Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Бессонова Татьяна Ивановна

Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки)
<
Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бессонова Татьяна Ивановна. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 2002 141 c. РГБ ОД, 61:03-13/783-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

1.1 . Отражение проблемы формирования слушательской культуры в философской и психолого-педагогической литературе 12-

1.2. Слушательская культура как условие духовного развития личности студента 40

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

2.1. Педагогические условия, способствующие формированию слушательской культуры 71

2.2.Методические основы формирования слушательской культуры студентов 87

2.3.Организация педагогического эксперимента по формированию слушательской культуры студентов 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность. Ведущая роль в системе духовного воспитания принадлежит искусству и одному из его наиболее популярных видов - музыке. Разностороннее гармоническое развитие, эффективность учебной деятельности студена возможны только при единстве и паритете эмоционального и рационального в этой деятельности. На современном этапе, к сожалению, этот паритет нарушен в сторону рационального.

Многие исследователи утверждают, что музыка не может дать никаких конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, но под ее воздействием развивается эмоциональная и чувственная сфера человека, что, с одной стороны, активизирует интеллектуальную деятельность индивида, формирует нравственное начало, а с другой - защищает организм от умственных и шумовых перегрузок, связанных с научно-техническим прогрессом (Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая).

Известно, что знания безболезненно приобретаются в любом возрасте, а нравственное начало, если его заложить с опозданием, очень трудно воспитать. Но музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия и переживания музыки является слушательская куль-

тура. Слушательская культура рассматривается нами как основное свойство,
ц обеспечивающее музыкальное развитие человека; пути ее формирования в

процессе учебной музыкальной деятельности; уровень развития музыкальных способностей, их индивидуальные особенности, что практически не учитывается преподавателями на занятиях музыки, и предлагаются некоторые изменения содержания этих занятий. Мы также рассматриваем формирование слушательской культуры как условие духовного развития личности. К сожалению, в музыкально-педагогической литературе практически отсутствуют работы по формированию слушательской культуры как специфического свойства личности и как условия его духовного развития. Но зато существует достаточно литературы о развитии отдельных компонентов: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А.Ветлугина,

Г.Н.Кечхуашвили).

К*

Мы придерживаемся мнения, что формировать слушательскую культуру можно у всех студентов (исключая патологию), но при этом достигать наибольших успехов в условиях проблемного обучения, применяя целый комплекс средств воздействия, направленных на одновременное и целенаправленное развитие всех компонентов слушательской культуры.

Слушательская культура - это индивидуально-личностное свойство,
^ представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов

структуры.

Структуру слушательской культуры образуют общие и музыкальные способности:

музыкальный слух;

чувство ритма;

музыкальная память;

творческое воображение;

чувство целого;

эмоциональность.

В условиях педагогических вузов формирование слушательской культуры должно быть логическим продолжением духовного развития личности будущего учителя. Однако в настоящее время нет работ, в которых бы рассматривался процесс формирования слушательской культуры как условие духовного развития студента, не владеющего основами музыкальной грамотности.

Анализ практики формирования слушательской культуры студентов в вузе, отраженной в научно-педагогической литературе, позволил вскрыть основное противоречие. Это противоречие между массовым, хаотичным внедрением различных ( по содержанию) программ и технологий по культурологии в вузе и недостаточной изученностью как вопросов формирования слушательской культуры, так и педагогических условий духовного развития личности будущего учителя.

Таким образом, возникает проблема рассмотрения процесса формирования слушательской культуры как педагогического условия духовного развития личности будущего учителя.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила цель исследования - выявить педагогические условия духовного развития личности в процессе формирования у нее слушательской культуры.

Объектом исследования является музыкальное воспитание студента педагогического вуза.

Предметом исследования - духовное развитие студентов в процессе формирования их слушательской культуры.

Гипотеза исследования: духовное развитие личности студента будет
ц» протекать успешно, если:

организовать процесс формирования слушательской культуры студентов;

организовать процесс формирования слушательской культуры с учетом музыкальных интересов студентов;

создать условия для развития творческой познавательной активности студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы;

  1. определить педагогические условия для формирования слушательской культуры студента;

  2. разработать систему уровней и критериев развития слушательской культуры студентов;

4) разработать и апробировать методику преподавания музыки, способст
вующую формированию слушательской культуры.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

философские аспекты проблемы формирования эстетической культу-ры личности (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Платон, Н.А.Бердяев, Ю.А. Борев, М.С. Каган, В.П.Крутоус, А.Ф. Лосев и др.);

психолого-педагогические основы, базирующиеся на психологических теориях личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, М.А. Вейт, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, В.Н., Мясищев, А.В.Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.);

- основы психологии творчества и музыкальных способностей
(Н.А.Гарбузов, А.Л. Готсдинер, А.Я. Зись, М.С. Каган, Г.Г. Нейгауз,
Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Ярошевский и др.);

- труды современных педагогов-исследователей, в которых достаточно
полно раскрыта педагогическая ценность учебных занятий, включаю
щая различные виды творческой активности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Ба-
банский, Ю.К.Васильев, Б.И. Додонов, Г.Л. Ермаш, В.Г. Злотников,
И.П. Короленко, Б.М. Неменский, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский и

дрО;

-педагогические аспекты музыкального образования (Б.В. Асафьев, Л.Г.Арчажникова, Г.А. Баренбойм, В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, А.Н. Покровская, С.Х. Раппопорт, Т.Д. Суслова, Г.М. Цыпин и др.).

Для проверки выдвинутой теории и решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

социально-психологический метод наблюдения за процессом обучения, фиксирование изменений в достижениях студентов, анализ их работ;

опытно-экспериментальное исследование: проведение констатирующих срезов и формирующего эксперимента;

математическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.
Опытно экспериментальная работа проходила на базе Липецкого госу
дарственного педагогического университета (ЛГПУ). Всего экспериментом
было охвачено 250 студентов.

Методологические основы исследования и поставленные задачи опре-
Ц* делили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое

условно можно разделить на три этапа.

Первый этап (1997-1998гг.) - поисково-теоретический, связан с выбором и теоретическим осмыслением темы; теоретической и методологической основы исследования; определением его целей задач; формулировкой рабочей гипотезы.

Второй этап (1999-2001гг.) характеризуется как опытно-экспериментальный. На этом этапе продолжалась разработка гипотезы исследования, разрабатывался план формирующего эксперимента, уточнялись подходы к содержанию и особенностям организации процесса обучения. Проводился констатирующий и формирующий эксперимент с последующим анализом его результатов.

Третий этап (2002 г.) - аналитико-обобщающий, в ходе которого про-веден анализ результатов опытно-экспериментальной работы, подведены итоги результатов исследования и оформлены в виде диссертации.

Степень новизны исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что:

введено и научно обосновано новое понятие «слушательская культура»;

рассмотрена научная идея формирования слушательской культуры как условие духовного развития личности студента в рамках известной в философии, психологии и социологии научной концепции;

разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по формированию слушательской культуры студентов и их духовного развития;

выявлены и научно обоснованы уровни восприятия музыки, являющиеся показателем сформированности слушательской культуры и духовного развития студента.

Объективность, достоверность исследования обусловлены:

опорой на научную методологию;

использованием комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам;

логикой проведения эксперимента;

анализом специальной литературы по избранной теме;

- сочетанием количественного и качественного анализа материала.
Репрезентативность экспериментальных данных подтверждена результатами

опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была доказана эффективность поставленных научно-практических задач.

Теоретическая значимость.

В исследовании использованы ведущие методы научного мышления при разработке теории формирования слушательской культуры и духовного развития личности студента: анализ, синтез, гипотеза, обобщение..

Сформулировано понятие «слушательская культура», под которой мы понимаем степень совершенства музыкального вкуса, достигнутого в процессе музыкального воспитания и познавательной деятельности по изучению и освоению музыкальных произведений.

Основные положения диссертации отражают теоретические и практические подходы к формированию слушательской культуры, определяющей духовное развитие личности студента.

Изучена связь процесса формирования слушательской культуры с духовным развитием студента - будущего учителя.

Практическая значимость

предложены диагностические методики изучения слушательской культуры и уровня духовного развития студентов педагогического вуза;

разработана методика формирования слушательской культуры студентов;

результаты экспериментальной работы служат основанием для корректировки программы раздела «Музыка» в курсе «Художественно-эстетическая культура». Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Липецкого государственного педагогического университета. Основные положения диссертации на разных этапах были обсужденье на заседаниях кафедры теории и истории педагогики, кафедры профессиональной культуры учителя ЛГПУ, а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях. Положения, выносимые на защиту:

  1. Организация обучения основам музыки дает возможность преподавателю сформировать слушательскую культуру, которая способствует духовному развитию личности студента.

  2. Процесс формирования слушательской культуры выступает как условие духовного развития личности студента.

3. Педагогические условия, базирующиеся на личностно ориенти
рованном подходе к обучению, включают: содержание учебного
материала, индивидуальную форму организации учебной деятель-

ности, работу студента по личной программе овладения знаниями по изучаемой ди сциплине. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Отражение проблемы формирования слушательской культуры в философской и психолого-педагогической литературе

Музыка - искусство отображения действительности в звуковых художественных образах, способное отражать психическое и духовное состояние человека. На протяжении всей истории развития общества люди размышляли о месте и роли музыки в жизни человека. В трудах философов разных эпох, теоретиков и практиков музыкального искусства, психологов и педагогов рассматриваются различные аспекты, касающиеся данной проблемы.

Мыслители Древней Греции, Индии, Италии, Китая в рассуждениях о музыке уделяли внимание ее функциям и восприятию. Ссылаясь на мифы, ав торы отмечали способность музыки оказывать сильнейшее воздействие на при роду и человека. Обращалось внимание и на то, что содержание музыкальных произведений может вызывать различные чувства - ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека. В связи с этим в образовательной системе Спарты уделялось внимание не только элементарным основам чтения, письма и счета, мальчиков и девочек обучали пению и танцам [ 62, 65].

Особый интерес имеют высказывания древнегреческих и древнекитайских философов о роли музыки в формировании духовных и нравственных качеств личности, ее психической настроенности. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало [149]. Здесь, наряду с общими наблюдениями и предписаниями (например, у многих греческих, итальянских, индийских, китайских авторов встречаются указания относительно воспитательной роли различных ладов, ритмики, инструментов), можно найти первые попытки теоретической разработки данного вопроса.

Аристотель в трактате «Политика» выделяет и анализирует возможности музыки, направленные на физиологическое воздействие, нравственное воспитание, интеллектуальное развитие. Высказываясь относительно проблемы доступности музыки, Аристотель отмечает, что музыка доступна для всех людей без исключения, но истинное наслаждение от нее испытывают только культурные слушатели благодаря полученному воспитанию. По существу Аристотель говорит о слушательской культуре людей. Актуальной для настоящего времени остается мысль великого философа и относительно обратного воздействия публики на музыкантов, восприятия - на творчество и исполнительство: «Грубость слушающей музыку публики ведет обыкновенно к тому, что самый характер музыки изменяется так, что исполнители начинают подлаживаться ко вкусам публики как своим исполнением, так и сопутствующими ему телодвижениями». Аристотелем точно и тонко подмечена взаимосвязь между слушательской и исполнительской культурой [16].

По мнению другого греческого философа, Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, поэтому в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвысить индивидуума до уровня общественных требований. Он вводит классификацию музыки по жанрам, выделяя вокальную и инструментальную [149]. До XI века музыка имела сильную связь с магией числа, существовала целая теория взаимосвязи ладов, ритмов и чисел. Начиная с одиннадцатого века, музыкальная теория стала отходить от числового ряда к практике музыкального исполнения и образования. В первую очередь это выразилось в появлении нотной грамоты. Итальянский музыкальный теоретик Гвидо Аретинский ввелпонятие нотного стана и заложил основы современной нотации [116, с. 129]. В своем сочинении «Микролог» он рассматривает музыкальную теорию прежде всего как средство музыкального воспитания, его интересует главным образом методика обучения пению, интонации, ритмике, чтению нот [125, с. 195].

В это время профессиональная музыка, обычно сохранявшая связи с церковным и придворным музыкальным бытом, стала сосредоточиваться при крупных церквах и особенно при университетах, где обучение пению и теории музыки составляло обязательный предмет образования, что способствовало распространению первых жанров и форм профессионального светского многоголосия [161, с. 94].

Слушательская культура как условие духовного развития личности студента

Одним из методов передачи информации человеку является музыка. Она обладает великой силой как созидательного, так и разрушительного характера и воздействует на нас вопреки нашим желаниям, формируя духовную культуру общества.

В философской литературе отмечается, что духовная культура включает в себя четыре вида деятельности. Первый порождается созидательной активностью человеческого воображения. Данный проективный вид деятельности имеет величайшую культурную ценность поскольку объектом такого проектирования (наряду с материальными объектами) является и сам человек. На основе воображения человека построены не только материальные, но и духовные ценности (произведения живописи, музыки, литературы и т.д.). Именно они способствуют приобщению человека к идеалу, поднимая его на новый уровень нравственного и эстетического развития.

Вторая область духовной культуры охватывает плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о четырех объектах - о природе, обществе, о человеке и внутреннем «я» познающего субъекта.

Третий раздел духовной культуры — ценностно-ориентированная деятельность. Центральным объектом ценностного осмысления является человек и его социально-духовная сторона, которая рассматривается, прежде всего, в нравственно-этической плоскости. Именно она устанавливает нормы поведения человека, формирует его вкусы, социальные потребности и т.д. В этой же плоскости расценивается и внутренний мир человека, его «я». Поскольку внутренний мир и поведение человека сопряжены с определенными идеалами, то здесь окружающей действительности (в том числе и человека) - эстетическая.

Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех его формах проявления. При таком общении происходит обмен различного вида информацией между людьми в процессе их социального взаимодействия.

Духовное общение имеет дело с субъективным отражением объективной реальности - мыслями, идеями, чувствами и эмоциями человека, которые благодаря включенности в процесс общения реализуют себя, становятся доступными другим людям, приобретают общественное значение. Большую роль в этом процессе играет музыка, поскольку способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности. Она формируются в ходе практического освоения человеком окружающего мира по мере накопления людьми исторического, социального и духовного опыта. В ходе общения духовный опыт распространяется между членами общества, но, что особенно важно, передается от одного поколения людей к другому, постоянно накапливаясь и совершенствуясь. Преемственность духовной культуры осуществляется не автоматически, для этого общество организует различные системы воспитания, направленные на развитие личности, формирование ценностных ориентиров и т.д. Наиболее важными характеристиками духовного общения являются ее смысл, ценностные и эмоциональные аспекты. Известно, что один и тот же элемент информации, включаемый людьми в разные системы отношений (смысловые, ценностные, психологические), получает различное значение, по-разному отражает содержание внешнего мира. Творческий характер человеческого мышления дает возможность использовать один и тот же элемент информации в самых различных ситуациях, в том числе и таких, к которым данный элемент имеет весьма отдаленное отношение. Между тем, в духовном общении эти аспекты, обусловли вающие творческий характер человеческого мышления, естественно, играют ведущую роль. Например, общеизвестно, что замысел симфонического произведения «Болеро» возник у Мориса Равеля под впечатлением увиденного на одном из промышленных предприятий. Его поразил ритм непрерывно набирающего обороты производственного процесса. Произведение построено на развитии единственного образа с огромным динамическим нарастанием к концу сочинения.

Почти любая разговорная или музыкальная фраза может быть понята различными людьми по-разному, но именно «включенность» человека в определенную систему творческих отношений и определяет специфический характер обмена информацией, связанной с его духовной культурой. В современной науке утвердилось мнение об активной творческой природе музыкального восприятия и, следовательно, множестве слушательских интерпретаций музыкального образа. Вместе с тем, для теории музыкального воспитания особое значение имеет положение об адекватном и реальном восприятии музыкального произведения, поэтому формирование слушательской культуры является одним из основных условий адекватного восприятия музыкального образа и духовного общения не только между живущими в одно время людьми, но и различными поколениями.

Педагогические условия, способствующие формированию слушательской культуры

Работа над музыкальным произведением создает определенные возможности для интеллектуального и эмоционального развития личности студента, а также является базой для формирования его слушательской культуры. В ходе прослушивания музыкального произведения происходит не только освоение выбранного музыкального материала, но и поиск личных ценностных ориентиров, понимание своего внутреннего мира - идет творческий процесс открытия и усвоение значимых для студента знаний, которые оказывают влияние и на его отношение к окружающей действительности.

Для того чтобы такая работа проходила более успешно, необходимо выделить условия, способствующие данному процессу. Под условиями мы понимаем устойчивые факторы, влияющие на ход и специфику учебного процесса. Можно выделить как внутренние, так и внешние условия, способствующие формированию слушательской культуры студента Все условия взаимосвязаны и оказывают как прямое, так и опосредованное влияние друг на друга.

К внутренним условиям можно отнести:

открытость опыту, что означает проницаемость границ понятий, убеждений, образов, гипотез, терпимость к неоднозначности и противоречивости информации. Чем больше сторон опыта осознается индивидом, тем выше вероятность того, что процесс слушания будет созидательным;

внутренняя самооценка, которая проявляется в ощущении человеком своего «Я» и своих внутренних возможностей. В этом случае основа как источник оценивания собственных поступков, суждений находится внутри индивида, а не навязывается извне мнением других людей;

способность к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанная с открытостью опыту и предполагающая необычные сочетания и превращения идей, форм, отношений, нахождение проблем в общеизвестном. В результате развиваются интуитивное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.

Проявлению вышеперечисленных внутренних условий для развития слушательской культуры можно способствовать,, снимая психологический барьер общения на занятиях. Студент в процессе обучения должен иметь возможность высказывать свою точку зрения без опасения, что ее осудят, если она идет вразрез с общепринятой, а это будет возможно при выполнении следующих положений:

1) признания безусловной ценности индивида и его потенциальных возможностей;

2) создания обстановки, исключающей внешнее оценивание;

3) принятия внутреннего мира другого человека и сопереживания ему.

Такое отношение между преподавателем и студентом, а также между самими студентами предоставляет каждому возможность выражения самого сокровенного в мыслях, чувствах и состояниях, психологическая открытость поддерживает и развивает творческое начало в индивиде.

Активное отношение к изучаемому предмету и чувство психологической комфортности появляется только при осознании возможности получения в учебной деятельности личностно значимого и необходимого опыта. Значимым для человека становится такое учение, которое является не простым накоплением фактов, а изменяет поведение человека в настоящем и в будущем, его отношение и его личность. Перед преподавателем встает задача создания на занятиях атмосферы, помогающей возникновению значимого для студента учения. Знания и опыт преподавателя, предложенные, но не навязанные студентам, также могут рассматриваться как средство обучения.

Учебные задачи должны иметь творческий характер и воспитывать самостоятельность в рассуждении и поиске аргументированного ответа. Любой самостоятельный подход к решению поставленной проблемы более уязвим в сравнении с общепризнанным и устоявшимся. Однако только процесс поиска собственных путей решения проблемы развивает творческое отношение к учебе и оригинальность мышления студента.

Похожие диссертации на Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (На примере классической музыки)