Содержание к диссертации
Введение
Глава I Теоретические основания подготовки будущих учителей хореографии 17
1.1. Роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности 17
1.2. Традиционные и современные теории достижения профессиональной готовности руководителя хореографического коллектива к художественно-педагогической деятельности 27
1.3. Хореографический коллектив как педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности 38
Выводы Главы 1 67
Глава II Педагогические условия создания хореографического коллектива с привлечением традиционных и инновационных педагогических методик 70
2.1. Педагогические возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом 70
2.2. Результаты опытно-педагогической работы по профессиональной готовности будущих учителей хореографии к педагогическим условиям работы с танцевальным коллективом (на примере нового спецкурса «Педагогика в хореографии») 92
Выводы Главы II 120
Заключение 123
Приложение 126
Список литературы 129
- Роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности
- Педагогические возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом
- Результаты опытно-педагогической работы по профессиональной готовности будущих учителей хореографии к педагогическим условиям работы с танцевальным коллективом (на примере нового спецкурса «Педагогика в хореографии»)
Введение к работе
Для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня фундаментальных знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики, психологии, культурологи, принципам гуманистической педагогики.
За последнее десятилетие мировая система образования значительно обогатилась новыми технологиями обучения, эффективно переходящими от репродуктивных к продуктивным нормам и методам, которые нацелены на реализацию идей гуманизации образования. Все более очевидным становится тот факт, что получить позитивные результаты в процессе развития личности в различных аспектах можно лишь при совершенствовании всего комплекса составляющих этого процесса, а именно - его направленности, содержания и технологии образования.
Главной целью обновления системы образования республики Казахстан в соответствии с принципами гуманизации, демократизации и гуманитаризации, является формирование развивающейся личности, способной осуществлять познавательную и творческую деятельность. 2000 год был объявлен в республике Казахстан «Годом искусства», что повлекло за собой возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего невозможно дальнейшее развитие такой востребованной области художественного образования республики, как область хореографического искусства.
В свете новых задач возрастает роль профессиональных высших учебных заведений, которые готовят руководителей танцевальных коллективов. От того, как будут подготовлены выпускники ВУЗов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с творческим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество учебного процесса в хореографических школах и студиях.
Традиционно массовая хореография рассматривается в теории как один из видов невербального коммуникативного искусства, языком которого являются художественно-пластические действия (Громова Е.Н., Громов Ю.И. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. СПб:ГУП, 2006).
Сам термин хореография (от греч. Choreia - пляска) с конца XIX -начала XX вв. обозначает танцевальное искусство в целом, причем в понятие «хореография» включается сочинение танца, балета, воспроизведение фольклорного танца, запись и передача движений, фиксирующих тот или иной танец от учителя к ученику.
Эта сторона хореографического искусства глубоко изучена и отражена в многочисленных изданиях, содержащих рекомендации по изучению упражнений, методики разучивания танцевальных комбинаций, историю балета, всю необходимую информацию для обучения технике балета, народного и бального танца (Смит Л. Танцы. Начальный курс. ACT, Астрель, 2001; Базарова Н.П., Мей В.В. Азбука классического танца. СПб:Лань, 2006; Гусев Г.ГТ. Методика преподавания народного танца. М.:Владос, 2004; Балет. Уроки. Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе /перевод С. Бардиной. ACT, Астрель, 2003 и др.).
Общие проблемы, связанные с профессиональным искусством, со становлением русского и советского балета с позиций искусствоведения рассматривались Т. Ткаченко, А.С. Каргиным, В.А. Кан-Каликом, Р. Захаровым, А. Лопуховым.
В 1990-х годах были изданы работы, посвященные изучению проблем профессиональной и самодеятельной хореографии с точки зрения их организации и сохранения наследия классического и народного танца (СВ. Акишев, К.Б. Жаркенбаев, К.Г. Кекин, Т.М. Кузнецова, P.M. Тургунбаев).
Таким образом, в последнее время педагогическая наука уделяет внимание разработке теории комплексного творческого развития личности.
Однако в этих работах не раскрывается педагогический аспект хореографического искусства, который, в свете специфики сохранения и передачи танцевального наследия, коллективного характера творчества, его ансамблевости и диалогичности приобретает в современной педагогике искусства первостепенное значение.
В данном исследовании затрагивается круг проблем, высвечивающих вопросы педагогического руководства хореографическим коллективом. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных профессиональных и инновационных педагогических подходов к подготовке руководителей хореографических коллективов.
В этой связи мы рассматриваем психолого-педагогические аспекты работы с ансамблем индивидуальностей, в которых сопрягается личностное развитие и способность и желание трудиться в коллективе, совместными усилиями достигая высокого уровня взаимодействия, способствующего созданию художественного образа и творческому росту всех участников процесса.
Особое значение в данном аспекте приобретает психотерапевтическая направленность действий педагога-хореографа, реализующаяся через активную реализацию художественно-педагогических, психологических и коммуникативных технологий в ходе занятий.
К традиционным методам подготовки будущих педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной
техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие студентов-хореографов.
Инновационные методы отражают во многом педагогическое содержание образовательного процесса подготовки руководителей хореографических коллективов, которое включает в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;
- педагогические аспекты творческой деятельности;
- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; -методы развития межличностного общения в коллективе;
- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;
- методы создания художественной среды средствами хореографии. Важным моментом, который необходимо учитывать при постановке
проблемы данного исследования, является также то, что данные методы, технологии и подходы осуществляются в русле педагогики сотрудничества, на основе концепций Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Я.А. Коменского, Ф.А.В. Дистервега, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, Р. Штайнера и др.
Необходимо подчеркнуть, что термин «инновация» в теоретических трудах понимается авторами по-разному.
Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский ученый Й. Шумпетер (См. об этом: Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982), который понимал под инновацией эффективное нововведение.
Ряд современных авторов трактуют этот термин как итоговый результат создания, освоения и внедрения принципиально нового или модифицированного средства, удовлетворяющего конкретным общественным потребностям, приносящего определенный оптимизирующий эффект (Д. В. Соколов, А. Т. Титов, М. М. Шабанова).
Под инновацией понимается также использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности, производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества (См.: Пригожий А. П. Нововведение .-стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989).
Итак, можно выделить отчетливо два направления в понимании инновации: в одном случае инновация представляется в качестве результата творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых элементов, подходов, принципов.
В нашем исследовании процесс обогащения художественно-творческой деятельности в ходе эффективной реализации взаимосвязи традиционных и инновационных методов в процессе подготовки руководителя детской хореографической студии определяется как комплекс последовательной деятельности студентов в профессиональном образовании от получения теоретического знания до готовности создания новых художественно-творческих проектов на основе нового знания.
В этом случае важным положением является то, что хореография понимается как значимая часть духовной культуры человека, как одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания (В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, А.П. Ершова, Л.П. Печко, Б.П. Юсов, Л.В. Школяр).
В конце XX века появились труды, отражающие сущность массовой хореографии, новый взгляд на значение и возможности этого вида искусства для творческого развития подрастающего поколения (СВ. Акишев, Н.А. Евстратова, Е.Н. Михайлова). Вопросы взаимодействия педагога и ученика в процессе хореографических занятий рассматривались А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной и др.
Взаимосвязь хореографии с другими видами искусства освещалась в работах Б.В. Мануйлова и Ю.В. Ушаковой.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что специальная и искусствоведческая литература о хореографическом искусстве представлена гораздо более полно, чем собственно педагогическая.
В области педагогики искусства в последнее время большое внимание уделяется гармонической гимнастике, художественному движению в целом (А. Д. Арманд, И.Е. Кулагина, Ю.В. Ушакова), изучаются труды классиков данного направления, таких, как Л.Н. Алексеева, И.Б. Тарасова, М.К. Восконьянц.
В то же время такая востребованная область педагогики искусства, какой является творческая деятельность хореографических коллективов и, особенно, педагогические условия, сформированные на основе взаимодействия традиционных и инновационных методов, необходимых для успешной работы педагога-хореографа, пока еще не стали предметом специального научного исследования.
Это противоречие определило круг проблем данного исследования и его тему: «Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических студий».
Объект исследования - занятия хореографией с детьми и подростками в условиях творческого коллектива.
Предмет исследования - традиционные и инновационные методы в педагогической подготовке будущих руководителей хореографических коллективов.
Цель исследования - определение научно-методических оснований взаимосвязи традиционных и инновационных методов работы в хореографическом коллективе и разработка профессиональной модели подготовки выпускника кафедры хореографии с опорой на ее педагогическую составляющую.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых педагогических условий в процессе танцевальных занятий;
2. Обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с творческим хореографическим коллективом;
3. Определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия работы в хореографическом коллективе;
4. Разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы для студентов кафедры хореографии;
5. Апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что при взаимодействии традиционных и инновационных методов в подготовке студентов хореографических факультетов, направленных на создание педагогических условий в хореографическом коллективе будет достигнут необходимый баланс между государственным стандартом подготовки педагогов-хореографов и новейшими достижениями в области педагогики и психологии искусства.
Возникшая на этой основе модель подготовки будущего руководителя детской хореографической студии будет опираться на гармоничное сочетание профессиональных хореографических качеств с развитыми педагогическими навыками и умениями, причем педагогическая составляющая личности станет ведущей.
Активная реализация этой модели обеспечит достижение нового уровня качества творческой деятельности руководителей хореографических коллективов, отвечающего задачам развития способной к продуктивному взаимодействию в процессе создания коллективного творческого продукта личности.
Методологической основой исследования являются:
1. концепция творческого общения и диалогической природы художественного творчества (М.М. Бахтин, Э. Тоффлер. Д. Белл);
2. концепция педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, ЯЛ. Коменский, Ф.А.В. Дистервег, М. Монтессори, Р. Штайнер);
3. идеи о самореализации творческой личности (К. А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс);
4. положение Л.С. Выготского об искусстве как концентрации жизни;
5. теория художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко, Ю.В. Ушакова);
6. теории интегративного взаимодействия, определяющего развитое межличностное общение в высокоорганизованных группах (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, Л.И. Уманский).
7. этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию детей, подростков и молодежи, принцип народности (Г. Н. Волков, Т.Н. Петрова, Ж. Аймаутова, И. Алтынсарин, М. Досмухамедова, М. Дулатова,М. Жумбаев).
Методы исследования:
- изучение и системный анализ педагогической, психологической,
искусствоведческой литературы по теме исследования;
- педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса в хореографии;
- анкетирование и опрос учащихся кафедр хореографии и руководителей танцевальных студий;
- применение низко формализованных методик (беседы, рисунки, тесты незаконченных ситуаций и др.) и высоко формализованных техник (анкеты, тесты);
-методы математической обработки статистической информации;
- проведение констатирующего и преобразующего педагогического эксперимента по специально разработанной методике. Практической базой исследования стала кафедра хореографии
ЮКГУ им. М. Ауезова, танцевальные коллективы, студии и хореографические школы г. Шымкента, такие. Как шоу-группа «New style», шоу-балет «Юликс». Джаз-группа «Star Dance», танцевальные группы «Киберг Контроль». «Бед Балош» и «Ангелы», ансамбль «Лилия» средней общеобразовательной школы №30 г. Шымкента.
В работе нашел отражение личный педагогический опыт соискателя в качестве автора и разработчика нового спецкурса «Педагогика в хореографии».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлена зависимость между успешностью творческой деятельности хореографического коллектива и созданием педагогических условий этой деятельности;
-определены структура, содержание, формы и методы подготовки студентов кафедры хореографии на основе взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к воспитанию будущих руководителей хореографических коллективов. Внедрение этих подходов обеспечивает сочетание требований государственного стандарта и новой модели подготовки современного выпускника кафедры хореографии;
- установлена взаимосвязь между соблюдением педагогических условий творческой деятельности и развитием профессионализма танцевального коллектива;
- на основе исследования и совершенствования содержания образования разработана методика непрерывного многоуровневого развития хореографического коллектива, а также предложены содержательно-методические рекомендации повышения уровня педагогической подготовки учителей хореографии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе всестороннего изучения философских, культурно-исторических, психологических и педагогических концепций была построена теоретическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в условиях деятельности хореографического коллектива, которая послужила базой для построения практической, действующей модели.
Сформулировано понятие «педагогические условия» художественно-творческой деятельности хореографического коллектива.
Определено состояние педагогической готовности будущих руководителей хореографических коллективов.
Описаны традиционные и инновационные теории и методы достижения профессиональной готовности руководителя хореографического коллектива, определено их наиболее эффективное сочетание.
Определены педагогические возможности учебно-воспитательного процесса вуза в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографических коллективов к внедрению педагогических условий в работу с творческим танцевальным коллективом.
Создан новый спецкурс «Педагогика в хореографии» для хореографических факультетов вузов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- разработаны содержание и методика подготовки будущих руководителей хореографических коллективов на основе взаимодействия
традиционных и инновационных педагогических методов и технологий. Центральным моментом данной подготовки стала разработка педагогических условий творческой деятельности хореографического коллектива;
- на основе изучения теории и практики руководства хореографическим коллективом были разработаны:
программа спецкурса «Педагогика в хореографии» как специальное дополнение содержания образования по развитию творческих коллективов,
методические пособия для начинающих руководителей хореографических студий, составлена видеотека, включающая фрагменты уроков хореографии, примеры новых танцевальных направлений, а также примеры коллективного творчества учащихся хореографических студий.
Достоверность исследования обусловлена практической работой по изучению творческой деятельности хореографических коллективов при кафедре хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова, в частности, танцевального коллектива «Каракоз» (художественный руководитель Б.С. Тлеубаева), хореографических студий, кружков и танцевальных школ г. Шымкента.
Эффективность внедрения нового спецкурса «Педагогика в хореографии» подтверждается значительным улучшением качества подготовки будущих руководителей хореографических коллективов, их участием в танцевальных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности, таких, как городской конкурсный шоу-проект «Dance Laif» (2000 г.), республиканский конкурс танцевальных коллективов (2001 г.), городской конкурс «New Style» (2003 г.), городской конкурс восточного танца «Восточные переливы» (2005 г.), городской конкурс танцевальных коллективов «Аргентинское танго» (2006 г.), а также активным включением в педагогическую практику.
Исследование осуществлялось в три этапа.
I этап (1999-2000) - изучение философской, исторической, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам исследования, изучение и анализ состояния проблемы, ее теоретическое осмысление, оценка современного состояния.
С помощью констатирующих методик были выявлены возможности теоретического и методического обоснования данной проблемы, а также определен научный аппарат исследования, его ведущая идея и гипотеза.
II этап (2000-2003) - был посвящен сбору эмпирических данных о работе хореографических коллективов, проведению экспериментальных танцевальных мероприятий, проведению бесед, опросов, тестирований, анкетированию, педагогическому наблюдению.
На данном этапе была создана педагогическая модель хореографического коллектива для создания условий художественно-творческого диалогического развития личности, осуществлена опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий в хореографическом коллективе. В процессе опытно-эквпериментальной работы произошло уточнение и углубление первоначальной гипотезы, скорректировано содержание понятия «педагогические условия» в приложении к творческому процессу в условиях хореографического коллектива. На данном этапе был создан новый спецкурс «Педагогика в хореографии» для кафедры хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова.
III этап (2002-2006) - внедрение в педагогическую практику спецкурса «Педагогика в хореографии», анализ и обобщение данных опытно- экспериментальной работы, внесение необходимых уточнений и изменений, формирование выводов, оформление работы.
Апробация исследования и внедрение его результатов проходили на базе Южно-Казахстанского Государственного Университета им. М. Ауезова (кафедра хореографии), а также хореографических студий, кружков и танцевальных школ г. Шымкента.
Основные положения исследования прошли апробацию на республиканских семинарах и конференциях, проводимых на базе ЮКГУ им. М. Ауезова, на научно-практических педагогических семинарах и конференциях, таких, как Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ (2003 г.), Международная научно-методическая конференция «Проблемы повышения качества образования в современных условиях в системе высшей профессиональной подготовки» (2003 г.), Международная научная конференция молодых ученых, студентов и школьников «3 Сатпаевские чтения» (г. Павлодар, 2004 г.), международная научно-теоретическая конференция молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования», посвященная Дню Независимости Республики Казахстан (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтения» (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы государственно-правового строительства Республики Казахстан» (2006 г.) и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для достижения качественной подготовки руководителей детских хореографических коллективов необходима сбалансированная система традиционных и инновационных методов в работе хореографических факультетов вузов.
2. Профессиональная готовность к художественно-творческой педагогической деятельности студентов кафедры хореографии определяется развитой способностью к созданию педагогических условий в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе.
3. Комплекс педагогических условий включает в себя ряд составляющих, таких, как цели, задачи и методы профессионального продвижения учащихся, подготовленность руководителя в плане овладения традиционными и инновационными теориями и методами хореографического и общего развития, создание общей позитивной атмосферы, эстетической среды общения.
4. Создание творческой атмосферы в хореографическом коллективе основано на психологических закономерностях, таких, как становление и развитие малых групп, причины возникновения конфликтов и их устранение, закономерностях развития межличностных отношений и др.
5. Хореографический коллектив может выступать как педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в том случае, если он эффективно действует на всех стадиях и уровнях своего развития, что обеспечивается созданием необходимых педагогических условий.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности
Художественно-творческое развитие личности как одна из актуальных проблем современной науки по самой своей сути является проблемой синтетического характера, стоящей на стыке педагогики, возрастной и педагогической психологии, психологии творчества.
Ряд ученых, изучая различные аспекты этой проблемы, предлагают свое определение показателей и параметров творческой деятельности, анализируют ее психологические механизмы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.). Проблемы формирования творческих способностей отражены в психолого-педагогических трудах А.Л. Готсдинер, Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука,
В.Н. Мясищева, С Л. Рубинштейна, М.С. Старчеус и др. Как в научном, так и в художественном творчестве исследователи выделяют закономерности психической деятельности человека: 1. фиксация внимания на формулировании проблемы; 2. период вызревания (инкубационный период); 3. озарение (кристаллизация основной идеи); 4. окончательное оформление замысла. Для воплощения идеи в доступную для восприятия форму большое значение имеют технические навыки (в хореографии - владение необходимым мастерством в применении и исполнении танцевальных элементов). При этом исследователями подчеркивается значение интуиции, импровизации, возникающих на основе определенной технической и теоретической подготовки (Д. Маккинон, А. Пуанкаре, Ж. Адамар, Г. Уоллес, А.Н. Селезнев, Л.П. Шиповская).
М.С. Каган, рассматривая художественное творчество как сферу проявления эмоционально-значимого, субъективного, подчеркивал его значение для реализации индивидуальных способностей.
Художественно-творческая деятельность, являясь сложной, находящейся в постоянном движении системой, имеет свою специфическую структуру. В нее, по мнению таких ученых, как Л.Л. Бочкарев и Г.М. Цыпин входит ряд компонентов:
- исполнительский;
- исследовательский;
- краеведческий;
-специальный (композиторский, хормейстерский, балетмейстерский и др-);
- педагогический; - художественно-творческий, который, являясь определяющим в системе, оказывает влияние на все вышеназванные компоненты.
Резюмируя выводы Л.Л. Бочкарева, Л.А. Тарасовой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербакова, мы определяем художественно-творческую деятельность как важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности.
Продуктивная творческая деятельность оказывает влияние на тренировку и развитие памяти, наблюдательности, интуиции, мышления, логики, самостоятельности в действиях, развивает способность свободно оперировать приобретенными знаниями и навыками и переносить их на другие виды и области деятельности.
Педагогика искусства, по словам академика Л.В. Школяр - это право и возможность искусства иметь адекватные способы раскрытия своего содержания и форм бытования. Задача педагогики искусства - развитие способности творчески, а значит, самостоятельно мыслить, способности тонко чувствовать, обобщать и предвидеть.
Здесь объединяются силы современной и классической педагогической науки, а также возможности сценической педагогики, что значительно расширяет границы действия педагогики искусства в развитии образно-логических, эмоционально-чувственных и художественно-эстетических способностей учащихся (Л.В. Грачева, А.В. Рождественская, П.В. Симонов).
Искусство в целом, ввиду своей специфики и особом инструментарии художественной педагогики, которая включает в себя экспрессивность, динамизм, красоту, гармоничность и заразительность действий предполагает единство мыслей и чувств, выразительность, яркость самовыражения (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев).
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Особенно это касается коллективных форм танцевального искусства, которые, в основном, наиболее популярны в области дополнительного образования - кружках, студиях, школах танца.
Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи (Л.П. Печко).
Музыкально-пластическое развитие имеет свои отличительные черты и особенности. Помимо гармоничного и сбалансированного развития физической сферы учащихся - выработки правильной осанки, координации и легкости движений, выработки необходимого для дальнейшего развития организма подростка мышечного тонуса, занятия хореографией базируются на вхождении в музыкальный образ, что значительно расширяет область воздействия и результативность занятий.
Умение действовать в образе звучащего музыкального произведения приносит всем участникам яркое эстетическое переживание, радость познания себя в процессе общения с произведением искусства.
Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития учащихся.
Это направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности, когда «танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками... Древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» -мужской дуэт на фоне танцующих юношей.
Описание танцев мы можем встретить и у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана» (Самарская школа русской культуры - танцы и хореография, http://www.san.temsamara.ru/dance/).
Большие достижения, связанные с эстетическим и нравственно-этическим аспектами музыкально-пластического образа и его влияния на воспитание и развитие были сделаны во времена античной Греции, ключевым понятием культуры которой «была калокагатия - совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада, гармония тела и духа -то есть все то, что делало человека подобным богам, о которых рассказывали мифы» (Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. - М.:Просвещение, 1999. - С. 59).
Древнегреческий философ Платон считал музыку главным связующим началом в процессе достижения нравственного идеала.
В его произведениях «Государство» и «Законы» центральная роль в деле воспитания совершенных граждан отводилась мусическому искусству -музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному совершенству. «Греки относились к музыке как к лекарству и средству достижения катарсиса. Платон рассказывал, что музыкой врачуют вакхическое иссупление, применяя вместе с музыкой и движение» (Герцман Е.В. Музыка античной Греции и Рима. - СПб., 1978. - С. 79).
Средневековая Франция сделала новый шаг в развитии этого направления, соединив движение с музыкой в привычном для нас понимании. К этому времени относится возникновение первых балетов, форма которых строилась на основе доминирующих в это время музыкальных форм - таких, как сюита, пастораль, интермедия и пр.
В XVI веке появляются две книги, посвященные искусству танца -«Танцовщик» Фабрицио Карозо (1581 г.), где описываются танцы Венеции, их основные движения и техника исполнения и «Орхесография» Туано Арбо (1589 г.), в которой специально говорится о зависимости танца от музыки.
Термин «балет» (от итал. balletto - танцую) возник в конце XVI века в Италии и обозначал танцевальный эпизод в опере. Подобные эпизоды передавали определенное настроение или служили связующим звеном в общей смысловой и содержательной канве произведения в целом.
Первые балеты создавались во Франции и представляли собой череду народных и придворных танцев, входивших в старинную сюиту. В XVII-XVIII веках музыку для балета создают такие выдающиеся композиторы, как Ж.Б. Люлли, Г. Пёрселл, Г.Ф. Гендель, Ж.Ф. Рамо.
Педагогические возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом
Перспектива развития педагогических условий в хореографии предполагает последовательный, качественный рост профессионального уровня руководителя хореографического коллектива.
Выявление путей развития кадрового потенциала включает в себя изучение всесторонней информации по следующим параметрам:
- наличие научных и научно-педагогических центров, наблюдающих и изучающих процессы, происходящие в творческих хореографических коллективах;
- организация методической работы в танцевальном коллективе; - повышение квалификации педагогических кадров по образованию, стажу работы, профессиональной подготовке;
- внедрение разнообразных форм развития педагогического творчества и новаторского опыта: творческие семинары, проблемные группы, общественные лаборатории, опытно-экспериментальная работа;
- воспитание резервов кадрового обеспечения в соответствии с потребностями хореографии на перспективу.
Хореографические коллективы, созданные при кафедрах хореографии, отличаются от любительских коллективов, так как имеют, как было отмечено выше, свои специфические особенности, обусловленные педагогическими условиями.
Опыт, накопленный в педагогической практике, показывает, что для того, чтобы организовать воспитательный процесс в танцевальном коллективе необходимо выявить причины, порождающие эту специфику.
Анализ имеющихся данных определяет, что эта специфика главным образом связана с тем, что творческая среда профессионального коллектива отличается от той творческой среды, в которой происходят занятия любителей. Педагогу профессионального коллектива необходимо глубоко продумать процесс педагогической и творческой работы по созданию программы и определенных традиций внутри коллектива, для того, чтобы заложить основы воспитания будущих руководителей хореографических коллективов. Особого внимания требует фактор «убеждения», фиксирующий определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется творчески одаренная личность.
Кроме того, педагогическая работа в профессиональном хореографическом коллективе на базе хореографических факультетов вузов должна быть организована таким образом, чтобы направить творческие интересы учащихся на развитие и укрепление профессиональных качеств будущих руководителей хореографических коллективов. Главной целью учебно-воспитательного процесса в хореографии должна стать творческая атмосфера, определяющая и направляющая решение всех педагогических проблем с учетом целей и задач подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к созданию педагогических условий в хореографическом коллективе.
Такой педагогический подход работе с хореографическим коллективом требует коренных изменений содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса по подготовке будущего руководителя хореографического коллектива.
На основе изучения и анализа теоретических разработок и практического опыта работы в данной области были определены педагогические условия, создание которых, как уже было показано выше, обуславливает эффективную педагогическую работу руководителя хореографического коллектива. Среди них: мастерство, вдохновение, творческая интуиция, индивидуальность учителя; значимость культурно-содержательных ценностей в теме занятия; создание на занятиях особой личностно-ориентированной атмосферы, которая позволяет выходить на высокие уровни общения -отклик, обсуждение, эмоциональная вовлеченность, то есть, эстетическое общение; решение на занятиях конкретных педагогических задач;
- создание межличностного культурно-эстетического общения, диалога.
Готовность педагога-хореографа к созданию педагогических условий в хореографическом коллективе условия включают в себя следующие составляющие:
-наличие педагогической концепции;
- выработку педагогической программы действий;
-наличие определенных принципов воспитания; -создание проблемных ситуаций, при которых все члены хореографического коллектива могут внести свою лепту в решение поставленных задач;
- направленность на развитие физических, познавательных, духовных, эстетических способностей учащихся на основе их индивидуальных способностей;
- совокупность изучаемого материала, способов деятельности и стратегии коммуникации;
- привлечение воспитательного опыта народа, заключенного в естественно развивающемся соединении народных традиций;
- целенаправленное, сознательное самовоспитание руководителя.
При разработке проблемы исследования большое значение имеет анализ реального состояния исследуемой готовности. С целью определения исходного уровня сформированности профессиональной готовности будущих учителей танцевального искусства мы провели констатирующий эксперимент, который был направлен на решение следующих задач:
- определить критерии и показатели профессиональной готовности будущих руководителей хореографии;
- экспериментально изучить характер профессиональной готовности будущих руководителей хореографии в процессе работа с коллективом;
- дать сравнительную характеристику исходных уровней исследуемой готовности у студентов хореографии, имеющих различную подготовку.
Констатирующий эксперимент по выявлению педагогических возможностей учебно-воспитательного процесса вуза проводился на кафедре хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова и непосредственно в танцевальных коллективах г. Шымкента и Южно-Казахстанской области. В силу того, что эксперимент осуществлялся поэтапно, на протяжении всего периода обучения в вузе, то, таким образом, в констатирующем эксперименте приняли участие студенты всех четырех курсов кафедры «Хореография». В качестве компетентных экспертов выступали преподаватели ЮКГУ им. М. Ауезова, методисты, руководители хореографических коллективов, имеющие значительный опыт работы. Обратившись к этой группе педагогов, мы получили квалифицированное мнение, основанное на богатом опыте и практических знаниях по целому ряду вопросов, связанных со специфическими особенностями профессиональной подготовки будущих руководителей хореографических коллективов.
Состояние уровня сформированности профессиональной готовности к созданию педагогических условий в работе с танцевальным коллективом определялось на двух этапах: до и после опытно-педагогической работы. Производя замеры, мы исходили из того, что объекты педагогики не поддаются непосредственному измерению и могут быть отражены лишь в различных формах своего внешнего проявления.
Следовательно, и знания будущих учителей, их умения и навыки в проведении воспитательной работы, в сущности неизмеримы, измеримы лишь внешние проявления этих феноменов в виде ответов на вопросы, выполненных зданий и т.д. Используя данный фактор, нам удалось произвести нужные замеры, реализуя при этом самые разнообразные методики. С целью выявления уровня сформированности изучаемой готовности были использования методы длительного наблюдения за воспитательной деятельностью испытуемых, опроса, личных бесед, анкетирования, отзывы руководителей танцевальных коллективов, методистов по педагогической практике, анализ исследования.
Проблема качества профессиональной подготовки будущих педагогов хореографов, является многоаспектной, охватывающей широкий круг вопросов. Поэтому уровень профессиональной готовности педагогов хореографии может быть проанализирован как совокупность составляющих его качественных показателей, так и поэлементно, то есть по отдельным, наиболее существенным параметрам, критериям. Проблема критериев и показателей профессиональной готовности в научной литературе решается широко и достаточно подробно. Само понятие «критерии» трактуется в различных источниках по-разному. В Большой Советской энциклопедии как «признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки». В философском словаре под редакцией М.М. Розенталя «критерии -мерило для оценки чего-либо, средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического положения».
В данной работе под «критерием» мы понимаем совокупность признаков, на основе которых осуществляется оценка того или иного явления, события, факта. Критерии профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе частично разработаны в педагогической теории и используются в исследованиях. При определении критериев готовности мы не только основывались на достижениях педагогической теории, но и старались учесть особенности исследуемой проблемы, основанные положения, связанные с подготовкой будущих учителей, принятые в данной работе.
Результаты опытно-педагогической работы по профессиональной готовности будущих учителей хореографии к педагогическим условиям работы с танцевальным коллективом (на примере нового спецкурса «Педагогика в хореографии»)
Опытно-педагогическая работа предусматривала поэтапную реализацию общего замысла работы.
На первом, подготовительном этапе решались следующие задачи:
- знакомство с научной литературой по проблеме исследования;
- обсуждение творческих подходов к ее решению;
- выбор базы для проведения опытно-педагогической работы;
- разработка критериев оценки уровня сформированности профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе с танцевальным коллективом;
- определение исходного уровня сформированности профессиональной готовности учителей-хореографов.
На втором этапе учебная деятельность была организована на основе предлагаемой в новом спецкурсе «Педагогика в хореографии» системы взаимодействия научно-исследовательской и практической деятельности будущих руководителей хореографических коллективов.
На этом этапе происходило формирование профессиональной готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий для эффективной творческой работы в ходе внедрения в учебный процесс специального комплекса активных форм и методов обучения (например, таких его инновационных видов, как интерактивное обучение), а также самостоятельной педагогической деятельности студентов (в процессе педагогической практики). В ходе третьего этапа эксперимента были поставлены и решены следующие задачи:
- описать процесс профессиональной подготовки будущих учителей хореографии в работе с творческим коллективом, определив динамику на всех этапах ее осуществления;
- определить педагогические условия эффективности профессиональной подготовки будущих учителей хореографов к воспитательной работе с коллективом;
- проверить эффективность разработанной системы профессиональной подготовки будущих руководителей хореографических коллективов. Проводимое нами исследование опиралось на положение о том, что будущий руководитель хореографического коллектива должен, глубоко осмысляя всю полноту и многогранность выбранной профессии, целенаправленно готовить себя к педагогической деятельности.
Очевидно, что для этого необходимо максимально приблизить учебно-воспитательный процесс в вузе к реальной педагогической деятельности, что позволяет внедрение в учебную практику нового спецкурса для студентов кафедры хореографии «Педагогика в хореографии», который был разработан на основе изучения теоретической литературы и анализов результатов проведенной в три этапа опытно-экспериментальной работы.
В эксперименте участвовали студенты IV курса кафедры хореографии Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова.
По различным критериям (численное соотношение, наличие профессионального опыта в хореографии, успеваемость и т.д.) выбранные произвольно экспериментальная и контрольная группы были идентичны.
Перед началом эксперимента был выполнен контрольный срез по педагогическому мастерству.
Полученные данные выявили тот факт, что у студентов экспериментальной группы, так же, как и у студентов контрольной группы не сформирована профессиональная готовность к созданию педагогических условий для эффективной творческой работы хореографического коллектива. Результаты среза отражены Количественный и качественный анализ полученных данных об уровне контрольной и экспериментальной группы подтверждает определенную еще на этапе констатирующего эксперимента необходимость изменений в системе педагогической подготовки будущих руководителей хореографических коллективов.
Прежде всего введения нового учебного предмета, направленного на совершенствование их профессиональной компетентности, создания специфического мотивационного поля для развития не только исполнительских навыков, но и навыков педагогической деятельности.
Эксперимент позволил также выявить динамику педагогического интереса у студентов хореографического факультета.
Изменения по этому показателю показаны в Диаграмме № 5. Диаграмма№5 Диаграмма педагогического интереса студентов хореографии
Разработанный нами спецкурс «Педагогика в хореографии» включает программу профессиональной подготовки будущих руководителей хореографических коллективов.
При создании данной программы мы старались охватить все стороны профессиональной подготовки студентов хореографии к педагогической деятельности в хореографическом искусстве.
В различных циклах педагогических дисциплин в хореографии нами были описаны отдельные темы и рассмотрены вопросы, необходимые для создания педагогических условий в хореографических коллективах.
В рабочих учебных программах по дисциплинам «Педагогика в хореографии», «Искусство балетмейстера», в организации педагогической практики, научно-исследовательской работе нами были выделены различные стили и методы по созданию и сплочению коллектива с учетом педагогических условий.
Проведенный нами анализ опыта учебно-воспитательной работы, научно-исследовательской работы, разнообразной внеаудиторной деятельности студентов хореографии ЮКГШУ им. М. Ауезова позволил, таким образом, выделить необходимые элементы, составившие основу спецкурса.
Данные элементы были систематизированы по отдельным видам работы студентов.
Кроме того, специфической особенностью разработанного нами нового спецкурса «Педагогика в хореографии» стало интегрирование наиболее эффективных традиционных методов обучения педагогов-хореографов с достижениями современных педагогических инновационных технологий (см.
В ходе реализации спецкурса нами были проведены промежуточные срезы, определяющие сформированность профессиональной готовности студентов к созданию педагогических условий эффективной работы в хореографическом коллективе.
Анализ проведенных срезов (были использованы методы тестирования, интервьюирования, педагогических бесед со студентами, участвующими в экспериментальной работе) позволил определить поуровневый рост профессиональной готовности к созданию педагогических условий у участников экспериментальной группы, в образовательный процесс которых был внедрен спецкурс «Педагогика в хореографии».
Необходимо отметить, что в процессе опытно-экспериментальной работы мы убедились, что чтение одного спецкурса не дает целостного представления о состоянии педагогических условий в хореографических коллективах, о содержании педагогической работы.
В связи с этим мы разработали и провели в ходе опытно-экспериментальной работы ряд мероприятий, способствующих росту педагогического профессионализма и оптимизации педагогической работы в хореографических коллективах.
В целом важным результатом опытно-экспериментальной работы стало подтверждение необходимости внедрения разработанного нами спецкурса, что определяется следующими позициями: 1. Внедрение нового спецкурса «Педагогика в хореографии» позволило будущим руководителям хореографических коллективов рассмотреть особенности педагогических условий на современном этапе развития хореографии, определить пути учета этих особенностей в содержании и методике их профессиональной подготовки.
2. Изучая данный курс, будущие руководители хореографических коллективов знакомились с требованиями, предъявляемыми к их профессии, с общими и специфическими чертами выбранной профессиональной деятельности.
З.В ходе осуществления в рамках спецкурса самостоятельной педагогической деятельности студенты приобрели необходимые профессиональные навыки (коммуникативные, навыки разрешения конфликтных ситуаций и др.).
4.Спецкурс позволил студентам приобрести и достаточно глубокие теоретические знания по предмету «Педагогика в хореографии».
5. В ходе выполнения заданий, направленных на развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, будущие руководители хореографических коллективов выработали собственные педагогические стратегии, основанные на четких осознанных теоретических представлениях о проблемах возрастной психологии, психологии и педагогике общения, психологии малых групп, конфликтологии и т.д.
Эксперимент по апробации спецкурса длился с 2001 по настоящее время.
Показательно, что, как демонстрируют проведенные опросы студентов, уже в 2002 году внедренный спецкурс заметно увеличил интерес участников экспериментальной группы к развитию собственной педагогической компетентности, заключающейся, с нашей точки зрения, прежде всего в сформированности готовности к созданию педагогических условий для эффективной работы хореографического коллектива. В анкетах студенты отмечали следующие позитивные изменения, произошедшие после занятий на спецкурсе «Педагогика в хореографии»:
- «Новый спецкурс помогает самостоятельно приобретать новые педагогические и профессиональные знания» (Марат К.);
- «Я поняла, насколько педагогу необходим самоконтроль, как важно соотносить полученные результаты с поставленной целью» (Элина Б.);
-«Мне захотелось быть не просто хорошим исполнителем. Я решил создать собственный танцевальный коллектив, в котором все будут как одна семья» (Олжас К.);
-«Было важно осознать, что я могу заниматься научной работой. Кроме этого, я поняла, что научная работа помогает хореографу стать настоящим профессионалом» (Ольга С).
В целом, проведение контрольного среза знаний у студентов экспериментальной и контрольной групп показал:
- интерес студентов к самостоятельной педагогической деятельности в хореографическом коллективе связан с содержательностью и осознанием значимости глубоких педагогических знаний о создании определенных педагогических условий эффективной творческой работы;
- в ходе исследования было установлено, что 35% участников экспериментальной группы могут самостоятельно применять педагогические знания на практике, в то время как для участников контрольной группы этот показатель составляет лишь 12%;
- Показатель сформированности профессиональной готовности к созданию педагогических условий у студентов экспериментальной группы к концу эксперимента вырос до 78%, тогда как участники контрольной группы остались практически на тех же позициях (6 и 8 % соответственно);
- в ходе эксперимента была определена устойчивая тенденция профессионального педагогического роста студентов экспериментальной группы в течение одного года: