Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование башкирского этноса и его проекция на народное творчество
1.1 Происхождение башкирского этноса 13
1.2. Жанровая система башкирского фольклора 19
Глава 2. От фольклоризма к неофольклоризму в башкирской академической музыке
2.1. К вопросу взаимодействия академической и фольклорной традиции в современной башкирской музыке 41
2.2. Этапы формирования башкирской академической музыкальной культуры 45
2.3. Период музыки «нового времени» 52
Глава 3. Теоретико-методические основы подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе»
3.1. Анализ музыкально-педагогической литературы и учебных программ по проблеме исследования 75
3.2. Содержание и структура музыкально-образовательного процесса,
направленного на преподавание башкирской музыки «нового
времени» 92
Глава 4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе 98
Заключение 154
Список использованной литературы 157
Нотное приложение 171
- Происхождение башкирского этноса
- К вопросу взаимодействия академической и фольклорной традиции в современной башкирской музыке
- Анализ музыкально-педагогической литературы и учебных программ по проблеме исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Содержание гуманитарного образования на национально-региональном уровне является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной образовательной реформы. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования - помимо принятых общегуманистических, общенациональных и культурных достижений - на специфические этнокультурные ценности конкретного национального региона. Весь этот комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии. Введение национально-регионального компонента в ГОС ВПО в Российской Федерации является важным компонентом образования, создающим возможность отразить в содержании предметов культурные и этнические особенности разных национальностей, проживающих в нашей стране.
Национальный компонент стимулирует интерес учащихся к собственной культуре, сохраняет и развивает национальную самобытность, обогащает новыми знаниями, и в то же время, сохраняя исторические традиции своего народа, в первую очередь, формирует культуру межнационального общения и уважения к культурным традициям других народов. При этом особое значение приобретает изучение национальной культуры, принципов, «механизмов» ее отражения в художественном творчестве.
Воспитание есть во многом пробуждение интереса к национальному духовному опыту. Эта задача требует погружения студентов, учащихся в конкретную национальную среду, в пространство культурного диалога, приобщение к национальному искусству. Отсюда необходимость изучения культурных национальных традиций и связи образования с многовековым опытом своего народа.
4
Степень научной разработанности проблемы. Синтез
национального и интернационального является одним из направлений как
отечественного музыкознания, так и педагогики, в которых национальная
культура представлена как результат развития этноса на основе
индивидуальных закономерностей и как часть мирового культурно-
исторического процесса. Именно такой взгляд на национальную культуру
представлен в работах Ф.Абуковой, Н.Гавриловой, В.Дулат-Алеева,
А.Маклыгина, Е.Скурко и др.; проблематике развития национальных культур
посвящены многие фундаментальные музыковедческие труды, созданные на
протяжении 50-90-х гг. XX века: Т.Вызго, И.Вызго-Ивановой,
М.Нигметзянова З.Сайдашевой и др. В педагогике также появляется немало исследований, посвященных проблеме национально-регионального образования. Имеются в виду работы Л.Греханкиной, Н.Дьяковой, Н.Зайнетдиновой, А.Зиннуровой, Л.Кашаповой, З.Киекбаевой, И.Кобозевой, Ю.Носорева, Н.Туравец и др.
В данный период высшая педагогическая и общеобразовательная школы ищут пути решения образовательно-воспитательных задач, связанных с формированием национальных элементов в программах, предназначенных для региональных учебных заведений.
Обращает на себя внимание незначительный удельный вес в системе профессионального музыкально-педагогического образования обширной области национальной музыкальной культуры, связанной с современным композиторским творчеством. Такая диспропорция проявляется с особенной наглядностью и при сопоставлении обширного круга музыкальных исследований, посвященных разнообразным проблемам современного композиторского творчества (как западноевропейского, так и отечественного) и работ по педагогике. Современная башкирская музыка, базируясь на традициях народной башкирской музыкальной культуры, апеллируя - на основе исторической преемственности - к художественному опыту нескольких поколений башкирских композиторов, в то же время
5 отражает и современные направления в развитии мировой музыкальной культуры.
В связи с собиранием, изучением и систематизацией материалов академического музыкального искусства внимание исследователей привлекают проблемы развития музыкальной культуры на современном этапе, анализ творчества композиторов «нового времени», вопросы национального воспитания на музыкальном материале современного композиторского творчества.
Проблемам современного композиторского творчества посвящены многочисленные музыковедческие труды, среди которых особенно подчеркнем исследования М.Арановского, М.Аркадьева, О.Бочкарева, Э.Денисова, Е.Долинской, Л.Раабен, М.Тараканова, Л.Христиансен и др.
В свою очередь, в музыкально-педагогической литературе не так велико число трудов, в которых рассматривается процесс изучения современной музыки в общеобразовательной школе. Среди них - работы Э.Бальчитиса, И.Знаменской, Н.Корыхаловой, Е. Николаевой, Э.Плотицы.
На сегодняшний день одно из наиболее последовательно развиваемых
направлений в системе гуманитарного образования республики
Башкортостан связано с фольклором, «рассредоточенным» по разным предметам: музыка, изобразительное искусство, труд, литература, культура, природоведение, история своего народа и т.д. Изучение башкирского фольклора является фундаментом формирования музыкальной культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах на территории нашей республики, что ярко прослеживается в существующих в настоящее время национально-региональных программах по музыке.
В башкирском музыковедении исследованию композиторского творчества - на различных этапах его становления - посвящены работы Г.Ахмадеевой, Э.Давыдовой, Н.Еловской, Е.Скурко, Т.Угрюмовой и др. Работы этих авторов становятся методологическим фундаментом данной диссертации. Значимость отмеченных работ обусловлена выявлением
особенностей национального музыкального языка и историко-стилевым анализом национальной академической музыки.
В результате анализа научно-теоретической литературы по педагогике и результатов педагогического опыта становится очевидной недостаточная разработанность проблемы изучения башкирской академической музыки периода «нового времени». Ощущается острый недостаток музыковедческих исследований, направленных на выявление закономерностей и специфики музыкальных произведений данного периода. Учителя не имеют достаточного количества фонозаписей, нотного и дидактического материала. Также велика потребность в научно-обоснованных, практических рекомендациях для внедрения данной тематики в процесс музыкального образования. Этим обусловлена актуальность данного исследования, тема которого: «Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе». Эта тема предполагает необходимость исследования двух ракурсов: музыковедческого и педагогического.
Цель исследования — разработка педагогических средств организации и содержания вузовской подготовки будущего учителя к изучению башкирской музыки «нового времени».
Объект исследования: процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.
Предмет исследования — педагогические условия профессиональной подготовки учителя к изучению и преподаванию башкирской музыки «нового времени» в средних классах общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены его основные задачи:
охарактеризовать башкирскую музыку «нового времени» (далее -БМ«НВ») в аспекте взаимосвязи национального фольклора и академических традиций;
создать теоретическую модель-представление о содержании и процессе изучения будущими учителями БМ«НВ» и ее преподавании в системе общего музыкального образовании;
опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой модели-представления;
разработать методические рекомендации по изучению БМ«НВ» в условиях музыкально-педагогического и общего музыкального образования в республике.
Гипотеза исследования: эффективное усвоение БМ«НВ» в педагогическом вузе и ее преподавание в общеобразовательной школе возможно при следующих условиях:
а) взаимодействия фольклорных моделей с композиторскими
техниками XX века;
б) актуализации дожанровых, «интонационных моделей» народного
творчества;
в) использования методов трансформации фольклорного материала;
г) организации специального курса по изучению будущими учителями
БМ«НВ» с акцентом на главных закономерностях развития современного
башкирского музыкального искусства и проблемного характера обучения.
Внедрение башкирской музыки «нового времени» в содержание музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе принципов доступности, увлекательности, связи фольклора с академической башкирской музыкой.
Методологической основой исследования являются различные области музыковедения и педагогики, в которых получают развитие проблемы близкие тематике данного исследования:
- этногенез, история, теория и типология культуры Башкортостана (И.Акманов, Н.Бикбулатов, Р.Юсупов, С.Шитова, Ф.Фатыхова, А.Киреев, Ф.Кузбеков, Р.Кузеев, И.Лепехин, М.Мурзабулатов, С.Паллас, А.Юнусова); - исследования закономерностей развития монодийных культур (А.Алиев,
8 В.Виноградов, В.Виноградова, И.Вызго-Иванова, С.Галицкая, Я.Гиршман, В.Гошовский, А.Джумаев, Р.Исхакова-Вамба, М.Нигметзянов, Г.Сайфуллина, Х.Тума);
теоретические труды по современной мелодике, гармонии, ритму, композиторским техникам XX века (Т.Бершадская, Н.Гуляницкая, Э.Денисов, Л.Дьячкова, В.Задерацкий, С.Курбатская, А.Маклыгин, Ю.Холопов, В.Холопова);
исследования по типологии стилей и стилевых направлений в современной музыке (Л.Березовчук, Г.Григорьева, Л.Казанцева, В.Медушевский, Л.Никитина, С.Савенко, Л.Христиансен);
работы, посвященные музыкальному фольклору и академической музыке Башкортостана (Л.Атанова, Г.Ахмадеева, Н.Ахметжанова, Р.Галимуллина, Н.Гарипова, Э.Давыдова, Н.Еловская, З.Имамутдинова, Р.Исламгулова, Х.Ихтисамов, Ф.Камаев, С.Каримова, Р.Рахимов, Е.Скурко, М.Фоменков);
исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе (Ю.Алиев, О.Апраксина, Е.Николаева, Л.Школяр);
музыкально-педагогические исследования в области современной музыки (Э.Бальчитис, И.Знаменская, Э.Плотица);
работы, посвященные национально-региональному компоненту в образовательном процессе современной школы (В.Баймурзина, Л.Бактигулова, Р.Гарданов, Н.Зайнетдинова, А.Зиннурова, Л.Кашапова, З.Киекбаева, И.Куприянова, Ю.Носорев, Ю.Юзбашян).
В качестве методов исследования были использованы:
теоретический анализ исторической, музыковедческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме диссертации;
целостный, функциональный, сравнительный анализ музыкальных произведений современных башкирских композиторов;
анализ современного педагогического опыта в свете тематики данного исследования;
педагогическое наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование студентов и школьников, выявление их отношения к современной башкирской музыке;
апробация учебно-методических материалов, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования - музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического университета и общеобразовательная школа № 110 г. Уфы.
Опытно- экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2006 год.
На первом этапе (2002-2003 гг.) проведена подготовительная работа, направленная на выбор и осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи. Изучались труды по истории, педагогике, музыкознанию, раскрывающие теоретическую концепцию исследования. Осуществлялся анализ программ по теории, истории и методике музыкального образования, нормативные акты в сфере музыкального образования РФ и республики Башкортостан. На этой основе была разработана теоретическая модель-представление о педагогических условиях изучения будущими учителями башкирской музыки «нового времени» и методика ее преподавания в общеобразовательной школе. Первый этап включал разработку методики проведения констатирующего этапа эксперимента.
На втором этане (2003-2005 гг.) осуществлены: а) опытно-экспериментальная работа, связанная с организацией и проведением занятий со студентами музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета, с проверкой и уточнением гипотезы, с обобщением наблюдений, анкетированием, собеседованиями; б) опытная
10 работа по проверке эффективности проведения занятий студентов в общеобразовательной школе по теме исследования.
Заключительный третий этап (2005-2006 гг.) посвящен анализу, обобщению, оформлению результатов эксперимента. Формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации, для внедрения последних в практику современной школы.
Научная новизна исследования состоит в том, что: Впервые проблематика неофольклоризма применительно к современному композиторскому творчеству Башкортостана становится предметом изучения будущими учителями музыки.
Выявлены оптимальные педагогические условия преподавания башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Разработан принцип актуализации дожанровых интонационных моделей народного творчества применительно к музыкальной педагогике.
Разработан метод трансформации фольклорного материала в условиях музыкально-педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: Определены приоритетные для музыкально-педагогического образования формы, жанры и виды башкирской музыки «нового времени».
Разработана теоретическая модель-представление о сущности, функциях и содержании подготовки учителя преподаванию башкирской музыки «нового времени» учащимся общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в систему подготовки будущего учителя музыки способствует:
Овладению теоретическими знаниями в области современной башкирской музыки.
Формированию готовности будущего учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Повышению уровня профессиональной компетентности учителя музыки.
Материал первых двух глав диссертации может быть использован также в учебных курсах истории башкирской музыки для педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей цели, методологической базы, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
Изучение башкирской музыки «нового времени» является необходимым условием профессионального становления учителя музыки, формирующего музыкальную культуру подрастающего поколения в условиях Башкортостана.
Усвоение учителем башкирской музыки «нового времени» осуществляется на основе:
а) познания фольклорных жанрово-интонационных моделей во
взаимодействии с композиторскими техниками XX века;
б) актуализации раннефольклорных, архаических интонационных
моделей типичных для современного композиторского творчества - в
педагогическом процессе;
в) применения методов трансформации фольклорного материала.
Доступность преподавания башкирской музыки «нового времени»
в условиях общеобразовательной школы обеспечивается увлекательностью музыкального материала для учащихся, его яркостью и художественной образностью, связью с башкирским фольклором, проблемным характером обучения, и организации различных форм детского музицирования.
12
Апробация основных положений диссертационного
исследования производилась:
- в форме докладов на Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай:
через века в будущее» (Уфа, 2005г.), межвузовской научно-практической
конференции в БГПУ (Уфа, 2005г.), межрегиональной научно-
практической конференции «Проблемы личностно-ориентированного
образования: культурологический, психолого-педагогический,
технологический аспекты (Шадринск, 2005г.), в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006г.); на заседаниях кафедры музыкального образования Института педагогики БГПУ.
- через публикации материалов по теме исследования в печати. Внедрение результатов исследования осуществлялось:
в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом отделении БГПУ;
в общеобразовательной школе №110 г.Уфы;
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и нотного приложения.
Происхождение башкирского этноса
Происхождение башкирского народа, его история, особенности этногенетических связей, пути развития хозяйственной и культурной жизни народа являются объектами исследования в различных областях исторической науки.
Первые письменные исторические сведения о башкирах относятся к IX - X векам. Работы, в которых даются описания природы, населения, хозяйственной деятельности, культуры, праздников, обрядов, известны с Екатерининских времен, о чем свидетельствуют дневниковые записи русских путешественников, участников первых экспедиций: И.Лепехина [154], П.Палласа [187], Н.Попова [192]. В XIX веке этот ряд продолжают труды А.Игнатовича [109], И.Казанцева [123], П.Назарова [172;173], П.Небольсина [174; 175; 176] и др.
В конце XIX века выходит множество статей в разных научных изданиях, авторами которых являлись башкирские исследователи, члены различных научных обществ: М.Баишев [36], М.Уметбаев [238], Б.Юлуев [257;258]. Одним из наиболее полных и значительных трудов данного периода становится изданный в 1899 году путевой дневник С. Рыбакова «Очерк быта и современного состояния инородцев Урала», в котором изучение народного музыкального творчества башкир и других народов Южного Урала осуществляется сквозь призму особенностей их жизни и обычаев.
В начале XX века вопросам этнографии и антропологии башкир серьезно занимался С. Руденко, его труд «Башкиры: Историко-этнографические очерки» является уникальным исследованием, основные положения которого нашли продолжение и развитие во многих работах современных историков: Н.Бикбулатова [49;50], Р.Кузеева [148], М.Мурзабулатова [169], С.Шитовой [253;254] и др.
Изучению фольклорного наследия, вопросов музыкальной культуры башкирского народа посвящены работы: Л.Атановой [26], Ф.Камаева [125], Ф.Надыршиной [170], А.Сулейманова [227], Р.Сулейманова [228] и др.
Всеми исследователями, изучающими пути формирования башкирского этноса, подчеркивается огромная роль природно-климатических условий, особенности геополитического положения Южного Урала, многосторонность этногенетических связей населявших его племен и народов, своеобразие хозяйственно-культурной и военно-политической истории края.
Можно выделить следующие этапы формирования башкирского этноса:
Первый - с древнейших времен до середины XVI века (1557 г.), присоединения Башкирии Российскому государству - представляет собой процесс формирования этноса, сложения языка, религии, территориальных границ, архетипа национальной культуры и как результат - народности.
Второй - от середины XVI века до 1917 года - сопряжен с дальнейшим развитием народности, интенсивной интеграцией в социально экономическое, культурное пространство Российского государства. Наконец, третий период, совпадает с развитием башкирского народа в условиях советской и постсоветской эпохи .
В результате взаимосвязи разнообразных ассимиляционных процессов появились этнокультурные общности, включающие в себя два хозяйственно-культурных типа. Первый - общность древних скотоводов кочевников в степной зоне; второй - племена ведущие кочевой образ жизни в лесостепной и лесной зонах, занимающиеся скотоводством, охотой, рыболовством, и отчасти земледелием. Эти две общности различались по этнической и языковой принадлежности, а их взаимосвязь наложила отпечаток на дальнейшее развитие этнических и культурно-исторических процессов. Отсюда - существование двух теорий происхождения башкирского народа: тюркской и финно-угорской.
К вопросу взаимодействия академической и фольклорной традиции в современной башкирской музыке
Башкирская академическая музыкальная культура является зеркалом исторических, политических и культурных событий советского и постсоветского периодов отечественной истории. В свою очередь народная башкирская музыка стала исторической и художественной основой поэтики, интонационного строя, жанровой системы башкирской академической музыки. Отсюда следует, что композиторское творчество наряду с фольклором играет огромную роль в формировании национального стиля. Композитор, с одной стороны, черпает истоки своего творчества в фольклоре, а с другой, - сам непосредственно влияет на дальнейшее развитие национального стиля.
В целом же проблема взаимодействия академической и народной музыки является одной из важнейших в отечественном музыкознании XX века. Этой проблеме посвящены работы Г.Головинского «Композитор и фольклор» [76], В.Дулат-Алеева «Национальная культура как текст» [91], И.Земцовского «Фольклор и композитор» [106], Н.Шахназаровой «Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма.» [249], «Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе» [252], «О национальном в музыке» [251], «Национальные традиции и композиторское творчество» [250] и т.д.
Н.Гаврилова в работе «Проблемы национального в музыке XX века» отмечает, что истоки национального заключены в языке, быте народа, в фольклоре, мифологии и эпосе. «Национальное присуще всякому феномену культуры, национальным чувством проникнуто мироощущение любого художника - человека, творящего культурные ценности, как и всякого человека вообще» [63, 31]. Н.Шахназарова выделяет два типа профессионализма: в рамках устной народной традиции, с одной стороны, и академической европейской - с другой [251, 4].
Башкирская музыкальная культура - аналогично татарской, чувашской, молдавской и других - принадлежит к группе монодийных культур пентатонной традиции. Развитие этих национальных композиторских школ, впрочем, как и бывших социалистических республиках Средней Азии, Казахстане, Закавказье, относится преимущественно к XX веку. Причем, примером и эталоном развития академической традиции для молодых композиторских школ явилась русская музыкальная культура.
Как отмечалось ранее, на формирование художественной культуры, как народной, так и академической традиции непосредственно влияют: климат, природная среда, культурные традиции и психоэмоциональный тип нации. С этих позиций творчество современных башкирских композиторов онтологически связано с древнейшим кочевым модусом жизни и разнообразными, в том числе и архаическими формами фольклора. В то же время нужно отметить две взаимосвязанные тенденции в развитии национальных композиторских школ: центростремительную - к сохранению национальных традиций и центробежную, аккумулирующую основные процессы развития мировой академической музыки.
Анализ музыкально-педагогической литературы и учебных программ по проблеме исследования
Одним из приоритетных направлений в области высшего профессионального образования является регионализация, что обусловливается развитием интеграционных процессов, с одной стороны, а с другой - дйфференцированностью образовательных программ в каждом отдельно взятом регионе. Государственный стандарт в области высшего педагогического образования отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов и определяется, как известно, высшим учебным заведением самостоятельно.
В условиях модернизации образования в Башкортостане развивается система, отражающая потребности и интересы данного конкретного региона, что обусловливает активизацию процесса формирования национального самосознания. В образовательном процессе региональный компонент подразумевает этнографические, социальные, демографические, культурные особенности развития нации, отражающиеся в содержании и организации обучения и воспитания. Региональная система образования должна соответствовать потребностям конкретного региона, являясь фактором его развития.
В формировании национального самосознания одно из ведущих мест занимает подготовка профессиональных вузовских педагогических кадров, готовых полноценно работать в области культурного развития республики. Следовательно, выпускник высшего учебного заведения должен обладать соответствующей квалификацией в данной области. Отсюда возникает необходимость определить содержательный компонент региональных учебных программ и обеспечить подготовку соответствующих специалистов в исследуемой нами области музыкально-педагогического образования. Для реализации поставленных задач требуется обеспечить студентов соответствующей научно-методической базой, учебным материалом, пособиями и т.п.
На данном этапе развития высшего музыкально-педагогического образования наблюдается неравномерность регионального и общефедерального компонентов в содержании образования, нехватка образовательных программ, необходимых для реализации региональных образовательных задач в системе подготовки выпускников вуза.
Как отмечалось ранее, исторические, культурные традиции и особенности региона непосредственно влияют на образовательный процесс, лежат в основе содержания регионального компонента и определяют основные задачи в подготовке профессиональных педагогических кадров, владеющих современными методиками и способных применить их в своей последующей профессиональной деятельности.
Правильно организованная система регионального образования на всех уровнях ее развития (от школы до вуза) позволяет обеспечить полноту и непрерывность музыкально-педагогического процесса. Овладев определенными знаниями, выпускник вуза способен свободно ориентироваться в общемировом музыкальном пространстве, включающем, в том числе, и специфику своего региона.
Внедрение в систему регионального образования современных образовательных технологий способствует их скорейшей ассимиляции внутри данной системы и выводит ее на новый уровень развития. Технологическая функция музыкально-педагогического образования подразумевает формирование навыков и умений профессиональной деятельности, а педагогическое мастерство отражает ее высокий уровень, состоящий из специальных знаний, умений и навыков, реализующих совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности [188,270].