Содержание к диссертации
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 12
1.1 Коммуникативная культура личности как предмет психолого-педагогического исследования 12
1.2 Теоретические основы развития коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения 28
1.3 Особенности хормейстерской подготовки студентов музыкального колледжа. Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности дирижера хора 39
ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ
ПОДГОТОВКИ 60
2.1 Организационно-методические основы развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров 60
2.2 Методика экспериментального исследования 77
2.3 Ход и результаты экспериментального исследования 89
Заключение 123
Библиографический список 127
Приложения 144
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных социально-исторических условиях общество предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов, среди которых наиболее значимым является развитие коммуникативной культуры.
Для музыкального образования, ориентированного на индивидуально-личностный подход к обучению и воспитанию, данное требование наиболее актуально, так как педагог-музыкант является не только посредником в передаче ребенку культурно-исторических, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, но и транслятором коммуникативной культуры от одного поколения к другому. В данном случае коммуникативная культура выступает как индикатор ценностей и как способ передачи их от одной личности к другой в процессе общения.
В научно-педагогических исследованиях представлены различные подходы к трактовке феномена коммуникативной культуры: методологический (Е.В.Бондаревская, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.), мировоззренческий (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Е.Е.Несмеянов и др.), психологический (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.А.Зимняя, И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, Е.И.Рогов, Ю.А.Шерковин и др.), социологический (С.И.Самыгин, А.А.Реан, Е.В.Руденский, и др.), лингвистический (Б.Н.Головин, Н.Н.Кохтев А.К.Михальская, и др.). По мнению большинства ученых, коммуникативная культура выступает как составная часть общей культуры, характеризующаяся единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другого объекта взаимодействия.
В психолого-педагогических исследованиях на сегодняшний день широко освещены вопросы формирования коммуникативной культуры в системе общего (В.В.Соколова, Т.В.Пушкарева) и профессионального образования (И.В.Гришняева, О.П.Кравчук, Г.П.Максимова, О.Н.Овсейчик,
М.Г.Рудь, Т.Б.Старостина, О.В.Шмайлова). Различные аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков учащихся различных возрастных категорий раскрыты в работах О.Г.Абрамкиной, Л.Г.Антроповой, И.И.Иванец, О.О.Киселевой, Н.В.Комиссаровой, Л.Р.Сайфутдиновй, В.Д.Ширшова. Формирование коммуникативных качеств у студентов вуза рассмотрено в работах А.П.Швайко и А.Д.Щербова.
Особое значение проблема развития коммуникативной культуры имеет для обучения будущих педагогов-музыкантов, в частности, дирижеров хора. Профессиональная деятельность руководителя хора коммуникативна по своей природе, ее содержание составляет процесс передачи музыкальной информации, заложенной композитором в музыкальном произведении, через исполнителей к слушателям, реализующийся в коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители -слушатели». При разучивании и исполнении музыкального произведения хормейстер взаимодействует как с хоровым коллективом в целом, так и с каждым его участником отдельно, несет информацию о способах и целях интерпретации музыки. Кроме того, посредством управляемого им коллектива он общается со слушателями, которым стремится донести замысел автора сочинения и смысл собственной художественной интерпретации. Все это предполагает владение не только профессиональным мастерством, но и арсеналом средств вербальной и невербальной коммуникации, а также требует умения эффективно организовать коллективное творческое общение с различными категориями исполнителей и слушателей.
В музыкально-педагогических исследованиях, посвященных обучению дирижеров-хормейстеров, как правило, основное внимание уделяется узкоспециальным проблемам вокально-хоровой и собственно дирижерской подготовки (В.Н.Венедиктова, И.Ю.Горская, Ж.М.Дебелая,
А.Ф.Кречковский, К.П.Матвеева, Т.А.Первушина, Э.К.Сэт, В.И.Темкин,
Т.Л.Эстрина, Б.Д.Яркин и др.). Различные вопросы теории и методики овладения мануальной техникой раскрываются в трудах Л.М.Андреевой, А.Л.Егорова, С.А.Казачкова, К.А.Ольхова, К.К.Пигрова, К.Б.Птицы, П.Г.Чеснокова и др. Коммуникативные аспекты музыкально-исполнительской и хормейстерской деятельности — вокально-моторная информативность дирижерской техники, коммуникативный потенциал вокально-хоровой работы, возможности театрализации в формировании умений межличностного взаимодействия у студентов вуза — освещены в исследованиях Л.Г.Лезиной, Т.В.Петровой, И.В.Прокофьевой.
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что, несмотря на достаточно широкую разработку теории коммуникации в общей педагогике и психологии, в музыкальной педагогике к настоящему вре мени рассмотрены лишь отдельные аспекты данной проблемы, в основном применительно к высшему звену профессионального образования. Исследований, посвященных развитию коммуникативной культуры как целостного интегрального свойства личности студента-хормейстера в системе среднего образования, в настоящее время фактически нет.
Анализ существующего опыта организации профессиональной подготовки дирижеров хора позволяет отметить, что содержание учебно-воспитательного процесса в высшем и особенно в среднем звене музыкального образования направлены преимущественно на совершенствование узкоспециальных вокально-хоровых и дирижерских умений и навыков и не обеспечивают качественного и эффективного развития коммуникативной культуры. В результате выпускники музыкальных училищ и колледжей, как правило, не достаточно владеют навыками организации коллективной творческой деятельности, умениями психологически верно выстроить общение с исполнителями, отличаются низкой речевой культурой.
Таким образом, существуют противоречия:
— между практической значимостью коммуникативной культуры в деятельности педагога-хормейстера и недостаточным уровнем ее развития у выпускников музыкальных училищ и колледжей;
— между теоретической разработанностью проблемы развития коммуникативной культуры в общей педагогике и психологии и недостаточной степенью ее исследования в музыкальной педагогике;
— между признанием необходимости развития коммуникативной культуры в обучении будущих дирижеров хора и отсутствием теоретического и методического обеспечения этого процесса в музыкальном колледже.
Данные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в целенаправленном развитии коммуникативной культуры будущих руководителей хоровых коллективов в системе их профессиональной подготовки в среднем звене музыкального образования.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической проверке методики развития коммуникативной культуры в процессе хормейстерской подготовки студентов музыкального колледжа.
Объект исследования - хормейстерская подготовка студентов музыкального колледжа.
Предмет исследования — методика развития коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплин дирижерско-хорового цикла в музыкальном колледже.
Гипотеза исследования — развитие коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки будет протекать более эффективно при условиях:
- организации обучения, отражающего естественный процесс освоения студентами музыкальных произведений, который построен на взаимосвязи этапов восприятия, анализа и интерпретации музыки;
- активизации коммуникативной деятельности обучаемых с помощью синтеза слухового и зрительного восприятия; применения различных видов анализа, интегрирующих музыковедческие и вокально-хоровые знания; моделирования практических режимов работы.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и хороведческой литературы по изучае мой проблеме.
2. Раскрыть содержание понятия «коммуникативная культура дирижера-хормейстера»; выявить критерии, показатели и уровни ее развития.
3. Разработать методику развития коммуникативной культуры у студентов-хормейстеров музыкального колледжа.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность данной методики.
Теоретико-методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.); исследования особенностей процесса общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.С.Каган, А.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.); теория коммуникации (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская, Г.Г.Почепцов, В.Д.Ширшов и др.); концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); теория личностно-ориентированного образования (А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.); положения общей и музыкальной педагогики о природе музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.); концепция профессиональной подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, И.Н.Немыкина, Г.С.Тарасов и др.),
исследования по проблемам дирижерского исполнительства (М.М.Багриновский, Г.Л.Ержемский, С.А.Казачков, М.М.Канерштейн, И.Л.Мусин, К.А.Ольхов, К.К.Пигров, К.Б.Птица и др.).
Исследование проводилось в течение 1999 - 2005 гг. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе хорового отделения музыкального колледжа при Челябинском институте музыки им. П.И. Чайковского; использовался собственный опыт преподавания, опыт работы педагогов музыкальных школ, училищ и колледжей Челябинской области.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, хороведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов музыкальных училищ и колледжей к будущей хормейстерской деятельности; изучение программ и методик обучения музыкантов-хормейстеров.
— эмпирические: наблюдение за деятельностью дирижеров-хормейстеров профессиональных, любительских творческих коллективов, учебных хоров, анкетирование и беседы с будущими руководителями детских хоровых коллективов, наблюдение процесса хормейстерской деятельности студентов музыкальных училищ и колледжей, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2001 г.г.) изучалась проблема исследования в контексте практической работы хорового отделения музыкального колледжа, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, проводился констатирующий эксперимент с целью использования его результатов в будущей диссертационной работе.
На втором этапе (2002 - 2003 г.г.) уточнялась гипотеза исследования, определялись оптимальное содержание экспериментальной работы, ее
структура и организационные формы, осуществлялись накопление и
обработка полученной информации.
На третьем этапе (2004 - 2005 г.г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Научная новизна исследования:
1 .Уточнено содержание понятия «коммуникативная культура дирижера- хормейстера», включающее в себя совокупность коммуникативных способностей (гностических, экспрессивных, интеракционных),
коммуникативных качеств (экстравертность, общительность, коллективизм), коммуникативных умений и навыков (перцептивного восприятия, вербального и невербального общения, межличностного взаимодействия).
2.Разработана и практически проверена методика развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров музыкального колледжа, охватывающая основные этапы учебно-музыкальной деятельности (восприятие, анализ, интерпретация музыки) и включающая: представление
музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, изучение хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с использованием различных видов анализа (исполнительского, структурно-функционального, целостного), моделирование в учебном процессе аудиторных и сценических режимов работы хормейстера.
Теоретическая значимость исследования:
1. Определено, что взаимосвязь основных этапов обучения будущего хормейстера (восприятие, анализ, интерпретация) способствует восстановлению целостной непрерывной коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители -слушатели».
2. Установлено, что перцептивно-рефлексивные, вербальные, невербальные умения и навыки, а также коммуникативное поведение развиваются у студентов-хормейстеров на основе коммуникативных способностей и качеств личности.
Практическая значимость исследования: методика развития коммуникативной культуры и комплекс обеспечивающих ее дидактических и методических материалов могут иметь широкое применение в профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров в среднем звене образовательной системы.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная культура дирижера-хормейстера выступает как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность
коммуникативных способностей, качеств, умений и навыков и
обусловливающее адекватный информационный обмен в процессе хормейстерской деятельности студентов.
2. Эффективное развитие коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки достигается через установление взаимосвязи основных этапов учебно-музыкальной деятельности (восприятие, анализ, интерпретация музыки), что обеспечивает восстановление целостности коммуникативной цепи «композитор -музыкальное произведение - хормейстер - исполнители - слушатели».
3. Методика развития коммуникативной культуры основывается на представлении музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, изучении хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с использованием различных видов анализа (исполнительского, структурно-функционального, целостного), моделировании в учебном процессе
аудиторных и сценических режимов работы хормейстера.
•
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры хорового дирижирования Челябинского института музыки им. П.И. Чайковского, кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях (Челябинск, 2003, 2004, 2005; Волгоград, 2005); посредством опубликования научно-исследовательских работ; путем внедрения результатов исследования в практику работы дирижерско-хорового отделения музыкального колледжа при Челябинском институте музыки им. П.И. Чайковского.