Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Радомская Ольга Игоревна

Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий
<
Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Радомская Ольга Игоревна. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:04-13/1435

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Специфика интегрированного подхода в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства

1.1. Проблемы синтеза искусств и интегрированного подхода к освоению разных видов искусства в педагогической, научно-философской, психологической и искусствоведческой литературе 14

1.2. Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе 39

1.3. Развивающие направления в преподавании изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе 55

1.4. Психолого-педагогические особенности освоения изобразительного искусства учащимися младшего школьного возраста 71

Глава 2. Повышение профессионального мастерства учителя начальной школы в условиях интегрированного подхода к преподаванию изобразительного искусства

2.1. Опыт педагогов-мастеров в построении направлений и форм интегрированных уроков изобразительного искусства в младших классах общеобразовательной школы 89

2.2. Педагогические направления интегрированной модели преподавания изобразительного искусства по авторской программе для 1-4 классов ... 118

2.3 Повышение профессионального мастерства студентов педагогических вузов при включении интегрированных технологий в процесс прохождения учебной практики преподавания изобразительного искусства в начальной школе 140

Заключение 152

Список литературы 154

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Интеграционные процессы жизни разных народов и государств обеспечиваются, прежде всего, диалогом культур, результатом которого является нахождение точек взаимодействия, взаимообогащения, общих координат, целостных ориентиров. Среди них важно выделить терпимое, уважительное отношение к уникальности, самобытности культуры. Опираясь на выражение О. Шпенглера, что культурный человек, живет, углубляясь внутрь, а цивилизованный, обращаясь во внешнее пространство, целью художественного образования должно стать формирование художественной культуры учащихся, их умения посильно участвовать в поддержании и развитии культуры человечества через совершенствование самих себя.

В данном исследовании выделена проблема совершенствования мастерства учителя изобразительного искусства, работающего в начальной школе, и студентов педагогических вузов. Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Квалификация учителя изобразительного искусства имеет особое значение в начальной школе, так как в этот период происходит активное знакомство учащихся с разными видами искусства, наукой, окружающим миром, средой и людьми. Изобразительное искусство определяется, опираясь на исследования Б.П. Юсова, доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект, вокруг него выстраиваются другие виды искусства. Оно является важным звеном в системе общего и эстетического воспитания, одним из

4 видов и средств художественного образования школьников. Для того чтобы общение с изобразительным искусством в младшем школьном возрасте проходило наиболее эффективно, необходимо, как показывает исследование, осуществлять его в тесной взаимосвязи с другими видами искусства (музыка, литература, театр, танец) при условии высокой квалификации учителя. В этой связи в исследовании сделана попытка раскрыть условия совершенствования профессионального мастерства учителей изобразительного искусства, работающих с младшим школьном возрастом. Это тем более важно, так как количество часов, отводимых в педагогических вузах на методику преподавания изобразительного искусства, часто бывает ограничено.

Другим фактом, подтверждающим актуальность исследования, являются устаревшие формы и методы преподавания изобразительного искусства, которые применяют педагоги-практики и студенты, что противоречит условиям модернизации системы образования. Отмечается недостаточное количество высококвалифицированных специалистов в области преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, данный предмет чаще всего в младших классах ведут педагоги основных предметов, а не специалисты.

Противоречие между современными требованиями общества к организации и проведению занятий искусством и уровнем профессионального мастерства учителя в школе обуславливает изменения в области подготовки учителя образовательной области «Искусство». В исследовании обобщен опыт учителей изобразительного искусства и начальных классов ряда школ и учреждений дополнительного образования, выявлены условия наиболее успешного освоения изобразительного искусства и раскрыты эффективные развивающие интегрированные педагогические технологии, позволяющие повысить педагогическое мастерство студентов педагогических вузов. Опираясь на исследования ученых-педагогов, следует подчеркнуть, что

5 интегрированный подход к освоению искусства требует серьезной подготовки педагога, предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции и фантазии.

Отсюда, целью преподавания искусства в системе художественного образования является, прежде всего, развитие полихудожественных творческих возможностей учителя и учащихся, расширение горизонтов освоения окружающего мира, природы и культуры, формирование осмысленного отношения к искусству и воспитание интереса к прекрасному в жизни. Интеграцию в процессе освоения искусства следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации урока, занятия, «художественного события» (термин

Т.И. Суховой), то есть как педагогическую технологию.

В диссертации проанализированы труды по философии, культурологии, искусствоведению, в основе которых человек определяется как носитель культуры (О.Шпенглер, Д.С.Лихачев,

И.Г.Минералова, Л.Н.Толстой и др).

Психологический и педагогический аспект рассматриваемой проблемы, определяющий искусство как основу творческой деятельности учащихся, занимает в исследовании особое место (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, В.С.Мухина, Л.П.Печко, В.Г.Ражников,

В.А.Сухомлинский, Е.М.Торшилова, Н.Н.Фомина, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Л.В.Школяр и др.).

Видную роль в исследовании сыграл анализ педагогических методов и форм профессионального обучения учителя искусства (Ю.П.Азаров, А.А.Жданов, В.И.Загвязинский, В.С.Кузин, М.М.Левина, СИ. Назарова, А.И. Пеленков, И.П.Подласый, Н.Н.Ростовцев и др).

Термин «синтез» по отношению к искусству был широко распространен в России на рубеже XIX - XX веков. В трудах философов (Ф.Ницше, В.Соловьев, П.Флоренский), творчестве композиторов (Р.Вагнер,

А.Скрябин), писателей и поэтов, прежде всего символистов (А.Белый, А.Блок, С.Есенин, К.Бальмонт), художников (В.В. Кандинский, Н. Рерих, М. Чюрленис и др.) отмечается главная цель практически всех искусств -идея преображения человека, изменения мира и его приближения к совершенству, стремления к некому духовному идеалу.

В 20-е - 30-е годы XX века пристальное внимание к проблеме поиска взаимодействия искусств в системе эстетического воспитания уделяли педагоги: А.В.Бакушинский, А.П. Зеддлер, Г.В.Лабунская и др. Так, А.В.Бакушинский подчеркивал, что вся система художественного воспитания должна строиться на свободе детского творчества, определяемого законами детского развития, на свободе его форм и выбора материала. Над идеей многостороннего эстетического развития детей работали Е.А.Флерина, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий и др.

В 60-80-е годы XX века вновь возрос интерес к проблеме взаимодействия искусств в области педагогики, философии и психологии. В системе эстетического образования данное направление рассматривали В.В.Алексеева, Е.Я.Гембицкая, А.Я.Зись, Д.Б.Кабалевский,

Е.В.Квятковский, Б.С.Мейлах, В.В.Неверов, Б.М.Неменский Б.М.Теплов, Ю.Н.Усов и др.

В 80-90-х г.г. XX века в Институте художественного образования Российской академии образования под руководством Б.П. Юсова разработан комплект интегрированных программ, направленный на многостороннее развитие художественно-образного мышления детей, определены критерии уровня художественной развитости, педагогические условия интегрированного освоения искусства, опираясь на которые появилась реальная возможность исследовать процесс совершенствования подготовки педагога образовательной области «Искусство» как педагога-творца.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства.

7 Предмет исследования: интегрированный подход к процессу организации занятий изобразительным искусством как способ повышения профессионального мастерства педагога.

Цель исследования: определение условий повышения педагогического мастерства учителя изобразительного искусства с позиций интегрированного подхода.

Задачи исследования:

Исследовать и обосновать педагогическую проблему интегрированного подхода к процессу освоения искусства в философской, искусствоведческой, естественнонаучной, психологической и педагогической литературе.

Выявить пути повышения профессионального мастерства учителя и его компоненты на интегрированных уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Определить педагогические особенности интегрированных педагогических технологий и форм организации занятий изобразительным искусством с учащимися младшего школьного возраста в системе подготовки учителей изобразительного искусства.

Экспериментально проверить модель совместной методической работы учителя-предметника и педагога-методиста в процессе педагогической практики студентов факультета начальных классов.

Разработать и апробировать интегрированную программу занятий по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы.

Гипотеза исследования.

Профессиональное мастерство педагога в процессе преподавания изобразительного искусства в начальной школе будет наиболее эффективным, если: - основой для педагогического творчества будет интеграция как педагогическое направление для повышения квалификации учителя, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно- воспитательный процесс, направленный на формирование художественной культуры учащихся и целостной картины мира будущих учителей изобразительного искусства; - в учебный процесс учителем активно включаются развивающие инновационные педагогические технологии комплексной организации уроков (объединение занятий в единый тематический цикл; уроков- путешествий; «художественных событий»); проектные формы творческой работы; самостоятельное творчество детей. учитель обладает знаниями проектной культуры; навыками организационно-творческой работы с учащимися на основе развивающих интегрированных технологий; способностью находить эффективные методы полихудожественного освоения изобразительного искусства; обозначенные направления позволяют совершенствовать профессиональное мастерство учителя и дают возможность рассматривать интеграцию как ведущую педагогическую технологию в подготовке учителя образовательной области «Искусство».

Методологическая основа исследования: педагогическая теория взаимодействия видов искусства в творческом развитии личности учащихся и современная концепция образовательной области «Искусство» Б.П. Юсова; позиция «экологии культуры» как культурной среды нации и ребенка Д.С. Лихачева; теории комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей и юношества (А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская); концепции воспитания искусством (Б.М. Неменский, Д.М. Кабалевский), передовые методы подготовки учителя изобразительного искусства в вузе (B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев).

9 Методы исследования: теоретический анализ литературы по интеграции и взаимодействию искусств в областях педагогики, психологии, искусствоведения и философии; педагогическое наблюдение и изучение методов и форм профессиональной деятельности учителей образовательной области «Искусство»; систематизация и классификация опыта педагогов-мастеров в области преподавания изобразительного искусства; обобщение и обоснование практического опыта педагогов-исследователей, работающих в рамках интегрированного подхода в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования; опытно-экспериментальная работа; педагогический эксперимент; метод экспериментальных творческих заданий; беседа с учителями; опрос учащихся младших классов; анализ практических работ младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: проведен исторический анализ проблемы синтеза и интеграции искусств с точки зрения теории и практики обучения изобразительному искусству в школе; выявлены актуальные идеи и направления преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе, основанные на полихудожественном характере освоения искусства детьми; - дано теоретическое обоснование необходимости внедрения в практику подготовки педагогов изобразительного искусства современных инновационных технологий организации и проведения уроков, направленных на развитие творческой активности учащихся; определены условия и технологии повышения профессионального мастерства учителя изобразительного искусства и его компоненты у студентов факультета начальных классов;

10 построена и обоснована модель учебного курса по организации и проведению педагогической практики преподавания изобразительного искусства в школе для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»; - обоснованы и разработаны эффективные формы и методы организации и проведения интегрированных занятий по изобразительному искусству в младших классах, направленные на повышение профессионального мастерства студентов педагогических вузов в процессе прохождения профессиональной педагогической практики: диалог учителя и учащихся; сотворчество учителя и детей; совместное посещение музеев, выставок, спектаклей, начало ведения исследовательской работы, основы проектной деятельности на уроке и др.

Практическая значимость исследования заключается в создании модели учебного курса организации и проведения педагогической практики в общеобразовательной школе для студентов художественно- графического факультета и факультета начальных классов на основе современных интегрированных технологий, форм и методов преподавания изобразительного искусства; определены схемы применения развивающих инновационных технологий преподавания изобразительного искусства учащимся начальной школы. Разработана интегрированная программа для четырехлетней начальной школы, направленная на повышение педагогического мастерства будущих учителей на уроках изобразительного искусства и являющаяся результативным способом приобщения младших школьников к эстетическому освоению окружающего мира и культуры и формирования у них стремления к творческой деятельности. Программа может быть использована при подготовке методических рекомендаций к курсу «Методика преподавания ИЗО с практикумом» для студентов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность исследования подтвердилась при получении положительных результатов в процессе проведения педагогического эксперимента по внедрению интегрированных технологий в профессиональную подготовку по методике преподавания изобразительного искусства студентов факультета начальных классов МПГУ на педагогической практике в общеобразовательной школе и успешной апробации модели учебного курса организации и проведения будущими учителями уроков изобразительного искусства, основанных на интегрированной программе, обусловлена большим объемом изученного научно-методического материала и литературы, педагогической деятельностью соискателя в общеобразовательной школе.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2003 гг.: I этап (1999-2000). Анализ и изучение психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по теме исследования. Выявление основных тенденций в области преподавания изобразительного искусства при изучении программ и различных методик в рамках исследуемой проблемы. II этап (2000-2002). Выявление условий интегрированного подхода к преподаванию изобразительного искусства и определение содержания и форм интегрированных занятий изобразительным искусством в начальной школе, повышающих педагогическое мастерство учителей искусства. Разработка и апробация в систему подготовки учителей начальных классов во время педагогической практики программы по изобразительному искусству, автором исследования для четырехлетней начальной школы. III этап (2002-2003). Обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования, систематизация и оформление материала кандидатской диссертации.

Апробация результатов исследования проводилась в Лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО; основные положения и выводы диссертации были отражены в

12 выступлениях на конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных проблемам художественной подготовки студентов педагогических вузов: научно-практической конференции «Синтез в мировой художественной культуре» (Москва, 6-7 декабря 2000 г.) в Московском педагогическом государственном университете; международной научно-практической конференции «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (Екатеринбург, 29 октября-1 ноября 2001 г.) в Уральском государственном педагогическом университете; международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» (Москва,

29января-4февраля 2001 г.); педагогических чтениях «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва,

4-9 февраля 2002 г.) в Институте художественного образования РАО.

Материалы теоретической и практической работы по теме исследования вошли в ряд публикаций.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Общеобразовательная школа-лаборатория №875 г. Москвы, общеобразовательная школа с углубленным изучением образовательной области «Искусство» №1942 г. Москвы, студенты-практиканты факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета. Всего исследованием было охвачено 217 учащихся начальных классов и студентов-практикантов.

Положения, выносимые на защиту.

Интеграция выступает важным условием для развития педагогического творчества и повышения профессионального мастерства учителей, их самостоятельности в поиске нестандартных форм и методов преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Интегрированные педагогические технологии преподавания изобразительного искусства обеспечивают связь содержания обучения с

13 жизнью и предполагают формирование у студентов педагогических вузов способности к научному отбору материала в учебных целях, привлечению знаний и методического материала из разных видов искусства, областей культуры и науки; умение поставить перед учащимися проблемную задачу и помочь найти способы ее решения, координировать и направить художественную деятельность учащихся на создание творческого продукта.

3. Модель учебного курса по организации педагогической практики в области изобразительного искусства, направленная на согласование действий учителя, методиста и студента-практиканта, является основой саморазвития будущих учителей и раскрывает их профессиональный потенциал; отражает процесс совершенствования педагогического мастерства студентов факультета начальных классов; помогает им в подготовке уроков.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе

За последние десятилетия в процессе разработки, освоения и внедрения новых педагогических подходов и технологий в практике общеобразовательных учреждений возникла потребность в подготовке учителя к новым условиям обучения и воспитания детей и юношества. Учитель - это личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе. «Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью» (Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высщ. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - С. 230). В настоящее время учитель необходим обществу еще и как «трансформатор его детей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движения, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие» (Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Изд. центр «Академия», 2001. - С.4).

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего» (Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. Педагогический поиск/Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1988.- С.34). Содержанием педагогической деятельности как вида профессиональной деятельности является обучение, воспитание и развитие обучающихся. Особое место в жизни ребенка учитель занимает в начальной школе: он является посредником между детьми и взрослыми. Конечно, учитель в начальной школе играет центральную роль, от уровня его квалификации, профессионального мастерства и культуры зависит будущее учащихся. В педагогических вузах на художественно-графических факультетах по подготовке специалиста (художника-педагога) основной задачей является обучение основам изобразительного искусства, направленное главным образом на освоение студентами графической грамоты. Это направление проецируется и на школьную практику. В центре педагогической системы - обучение детей реалистическому рисунку, умению изображать окружающие предметы и природу. Учитель может раскрывать перед школьниками мир прекрасного, развивать их эстетический вкус, воспитать стремление к познанию «... не только вдохновляя учащихся произведениями большого искусства, но и обучая основам изобразительной грамоты» (Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов. - 3-е изд. доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. -С. 164). Однако, на наш взгляд, в младших классах общеобразовательной школы преподавание изобразительного искусства должно вестись с учетом возрастных особенностей учащихся.

Требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 030800 -«Изобразительное искусство и черчение» и их учебно-методическое сопровождение разрабатываются в Московском педагогическом государственном университете (Ml И У) как головном вузе системы педагогического образования. Перечислим основные требования ГОС ВПО по дисциплинам предметной подготовки учителя изобразительного искусства и черчения. Специалист: владеет системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры; понимает особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия, владеет умениями адекватной оценки произведений искусства; руководит процессом освоения ценностей искусства учащимися и развивает интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством, знает мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования; ведет самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел; владеет знаниями первоисточников искусствоведческой литературы; знает специфику художественного краеведения; владеет умениями оценки программ и методик преподавания искусства и технической графики, анализирует и оценивает новейшие технологии обучения, умеет создавать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства; умет рисовать, писать акварелью и маслом, владеет 1-2 графическими приемами и средствами, 2-3 видами декоративно-прикладного и декоративно-оформительского искусства, техникой лепки, умеет писать 2-3 шрифтами, сочинять, компоновать графические и живописные композиции, владеет графическим и живописным языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности; владеет ручными и машинными способами передачи информации о предметном мире;

Развивающие направления в преподавании изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе

В современной отечественной педагогике в области преподавания изобразительного искусства можно выделить несколько направлений. Первое направление - преподавание изобразительного искусства, основанное на освоении графической грамоты учащимися общеобразовательной школы, в котором реалистическое искусство рассматривается как основа для художественной деятельности школьников, возникло в 40-е - 50-е г.г. XX века (Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Шорохов Е.В., Ростовцев Н.Н. и др.). Теоретическое обоснование этого направления опирается на идеи П.П. Чистякова, который был убежден в необходимости преподавания рисования в общеобразовательной школе по всем правилам и законам профессиональной подготовки художника, уделяя особое внимание рисованию с натуры.

Школьная программа, по мнению ученых, разрабатывающих это направление, должна предусматривать четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве. На рисование с натуры отводится наибольшее количество часов, так как именно оно «... приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе» (Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: АГАР, 1998. - С.100). «Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе - это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования» (Там же. - С.96).

Среди целей школьного курса изобразительного искусства ученые выделяют также общеобразовательные цели; эстетическое и художественное развитие учащихся; помощь в познании окружающей действительности; демонстрация обширного поля деятельности, открывающимся перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка; развитие творческих способностей учащихся; ознакомление с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства; формирование интереса и любви к изобразительной деятельности. В 90-е г.г. под руководством Т.Я. Шпикаловой была разработана и внедрена программа «Изобразительное искусство и основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, целью которой является приобщение детей к культурному традиционному наследию по принципу комплексного изучения ДПИ, что является свидетельством некоторого изменения взглядов ученых. Второе направление - сформировано Б.П. Юсовым в 1970 г., основанное на целостном подходе к обучению и воспитанию учащихся. В центре обучения изобразительному искусству ставится категория «художественный образ» как основа поиска нового содержания школьных программ по изобразительному искусству. Всесоюзный эксперимент по апробации и внедрению новой типовой программы проводился в 70-е г.г. XX века в более ста общеобразовательных школах Советского союза в тесном контакте с Союзом художников СССР. В 1981 году Коллегия Министерства просвещения СССР одобрила программу НИИ эстетического воспитания АПН СССР «Изобразительное искусство» под редакцией Б.П.Юсова, в которой пять разделов: изображение на плоскости, изображение в объеме, изображение в пространстве, восприятие искусства и объективной действительности. Подразделом программы являлась рубрика «Материалы и техники», в которой в общеобразовательную школу вводились разнообразные графические и живописные материалы. «Типовая программа реализовала принцип единства практического обучения с развитием художественного восприятия. Освоение грамотности изображения выступало как средство организации образной выразительности работ. Комплекс объемно-пространственных видов деятельности (лепка, декоративно-прикладное искусство с элементами технической эстетики) позволил связать содержание программы "Изобразительное искусство" с осознанием роли искусства в жизни общества и в художественном решении предметной среды» (Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - С. 10).

