Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Осипова Татьяна Валентиновна

Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом
<
Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипова Татьяна Валентиновна. Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Осипова Татьяна Валентиновна;[Место защиты: Челябинский государственный педагогический университет].- Челябинск, 2014.- 225 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом .20

1. Подготовка будущих педагогов-хореографов к процессу управления творческим коллективом как педагогическая проблема 20

1.1. Историография проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом 21

1.2. Современное состояние проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом 37

2. Система подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом 68

2.1. Методологические основы построения системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом 68

2.2. Структура и содержание системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом .78

3. Педагогические условия эффективного функционирования системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллекти-вом .105 Выводы по первой главе 122

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом .127

1. Цели, задачи и содержание экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом 127

2. Реализация системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования 147

3. Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом .189

Выводы по второй главе 198

Заключение 200

Библиографический список

Историография проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом

Проблема определения путей повышения эффективности подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России. Необходим поиск резервов активизации «человеческого фактора» в руководстве творческим коллективом, которые характеризуются сложной организационной структурой. Следовательно, усложняется и структура взаимодействия в творческом коллективе. Будущий специалист – педагог-хореограф должен быть вооружен такими знаниями и умениями, которые обладают свойствами гибкости, прочности, глубины; иметь широкий кругозор; он должен быть готов управлять коллективом. Готовность как результат подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является сложным личностным образованием, которое не возникает само собой, оно требует целенаправленных педагогических воздействий по ее формированию.

Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, провести ее исследование как педагогического феномена, изучить содержание, свойства, особенности, признаки, установить ее место в системе педагогических явлений; во-вторых, разработать педагогическую систему, обеспечивающую формирование готовности педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-третьих, выявить педагогические условия эффективного функционирования системы.

Исходя из цели и задач, в первой главе мы рассмотрим историографию данной проблемы. «Историография – 1. Наука о развитии исторического знания и о методах исторического исследования. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому-нибудь периоду, проблеме» [144, с. 221-222].

Проанализировав и оценив накопленный опыт решения данной проблемы, мы сможем зафиксировать значимые направления и сложившиеся культурно-исторические предпосылки в развитии проблемы, спрогнозировать перспективы и обосновать актуальность нашей темы.

В современной условиях повышение внимания к опыту подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами подготовки педагогов-хореографов к управлению. История развития педагогической практики и теории показывает, что содержание и методика подготовки педагогов-хореографов к управлению постоянно менялись, следуя за изменениями, которые происходили в обществе и содержании образования, поэтому педагогическое исследование проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории и культуре России.

В советском энциклопедическом словаре под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».2

Подготовка будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности формируется в социокультурном пространстве – «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [61, с. 19]. Социокультурное пространство – явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению будем понимать объективно существовавшие (или существующие) социокультурные и психолого-педагогические условия, отражающие исторически определенный уровень развития общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Ученые выделяют пять основных групп культурно-исторических предпосылок развития того или иного предмета познания. Рассмотрим эти группы в контексте нашего исследования. К первой группе культурно-исторических предпосылок относятся основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе – социальный заказ на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третья группа предпосылок характеризует культурное наследие, культурные нормы и ценности, которые оказывают влияние на организацию подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению. К четвертой группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса подготовки педагогов-хореографов к управлению, труды отечественных и зарубежных ученых, позволяющие проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Пятая группа предпосылок – результаты практического освоения формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом (Рис. 1).

Система подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом

Историография исследуемой нами проблемы показала, что к настоящему времени сложился целый ряд предпосылок, которые, с одной стороны, свиде тельствуют об актуальности выбранной проблемы, а с другой, – характеризуют исследовательские возможности ее решения, накопленные научно педагогическим сообществом. Раскроем эти возможности в контексте анализа существующего в педагогике опыта подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Следуя логике научно-педагогического исследования, необходимо выделить ключевые понятия – «логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь» [144, с. 485] и упорядочить понятийный аппарат проблемы исследования

Сначала определимся с терминологической системой, к которой мы относим понятия: «подготовка», «управление», «деятельность», «педагог-хореограф», «творческий коллектив», «готовность будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом», «подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом». Коллектив

Содержание понятийного аппарата проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом

Подготовка – функция образования, процесс становления профессионала, а готовность - результат подготовки. Подготовка – это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, ориентация на управленческую творческую деятельность с учетом специфики будущей профессии. Вопросы профессиональной подготовки будущего специалиста изучались такими современными педагогами, как О. А. Абдуллина [1], В. П. Беспалько [25], Н. В. Кузьмина [101], Н. Н. Тулькибаева [190], Н. М. Яковлева [214] и многими другими. Отметим, что значительный вклад в изучение проблемы подготовки педагогов-хореографов внесли Ю.В. Богачева [31], Л. Д.Ивлева [75], Л.А. Митакович [123], В.И. Панферов [147], Н. И. Тарасов [182], Л.А. Телегина [183] и др.

В научных изысканиях понятие «профессиональная подготовка» трактуется как: «запас знаний, полученный кем-нибудь» [144, с. 461]; «получение знаний, приобретение умений и навыков, соответствующих определённой профессии, необходимых для выполнения определенных видов работ на высоком (профессиональном) уровне»; «личностный опыт, который приобретается в процессе совместной деятельности преподавателей и студентов и становится инструмен том профессиональной деятельности» (В.В. Сериков, Г.Н. Сериков и др.) [171]. В.В. Краевский [97] справедливо считает, что главным в определении качества подготовки является ориентация на целенаправленную, осознанную практическую деятельность.

Сравнивая позиции ученых, можно сделать вывод: общим во взглядах является то, что основным показателем профессиональной подготовки студентов являются знания, умения и навыки. Для нашего исследования также важна идея о том, что подготовка предполагает формирование готовности к практическому применению полученных знаний и развитию личностных свойств.

В исследованиях также указывается, что современное состояние подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях нашей страны, темпы преобразований в высшей школе не отвечают потребностям общества на нынешнем этапе его развития.

Система творческой подготовки, по мнению, Н.М. Яковлевой [214] включает в себя методологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку. Проведенное нами исследование позволило констатировать, что подготовка включает в свой состав когнитивный (знания), практический (умения), личностный (профессионально значимые качества) компоненты.

Учитывая, что целью нашего исследования является подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, возникает необходимость выяснить сущность управления и управленческой деятельности.

Управление выступает как один из видов многогранной человеческой деятельности. Управление связано с системами и системным подходом. Педагогический процесс – динамическая система, поэтому он управляем. От качества управления зависит эффективность педагогического процесса как системы. Поэтому необходимо выяснить сущность педагогического аспекта управленческой деятельности.

Цели, задачи и содержание экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом

Способности, как справедливо утверждает, И.Э. Бриске, «не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [36, c. 21].

Для творческой профессии важны такие черты характера как открытость, самостоятельность, ответственность, терпение, дружелюбие, инициативность, активность. Этот список не полон, но в целом он отражает специфику именно творческой профессиональной деятельности.

Поскольку педагог-хореограф в нашем исследовании руководит творческим коллективом, рассмотрим понятия «коллектив», «хореографический коллектив», «творческий коллектив». Коллектив в различных источниках (152; 143; 79 и др.) понимается как: группа людей, объединенных общими целями, работой, интересами; характерным является коллективная, социально значимая деятельность. Коллектив – это сфера жизнедеятельности, самоутверждения, самовыражения, самореализации и общения. Каждый в коллективе должен чувствовать себя защищенным. Коллектив – это еще и носитель социально-нравственных норм и ценностей, духовное, ценностно-ориентированное единство людей.

Наиболее близкое к нашей теме определение понятия «коллектив»: «чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя…» [179, с. 152]. Рассматривая коллектив как живой социальный организм, А. С. Макаренко [115] связывает развитие коллектива с решением задач, которые он относит к перспективам. При этом ближнюю перспективу он связывает с реше 47 нием задач завтрашнего дня. Жизнь, решение предстоящих задач должны представлять собой радость человеческой деятельности. Этот свой постулат А. С. Макаренко [там же] определил как перспективные линии развития коллектива и личности, включающие ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы. Фактически, перспективные линии развития детского коллектива он связывает с целями его функционирования.

Основой развития личности, по его мнению, является коллектив, выступающий как социальное явление, как фактор и средство формирования культуры отношений учащихся, деятельность которого основывается: во-первых, на установлении и достижении общей цели деятельности; во-вторых, на структурировании самоуправления детским коллективом и установлении функций структурных элементов коллектива; в-третьих, на органическом сочетании образования, воспитания и обучения как взаимосвязанных и взаимодействующих элементов педагогического процесса; в-четвертых, на включении учащихся в коллективную, личностно и общественно ценную социально-культурную значимость; в-пятых, на оптимальном выборе средств, обеспечивающих эффективность деятельности самоуправления детским коллективом.

К наиболее важным условиям развития коллектива относится накопление и укрепление традиций. Таким образом, при формировании коллектива педагогу-хореографу необходимо: – знать «закономерности, принципы и механизмы создания, развития, обеспечения функционирования группы и коллектива; основанную на передовом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания»; – уметь осуществлять диагностику развития коллектива и отношений, которые складываются внутри коллектива; определять цели и перспективы развития коллектива; планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые условия; сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей; организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением; применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью [36, 261].

Проведенный анализ существующих точек зрения на трактовку понятия «коллектив», позволил сделать следующие выводы: – там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому, возникает сила воспитательного влияния коллектива на личность; – сущностный признак коллектива – коллективность; – творческий коллектив не только развивает и воспитывает участников средствами искусства, но и формирует их как индивидуальностей; – коллектив создает условия для проявления индивидуальности; – в коллективе создается и поддерживается оптимизм, мажорное настроение.

Творческие коллективы разнообразны (студии, ансамбли, школы, театры танца и т.д.), охватывают детей разного возраста и интересов. Среди направлений деятельности этих коллективов учебное, постановочное, концертное, просветительское и др. В них складываются коллективные традиции, создаются концертные программы.

Творческие коллективы участвуют в конкурсах, фестивалях, мастер-классах, творческих лабораториях. Во главе творческих коллективов стоят квалифицированные специалисты, личностные и профессиональные приоритеты которых разные. Одни нацелены на физическое развитие, формирование профессионально значимых качеств, другие – на результаты концертной деятельности, третьи – на развитие творческих способностей и т.д. У каждого руководителя творческим коллективом возникают проблемы и трудности в процессе управленческой деятельности. Поэтому необходимы знания о возрастной специфике воспитанников, коллективе, о его развитии, об управлении коллективом, о технологиях методиках организации творчества коллектива и творчества в коллективе.

В своем развитии коллектив проходит несколько стадий развития коллектива. На первом – особое значение приобретают требования, которые педагог предъявляет к членам коллектива. Сам педагог отмечал, что в требованиях, сформулированных педагогом, должны отразиться его воля, культура и личность [115, с. 239]. Таким образом, важнейшей задачей первого этапа формирования коллектива является формирование дисциплинированности его участников, выполнение требований, сформулированных руководителем коллектива, непреклонное выполнение которых и является главным условием, обеспечивающим включение его участников в совместную деятельность.

Уже в ходе выполнения требований, предъявляемых к участникам совместной деятельности, выделяются члены коллектива, поддерживающие руководителя, проявляющие инициативу. Именно они составляют ядро будущего актива коллектива. Члены актива отличаются от других участников степенью участия в решении дел и характером некоторых прав и обязанностей. Появление актива свидетельствует о развитии коллектива, о его движении ко второй стадии.

Педагогическая задача на третьей стадии связана с расширением и организационным оформлением актива, выявлением новых членов актива, их объединением и увлечением работой в коллективе.

Создавая его вдумчиво и организованно, педагог обеспечивает тем самым условия для преемственности поколений в коллективе, сохранения стиля, тона и традиций коллектива. На этой стадии, по сути, коллектив дорастает до самоуправления, так как главной функцией общего собрания А.С. Макаренко считал постоянный контроль деятельности коллектива. Общее собрание и общественное мнение – важные показатели сплоченности коллектива.

Реализация системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования

Разработка плана формирования готовности студентов к управлению творческим коллективом на первом курсе, позволила скоординировать всю экспериментальную работу.

Содержательная сторона формирования готовности студентов к управлению творческим коллективом на втором курсе состояла в ориентации студентов на практические компетенции и тренинг, средствами ценностных ориентаций: акцент в теоретической подготовке был сделан на методику субординации ценностей, исходя из духовных и профессионально-познавательных потребностей студентов, что было связано с выяснением теоретических основ искусства, в частности и хореографии, психологических подходов к творчеству; было усилено внимание к отработке методики тренинга, непосредственно связанного с практической подготовкой студентов к управлению творческим коллективом и развитием творческих способностей и профессиональной готовности, исходя из теории Л. С. Выготского «ближайшей зоны развития».

В процессе формирования готовности студентов к управлению творческим коллективом, мы сосредоточили внимание на формировании компетенций управления коллективом, в том числе: на уровне базовых компетенций – на методологических принципах теории искусства и особенно хореографии, личности и коллектива; на уровне ключевых компетенций выяснялась сущностная ценность установки, готовности, технологии развития творческого потенциала личности, раз 168 вития духовных потребностей и творческого потенциала, мастерства управления творческим коллективом; на уровне формирования предметно-практических компетенций вся работа была связана с методикой интеллектуального и предметно-практического тренинга, с использованием таких средств, как технология танца, сценическое действие, инструментарий управления творческим коллективом и др.

В содержательно-процессуальном плане была усилена ориентация студентов на терминальные и инструментальные ценности управления хореографическим коллективом, профессионально-педагогической практикой. Здесь ведущее место принадлежало методике тренинговой деятельности на интеллектуально-практическом и предметно-практическом уровнях.

Так, например, на одном из занятий по теме «Управление концертной деятельностью в творческом коллективе» обсуждается вопрос: этапы управленческой деятельности в творческом коллективе. На данном занятии студенты решают задачи, выполняют упражнения. Им дается задание для самостоятельной работы: 1. Выделить шесть задач или этапов руководящей деятельности по воплощению какого-либо проекта. Выделить направления и оценочные критерии контроля. 2. Подготовьте сообщение «Психологическая подготовка артиста к публичному выступлении».

Занятие по теме «Управление постановочной и репетиционной деятельностью в хореографическом коллективе» ориентировано на выявление эффективных методов и приемов управления репетиционной деятельностью в коллективе. Из множества педагогических методов хореографу необходимо выделить наиболее эффективные, прогрессивные и результативные. Остановимся на двух методах: упражнение и беседа. Упражнение – метод обучения (в репетиционном процессе является приоритетным) представляет собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Постепенное и систематическое упражнение – надежное средство продуктивного руководства постановочным и репетиционным процессом. Достоинство упражнения в том, что оно обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, закрепляет знание. Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Сущность их в том, что педагог комментирует выполняемые действия; в следствии они лучше осознаются и усваиваются. Метод комментированного упражнения обеспечивает высокий темп репетиции, позволяет удерживать концентрацию внимания исполнителей.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. Студентам предлагается сформулировать эти требования.

Ещё один метод работы, используемый в педагогическом руководстве творческого коллектива – беседа – возможность педагога - хореографа выразить свои пожелания и намерения не только пластическими средствами (движениями рук, корпуса, мимикой), но и словесными пояснениями. К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Студентам предлагается сформулировать требования к речи.

Наиболее эффективным методом в репетиционной и постановочной деятельности является наглядность – метод личного исполнительского показа, который должен быть безупречным примером и эталоном исполнения. Показ и наглядность исполнения танцевальных движений – это основной педагогический прием, поэтому педагог-хореограф обязан безупречно владеть техникой исполнения, стилем, манерой танца. Характер течения процесса, его направленность и результативное напрямую зависят от эффективности комплекса методов и приемов постановочной и репетиционной работы. Руководитель хореографического коллектива избирает систему методов и приемов исходя из специфических, присущих отдельному коллективу особенностей, таким образом, чтобы творческий процесс проходил максимально эффективно и результативно.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству, что значительно помогает ему при организации и управлении постановочной и репетиционной деятельностью. Студентам предлагается задание: выделить особенности детей разного возраста (по выбору), которые необходимо учитывать педагогу-хореографу.

Задача руководителя – за наиболее короткий срок достигнуть наивысшего результата, т.е. высокого и качественного уровня репертуара. Студенту дается задание: разработать репертуар.

Итак, на первом курсе ведущее место принадлежало осмыслению сущности проблемы (выяснению сущности готовности, установки на креативную деятельность, включая алгоритм творчества, умение выделить главное звено в учебно-познавательном процессе, субординировать познавательные ценности), ориентация была нацелена на формирование установки, на развитие творческого потенциала личности студента, то на втором году ориентации смещены на ценности управления (руководства) творческим коллективом, на профессиональную готовность к управлению. Ценностные ориентации наряду с установкой стали занимать ведущее место в формировании готовности в экспериментальной работе.

К особенностям на втором году экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, следует отнести: а) эпизодический и ситуативный характер обращения, поскольку основные задачи были решены на первом курсе. Чаще приходилось обращаться к вопро сам методики ориентации на управленческие ценности, ценности хореографии и хореографической деятельности; б) продолжение работы над вопросами методики: ориентация на ценности хореографии и управленческой деятельности; развитие рефлексивных процес сов руководителя, творческого коллектива; формирование инструментальных хореографических ценностей средствами тренинга. в) включение в процесс вопросов методики: формирование установки на практическую деятельность; вовлечение студентов в тренинговую деятельность.

Похожие диссертации на Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом