Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства Серов, Пётр Евгеньевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серов, Пётр Евгеньевич. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Серов Пётр Евгеньевич; [Место защиты: Высш. шк. народных искусств].- Санкт-Петербург, 2012.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1195

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного художественного образования является приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусству России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.

Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание – главная задача художника-мастера. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от обучаемого самых различных умений – от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник-мастер должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект.

Как показал предварительный анализ анкет абитуриентов и последующих учебных работ по живописи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства за период с 2006 по 2009 г.г., студенты поступали без какой-либо художественной подготовки в основном на специализацию ювелирное искусство, художественную вышивку и только 33% с начальной художественной подготовкой. При этом на такие специализации как лаковая миниатюрная живопись, роспись ткани, роспись по металлу более 51% абитуриентов поступали без достаточной подготовки по живописи. У студентов отсутствуют теоретические знания и практические умения декоративной переработки живописных этюдов, в процессе выполнения которой обучающиеся выявляют наиболее характерные свойства и признаки предметной формы, осуществляют процесс переработки реалистического изображения в декоративно-условную композицию на плоскости, обобщают, создают художественный образ. В связи с этим система подготовки студентов в этой области нуждается в качественных изменениях в деятельности учебных заведений, в новом осмыслении содержания и формы учебно-воспитательного процесса, в фундаментально подготовленных преподавательских кадрах.

Существующие программы по живописи, используемые в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства, отражают в основном элементы академической живописи, в то время как подготовка художников-мастеров традиционного прикладного искусства ведется более чем по двадцати специализациям, не связанным между собой (например, лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка или художественное кружевоплетение), что является большой практической проблемой при обучении будущих художников-мастеров. Кроме того, их профессиональная подготовка предполагает овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области живописи, понимание специфики выразительных средств живописи, наличие опыта реализации художественного замысла в создании произведения традиционного прикладного искусства.

Степень разработанности проблемы. Анализ научных трудов и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И.Э. Агапова, М.Р. Белоусов, В.Ю. Борисова, Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович, О.В. Федотова) и изучение проблем содержания и методики преподавания живописи (Г.В. Беда, Е.И. Васильева, В.С. Кузин, С.П. Ломов, М.В. Одаряев, Н.Н. Ростовцев, Л.И. Рындина, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин и др.) послужило теоретическим основанием для нашего исследования.

Вопросам обучения живописи студентов, изучающих декоративно-прикладное искусство, посвящено исследование Е. И. Васильевой, в котором исследуются специфика содержания и разработана концепция преподавания «Академической живописи» будущим художникам традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном учебном заведении и отмечается ведущее значение использования декоративно-плоскостного метода в процессе преподавания живописи.

Проблема педагогического руководства обучением рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях. В частности, Н.Ф. Талызина считает, что в функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения, Е.К. Амергазин рассматривает педагогическое руководство как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях отсутствует модель педагогического руководства обучением живописи в средних профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства, что определило необходимость решения данной научной проблемы.

Исследование процесса обучения живописи будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства посредством педагогического руководства обусловлено следующими противоречиями между:

- возрастающими требованиями к качеству подготовки художников-мастеров и созданию высокохудожественных произведений в каждом виде традиционного прикладного искусства и существующими учебными программами и методикой преподавания живописи как предмета общепрофессионального цикла, не связанного с видами традиционного прикладного искусства;

- необходимостью формирования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения живописи и недостаточной степенью подготовленности преподавателей живописи, имеющих подготовку в области академической живописи и недостаточные знания в области традиционного прикладного искусства.

Актуальность и недостаточная разработанность практической и научной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.

Объект исследования: профессиональное образование в средних учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: обучение живописи будущих художников-мастеров в традиционном прикладном искусстве.

Поставленная цель, выявленные объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу: педагогическое руководство обучением живописи в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства будет эффективным и способствовать профессиональному становлению обучающихся при следующих условиях:

- изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы и выявления на этой основе значения и специфики обучения живописи студентов - будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства;

- разработки модели педагогического руководства обучением живописи, включающей содержание, средства и методы подготовки студентов и педагогические условия ее реализации;

- разработки и внедрения в учебный процесс инновационной учебной программы по предмету «Живопись», методических рекомендаций, наглядных и электронных учебно-методических пособий, обеспечивающих формирование профессиональных умений и навыков будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, отечественного и зарубежного исторического опыта художественного образования определить специфику изучения живописи в подготовке студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, и значение педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.

2. Разработать модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров, соотнесенную с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и определить педагогические условия ее реализации.

3. Выявить и обосновать содержание и методы обучения живописи, реализуемые в учебной программе и способствующие формированию профессиональных компетенций будущих художников-мастеров.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели педагогического руководства обучением живописи в процессе профессиональной подготовки обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творчества в ее различных аспектах - философском (Г. Гегель, М.С. Каган.); педагогическом (В.В. Давыдов, , И.Я. Лернер.); психологическом (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев.); теория и методика художественного образования (И.В. Алексеева, В.С. Бадаев, А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков.); исследования об особенностях народного искусства и культуры России (Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, А.Б. Салтыков.); педагогика профессионального образования (С.Я. Батышев, Т.Г. Новикова, А.М. Новиков, Н.М. Александрова, Н.Н. Шамрай.); история изобразительного искусства (И.Э. Грабарь, Н.И. Дружкова).

Методы исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта; моделирование; педагогический эксперимент. Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи; изучение учебно-творческой деятельности обучающихся на занятиях по мастерству, композиции и проектированию; наблюдение; опрос студентов; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы, метод экспертных оценок; статистические методы обработки результатов исследования.

Организация и этапы исследования. I этап исследования - поисково-теоретический (2006-2007 гг.). Изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей традиционного прикладного искусства по проблеме живописной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, поиск методологической и теоретической основ исследования, моделирование. II этап научно-экспериментальный (2008-2009 гг.). Разработка модели, критериально-оценочного инструментария для определения эффективности учебного процесса, апробация комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса обучения живописи. III этап формирующий (2009-2011 гг.). Решение задач исследования и проверка основных положений выдвинутой гипотезы; апробация и внедрение модели педагогического руководства обучением живописи, систематизация полученных данных, корректировка основных положений и выводов исследования.

Научная новизна исследования заключена в следующих положениях:

- выявлена специфика обучения живописи в развитии профессионально значимых умений и навыков обучающихся традиционному прикладному искусству, отличительной особенностью которой является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров;

- разработана модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров на основе как общедидактических принципов, так и принципа соотнесенности содержания обучения живописи с будущей профессией в конкретном виде традиционного прикладного искусства, реализующаяся при следующих педагогических условиях: создание на занятиях по живописи художественно – творческой среды, высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и понимающих суть традиционного прикладного искусства, взаимодействие декоративных и объемно-пространственных средств живописи;

- обоснована взаимосвязь подготовительного, репродуктивного и продуктивного этапов с объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и проблемным методами обучения, в соответствии с которой проведен отбор и структурирование содержания по типам заданий (кратковременные этюды, многосеансные длительные этюды, декоративные решения), представленных в учебной программе «Живопись».

Теоретическая значимость. Уточнено содержание понятия «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя, направленная на организацию и управление образовательным процессом, развитие образного мышления, индивидуальности, формирование профессионально значимых знаний, умений, и навыков самостоятельной творческой деятельности. Дано определение и выявлена роль декоративных и объемно-пространственных средств живописи в профессиональном становлении будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства с учетом особенностей выразительных средств конкретных специализаций. Результаты исследования являются теоретической базой для создания условий формирования собственного творческого опыта обучающихся, понимания художественно-эстетических достижений историко-культурного наследия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения живописи, способствующая овладению системой знаний, умений и навыков в области живописи, необходимых в профессиональной деятельности художников-мастеров традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства в процессе преподавания живописи.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки) результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием философских, психологических, педагогических аспектов обучения живописи студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом соискателя.

Апробация и внедрение осуществлялась на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (Санкт-Петербург 2007г., 2008г., 2009г., 2010г., 2011г.), на мастер-классах в рамках выставки «Традиционное прикладное искусство и образование», 2010 г. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи и заседаниях ученого совета Высшей школы народных искусств (института) в 2007 – 2011гг. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в 2009-2011 году в образовательных учреждениях: Высшей школе народных искусств (институте) и Российском колледже традиционной культуры Санкт-Петербурга. Результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях автора общим объемом 6,9 п.л.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Традиционное прикладное искусство требует адекватного содержания профессионального образования, важным фактором которого является обучение живописи, которое не может сводиться только к созданию реалистического изображения – необходимо овладение навыками его декоративной переработки - что соответствует историческим декоративно-композиционным и колористическим традициям этого искусства.

2. Педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров представляет собой деятельность преподавателя по организации, управлению и контролю за процессом обучения живописи, своевременной корректировки учебных программ, по развитию образного мышления студентов через проблемно-творческие задания, декоративные переработки натурных этюдов и самостоятельную творческую деятельность обучающихся в области традиционного прикладного искусства.

3. Модель педагогического руководства обучением живописи основана на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства и включает цели, содержание, этапность и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений, а также критерии их оценки. Педагогическими условиями реализации разработанной модели является: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, учитывающей особенности конкретных видов прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, роспись по металлу и т.д.) и способствующей формированию профессиональных умений; индивидуально-групповая форма учебных занятий; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, не только владеющих средствами живописи, но и сущностью исторических, художественно-композиционных и колористических традиций народного искусства.

4. Разработанная учебная программа, содержание предмета «Живопись», методические рекомендации, тщательно отобранный натурный фонд для живописных постановок направлены на выполнение колористических, тональных, декоративно-композиционных и объёмно-пространственных изображений различных предметов, создание декоративных композиций, развитие умений переосмысливать и декоративно перерабатывать натуру, стилизовать, анализировать и производить отбор и выявление основных пластических признаков предметов, формировать навыки гармонизации цветовых отношений. В основу обучения живописи положены следующие методы: объяснительно-иллюстративный, в т. ч. компьютерный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский; методы эскизного поиска, поэтапного освоения живописи и промежуточного контроля; анализа, обсуждения и обобщения выполняемой учебной работы (тоновые и цветовые отношения, колерованная палитра, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи). Все вышесказанное позволяет рассмотреть обучение живописи как продуктивную среду для будущей художественно-творческой деятельности художника в конкретном виде этого искусства.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список используемой литературы включает 250 наименований. Объем диссертации 187 страниц, 5 таблиц, 3 схемы, 6 диаграмм.

Похожие диссертации на Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства