Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Комарова Галина Николаевна

Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества
<
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Комарова Галина Николаевна. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Орел, 1997 154 с. РГБ ОД, 61:97-13/643-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора как теоретико-педагогическая проблема 15

1.1. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора в историко-педагогической культуре 15

1.2. Готовность будущих и работающих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества 38

1.3. Педагогическое проектирование профессиональной подготовки учителя к использованию нравственно-эстетического потенциала русского народного музыкального творчества 61

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами народного музыкального творчества 71

2.1. Интеграция учебных дисциплин в нравственно-эстетическом развитии будущих учителей начальной школы 71

2.2. Педагогические технологии развития готовности студентов к нравственно эстетическому воспитанию средствами музыкального фольклора 83

2.3. Психолого-педагогические условия успешного становления музыкальной готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества 112

Заключение 118

Использованная литература 128

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена социальной потребностью повышения роли духовности в жизни нашего общества. В ситуации глубокого кризиса нравственных и эстетических ценностей развитие духовности человека немыслимо, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры. В этом смысле русское народное творчество всегда остается школой красоты, общения, поведения, быта, одежды, труда.

Обращение к народному искусству как средству формирования личности учителя имеет прочную методологическую основу, опирается на философское осмысление народного музыкального искусства как одного из стержневых компонентов культуры. Народное искусство концентрирует знания, опыт народа, его обычаи, национальные традиции, в силу чего признается важнейшим условием, развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания и образования. Неслучайно школьная практика показывает, что в последние годы обостренного решения задач возрождения национальной школы значительно увеличивается использование народной культуры и этнопедагогики.

Между тем, воспитать в ученике духовно богатую, эстетически развитую личность способен лишь тот педагог, который сам является человеком высокой духовной и эстетической культуры. Однако в нашем констатирующем эксперименте выявились такие тенденции: как интерес к народной национальной музыкальной культуре в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников во внеучебное время проявляют лишь 21,7% работающих учителей из числа опрошенных нами; 78,3% изучают ее только в связи с программными требованиями и не на достаточном теоретическом и методическом уровне. В этом мы видим несоответствие уровня подготовки учителя — воспитателя современным национально-культурным требованиям общества. Понимая остроту духовно-культурной ситуации в стране и недостаточность профессиональной подготовки учителя к воспитанию, нельзя не осознавать

необходимость повышения его духовно-нравственной культуры, в том числе такими средствами ее развития, как народное музыкальное творчество.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие появились специальные педагогические исследования по использованию народного творчества в нравственном и эстетическом воспитании и образовании будущих учителей (Алембеков А.В., Ершова Л.В., Набиева Н.А., Халитова Н.К. и др.), наименее изучена проблема целостного включения народного музыкального творчества в подготовку студентов к интегративному нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами фольклора. В связи с этим, образовательным учреждениям необходимы педагогические технологии, включающие приемы и способы совершенствования нравственно-эстетической готовности учителя, грамотное использование которых поможет формировать личность ребенка с учетом психологии этноса и национальной культуры русского народа.

При этом необходим специальный анализ и поиск путей преодоления сложившегося несоответствия между требованиями общества к нравственно-эстетической подготовке педагогических кадров средствами музыкального фольклора и реальным состоянием данной готовности к использованию этих средств в педагогическом процессе, что и составляет проблему нашего исследования. Объективная необходимость специального исследования народного музыкального творчества в качестве эффективного средства духовно-нравственного воспитания личности обусловлена тем, что воспитательные возможности его в системе средств духовного, социально-этнического самоопределения становления личности в педагогике профессионального образования изучены в недостаточной мере.

Теоретической базой такого исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов, соотносящих категории нравственного и эстетического (Алехина Л.В., Фортова А.И.), единство нравственного и эстетического в жизнедеятельности человека (Кунчева Л.И., Сикорский В.Ф.). Так, в трудах отечественных психологов и педагогов

(Ананьев Б.Г., Выготский Л.С, Кузьмина Н.В., Сластенин В.А.) доказано, что важнейшие психологические функции личности, а особенно интеллектуально-эмоциональные, плодотворно формируются именно в студенческом возрасте. С целью этно-этического совершенствования и анализа культуры личности учителя мы обратились к идеям избирательного творчества, диалога в творческом "внедрении в себя другого "Я" (т.е. истории, культуры), которые показывают, как появляется сотворчество, приобщающее к культурным традициям, передающимся последующему поколению. Так, идея создания национальной школы на основе разрешения этнических аспектов воспитания воплощена как в педагогических исследованиях классиков прошлого (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Макаренко А.С., Шацкий СТ., Шацкая В.Н. и др.), так и в более поздних работах, посвященных осмыслению народной музыки, фольклора в целом в нравственно-эстетическом воспитании современного человека (Асафьев Б.В., Бабенко А.Г., Белов В.Н., Боровиков Л.И., Гусев В.Е., Мусорин Н.П., Никитин Н.Н., Кабалевский Д.Б., Квятковский ЕВ., Покровский ДБ., Школяр Л.В. и др.).

Применительно к высшей школе доказано, что у студентов — будущих учителей, важно развить осознанное отношение к предстоящей воспитательной деятельности средствами народной музыки, развить мотивационную сферу, систему ценностных ориентации, неизбежно отражающихся на духовном, нравственном, интеллектуальном потенциале личности (Горбатов СВ., Лыс-ков Б.Д., Леонтьев А.Н.) и показано, что позиции, сформировавшиеся в вузовском обучении, имеют тенденцию к закреплению (Абульханова-Славская К.А., Ляудис В.Я.).

Поскольку доказано, что значительно повысить готовность к воспитательной работе и результативность ее невозможно при низком уровне духовно-нравственной и эстетической культуры будущего учителя, то становится несомненной целесообразность специального исследования конкретных педагогических технологий развития готовности студентов к использованию на родного музыкального творчества в нравственно-эстетическом воспитании детей, что и составляет практическую цель нашего исследования на тему: "Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества". Общая цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность, содержание, структуру, особенности и функции народного музыкального творчества в нравственно-эстетическом становлении будущих учителей-воспитателей, определить эффективные условия их нравственно-эстетического формирования посредством народной музыки.

Объектом исследования является вузовская система профессиональной подготовки педагогов к воспитанию школьников средствами музыкального фольклора.

Предмет исследования — динамика развития нравственно-эстетической готовности будущих учителей к использованию воспитательных средств народного музыкального творчества.

Проблема, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:

1. На теоретико-методологическом уровне выявить нравственно-эстетический потенциал народного музыкального творчества и его практическое использование в формировании личности будущих учителей.

2. Определить организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей к внеучебной деятельности по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального фольклора.

3. Экспериментально проверить педагогическую технологию использования музыкального фольклора на занятиях спецсеминара "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора".

4. Разработать методические рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами регионального музыкального фольклора.

Гипотеза исследования: Народное музыкальное творчество выступает важнейшим средством подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей, если оно системно включено в содержание образования и порождает личный опыт сопричастности к народному музыкальному творчеству, положительное отношение будущих учителей к деятельности. Вузовская подготовка учителя к использованию потенциала народного музыкального творчества невозможна без системного духовно-нравственного личностного развития педагога во взаимосвязи творческой самореализации эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального компонентов его личности. Готовность будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей становится наиболее оптимальной, если в процессе ее развития реализуются поцикловые технологии включения в народно-музыкальную культуру. Такой подход будет способствовать целостному развитию эмоционально-эстетического отношения студентов к действительности, обогащающему их духовный мир потребностью в творчестве и осознанием значимости русского народного творчества во всех сферах профессиональной и самообразовательной деятельности будущего учителя.

Методологической основой исследования явились философская теория диалектического единства нравственного и эстетического; психолого-педагогическая теория комплексно-целевого подхода к системе воспитания в единстве нравственного и эстетического формирования целостной личности; теория развития художественного восприятия посредством музыкального фольклора; положения современной психологии о развитии личности в процессе активной целеполагающей деятельности творческого характера.

В работе по проблеме исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, научных исследований в области профессиональной подготовки учителя начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся; изучение и анализ вузовских и школьных программ по предметам этического и эстетического цикла; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, технологически выстроенная на основе диагностики целей и анализа результатов творческих работ студентов (сценариев, фольклорных праздников, методических разработок воспитательных занятий, педагогических игр, выставок, творческих отчетов-концертов, практического использования народно-музыкального творчества), обеспечивающих рост личного опыта музыкально-эстетического воспитания как самого учителя, так и детей.

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 148 студентов, 68 учителей начальных классов и музыки, 700 учащихся младших классов.

Основной базой опытно-экспериментальной работы служил факультет педагогики и методики начального образования ОГУ (специальность — учитель начальных классов и музыки (гр. №1), учитель начальных классов (гр. №2). Сопутствующее опытно-экспериментальное исследование проводилось в школах г. Орла (№№ 4, 5, 12, 16, 17, 19, 24), Успенской средней школе Покровского района Орловской области.

Этапы исследования:

Первый этап (1991 — 1994 г.г.) — поисково-подготовительный. Его содержание составило изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы, новейших исследований в области школьной педагогики преподавания музыкального фольклора, школьных и вузовских программ по предметам эстетического цикла. Уточнение проблемы исследования, его целей, задач, гипотезы велось на основе изучения передового педагогиче ского опыта музыкально-эстетического воспитания с поиском путей и условий совершенствования подготовки будущих педагогов средствами русского народного музыкального творчества и завершило проведение поискового эксперимента.

Второй этап (1994 — 1995 г.г.) — опытно-экспериментальный — включал проверку гипотезы, уточнение содержания музыкально-фольклорного обучения студентов способам и приемам воспитательной работы со школьниками с помощью русского народного музыкального творчества. С этой целью в рамках спецсеминара-практикума "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора" обеспечивалась готовность студентов к нравственно-эстетическому воспитанию детей, уточнялись критерии оценки и показатели развития этой готовности.

Третий этап (1995 — 1997 г.г.) — контрольно-итоговый — включал анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение исходных и заключительных данных по контрольной и экспериментальной группам студентов, на основании которых подводились итоги и делались выводы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены функции народного музыкального творчества в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников;

- выявлен комплекс личностных качеств и музыкально-педагогических умений, обеспечивающих личностную готовность к проявлению нравственного и эстетических начал в процессе духовного и профессионального саморазвития будущих педагогов;

- теоретически разработаны и экспериментально проверены педагогические технологии развития готовности будущих учителей к осуществлению нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народного музыкального творчества;

Практическая значимость заключается в выявлении воспитательных возможностей регионального народно-песенного материала, использованного в формах прикладного курса и целостной технологичной модели музыкальной подготовки студентов к нравственно-эстетическому воспитанию школьников посредством народно-песенного творчества. Они могут быть применены в духовно-нравственном формировании будущих специалистов социономического профиля, при организации воспитательной работы в общеобразовательных школах, в повышении квалификации учителей в ИУУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русское народное музыкальное творчество выступает важнейшим средством подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей при условиях его системного включения в содержание и процесс профессионального образования — во-первых; при учете психологических особенностей студенческого возраста, когда плодотворно формируются интеллектуально-эмоциональные сферы личности — во-вторых; в-третьих, когда осваивается культура, которая может дать человеку ощущение духовной сопричастности к музыкальной культуре родного народа и формируется внутренняя ответственность за ее сохранение.

2. Системный характер подготовки учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами музыкального фольклора обеспечивается целостным формированием взаимосвязанных между собой компонентов развития личности: духовно-нравственного, эмоцио-нально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального. Успешному осуществлению данной подготовки способствует интеграция знаний различных учебных циклов, курсов, форм и видов деятельности. Межпредметные связи выступают и как конкретное выражение принципа художественного воспитания, обосновывающего необходимость преподавания народного искусства в тесной связи с его ролью в жизни общества.

3. Педагогическая технология развития готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию школьников характеризуется дву- единством следующих циклов. В первом цикле педагог включает студентов в эмоционально окрашенную учебно-познавательную деятельность, успешное осуществление которой зависит от активности студентов, от уровня сформированное™ мотивов, побуждающих их к нравственно-эстетической деятельности средствами музыкального фольклора. При этом нравственно- эстетический потенциал народного музыкального творчества "вычерпывается" студентом тогда, когда есть его диалог с материалом, когда фольклор выступает эффективным средством объективного сотворчества, при этом используется субъектно-субъектные и субъектно-объектные связи в обучении (педагог — студенты, будущие учителя — дети, а объектом их познания и деятельности выступает народное творчество).

Второй цикл представляет собой непосредственное использование педагогической технологии в музыкально-фольклорном творчестве при нравственно-эстетическом воспитании детей в период практики, где ведущей становится самостоятельная музыкально-фольклорная деятельность студентов с детьми.

4. При систематической и многоплановой организации деятельности на основе творческой активности и самореализации студентов и учащихся, готовность к нравственно-эстетическому воспитанию имеет несколько уровней своего становления — высокий, средний, низкий.

Критериями ее высокого уровня у будущего учителя являются: понимание нравственно-эстетической сущности русской народной музыки; способность творчески организовать деятельность, используя различные жанры фольклора; высокая степень личностного смысла использования русского народного музыкального творчества; эмоциональная удовлетворенность творческим процессом. При этом показателями такой готовности учителя в деятельности с детьми выступают: большой интерес школьников к народному музы кальному творчеству и положительное отношение; их эмоциональность во время деятельности (исполнении песен, разыгрывании обрядов и т.д.); способность к сопереживанию, ощущение красоты народной музыки и умение дать эмоциональную характеристику содержания произведения в словесных суждениях при эмоциональной удовлетворенности процессом творчества.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы; соответствием комплекса методов исследования его задачам ; результатами экспериментальной проверки и выводами, отраженными в методических рекомендациях по совершенствованию нравственно-эстетической готовности будущих учителей.

Апробация работы. Материалы исследования периодически обсуждались на кафедрах музыки, социальной педагогики, теории и методики социальной работы Орловского госуниверситета и опытных школах; на ежегодных научных конференциях преподавателей (1991 — 1997 гг.), на региональных научно-практических конференциях ОГИИК: ("Культура и высшая школа: Проблемы и перспективы" — 1995, "Культура, образование и современное общество: состояние, проблемы, поиск" — 1996, отражены в публикациях, в сборниках, адресованных преподавателям, учителям, студентам.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет; выделены задачи; сформулирована гипотеза; определены методы, этапы исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе "Нравственно-эстетическое воспитание средствами народного музыкального творчества как теоретико-педагогическая проблема" обосновывается значение народного творчества в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, представлен эмпирический материал по состоянию готовности будущих и работающих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами

музыкального фольклора. Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по развитию готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами русского народного музыкального творчества" раскрыто интегрированное содержание учебных курсов, закладывающее основы готовности к нравственно-эстетическому воспитанию средствами музыкального фольклора, выделены психолого-педагогические условия успешного становления такой готовности в процессе вузовского овладения студентов проектированием фольклорной деятельности с детьми и последующей реализацией ее на практике в школе. Заключение подводит итоги исследования. Приложение содержит материал по проектированию педагогической технологии и программно-методические материалы по ее успешной реализации.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:

1. Из истории музыкального воспитания. А.Л. Маслов — русский фольклорист, педагог, земляк-орловец (к 80-летию со дня смерти) // Научная конференция, посвященная землякам-орловцам, известным писателям и ученым: Тезисы докладов — Орел, 1994 с. 57-58.

2. Технология использования этнотрадиций в эмоционально- эстетическом воспитании сельских школьников // Рабочая книга социального педагога, ч. 11: Социальная педагогика и социальная работа: Пособие для самообразования. / Под ред. Н.Ф. Масловой. — Орел, 1995 с. 52-55.

3. Подготовка учителя к нравственно-эстетическому воспитанию младшего школьника во внеклассной работе средствами фольклора. // Культура и высшая школа: Проблемы и перспективы: Методические рекомендации и материалы межрегиональной научно-практической конференции в ОГИК — Орел, 1995 — с.266-269.

4. Интеграция учебных курсов — условие совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов и музыки к нравственно- эстетическому воспитанию младших школьников. // Культура, образование и

современное общество: состояние, проблемы, поиск (Материалы региональной научно-практической конференции в ОГИИК — Орел, 1996 —с. 158-160.

5. Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора.// Проблемы регионального образования. Опыт и перспективы: Материалы научно-практической конференции. — Орел: Обл ИУУ, 1997. — с. 101-103.

6. О критериях и показателях готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами музыкального фольклора. — // Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты. Доклады и рекомендации научно-технологической конференции / Под ред. Н.Ф. Масловой. — Орел: Изд-во ОГУ, 1997 —с. 105-107.

Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора в историко-педагогической культуре

Обогащение духовного мира человека является тем реальным базисом, на котором могут расцвести и реализоваться его творческие возможности и задатки. Вместе с тем, обогащение духовного мира человека возможно лишь при условии самого широкого и тесного его взаимодействия с духовными ценностями - литературой, музыкой, изобразительными и другими видами искусства, накопленными человечеством за весь период своего существования. Этот процесс способствует совершенствованию и возвышению духовного мира человека, формирует его личностные эстетические идеалы, вкусы и потребности, углубляет его чувственно-эмоциональную жизнедеятельность.

Среди духовных ценностей человечества важное место занимает народное творчество, представляющее собой эталон, непревзойденный образец содержания и форм всех видов народного искусства. Наряду с понятием "народное творчество" в научной литературе применяется термин "фольклор" (перевод с английского folklore - "народная мудрость"). Понятие музыкальное народное творчество охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями трудового народа. Особенностью музыкального фольклора (народного музыкального творчества) является музыкальное интонирование. Особая роль в народной культуре отводится народно-песенному творчеству (музыкально-поэтическому), наиболее общедоступному и неиссякаемому источнику нравственно-эстетического воспитания человека.

Использование народного фольклора как средства нравственно-эстетического воспитания требует понимания его сущности. Исследователями отмечается множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности. В качестве основополагающего признака фольклора исследователь И.И. Земцовский выбирает традиционность. Он предлагает следующую формулировку: фольклор - это традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство трудящихся масс /66, 42/. Своеобразны и традиционны в фольклоре не только форма и стиль, но и содержание, система образов.

Фольклор не просто отражает действительность, но оказывает на нее активное эстетическое воздействие, ибо является ее частью. Вне традиции фольклора нет и быть не может. Как известно традиционное и поэтому ограниченное, фольклор оказывается искусством необычайно цельным. Цельность традиционного фольклора - особого рода. Как писал Н.Г. Чернышевский," народная песня должна прилагаться к чувствам решительно каждого человека, иначе она не нужна целому народу 7159, 306/. И эта цельность доставляет эстетическое наслаждение особого рода - человек ощущает себя частью этой объективной цельности, традиционности, выступающей даже в форме вечности. Проблему традиции и связанной с нею круг вопросов исторической жизни произведений устного народного творчества рассматривали известные фольклористы (Гусев В.Е., Земцовский И.И., Коган М.С., Плахов В.И., Чистов Н.В. и другие). Процесс возникновения традиции на основе воспроизведения закрепившихся в памяти необходимых действий находит отражение в последовательности " действие - восприятие - сохранение - воспроизведение и т.д." /132,6/. В применении к народному искусству такая последовательность верно передает закономерность цикличности функционирования традиции: " Жизнь фольклора - непрерывный процесс, в котором воспроизведение традиции есть уже "измененное действие, являющееся одновременно, благодаря активному восприятию началом нового цикла,"- пишет В.Е. Гусев /56, 85/.

Традиционность фольклора воплощается в таких признаках его, без которых он искусственно существовать не может - это коллективность, уст-ность, анонимность, вариантность, импровизационность, бифункциональ-ность, синкретизм и т.д. Коллективность в фольклоре проявляется в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Сочинение народной песни - это "длительный и сложный процесс творческого сотрудничества многих одаренных личностей" /55, 270/.

Фольклор - творчество устное. Оно живет только в памяти людей и передается в живом исполнении "из уст в уста". С "устностью" связаны многообразные приемы повтора в фольклорных текстах, усиливающие их значимость в игровом или обрядовом действе, а также и то, что фольклорное произведение осязаемо существует и может восприниматься только в момент живого исполнения. Оно не существует и вне сиюминутной реакции слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникативности фольклора /160, 27/. Важнейшим свойством фольклорного мышления, жизни фольклорного произведения является вариантность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, "дыхание" фольклорного произведения. Вариантность пронизывает все элементы фольклорного произведения и проявляется на всех уровнях его существования. Импровизационность в фольклорном произведении проявляется во время исполнения, в создании чего-то нового, но обязательно в рамках традиции.

Любое фольклорное произведение полиэлементно, среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяются как основные -словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Их взаимодействие по-разному проявляется в тех или иных жанрах, более полно в хороводах-играх. Каждый человек может проявить себя в них, так как художественно-образные элементы изначально заложенные в самом человеке, - движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) - обеспечивают целостность творческого акта - исполнение фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый синкретизмом.

Функциональность в фольклоре связана с проблемой сочетания в нем признаков искусства и неискусства. Под функцией здесь имеется ввиду прежде всего социально-бытовое применение, жизненное предназначение произведений фольклора. Вне знания социально-бытовой функции фольклора его содержание предстает неполно, обедненно и даже искаженно. В разных жанрах и в разные периоды их существования отдельные функции фольклора как полифункционального искусства могут выступать в качестве ведущих и основных - та или иная конкретная бытовая функция, познавательная, воспитательная, эстетическая и другие /66, 66/.

Готовность будущих и работающих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества

В данном параграфе представлен эмпирический материал по изучению готовности будущих и работающих учителей к осуществлению нравственно-эстетического воспитания детей на основе народного музыкального творчества. Основной базой для сбора материала послужил факультет педагогики и методики начального образования ОГУ; специальности - учитель начальных классов с правом преподавания музыки - группа № 1 (IV курс), учитель начальных классов - группа № 2 (111 курс). Сопутствующее опытно-экспериментальное исследование проводилось в нескольких школах Орла -№№ 4, 5, 12, 16, 17, 19, 24, Успенской средней школе Покровского района Орловской области. Всего опрошено 148 студентов, 68 учителей начальных классов, музыки; 700 учащихся младших классов.

Для того, чтобы определить характер и содержание деятельности учителя начальных классов, музыки по осуществлению нравственно 39

эстетического воспитания школьников средствами народного музыкального творчества, необходимо выявить объем его готовности к воспитательной работе. В психолого-педагогической литературе (Щербаков А.И., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и др.) рассматривается понятие готовности. "Готовность к педагогической деятельности на уровне профессионального мастерства определяется рядом общепедагогических умений. По сравнению с навыками умения имеют большую подвижность, носят сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество; то есть необходимо вооружить не столько техникой (навык), сколько методикой" (145, 21).

Следовательно, нам нужно разработать свою модель данного качества, выраженную в комплексе критериев признаков, определяющую готовность учителя начальных классов, музыки к осуществлению нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народного музыкального творчества. Так моделирование данной готовности в нашем исследовании представляет следующий комплекс критериев и показателей: личностный смысл использования русского народного творчества, умение проводить диагностику нравственно-эстетической воспитанности детей средствами музыки, творческая способность организовать нравственно-эстетическую деятельность средствами музыкального фольклора.

Среди методов, выявляющих уровень готовности, используются те, которые наиболее проявляют ее нравственную и эстетическую стороны, тесно взаимодействуя, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга. Руководствуясь этим подходом, мы выбрали следующий комплекс методов:

- анкетирование будущих и работающих учителей с целью выявления личностного смысла использования музыкального фольклора в воспитании детей, их интереса к народному творчеству вообще, определение ценностных предпочтений в области музыки, в том числе народной; - мини-сочинение: "Как вы думаете, какова роль народной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников?" (с вышеизложенной целью);

- анализ письменных работ студентов с целью выявления нравственно-эстетической сущности русской народной музыки;

- методы диагностики-наблюдения, анкеты, беседы с целью выявления нравственно-эстетической воспитанности детей средствами музыки, а также интереса и уровня готовности к усвоению младшими школьниками народной музыки в классах школ города и районов; где проходили практику будущие учителя для выявления ценностных предпочтений была использована методика "концерта по заявкам";

- моделирование фрагмента воспитательного занятия с использованием народного музыкального творчества будущими учителями и его практическое воплощение с детьми для определения творческой способности организовать нравственно-эстетическую деятельность;

- наблюдение студентов во время педагогической практики за деятельностью учителей и учащихся в учебное время (уроки музыки, чтения, русского языка) и во внеучебное время - в ходе воспитательных занятий нравственно-эстетической направленности с целью изучения ее состояния;

- изучение и анализ вузовских и школьных программ по музыкально-эстетическим предметам, дневников педпрактики студентов, методических разработок внеклассных воспитательных занятий, заданий по диагностике, отчетов-самоанализов о проделанной работе и т.д.

Анкетирование студентов проводилось на каждом новом потоке третьего курса - специальность учитель начальных классов и четвертого -учитель начальных классов с правом преподавания музыки с 1994 по 1996 годы, опросом было охвачено 148 студентов. Оно проводилось в начале знакомства с курсом "Русское народное музыкальное творчество". В опросе использовалась музыкально-вербальная анкета по составленной нами программе. Основная анкета выявляла профессиональную направленность подготовки учителей начальных классов с правом преподавания музыки и учителей начальных классов к внеучебной воспитательной работе средствами фольклора, их знания народных промыслов, праздников, умения использовать их в предполагаемых беседах со школьниками.

Чтобы выявить, насколько важно для будущих учителей изучение русского народного музыкального творчества (в сравнении с другими предметами музыкально-эстетического цикла) в деле нравственно-эстетического воспитания младших школьников во внеучебное время, мы использовали первый вопрос основной анкеты. Интерес студентов, их семей к народной музыке, ее исполнителям, почитание народных праздников, ценностные предпочтения манеры исполнения народных песен изучался нами по ответам на (9-13) вопросы анкеты.

Интеграция учебных дисциплин в нравственно-эстетическом развитии будущих учителей начальной школы

Тенденция интеграции научных знаний становится особенно актуальной в связи с тем, что основной целью, поставленной перед педагогическим вузом, является формирование целостной личности будущего учителя, владеющего не фрагментарными знаниями, а их системой, которая влияет на отношение к окружающему миру. Задачу интеграции знаний в процессе учебного усвоения решают межпредметные связи. По проблемам межпредметных связей были использованы труды советских педагогов и психологов М.А. Данилова, Б.П. Есилова, М.Н. Скаткина, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, Ю.П. Самарина и др.

Межпредметные связи могут выступать и как конкретное выражение принципа художественного воспитания, обосновывающего необходимость преподавания искусства, в том числе и народного, в тесной свяи с его ролью в жизни общества. Этот принцип органически вытекает из современных идей художественного воспитания, выразителем и активным пропагандистом которых в музыкальном образовании является ДБ. Кабалевский, в области изобразительного искусства - Б.М. Неменский.

Для реализации идеи художественного воспитания в практической деятельности будущий учитель должен иметь высокий уровень нравственно-эстетической и педагогической культуры. В нашем исследовании такой уровень помогает обеспечить взаимное использование знаний в курсах эстетики, этики, психолого-педагогических дисциплин, мировой и отечественной художественной культуры, музыкально-теоретических дисциплин, методики музыкального воспитания, русского народного музыкального творчества, спецсеминара-практикума: "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора во внеучебное время".

Изучению проблемы межпредметных связей, характеристике их сущности посвящаются многие работы педагогов и психологов: И.Д. Зверева и В.В. Максимовой /67/, Т.А. Ильиной /68/, Е.Н. Кабановой-Меллер /72/, Н.Н. Лошкаревой /96/, М.Н. Скаткина /136/ и др. Исследователи приходят к единому мнению, что осуществление межпредметных связей может способствовать не только повышению качества знаний, их глубине и систематизации, но и формированию умений применять эти знания на практике, развивают многосторонний кругозор. Наряду с философией, эстетикой, этикой, МХК занимает важное место в общекультурной подготовке будущих учителей. Эта дисциплина несомненно существенно усиливает мировоззренческий, общекультурный, педагогический, творческий и гуманистический потенциал системы подготовки кадров. Освоение ценностей художественной культуры, искусства -это как раз та область человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, служит средством многостороннего воспитания личности, пробуждает продуктивное мышление, обогащает интуицию.

Искусство обладает уникальной способностью аккумулировать социально-духовный опыт поколений и переводить его в личный опыт каждого человека, развивая духовность. Оно имеет ни с чем не сравнимые возможности культивировать те качества и черты личности, которые в наибольшей степени соответствуют совокупному опыту всех времен, основным человеческим идеалам. Эти возможности искусства особенно важны сегодня, когда складывается новое мышление человечества, взгляд на весь мир как мир взаимозависимый, взаимосвязанный, хотя и противоречивый, но целостный, когда на наших глазах формируется новая система международных и межнациональных отношений.

В этих условиях возникает настоятельная потребность точнее и глубже знать и понимать как общую панораму многовекового художественного движения человечества, так и уникальное своеобразие и богатство художественных культур каждого народа и, конечно, родного в его историческом развитии и современном состоянии. Фонд художественной культуры человечества становится актуальным достоянием современного широко и гуманистически мыслящего человека, каким и должен быть специалист с высшим образованием, а особенно будущий учитель.

Весьма существенно, что в процессе развития и освоения художественного фонда человечества осуществляется диалог культур, встреча людей в веках, взаимодействие людей и ценностей. Обретение гуманистических ценностей, содержащихся в сфере мировой художественной культуры, не позволяет уничтожить в сознании людей историческую память о самих себе, о братстве народов, и будет укреплять основание общей культуры Земли, способствовать утверждению достоинства современника как наследника тысячелетий, поможет ему лучше понять свое время и самого себя. "Современную эпоху, - отмечает Д.С. Лихачев, - можно по-настоящему оценить только в свете тысячелетий /95, 18/. Вот почему столь необходимо изучение курса мировой художественной культуры в современной общеобразовательной средней школе и в педагогическом вузе. Современная наука рассматривает художественную культуру как целостную систему и определяет ее как "совокупный способ и продукт художественной деятельности людей" /157, 3/. Это и сами художественные произведения, все отрасли художественного творчества и все виды искусства; это процесс создания художественных ценностей и их восприятие, освоение, познание, оценка, а также их распространение, хранение и наследование; это и конкретно-историческое функционирование произведений искусства, их воздействие на сознание отдельных людей и на общественное сознание эпохи, и как следствие, - на всю социальную практику.

Цель этого курса - ввести личность студента в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, созданных и созидаемых человечеством, способствовать всестороннему и гармоническому развитию личности будущего учителя. Главная задача курса - раскрыть сущность мировой художественной культуры и закономерности ее исторического движения, глубоко осмыслить обширный социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства, а также историю отечественной художественной культуры и ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом.

Именно в этом курсе мы начинаем учить студентов эмоционально осваивать и понимать художественные ценности, размышлять о них, оценивать их духовное содержание, постигать язык различных искусств, своеобразие средств выразительности, индивидуальность творческой манеры мастеров. Произведение большого художника или коллектива (то есть народное) учит студента искусству и жизни, которая заключена в художественно-образной форме.

Основополагающим принципом построения программы этого курса является интегративный принцип, который реализуется в сочетании синхронного и диахронного подходов к изучению явлений мировой художественной культуры. Центральное место в комплексе подходов интегративного изучения мирового художественного процесса занимает образная концепция человека, духовное содержание его социального бытия, отражение в зеркале искусства. Уже в курсе МХК, мы делаем все для того, чтобы студенты получили отчетливое представление об основных закономерностях и формах мирового художественного процесса в его общих, особенных и единичных характеристиках, учим самостоятельно осваивать мир художественных ценностей, осознавать великую роль искусства в "очеловечивании человека" и умению использовать эта силу в совершенствовании своей личности и профессиональной деятельности.

Таким образом, освоение этого курса студентами закладывает фундамент проектируемой нами модели подготовки учителя к нравственно-эстетическому воспитанию, а именно - духовно-нравственный компонент деятельности будущего учителя. Развитие этого компонента деятельности, а также эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального происходит и в процессе изучения студентами курсов "Эстетики", "Этики", спецсеминара. В нашей программе по подготовке будущего учителя к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников освоение этих курсов происходит параллельно при условии межпредметных связей. Так в курсах "Эстетики" и "Этики" студенты знакомятся с основными их категориями и понятиями, этико-эстетической культурой личности и проблемами ее формирования. Далее в нашей работе внимание было сконцентрировано на овладении эстетическими понятиями и категориями в процессе музыкальных занятий в качестве важного звена подготовки специалистов. Это трудно решаемая проблема, на практике, как правило, остается на уровне восприятия или представления, если не углубляются на занятиях другими учебными дисциплинами. С этой целью в теме спецсеминара: "Нравственно-эстетическое воспитание в народной педагогике" рассматриваются категории эстетики - прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое, героическое, любовь к прекрас 76

ному как венец народного воспитания; этики - гуманизм, патриотизм, любовь к родному языку, народным обычаям, родному народу и родной земле, доброта, скромность, бережливость, чувство национального и человеческого достоинства.

Проблема формирования эстетических понятий, является одной из важных в теории воспитания эстетической культуры, опирается на психологию личности. Формирование личности, в том числе студента, происходит в процессе деятельности. "Важный путь воспитания качеств - активная деятельность /62, 69/. В совместной деятельности педагога вуза и студентов инициатива принадлежит воспитанию: цели и задачи, сформированные преподавателем, так или иначе, диктуют выбор средств коллективного, индивидуального и дифференцированного подхода в зависимости от возраста, эстетической подготовленности и восприимчивости воспитуемых, их профессиональной направленности.

Похожие диссертации на Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества