Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Особенности подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства начальных школ РСФСР 1920-30-х годов в условиях экономических реформ. 13
1.1. Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920-30-х годов в области изобразительного искусства 13
1.2. Роль ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа и творческих союзов профессиональных художников в подготовке учителей изобразительного искусства в 1920-е годы 41
1.3. Значение ЦДХВД в создании системы подготовки преподавателей изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательных школ в 1930-е годы 54
ГЛАВА II. Задачи педагогического руководства художественной деятельностью детей младшего школьного возраста, выраженные в программах по изобразительному искусству 1920-30-х годов 93
2.1. Анализ программно-методических документов по изобразительному искусству для начальных классов 1920-30-х годов 93
2.2. Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов 117
Заключение 133
- Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920-30-х годов в области изобразительного искусства
- Анализ программно-методических документов по изобразительному искусству для начальных классов 1920-30-х годов
- Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях России проблема совершенствования содержания: и методов образования учителя начальных классов в области изобразительного искусства является приоритетной, от решения которой зависит успех гуманизации общеобразовательной школы, органичное вхождение учащегося в современную культуру. Утвердившаяся практика в современной школе проведения занятий изобразительным искусством преподавателями других дисциплин или неспециалистами, сложившаяся система подготовки студентов художественно-графических факультетов и педагогических училищ нуждаются в поиске и внедрении новых форм и методик художественной педагогики, нацеленных на творческую самореализацию ученика начальной школы и личности учителя с позиции «не допустить, вреда учащимся».
В основу диссертационного исследования положена концепция изучения подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства во взаимосвязи с системой художественного воспитания учащихся начальных классов, базирующаяся на анализе подлинных результатов -. художественно-педагогического творчества.
Пропедевтический анализ готовности современных учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства выявил существенные противоречия между профессиональным образованием и художественной культурой, усложненность взаимодействия между наукой и: практикой, нарушение преемственности между традиционными методами приобщения к искусству и инновационными технологиями. Выявленные противоречия подтверждают актуальность исследования.
Огромный, не учтенный современной педагогикой опыт по проблеме исследования накоплен историей художественно-педагогического образования. Вопросы создания и развития системы подготовки учителей начальных классов и проблемы личности учителя изучались, начиная с 1950-
х годов, в трудах авторов советского периода К.И. Васильева, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корней чика, Е.Н. Медынского, З.И. Равкина, В.З. Смирнова, В.Я, Струминского, С.А. Черепанова и др. Исследования разных аспектов истории народного образования, а также сборники документов наследия в области художественного воспитания, составленные Н.П. Старосельцевой «Революция — искусство — дети» в двух томах (1967, 1987 г.г.), в той или иной степени отражают идеологический подход к интерпретации; явлений. Научные публикации Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина позволяли учителю искусства освоить историю методов обучения рисованию.
Проблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства актуализировались на рубеже 1960-70-х годов. В научных трудах, рассматривающих проблему создания новых школьных программ по изобразительному искусству, намечается интерес к. истории отечественного художественного образования 1920-30-х годов (В.В* Алексеева, Б.М. Неменский, А.В. Щербаков, Б Л.Юсов и др.). После долгого периода критики была дана положительная оценка художественно-педагогическому опыту отечественной школы 1920-х годов, пафос которой был созвучен программам изобразительного искусства 1970-х годов: «... не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей». В то же время критическому анализу в трудах названных ученых, а также диссертационных исследованиях их учеников и последователей (В.В. Абрамова, Н.Д.. Виноградова, Н.М. Зацепина, Т.Ф. Олейник, А.Н. Попелюхина), подверглась концепция «графической грамоты», получившая: распространение в общеобразовательной школе в 1930-е годы. Исследования 1990-х годов, проведенные лабораторией истории художественного образования Института художественного образования РАО, показали неправомочность противопоставления 1920 и 1930-х годов в отечественной художественной педагогике и необходимость специального изучения проблем профессионального образования учителей начальных классов этого периода.
Современные теоретико- педагогические исследования
свидетельствуют о расширении методологической базы подготовки будущих учителей искусства (Е.А. Бодина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Л.Б. Рылова, Л.В. Школяр, Б.П: Юсов и др.). В Институте художественного образования РАО создана принципиально новая концепция исследования художественного образования, базирующаяся на изучении подлинных результатов педагогического процесса — рисунков учащихся (Н.Н. Фомина, Л.В. Высоцкая, Ю.В. Голобоков, Н.Н. Гросул, А.А. Дмитриева, Н.И. Дружкова, ТЛАХопцева, Н.Н. Михайлова, Ю.Н. Протопопов). Ее смысл многогранно раскрылся в результате изучения уникальной коллекции детского рисунка Института художественного образования, что дало возможность выявить особенности художественного развития детей 1920-30-х годов; открылась перспектива для достоверного исследования системы подготовки педагогов. Наступил этап переоценки истории художественного образования в общеобразовательной и специальной педагогической школе изучаемого периода.
Актуальность проблемы нашего исследования также находит подтверждение в интересе художественно-педагогической общественности и прежде всего учителей изобразительного искусства к ретро — современным выставкам детского творчества 1920-90-х годов из коллекции Института художественного образования в крупнейших музеях Москвы и Германии (1994-2004 гг.). Они становятся базой повышения квалификации учителей и приобщения к забытым отечественным методам художественного воспитания.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителей начальных классов в области изобразительного искусства в России.
Предмет исследования — особенности достижений и регрессивных тенденций отечественной методической системы подготовки учителей к занятиям изобразительным искусством с детьми начальных классов в условиях школьных реформ XX века.
6 Цель исследования —определить содержание и методы
подготовки учителей начальной школы в области изобразительного
искусства на этапе 1920-30-х годов.
Задачи исследования:
1. Выявить методологические основы системы: подготовки учителей
начальных классов в области изобразительного искусства 1920-30-х годов.
Определить влияние художественной жизни России изучаемого периода на развитие системы подготовки специалистов в области художественного воспитания детей;
Систематизировать перспективные, актуальные для современной профессиональной школы типы художественной подготовки; школьного учителя и эстетического воспитания детей, на основе анализа государственных документов по общему развитию народного образования, а также документов Научного архива РАО, архива и коллекции детских; рисунков изучаемого периода Института художественного образования РАО;
Реконструировать модель системы подготовки.. учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 1920-30-х годов.
Гипотеза исследования. Совершенствование системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в настоящее время возможно в результате обогащения позитивным опытом отечественной профессиональной школы с позиций гуманистически ориентированной современной педагогической науки.
Изучение содержания образования учителей начальных классов 1920-30-х годов в системе непрерывного среднего, высшего образования и повышения квалификации учителей позволит выявить учебные предметы, способствующие профессионализации специалиста в области педагогики, психологии, искусства. Определение перспективных форм и методов, содействующих раскрытию художественно-педагогических задатков учителя, осуществимо при следующих условиях:
анализ системы педагогического образования во
взаимосвязи с содержанием и методами преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
сопоставительное изучение директивных документов, программно-методических публикаций и: архивных источников с. подлинными результатами учебного процесса;
наличие достоверной базы исследования — репрезентативной коллекции рисунков учащихся.
Методологическая основа исследования: влияние художественной: педагогики на мировоззрение ребенка (ММ. Рубинштейн и др.); теория развития «культуры творческой личности» А.В. Бакушинского; педагогическая концепция Г.В. Лабунской о значении собственного опыта ребенка в художественной деятельности; идеи о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского; педагогическая теория культурологического образования учителей изобразительного искусства ВЗ. Алексеевой; научный подход А.А.Мелик-Пашаева и Б.П. Юсова к проблемам развития личности учащегося в условиях самостоятельного творчества; концепция изучения «детского рисунка как феномена художественной культуры» Н.Н. Фоминой.
Методы исследования:
— теоретический анализ педагогической, психологической,
искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
— выявление и систематизация данных по подготовке учителей по
изобразительному искусству в процессе изучения трудов по истории
народного образования,. документов Научного архива РАО, архива
документов и коллекции детского рисунка Института художественного
образования, наследия художников, психологов, педагогов;
— методический анализ учебных программ по изобразительному
искусству для педагогических техникумов, школьных программ и пособий
для учителя по изобразительному искусству начальных классов с 1925 по
1950 годы;
— сопоставительный анализ программно-методических документов
по изобразительному искусству с подлинными результатами учебно-творческой работы детей;
сравнительный эстетико-педагогический анализ рисунков учащихся по одному заданию, выполненных на уроке и в условиях студии, с целью выяснения творческих возможностей младших школьников;
классификация методов подготовки учителя к преподаванию изобразительного искусства в условиях профессионального образования и системы повышения квалификации учителей.
— обобщение передового педагогического опыта изучаемого периода.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
— выявлена негативная тенденция в динамике зависимости
методологических подходов к подготовке учителя искусства: от цели
«систематического развития органов чувств и творческих способностей»
учащихся в 1920-е годы к цели утилитарного использования «средств
изобразительной деятельности» для формирования коммунистического
мировоззрения учащихся в соответствии с методом «социалистического
реализма» в 1930-е годы;
— показано, что система подготовки учителей начальных классов в 1920-
е годы находилась в зависимости от педагогической идеи формирования;
«культуры творческой личности»; это привело к расширению содержания
художественного образования в начальных классах до уровня специальных
школ и не могло быть полностью реализовано в массовой начальной школе;.
— выявлены противоречия между научной и узко-методической системой обучения и художественного воспитания в 1930-е годы, суть которых содержится в понимании художественно-творческих возможностей младшего школьника: сторонники первой (А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, В.А. Фаворский и др.) отстаивали право ребенка на свободу творческого проявления и целостное восприятие мира; авторы второй идеи внедряли методы поэлементного натурного рисования, что входило в противоречие с возрастными особенностями развития младшего школьника.
9 Несмотря на то, что борьба поднималась до уровня классовых
противоречий и усугублялась социально-политической обстановкой в
стране, идеи А.В.Бакушинского и его сторонников доказали свою
жизненность в области художественного воспитания в 1920-30-е гг. и в
исторической перспективе научных исследований последующих
десятилетий.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что
раскрыта методологическая основа подготовки учителя рисования в общеобразовательной школе в 1920-е годы: концепция художественно-творческого развития педагога-художника, апробированная в 1929-31 годах в практике Высших Педагогических Курсов Высшего Художественно-технического института. Выявлено, что стержнем. концепции подготовки учителей изобразительного искусства явились формально-образные открытия современного искусства, нашедшие отражение в программе и опыте Единой трудовой школы. Открытые А.В. Бакушинским методы изучения художественного развития младших школьников явились основой психолого-педагогического образования студентов;
идеологизация. образования (профессионального и общего) находит наиболее ощутимое и зримое выражение в области изобразительной деятельности учащихся, отражая многообразие негативных влияний на формирующуюся личность: отсутствие творческой инициативы, стереотипы графических образов, нивелировка личностных качеств.
Практическая значимость.
- Результаты исследования позволят совершенствовать систему
профессиональной подготовки учителей начальных классов к преподаванию
изобразительного искусства. Они могут быть использованы при изучении
истории педагогики. Выводы исследования позволяют дать работающим
учителям системное представление об истории, развитии теории и практики
обучения художественному творчеству детей 1920-30-х годов, критически
оценить действующие программы по изобразительному искусству и
предложить возможные пути их совершенствования.
Теоретико-методические и исторические сведения исследования могут быть использованы студентами при выполнении дипломных и курсовых работ, педагогами при чтении спецкурсов и лекций, при разработке методических пособий для школьного учителя, в научно-педагогической и научно-исследовательской работе художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов.
Изучение методов отечественного преподавания изобразительного искусства в период социальных реформ будет актуальным и полезным при решении первостепенных учебно-воспитательных задач современности в сфере развития у детей эстетических чувств, изобразительных способностей, творческого отношения к рисованию.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на общенаучные принципы историко-педагогических исследований, использованием методов, соответствующих поставленным задачам, подлинностью изучаемых детских рисунков, широким охватом научно-методических материалов и документов.
Исследование проводилось в четыре этапа: 1) поиск и изучение историко-педагогических материалов в архивах (1994 - 1996 гг.); 2) изучение документов по Народному образованию и художественной педагогике (1997—1999 гг.); 3) сопоставительный анализ детских рисунков из коллекции Института художественного образования с изученным теоретическим и методическим материалом (2000-2001 гг.); 4) оформление диссертационного текста (2002—2004 гг.).
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО, в процессе научно-практических конференций (Самара, декабрь 1996 года, Москва, декабрь 1998 года), подготовки и проведения выставок детского творчества, организованных лабораторией истории художественного образования ИХО РАО, и экскурсий с педагогами изобразительного искусства во время работы выставок.
База исследования: коллекция детского рисунка и литературный архив Института художественного образования Российской Академии образования,
Научный архив РАО (Фонд № 40, Научно-исследовательский институт художественного воспитания). Выявлено и изучено 2500 рисунков 1920-х годов и 8649 детских работ 1930-х годов России. Из них 1640 работ из общеобразовательных начальных школ 1920-30-х годов. Подборка рисунков детей младшего школьного возраста (Папка № 126, 177 ед. хр.), сформированная сотрудниками изо-сектора ЦДХВД в течение 1930-х годов, иллюстрирует программы, утвержденные Наркомпросом.
Учебные работы соответствуют школьным заданиям и требованиям, подтверждают ориентацию программ начальных классов на реалистический рисунок, содержат примеры: творческого отношения ко всем видам деятельности. В коллекции представлены также работы отдельных учеников, собранные из разных классов начальной школы, позволяющие проследить художественный рост конкретного ребенка в условиях систематического обучения.
Рисунки учащихся начальной школы дополнены работами детей опытных групп ЦДХВД, выполненными в соответствии со школьными заданиями; в коллекции также представлены работы средних классов для определения преемственности полученных знаний и умений в начальной и средней школе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Требования к подготовке современных учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства должны определяться с учетом позитивного опыта отечественной школы: приобщение к искусству будущих учителей на базе творческих мастерских художников и в музеях; привлечение к преподаванию ведущих специалистов в области культуры, педагогики, психологии; освоение студентами психолого-педагогического анализа результата творчества ребенка и традиционных форм обучения и воспитания в контексте современных инновационных технологий;
1. Концепция изучения подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства во взаимосвязи с системой
12
художественного воспитания учащихся начальных классов,
базирующаяся на анализе подлинных результатов художественно-педагогического творчества.
3. Выявлена формировавшаяся в 1920-30-е годы модель подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства, включавшая в себя профессиональное образование (вуз, техникум, педагогические классы общеобразовательных школ), курсы повышения квалификации учителей и опытно-экспериментальные базы, научно-координационную роль в которой играли Государственная Академия художественных наук (ГАХН) в 1920-е годы, Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР в 1930-е годы.
4» Коллекции рисунков учащихся начальной школы 1920-х годов иллюстрируют плодотворные творческие поиски педагогов-художников, направленные на развитие художественных способностей детей. Изменение методологии художественного развития учащихся и критериев оценивания учебных рисунков к концу 1930-х годов постепенно переориентировало учителей на обучение учащихся «грамотному изображению предметов».
5. Сложившиеся традиции; научно-практического взаимодействия специалистов в области художественного воспитания детей и школьных учителей в период построения советской школы И: создания системы подготовки учителей искусства были продолжены в деятельности изо-сектора ЦДХВД под руководством Г.В. Лабунской и сохраняются до настоящего времени научными сотрудниками Института художественного образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает 215 источников.
Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920-30-х годов в области изобразительного искусства
Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920-30-х годов в области изобразительного искусства Процесс послереволюционного социалистического строительства предполагал не только ломку старых и создания новых экономических отношений, но и с помощью продуманной системы воспитательных мер переделку людей, их поведения и психологии, в перспективе: «выращивание нового человека». В постановке вопросов первого пятилетнего плана (1928/29-1931/32ГГ.), в решениях XV съезда ВКП(б), провозгласившего лозунг культурной революции (1928г.), подчеркивалась задача «воспитания и перевоспитания человеческого материала», соответствующего социалистическому строительству. Эти и последующие решения ЦК положили начало серьезному повороту внимания партии к проблемам обеспечения полной подчиненности практики советской педагогики общим задачам социалистического строительства. Получившая развитие в начале 1920-х годах дискуссия о соотношении философских концепций материализма и идеализма принимает классово политическую ориентацию. В результате выбранной направленности сторонников одной из концепций напрямую связывали с определенной политической позицией в обществе. Педагог материалист по заданной схеме признавал Советскую власть, в профессиональной деятельности опирался на практику и эксперимент. Представитель идеалистического мировоззрения против революционных преобразований, оторван от практики и эксперимента, сосредоточен на умозрительных построениях. Идеализм отождествляется с политической реакционностью, или контрреволюционностью, с религией, противопоставляется науке. Идеалистические концепции признавались вредными и бесполезными.
Начиная с середины 1920-х годов спор, как со стороны представителей марксистской философии, так и со стороны ее оппонентов, приобретает деструктивный характер. Между тем немарксистская философия в России этого времени была представлена известными в Европе оригинальными мыслителями, такими как: Н.А. Бердяев, ЛЛ. Шестов, П.А. Флоренский, ILA. Сорокин, ЛЛТ Карсавин, С.Л. Франк, Г.Г. Шлет, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, Э.Л. Радлов, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Г.И. Челпанов и многие другие.
В 1922: году из страны была выслана группа творческой: и научной интеллигенции (всего 161 человек), в состав которой входила наиболее представительная часть философов-идеалистов. России. В то же время продолжает работать на родине известный физиолог И.П. Павлов, ругающий в своих лекциях коммунистов, Г.Г. Шлет в 1924-1929 годы занимает должность вице-президента Российской Академии; художественных наук (затем ГАХН), П.А. Флоренский до 1927 года читает лекции по теории перспективы во ВХУТЕМАСе.
После высылки основной части философов идеалистов, в дискуссиях среди самих марксистов сохраняется идеологизированный, деструктивный способ их ведения. На этой основе создаются «предпосылки для утверждения в стране в конце 20-х начале 30-х годов идеологии административно-командной системы с ее фактически антифилософскими политизированными установками» [3, с. 17].
В 1930-е годы расправлялись не только с теми, кто когда-то был идеалистом, но была уничтожена большая часть философов-марксистов (В .А. Ваганян, И.К. Луппол, Я.Э. Стэн, Н.К. Карев, СЮ. Семковский и многие другие).
На основе официально утвержденной философии диалектического марксизма начинается творческая разработка научных проблем. А.М. Деборин писал: «Диалектика вскрывает внутренние законы всякого движения; поэтому она является методом, имеющим значимость для всех наук. Она указывает путь, по которому необходимо идти исследователю в любой области» [39, с. 503].
Основные принципы Единой Трудовой Школы были опубликованы в печати 16 октября 1918 года. В русле обозначенной стратегии развития советской школы создаются условия для творчества педагогических идей и практического опыта, поощряется «активный творческий метод» преподавания школьных предметов. Организованный газетой «Правда» в 1923 году конкурс на лучшего учителя выявил 27 человек победителей -«Красных учителей», был отмечен и незначительный процент женщин, участниц соревнования [71, с. 1]. Новая школа, по мнению СТ. Шацкого, требовала подготовки педагога-общественника с широким кругозором, организатора детской жизни, умелого наблюдателя и исследователя [209, с. 33].
Анализ программно-методических документов по изобразительному искусству для начальных классов 1920-30-х годов
В 1920-е годы, исходя из возрастных особенностей и интересов учащихся, для школ первого концентра (пятилетка) рекомендовался художественно-творческий уклон. Педагогика того времени рисунок в начальной школе рассматривала как вспомогательное средство обучения» активный метод изучения комплексных тем. Например, записывая природные наблюдения и делая к ним зарисовки, дети вели иллюстративный календарь природы [172, с. 85]. Теоретики и практики художественного воспитания продолжали изучать особенности художественного восприятия и творческого развития личности, формы воздействия педагога на комплексы детских представлений,. их изменение и расширение.
Программные занятия по изобразительному искусству состояли из двух частей: свободно-творческая работа детей и иллюстративное рисование. Рекомендуемая методика проведения уроков по искусству предлагала учителю изучать рост психического состояния своих учеников. Пассивному восприятию полученных сведений от учителя противопоставлялся личный опыт учащегося, его самостоятельная исследовательская деятельность и пережитые впечатления. Дети изображали и лепили хорошо знакомые им предметы, природные явления и интересные для них события: листья, овощи, фрукты, игрушки, свой дом, друзей, семью. Во время экскурсий (художественных и познавательных) наблюдали и зарисовывали зимующих птиц и различные породы деревьев, разлив рек и ледоход. Учащиеся выполняли декоративные задания по украшению класса и школы к праздникам, писали революционные и антирелигиозные плакаты, занимались моделированием машин и принадлежностей детских игр. Такие задания как: «Заготовка продуктов», «Одежда в разные времена года», «Портной»,«Сапожник», «Ремонтные мастерские» и т. д. выполнялись коллективно.Московским отделом народного образования, с учетом требований локализации программ, в начальных классах были введены схематичные зарисовки московских улиц, домов и интерьеров квартир. Интернациональное воспитание рекомендовалось проводить в процессе коллективных работ; например, составление журнала «Жизнь на севере», для которого подбирались детские стихи, статьи, рисунки, газетные вырезки, открытки [172, с. 100,160].
Свободной форме проведения занятий, при которой учащиеся самостоятельно выбирали тему, художественный материал, технику изображения, отдавалось предпочтение в первых двух группах. Данный методический прием отстаивали сторонники свободного воспитания, основные требования которого сводились к организации самостоятельного детского творчества, недопустимости поправок в рисунках детей и преждевременной учебы в изобразительной деятельности. А.В.
Бакушинский в связи с этим писал: «(...) больше всего следует беречь свободу детского творчества, избегать всякой принудительности» [8, с. 85].
Занятия рисованием и лепкой в первом и во втором классах были направлены на развитие наблюдательности. Теория свободного воспитания базировалась на приоритете развития «наблюдательности», приобретении и увеличении запаса ясных, четких образных представлений, активизации воображения и творческой деятельности ребенка [169, с. 14].
Начиная с третьего года обучения, программами вводилась работа с натуры, позволяющая детям группировать предметы по-своему, давать им произвольную раскраску и вводить цветной фон от себя. В четвертом классе учащиеся изучали фигуру человека с натуры по принципу - определение общего контура без излишней детализации. Для последнего года обучения в начальной школе ведущим видом деятельности определяется рисование с натуры, напрямую связанное с изучением элементарных законов перспективы. Связь с комплексами отходила на второй план.
В перечень требований, предъявляемых учащимся, входило свободное владение карандашом, углем, акварельными и клеевыми красками, грамотное выполнение набросков и зарисовок несложных предметов.
Декоративно-производственную работу рекомендовалось проводить без использования шаблонов в мастерских с определенным набором инструментов. К работе такого характера предъявлялись четкие критерии: утилитарность, законченность и целесообразность. На отчетной ИЗО-выставке в конце года демонстрировались не только работа, связанная с комплексами и революционными праздниками, но и результаты свободной творческой деятельности, рисунки с натуры и достижения ПО художественному оформлению быта [168, с. 273,274].
Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов
Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов.
В палке № 126 «Подбор работ учащихся начальной школы по программам Центрального дома художественного воспитания детей 1930-41 годов» из фонда детского рисунка лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО хранится 177 рисунков вместе с подробной программно-методической разработкой. Изучение детских рисунков проводилось в соответствии с разработанной Н.Н. Фоминой методикой исследования детского рисунка. Метод предполагает «сопоставительный анализ литературных научно-методических источников с произведениями детского творчества того же времени в контексте художественной культуры» основных художественных направлений эпохи». Детский рисунок рассматривается как результат творчества ребенка и педагога, как исторический и художественный документ, как феномен культуры конкретной страны и времени.
На боковой стороне папки имеется надпись: «Работа изо в начальных школах по программам ЦДХВД. 1938-41 годы». На лицевой стороне папки начальная дата - 1938 год, соответствующая боковой надписи, исправлена красным карандашом на 1930 год. Возможно, формирование коллекции детских рисунков, иллюстрирующих программные требования по рисованию для начальной школы 1930-х годов, было необходимо для осмысления эффективности методических изменений на протяжении всего десятилетия. К более ранним работам относятся два рисунка: № 175 — датирован 1926 годом и №14 «Дерево», автор Шутов - 1928 год.
Из 177 единиц хранения 100 имеют авторское подтверждение. Одна из работ представляет собой учебное наглядное пособие простого шрифта для 3 и 4 классов, выполненное преподавателем рисования И.И. Петровым средней школы города Опочка Ленинградской области. Программы по изо для начальной школы 1935-1938 годов рекомендовали учителю или старшим учащимся выполнять простые наглядные пособия; например, образцы букв брускового шрифта и отдельных слов, написанных этим шрифтом. Предполагалось, что такая подготовительная работа поможет успешному освоению детьми шрифтовых работ.
В коллекции представлены рисунки из школ Москвы, Ленинграда и Ленинградской области, Саратова (и области), Горького (и области), Одессы, 1 Опытной, школы Наркомпроса им. Горького, 4 Опытно-показательной школы КВЖД. На основе анализа коллекции удалось установить фамилии учителей, под руководством которых были выполнены отдельные рисунки, -А.Н. Писарева (школа № 543, город Москва, начальная школа № 29 ЛОНО, школа № 14 КИРОНО), АЛ. Зедделер (1 Опытная школа), Павлова (начальная школа 1 Опытной школы).
Количество работ с имеющимся указанием класса обучения учащихся соответствует следующему: 1 класс — 16 рисунков, 2 класс - 13 рисунков, 3 класс - 21 рисунок, 4 класс — 16 рисунков, 5 класс - 8 рисунков, 6 класс — 5 рисунков, 7 класс - 1 рисунок, 8 класс — 1 рисунок. Шесть детских рисунков, относящихся к данной коллекции, выполнены учащимися студии изобразительного искусства при ІДДХВ Д. Можно предположить, что рисунки старших классов (5,6,7,8 классы)предназначались для определения преемственности навыков и умений, освоенных на базе программных задания начальной школы, соответствующим заданиям в следующих классах. Рисунки, выполненные в студии изо при ЦЦХВД, тематически соответствуют программным заданиям для начальной школы, в то же время возраст авторов сохранившихся работ ближе к средним классам: 10 лет - 1 рисунок, 11 лет - 4 рисунка, 12 лет - 1 рисунок.