Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Лосаберидзе Рамаз Отарович

Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности
<
Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лосаберидзе Рамаз Отарович. Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 1999 172 c. РГБ ОД, 61:99-13/755-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретические основы подготовки специалистов социокультурной сферы к эколого - культурной деятельности

1.1. Сущность и специфика эколого-культурной деятельности в современных условиях

1.2. Становление эколого-культурной деятельности в России и за рубежом

1.3. Структура и содержание эколого-культурной деятельности специалиста социокультурной сферы

ГЛАВА II. Основные направления подготовки будущих специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности

2.1. Экологизация сознания будущих специалистов социокультурной сферы в процессе профессиональной подготовки

2.2. Деятельность средств массовой информации в 109 подготовке будущих специалистов социокультурной сферы к эколого- культурной деятельности

2.3. Синтез экологических и культурологических 120 знаний в процессе подготовки будущих специалистов социокультурной сферы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 146

ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Введение к работе

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, средствах массовой информации, выступлениях общественных деятелей все отчетливее звучит мысль о том, что современная цивилизация находится на пороге экологической катастрофы. К концу XX века человечество получило возможность в кратчайшие сроки уничтожить все живое на планете. Стремительный рост технических систем и сооружений, эксплуатация природных ресурсов, глобальное потепление климата, сокращение площади лесов, сокращение озонового слоя земли, угроза ядерной катастрофы - все это привело к глобальному экологическому кризису.

Человечество подошло к той черте, когда оно должно отказаться от разрушительной и потребительской деятельности и сознательно избрать эколого-культурную стратегию развития. Это осознание связано с пониманием целостности современного мира, единства природных и культурных основ существования на Земле. Происходит единение человечества, изменение структуры общественного сознания и деятельности. Это продемонстрировала, в частности, конференция ООН по окружающей среде и развитию в июне І 992г. в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители 179 стран мира. Конференция дала оценку глобальной экологической ситуации и основных направлений непрерывного устойчивого развития. Конференция сделала вьгоод о необходимости комплексного, системного подхода к решению проблем экологии. Эта системность усиливается, когда речь идет об устойчивом развитии. Под устойчивым развитием следует понимать не просто небольшой поворот в развитии, как например, дополнение производства очистными сооружениями, а новый тип развития - фундаментальная революция в отношении человека и природы, которая восста- новила бы их гармонию. Речь идет не о небольших изменениях технологии и прагматических мероприятиях, а о радикальной трансформации всего развития цивилизации и цели человеческого развития.

Таким образом, в научной литературе все чаще обсуждается тема интеграции природной культуры и культуры среды обитания человека. Об этом свидетельствует появление таких понятий, как Экология культуры", "социальная экология, "экология человека", "эколого-куяьтурная деятельность" и др. Одним из первых поднял этот вопрос академик Д. С. Лихачев. Он рассматривает проблемы сохранения окружающей природной и культурной среды в неразрывном единстве. Природная среда необходима человеку для жизни биологической, культурная - для его нравственной жизни.1

Деструктивные процессы современной цивилизации особенно отчетливо проявляют себя в России. Они обостряются экономическими, политическими трудностями и, особенно, кризисом власти. Но, возможно, именно благодаря тому, что наша страна уже на протяжении долгого периода находится на острие мировых противоречий. В ней наиболее явственны и тенденции осмыслить в глобальном масштабе не только свою собственную ситуацию, но и общемировую. Россия дала миру целый ряд блестящих деятелей науки, философии, синтетически обобщивших достижения человеческой мысли и заложивших основы и контуры нового мировоззрения и общественного устройства. Одним из наиболее выдающихся научных прорывов в этой сфере, по-видимому, можно считать учение о ноосфере.

Ноосфера, как синтетическое понятие, вмещает в себя результаты всех сторон человеческой деятельности, достижения материальной и духовной культуры на одном историческом этапе; одновременно оно включает систему связей человека, его окружающего мира и культуры. 1 См.: Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники отечества, I960, №2; он же: Письма о добром и прекрасном. М.: Дет лит., 1985; Экологич нравственности // Культура и жизнь, 1989, №12. з Можно утверждать, что именно понятие понятие ноосферы может лечь в основу формируюущейся в наших глазах новой социально культурной пирамиды, а именно, выработки научно обоснованной стратегии формирования ноосферной личности и последовательного развития эколого- культурной парадигмы, а именно выработка научно обоснованной стратегии формирования ноосферной личности и последовательного развития эколого-культурой деятельности. Данное утверждение обосновывает социально-культурный подход возможного решения экологических проблем, имеет актуальное научно-теоретическое значение и требует дальнейшего исследования.

Практическое значение проблемы не менее очевидно. С одной стороны, время диктует настоятельную необходимость поиска новых путей экономического развития общества, ресурсо-сберегающих, экологически чистых технологий и производств и много другого. Но как показала практика, что возможно лишь при кардинальном переустройстве мировоззрения, сознания, общей культуры человека. Л это проблемы воспитания, образования, деятельности всех институтов социально-культурной сферы.

С другой стороны, феномен эколого-культурной деятельности -это явление социальной жизни. Она проявляется в деятельности государственных и правоохранительных органов, в деятельности экологических партий и движений, гражданских и общественных инициатив, в деятельности отдельного человека по охране природных и культурных ценностей.

Таким образом, в настоящее время масштаб и сложность эколого-культурной деятельности значительно опередил уровень его научных исследований и соответствующих методических разработок. Поэтому осмысление сущности эколого-культурной деятельности и ее основных проблем требует специального научного исследования основ ее социально-педагогического совершенствования.

В этой связи возрастают требования к подготовленности будущих специалистов социокультрной сферы к эколого-куяьтурной деятельности. Однако в настоящее время имеет место противоречие между острой потребностью в квалифицированных специалистах в области эко-лого-культурной деятельности и уровнем эколого-культурной подготовки студентов, их ориентированности на сохранение природных и культурных ценностей. Это и определило выбор и актуальность данной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Современная экологическая ситуация включает в себя большое количество разнообразных, но тесно связанных друг с другом проблем социально-философского, политического, социально-культурного, психолого-педагогического характера. В отечественной и зарубежной литературе нашла свое отражение большая работа по выявлению и анализу этих основных направлений, тесно связанных с исследуемой проблемой. Важное значение для данного исследования имеют работы основоположников теории ноосферы В.И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена. В работах французских ученых ноосфера - это особый над-биосферный "мыслительный пласт". В трудах ВЛт. Вернадского ноосфера рассматривается как итоговый результат работы научной мысли человечества, которая работает только в биосфере и в ходе своего развития превращает ее в ноосферу, в сферу разума.

Значительный вклад в разработку социально-философских проблем современной экологии внесли труды таких ученых, как ВА. Ану-чин, СИ. Артановский, Д.И. Гвишиани, Э.В. Трусов, ЮТ. Марков, НЛ. Моисеев, А. Печчеи, Н.Ф. Реймерс, АД. Урсул и другие. Особо следует отметить работы Н.Н. Моисеева, посвященные системным отношениям "человек - ноосфера*. Очень важны для предпринятого исследования труды Л.Н. Гумилева, вскрывающие связь человека с при-родно-ландшафгяыми условиями жизни. Работы АД. Урсула посвяще- ны анализу возможных путей цивилизационного развития, причинам глобальных кризисов, развития ноосферной личности и др.

Для общей концепции развития эколого-культурной деятельности основополагающей является идея синтеза. Сама идея синтеза нашла свое выражение в современных достижениях человеческой мысли. В идеях А. Чижевского, Э. Циолковского, ВЛ. Вернадского синтезированы представления о жизнедеятельности человеческого сообщества, биосферы Земли и космических структур. Синергетика, основанная И. Пригожиным, показала идентичность процессов самоорганизации в живой материи, и в человеческих сообществах- Кстати, сам Пригожий считал, что "мы находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы", предполагая слияние западной традиции с китайской, опирающейся на представление о спонтанно изменяющемся, самоорганизующемся мире.1

В последние годы проделана большая работа по исследованию различных аспектов деятельности партий "зеленых**, экологических движений и инициатив, существенно дополняющая общую концепцию эколого-кулыурной деятельности. Огромный вклад в социологию зеленых внесли такие ученые как: Б.З. Докторов, ЕА. Здравомыслова, Л.Г. Ионин, СР. Фомичев, И.И. Халий, О.Н. ЯницкиЙ, РХ. Яновский. Следует упомянуть о монографиях, анализирующих главным образом политику зеленых и рассматривающих их социальные воззрения преимущественно для разъяснения их политических позиций. Это - опубликованная в 1985г. первая значительная коллективная монография. "Зеленые": идеология и политика"2, затем более солидная работа "Современный мир глазами "зеленых**, вышедшая в 1987г. под редакцией Б.М. Маклярского3, наконец, обстоятельная работа Л.И. Генцбер- 1 Пригожий И., Стеяжерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986, - С. 208. 2 "Зеленые": идеология н политика / Градов В Л» Васин В .Г., Орлов Б.С., ФогсерХ. 3 Современный мир глазами "зеленых" / Под ред. Б.М. Маклярского. -М., 1987. 230с га "Массовые демократические движения и партия "зеленых", изданная в 1988г.1 Кроме того, проблемы новых демократических движений, "включая зеленое", рассматриваются в (юответствующих главах ряда монографий и статей.2 Из упомянутых работ можно почерпнуть сведения о ряде социальных и идеологических предпосылок возникновения движения "зеленых" как части новых демократических движений, об их экологической программе, особенно, о борьбе за мир, о стремлении к демократизации социально-политической жизни.

Вместе с тем нельзя ие отметить, что в работах отечественных исследователей встречаются неоднозначные оценки их взглядов и политики. Однако уже в середине 80-х гг. исследователи стали рассматривать экологические движения как часть демократических движений.

Представление об экологических проблемах как проблемах культуры, сознания и развития личности (В Л .Вернадский, Д.СЛихачев, АА-Гусейнов) до настоящего времени не нашло достаточного педагогического и социально-культурного осмысления. К исследованиям в данной области можно отнести лишь единичные работы, в которых авторы исходят из рассмотрения среды как "жизненной среды*\ Это прежде всего работы НЛЗересова, ГА-Ковалева, ДЖМарковича, МДерноушека и некоторые другие1. Здесь можно отметить расширительное понимание жизненной среды, включающее не только природу 1 Генцберг Л .И. Массовые демократические движения в ФРГ я партия "зеленых". -М., 1988.256с. 3 2-Гинцберг Л.И. Партия "зеленых" в бундестаге ФРГ /У Вопросы историк. 1988 №2 с. 54-69;

Гранов В. "Зеленые": идеология и реальность // Мировая экономика и международные отношения. 1984. №12 с 53-62; Массовые демократические движения: истоки и политическая роль / Г.И. Ваинштейи, В Л. Дахнв, А.Г. Ивахняк и др -М., 1988.253с. ? Вересов Н.Н- Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей б-тя лет): Дис^канд.пснхол.наук.-М.,1991; Ковалев ГЛ. Пснхн-ческое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии.-199Э.-№ 1.-C.U-24; Маркович ДЖ Социальная экология: Кн. для учителя /Пер. с серб.-хорв. -М.Лросвевдеяие, 1991; Черяоугоех М. Психология жизненной среды Шер. с чего. И.И. Яопа.-М.:Мысш>,{989 .-(Человечество на пороге XXI века). (или естественную среду), но и искусственную (созданную человеком) жилую и рабочую среду, социальную среду, а также "внутреннюю среду самого человека с ее телесным и духовным содержанием".1 Подчеркивается роль специфической ниши в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека2. На наш взгляд, данный подход является весьма перспективным.

В связи с тем, что экологическая проблема имеет сложный характер, ее решение зависит от многих факторов. Особую значимость среди них приобретает экологизация различных сфер духовного производства (науки, образования, культуры в целом).

По этой причине в последние годы внимание ученых привлекают вопросы, связанные с перестройкой самого субъекта эколого-культурной деятельности, его отношения к среде своего обитания. Все чаше встречаются понятия "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическое воспитание", "экологическая культура", "экологическая этика" и др.

Начиная с середины 80-х годов эко-социальная проблематика стала предметом ряда диссертационных исследований, в которых рассматривается процесс формирования эколого-культурных явлений, в том числе и экологического воспитания и образования (Н.И. Аксютик, Д.Ф. Глеба, А.Н. Захлебный, Ю.Ю. Галкин, Б А. Никитина, Е.В. Никифорова, ИХ. Суравегина, ГЛ.Ягодин).

Признается, что решение экологической проблемы "невозможно как без существенных экологических изменений сознания, так и без реализации различных направлений экологизации всей социальной, а не только производственной деятельности"3, формирование экологического сознания является закономерным, объективно обусловленным 1 Черноушек МПсяхология жизненной среды. -С. 175. а Ковалев ГА. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. -С. 14. 3 Урсул АД. Экологическая безопасность развития: проблемы и перспективы //

Социапьно-педагогнческяе науки. -1991. - №12. - С. 8. этапом в духовной эволюции общества, требованием времени.

Можно выделить работы обобщающего плана, в которых прослеживаются историческая динамика взаимоотношений общества и природы с древнейших времен до наших дней. Это прежде всего работы Н.Г. Васильева, Э.В. Гирусова, AJHL Кочергина, И .Д. Лаптева, А.Ф. Лосева, Н.М. Мамедова, Ю.Г. Маркова, Н.Ф. Реймерса, АД. Урсула и

Большой интерес для нашего исследования представляют работы ученых А.Н. Захлвбного, ИД. Зверева. Они обобщили и развили концептуальные положения нового направления педагогики, разработали систему, содержание и пути реализации экологического образования и воспитания в нашей стране. А.Н. Захлебный, в частности, подчеркивает, что целью экологического образования и воспитания является "формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей средеи\ Однако, концепция экологической культуры пока не получила определенного толкования ни в философской, ни в педагогической литературе. В философских исследованиях Э.ВХирусова, Л.Н.Когана, Д.СЛихачева, Э.СМаркаряна и др. экологическая культура представлена как целостное образование общественно-исторической практики. В работах ГБ. Буковской, ЮЛО. Галкина, Б Л. Никитиной внимание сконцентрировано на определении субъекта экологической культуры, на вопросах экологического воспитания.

В научной литературе имеется большое количество определений экологической культуры. Этому способствует неоднозначность общего понятия культуры и неопределенность общего понятия экологии. В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический. 1 Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школсяеоретнчесхое обоснование и пути реализации: Автореф, дисдок1.пед.яаук-М.Д98б.-С9.

В рамках первого подхода экологическую культуру рассматривают как явление непосредственно связанное с научно-экологическим развитием общественного и индивидуального сознания, преимущественно отождествляя ее с "экологической деятельностью** общества, под которой понимается экооптимизирующая, природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность.1

В соответствии со вторым подходом экологическую культуру рассматривают как исторически возникающую форму "преодолевания" опасных изменений окружающей среды, вызванных предметнообра-зующей деятельностьго человека2.

В своем исследовании мы рассматриваем эхологическую культуру как способ, форму и результат эколого-культурной деятельности в процессе освоения, использования и преобразования природных и культурных ценностей. А экологическое воспитание, с точки зрения нашего исследования, предполагает формирование нравственных качеств личности, в процессе этой деятельности.

Анализ проблем совершенствования эколого-культурной деятельности опирается на широкий круг исследовательских работ, посвященных более общим вопросам культурологии, социологии, психологии. Большой вклад в решение этих проблем вносят труды таких ученых, как AM. Арнольдов, Л.П. Буева, М.С. Каган, Г.Г. Силасте, А.Я. Флиер, Н ЛІвейцер, Э.Г.Юдин, О.И. Яницкий и др.

Большое значение для данного исследования имеет психологическая теория деятельности (Вьеготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн СЛ.), а также теория социально-культурной деятельности (Каган М.С, Киселева Т.Г., Красильников Ю Д., Стрельцова ЮЛ. и др.).

В ходе исследования мы опирались также на публикации из- 1 Урсул АД. О понятия "экологическая деятельность"//Философские науки.-1986,-№ 1 .-С.35; он же и др. Перспективы зжоразвнтия.-М.,1990. 3 Стошжус К. О понятии экологической культуры общества/ Проблемы формирования современной экологической культуры.- Вильнюс,І987.-С22. вестных специалистов в области педагогики и социально-культурной деятельности: Ю.П. Азарова, А.И. Арнольдова, АА. Аронова, Т.И. Баклановой, АД. Жаркова, А. Л. Карамышева, А.С. Картина, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н. 6. Кротовой, B.C. Кузина, ГЛ. Никитиной, B.C. Садовской, ЮЛ. Стрельцова, ВМ. Чижикова и других, названных в списке использованной литературы.

Решению ряда проблем профессиональной подготовки работников социокультурной сферы способствовали исследования ЮЛ. Азарова, Н.К. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Т.Г. Киселевой, ГЛ. Никитиной, ЬМ. Черничснко и др. Однако, проблема подготовки будущих специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности исследована недостаточно.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы и обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает эколого-культурная деятельность специалистов социально-культурной сферы.

Предметом исследования является процесс подготовки будущих специалистов социокультурной сферы хжсоїото-культурной деятельности.

Целью исследования является выявление педагогических основ подготовки будущих специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность и специфику полого-культурной деятельности специалистов социокультурной сферы в современных условиях;

Изучить философские, социологические, психолого-педагогические, исторические аспекты становления эколого-культурной деятельности как социокультурного феномена;

Обосновать структуру и содержание эколого-куяьтурной деятельности, ее роль и место в профессиональной деятельности работников социокультурной сферы;

Выявить возможности социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в вузе культуры, в формировании экологического сознания будущих специалистов социокультурной сферы.

Теоретически обосновать и экспериментально апробировать мсЕ^эколого-купьтурной імццливки специалистов социокультурной сферы.

Гипотеза исследования. Подготовка будущих специалистов социокуль-турной сферы к эколоп>жультурной деятельнс>стаэффектив1га при условиях: реализации в процессе эколого-культурной подготовки студентов следующих основных взаимосвязанных направлений: образовательного, мировоззренческого, гуманистического, воспитательного, нормативного, информационного; профилирования содержания социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в вузе культуры на основе синтеза экологических и культурологических знаний; использования системы оригинальных форм и методов обуче- K%WtJ%m

Методологическиеосяовы исследования

При проведении исследования автор руководствовался: принципами диалектической философии (единства общества и природы; логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному, деятельностяо-личносіньїй подход в воспитании и образовании и хдО; положениями структурно-функционального и синергетичесмого подходов (интеграция, нелинейность мышления, самоорганизация, открытые системы и др.); идеями пространственно-временных особенностей экологической проблемы и устойчивого развития; принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей.

Проблема подготовки будущих специалистов социокультурной и сферы к эколого-культурной деятельности рассматривалась также с позиции педагогических идей, разработанных на кафедре социально-культурной деятельности МГУК в трудах Т.Г. Киселевой, КХД. Кра-сильникова, ЮЛ. Стрельцова. Методы исследования: - теоретический анализ (индукция, дедукция, анализ и синтез, сравне ние, сопоставление, абстрагирование и моделирование) для разработки целостной концепции исследования в ходе изучения научной литерату ры, диссертационных исследований, учебных пособий и программ не прерывного экологического образования; контент-анализ периодической печати с цепью выявления роли средего массовой иііформациивразвитии эколого-культурной деятельности; анкетирование студентов; наблюдение за ходом реализации учебно-воспитательного процесса в вузе; анализ и обобщение опыта различных экологических движений, объединений; опытно-экспериментальная работа. їжзфтпіяжшьатія были Московский государственный университет культуры(студенты факультетов социально-культурной деятельности, управления и информатики), Московское областное высшее училище(колледж) искусств (менеджеры культуры).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1994 по 1999 годы и проходило в три этапа.

На первом этапе (1994-1996 гг») было выявлено современное состояние проблемы; изучалась философская, социологическая, культурологическая и психолого-педагогическая литература по теме диссертации; анализировались различные подходы возможного решения со- временных проблем экологии; были сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации.

На втором этапе (1996-1998 гг.) осуществлялись разработка сущности, структуры и содержания эколого-культурной деятельности; определение основных направлений подготовки будущих специалистов социокультурной сферы к эколого - культурной деятельности; разработка теоретической модели эколого-культурного образования.

На третьем этапе (1998-1999 гг.) были уточнены основные тео ретические положения, разработан и апробирован спецкурс "Основы эколого-культурной деятельности**, проведена опытно- экспериментальная работа по подготовке будущих специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности. Осуществлялись анализ, обобщение, систематизация результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что: впервые предпринята попытка целостного исследования основных направлений подготовки специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности; исследованы теоретические основы эколого-культурной деятельности, ее структура, субъекты, объекты, механизмы функционирования; раскрыты социально-культурные аспекты становления эколого-культурной деятельности в России и за рубежом; уточнены понятия "эколого-культурная деятельность", "экологи-ческое сознание", "эколого-культурное образование"; научно обоснованы основные направления подготовки специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности; разработана теоретическая модель эколого-культурной подготовки специалистов социокультурной сферы и пути ее реализации в

16 педагогическом процессе вуза культуры; - выявлены возможности социально-гуманитарных дисциплин» преподаваемых в вузе культуры, в формировании экологического со знания, мировоззрения, общей культуры специалистов социокультур ной сферы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию эколого-культурной деятельности в социокультурной сфере.

Автором разработан и апробирован спецкурс "Основы эколого-культурной деятельности*' в системе вузовской подготовки специалистов социокультурной сферы.

Основные идеи, положения, рекомендации исследования могут быть использованы в вузах, колледжах и училищах культуры и ис кусств в прцессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготсшке и гіроведеніш региональных го семинаров.

Материалы исследования могут быть использованы для обновления го-сударсгвенного образовательного стандарта вьісшего с^разования, сояавле-нтквалификаш40нныххарактер»9стик специалистов социокультурной сферы.

Апробация результатов исследования осуществлена в научных сообщениях автора на: научно-методической конференции "Традиции: культура, образование** ^Тюмень, 22-23 марта 1995г.); научно-методической конференции "Социум и культура: голоса молодых" (Москва, 25-26 марта 1997г.); научно-методической конференции молодых ученых "Духовные ценности и молодое поколение** (Москва, 25-26 марта 1998г); международной научно-практической конференции "Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития" (Москва, 25-26 февраля 1999г).

На зашиту выносится система взглядов автора на эколого-культурную деятельность как социально-культурный феномен и процесс подготовки будущих специалистов социокультурной сферы к этой деятельности:

Положения, раскрывающие сущность, структуру и содержание эколого-культурной деятельности как процесса освоения, использования и сохранения природных и культурных ценностей,

Модель эколого-культурной подготовки специалистов социокультурной сферы, включающая следующие взаимосвязанные направления: образовательное, мировоззренческое, гуманистическое, воспитательное, нормативное, информационное.

Методика эколого-культурной подготовки специалистов социокультурной сферы, предполагающая профилирование содержания обучения на основе синтеза экологических и культурологических знаний, использование системы оригинальных форм и методов.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Сущность и специфика эколого-культурной деятельности в современных условиях

Конец XX века ознаменован бурным развитием экологии. Идет процесс экологизации науки, формируется система экологического образования, говорят об экологизации производства, об экологической политике. Возникли более ста отраслей экологического знания - от традиционной биологической экологии до экологии культуры.

Сегодня можно говорить о становлении новой науки, особой дисциплины -экологии. Однако процесс формирования ее как единой науки еще далек от своего завершения. Не закончились дискуссии о предмете экологии, ведутся научные споры о правомерности включения в экологическую науку всех существующих форм экологического знания. Попытаемся рассмотреть экологию как единую систему научного знания.

Многообразие различного рода определений экологии как науки, имеющихся в литературе, выступает не только свидетельством растущего интереса ученых к анализу проблем теории и практики, но и основанием для постановки вопроса о научном подходе к определению ее сущности. Решение этой задачи требует методологического анализа. Мы считаем, что экология как наука находится еще в стадии своего формирования, а, следовательно, идет процесс разработки законов, принципов, категорий и тд. Как справедливо отмечает Г.И. Марчук, "экологическая наука, начиная с работ ВЛ. Вернадского, сформировалась лишь в основных чертах. Это наука высшего уровня сложности, она требует огромного информационного обеспечения. В основе экологии - жизнь, пожалуй, самое сложное с чем встретился человек в познании природы. Такая наука требует к себе самого пристального внимания, и в ее разработке должны принять участие ученые всех специальностей.

Поэтому эта область науки становится общей для всех нас, поэтому она получила такой резонанс в нашей стране и во всем мире. Ведь речь идет о путях выживания человечества" Л

Экология, как известно, возникла в системе биологического знания. Важнейшую роль в формировании этого направления сыграла дарвиновская концепция естественного отбора, которая прямо ставила взаимодействие каждого биологического вида со средой обитания в число первостепенных факторов, определяющих биологическую эволюцию.

Во всех энциклопедиях и справочниках можно прочесть, что термин "экология" был предложен немецким ученым-дарвинистом Э. Гек-келем. Но в 1959 году американский историк науки Б. Боксер выяснил, что на самом деле этот термин был употреблен на восемь лет раньше американским философом» натуралистом, писателем-романистом Генри Дэвидом Торо, главная книга которого "Уолден, или жизнь в лесу" переведена на русский язык. Она навеяна идеями Ж. Ж. ї осо и представляет собой идиллическое описание жизни человека в ненарушенных природных условиях. По- видимому, это первый протест против урбанизации. Г. Д. Торо в 1858 году в одной из своих публицистических статей употребил слово экология" в смысле "природоведение . Он писал, что "природу надо изучать, потому что именно она, а не городские строения, являются истинным домом для чeлoвeчecтвa,

Становление эколого-культурной деятельности в России и за рубежом

Истоки культурного отношения человека к природным и культурным ценностям уходят своими корнями в труд и образ жизни первобытного человека. Поддерживая установленный веками режим природопользования, древний человек проявлял себя как истинный природо-охранитель. Ограничивая охоту на некоторые виды животных, охраняя от пожаров и порубок отдельные лесные массивы, разрыхляя и увлажняя почву, древний земледелец действовал вполне экологично.

Взаимоотношение человека и мира природы отображалось в религиозных воззрениях и мифах. По утверждениям многих этнографов, в первобытном мышлении природа представлялась, с одной стороны как источник угрозы его жизни, как нечто внешнее к человеку, что вызывало страх.

С другой стороны - природа представлялась древнему человеку, как мировая гармония, в которую включен человек. Именно поэтому природа обожествлялась, персонифицировалась и одухотворялась.1

Что же касается российского этноса, уходящего корнями в язычество, то по мнению многих авторов, страх перед силами природы, перед экологической опасностью, был присущ и ему. Естественно, со своей, славянской, спецификой. Эта проблема связана с выживанием человечества и затрагивает в человеке родовой инстинкт самосохране Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.

По мнению БА. Рыбакова, предлагающего свою периодизацию древнего славянского язычества, первоначально люди приносили жертвы "упырям и берегиням". Это можно перевести на язык науки как дуалистический анимизм, "задабривание вампиров и благодарение оберегающим берегиням", неразрывно связанное с "магическим отношением к природе. Вторым этапом Рыбаков БА. считает поклонение Роду и роженицам. "Переход от охотничьего, присваивающего хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества... Длительная эпоха упырей и берегинь сменилась аграрным культом рожениц и Рода."1 Произошел существенный перелом в отношении человека к природе, в его миропонимании и в представлениях о тех неведомых силах, которые управляют миром. Первобытный охотник в борьбе с животным миром в большей степени мог надеяться на себя, чем земледелец, который зависел от капризов природы и больше всего - от неба, солнца и дождя.

Миропонимание того времени сочетало в себе представления об изначальном порядке, Гармонии и о первоначальном Хаосе, существовавшем до сотворения Мира, который в более или менее отдаленном будущем может (и должен!) повторяться. Подтверждение этому мы находим в древней мифологии разных народов в виде существования мифов о конце света, который, по представлениям древних, уже был и который еще предстоит в будущем.2 При этом описания конца света у всех народов, по свидетельству М. Элладе, наряду с социальными катаклизмами изображают и различные природные катаклизмы. В основном, все мифы о конце света рисуют его завершение в виде природной, экологической катастрофы.

Экологизация сознания будущих специалистов социокультурной сферы в процессе профессиональной подготовки

В связи с тем, что ЭКД (эколого-культурная деятельность) имеет сложный характер, ее совершенствование зависит от многих факторов: политических, экономических, психологических, педагогических, социально-культурных и т. п. Особую значимость среди них приобретает экологизация различных сфер духовного производства (науки, образования, культуры в целом).

По этой причине в последние годы внимание ученых привлекают вопросы, связанные с перестройкой самого субьекта ЭВД, его отношения к среде своего обитания, к природным и культурным ценностям. Признается, что решение экологической проблемы "невозможно как вез существенных экологических изменений сознания, так и без реализации различных направлений экологизации всей социальной, а не только производственной деятельности".1

Последние десятилетия характеризуются "экологизацией" общественного сознания, вызванной рядом объективных причин, подробно, раскрытых нами в первой главе диссертации. В то же время можно отметить, что, в отличие от специализированного, массовое экологическое сознание находится еще в стадии становления и характеризуется рядом стереотипов. Так, Ю.Ю. Пономарев описывает его современные догмы.2 Догма 1. Первоочередной задачей является сохранение природы. В качестве лозунга или публицистического оборота с этим тезисом можно согласиться, считает Б.Ю. Пономарев, но как программа практической деятельности он неверен. Единственным радикальным способом сохранения природы было бы уничтожение человечества. Первоочередная задача человечества - это обеспечение стабильности своего развития, динамического равновесия системы "природа - общество". Причем, по мере своего развития человек вынужден все больше брать на себя управление состоянием природы, т. е. ее естественные силы уже могут компенсировать антропогенное влияние.

Догма 2. Экологические проблемы - порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга "назад к природе", основываясь на слабом знании реальных фактов истории. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер.

Догма 3. В будущем, возможно, полностью решить экологические проблемы. Эта наивно-оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что всякое достижение техники наряду с полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально не предсказуемо. Так, например, очень распространены сейчас упования на экологически чистое производство, хотя абсолютно чистых технологий не существует. Можно лишь говорить об их относительной чистоте. Даже самая чистая энергетика -солнечная - дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития. Догма 4. Возможности роста благосостояния людей практически бесконечны. При нынешних темпах хозяйственной деятельности в середине следующего века для поддержания стабильности биосферы, т.е. жизни планеты, надо будет расходовать 99% национального дохода, и лишь один процент остается на развитие производства, социальную сферу и тл. Человечество будет обречено на сизифов труд - производство ради стабильности условий производства, и вырваться из этого круга будет почти невозможно

Похожие диссертации на Подготовка специалистов социокультурной сферы к эколого-культурной деятельности