Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Харитонова Светлана Викторовна

Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку
<
Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харитонова Светлана Викторовна. Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-13/2873

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Предпосылки развития культурологической компетенции студентов университета 14

1.2. Содержательные характеристики процесса развития культурологической компетенции будущего специалиста 36

1.3. Средства содействия развитию культурологической компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка 49 Выводы по теоретической главе исследования 68

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1. Цель, задачи и методы организации экспериментальной работы по проблеме исследования 71

2.2. Методика развития культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку 91

2.3. Анализ и оценка результатов исследования, их интерпретация 119 Выводы по практической главе исследования 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 157

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Мировое сообщество стремится к интеграции, более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Включение России в международное экономическое и образовательное пространство, расширяющиеся разносторонние связи со странами объединенной Европы, делают необходимым корректировку процесса подготовки специалистов с высшим образованием с учетом мировых тенденций. В настоящее время стратегической целью овладения иностранными языками считается приобщение личности к другой культуре и её участие в диалоге культур. Такая цель достигается путем содействия развитию культурологической компетенции студентов университета.

Высшее гуманитарное образование как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества и индивида, регулирует, направляет объективно сущностные процессы развития человека, эволюции человечества (11, с. 187)'.

Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности, образовательные запросы — характерная особенность современных образовательных систем. Человек постепенно перестает быть преимущественно объектом воздействий государства, других социальных институтов, обретая права и возможности обустраивать свою жизнь так, как считает нужным. Такие социально-культурные перемены — результат новых установок в общественном сознании — на человека как высшую ценность, на его суверенность, свободу, творчество. Это отмечают многие ученые Э.Я. Бал-лер (16), Г.Я.Головных (45), А.Е. Чучин-Руссов (180).

В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

Включенность высшего гуманитарного образования в современный социально-культурный процесс позволяет выстраивать стратегию образовательной политики, разрабатывать перспективные образовательные программы развития культурологической компетенции, определять социальный заказ к образованию на конкретном этапе исторического развития региона, страны, мирового сообщества.

Процесс воспитания и образования сегодня ориентирован на особенности проявления культуры в условиях подготовки специалиста: формирования его личностной культуры, организации деятельности в процессе гуманизации воспитания, гуманитаризации образования и повышения общей культуры педагогического процесса.

Глобализация мышления и образования - одно из важнейших условий выживания людей планеты в условиях нарушенного баланса между технологическим потенциалом и нравственной зрелостью человеческого интеллекта. Поэтому предпосылкой выживания человека в этих условиях становятся такие социально - психологические качества людей, которые делают возможным социальное партнерство и диалог.

Педагогика в настоящее время переживает период смены идеала образования, его переход от просветительской парадигмы к культуротворческои, от "человека образованного" к "человеку культуры". В отличие от "человека образованного", как пишет А.Г.Асмолов, усвоившего достижения социума и использующего их, "человек культуры" сопрягает в своем сознании несводимые друг к другу культуры, ориентирован в своей деятельности на Другого, предрасположен к диалогу с Другим (13, с. 176).

Сегодняшние студенты живут в условиях открытого общества, имеют широкий спектр возможностей общения с представителями других культур. Поэтому социальный заказ обусловливает выдвижение развития культурологической компетенции в качестве основной цели обучения иностранным языкам в учебных заведениях России. Как показывает практика, выпускники вузов не

5 обладают достаточным уровнем развития культурологической компетенции, и, прежде всего, вызывает озабоченность неравномерность сформированности ее отдельных важных компонентов, отвечающих за успешность коммуникации в межкультурном аспекте. Об этом свидетельствует недостаточная широта взглядов будущих специалистов, предвзятость в оценках, неосведомленность в сфере бытового общения, неумение адаптироваться к новым условиям общения, неспособность проанализировать или даже осознать наличие непонимания, связанного с различием культур.

В нашем исследовании, вслед за И.С. Баженовой (15), А.П. Валицкой (36), Н.Б. Крыловой (84) и др., культура рассматривается как результат исторического развития общества, как особая реальность, которую студенты могут познать, изучить, выявить ее механизмы и законы. Причем этот процесс познания необходим для повышения самосознания личности в обществе. Для более глубокого понимания: что есть человек, как оценивается личность в современном мире, чем отличаются одни культуры от других культур, каковы особые смыслы искусства, науки, религии, устного и письменного слова (И.А. Бим, М.З. Би-болетова, А.А. Миролюбов, В.Т. Стахина, СП. Трумина).

Как показали наши наблюдения, анализ многочисленных публикаций, личный опыт преподавательской деятельности, в культурологической парадигме университетского образования исследуется духовный мир человека в его совокупности, рассматривается место личности в социокультурных процессах, анализируется духовная культура как сложный процесс создания и освоения человеком культурной реальности. Новая образовательная модель направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, реальных и конкретных способов достижения этой цели.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблему культуры с разных позиций освещали в своих трудах мыслители всех этапов исторического развития. И. Кант рассматривал «категорический императив» — всеобщий нравственный закон культурного развития. Г. Гегель считал духов-

ную культуру ступенью в развитии абсолютного духа. Русские философы B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский рассматривали вопросы культуры с религиозно-философских и идеалистических позиций. Большой интерес для изучения представляют подходы и теории ученых Запада: В. Бунда, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Хорни, А. Бергсона, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ф. Греб-нера, Л. Фробениуса, Р. Арага.

В начале 90-х годов стали появляться исследования, разрабатывающие проблему духовно-нравственного становления личности в процессе религиозного воспитания и культуры (А.К. Бруднов, А.Т. Гусев, Т.И. Петракова, Н.А. Рыбачук, И.А. Галицкая и др.). Отдельные аспекты проблемы педагогического содействия развитию культурологической компетенции изложены в трудах О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Никандрова, А.А. Коростеловой, Н.Е. Щурковой. В ряде исследований отражена роль творчества в развитии культурологии (И.А. Зимняя, С.Г. Сторкина, Б.Т. Лихачев и др.). Известны работы по отдельным аспектам педагогической культуры учителя: методологической (В.В. Краевский, А.Н. Худусов); нравственно-этической (Е.Н. Богданов, Э.А. Гришин, А.Г. Гостев, О.В. Лешер, Е.Г. Силяева); коммуникативной (А.В. Муд-рик, А.Я. Наин, В.А. Кан-Калик); духовной (Н.Е. Щуркова, Б.С. Братусь) и др.

В методологическом и теоретическом плане вопросы культуры рассматривались в трудах отечественных авторов: Н.В. Гончаренко, П.С. Гуревича, Н.С. Злобина, С.Н. Иконниковой, Э.В. Ильенкова, О.В. Лешер, Э.С. Маркарья-на, В.М. Межуева, Т.И. Ойзермана, Н.С. Кагана, B.C. Библера и других.

Одна из проблем современного образования сводится к многократному расщеплению единого мировосприятия и миропонимания. Как отмечают А.И. Арнольдов (12), А. Запесоцкий (63), О. Тарасова (162), дифференциация культурных сфер, выделение в отдельные области науки, искусства, религии привело к появлению множества отдельных дисциплин, направлений, профессий, специальных языков, социальных ячеек.

Сегодня мы наблюдаем трансформацию техногенной цивилизации, когда основу модели человеческого существования начинают составлять общепланетарные принципы мышления, ориентированные на взаимосвязанную политику в области культуры, образования, науки и коммуникации с целью обеспечения равновесия между прогрессом, интеллектуальным развитием и нравственным совершенствованием человечества (166, с.ЗО). На данном этапе идет формирование новой, более совершенной культуры международных взаимоотношений, позволяющий использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Новая историческая действительность выдвигает и новый подход к культурной коммуникации — в обмене духовными ценностями в тех или иных рамках и границах. Культурные связи между государствами и народами стали чрезвычайно актуальными. Их развитие достигло таких масштабов, которые позволяют признать, что культурная коммуникация народов стала неотъемлемой частью жизни мирового сообщества (169, с. 11). Концепции зарубежных исследователей У.Ф. Макки, Ф.Н. Куммаста, М. Шеннона, К.А. Тайля, Г. Онка и работы отечественных ученых В.В. Сафоновой, Е.И. Пассова, А.А. Леонтьева, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова доказывают, что язык является не только средством общения, но и средством приобщения студента к культурным ценностям других народов, средством достижения знания и понимания культур.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение уровня сформированности культурологической компетенции студентов университета позволило выявить ряд противоречий между:

а) стремлением студента университета к реализации собственной лично
стной позиции и ограниченными возможностями его включения в созидатель
ную, творческую, социально значимую деятельность;

б) несоответствием возрастающих культурологических образовательных
запросов обучающихся и реальной педагогической практикой.

Данные противоречия определяют актуальность выбранной проблемы исследования: реализация каких педагогических средств обеспечивает эффек-

8 тивность содействия развитию культурологической компетенции студентов университета.

Отмеченное определило актуальность, значимость и выбор темы исследования: «Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку».

Цель исследования - выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние комплекса педагогических средств на развитие культурологической компетенции студентов университета.

Объект изыскания - процесс образования студентов университета.

Предмет исследования - педагогические средства содействия развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку.

Гипотеза исследования. Развитие культурологической компетенции студентов университета будет протекать более эффективно, если педагогическое содействие обеспечивается:

а) материальными и идеальными средствами, способствующими диалогу
культур путем введения в контекст обучения лингво - культурологического ма
териала;

б) педагогическими средствами, формами и методами, стимулирующими
творческую деятельность обучающихся;

в) педагогическими средствами, методами и формами, содействующими
ситуации успеха на занятиях по иностранному языку.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе сформулированы и решались следующие задачи.

  1. Изучить предпосылки развития культурологической компетенции в педагогической теории и практике.

  2. Раскрыть содержание и структуру понятия «культурологическая компетенция».

  1. Выделить, обосновать и апробировать комплекс педагогических средств эффективного содействия развитию культурологической компетенции студентов вуза на занятиях по иностранному языку.

  2. Разработать учебно-методическое пособие для педагогов по развитию культурологической компетенции студентов на занятиях по иностранному языку.

Методологической основой исследования являются:

а) на философском уровне: законы и категории теории познания; диалек
тическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явле
ний; философское положение о социальной природе психологической деятель
ности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и
формирования; положение о творческой сущности человека;

б) на теоретическом уровне следующие концепции: психологические
учения о деятельности и развитии личности (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев); концепция целостного процесса формирования
личности (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин и другие); деятельностный подход к
культуре, утверждающий человеческую деятельность в качестве основы куль
турных ценностей (Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, Л. Мэшфорд и другие); концеп
ции развития творческой личности в различных видах деятельности (В.А. Кан-
Калик, В.А. Сластенин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый); тео
рия ценностей как ключевого различия, между культурами (Ф. Клукхон, Ф.
Штродбек); работы, посвященные проблемам компетенции, содержанию клю
чевых педагогических компетенций, компетентностному подходу к образова
нию (Э.Ф. Зеер, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов, Р.П.Мильруд, Б. Фишер); кон
цепции «межкультурной личности», «вторичной языковой личности» (Н.Д.
Гальскова, В.И.Постовалова, И.И. Халеева, В.В.Сафонова, С.Г. Тер-Минасова);
научные труды, доказывающие положения о том, что язык неразрывно связан с
культурой (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е. Холл).

Данное исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе Магнитогорского государственного университета, Курганского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. Разными видами эксперимента были охвачены 199 студентов и 34 педагога. Экспериментальная работа проходила в несколько этапов.

На первом этапе, поисково-теоретическом (2001-2002 гг.), изучались и анализировались философская, психологическая, педагогическая литература и диссертационные исследования по проблемам культурологического образования. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования. Были определены предмет, цель, задачи и сформулирована гипотеза. Осуществлен констатирующий эксперимент.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: анализ, опрос, беседа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, изучение продуктов учебной деятельности студентов (сочинений, творческих заданий).

На втором этапе, экспериментально-аналитическом (2003-2004гг.), был проведен формирующий эксперимент, осуществлялся поиск путей решения исследуемой проблемы.

На этом этапе был выделен и экспериментально проверен комплекс основных педагогических средств эффективного развития культурологической компетенции студентов. Данный этап включал экспериментальную работу по конструированию, совершенствованию и анализу результативности процесса развития культурологической компетенции, проверку и уточнение полученных выводов.

Ведущими методами были беседы, тестирование, экспертная оценка, преобразующий педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов.

На третьем этапе, обобщающем (2005-2006 гг.), обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись теоретиче-

ские и экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы вузов.

Методами данного этапа были: оценка результатов продукта деятельности студентов, экспертные оценки, статистическая обработка материала.

Научная новизна исследования 1. Уточнено понятие «культурологическая компетенция» и выявлена значимость её развития в профессиональной подготовке будущего специалиста.

2. Выявлен и экспериментально апробирован комплекс педагогических
средств, содействующих развитию культурологической компетенции студентов
университета:

а) материальные и идеальные средства, способствующие диалогу куль
тур путем введения в контекст обучения лингво - культурологического мате
риала;

б) педагогические средства, формы и методы, стимулирующие творче
скую деятельность обучающихся;

в) педагогические средства, методы и формы, содействующие ситуации
успеха на занятиях по иностранному языку.

3. Разработана методика развития культурологической компетенции на
занятиях по иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при построении целостной теории многокультурного образования, в которой культурологическая компетенция будущего выпускника университета выступает центральным звеном его профессиональной подготовки. Выявленная структура культурологической компетенции представляет собой единство ряда составляющих компонентов: когнитивный, рефлексивный, поведенческий и операционно-методический. Разработанная диагностика позволяет оценить эффективность развития культурологической компетенции студентов университета на занятиях иностранного языка.

12 Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы в:

а) практической деятельности учреждений основного и дополнительного
образования;

б) процессе подготовки специалистов, работающих в многонациональных
коллективах;

в) при формировании инновационных учреждений образования и различ
ных культурно-образовательных центров;

г) в научно-исследовательских программах, направленных на разработку
проектов по реформированию и модернизации региональных систем образова
ния.

На защиту выносятся следующие положения

  1. Уточненное понятие «культурологическая компетенция», её содержательные характеристики.

  2. Разработанный в исследовании комплекс педагогических средств позитивно содействует развитию культурологической компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка.

  3. Методика развития культурологической компетенции, представленная как единство целей, принципов, содержания, методов, приемов и средств.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована: совокупностью выбранных методологических позиций, включающих в себя как историко-философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования, опирающихся на системный, аксиологический, личностно-ориентированный, операционально-деятельностныи подходы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; репрезентативностью объема выборки и стати-

13 стической значимостью опытных данных; сочетанием количественного и качественного анализов материала исследования; контрольным сопоставлением с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались автором и обсуждались на внутривузовских научных конференциях преподавателей и аспирантов Магнитогорского государственного университета (Магнитогорск, МаГУ, 2002-2006 гг.); научно-практической конференции по управлению качеством профессионального образования (Магнитогорск, МГППК, 2003 г.); 2-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам федерально-региональной политики в науке и образовании (Тамбов, ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004 г.); 3-й региональной научно-методической конференции по вопросам педагогической науки и образования (Челябинск, Урал-ГАФК, 2005 г.).

Личный вклад автора в получении результатов определяется:

а) разработкой ведущих положений исследования, общего замысла, мето
дики проведения экспериментальной работы по настоящей проблеме;

б) руководством и непосредственным участием в экспериментальной ра
боте;

в) получением эмпирических данных, теоретическом обобщении и интер
претации результатов изыскания.

Предпосылки развития культурологической компетенции студентов университета

Изучение заявленной, весьма актуальной темы изыскания, требует безусловного анализа теории проблемы, её разработанности, и, прежде всего, в психолого-педагогической литературе.

Вся история развития высшей школы, как пишет А.П. Валицкая (37, с. 3), свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных социокультурных сдвигов, стимулируя и определяя становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и принципов хозяйствования. При этом интенсивность социокультурных перемен напрямую зависит от того, насколько мобильна, способна к реформации система образования в соответствии с меняющимися представлениями личности об образованности.

Дифференциация культурных сфер, выделение в отдельные области науки, искусства, религии привело к появлению множества отдельных дисциплин, направлений и профессий, специальных языков, социальных ячеек, отдельных и порой конфликтующих между собой (15; 80; 119; 156; 167).

Если античность под знанием подразумевала понимание «природы вещей», не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения, не противопоставляя человека и природу, науку и искусство, веру и знание, то современный мир, одержимый идеей «прогресса», упразднил представление о знании едином и разделил знание на естесственнонаучную и гуманитарную сферу. Это сегодня вполне правомерно, и примеров тому множество (176, с. 70).

Существующий кризис в образовании, как пишет Н. Тарроу (163, с. 111), возможно разрешить формированием новой образовательной парадигмы, где на смену репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, идет продуктивное, гуманистическое, культурологическое просвещение. Отличие новой парадигмы образования от просветительской - в принципиально иной доминанте содержания. Человек понимается как целостное существо, находящегося в процессе становления. Цель такой школы - «взращивание» человека, способного к культурному созиданию, продуктивному диалогу с природой, социумом (там же, с.124).

Культуротворческая парадигма исходит из представления о том, что образовательная система является не только просветительской, но и отражает пространство культуры, отвечая ее содержанию и формам своих содержательных основных и структурных параметров.

В условиях новой образовательной парадигмы, по мнению А.П.Валицкой, меняется сам тип социализации личности: достигается необходимая мера ее свободы в пределах конкретных социокультурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации общественного сознания и практики, становления нового типа культуро-природохозяйственных отношений (36, с. 12).

Иными словами, к содержанию образования ученые начинают относить все значения и смыслы культуры на уровне современного понимания.

Наше педагогическое исследование охватывает, прежде всего, содержательный компонент в области культурологического образования, так как без обновления содержания университетского образования, пересмотра учебных программ, без осуществления интеграции между областями знаний сегодня невозможно осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса, развивать гуманистическое мировоззрение студентов. Под гуманистическим мышлением нами, вслед за А.Я. Найном, понимается как интеллектуальная, так и духовная сторона развития личности (113, с. 80). В изученной нами философской (25; 63; 73; 91), психологической (13; 20; 40; 64),педагогической (3; 22; 54; 80) и методической (29; 36; 85; 96) литературе можно условно выделить два направления решения этой проблемы:

а) первый путь был связан с внедрением в учебные планы специальных гуманитарных дисциплин;

б) второе направление состояло в изменении самого подхода к преподаванию дисциплин и обозначилось как «культурологический подход».

По поводу такого подхода высказывались многие ученые: И.А. Зимняя (64), В.А. Кан-Калик (69), И.В. Бестужев-Лада (23), В.А. Лекторский (91) и др. В частности, В.А. Сластенин и Л.С. Подымова (155, с. 29-30) выдвинули тезис о важности культурологического подхода к формированию вообще всего содержания образования. Так как для него гуманитарная культура «представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии профессиональной деятельности».

Культурологический подход в образовании тесно связан с синергетиче-ским подходом, позволяющим сохранить и развивать субъектность в обучении, то есть сохранить человека как преобразователя, творца культуры в качестве главного условия достижения успеха в образовательной деятельности. Основные идеи реализации культурологического подхода, по мнению О. Тарасовой (162, с. 26), состоят в:

более глубоком понимании логики развития той области культуры, которая находится за пределами изучения предмета;

понимании того, что культура - это целостный организм, который живет и развивается по определенным законам;

развитии способности более бережного отношения к чужой области, к чужой точке зрения;

изучении области знания в ходе ее исторического развития. Но, по сути, решение всех обозначенных выше проблем, связанных с гуманитаризацией, сводится к педагогической проблеме содействия развитию культурологической компетенции.

Для раскрытия содержания понятия «культурологическая компетенция» требуется рассмотреть две его составляющие: «компетенция» и «культурологическая». Остановимся на этом вопросе подробнее.

Компетенция (в переводе с латинского языка competence - право судить; competere - годиться, подходить) трактуется как (157, с. 273):

а) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;

б) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее определение: «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» (99, с. 189).

Философский энциклопедический словарь говорит об «обладании достаточными знаниями о предмете»(171, с. 296).

На наш взгляд, в самом определении «компетенции» уже заложена двойственность данного понятия, которая выступает, с одной стороны, как «правомочность» субъекта, а с другой - как его осведомленность в определенном круге вопросов. Оно отражает и количество, и качество знаний и умений человека в какой-то области деятельности. Для нас компетенция важна с точки зрения способности индивида не только хорошо ориентироваться в определенном мире, эффективно, автономно и творчески делать что-либо, но и адекватно реагировать на возникновение в процессе деятельности различных неординарных ситуаций.

Другая составляющая понятия «культурологическая компетенция» -культурологическая, производное слово от «культурология».

Культурология сегодня - это новая, динамично развивающаяся наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутрен 18 ней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

Рожденная новыми интеллектуальными воззрениями на мир, возрастающим пониманием ценности и значимости различных культур, их контактов между собой, культурология заняла сегодня значительное место в социальной науке, являясь ценным интеллектуальным вкладом в гуманитарное знание.

Культурология открывает множество закономерностей, ранее неизвестных науке, ибо заключает в себе знание, обогащенное культурой, открывает путь к сведениям, содержащим многие драгоценные духовные богатства. Ее основной лейтмотив - в теоретическом раскрытии и обосновании многогранных процессов духовной жизни. Как пишет А.И. Арнольдов, если понимать под философией «объяснение жизни, то культурология - это объяснение культуры, теоретический аналог живой культуры » (11, с. 186).

Предмет культурологии - культура как целостная система: ее определение и предназначение, ее происхождение, типология, соотношение с природой, социумом и цивилизацией.

Научный смысл этой науки заключается в том, что она рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, показывает богатство ее внутреннего содержания, выделяет ее уровни, типы, формы.

В центре внимания культурологии - множественность и разнообразие культур, их уникальность и самобытность, оригинальность и различность. Следовательно, по мнению А.Г. Асмолова, культурологию можно определить как науку о наиболее общих закономерностях становления и развития культуры как процесса сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм (13, с. 96).

Цель, задачи и методы организации экспериментальной работы по проблеме исследования

Опытно-экспериментальная работа данного исследования проводилась на основе теоретического обоснования, отражающего сущность проблемы развития культурологической компетенции студентов университета на занятиях иностранного языка.

Проведённая опытно-экспериментальная работа представляет собой совокупность методов исследования, обеспечивающих научную проверку и подтверждение выдвинутой в ходе исследования гипотезы.

«Педагогический эксперимент позволяет правильнее, чем другие методы, оценит эффективность нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и определить оптимальное их сочетание. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые связи между явлениями, то есть изучить закономерности, характерные для педагогического процесса» (14, с. 28).

Выявляя оптимальные условия проведения педагогического эксперимента, мы руководствовались правилами, сформулированными Ю.К. Бабанским, предполагающими (14, с. 29):

обстоятельный предварительный анализ проблемы с учетом её исторического образа;

конкретизация гипотезы, её уточнение в ходе исследования;

тщательный анализ теории и практики, связанной с исследуемой проблемой;

чёткая формулировка задач исследования; разработка критериев, позволяющих объективно оценить результаты эксперимента;

определение оптимальной длительности проведения экспериментальной работы;

выбор возрастной группы для проведения эксперимента;

систематическое получение информации и корректировка организации эксперимента.

В соответствии с данными правилами в ходе теоретического исследования были изучены, проанализированы и разработаны теоретические вопросы, связанные с развитием культурологической компетенции студентов университета:

а) уточнены и разработаны содержательные характеристики культурологической компетенции;

б) выделены педагогические средства эффективного развития культурологической компетенции студентов на занятиях иностранного языка.

В процессе педагогического изыскания была уточнена и окончательно сформулирована гипотеза данного исследования.

Цель педагогического эксперимента мы сформулировали следующим образом: проверить комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективность методики развития культурологической компетенции студентов университета. Сформулированная цель определила характер конкретных задач, решаемых в ходе организации педагогического эксперимента:

1) разработать программу диагностики результативности экспериментальной работы (критерии, показатели, методы диагностики и математической обработки результатов);

2) определить реальное состояние уровня развития культурологической компетенции студентов;

3) экспериментально проверить влияние педагогических средств на эффективность развития у студентов университета данной компетенции; 4) на основе результатов экспериментальной работы разработать учебно-методическое пособие для преподавателей иностранного языка по содействию развития у студентов университета культурологической компетенции на занятиях по иностранному языку.

При организации и проведении экспериментальной работы мы опирались на ряд общенаучных и конкретно-научных принципов, отражающих общие требования к осуществлению педагогического эксперимента: принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:

а) использование системного подхода;

б) четкого определения места изучаемого явления в педагогическом процессе; в) раскрытие движения изучаемого явления. Этот принцип необходим при моделировании этапов педагогического эксперимента; принцип объективности, который предполагает:

а) проверку каждого факта несколькими методами; б) фиксацию всех проявлений изменения исследуемого качества личности; в) сопоставление данных своего исследования с данными других исследований.

Данным принципом мы руководствовались при проведении констатирующего и формирующего эксперимента, в ходе разработки диагностической программы, анализе и оценке полученных результатов;

принцип эффективности. Это и принцип, и конечная цель исследования. Суть его заключается в том, что полученные результаты должны быть выше ре зультатов, полученных в типичных, стандартных условиях, за одно и то же время, при одних и тех же материальных и финансовых ресурсах. Данный принцип применялся при планировании условий проведения эксперименталь ной работы, отслеживании получаемых экспериментальных данных. В организации экспериментальной работы мы руководствовались этапным подходом, согласно которому любой педагогический эксперимент осуществляется минимум в два - максимум три этапа (подготовительный, основной, заключительный), на каждом из которых проводится соответствующий этапу тип эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный). Опираясь на данный подход, экспериментальная работа проводилась в три этапа в течение 2001- 2006 гг. Все этапы были взаимосвязаны и подчинены основной цели, но каждый этап характеризовался своими задачами, методами, средствами их достижения и результатами.

Рассмотрим этапы проводимой экспериментальной работы, выделяя задачи, которые на них решались.

Первый этап (2001-2002 гг.) настоящего исследования был посвящен поисково-теоретической деятельности с целью изучения проблемы содействия развитию культурологической компетенции студентов университета. Для этого предстояло решить следующие задачи:

а) проанализировать состояние проблемы развития культурологической компетенции студентов в практике работы высших учебных заведений и выявить наиболее эффективные направления решения данной проблемы;

б) определить критерии и уровни культурологической компетенции студентов университета;

в) выявить ценностное отношение студентов университета к культуреизучаемого языка, а также мотивов его изучения.

Одним из основополагающих методов сбора информации о состоянии развития культурологической компетенции студентов был избран метод анкетирования. Нами разработан специальный опросник (см. приложение 1), который включал 21 вопрос.

Анкетирование как метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Однако, информация, полученная с помощью анкетирования, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании респондентов. Учитывая возможные искажения, при составлении опросника мы использовали прямые и косвенные, основные и контрольные вопросы. Для выявления ценностного отношения студентов университета к культуре изучаемого языка был использован метод интервьюирования. В педагогике интервьюирование рассматривается как один из видов опросных методов наряду с анкетированием и беседой. «Интервьюирование - это разновидность беседы, привнесенное из социологии» (155, С. 95). При интервьюировании мы придерживались заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности: первый вопрос - общий. Три последующие - наводящие и уточняющие. Особенность нашего метода интервьюирования в том, что мы составили и опробовали их в лабораторных условиях, а затем и в группах.

Организованное таким образом интервьюирование преследовало цель обсуждения вопросов, связанных с проблемой развития культурологической компетенции студентов. Кроме того, было важным определить осведомлённость будущих специалистов в области культуры народов стран изучаемого языка и стимулировать их интерес к данной проблеме.

Цель второго этапа исследования - основного (2003-2004) - заключалась в уточнении методических положений реализации каждого педагогического средства и методики их комплексной реализации; экспериментальной апробации педагогических средств. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) определить направления языковой подготовки, которые в большей степени способствуют повышению уровня развития у студентов культурологической компетенции;

2) диагностировать развитие культурологической компетенции студентов университета;

3) апробировать разработанную методику развития культурологической компетенции студентов.

Проведение формирующего эксперимента исследования требовало применения следующих методов: а) исследования (тестирование, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент);

б) обучения (беседы, дискуссии, лекции, упражнения, дидактические игры, иллюстрации);

в) контроля (метод экспертной оценки, контрольные задания, самоконтроль).

С помощью анкетирования и тестирования определены средства развития культурологической компетенции студентов на занятиях иностранного языка. Тестирование позволяет избежать субъективности в оценке знаний и умений.

С целью исследования состояния уровня развития культурологической компетенции студентов был выбран метод наблюдения, предметом которого явилась деятельность обучающихся на занятии. Наблюдателями выступали преподаватели иностранного языка, сами студенты.

Развитие культурологической компетенции студентов университета осуществлялась с помощью метода лекции, упражнений, дидактических игр, беседы, дискуссии.

Методика развития культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку

Сопоставление результатов диагностического обследования существующей практики подготовки будущих специалистов с активно разрабатываемыми сегодня направлениями обучения иностранному языку зарубежными и отечественными учеными показало, что повышение уровня развития культурологической компетенции у студентов вуза возможно на объективном (модернизация содержания и технологий обучения) и субъективном (актуализация личностно-смысловой позиции студента) уровнях функционирования системы языковой подготовки. Анализ этих составляющих позволил разработать систему развития культурологической компетенции студентов, которая, по нашему мнению, может обеспечить достижение поставленной цели: выявить и апробировать в опытной работе комплекс педагогических средств содействия развитию культурологической компетенции студентов университета. Ниже покажем реализацию положений гипотезы, которые в совокупности направлены на достижение сформулированной цели исследования.

В данном параграфе рассматривается методика развития культурологической компетенции студентов университета в ходе апробации сформулированных педагогических средств. Но прежде чем перейти к представлению методики, нам необходимо обратиться к самому понятию «методика».

В современной научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле методика - это отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. Понимание методики в узком смысле этого слова связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (З.А. Абасов, В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, СМ. Габарина, К.Б. Есипович и др.).

Разработка методики развития культурологической компетенции студентов заключается не в изолированном подборе методических механизмов для каждого условия, а в построении целостной методики, т.е. определенной методической системы. Уточним, что под методической системой или целостной методикой понимают единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа или типа обучения-самообучения, воспитания- самовоспитания, развития-саморазвития личности. В методической системе методы, приемы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса (175, с. 92).

Разработанная нами методика ориентирована на конкретную цель - содействие развитию культурологической компетенции студентов университета.

Методика строилась на принципах «диалога культур», культуросообраз-ности, мультикультурности, отражающих информационную сущность рассматриваемого процесса. В состав методики входят: содержание, методы, приемы, формы и средства, которые используются для достижения задач на выделенных этапах процесса развития культурологической компетенции у студентов университета. При проектировании методики развития культурологической компетенции студентов университета, в первую очередь, были соотнесены принципы культурологического подхода с педагогическими средствами и методическими механизмами их реализации

Материальные и идеальные средства, способствующие диалогу культур путем введения в контекст обучения лингво - культурологического материала.

Важно отметить, что, расширив сферу принятия и переработки информации, люди могут постичь систему организации чужой культуры и подстроить свои процессы познания под те, которыми пользуются носители другой культуры.

В практике преподавания иностранного языка в университете мы неоднократно сталкивались с моментами, когда невозможно понять или перевести текст, не зная его культурного значения, поэтому обучение иностранному языку неразрывно связано с проникновением в культуру другого народа. Как утверждает Р.П. Мильруд, лексика прочно связана с культурой страны изучаемого языка: в силу фоновых различий не всегда переводимо большинство слов; идиоматична вся фразеология; заимствованное слово также обычно не вполне эквивалентно по значению прототипу в языке - источнике; общие заимствования в разных языках оказываются в той или иной мере «ложными друзьями переводчика» (107, с. 17).

Исходя из вышеизложенного, в своей методике развития культурологической компетенции мы уделяли значительное внимание идиомам и безэквивалентной лексике. Для этого студентам предлагалась «Игра в пословицы», где требовалось соединить русский и немецкий эквиваленты следующих пословиц.

1. Мал золотник, да дорог. 1. In Kiirze liegt die Wurze.

2. He боги горшки обжигают. 2. Kein Meister vom Himmel gefallen.

3. Все хорошо, что хорошо кончается. 3. Klein, aber fein

4. Поспешишь - людей насмешишь. 4. Eile mit Weile.

5. Краткость - сестра таланта. 5. Aller Anfang ist schwer.

6. Лиха беда начало. 6. Ende gut, alles gut.

Следующее задание «Ассоциограмма» позволяло познавать явления «чужой» культуры, соотнося их с явлениями родной культуры. Ассоциограмма -это графическое изображение ассоциативных связей ключевого слова. Глагол / существительное помещаем в центр листа (доски) и предлагаем студентам образовать с ним всевозможные сочетания. Данный прием способствует выработке умения выделять основную информацию из текста, сообщения и др., обработать полученные сведения, опираясь при этом на индивидуальные особенности восприятия студентов, их жизненный личный опыт.

Составьте ассоциограммы к словам: Германия для немца, Германия для русского; чем гордятся немцы? чем гордятся русские?».

Machen Sie Assoziogram zu den Fragen: - Was ist Deutschland fur Deutsche? - Was ist Deutschland fur Russen? - Worauf sind die Deutschen besonders stolz? -Worauf sind die Russen stolz? Задание « Закончите фразу нужной репликой» предоставляет студентам возможность ориентироваться в особенностях реплик - реакций людей, говорящих на другом языке.

Erganzen Sie die richtige Reaktion:

Super! Es klappt!

Das musste ja so kommen!

Keine Ahnung!

1) Susanne geht zur Bushaltestelle. Sie fragt die Wartenden: "WeiB jemand, wann der Bus kommt?" Ein alterer Herr antwortet: ...

2) Monika hat gerade im Reiseburo erfahren, dass iiber die Feiertage noch zwei Ur-laubsplatze fur Mallorca frei sind. Voller Freude raft sie: ...

Проникновение в культуру и усвоение норм и ценностей другой культуры осуществлялось при подготовке традиционных на кафедре иностранных языков праздников, таких, как Weinachten (Рождество) и Lenz - Feier (Праздник весны). К праздникам студенты готовятся в соответствии с обычаями и традициями немецкого народа. Кроме этого, студенты различных факультетов принимают участие в ежегодном конкурсе на перевод немецкой поэзии.

В связи с этим используемыми средствами были:

- учебные пособия: Е.И.Пассов, Т.Ю.Васильева «Лексика? Нет проблем»; A. Fischer-Mitziviris «Blick. Mittelstufe Deutsch fur Jugendliche und Erwachsene», Е.И.Пассов, С.С.Артемьева «Искусство общения. Meiner Meinung nach...»;

- видео - и аудио материал, содержащий социокультурную информацию;

- готовые мультимедийные курсы обучения иностранному языку «Немецкий язык в 3 приёма», «Профессор Хиггинс», содержащих лингвострановедче-ские элементы, выполненные в виде видеоклипов с культурными зарисовками и межкультурным общением.

Похожие диссертации на Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку