Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КО ВНЕКЛАСС НОЙ ЭСТЕТИКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ 11
1.1. Анализ сущности эстетических явлений, категорий, принципов, средств краеведения эстетической направленности с целью использования учителем начальных классов во внеклассной эстетико-краеведческои работе 11
1.2. Психолого - педагогичекие особенности и условия эстетико-краеведческого образования и воспитания младших школьников 32
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНЕКЛАССНОЙ ЭСТЕТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОИ РАБОТЫ 47
2.1. Сущность, структура, место и значение эстетического краеведения в системе комплексного краеведения, эстетики, педагогики и других наук 47
2.2. Характеристика содержания географического, исторического, искусствоведческого и других направлений эстетического краеведения... 62
2.3. Анализ содержания, форм и методов внеклассной эстетико-краеведческои работы с целью совершенствования подготовки учителя начальных классов 77
2.4 Эстетико-краеведческий компонент профессиональной подготовки учителей начальных классов (в условиях системы повышения квалификации) 99
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КО ВНЕКЛАССНОЙ ЭСТЕТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОИ РАБОТЕ (в условиях системы повышения квалификации) 112
3.1. Задачи и содержание констатирующего этапа исследования 112
3.2. Методика проведения формирующего эксперимента 126
3.3. Результаты эксперимента (контрольный этап) 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 167
- Анализ сущности эстетических явлений, категорий, принципов, средств краеведения эстетической направленности с целью использования учителем начальных классов во внеклассной эстетико-краеведческои работе
- Сущность, структура, место и значение эстетического краеведения в системе комплексного краеведения, эстетики, педагогики и других наук
- Задачи и содержание констатирующего этапа исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Значительные перемены в социально-экономической и культурной жизни нашего общества актуализируют поиск эффективных путей совершенствования профессиональной подготовки учителя, в том числе учителя начальных классов. Важной сферой профессиональной подготовки учителей является система повышения квалификации, тесно связанная с фундаментальной базовой подготовкой, осуществляемой вузами и колледжами.
В условиях нового социального заказа идеи гуманизации всех сфер бытия являются актуальными для столь сложного времени, которое переживает сегодня современное Российское общество. Важным направлением гуманизации жизни общества является эстетическое образование подрастающего поколения, осуществлять которое возможно различными средствами - искусства, красоты природы, познания, труда и др. Однако в современных условиях регионализации образования все большую актуальность приобретает включение в образовательный процесс материалов богатейшей местной культуры - краеведения.
Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, ст. 29 Закона «Об образовании» и др. предусматривают, наряду с федеральными, введение регионального компонента государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в вузах и колледжах. Этот компонент призван обеспечить национально-региональную специфику образования, которую как нельзя лучше реализует краеведение, в т.ч. эстетической направленности.
Возникает необходимость обоснования и разработки нового краеведческого направления - эстетического, которое должно применяться в школе и находить отражение в профессиональной подготовке учителя начальных классов, в том числе в условиях системы повышения квалификации.
Под краеведческой работой эстетической направленности, в контексте нашего исследования, мы понимаем осуществление эстетического образования и воспитания студентов и школьников на разнообраз-
4 ном краевом материале (география, история, литература, музыка, изобразительное искусство, этнография и др).
Эстетическое краеведение - часть комплексного краеведения («пронизывает» многие его направления, а также теорию и практику эстетического образования и воспитания). Эстетическое краеведение тесно связано с такими областями знаний, как педагогика, психология, этнография, этнопсихология и др.
Значимость эстетико-краеведческой деятельности в формировании подрастающего поколения трудно переоценить. Она расширяет сферу его эстетической среды (пространства), развивает кругозор, интересы, потребности, чувства и, в целом, эстетическую культуру личности. Эстетическое краеведение является и действенным средством интеграции знаний обучающихся по истории, музыке, географии, литературе и др.
Однако, анализ состояния изучаемой проблемы показывает, что сложившаяся система профессионального образования, в том числе и в условиях системы повышения квалификации, решает задачи подготовки учителя начальных классов к эстетико-краеведческой работе в школе недостаточно.
Эта противоречивая ситуация в образовательном процессе начальной школы и в системе подготовки учителя послужила главной причиной исследования, определила его цель.
Объектом исследования является профессиональная подготовка учителя начальных классов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов посредством внеклассной эстетико-краеведческой работы.
Цель диссертации состоит в разработке теории и практики эстетико-краеведческой подготовки учителя начальных классов в условиях совершенствования системы повышения квалификации для реализации эстетического образования младших школьников.
Задачи исследования;
раскрыть содержание и сущность понятия «эстетическое краеведение»;
разработать эстетическое краеведение как область научных знаний;
- обосновать теоретические и практические подходы к подготовке учителя
начальных классов ко внеклассной эстетико-краеведческой работе с младшими школьниками;
на основе анализа литературы изучить роль и специфику эстетико-краеведческого компонента в профессиональной подготовке учителя начальных классов;
разработать и апробировать содержание учебного материала эстетико-краеведческой направленности и методику эстетического развития младших школьников средствами эстетического краеведения с целью совершенствования подготовки учителя начальных классов;
проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Без овладения основами эстетического краеведения во взаимосвязи с другими компонентами профессионально-педагогической деятельности невозможна современная всесторонняя подготовка учителя начальных классов. Эффективность совершенствования подготовки учителя начальных классов ко внеклассной эстетико-краеведческой работе может быть достигнута при условии применения разработанных нами: теории и практики научного и учебного эстетического краеведения; методики эстетического развития младших школьников (чувств, кругозора, интереса); многоаспектного содержания, форм и методов внеклассной эстетико-краеведческой работы; содержания и специфики эстетико-краеведческого компонента профессиональной подготовки учителя начальных классов; структуры и содержания курсов по эстетическому краеведению для учителей начальных классов в системе повышения квалификации.
Степень разработанности исследования.
Проблемы эстетического образования подрастающего поколения находят отражение в работах А.И. Бурова, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой и др. Художественное образование средствами искусства обосновывается Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевским, Б. М. Неменским, В.Г. Ражниковым, Л.Г. Савенковой, П.А. Черватюком, Л.В. Школяр и др. Важность эстетического воспитания личности средствами краеведения рас-
6 сматривается учеными - П.В. Ивановым, Д.С. Лихачевым, Л. А. Тарасовой и
ДР.
Таким образом, существует достаточное количество научных работ, посвященных проблемам эстетического и краеведческого образования. Однако, в школьной практике и в подготовке учителя они реализуются слабо. Существует противоречие между значимостью влияния эстетико-краеведческой работы на личность школьников и неразработанностью вопросов подготовки учителя к ней в теоретическом и методическом отношениях.
Методологической основой исследования явились - диалектический системно-целостный и деятельностный подходы как принципы исследования совершенствования профессиональной подготовки учителя к эсте-тико-краеведческой работе в школе. Методологической базой диссертации послужили достижения философии, эстетики, краеведения, педагогики, этнографии, психологии, искусствознания, географии.
Принципиально важное значение имели труды по философии (Аристотель, Г. Гегель, И.Кант, А. Лосев, и др.); педагогике (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Г.М. Коджаспирова, С.А.Козлова, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.), в том числе освещающие профессиональную подготовку учителя начальных классов (СВ. Дубрович, А.К. Маркова); педагогике искусства (Л.А. Безбородова, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.Г. Савенкова, Г.М. Цыпин и др.); теории эстетического воспитания (М.М. Бахтин, Ю.В. Бо-рев, Ю.Б. Верольский, М.Ф. Овсянников, В.К Скатерщиков и др.); психологии (А.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплое, Д.И. Фельдштейн и др.); теории краеведения (П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Д.С. Лихачев, и др.); этнографии (Г.Н. Волков, А.Н. Гумилев, Н.К. Рерих и
ДР-)-
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы
(педагогика, психология, краеведение, философия, эстетика и др.), обобщение передового педагогического опыта, использование комплекса методов эмпирического уровня - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование и др., педагогический эксперимент, математико-статистичекий ана-
7 лиз результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
рассмотрены и обоснованы сущность и содержание понятия «эстетическое краеведение»;
разработано эстетическое краеведение как область научных знаний;
выявлены и рассмотрены основные категории, принципы, содержание, формы и методы внеклассной эстетико-краеведческои работы в начальной школе с целью совершенствования подготовки учителя;
- разработан эстетико-краеведческий компонент профессиональной
подготовки учителя начальных классов (в условиях системы повышения ква
лификации).
Теоретическая значимость исследования:
определены категории, принципы, средства, факторы эстетического краеведения с целью использования учителем во внеклассной работе начальной школы;
выявлены сущность, структура, место и значение эстетического краеведения в системе комплексного краеведения и других наук, а также в современном учебном краеведении и профессиональной подготовке учителя;
обоснованы психолого-педагогические особенности и условия эсте-тико-краеведческого образования младших школьников с целью совершенствования подготовки учителя;
раскрыты теоретико-методологические основы двух взаимосвязанных направлений эстетического краеведения - научного и педагогического (учебного).
Практическая значимость исследования. Разработано содержание эстетико-краеведческои подготовки учителя начальных классов в системе повышения квалификации.
Подготовленные автором курсы для учителей по теме «Внеклассная эстетико-краеведческая работа в начальной школе» внедрены в практику работы ТОИУУ.
Разработана методика эстетического развития младших школьников
(кругозора, чувств, интереса) средствами эстетико-краеведческого материала и внедрена в практику повышения квалификации ТОИУУ и школ Твери и области.
Собраны материалы по эстетическому краеведению, которые используются в музее - лаборатории музыкального краеведения в ТвГУ. Подготовленные автором разработки внеклассных эстетико-краеведческих занятий используются в ТОИУУ, школах г. Твери (СШ 48, СШ 45, СШ 25, СШ 2 и др.) и области (Максатихинский и др. районы), находят применение в подготовке учителей начальных классов в педагогических колледжах и вузах Московской и Тверской областей.
Результаты исследования могут быть применены в системе повышения квалификации, в практике работы школ, колледжей и вузов разных регионов России.
Объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается выполнением принципов научного исследования, анализом научных источников по данной проблеме; использованием разнообразных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе многолетней работы в школах и ИУУ, а так же в ходе педагогического эксперимента.
Основные этапы исследования.
этап (1995-1999 гг.) носил поисковый характер, работа велась в рамках педагогической деятельности в ТОИУУ и школах г. Твери. Изучался и отбирался материал по проблеме исследования, параллельно велась практическая деятельность по разработке и апробации эстетико-краеведческих материалов во внеклассной работе начальной школы.
этап (1999-2000 гг.) - сформулирована гипотеза исследования, цели, задачи и намечены пути их решения. Проведен анализ литературных источников и определены принципы исследования.
3 этап (2001-2003 гг.) - проведен констатирующий и формирующий
эксперименты. Разработаны и апробированы содержание, принципы, формы
и методы подготовки учителя начальных классов к осуществлению внекласс
ной эстетико-краеведческой работы в условиях системы повышения квали-
9 фикации.
4 этап (2003-2004 гг.) - контрольный эксперимент; систематизация и оформление результатов педагогического исследования. Выработаны методические рекомендации по введению в практику работы учителей начальных классов эстетико-краеведческих материалов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на научно-практических конференциях: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗе в свете национальной доктрины образования РФ» (Тверь, 2000 г.), «Опыт и перспективы развития взаимодействия школы и ВУЗа в условиях модернизации в Российской образовательной модели» (Тверь, 2000 г.), «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, МГПУ, 2006 г.) и др.; в публикациях автора. Выводы исследования обсуждались и были одобрены на кафедрах: педагогики и психологии начального образования ТвГУ, музыкального образования ТвГУ; в лабораториях - музыкального краеведения ТвГУ, методологии и методики художественного образования ТОИУУ. Результаты исследования внедрялись в практику работы ИУУ, школ, колледжей, вузов Московской и Тверской областей.
Работа над диссертаций проводилась на экспериментальной базе кабинета современных проблем воспитания, учебно-исследовательской лаборатории методологии и методики художественного образования ТОИУУ, учебно-научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ, общеобразовательных школ области.
На защиту выносятся следующие положения;
Важным показателем эффективности совершенствования, а также новым направлением профессиональной подготовки учителя начальных классов является формирование его готовности к осуществлению внеклассной эстетико-краеведческой работы.
На формирование готовности учителя начальных классов к осуществлению внеклассной эстетико-краеведческой работы в условиях системы повышения квалификации влияют:
- обоснованные автором теоретико-методологические и практические
положения эстетического краеведения как новой формирующейся научной дисциплины;
- выявленные в диссертации теоретические и практические подходы к
эстетико-краеведческому образованию младшего школьника;
разработанные автором содержание и структура эстетико-краеведческого компонента профессиональной подготовки учителя начальных классов;
- предложенное диссертантом содержание проблемных курсов «Вне
классная эстетико-краеведческая работа в начальной школе» и методика эс
тетического развития младших школьников средствами эстетико-
краеведческого материала.
3. Разработанные автором: эстетико-краеведческий материал, представляющий богатейший пласт краевой культуры, а также выше обозначенная методика эстетического развития младших школьников являются важным средством профессиональной подготовки учителя начальных классов и эстетического развития младших школьников.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ сущности эстетических явлений, категорий, принципов, средств краеведения эстетической направленности с целью использования учителем начальных классов во внеклассной эстетико-краеведческои работе
Для того чтобы учитель начальных классов мог заниматься с младшими школьниками очень ценной для их развития внеклассной эстетико-краеведческой работой, необходима не только подготовка его к овладению самим эстетико-краеведческим материалом (сведения о жизни и творчестве известных земляков, по истории, природе, культуре края и др.), формами и методами его презентации детям (беседы, лекции-концерты и т.д.), но и вооружение знаниями теоретических основ эстетического краеведения -его принципов, категорий, форм, методов, средств, сущности, предмета. Рассмотрению этих вопросов и посвящен настоящий параграф диссертации.
Не стоит забывать, что главное условие выхода из глубокого кризиса, охватившего наше общество, заключается в вере в то, что стране необходимы духовно богатые люди, а также в то, что в принципе каждый человек может приобщиться к этому богатству, стать патриотом своей страны, своего края. Важная роль в этом принадлежит эстетическому краеведению.
Эстетико-краеведческое воспитание подрастающего поколения в той или иной степени начинается с дошкольных учреждений, семьи. Основное положение - это комплексность дошкольного и раннего школьного воспитания. Одна из высших форм духовной деятельности человека - выражение эстетического отношения к миру - реальному или идеально представленному. Это отношение включает в себя эстетические чувства и эстетическое восприятие. (В контексте нашего исследования природы, культуры, искусства родного края.) Эстетическая культура личности. В условиях эстетико краеведческого воспитания формируется эстетическая культура личности. На основе анализа трудов М.М. Бахтина (24), Ю.В.Борева (36), Е.А. Бодиной (34), Ю.В. Верольского (39,40), Н.М.Конышевой (102), Б.М.Неменского (139,С11,141), А.В.Федорова (219), Е.Г.Яковлевой (243) и др., а также собственных взглядов проанализируем этот процесс.
Эстетическими чувствами мы называем те положительные чувства человека, которые переживаются им в связи с восприятием красивых предметов, в связи с представлениями и мыслями о них. Н.Г.Чернышевский отмечал, что эстетические чувства переживаются человеком как «светлая радость, похожая на то, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся на него ...». Эстетические чувства вызываются в нас явлениями окружающей действительности - природой и ее жизнью. Там же у Н.Г.Чернышевского находим: « прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни ... »(228).
Окружающие нас действительность и искусство родного края (национально-регионального объединения) разнообразны, поэтому и эстетические чувства отличаются большим разнообразием. Эстетические чувства часто проявляются как восторг или восхищение предметами или явлениями, которые поражают своим величием или красотой. Эстетические чувства - чувства не только созерцательные, они проявляются во всех сферах человеческой деятельности, стимулируют и активизируют их. В этом состоит двойственное значение эстетических чувств. Создавая те или иные предметы, человек заботится, чтобы эти предметы были и красивыми.
Эстетические чувства вызываются также моральными действиями и поступками людей родного края - выдающихся земляков, учителей, родителей и т.д. Нравственные поступки мы чаще всего называем «красивыми». С другой стороны, известно, что одинаковое переживание одних и тех же эстетических чувств, вызванных одним и тем же объектом, явлением сближает людей, способствует развитию у них солидарности, укрепляет их моральные связи и стимулирует их моральные действия. Величайшим источником эстетических чувств является искусство родного края (национально-государственного объединения) - музыка, живопись, поэзия и т.д. Творческая деятельность сопровождается глубокими эстетическими переживаниями и заканчивается любованием созданным произведением искусства. Произведения искусства воздействует на сознание людей главным образом через эстетические чувства. Эстетические потребности и чувства, а вместе с тем и эстетические представления людей о красивом и некрасивом развивались исторически. Объекты природы, архитектуры, искусства края вызывают у человека эстетические чувства, развивая эстетические вкусы своей формой, сочетанием слов, звуков, красок и т.п.
Рассмотрим механизм формирования эстетического чувства и образа. Процесс формирования облика самих объектов - носителей эстетической нагрузки - всегда растянут на десятки и сотни лет. Тот или иной значительный по своим эстетическим характеристикам объект становится знаком или символом пространства или какого-либо его проявления.
Восприятие человеком (формирование образа) эстетически ценного объекта края как некоего конструкта мышления протекает также во времени и в краевом пространстве. Для создания образа объекта в сознании человеку необходимо время: чем больше его отводится на ознакомление, тем полноценнее формируется образ. На пути формирования образа человек постигает определенную последовательность кадров, несущих информацию и обогащающих его сознание, кругозор, возможности мышления, понятийный аппарат.
Здесь возможны подходы. Во-первых, постепенная смена блоков информации. Она основана на чередовании блоков одинаковых или различных по своим качествам и свойствам, функциям (простоте, сложности, конфигурации, смысловой нагрузки, системности, открытости, законченности, размеру и т.д.). При этом методе преподнесения краеведческого материала возникает ритмическое, метрическое восприятие окружающего. Этот подход связан с методом «послойного» нанесения и закрепления информации и развития личностных человеческих чувств и качеств. Второй подход - внезапная смена информационных блоков, компоновка материала края на акцентах и противопоставлениях. Кроме того, знакомство с различными информационными массивами должно быть четко спланировано и соотносится с основными базовыми материалами (дозирование, внедрение больших блоков и т.п.).
Следующий подход подразумевает разбивку информации по функциональному признаку на а) «базовую», в результате чего в сознании фиксируются основные объекты истории, природы, культуры родного края, их место в системе других объектов, и т.д.; б) «вспомогательно-закрепляющую» -красочные, живописные, «развлекательные» эффекты и массивы.
Формирование и удовлетворение эстетических потребностей личности определяется двумя группами элементов:
1) - элементы краевой культуры, определяемые специалистом (педагогом) как необходимые для формирования эстетического мышления, сознания.
2) - результаты самостоятельного исследования учащимися, проживающих и осваивающих жизненное пространство края.
Благоприятное эстетическое восприятие личности закладывается на основе соответствующего, эстетически насыщенного жизненного пространства края, способного вызвать определенную положительную эмоциональную реакцию. Как правило, здесь необходимо говорить об исключительной неповторимости, индивидуальности жизненного пространства и пространственно-структурных элементов родного края, что требуется для формирования высокого уровня его эстетичности. В жизненном пространстве, которое задает тон эстетике жизни вообще, должно уделяться внимание символичности его элементов и связям элементов с психоэмоциональными ассоциативными рядами человека.
Элемент пространства, эстетически высоко насыщающий его в смысловом и образном отношении, по мере взросления или с течением жизни человека претерпевает в призме сознания и реальности множество метаморфоз. А как результат, эволюционирует до степени культа ощущений. Таким образом, в эстетически значимом объекте краевой культуры для че 15 ловека соединяются сразу несколько функций - ценностная, социальная, социо-экологическая, воспитательная и т.д.
Эстетически значимые объекты остаются до некоторого момента «чужими», «ничьими» для человека. Роль учителя «подружить» ребенка с эстетически «качественными» предметами, объектами и явлениями, сделать их элементами жизненного пространства ребенка.
Важная проблема освоения психологически и эстетически ценных предметов и объектов краевой среды состоит в придании им индивидуальности, т.е. некой принадлежности сознанию их «потребителя». Необходима глубокая прочувствованность эстетически ценного объекта. Полученная таким образом информация обогащает внутренний мир человека (ребенка).
Поддержание исследовательско-эстетического поиска самими учащимися придает яркость и своеобразие новой информации и повышает ее ценность в сознании участника программы эстетического воспитания и образования. Психологически комфортнее человек ощущает себя в среде, наполненной не только функциональными объектами, но и объектами «для души» - именно они являются узловыми в постижении окружающего мира.
Жизненное пространство родного края, эстетически насыщенное, в каждый момент времени может восприниматься по-разному. Своеобразный и оригинальный образ изменяется, дополняется, уточняется, т.е. постоянно находится в процессе освоения.
Необходимо научить ребенка механизмам эстетического потребления окружающей его родной среды, причем на разных пространственных уровнях. Это дает возможность постепенно и уже самостоятельно обогащать сознание и ощущения чувственно полноценными образами краевой культуры и преодолеть главную причину интеллектуального и душевного дискомфорта - дисгармонию и скучное однообразие окружающего мира (тогда человеку никогда не будет скучно и неинтересно даже в маленьком районном городке или селе, и он на всю жизнь станет патриотом родного края).
Таким образом, исключительно большое значение для всестороннего развития школьников имеет их деятельное общение с прекрасным в действительности и искусстве родного края и создание прекрасного в процессе J собственной творческой деятельности. В результате этого формируется эс тетическая культура личности, являющаяся неотъемлемой частью ее всестороннего гармонического развития.
Эстетическая культура школьника включает воспитание и развитие эстетических потребностей, интересов, вкусов, формирование широкого эс тетического кругозора и черт прекрасного в духовном и физическом облике школьника, развитие художественно-творческих способностей, стремления вносить красоту в поведение, труд, учение и т.д. Эмоциональная отзывчи вость должна формироваться у школьников не только по отношению к кра соте природе, но и к красоте труда, нравственных отношений. Эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрас-ному в родном крае - первооснова эстетической культуры школьника. Но
«для того, чтобы в полной мере воспринять «красивое» и проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний - теоретико-эстетической культуры родного края, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, т.е. эстетический кругозор» (236).
В рамках урока сложно одновременно организовать различные виды творческой эстетико-краеведческой деятельности в соответствии с индиви дуальными склонностями и интересами учащихся. Поэтому чаще такая дея тельность организуется во внеурочное время. Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному. Конкретные пути ознакомления детей с красотой окружающего его края описаны В.А.Сухомлинским в опыте работы коллектива учителей Павлышской школы. Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя. Но слово о красоте своей местности оказывает воздействие на ребенка сильнее, ели он увидит ее своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного В.А.Сухомлинский справедливо рассматривает как первое окошко в мир прекрасного.
«Учитель идет с детьми в поле, на луг, на берег пруда, реки, в тенистую дубраву, в плодовый сад - красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком. Дети видят красоту красок, слушают музыку природы. С на 17 чала осени и до наступления зимы проводятся экскурсии в лес. И каждый раз дети отмечают новые оттенки в окраске листвы. Эти оттенки меняются в зависимости от времени суток, погоды. В лесу дети вслушиваются в голоса птиц, шелест листвы, подкарауливают на зеркальной глади пруда всплески рыбы. И на все это ребенок обратит внимание. Ко всему будет прислушиваться и приглядываться лишь тогда, когда учитель своим словом откроет перед ним красоту окружающего мира. Это и есть та совместно-разделенная деятельность учителя и учащихся, которая определяет направленное развитие школьников»(205).
Художественное слово помогает глубже прочувствовать тончайшие оттенки красоты природы, а она (красота природы) как бы закрепляет в сознании детей, подростков, юношей, девушек эмоциональную окраску слова, помогает глубже проникнуть в духовный мир ребенка, сделаться орудием его мышления.
Сущность, структура, место и значение эстетического краеведения в системе комплексного краеведения, эстетики, педагогики и других наук
Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, края, области, района, города, села) преимущественно силами местного населения, проводимое в связи с задачами, стоящими перед научными, культурно-просветительными, воспитательными и педагогическими учреждениями. Современный термин «краеведение» пришел на смену прежним терминам - «родиноведение», «отечествоведение». А.С.Барков определял, что краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное краеведение изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое краеведение - отдельные разделы: географическое, историческое, литературное, музыкальное, художественное, этнографическое и др.
Краеведческое образование и воспитание способствует формированию на краевом материале целостной, нравственной, конкретной картины мира, близкой и понятной каждому обучающемуся.
Эстетическое краеведение является частью общего, комплексного краеведения (этот анализ осуществляется нами впервые). Эстетическое краеведение рассматривается нами с научных позиций, с позиций формирующейся научной дисциплины как части краеведения, эстетики, психолого-педагогических наук (особенно эстетического образования и воспитания).
Научные и теоретические основы эстетического краеведения.
Эстетическое краеведение - формирующаяся научная дисциплина, являющаяся частью культуры (слово употреблено в широком смысле, как категория, обозначающая совокупность всех материальных и духовных достижений человечества); входит в группу общественных (социальных) наук. Эстетическое краеведение относится к числу «стыковых» (пограничных) наук. Оно образовалось в результате происходящего в разное время «сплава» частей комплексного краеведения - географического, музыкального, литературного, художественного, архитектурного, театрального и др.; эстетики, педагогики, психологии, этнопедагогики, этнопсихологии, культурологии.
Под краеведческой работой эстетической направленности в контексте нашего исследования мы понимаем осуществление эстетического образования и воспитания на многогранном краевом материале (географии, истории, музыке и др.). Эстетическое краеведение - это часть комплексного краеведения, «пронизывает» многие направления, а также теорию и практику эстетического образования и воспитания. Эстетическое краеведение тесно связано и с такими областями знаний, как педогогика, психология, эт-нопедагогика, этнопсихология, этнография, культурология и др. (Таблица 1, стр. 49).
Таким образом, эстетическое краеведение мы определяем как научную дисциплину, изучающую эстетическую культуру родного края (региона, области) - историю, географию, этнографию, искусство (литература, музыка, архитектура, живопись и др.) от зарождения до современности, а также разрабатывающую теорию и практику применения в учебном процессе школ, ВУЗов, колледжей и т.п. эстетико-краеведческого материала с целью эстетического воспитания и образования личности.
Следовательно, в эстетическом краеведении целесообразно выделить два направления: 1) научное (собственно краеведческое), изучающее разнообразные краевые явления - историю, географию, культуру и др. - родного края; 2) педагогическое - разрабатывающее содержание, формы и методы эстетико-краеведческого воспитания, образования и обучения
Задачи и содержание констатирующего этапа исследования
Для выявления наиболее эффективных путей совершенствования подготовки учителя начальных классов посредством использования эстети-ко-краеведческого материала во внеклассной работе нами было предпринято (в начале 2001-2002 уч. г.) констатирующее обследование педагогов Тверской области в рамках курсов повышения квалификации при ТОИУУ. Мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Определить исходный уровень профессиональной готовности учителя начальных классов к использованию эстетико-краеведческого материала во внеклассной работе.
2. Выявить затруднения педагогов, возникающие при использовании эстетико-краеведческого материала во внеклассной работе.
С целью решения этих задач были составлены анкета 1 и тест 1, а также проведено интервьюирование 30 учителей (15 учителей экспериментальной и контрольной группы) Тверской области, проходивших курсовую подготовку в ТОИУУ.
Уровень готовности специалистов ко внеклассной эстетико-краеведческой работе изучался нами по следующим критериям:
- знание материала в области эстетического краеведения;
- владение исследовательскими методами эстетико-краеведческой
работы;
- владение методикой эстетического развития детей средствами эсте
тико-краеведческого материала;
- знание теории и практики организации внеклассной эстетико краеведческой работы в начальных классах.
Анкета 1 Констатирующее обследование степени готовности учителей начальных классов к эстетико-краеведческой работе с младшими школьниками
8. Принимаете ли Вы участие в краеведческих праздниках, торжествах, посвященных музыкантам, художникам, писателям своего края? 6 9 4 11
10. Низкое использование эстетико-краеведческого материала во внеклассной работе с младшими школьниками - это результат:отсутствия специалистов-краеведов;- отсутствие методических рекомендаций в области применения эсте-тико-краеведческого материала?
При анализе результатов анкеты 1 мы определили, что владеют личными наработками в области методики преподавания краеведения с эстетическим уклоном 19,8% опрошенных в экспериментальной группе и 13,2% в контрольной. Не применяют материалы эстетико-краеведческой направленности, соответственно 79,2% и 66% педагогов. Большинство признают необходимость дополнительной подготовки по эстетико-краеведческому направлению: 92,4% в экспериментальной группе и 79,2% в контрольной группе. Мы определили, что необходимо разрабатывать методические рекомендации в области применения эстетико-краеведческого материала, так как 85,5% анкетируемых в обеих группах не используют других источников информации для получения эстетико-краеведческих знаний, кроме школьных учебников, а также признают необходимость широкого использования эстетико-краеведческого материала в школе (100% экспериментальной группы и 92,4% в контрсИром)й)того, нами было проведено интервьюирование учителей начальных классов и было выявлено, что при широком видовом разнообразии элементов урочной и внеклассной работы эстетического содержания боль 115 шинство их используется на уровне фактических знаний вне системы эстетического образования. Опрос проводился в несколько этапов. Мы выяснили, что различать прекрасное в природе их учили в основном бабушки и дедушки (63%), 14% - мамы и папы, 7% - учителя в школе, 16% познавали сами. Основная часть педагогов ответила, что не может вспомнить картины природы детства (78%), не распознает запахи и цвета времен года (94%), не замечает объекты природы по пути домой или на работу (61%). Самооценка уровня своего эстетического образования достигает в 53% случаев нейтрального «как у всех». При этом все-таки часть учителей считают обязательным научить своего ребенка различать прекрасное в природе в обязательном порядке (36%); 29% ответили, что этому должны учить в школе, 3% ответили, что этому нельзя научить, остальные усомнились в таких возможностях.
Для изучения состояния исходного уровня знаний учителей начальных классов в области эстетического краеведения нами был проведен тест.
Тест 1 Исходный уровень знаний учителей начальных классов в области эстетического краеведения. . 1900 г. При анализе результатов мы использовали уровневую структуру знаний учителей начальных классов в области эстетического краеведения. Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний в области эстетического краеведения: не знают правильного ответа ни на один вопрос или ответили верно на 1-3 вопроса. Для среднего уровня характерны хорошие знания в области эстетического краеведения: знают правильные ответы на 3-7 вопросов теста. Для высокого уровня характерно отличное знание материала: 8-9 ответов верно.