Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
1.1. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования 17
1.2. Проблема художественно-творческих способностей студентов и ее роль в системе высшего профессионального образования 43
1.3. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей будущих учителей ИЗО в процессе освоения курса компьютерной графики 80
Вывод по 1 главе 113
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ 117
2.1. Диагностика развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на констатирующем этапе эксперимента 117
2.2. Организация художественно-творческой деятельности студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике (формирующий этап эксперимента) 138
2.3. Анализ результатов эксперимента и динамика развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ после экспериментального обучения 148
Вывод по 2 главе 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 192
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 196
- Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования
- Проблема художественно-творческих способностей студентов и ее роль в системе высшего профессионального образования
- Диагностика развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на констатирующем этапе эксперимента
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества, который характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической сфере, инновационными процессами в образовании, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области художественно-педагогического образования. Стала достаточно очевидной тенденция динамичного роста многообразия художественных технологий и расширения диапазона их возможностей.
Система профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования ориентирована на воспитание профессионала, который должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом художественно-изобразительных средств и профессиональных компетенций, способного с равным успехом реализовывать творческие и педагогические аспекты руководства различными видами художественной деятельности учащихся.
В содержании современного художественно-педагогического образования заложены разнообразные виды художственно-творческой деятельности, позволяющие осуществлять процесс развития профессиональной и общей культуры будущих педагогов-художников. В формировании таких специалистов все более значимую роль играют информационные технологии и компьютерная графика. В условиях современного образовательного пространства окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, а практический опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет ее возможности.
Основными задачами курса информатики в педагогическом вузе являются формирование алгоритмического мышления, ознакомление с различными ИКТ, достижение информационной компетентности. Компьютерная графика – особый раздел ИКТ, с усложненными задачами, в ходе ее изучения происходит переход от алгоритмического мышления к решению задач с открытыми условиями, т.е. художественно-творческого характера. В таком случае компьютер перестает быть целью обучения, ведь современный уровень информатизации образования ориентирован на использование компьютера в качестве средства, что должно привести к развитию художественно-творческих способностей студентов.
В преподавании компьютерной графики заложено существенное противоречие, требующее разрешения в целях повышения результативности этого процесса. Это противоречие между необходимостью подготовки студентов к решению задач творческого характера средствами графических программ и традиционно «пошаговым», алгоритмическим характером деятельности студентов в ходе изучения курса компьютерной графики в системе высшего профессионально-педагогического образования.
Современный специалист в области художественного образования должен обладать гибким, комбинирующим мышлением, способностью успешно адаптироваться в условиях постоянно меняющихся требований к его профессиональным качествам.
Творческие способности (как к педагогической, так и к художественно-творческой деятельности) выступают в качестве одной из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования. Проблема развития творческих способностей студентов весьма актуальна, поскольку проявление творчества во всех сферах жизни стало социальной потребностью современного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема профессионально-графической подготовки будущих учителей изобразительного искусства рассматривалась в работах Г.В.Беды, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой, В.С.Кузина, В.В.Корешкова, В.К.Лебедко, Н.Н.Ростовцева, Н.Н.Поддьякова, А.С.Хворостова, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, Б.П.Юсова и др.
Психологические аспекты творческих способностей и креативности изучали Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, В.Н.Дружинин, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, А.Маслоу, Я.А.Пономарёв А.З.Рахимов, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Р.Стернберг, Б.М.Теплов, Е.П.Торренс. Исследованием специальных способностей к изобразительной деятельности занимались Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко, А.Г.Ковалев, B.C.Кузин, В.С.Мухина, В.Н.Мясищев, Н.П.Сакулина и др.
Мы рассматриваем процесс развития художественно-творческих способностей как составную часть целенаправленного, организованного процесса профессионального обучения, имеющего целью, с одной стороны, приобретение профессиональных компетенций, необходимых в художественно-творческой деятельности для создания и воплощения художественно-образных замыслов; с другой – овладение профессиональными компетенциями по передаче художественно-творческого опыта учащимся. В результате данного процесса происходит становление и развитие профессиональной направленности; формируется практический художественный опыт; формируется профессионально-педагогическая компетентность; развивается педагогическое творчество, профессионально значимые качества педагога-художника.
Значимость творчества в педагогической деятельности подчёркивают В.И.Андреев, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.Т.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина. Вопросы творческой самореализации как базы формирования технологических основ педагогической профессии рассматривает В.Э.Штейнберг. Человекотворческую функцию в качестве главной функции культуры выделяет В.Л.Бенин.
Из социального заказа, который можно определить как потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах, вытекает цель художественно-педагогического образования – профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов, которая достигается при решении следующих задач:
овладение студентами профессиональными компетенциями в области изобразительного искусства и дизайна;
овладение основами теории и практики художественно-творческой деятельности;
развитие художественно-творческих способностей студентов;
воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Реализация этих задач в художественно-педагогическом образовании требует разработки особых обучающих технологий, что затрудняется тем, что специфика обучения искусству предопределяет заведомую сложность технологизации этого процесса. Это во многом объясняется тем, что при создании технологии в этой области педагогической деятельности невозможно провести разделение между такими сторонами, как технология развития творческих способностей студентов и технология обучения основам художественной грамоты. Все эти стороны должны сосуществовать в преподавании предметов художественного цикла в органическом единстве, тесной взаимосвязи, без излишнего крена в сторону стихийного, нерегламентированного творчества или жесткого, нормативного обучения ремеслу, чисто техническим приемам изображения.
Процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета (ХГФ) мы рассматриваем на основе центральной проблемы – проблемы развития художественно-творческих способностей, для решения которой должен быть задействован весь комплекс предметов и дисциплин, необходимых для формирования профессиональной компетентности специалиста.
Актуальность проблемы и её практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структурно-функциональной модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения дисциплины «Компьютерная графика».
Объект исследования: профессионально-художественная подготовка студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования: процесс развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практической деятельности позволили определить следующую гипотезу исследования: процесс развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике будет успешным, если:
реализован комплекс психолого-педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов, включающий объективные (соблюдение принципов организации педагогического процесса) и субъективные (личностные и профессиональные качества преподавателя) условия;
использована комплексная технология обучения, учитывающая психологические аспекты художественного творчества (точная постановка цели, сбор материала, реализация идеи графическими средствами, критический анализ результата) и включающая продуктивные методы обучения (проблемно-поисковый, исследовательский, творческая лаборатория);
реализована структурно-функциональная модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике, включающая направленность на овладение художественно-творческой деятельностью; профессиональные компетенции в области изобразительного искусства; художественно-творческие способности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы художественно-творческих способностей и их развития в психологии, педагогической науке и практике.
2. Раскрыть сущность, содержание и структуру понятия «художественно-творческие способности» применительно к профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию художественно-творческих способностей студентов при изучении дисциплины «Компьютерная графика».
4. Разработать структурно-функциональную модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике, выявив её основные структурные компоненты и характер их взаимосвязи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции отечественной и зарубежной психологической науки, раскрывающие категории «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарёв, Л.С.Рубинштейн, Р.Стернберг, Э.Торренс и др.); основные положения профессиональной педагогической подготовки (П.П.Блонский, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина, В.А.Сластёнин); закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя (О.А.Абдуллина, Ю.К.Бабанский, B.C.Ильин, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина), профессионально-графическая подготовка будущих учителей изобразительного искусства (Г.В.Беда, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьев, Ю.Ф.Катханова, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, Н.Н.Ростовцев, А.С.Хворостов, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов, Б.П.Юсов); информационно-коммуникационные технологии в образовании (А.Ю.Уваров, Д.Г. Штенников, А.И.Яковлев); нормативные документы (Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области культуры и искусства), а также научные изыскания по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования:
методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, информатике, дизайну, изобразительному искусству);
обсервационный (наблюдение за учебной и художественно-творческой деятельностью студентов ХГФ);
анализ графических работ студентов, выполненных в процессе обучения компьютерной графике;
подбор и составление творческих заданий по дисциплине «Компьютерная графика»;
диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертная оценка);
педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
методы математической и компьютерной обработки данных эксперимента.
Исследование включало три этапа:
На первом, констатирующем, этапе (2006-2007 гг.) изучалось современное состояние исследуемой проблемы, проводился анализ психолого-педагогических и научно-методических источников. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования, определены методы исследования, проводилось анкетирование и тестирование студентов 3 курса ХГФ БГПУ им. М.Акмуллы. Разрабатывалась модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях компьютерной графики.
На втором, поисково-эмпирическом, этапе (2007-2008 гг.) уточнялась формулировка темы, апробировалась модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ, осуществлялись проверка эффективности внедряемых психолого-педагогических условий в практику и отслеживание динамики развития художественно-творческих способностей студентов.
На третьем, заключительном, этапе (2008-2009 гг.) проводились систематизация полученных результатов; анализировались учебные, творческие работы студентов, статистически обрабатывались и обобщались результаты экспериментального обучения; отбирались наиболее эффективные упражнения и задания, направленные на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ. Определялась теоретическая и практическая значимость исследования; разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику; корректировались положения и выводы по теме, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– раскрыта сущность, содержание и структура понятия «художественно-творческие способности» применительно к профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства;
– выявлен комплекс психолого-педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения компьютерной графике (объективные – соблюдение принципов организации педагогического процесса; субъективных – личностные и профессиональные качества преподавателя);
– предложена структурно-функциональная модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения компьютерной графике, включающая мотивационный, инструментально-исполнительский и художественно-творческий компоненты.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
обоснована необходимость и возможность развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике;
разработана структурно-функциональная модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения компьютерной графики;
определено приоритетное значение развития художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства (в контексте профессиональной подготовки студентов ХГФ).
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
апробирована разработанная структурно-функциональная модель раз-вития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения компьютерной графики и подтверждена её эффективность (на базе БГПУ им. М.Акмуллы);
разработаны методические рекомендации и учебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерная графика» для студентов 3 курса художественно-графического факультета (Специальность «Изобразительное искусство»).
Разработанные материалы могут использоваться в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, а также в системе дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы, с опорой на научные исследования в области психологии, педагогики, компьютерных технологий и теории изобразительного искусства; применением комплекса взаимодополняющих методов, их соответствием цели, задачам и предмету исследования; статистической достоверностью полученных результатов; личным участием автора в преподавательской, научно-методической и организационной деятельности на базе экспериментальной площадки.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Повышение эффективности процесса развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в ходе обучения компьютерной графике достигается через внедрение в практику художественно-педагогического образования структурно-функциональной модели развития художественно-творческих способностей.
2. Успешное развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике реализуется через создание комплекса педагогических условий: соблюдение принципов организации педагогического процесса (единство профессионально-педагогических и художественно-творческих задач); освоение графических программ через создание проблемных ситуаций; создание условий психологической комфортности; обеспечение интеграции компьютерной графики с другими дисциплинами художественной подготовки студентов ХГФ.
Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялось на базе художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. Основные теоретические положения и отдельные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства, кафедры психологии и педагогики профессионального образования. Материалы исследования освещены в докладах и публикациях на научных, научно-практических конференциях внутривузовского, всероссийского и международного уровней: Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 2006, 2007, 2008); Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (Пятигорск, 2008); Международная научно-практическая конференция «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008, 2009.). Основные идеи и результаты исследования отражены в 10 публикациях, вошедших в научно-методическое пособие «Дизайн интерьера: структура, содержание и перспективы реализации» (Екатеринбург, 2009) и сборники научных статей.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (245 источников, в том числе 6 источников на иностранных языках), 2 приложений объёмом 11 страниц. Текст изложен на 170 страницах, включает 14 таблиц, 20 рисунков.
Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования
Современный этап развития российского общества, который характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической сфере, инновационными процессами в образовании, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области художественного образования. Стала достаточно очевидной тенденция динамичного роста многообразия художественных технологий и расширеїшя диапазона их возможностей. Научно-методическое обеспечение процесса формирования и совершенствования профессиональных качеств художника-педагога должно учитывать эту тенденцию и создавать предпосылки для выявления и реализации возникающего при этом потенциала благоприятных факторов.
Система профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования ориентирована на воспитание профессионала, который с равным успехом готов к творческой и педагогической деятельности по руководству различными видами художественной и дизайнерской деятельности учащихся различных учебных заведений.
На сегодняшний день явственно обозначилась проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений с учетом выдвижения на первый план задач усиления адресности подготовки специалистов, ориентированных на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, как это указано в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы» [145].
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, возможностей самореализации. В этом документе обращается внимание на необходимость подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональном} росту и профессиональной мобильности в современных условиях. Решение этих задач делает актуальными новые подходы к процессу подготовки специалистов в высшем учебном заведении [141].
Общетеоретические положения, относящиеся к профессионально-педагогической подготовке специалиста, обоснованы в трудах отечественных психологов и педагогов О. А. Абдуллиной, В. И. Андреева, А.Г. Асмолова, Н.В. Кузьминой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.
Анализ специальной педагогической и психологической литературы показал, что термин «профессиональная подготовка» используется в основном применительно к системе профессионально-технического образования. Согласно энциклопедическому словарю в буквальном переводе термин «профессия» (лат. professio — объявляю своим делом) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования человека. Понятие «специальность» (лат. specia — род, вид) трактуется как вид занятия в рамках одной профессии [151]. Таким образом, профессиональная подготовка - это процесс формирования специалиста для одной из областей трудовой деятельности, связанный с овладением определенным родом занятий, профессией. Цель профессиональной подготовки составляет приобретение профессионального образования, являющегося результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и необходимости личностно-профессиональных качеств.
В современной научной и методической литературе по проблемам теории и методики профессионального образования и в практике профессиональной подготовки используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство», «профессиональное становление», «профессиональное самоопределение», «профессиональная готовность», «профессиональная направленность», «профессиональная подготовка», «профессиональное самосовершенствование», «профессиональная адаптация», «профессиональная пригодность», «профессиональная идентификация», «профессиональная мобильность» и т.д. [61; 62; 179].
Профессионализм, безусловно,. связан с выходом на творческий уровень деятельности, подготовить профессионала — значит не просто передать опыт профессиональной деятельности, но и вооружить его навыками творческой деятельности, умением продуктивно применять полученные знания, умения, навыки, видоизменять полученный опыт, адаптировать его к меняющимся условиям.
Профессиональное мастерство - свойство личности, приобретаемое в процессе собственного опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности [150, с. 200].
Профессиональное педагогическое мастерство, безусловно, имеет свои особенности, которые предопределены спецификой труда учителя. Б.Т.Лихачёв определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение .педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей» [110].
Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, Н.В.Кухарев, А.Е.Кондра-тенков, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), являются четыре основных компонента:
1) профессиональная направленность;
2) профессиональное знание предмета, методики его преподавания;
3) педагогические способности;
4) педагогическая техника.
В системе педагогики понятие «педагогическое мастерство» соотносится с понятием «педагогическая культура». При этом мастерство определяется как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя [12, с. 100]. Как отмечает В.Л.Бенин, педагогиче-екая культура характеризует культуру всей педагогической деятельности. Уровень педагогической культуры человека определяется тем, в какой мере этот человек выполняет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов:
1) его жизненный опыт, человеческую мудрость;
2) объём знаний, которыми обладает человек;
3) навыки и умения передачи собственных знаний [12, с. 102].
Рассматривая проблемы профессионального педагогического мастерства, следует помнить, что основные его компоненты возможно раскрыть лишь в применении к конкретной педагогической специальности, ведь каждая из них обладает собственной спецификой. Особенности специальности педагога-художника предопределены самой образовательной областью «Изобразительное искусство», которая требует от педагога владения основами художественного мастерства, изобразительной грамотой, с одной стороны, способностями к творческому применению художественных умений и навыков, с другой, а также к передаче разнообразного опыта в области изобразительного искусства своим ученикам - с третьей.
Цель художественного образования в современной теории трактуется как формирование целостной, разносторонне развитой, гармоничной личности во всей полноте ее отношений к миру средствами изобразительного искусства.
Традиционно было принято определять художественное образование как способ передачи знаний, технических умений и навыков в области изобразительного искусства. Этим понятием обозначалась профессиональная подготовка художников и весь круг проблем, связанных с ней. В последние десятилетия принято следующее, более широкое определение: художественное образование — это процесс творческого развития личности средствами искусства, формирование ее духовной культуры через восприятие искусства и собственную творческую деятельность [157]. Понятие художественного образования вбирает в себя такие, как обучение искусству, воспитание и развитие личности, ее творческого потенциала средствами искусства.
Проблема художественно-творческих способностей студентов и ее роль в системе высшего профессионального образования
Прежде чем обратиться к проблеме развития художественно-творческих студентов в системе высшего педагогического образования, следует дать развернутую характеристику наиболее важным понятиям, связанным с ней, таким, как «способности», «творчество», «творческие способности», раскрыть особенности процесса формирования творческих способностей.
В истории отечественной и зарубежной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г.Ананьева, В.Н.Дружинина, Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова, К.К. Платонова, Э.А.Голубевой, Н.С.Лейтеса, Л А.Венгера, В.А.Крутецкого, З.А.Калмыковой, Л.Г.Ковалёва, Е.П.Ильина, Т.И.Артемьевой, Дж.Гилфорда, и др.). Ведущие психологи XX века исследовали сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей.
В психологической науке способности традиционно рассматриваются как индивидуальные особенности, свойства или качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности [171].
По мнению Л.А.Венгера, способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются [24].
Л.Г.Ковалёв считал, что под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечшзающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления [82]. По определению Н.С.Лейтеса, способности — это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности [102].
К.С.Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней» [135] рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и выделил три их основных признака:
1. Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
2. Способности - не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
3. Под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [197].
Б.М.Теплов считал, что способности являются совокупностью свойств личности, обеспечивающих успешную деятельность. Также отмечал, что они не есть какое-то неизменное свойство человека и не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности [199].
Следующий подход, связанный с рассмотрением способностей как родовых качеств человека, основан на теории Л.С.Выготского, который выделял три характеристики способностей:
1) это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью;
2) развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания PI анализируется в контексте этого целого;
3) развитие способностей характеризуется через освоение определенных достижений культуры [34].
Б.Г.Ананьев представляет способность как потенциальную возможность или меру обученности [5]. Б.Г.Ананьев указывает, что способность образуется вследствие развития высших функций, в результате которого возможно творческое применение накопленных знаний [3].
Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л.Рубинштейна и его последователей, прежде всего, в плане их развития, а позднее в плане выявления психологической структуры [168]. С.Л.Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения. В основе способностей, по С.Л.Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков» [168].
Диагностика развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на констатирующем этапе эксперимента
На основе анализа психолого-педагогических и научно-методических исследований, разработанной теоретической модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по компьютерной графике во второй главе диссертационного исследоваїгая мы рассматриваем:
- методику организации экспериментального обучения компьютерной графике студентов ХГФ, цели, задачи, этапы, сроки и ход экспериментальной работы;
- критерии диагностики уровней развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения курса компьютерной графики для выявления мотивации к изучения компьютерной графики и определения динамики развития креативности обучающихся (констатирующий этап экспериментального исследования);
- экспериментальную технологию обучения студентов ХГФ компьютерной графике, ее содержание, организационные формы, методы и приемы обучения, упражнения, систему графических заданий и формы контроля учебной деятельности студентов (формирующий этап эксперимента);
- основные результаты экспериментального исследования и анализ динамики развития структурных компонентов художественно-творческих способностей студентов ХГФ (контрольный этап экспериментального исследования).
Основная цель экспериментальной работы заключалась в экспериментальной проверке теоретической модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе изучения компьютерной графики.
В задачи экспериментального исследования входило:
1) провести диагностическое исследование уровня развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на начальном этапе экспериментальной работы;
2) внедрить в процесс профессиональной подготовки студентов ХГФ разработанную модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ с учётом применения комплекса педагогических условий;
3) провести динамическое исследование изменения индивидуальных и групповых показателей художественно-творческих способностей студентов ХГФ (до начала и после завершения экспериментального обучения компьютерной графике);
4) подвести итоги и сделать выводы на основе экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование по развитию художественно-творческих способностей студентов ХГФ осуществлялось на базе художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В эксперименте принимали участие студенты 3 курса ХГФ специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» - четыре группы по 15-20 человек (ежегодно). Две группы занимались по традиционной методике, две - по экспериментальной. Всего в экспериментальном исследовании принимали участие 150 студентов.
Эксперимент условно можно разделить на три этапа.
Первый — констатирующий этап предусматривал проведение диагностического исследования начального уровня развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ до экспериментального обучения. Для этого нами было проведено анкетирование и тестирование с применением теста креативности Е.П.Торренса.
На втором этапе осуществлялось экспериментальное обучение, направленное на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ в процессе обучения компьютерной графике. Для реализации экспериментального обучения бьш использован комплексный метод, который включал в себя анкетирование, тестирование, лонгитюдное наблюдение, беседу, количественный и качественный анализ выполненных учебных заданий, графических работ, творческих проектов и др.
Третий этап - аналитическая стадия эксперимента, где проводился анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных данных эксперимента, формулирование выводов и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы исследования. Основными методами исследования на данном этапе явились: педагогический анализ, педагогический мониторинг, методы математической статистики в процессе обработки результатов эксперимента и др.