Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития культуры межличностных отношений в воинском подразделении 10
1.1. Философский аспект культуры межличностных отношений
1.2. Психологические основы развития культуры межличностных отношений в воинских подразделениях 22
1.3. Проблемы развития культуры межличностных отношений в общей и военной педагогике 46
Глава 2. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию культуры межличностных отношений в воинских подразделениях 78
2.1 Состояние и проблемы межличностных отношений в воинских коллективах 80
2.2 Обоснование модели педагогической системы, направленной на развитие культуры взаимоотношений военнослужащих в воинском подразделении 115
2.3. Анализ результатов эксперимента по реализации условий становления и развития культуры межличностных отношений в воинском подразделении 139
Заключение 147
- Философский аспект культуры межличностных отношений
- Состояние и проблемы межличностных отношений в воинских коллективах
- Обоснование модели педагогической системы, направленной на развитие культуры взаимоотношений военнослужащих в воинском подразделении
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества отмечен нестабильностью, наличием противоречивых и хаотических проявлений на всех уровнях (структурном, содержательном, ценностном).
Кризис духовных ценностей, ухудшение физического и нравственного здоровья молодежи остро проявили себя в начале и середине 90-х годов, а также дают знать о себе и сейчас. Снижение общего уровня образования и личной культуры призывников и солдат обостряет социально-психологические проблемы жизнедеятельности воинских подразделений. В этих условиях для ВС РФ жизненно важным становится вопрос определения приоритетов в воспитательном процессе, выбор таких морально-нравственных ориентиров, которым не страшны ни политические конъюнктуры, ни инфляция во времени.
Верховный Главнокомандующий ВС РФ, высший командный состав ВС и представители общественности справедливо отмечают имеющиеся противоречия между требованиями культуры и существующими негативными явлениями в воинской среде, такими как неуставные взаимоотношения, и указывают на необходимость повышения уровня культуры МЛО в воинских подразделениях.
Рядом отечественных педагогов и психологов, занимающихся проблемами МЛО, рассматривались вопросы их позитивного развития (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Н.В.Гришина, М.С.Каган, А.Г.Ковалев и другие). Военная педагогика и психология имеют богатые традиции в развитии уставных взаимоотношений в воинских подразделениях. Этим вопросам посвящены работы А.В.Барабанщикова, А.М.Василевского, Д.А.Волкогонова, А.Д.Глоточкина, П.А.Корчемного. Однако анализ состояния работы по проблеме развития культуры МЛО в условиях воинской деятельности показал, что данная проблема недостаточно изучена. Поэтому возникла необходимость исследовать педагогические условия развития культуры МЛО среди военнослужащих, провести оценку их составляющих. Существующие противоречия между имеющимся и должным уровнями культуры МЛО военнослужащих, недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы в психолого-педагогической литературе, потребность практики в совершенствовании системы воспитательной работы в воинских подразделениях обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия развития культуры межличностных отношений в воинском подразделении». Цель исследования - разработать научно-педагогические основы и методику содействия развитию культуры межличностных отношений в воинских частях и подразделениях ВС РФ.
Объект исследования - система взаимоотношений военнослужащих в воинских подразделениях.
Предмет исследования - условия развития культуры межличностных отношений военнослужащих.
Гипотетические положения: обучение личного состава воинских частей и подразделений сущности, условиям и путям развития культуры межличностных отношений и их творческое применение в практической деятельности будут способствовать становлению КМЛО военнослужащих.
В соответствии с целью и гипотезой исследования автором сформулированы следующие задачи:
1. Выделить из имеющихся научно-педагогических исследований ведущие теоретические идеи, которые могут быть использованы для развития культуры МЛО в воинских подразделениях.
2. Обосновать психолого-педагогические условия для развития культуры МЛО и разработать методику их развития в воинском подразделении.
3. Выявить состояние, основные характеристики и критерии оценки культуры МЛО, а также специфические особенности их проявления в воинских подразделениях. 4. Разработать модель системы воспитательной работы в воинских подразделениях, способствующую развитию культуры МЛО военнослужащих.
Методологическую основу исследования составили: философские представления о взаимоотношениях культуры и общества в жизненном процессе (В.И.Бакштановский, В.С.Барулин, Л.П.Буева, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.В.Согомонов); социально-психологические исследования о становлении МЛО (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Ю.Н.Кулюткин, В.Н.Мясищев, Р.С.Немов), включая особенности их проявления в воинских подразделениях (А.Д.Глоточкин, В.Г.Демин, П.А.Корчемный, Я.В.Подоляк); изучение вопросов управления социальными системами и социально-психологическими процессами в коллективах (В.А.Кан-Калик, А.Г.Ковалев, Н.Д.Никандров, В.Н.Никитенко, В.А.Якунин), в том числе и воинских подразделениях (А.В.Барабанщиков, Н.Н.Грачев, А.В.Кулаков, П.Н.Лащенко, Ф.П.Тонких); исследования особенностей проявления культуры в воинских подразделениях (А.М.Василевский, Д.А.Волкогонов, О.В.Золотарев, М.М.Лисенков), а также работы по психологии и культуре общения (А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, С.С.Муцынов, В.Н.Панкратов, В.Ф.Перевалов).
Организация и этапы исследования.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) анализировалась степень разработанности проблемы в педагогике и психологии и состояние воспитательной работы в воинских подразделениях. Определялись цель исследования, его объект и предмет, формировалась рабочая гипотеза, намечались исследовательские задачи.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы; определялись эффективные приемы и методы воспитания.
На третьем этапе (2001 - 2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализировались полученные результаты, оформлялся текст диссертации. Методы исследования.
В ходе работы над диссертацией использовался комплекс исследовательских методов: теоретический анализ педагогической литературы и периодических изданий, наблюдения за характером МЛО в воинских подразделениях, беседы, интервью, анкетирование, моделирование воспитательного процесса, констатирующий и формирующий эксперименты.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены и обоснованы пути и методы развития культуры межличностных отношений в воинских подразделениях;
- разработаны группы оценочных критериев уровней культуры межличностных отношений военнослужащих;
- разработаны и экспериментально проверены методики оценки состояния культуры МЛО и организации воспитательной работы в воинских подразделениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа философских направлений, психологических и педагогических идей выделены психолого-педагогические условия, целенаправленно способствующие развитию культурных межличностных отношений в воинских подразделениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- внедрение разработанных условий в практику воспитательной работы привело к повышению культуры МЛО военнослужащих, позитивному изменению характера взаимоотношений и, как следствие, положительно сказалось на итогах деятельности воинских подразделений;
- в процессе внедрения разработаны методические рекомендации для командиров воинских подразделений по подготовке и осуществлению учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию культуры МЛО в воинских подразделениях; - результаты исследования могут использоваться в организации воспитательной работы в воинских подразделениях различных видов и родов войск с учетом специфики их профессиональной деятельности. На защиту выносится:
1. Комплекс психолого-педагогических условий, способствующих повышению продуктивности воспитательной работы и становлению КМЛО военнослужащих.
2. Оценочные критерии развития культуры МЛО в воинских подразделениях.
3. Модель системы воспитательной работы в воинском подразделении, направленная на развитие культуры взаимоотношений военнослужащих.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в учебном подразделении войсковой части 47062 и войсковой части 61341; посредством выступления автора на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ); в публикациях научных и методических статей в сборниках научных трудов БГПИ; в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре педагогики БГПИ. Результаты исследований широко использовались при проведении учебных занятий и воспитательной работы в воинских частях Краснознаменного Дальневосточного военного округа.
Философский аспект культуры межличностных отношений
Проблемы культуры выдвигаются на первый план самим объективным ходом общественного развития, т.к. многие негативные явления в быту, труде, межличностных взаимоотношениях отражают недостатки в развитии культуры и воспитании, что требует дальнейшего углубленного изучения данного вопроса.
Культура интересует философию как феномен общественной жизни в целом. Именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, какова ее роль в развитии человечества.
К вопросам осмысления взаимоотношения человека и культуры философы начали обращаться давно. При этом отношение к культуре и ее влиянию на человека было весьма неоднозначное, отмечает П.С.Гуревич [40,41]. Краткий анализ философских взглядов на отношения человека и культуры приведен в таблице Средневековье Божественное начало культуры
Эпоха Возрождения Культура постигается через связь природы и человека, рассматриваются космологические и нравственно-этические проблемы.
Французское просвещение Отмечается два подхода: божественное начало культуры Дж.-Б.Вико и культуркритический подход Ж.Ж.Руссо Э.Кант Цель культуры не в материальных благах, а в деятельности человека, в моральном превосходстве над собой. Л.Фейербах Центр культуры - человек как психофизическое единство души и тела Из таблицы №1 видно, что вопросам взаимоотношений культуры и человека уделялось достаточно внимания в различных философских направлениях.
При анализе философского аспекта культуры, на наш взгляд, более подробно необходимо рассмотреть идеи представителей русской религиозной философии, долгое время оказывающей влияние на развитие отечественной философской мысли в XIX - начале XX веков; марксистско-ленинской философии, до недавнего времени определяющей мировоззрение нашего общества; философии жизни Ф.Ницше как одного из родоначальников экзистенциализма, являющегося альтернативой марксистско-ленинской философии.
Русская религиозно-философская мысль уходит своими корнями в православное направление христианства и отличается национальным колоритом. «Феномен русской философии в том, что, несмотря на резкие смены формаций, она оставалась верной самой себе, традициям русской подходов для решения основных вопросов бытия, выдвигая на передний план человеческие интересы.
Человек - связующее звено между божественным и природным миром. Поэтому, являясь природным существом, он должен преодолеть все проявления зла, являющиеся следствием грехопадения. Несовершенство человека должно вести его к идеалу - совершенному человеку, явившемуся во Христе. Это будет способствовать духовному возрождению общества, уничтожению грубого невежества масс, духовного опустошения высшего общества и смирению насилия государства.
Нравственный смысл жизни состоит в служении Добру через внутреннее соединение с Богом. Взаимоотношения личности и общества решаются через взаимное служение Добру. «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру...», - отмечает В.С.Соловьев [83,133].
Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу, победа добра над злом. Культурным считается поведение личности, которое регламентировано нормами христианской морали. Без духовности и нравственности, основанных на догматах христианства, не может быть прогресса общества, отмечают в своих трудах И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.Ф.Федоров. Данные правила доводятся до абсолютной величины, подчинение им носит обязательный и всеобъемлющий характер, отступление от правил считается грехом и осуждается.
Главную роль в духовном оздоровлении общества должна играть Церковь, которая должна занимать более активную позицию и проводить свое начало любви и согласия. Но, по мнению русских религиозных философов, она испорчена мещанством. Достижение согласия в обществе возможно только через нравственное воспитание, в котором основным является воспитание веры и любви - самых важных и непременных духовных основ человека, закладываемых семьей [15], [48], [112], [115]. К ярким противникам религиозной философии можно отнести Ф.Ницше. Он считал, что человек должен с периферии стать в центр объективного мира. Для этого нужно разрушить тихий, привычный ход вещей, преодолеть себя, стать творцом самого себя. Ницше считал христианскую мораль, современную культуру виновницей искажений нравственных ценностей. Именно христианство породило сознание раба. [101,103]. В христианстве он опровергал догматическое учение, общественную мораль, навязывание модели ответов на все нравственные вопросы [40,118].
Культура создала искусственные, а потому мнимые ценности. Милосердие и сострадание приносят больше вреда, чем пользы, так как мешают человеку самому бороться за жизнь. Нищему и убогому, инвалиду и сироте скорее нужно не подаяние, а активная поддержка. Ведь простое, пассивное сострадание ведет к деморализации и человека, и общества.
Своеобразный взгляд имел Ницше на развитие культуры. Определенный тип культуры рождал либо пессимиста, либо оптимиста, либо «господина», либо «раба». Он выделяет три типа культуры: александрийскую, эллинскую и индийскую [98,95]. Они порождены тремя типами человеческих потребностей: одного пленяет сократовская радость познания и мечта исцелить с его помощью человечество; другого обольщает пленительный покров красоты («красота спасет мир»); третьего - метафизическое отношение, что над вихрем явлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти нет.
Состояние и проблемы межличностных отношений в воинских коллективах
Следуя далее логике исследования, вторым его этапом является изучение и оценка развития культуры МЛО в воинских подразделениях, планирование воспитательной системы с учетом реального положения дел и идей педагогической мысли. Этот этап заключается в разработке научно-педагогических основ и методики содействия развитию культуры МЛО в воинских подразделениях современной Российской армии. Здесь уточняются выводы ведущих философских, психологических и педагогических идей и происходит планирование воспитательных мероприятий с учетом реального уровня культуры МЛО в исследуемом воинском подразделении.
Другими словами, при подготовке к осуществлению развития культуры МЛО в воинских подразделениях необходимо из анализа прошлого и настоящего состояния воинской дисциплины, службы войск, внутреннего порядка и т.п. определить состояние развития культуры МЛО военнослужащих, степень выполнения командным составом в практической деятельности психолого-педагогических условий для их развития.
В основу констатирующего эксперимента была положена методика программы социологического исследования «Профессионально-значимые морально-психологические качества личности офицера Федеральной пограничной службы и пути их формирования в вузах ФПС России» [127], разработанная под руководством В.А.Сухарева и успешно прошедшая апробацию в вузах ФПС России с декабря 1999 года по ноябрь 2000 года. Изменяя задачи данной программы [127,5-6] в соответствии с темой нашего исследования и исходя из его гипотезы и целей, можно сказать, что задачами констатирующего эксперимента являются:
1) выявить существующий в воинских подразделениях уровень культуры МЛО среди военнослужащих; 2) определить степень выполнения психолого-педагогических условий и
влияние сложившейся системы деятельности командиров подразделений и офицеров воспитательных структур на развитие культуры МЛО в воинских подразделениях;
3) определить уровень культуры МЛО в различных видах связей и деятельности в воинском подразделении.
Для изучения такого сложного социально-психологического феномена, каким является культура МЛО в воинских подразделениях, в соответствии с методикой программы социологического исследования ФПС РФ [127,7] проводится одновременное изучение трех аспектов:
1) личные суждения и мнения военнослужащих о состоянии воинской дисциплины и культуры МЛО в исследуемом подразделении;
2) знание и правильность понимания военнослужащими обсуждаемых вопросов;
3) оценка уровня развития культуры МЛО военнослужащих со стороны командного состава подразделения.
Такая достаточно сложная, но, в то же время, вполне осуществимая процедура исследования уровня культуры МЛО позволяет избежать односторонности рассмотрения явления и сделать выводы, опираясь на информацию высокого уровня достоверности. Это поможет уменьшить влияние возможных погрешностей, возникающих в ходе исследования, отмечает И.А.Бутенко [19].
Основными методами нашего констатирующего эксперимента являются наблюдение, анкетирование, беседа-интервью, изучение документов и результатов деятельности, экспертная оценка. Объектами наблюдения являются реальные факты и характер МЛО военнослужащих, сложившиеся в исследуемых воинских подразделениях, деятельность командиров подразделений и офицеров воспитательных структур по развитию и становлению КМЛО военнослужащих. При проведении анкетирования выявляются суждения и оценки командира подразделения каждого из подчиненных военнослужащих. В результате анкетирования у военнослужащих, в том числе и у командного состава подразделения или части и офицеров воспитательных структур, выявляются взгляды и суждения по вопросам состояния и развития культуры МЛО в исследуемом воинском подразделении в различных видах связей и деятельности, а также степень выполнения педагогических условий развития КМЛО военнослужащих. В беседе-интервью определяется уровень знаний командным составом содержания, форм и методов работы по развитию культуры МЛО в воинских подразделениях, а у рядового и сержантского состава определяется правильность понимания ими понятия культуры МЛО и личностных качеств военнослужащего, необходимых для их развития. При изучении документов и результатов деятельности проводится экспертная оценка состояния воинской дисциплины, правопорядка, боевой подготовки и внутреннего порядка в воинском подразделении по итогам прошедших периодов обучения и последних месяцев по отчетным документам соответствующего периода.
Перед началом осуществления констатирующего эксперимента были определены критерии, по которым осуществлялась оценка развития культуры МЛО в воинском подразделении.
Вопросам определения эффективности организации воспитательной работы в воинских подразделениях в военной педагогике уделено большое внимание. Так, Д.А.Волкогонов определил следующие критерии эффективности воспитания военнослужащих [31,196]:
1) состояние боевой готовности;
2) общественная активность воинов;
3) нравственность поведения.
Обоснование модели педагогической системы, направленной на развитие культуры взаимоотношений военнослужащих в воинском подразделении
В деле воспитания культуры МЛО и дисциплинированности возникает немало трудностей. А.С.Макаренко неоднократно отмечал в своих трудах, что легко научить человека поступать правильно в присутствии всего коллектива, а вот поступать правильно, когда никто ничего не узнает - это очень трудно [84,84]. «Дисциплина должна сопровождаться пониманием ее необходимости, полезности, обязательности» [86,149]. Поэтому во избежание многих недоразумений, которые могут возникнуть в процессе развития культуры МЛО военнослужащих, командиру как организатору воспитательного процесса в воинском подразделении необходимо управлять этим процессом, педагогически ориентировать свою деятельность, то есть при подготовке и осуществлении индивидуального и коллективного педагогического взаимодействия учитывать закономерности психологии и педагогики. В.Н.Никитенко, к примеру, справедливо отмечает, что «культурный руководитель - это хороший аналитик, проектировщик, организатор, контролер и регулировщик». Это требует от него наличия аналитической, проектировочной, организаторской, регулировочной культуры, а также культуры контроля [100,100].
В.М.Коротов отмечает, что какие-то привычки, те или иные личные отношения начнут складываться сразу же, независимо от того, станут или не станут вмешиваться в этот процесс педагоги [64]. Как видим, процесс становления МЛО требует от командного состава воинских частей и подразделений постоянного внимания, начиная с первой минуты прибытия военнослужащего в воинское подразделение и заканчивая его увольнением в запас.
Делая вывод, можно сказать, что развитие и становление культуры МЛО должно вестись по всем направлениям одновременно, т.е. в этом деле должен осуществляться комплексный подход, что подтверждается всей педагогической практикой.
При этом следует учитывать, что процесс воспитания представляет собой, прежде всего, сочетание прямого и опосредованного педагогического влияния на воспитанников, которое осуществляется через систему педагогического общения или через коллектив, путем вовлечения их в различные виды общественной деятельности.
В организации процесса развития культуры МЛО важное значение приобретает личность командира, который должен хотеть, знать и уметь организовывать процесс развития продуктивных МЛО через развитие культуры военнослужащих. Н.Н.Грачев, И.М.Барковский, А.В.Костин в своих исследованиях справедливо отмечают, что лишь 12% командного состава воинских частей и подразделений, из 600 опрошенных офицеров, оценивают положительно свою готовность управлять социально-психологическими процессами. При этом у остальных командиров возникали разнообразные трудности в организации этих процессов [36,18]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что недостатки в вопросах управления повседневной деятельностью и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, каким и является процесс развития культуры МЛО военнослужащих, остаются острой проблемой и на данный момент.
Исходя из вышесказанного, для устранения недостатков, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, улучшения учебно-воспитательного процесса и развития культуры МЛО военнослужащих необходимо разработать и апробировать модель системы воспитательной работы в воинском подразделении. Для этого было предложено:
1) провести «круглый стол» с офицерами подразделений по информированию о результатах проделанной работы и выработке совместного решения по организации целостного учебно-воспитательного процесса и развитию культуры МЛО;
117
2) провести занятия в системе воспитательной работы по доведению и принятию педагогических условий развития культуры МЛО и знаний норм и правил культурных взаимоотношений военнослужащих, а также обучить личный состав воинских подразделений основам культурных отношений в различных видах деятельности;
3) разработать и внедрить в жизнь систему требований и перспектив прохождения воинской службы военнослужащими;
4) на должности младшего командного состава назначать военнослужащих, пользующихся заслуженным авторитетом среди подчиненных;
5) организовать работу по сплочению воинского коллектива: привлечение актива, закрепление социально изолированных военнослужащих за членами актива, сближение социальных групп;
6) организовать проведение досуговых мероприятий;
7) решить бытовые проблемы военнослужащих;