Третье направление - приобщение к мировой художественной культуре учащихся. Детское творчество рассматривается как своеобразная сфера духовной жизни. Направление сформировалось в 80-х г.г. XX века. времени обращения к новым задачам воспитания и образования учащихся в процессе преподавания ИЗО, к его возможностям в духовном и эмоционально-нравственном формировании личности школьника (Неменский Б.М., в разное время: Кашекова И.А., Коротеева Е.И., Копцева Т.А., Фомина Н.Н. и др.). «Искусство приобщает к огромному духовному опыту человечества, сконцентрированному в нем, и именно здесь заложены возможности выпрямления юных душ!» - утверждает Б.М. Неменский (Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. М., 1987. - С.49). Авторами данного направления определяются две основные задачи предмета «Изобразительное искусство» в школе:

Педагогические направления интегрированной модели преподавания изобразительного искусства по авторской программе для 1-4 классов

В младших классах учащиеся начинают осваивать знания, умения и навыки необходимые им для успешной учебы в школе. Восприятие ученика начальной школы немногим отличается от восприятия дошкольника, они с готовностью воспринимают и впитывают в себя разные виды художественной деятельности. В школе же предметы образовательной области «Искусство» осваиваются изолировано друг от друга (музыка, изобразительное искусство, литература и художественное чтение и т.д.), что противоречит природе ребенка, который выражает и воспринимает себя в искусстве целостно (синкретический характер искусства в дошкольном возрасте). Именно в младшем школьном возрасте искусство, как единое целое, должно выступать основным средством развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, освоения окружающего мира и культуры. Действенность художественного образования младших школьников определяется использованием взаимодействия и интеграции искусств на занятиях изобразительным искусством. У детей младшего школьного возраста преобладает активное усвоение цвета в рисовании, образная память и фантазия, литературные и музыкальные драматизации, исполнительство. В начальной школе изобразительное искусство ставится всеми авторами интегрированных программ по искусству на первый план. Отсутствие разработанной системы интегрированных заданий по изобразительному искусству, помогающей полностью раскрыться каждому учителю, послужило причиной создания автором интегрированной программы по изобразительному искусству для 1-4 классов «Мы живем на планете Земля: путешествуем-исследуем-творим». В 1999-2002 г.г. нами проводилась экспериментальная работа по апробации и разработки интегрированных заданий для эффективного преподавания изобразительного искусства в школе. Задания были составлены на основе личного опыта соискателя, педагогической исследовательской работы учителей начальных классов и изобразительного искусства школы-лаборатории №875 г. Москвы, а также, разработанных сотрудниками Лаборатории комплексного взаимодействия искусств (Лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО), направлений полихудожественного развития школьников. Интегрированная программа «Мы живем на планете Земля: путешествуем-исследуем-творим» построена на основе общей темы, изучаемой в 1 - 4 классах: Освоение культуры мира историко-культурного наследия родного края и его искусства, особенностей обживання народами природного ландшафта. Данное направление, на наш взгляд, является важным условием приобщения детей к отечественной культуре в частности, и к культуре всего мира в целом, так как представление об общечеловеческих ценностях складываются, во-первых, из освоения мирового художественного наследия, во-вторых, из освоения близкого искусства, народного творчества и, в-третьих, от развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы.

В программе выделено изобразительное искусство, которое активно взаимодействует с такими видами искусства и творческой деятельности, как: художественное слово, музыка, художественное движение, а также тесно связано с многими школьными предметами и дисциплинами: природоведением, историей, географией. С педагогической точки зрения важно, чтобы уроки искусства строились не только на принципе возрастного интереса к разным видам искусств, но и с учетом их интеграции. Интегрированные занятия искусством вызваны необходимостью знакомства учащихся со всеми видами искусств, так как только при гармоничном взаимодействии музыки, танца, литературы, изобразительного искусства, театра и др. формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству, к участию в художественных событиях. В основе интеграции искусств лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности, проникающие друг в друга.

С нашей точки зрения, преподавание изобразительного искусства в системе школьного образования должно быть тесно связано со всеми предметами гуманитарной направленности, такими как «Мировая художественная культура», «История», «Литература». Ведь именно изобразительное искусство, наиболее близкое, любимое и понятное детям младшего возраста помогает детям осваивать сложный исторический материал и создавать на его основе свои собственные творческие работы, которые помогут понять и полюбить далекую историческую эпоху или страну. В разработанной нами интегрированной, полихудожественной программе по изобразительному искусству предложены серии занятий-путешествий (несколько занятий, связанных общей темой), посвященных изучению окружающей среды, разных стран и континентов, освоению мира народного искусства. Полагаем, что занятия различными видами искусств, основанные на доминирующих для данного возраста (согласно концепции образовательной области «Искусства» Б.П.Юсова) видах творческой деятельности, связанные одной темой, позволят детям младшего школьного возраста в течение нескольких занятий, наиболее полно усвоить учебный материал и активно проявлять себя в художественном творчестве.

Повышение профессионального мастерства студентов педагогических вузов при включении интегрированных технологий в процесс прохождения учебной практики преподавания изобразительного искусства в начальной школе

В 2000-2003 учебных годах автором проводился эксперимент по внедрению интегрированных технологий в работу студентов факультета начальных классов МПГУ на педагогической практике в школах г. Москвы. В настоящее время профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов по методике преподавания изобразительного искусства по требованиям к студентам к подготовке студентов художественно-графических факультетов, от студентов, по окончании методического курса преподавания изобразительного искусства, требуется свободное владение изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи и композиции. Однако существует разница во времени на подготовку студентов в этой области: у студентов художественно-графического факультета (ХГФ) - 3 года, факультета начальных классов или педагогики и методики начального обучения (ФНК или ПИМНО) - от 1,5 лет до 1 года. Козлов В.И. определяет три формы готовности студентов к педагогической деятельности (Теория и практика в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности "Изобразительное искусство". Дис. ... д-ра пед.наук М., 2001.- С 71): 1) художественную (необходимый уровень сформированных практических навыков, теоретических знаний); 2) искусствоведческую (знания по истории изобразительного искусства); 3) педагогическую (необходимый уровень педагогических знаний о принципах организации школьного образования). В процессе профессиональной подготовки студентов факультетов начальных классов по изобразительному искусству мы выделяем педагогическую форму готовности к педагогической деятельности, как доминантную, так как невозможно за два семестра в полной мере подготовить с художественной и искусствоведческой стороны (требуется по крайней мере введение дополнительных спецкурсов по рисунку, живописи, композиции и истории искусств). Развить же педагогическую форму готовности в современных условиях подготовки будущего учителя по предмету ИЗО можно на педагогической практике, на которой студенту дается возможность пробы своих педагогических сил и возможность овладения элементами профессионального мастерства. Значение педагогической практики подтверждается исследованиями многих ученых-педагогов (Ю.П. Азаров, А.А.Жданов, М.М. Левина и др.). Роль учителя-предметника в процессе овладения на педагогической практике студентов-практикантов педагогическим мастерством неоспорима. Для студентов педагогическая практика является в своем роде экзаменом на учителя, который начинается «с первых в жизни уроков, когда на практике проверяются знания, умения и способности студента» (Жданов А.А. Педагогическая практика, как средство укрепления взаимосвязей вуза и школы // Тенденции развития и управление инновационными процессами в системе непрерывного художественного образования: Сб. Материалов по проблемам худ.обр. - Челябинск, ИДПОПР, 2003. - С. 66).

Предлагается практическая модель успешного взаимодействия учителя-мастера, студента-практиканта и методиста во время педагогической практики (Схема І). В модели отражен процесс приобщения студента, обладающего, в основном, теоретическими знаниями, к особенностям практического учительского труда. Под руководством методиста в высшем учебном заведении студент изучает как отечественный и зарубежный опыт передовой педагогической практики, так и особенности построения учебного процесса (методические лекции и семинары) и осваивает различные педагогические технологии, используемые в школе для преподавания изобразительного искусства; знакомится с основными направлениями его преподавания. Схема I.

На педагогической практике в школе учитель-мастер, по согласованию с методистом, помогает студенту-практиканту в организации и проведении уроков, раскрывая его профессиональный потенциал. Студент непосредственно участвует в общешкольных мероприятиях и, кроме того, присутствует на уроках, проводимых учителями школы, работающими в области разных видов искусства. Это позволяет студенту в действии изучить педагогический опыт учителей школы. Теоретический материал и наглядные уроки дают возможность студентам-практикантам создавать самостоятельные методические разработки, проводить полноценные уроки, помогают, наконец, совершенствовать педагогическое мастерство.

Педагогическая практика у будущих учителей начальных классов длится 2 месяца. За этот промежуток времени студенты должны провести около 40 уроков по разным учебным дисциплинам: развитию речи, математике, окружающему миру, москвоведению (в московских школах), русскому языку, внеклассному чтению, истории и др. По плану им положено провести только один, иногда два урока изобразительного искусства за всю педагогическую практику. Мы считаем, что этого, конечно, недостаточно даже для фрагментарного приобретения педагогического мастерства в рамках предмета «Изобразительное искусство».

Похожие диссертации на Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий