Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки будущего учителя к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе
1.1. Внеурочная музыкально-просветительская работа как одна из сторон профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы 14-32
1.2. Анализ состояния подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской работе в школе 32-49
1.3. Межпредметные связи как основа комплексного подхода в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе 50-63
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности
2.1. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы 64-91
2.2. Педагогические условия совершенствования подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе 91-133
Заключение 134-137
Список литературы 138-159
Приложения
- Внеурочная музыкально-просветительская работа как одна из сторон профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы
- Анализ состояния подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской работе в школе
- Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, обусловленных социально-экономическими изменениями, особо значимой становится задача формирования у школьников истинных человеческих ценностей и идеалов. В законе «Об образовании» подчеркивается, что целью образования является разностороннее и гармоничное развитие человека, и на этой основе наращивание нравственного и интеллектуального потенциала общества. Достижение этой цели невозможно без приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкального искусства.
В данном контексте деятельность учителей музыки общеобразовательных школ приобретает особое значение. В сложившейся ситуации почти негативного отношения большей части молодежи к классическим музыкальным произведениям, активного распространения через средства массовой информации развлекательной и, зачастую, примитивной поп-музыки основным источником для полноценного духовного развития молодого поколения становится внеурочная музыкально-просветительская деятельность школьного учителя музыки.
Современная социокультурная ситуация, критически оцениваемая специалистами, требует качественно новых подходов к содержанию отечественного образования. В «Концепции модернизации Российского образования» на период до 2010 года подчеркивается, что одним из ее главных направлений является подготовка учителей широкого культурологического профиля. Специалист должен быть способен осуществлять свою деятельность на основе непрерывности и преемственности образования, интеграции художественных предметов, вариативности и индивидуализации просветительского процесса.
В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении профессиональных и социальных функций учителя музыки. Содержание деятельности педагога-музыканта, основанное на глубокой базе музыкальной, психолого-педагогической и методической подготовки, должно быть прочно связано с задачами музыкального просвещения. В приобщении школьников к высокохудо-
жественным образцам музыкального искусства велика роль внеурочной деятельности учителя и учеников.
Профессиональная подготовка учителя музыки за свою почти полувековую историю всегда являлась отражением социальных запросов общества. Содержание современного музыкально-педагогического образования направлено на формирование у будущих учителей глубоких социальных, нравственных, педагогических взглядов и убеждений. В настоящее время подготовка специалистов требует качественных изменений в аспекте формирования у студентов установки на будущую деятельность, заостряя ее социальный аспект, усиливая просветительское значение профессии.
Как известно, специфика профессии требует от учителя музыки некоторой универсальности, что диктуется необходимостью одновременно быть и исполнителем, и иллюстратором, умело руководить хором, знать особенности разви- / тия детского голоса, быть эрудитом в области музыкознания, наконец, иметь достаточную психолого-педагогическую подготовку и умение организовать воспитание своих учеников в единстве урочной и внеурочной деятельности. При этом учитель должен ясно видеть перед собой главную цель своего труда — воспитание у учащихся потребности в высокохудожественной, по-настоящему ценной музыке, а значит, и потребности в нравственно-личностном совершенствовании.
В связи с этим среди многообразных видов деятельности, которые являются основой профессии учителя музыки, особую значимость приобретает просветительское направление, предусматривающее не только применение разнообразных приемов решения просветительских задач на уроке музыки, но и организацию и проведение внеурочных форм работы музыкально-просветительского характера (музыкальные вечера, викторины, конкурсы, концерты, музыкально-театральные представления и др.). Это становится тем более актуальным в свете задач реформирования структуры и содержания образования, включающих повышение воспитательного потенциала образовательного
процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении.
Совершенно очевидно, что осуществление внеурочной музыкально-просветительской работы в школе требует от педагога четкого представления о многообразии ее форм, наличия необходимых знаний и умений для ее успешного осуществления на практике, а также определенного рода способностей к подобной деятельности. В этой связи возникают вопросы: способен ли современный выпускник вуза справиться с реализацией поставленных задач; достаточно ли ориентирована существующая система музыкально-педагогического образования на подготовку будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности? Анализ практики современной школы свидетельствует о том, что ответы на эти вопросы, отнюдь, не всегда положительны.
Это еще раз указывает на сложность внеурочной музыкально-просветительской работы и необходимость организации специальной подготовки к данному виду деятельности. Отдавая должное многим из имеющихся направлений оптимизации музыкально-педагогического образования, нельзя не признать, что внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя музыки не уделяется внимания, адекватного ее значимости в системе музыкального воспитания.
Изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки будущих учителей посвящены труды О.А. Абдуллиной, Е.П. Белозерцева, Ф.Н. Гоноболина, В.П. Ковалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. В их работах обосновываются цель, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Просветительские тенденции в деятельности педагога-музыканта имеют давние традиции, связанные с именами Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и др. Эти традиции нашли отражение в научной и практической деятельности О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского. Среди современных исследований внеурочной
6 музыкально-просветительской работы учителя музыки можно назвать работы И.У. Аушевой, В.Г. Лысенко, Л.Л. Мельниковой, Е.Н. Михейченковой, Э.Н. Скуратовой, Г.А. Халиковой и др. Исследователи в области педагогики музыкального образования Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Р.А. Тельчарова, Н.А. Терентьева, Н.М. Черноиваненко и др. называют музыкально-просветительскую деятельность одним из важнейших профессиональных качеств учителя музыки.
Кроме того, в рамках нашего исследования несомненный интерес представляют научные труды И.А. Медведевой, И.Н. Немыкиной, Г.Г. Тенюковой (профессиональная деятельность учителя музыки), С.Н. Арчажниковой, Л.В. Дмитрюковой, А.В. Дубининой, СВ. Илларионова (межпредметные связи в преподавании музыки).
Анализ современных музыкально-педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителя музыки, авторы единогласно признают музыкальное образование одним из мощных факторов гуманизации общества. Однако проблема подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности еще во многом не разрешена. В частности, нет работ, посвященных подготовке учителя музыки к внеурочной просветительской деятельности с позиций комплексного подхода, не нашли отражения особенности подготовки к разнообразным видам и формам внеурочной музыкальной работы, а также вопросы применения межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей музыки к просветительской работе.
Анализ методической и специальной литературы, а также проведенный нами опрос учителей-практиков подтвердил актуальность проблемы и необходимость специальной подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности. Учителя музыки единогласно подтвердили важность внеурочной работы в современной школе. Ответы учителей позволили судить о различных видах и формах внеурочных занятий, которые должен уметь осуществлять учитель-музыкант - от традиционных классных часов и
школьных праздников до организации творческой деятельность детей в школьных центрах художественно-эстетического воспитания. 93% опрошенных учителей подчеркнули, что успех в такой деятельности во многом определяется наличием специальной подготовки студентов к внеурочным видам работы.
Анализ состояния профессиональной подготовки будущих учителей музыки показал, что студенты музыкально-педагогического факультета имеют довольно поверхностные представления о специфике музыкально-просветительской деятельности учителя музыки, испытывают различные трудности в ее практическом воплощении. Так, лишь 9% опрошенных студентов выделяют внеурочную работу среди основных видов деятельность учителя музыки, а анализ мероприятий, проведенных студентами во время педагогической практики показал однообразие форм и методов внеурочной работы у большинства студентов.
В свою очередь, анализ деятельности преподавателей различных кафедр педагогических вузов говорит об отсутствии системы в подготовке студентов к данному виду деятельности и недостаточному вниманию к специфике такой подготовки.
Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, социально и научно обоснована необходимость в учительских кадрах, способных на высоком уровне осуществлять внеурочную музыкально-просветительскую деятельность в общеобразовательной школе, с другой стороны, в системе подготовки будущих учителей эта проблема не является объектом специального рассмотрения; процесс обучения на музыкально-педагогическом факультете осуществляется в совместной работе нескольких кафедр, вместе с тем отсутствует центр, осуществляющий координацию между различными кафедрами в подготовке будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия совершенствования качества подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Необходимость теоретического и практического разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности».
Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете.
Предмет исследования — педагогические условия подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе.
Гипотеза исследования: успешная подготовка будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе может быть осуществлена, если будет реализована совокупность педагогических условий, включающая в себя:
последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;
координацию межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;
усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе;
научно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».
С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и содержание внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки как одной из сторон его профессиональной деятельности.
Выявить особенности подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза.
Рассмотреть специфику реализации межпредметных связей в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.
Определить показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе.
Теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к различным формам внеурочной музыкально-просветительской работы в общеобразовательной школе.
Разработать и апробировать авторский спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».
Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и предметов окружающего мира; системный подход к исследованию процессов обучения и воспитания; использование идей гуманизации и индивидуализации образования; положения теории поэтапного формирования умственных действий.
Теоретической основой исследования стали: диалектически обоснованные принципы целостности и системности (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Б.Г. Юдин); принципы индивидуального подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Е. Кузнецов); положения теорий формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабан-
$r
*ул
*>
і*
ский, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); идеи контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина); исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин).
Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования использовались следующие методы:
теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;
методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, опрос, анкетирование и др.);
опытно-экспериментальная работа со студентами, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- метод статистической обработки данных эксперимента.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (1998 - 2001 гг.) - теоретическое изучение проблемы, анализ философской, психолого-педагогической литературы, определение теоретико-методологических основ исследования с целью выявления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента для определения степени готовности студентов к внеурочной музыкально-просветительской работе в общеобразовательной школе.
Второй этап (2001 - 2003 гг.) — моделирование и проведение формирующего эксперимента, целью которого стала реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности на основе комплексного подхода к учебному процессу.
Третий этап (2003 г.) - систематизация и обобщение результатов исследования, текстовое оформление диссертационного материала.
Экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. В исследовании приняли участие 50 преподавателей вузов гг. Абакана, Волгограда, Екатеринбурга, Чебоксар, 15 учителей музыки Чувашии, 120 студентов музыкально-педагогического факультета (в т.ч. 25 студентов экспериментальной и 25 студентов контрольной групп).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
определены показатели и уровни профессиональной готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа
вносит реальный вклад в создание системы подготовки будущего учителя к
і внеурочной музыкально-просветительской деятельности, раскрываются сущ-
I ность и принципы организации внеурочной музыкально-просветительской ра-
боты учителя музыки в школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный автором спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы» позволяет улучшить качество подготовки будущих учителей музыки к профессиональной деятельности. Комплекс предлагаемых педагогических условий, теоретические и практические материалы исследования могут быть использованы в среднем звене подготовки учителей музыки, а также методистами и учителями-практиками. Материалы диссертации могут послужить источником для дальнейших исследований в области методики профессиональной подготовки учителя музыки.
b'ia
Достоверность и объективность результатов исследования базируются на методологической аргументированности исходных теоретических положений; научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования, адекватных целям и задачам, большом фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена репрезентативностью и качественным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-
| педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Материалы исследова-
j ния обсуждены на II Международной научно-практической конференции «Му-
b^W~ зыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-
музыканта» (г. Казань, ноябрь 2002 г.), ежегодных научно-практических кон
ференциях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, на заседаниях
ученого совета музыкально-педагогического факультета, кафедр фортепиано и
і хорового дирижирования, методологических семинарах кафедры ПНО, теоре-
тических семинарах кафедры ТиММ. Результаты исследования нашли отраже
ние в одиннадцати научных публикациях.
и На защиту выносятся следующие положения:
j 1. Показатели готовности будущих учителей к музыкально-
| і просветительской деятельности:
I - наличие устойчивого положительного эмоционально-ценностного отно-
* шения к внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя;
владение системой специальных знаний в области теории и истории музыки в контексте мирового искусства, умение применять их во внеурочной музыкально-просветительской деятельности;
сформированность и свободное владение системой методических умений, необходимых для планирования и организации внеурочной музыкально-просветительской деятельности, наличие организаторских способностей;
- владение арсеналом профессиональных умений, связанных с практиче
ским осуществлением внеурочной музыкально-просветительской деятельности
(музыкально-исполнительское мастерство, артистизм, образная, содержатель
ная речь, коммуникативные умения и навыки, эмоциональная убедительность и
т.д.).
2. Высокий уровень готовности студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности достигается реализацией следующих основных педагогических условий:
- последовательного и целенаправленного привлечения студентов к кон-
цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом
их индивидуальных особенностей и возможностей;
координации межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;
усиления роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе;
научно обоснованного включения в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы».
Структура диссертации обусловлена логикой и задачами исследования; она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, имеющих отношение к технологии исследования.
Внеурочная музыкально-просветительская работа как одна из сторон профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы
Если коротко определить суть профессиональной деятельности учителя музыки, то это - музыкальное воспитание, которое выражается в различных формах музыкальной деятельности учителя и учеников. Трактовка музыкального воспитания в узком смысле — это развитие способности к восприятию музыки, музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотный, гармонический слух и т.д.), воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку и др. Однако данное понятие имеет и более широкое значение - формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической культуры. В таком понимании музыкальное воспитание школьников приобретает высокий просветительский смысл и определяет глубину и значимость профессиональной деятельности учителя музыки.
Принято считать, что музыкальное воспитание в школе осуществляется на уроках музыки, цель которых - воспитание музыкальной культуры учащихся. Многокомпонентный состав этого понятия определяет разнообразие видов музыкальной деятельности учителя и учеников на уроке: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, беседы, творческая деятельность. Урок музыки — это урок искусства, но вместе с тем он является одним из множества школьных предметов и имеет с ними много общего: цель (формирование всесторонней, гармонично развитой личности), психолого-педагогические закономерности построения, общедидактические принципы и методы. Специфические особенности урока музыки обусловлены эмоциональной природой восприятия музыкального искусства, в которой важнейшую роль играют чувства. На уроке музыки происходит комплексное воздействие на личность школьника, его психику, моторику, физиологические процессы в единстве эмоционального и сознательного.
Вместе с тем профессиональная деятельность учителя музыки не ограничивается лишь уроком. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены виды профессиональной деятельности учителя музыки [49], среди которых: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая. В Госстандарте четко обозначены и основные области деятельности специалиста: музыкально-конструктивная (построение уроков, внеурочных занятий), музыкально-исполнительская (вокальная, инструментальная, дирижерская деятельность), музыкально-коммуникативная (установление взаимоотношений с учащимися на основе уважения и доверия, завоевание авторитета), музыкально-организационная (практическое решение учебно-воспитательных задач), музыкально-исследовательская (анализ музыкальных произведений и произведений других видов искусства, изучение научно-методической литературы).
В концепции высшего музыкально-педагогического образования [200] обозначен ряд профессиональных функций современного учителя музыки: творчески-созидательная, организаторская, коммуникативная и др. Первая из них нацелена на формирование у будущих учителей творческого потенциала, чувства нового, на выработку у них системы знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека. Созидательный аспект деятельности учителя музыки обеспечивает высокую степень развития эвристического мышления, способность быстро изменять способы действия в новых условиях. Содержание организаторской функции учителя музыки связано с планированием и организацией учебно-воспитательного процесса и собственной деятельности, что включает в себя умение рационально распределять и использовать время, на основе самоанализа корректировать свою работу, применять различ 16 ные формы и методы научной организации труда и т.д. Суть коммуникативной функции состоит в установлении гуманных отношений с учащимися в духе взаимного понимания и уважения, основанных на сочетании требовательности и принципиальности с доброжелательностью и дружелюбием. Тесное взаимодействие между учителем и учениками обусловливает объединение интересов в решении творческих задач. При этом, подчеркивают авторы, ребенок должен чувствовать себя не объектом педагогических усилий, а свободной личностью.
Естественно дополняет и обогащает уроки музыки внеурочная музыкальная деятельность педагога и учащихся. Различные формы такой деятельности углубляют знания и совершенствуют творческие навыки школьников. Основными принципами организации внеурочной музыкальной деятельности являются преемственность, планомерность, последовательность, системность и увлеченность. Организация и проведение внеурочной работы предполагает согласованность с программой по музыке и учет всех требований, предъявляемых к уроку музыки, включая постановку цели, задач и т.д. Задачи внеурочной работы по музыке направлены на формирование музыкальных вкусов школьников, развитие воображения, творческих способностей, стремления пропагандировать музыкальную культуру [54, 191].
Формами проведения внеурочных занятий чаще всего являются: посещение концертных залов, музеев, просмотр видеозаписей опер и балетов. Подобные занятия способствуют формированию музыкального вкуса детей, культуры поведения в театре и концертном зале и др. Наиболее распространены также лекции-концерты, беседы о музыке, музыкальные гостиные и т.д. Другие виды внеурочной музыкальной деятельности организуются с учетом интересов детей. После школьных занятий в группах продленного дня музыкальное воспитание продолжается в хоровых кружках, вокально-инструментальных ансамблях, кружках индивидуального обучения игре на различных музыкальных инструментах, на занятиях в музыкальном театре, в фольклорном ансамбле и т.д. Учитель музыки очень часто является инициатором и организатором всевозможных творческих конкурсов. Весьма заметной тенденцией последнего времени стало обращение к популярным молодежным жанрам и использование их в дидактических целях. К таким формам относятся тематические дискотеки, беседы о рок-музыке, диспуты о популярной музыке.
Наряду с положительными результатами внеурочной воспитательной работы, исследователями [127] обозначены противоречия, существующие в системе внеурочной деятельности. Так, зачастую проведение мероприятий не имеет системы, подготовка осуществляется от случая к случаю, от праздника к празднику, участвует в таких мероприятиях, как правило, небольшая часть класса. Пути устранения подобных негативных моментов специалисты видят в широком развертывании программы внеурочной деятельности, в создании широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон. Внеурочная деятельность должна рассматриваться как возможность многоуровневого межличностного общения и ее следует считать приоритетным направлением музыкального воспитания школьников [127, 32].
Анализ состояния подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской работе в школе
Цель подготовки современного учителя музыки подразумевает формирование учителя-просветителя в самом широком смысле этого слова. Значение слова «просвещение» определено в словаре В.И. Даля следующим образом: «просвещать, просветить — даровать свет умственный, научный, нравственный, научать истинам и добру, образовать ум и сердце» [51, 527]. Просветитель, согласно словарю русского языка СИ. Ожегова — прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний [140, 537].
Б.В. Асафьев, посвятивший немало трудов вопросам музыкального воспитания детей и пропаганды музыкального искусства, видел задачи просвещения в стремлении «не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать» [20, 13]. Ученый, призывая к максимальному расширению форм музыкальной пропаганды, видел большие перспективы просветительства в организации классов слушания музыки, концертов-лекториев, бесед, хоровых коллективов в школе, оркестров, которые призваны объединить коллектив, стимулировать развитие творческого воображения и активности участников в процессе исполнения музыки.
После революции 1917 года музыкально-просветительская деятельность была неотъемлемой частью работы каждого культурного учреждения и направлялась государством, способствуя тем самым расширению вопросов идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Просветительская деятельность занимала ведущие позиции в работе музыкальных учебных заведений: музыкальных школ, техникумов и консерваторий. Открытые в Петербурге и Москве Народные школы музыкального просвещения, в которых преподавали видные деятели музыкального искусства Л.В. Николаев, В.В. Софроницкий, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин и др., проводили бесплатные лекции-концерты для детей и юношества.
В 30-е годы, в период активного подъема музыкально-просветительской деятельности, ее формы становятся более разнообразными: лекции-концерты, встречи с известными музыкантами, организуются клубы любителей музыки, ставящие перед собой задачи воспитания грамотных слушателей и будущих работников профессионального и самодеятельного искусства. Решению просветительских задач в значительной мере способствовала деятельность консерваторий, студенты и преподаватели которых много выступали перед многочисленной аудиторией студентов, рабочих и солдат.
Идея просветительской направленности деятельности педагога-музыканта являлась центральной в трудах Б.Л. Яворского, В.Н. Шацкой, к ней неоднократно обращались О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлуги-на, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных функций учителя музыки выступает функция музыканта-просветителя, как фундамент для решения воспитательных и образовательных задач.
Сложность внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя музыки и осознание ее несомненной важности стали причиной научно-исследовательского интереса к проблемам подготовки педагогических кадров, однако, следует обратить внимание на то, что таких работ не много. В разное время исследователями (И.У. Аушевой, Е.Ю. Глазыриной, В.Г. Лысенко, Е.Н. Михейченковой, Э.Н. Скуратовой, Л.Н. Сотниковой, Л.В. Штурминой, Г.А. Ха-ликовой и др.) предпринимались попытки рассмотрения различных аспектов этой проблемы. Так, Г.А. Халикова отмечала, что осуществление музыкально-пропагандистской работы требует от учителя специальной психолого-педагогической и методической подготовки, которая должна быть основана на комплексе музыкально-профессиональных знаний, умений и навыков, а также на знании основ лекторского мастерства, умении публично выступать, владении навыками речевой культуры и техники [218, 13].
Раскрывая возможности некоторых форм внеаудиторной музыкальной деятельности студентов Л.Н. Сотникова определяет виды такой деятельности (шефская работа в школе, на других факультетах, организация досуга на факультете) как социально-значимые, что создает предпосылки для переноса мотивов и возможностей в сферу будущей профессиональной деятельности [191].
И.У. Аушева [21] разрабатывает методику формирования просветительской направленности в фортепианном классе музыкального факультета, выявляя резервы фортепианного обучения в решении просветительских задач в школе. Среди условий, обеспечивающих успешную реализацию методики, автор выделяет создание психологической установки на просветительскую деятельность, формирование исполнительского репертуара и обеспечение кон-цертно-лекционной практики.
Л.В. Штурмина, исследуя проблему проведения внеурочных занятий в общеобразовательной школе, приходит к выводу, что знания, умения и навыки, необходимые для осуществления внеурочной деятельности, могут формироваться в процессе специальной подготовки, осуществляемой во взаимосвязи теоретических предметов и практической деятельности [238].
В свою очередь Е.Н. Михейченкова [123] посвящает исследование проблеме формирования готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки. Автор определяет музыкально-лекторскую готовность учителя музыки как интегральное образование профессионально-значимых качеств личности. Структуру такой готовности составляют следующие компоненты: психологический (мотивация); познавательный (уровень знаний и их постоянное обновление); практический (профессиональные умения и навыки) [123, 39-40].
Проведенный обзор литературы показывает, что актуальность вопросов, связанных с подготовкой будущих учителей музыки к просветительской деятельности сохраняется и поныне. Более того, многие вопросы требуют более конкретной научной и практической разработки. В частности, необходимо обратиться к различным формам такой деятельности, а также особенностям подготовки будущего учителя музыки к ее осуществлению. Кроме того, мы считаем целесообразным конкретизацию самого понятия «музыкально-просветительская деятельность учителя музыки».
Обобщая изученный материал, мы склонны опираться на следующее определение: внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки — это социально обусловленная деятельность учителя, направленная на формирование эстетической культуры школьников, подразумевающей положительное эмоциональное отношение к искусству, потребности в общении с искусством, развитии художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, и, в силу разнообразия возможностей внеурочных занятий, позволяющая более полно использовать потенциал различных видов искусства для формирования гармонично развитой личности. Внеурочная музыкально-просветительская деятельность дополняет процесс обучения на уроках музыки и осуществляется на единых дидактических музыкального воспитания, а также в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников. Наряду с общедидактическими принципами преемственности, планомерности, последовательности, системности и увлеченности во внеурочной работе учителю музыки следует опираться на специфические принципы целостности, образности и целесообразности. Внеурочная музыкально-просветительская работа требует от педагога ясного представления о различных формах ее проведения, понимания роли просветительской деятельности в культурном и нравственно-эстетическом воспитании школьников, знаний и умений ее практического осуществления. В этой связи следует рассмотреть процесс подготовки будущих специалистов на музыкально-педагогическом факультете вуза.
Как показывает исторический опыт, без глубокого проникновения в философию, этику, эстетику, художественную культуру невозможно познать музыкальное искусство в его единстве и многообразии. Поэтому содержание современного музыкально-педагогического образования прежде всего должно быть нацелено на формирование у студентов комплекса социально-политических, нравственно-эстетических, музыкальных и психолого-педагогических убеждений.
На музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева на теоретическом и практическом уровнях решаются задачи подготовки специалиста нового типа, что определяет идеи, ключевые позиции, структуру организации учебного процесса и составления учебного плана, рассчитанного на пять лет обучения. Основой учебного плана для музыкально-педагогического факультета стали приоритетные идеи современной образовательной системы - гуманизация и фундамента-лизация образования. Гуманизация образования по своей сути является ориентацией на уникальность личности человека, развитие духовного потенциала учащихся, формирование целостности культуры студентов. Фундаментализа-ция высшего музыкально-педагогического образования невозможна без наличия глубоких философских, общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в комплексе с умением обобщать полученные в ходе обучения знания.
Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы и обоснования педагогических условий, позволяющих совершенствовать процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе, нами было предпринято экспериментальное исследование, которое проводилось на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с 2000 по 2003 гг. Эксперимент состоял из трех последовательных этапов — констатирующего, формирующего и обобщающего.
Для осуществления педагогического эксперимента были определены задачи, соответствующие каждому из его этапов. Так, на констатирующем этапе (2000 - 2001 гг.) ставились следующие задачи:
1. Обобщить педагогический опыт современной системы высшего музыкально-педагогического образования с целью подтверждения актуальности выбранной темы.
2. Изучить и обобщить опыт учителей музыки общеобразовательных школ по осуществлению внеурочной музыкально-просветительской работы.
3. Определить ценностное отношение, знания и умения студентов музыкально-педагогического факультета, необходимые для проведения внеурочной музыкально-просветительской работы в школе.
4. Разработать и проверить методику определения уровней готовности будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе.
5. Выявить наиболее эффективные формы, методы и приемы развития музыкально-просветительских умений будущих учителей.
6. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента, на этой основе выявить комплекс педагогических условий совершенствования подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе.
Формирующий этап (2001 - 2003 гг.) предполагал решение следующих задач:
1. Экспериментально обосновать и внедрить комплекс выявленных педагогических условий подготовки учителей музыки к внеурочной музыкально просветительской деятельности в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета.
2. Выявить и внедрить в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета наиболее оптимальные формы и методы формирования просветительской направленности процесса обучения.
3. Скоординировать работу преподавателей различных кафедр по осуществлению межпредметных связей дисциплин предметной подготовки с целью ориентации студентов на просветительский характер деятельности учителя музыки.
4. Осуществить связь профессиональной подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности с проведением различных форм просветительской работы в школе.
На обобщающем этапе (2003 г.) было намечено:
1. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.
2. Сравнить уровни готовности студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в экспериментальной и контрольной группах.
3. Оценить эффективность комплекса педагогических условий подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе. 4. Подтвердить качественные показатели готовности студентов к внеурочной музыкально просветительской деятельности во время прохождения педагогической практики.
В начале работы мы предположили, что успешная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к просветительской деятельности может быть осуществлена, если будет реализована совокупность педагогических условий, включающая в себя:
- последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;
- координацию межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»;
- усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе;
- научно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса по подготовке студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе.