистическая обработка полученных экспериментальных данных. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военного вуза. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
1) определены научно-педагогические основы развития креативности курсантов военного вуза при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении;
2) разработана и внедрена структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и включающая следующие компоненты: цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат;
3) разработана и апробирована технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в решение актуальной научной проблемы путем обоснования необходимости опоры на основные положения личностно-ориентированного и проблемно-деятельностного подходов в развитии креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении. В работе уточнены сущностные и содержательные характеристики понятия «креативность военного специалиста» применительно к профессиональной деятельности будущего офицера; определены и раскрыты закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении; разработана структурно-содержательная модель и технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором структурно-содержательная модель, технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин, учитывающая специфику военного вуза, и методические рекомендации по развитию креативности курсантов могут быть использованы в учебном процессе высших военно-учебных заведений.
Теоретические положения и выводы проведенного исследования создают предпосылки для научно-методического обеспечения эффективного развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений.
Результаты исследования могут быть использованы в высших военно-учебных заведениях разных типов при подготовке курсантов к осуществлению профессиональной деятельности, а также при разработке образовательных программ в системе повышения квалификации офицерского состава.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается оптимальным выбором методологических оснований, включающих системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы; опорой основных положений и научных выводов на результаты научно-педагогических исследований по проблеме; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования; систематической проверкой результатов исследования на разных его этапах; подтверждением на практике полученных выводов и рекомендаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Креативность военного специалиста, развиваясь в процессе учебной деятельности курсанта военного вуза, функционально закрепляется в структуре личности, определяя творческий стиль служебно-профессиональной деятельности будущего офицера, и проявляется в активном использовании профессионального опыта; умениях и способностях находить новые приемы и разносторонние подходы к достижению цели; последовательно, четко и самостоятельно решать поставленную задачу при недостатке времени и исходных данных; прогнозировать последствия своих решений.
2. Структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и включающая цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат, позволяет конкретизировать содержание компонентов образовательного процесса и повысить эффективность профессиональной подготовки будущего офицера.
3. Технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин, представляющая собой совокупность адаптированных для высшего военно-учебного заведения методов, средств и форм обучения, способствует повышению эффективности процесса развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях кафедр психологии (и педагогики), гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ульяновского военно-технического института, научных семинарах, заседаниях предметно-методических комиссий, инструкторско-методических занятиях с преподавателями кафедры, а также учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава УВТИ. В ходе проведения конференций: межвузовской научно-практической конференции «Проблемы творческого развития личности в системе образования» (Ульяновск, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития личности курсанта. Поддержка и факторы развития» (Краснодар, 2007); внутривузовских: «X военно-научная конференция» (Ульяновск, 2008); «XI военно-научная конференция» (Ульяновск, 2009), «XII военно-научная конференция» (Ульяновск, 2010); всероссийской заочной научной конференции «Социально-экономическое и культурное развитие России в условиях кризиса» (Самара, 2010).
Теоретические положения и выводы исследования были использованы при разработке учебных, учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском военно-техническом институте. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе монография и 2 статьи в журналах из перечня ВАК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (191 источник, из них: 21 на иностранном языке) и приложений. Основное содержание диссертации представлено на 158 страницах и включает 5 таблиц и 12 рисунков.
Потенциальные возможности развития креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении
В связи с проводимой в Вооруженных Силах РФ реформой одной из проблем, требующих разрешения, стала проблема повышения качества подготовки военных специалистов. Резкое возрастание объема необходимой для практической деятельности информации, изменение условий и характера боевых действий при традиционных подходах к организации и проведению образовательного процесса в вузах обусловило отставание отечественной высшей военной школы от требований времени. Кроме того, интеграция военного образования в систему общего образования ужесточила требования, предъявляемые к военному специалисту [92].
До начала девяностых годов двадцатого века в подготовке военных специалистов преобладал функциональный подход, при котором акцент в профессиональном обучении делался на узкую военно-специальную подготовку в ущерб общему культурному развитию. Подобный подход приводил к формированию адаптивного типа мышления, для которого характерно применение стандартных алгоритмов деятельности, что ограничивает развитие творчества репродуктивным уровнем [169].
Идея развития мышления и свободы творчества учащихся в обучении приобретает на современном этапе особую актуальность. Ситуация, сложившаяся в высшей военной школе, предполагает ориентацию обучаемых не только на овладение специальностью, но и на достижение максимальной готовности к возможным нестандартным ситуациям, в которых необходимо проявить свои профессиональные способности. Одной из тенденций современного высшего образования является его гуманизация, подразумевающая наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности.
Из сказанного очевидно, что креативность, как для современной науки, так и в процессе обучения обладает особой значимостью в случае, если она направлена на обогащение, развитие человека, раскрытие его индивидуальных и универсальных возможностей. Первичная креативность рассматривается как общая творческая способность, неспециализированная по отношению определенной области человеческой жизнедеятельности. Чтобы, она сложилась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Как отмечает В.Н. Дружинин, креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда [60].
Следовательно, развитие креативности, как базы творческого мышления, требует активной организации творческой среды в учебных заведениях. В то же время обучение в военных вузах не способствует созданию таковой, поскольку их организационная структура подразумевает наличие условий с достаточно жесткими стандартами поведения и некоторой нивелировкой индивидуально-личностных особенностей курсантов. Кроме того, развитию креативности сопутствует определенная (хотя и временная) нев-ротизация индивида (В.Н. Дружинин), что также и становится причиной ограничения применения в учебном процессе приемов развития творческо-го мышления [146].
Военное образование является составной частью системы профессионального образования Российской Федерации и служит основным источником комплектования Вооруженных сил офицерами, имеющими уровень образования и квалификацию, подтвержденные дипломом государственного образца, и отвечающими установленным для них квалификационным требованиям.
Профессиональная подготовка офицеров представляет собой систему непрерывных образовательных мероприятий, осуществляемых в военно-учебных заведениях, проводимых в целях получения и совершенствования знаний, умений, навыков, командирских качеств и профессионального мастерства. Она организуется и проводится на основании требований Государственных образовательных стандартов, приказов Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба ВС РФ, организационно-методических указа 40 ний по подготовке видов ВС РФ и других документов, регламентирующих деятельность ВС РФ [34; 114; 115; 121; 139].
Военное обучение представляет собой целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями и навыками, способами познания теории и фактов военной науки, развитию способностей и морально-психологических качеств, необходимых курсантам для успешного выполнения функциональных обязанностей в ходе предстоящей служебной деятельности [92].
Одним из основных вопросов военного образования является вопрос об организации такого обучения, которое обеспечило бы полноценное развитие индивидуальных возможностей, способностей каждого курсанта, его всестороннее развитие. Выделяется несколько подходов к данному аспекту проблемы.
Согласно первому подходу, именно содержание обучения, отраженное в учебных программах, является определяющим фактором развивающего обучения, следовательно, нужно подобрать такое содержание обучения, которое решало бы проблему развития.
В понятие развития одни авторы вкладывают самодвижение, самоизменение индивидуальности человека, приобретение обобщенного опыта в ходе становления его психики; другие рассматривают как процесс формирования личности, социального качества индивида в результате его социализации и воспитания; третьи - как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.
Другой подход считает основным путем развития обучаемого и, прежде всего, его мышления, усовершенствование методики обучения. При этом особое внимание уделяется овладению, а для этого и обучению самих учащихся приемам умственной деятельности. Так, В.В. Давыдов утверждает, что наиболее существенным в подходе и организации развивающего обучения является характер деятельности обучаемых, который не зависит от содержания и других компонентов обучения [57].
Согласно данной концепции, для подлинного развития курсантов содержанием обучения должны стать не только знания и умения, как это принято в традиционной системе обучения, но и опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Кроме того, необходимо определить и дать научное обоснование проблеме способов обеспечения усвоения этого содержания обучаемыми.
Система военного образования является, с одной стороны, подсистемой образовательной системы России и включает в себя элементы, аналогичные системе образования России, а, с другой - имеет целый ряд своих характерных особенностей. В своем исследовании мы можем опираться на следующее положение: система военного образования — это совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов профессионального (военно-профессионального) образования, квалификационных требований к выпускникам военно-учебных заведений по военным специальностям и преемственных образовательных программ различного уровня и направленности; сети реализующих их военных образовательных учреждений; органов управления военным образованием; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических объединений, советов и другие) [121].
Моделирование процесса развития креативности курсантов в военном вузе
Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы развития креативности курсантов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы.
Целью данной части исследования является практическое внедрение в деятельность военного вуза педагогической технологии, направленной на совершенствование процесса развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин и последующая проверка её результативности опытно-экспериментальным путём.
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: 1) обосновать и апробировать критерии оценки уровня креативности курсантов для проверки эффективности технологии её развития при изучении гуманитарных дисциплин; 2) провести, посредством констатирующего эксперимента, анализ процесса развития креативности курсантов Ульяновского военно-технического института; 3) посредством формирующего эксперимента провести анализ уровня креативности курсантов при условии внедрения в экспериментальной группе технологии развития креативности будущих офицеров при изучении гуманитарных дисциплин; 4) сопоставить полученные в ходе эксперимента данные на основе сравнения и учета начального и достигнутого уровней креативности у курсантов в контрольной и экспериментальной группах.
При разработке частной гипотезы опытно-экспериментальной работы мы исходили из предположения, что реальный уровень креативности выпускников военного вуза не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям; в результате внедрения в учебный процесс военного вуза разрабо тайной структурно-содержательной модели и технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин, данный процесс будет протекать значительно успешнее.
Рабочими гипотезами эксперимента были следующие:
1) с помощью констатирующего эксперимента будет определена специфика процесса развития креативности курсантов военного вуза, что позволит разработать технологию развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин, направленную на повышение эффективности данного процесса;
2) внедрение в практику училища данной технологии приведет к повышению эффективности структурно-функциональной модели формирования профессиональной культуры курсантов военного вуза.
Цель, задачи, гипотеза опытно-экспериментальной работы определили содержание, логику и порядок дальнейшей работы. Её осуществление предполагало три взаимообусловленных этапа исследования.
Первый этап (констатирующий эксперимент) проводился с целью выявления уровня развития креативности у курсантов, обучающихся по техническим специальностям в высшем военном учебном заведении, состояния креативности на момент начала эксперимента.
Соответственно модели мы определили субъекты образовательного процесса, задействованные в исследовании, экспериментальную выборку. Всего к исследованиям привлекалось 230 человек, из них 186 курсантов: 95 курсантов экспериментальной группы и 91 курсант контрольной группы, профессорско-преподавательский состав и офицеры командирского звена -44 человека.
Данный этап включал предварительный анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-теоретических источников и руководящих документов по1 теме исследования; определение уровня разработки проблемы, объекта и предмета исследования, его цели и задач; формулировку гипотезы и разработку методики опытно-экспериментальной работы. Анализ литера 94 турных источников и изучение документальных материалов проводился постоянно в ходе всего исследования. Также на данном этапе методами наблюдения, бесед, интервью, анкетирования, тестирования, анализа документов и результатов деятельности изучался практический опыт развития креативности курсантов, а также проводился сбор и накопление первичного исследовательского материала, что позволило определить состояние исследуемой проблемы.
Второй этап (опытно-экспериментальный) включал разработку и внедрение структурно-содержательной модели, а также технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин; экспериментальную проверку эффективность отдельных форм и методов работы по развитию креативности курсантов. Проводилась работа с преподавателями, курсовыми офицерами, курсантами.
Третий этап (формирующий) включал апробацию экспериментальной модели развития креативности курсантов в образовательном процессе, оценку эффективности данной модели, определение уровней развития креативности курсантов, анализ динамики данного процесса за период исследования для каждого участника экспериментальной выборки в сравнении с самим собой. Рассматривались изменения количественных и качественных показателей уровня развития креативности до и после введения методов, форм и средств развития креативности, особое внимание уделялось периоду после прохождения войсковой стажировки, которая предоставляет возможность проявления способности творческого переосмысления действительности, умения работать в нестандартных ситуациях, осознание личной необходимости повышения уровня развития креативности в профессиональной деятельности. Методический замысел опытно-экспериментальной работы заключался в организации и последовательном проведении процедур констатирующего и формирующего экспериментов.
Технология развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин
Выявление дельты уровня развития креативности представляет собой диагностику развития креативности курсантов, полученную нами в результате проведения опытно-экспериментальной работы.
Тестирование контрольной и экспериментальной групп проводилось по опроснику диагностики креативности Е. Торренса, адаптированной для исследования в нашей возрастной группе 18-23 лет. Была введена система оценки предложенных ответов, проведены исследования- и рассчитаны наиболее частотные варианты, предложенные респондентами. При разработке ключа к тестовому заданию мы опирались на расшифровку, предложенную Е.Е. Туник при адаптации теста Е. Торренса. Ответы, учитываемые при подсчете параметра «беглость», должны предлагать принципиально новые идеи, а не раскрывать ранее указанные и не должны повторять их в другой формулировке. В параметре «гибкость» мы переформулировали некоторые категории ответов, которые требует специфика военнослужащих, нами изменялись те категории, которые невозможны для использования с учетов возрастных рамок испытуемого. В параметре «оригинальность» нами отсеивались ответы, не требующие «творческой силы», т. е. очевидные, банальные, встречающиеся более чем у 5 % обследуемых. Нами был разработан список ответов, которые выходят за рамки привычного и очевидного, демонстрируют «творческую энергию», оцененных нами в 1 балл — встречаются у 2-4,99% обследуемых, 2 балла — ответы, встречаются менее чем у 2 % обследуемых. Нами так же была введена специфика воєнно 141 го контингента опрашиваемых в изобразительный материал, субтест 1 -3 предлагал рассмотрение рисунка с изображенным молодым человеком в военной форме, нами не менялась поза и изображение лица, были только введены аксессуары военнослужащего, которые, однако, не определяют, звание или род войск. Субтест 4 предполагал модернизацию палатки и нами учитывались ответы, направленные на улучшение использования объекта как жилища. Субтесты 5-6 предлагали рассмотреть необычное использование обрезков трубопровода, которые остаются после проведения монтажных работ, этот выбор определяется и тем, что курсанты, участвующие в испытании обучаются по специальности «Организация обеспечения жидким топливом и эксплуатация сооружений трубопроводов и технических средств службы горючего». Субтест 7 был оставлен без изменений. В разработке ключа к тесту «Диагностика креативности» мы полностью следовали алгоритму, предложенному Е. Е. Туник. Полный перечень выведенного ключа для диагностики креативности военнослужащих и изображения, предложенные во время исследования, приведены в приложении (см. Приложение 2).
В ходе проведения первого, второго и третьего субтеста особое внимание уделялось выдвижению среди вариантов ответов профессиональной основы причинно-следственных связей произошедшего: Осознание изображенного и себя как части единой военной системы показывает успешно проходящую социализацию курсантов. Оценка беглости, гибкости и оригинальности в первом субтесте достаточно высока, естественно присутствует ряд типичных ответов, связанных с актуальными для учащихся проблемами, сдачей сессии, возможным отчислением, нетрезвым состоянием. Так же данные ответы позволяют определить некоторые личностные характеристики тестируемого. Например, в одном из листов опроса на субтест 2 курсант в качестве причин произошедшего предложил варианты предательство друзей, предательство семьи, недопонимание со стороны друзей, семьи, конфликты, ссоры, одиночество. Другой курсант предложил варианты причин: день рождения у его девушки, идет на свидание, отдыхает перед свадьбой.
Варианты, предложенные на субтест 3 - следствия изображенного, так же отличаются разнообразием: из озера вылезет крокодил и укусит, человек отравится, потом наберет воду из озера и отравит своих друзей.
Для выявления дельты развития;нами рассчитываются средние показатели по параметрам «беглость», «гибкость», «оригинальность». Сравнительная гистограмма представлена на рисунке 7.
Субтест 4, посвященный усовершенствованию предложенного предмета в оригинальном варианте, в процессе модернизации был изменен. В качестве предмета усовершенствования нами была выбрана полевая палатка, которая является неотъемлемой частью полевой жизни военнослужащего. Нами рассматривались варианты, направленные на усовершенствование тех качеств предмета, которые улучшают качество жизни в палатке. Ответы типа «провести электричество, воду» оцениваются, но не получают баллов за оригинальность, ответы «сломать, переделать в навес для мангала» нами не учитывались, так как лишают палатку её основной функции — жилища. .Ответ — «сделать её красочной внутри и замаскировать снаружи» получает баллы за беглость и за оригинальность, исходя из результатов, описанных нами выше. Среди ответов, предложенных курсантами и оцененных как оригинальные можно отметить: «поставить её на воздушную подушку, для возможности базирования на воде», «создать сменные чехлы для утепления или повышения настроения», «сделать её сообщающейся ходами с другими палатками».
По результатам работы проведенного исследования можно отметить, что на выполнение задания отводилось 10 минут. Закончившие работу раньше и не придумавшие ничего больше чаще показывали низкий, по сравнению со своей группой, уровень развития креативности.
Субтесты 5 и 6 посвящены необычному использованию предметов, в оригинальном варианте предлагалось усовершенствование картонных коробок. Учитывая специфику учебного заведения и специализацию курсантов, для необычного использования нами были предложены обрезки трубопровода разного диаметра и длины. Наиболее частыми вариантами, предложенными испытуемыми, были:
Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин
Теоретико-экспериментальное исследование, направленное на рассмотрение развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения, проводилось нами с целью определения путей развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. В ходе исследования решены задачи выбора и адаптации к учебному заведению методов, средств и форм обучения, способствующих развитию креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин, адаптированная диагностическая методика проверки эффективности выбранных методов, средств и форм развития креативности.
В работе рассмотрена актуальность развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения как профессионала и как гражданина. Разработана и апробирована модель развития креативности курсантов, предложена программа развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Экспериментальное исследование, проведенное с помощью адаптированного для возрастной группы 18-23 лет варианта диагностики креативности (Е. Е. Туник) подтверждает сделанные предположения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ философской, педагогической, психологической и социологической литературы показал, что проблема развития креативности курсантов рассмотрена, недостаточно широко, решение задач исследования потребовало уточнения таких понятий, как «креативность курсантов высшего военного учебного заведения», «развитие креативности при изучении гуманитарных дисциплин». Выделены концептуальные положения и подходы к современному процессу военного образования, определена сущность базовых понятий, их специфическое содержание.
На основе проведенного анализа нами были выделены определенные качества, которыми в той или иной мере должна обладать креативная личность — это мировоззрение, установки, мышление, воля, знания и т. п., имеющие определенный уровень развития и сформированности, творческий потенциал, определенную степень активности.
Нами было рассмотрено проявление творчества в учебной деятельности высшего военно-учебного заведения, а также среда военного вуза, которая предполагает создание условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Развитие креативности в военном вузе при обучении гуманитарным дисциплинам возможно только на основе личностно-ориентированного подхода на основе субъектно-субъектных отношений.
Идея личностно-ориентированного обучения отвечает принципам гуманистического подхода к личности, принципам военного образования. Именно личностно-ориентированная модель обучения дает возможность развития креативности в обучении, выступающей одним из факторов развития качеств профессиональной личности офицера.
2. Разработанная нами структурно-содержательная модель процесса развития креативности курсантов высшей школы и созданная на её основе технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин позволяет осуществлять системное решение исследуемой проблемы в совокупности научно-методологического, целевого, стимулирующего, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.
3. Предложенная совокупность методов, средств и форм развития креативности способствует эффективной организации учебных занятий, выступает как условие системной организации процесса развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин в высшем военном учебном заведении.
4. Адаптированная нами методика диагностики креативности Е.П. Торренса предоставляет достаточные возможности для диагностирования креативности курсантов высшего военного учебного заведения в возрастной группе от 18 до 23 лет.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута, вы 156 двинутая гипотеза подтверждена теоретическими и экспериментальными данными. Но, вместе с тем, данное исследование имеет широкие перспективы для продолжения.
В то же время рассмотренные в данной работе аспекты не претендуют на раскрытие всей полноты этой многогранной проблемы. Перспективы дальнейшей научной работы по данной теме видятся в следующих направлениях: влияние различных факторов на успешность развития креативности (индивидуально-психологических особенностей курсантов, факторов профессионально-образовательной среды и др.); развитие креативности курсантов при изучении военно-специальных дисциплин; применение инновационных форм и методов в обеспечении процесса развития креативности курсантов; развитие креативности на этапе самостоятельной военно-профессиональной деятельности, а также при прохождении срочной военной службы и службы по контракту и др.