Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Олонцева Татьяна Андреевна

Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки
<
Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Олонцева Татьяна Андреевна. Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Олонцева Татьяна Андреевна;[Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств].- Москва, 2014.- 221 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров 22

1.1 Сущность и содержание профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров 22

1.2. Особенности изучения русской православной музыки студентами-хормейстерами в вузах культуры и искусств 49

1.3. Педагогические условия формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки 67

Глава II. Методика формирования профессионально- исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки 85

2.1 Диагностика состояния сформированности профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров 85

2.2 Экспериментальная методика формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки 112

Заключение 150

Спиcок литературы 160

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность исследования определяется современными тенденциями развития профессионального образования в области культуры и искусства, связанными с возрождением традиционных духовных ценностей русской национальной культуры. Профессиональная подготовка студентов-хормейстеров не может осуществляться без учета новых задач, возникающих в настоящее время перед высшей школой в связи с тем, что потребность в национальной идентичности стала занимать возрастающее значение в жизни российского общества. Будущий специалист, бакалавр должен обладать способностью положительного влияния на процессы обращения российского общества к истокам русской православной музыки посредством просветительской, научной и педагогической деятельности, так как духовная музыка становится неотъемлемой частью репертуара профессиональных коллективов, учебных хоров музыкально-образовательных учреждений, детских школ искусств, хоровых студий и самодеятельных коллективов.

Образовательные, воспитательные и исполнительские возможности православной хоровой музыки делают ее неоценимым источником совершенствования исполнительской культуры студентов-хормейстеров. Традиционные жанры русской православной музыки периода Древней Руси и русского барокко (знаменная монодия, троестрочие, канты, партесное многоголосие) расширяют возможности учебного процесса в вузе, повышают его эффективность, создают возможности для многоплановой и разнообразной деятельности будущего исполнителя, артиста хора, дирижера-хормейстера, руководителя вокально-хорового коллектива. Кроме того, изучение русской православной музыки является фундаментом развития профессионального подхода у студентов-хормейстеров к истории хорового искусства. В этой связи возникла необходимость в корректировке содержания, форм и методов профессионально-исполнительской подготовки будущих хормейстеров в вузе. Педагогический процесс формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в вузе характеризуется существенными противоречиями между:

- потребностью в теоретическом осмыслении и методологическом обосновании методов и принципов формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки и недостаточной научной разработкой сущности и специфики профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в связи с изменившимися социально-культурными тенденциями развития общества и профессиональной сферы деятельности будущих руководителей хоровых коллективов;

- потребностью российского общества в приобщении к высоким образцам русской православной певческой культуры и недостаточным вниманием к изучению и исполнению русской православной музыки в процессе профессионального образования;

- необходимостью создания в учебном процессе педагогических условий в
виде разработанной научно-педагогической базы по освоению профессионально-
исполнительских умений у студентов-хормейстеров в области репертуара
русской православной музыки – и недостаточностью соответствующих научно-
методических и дидактических исследований и разработок в данной области;

- потребностью в специальных методических разработках педагогических средств формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров и недостаточным учебно-методическим материалом;

- необходимостью проведения педагогической диагностики уровня
сформированности профессионально-исполнительских умений у студентов-
хормейстеров и отсутствием апробированной, научно обоснованной системы
критериев, показателей и диагностических средств, применяемых в процессе
формирования профессионально-исполнительских умений студентов-
хормейстеров на основе изучения и исполнения произведений русской
православной музыки, включая периоды Древней Руси и русского барокко.

Таким образом, отсутствие в современной педагогике хорового искусства методологических и методических разработок по формированию умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки заставило нас акцентировать своё внимание на поисках нового содержания, форм и методов профессионально-исполнительской подготовки будущих хормейстеров в вузе.

Исходя из выше сказанного, тема данного исследования видится весьма актуальной, поскольку, овладение будущими дирижёрами-хормейстерами стилистикой музицирования различных эпох и направлений, требующих глубокого анализа и специфических технологических приёмов в процессе педагогической рефлексии, позволит сохранить культурные ценности, не утратившие способности удовлетворять эстетические потребности российского общества, и, кроме того, что не менее важно, – быть конкурентно-способными в пространстве современной международной концертной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты профессиональной подготовки современного специалиста и в частности формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в творческом процессе вуза отражены в различных научных исследованиях:

- для философского осмысления некоторых аспектов нашего исследования
мы использовали концепции С.В. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А.
Бердяева, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, Н.С. Серегиной, А.Ф. Замалеева, А.И.
Клибанова, В.В. Бычкова, Б.А. Рыбакова, Е.Г. Мещериной;

- в направлении духовно-интеллектуального содержания, философского и
культурологического аспектов отечественной культуры нами были изучены
труды Д.С. Лихачева, А.И Рогова, Н.C. Серегиной, В.В. Бычкова, А.А. Аронова,
Л.С. Зориловой, а также, близкие по концепции, диссертации А.Н. Комаровой,
О.В. Скобелевой, И.Р. Корнышевой, Н.В. Цукановой, Л.Е. Астафьевой, Т.М.
Мусаева и других;

- в общих вопросах педагогики и психологии образования мы опирались на научный авторитет ученых: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, Ю.К. БабанскогоЮ, В.А. Сластенина, В.И. Загвязинского, В.П. Беспалько, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, В.А. Кан-Калика, Ю.П. Азарова; - особую значимость в нашей работе представляли труды, искусствоведов С.В. Смоленского, А.В. Преображенского, В.М. Беляева, И.А. Гарднера, Н.Д. Успенского, М.В. Бражникова, Ю.В. Келдыша, Т.Н. Ливановой, О.Е Левашевой, А.И. Кандинского, А.В. Конотопа, Т.Ф. Владышевской, В.И. Мартынова, С.Г. Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской, Н.П. Парфентьева, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, М.Г. Рыцаревой, Л.А. Рапацкой, диссертационные исследования В.М. Ковалевой, С.Б. Буцкой, Г.Н. Виноградовой, И.В. Ефимовой, И.А. Свиридовой, М.В. Макаровской, С.М. Цыплаковой, С.Н. Гайдак, Б.П. Кутузова, так как именно в них имеется обширное исследование истории древнерусской православной музыки, касающееся нашей темы; - также большую важность для нас представляли вопросы, посвященные теории и методике профессионального образования, отражённые в работах Ю.К. Бабанского, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, Д.В. Чернилевского, В.Б. Моисеева, А.А. Вербицкого, В.А. Якунина, Н.В. Бабушкиной, Л.Г. Семушиной, А.Г. Казаковой, В.И. Черниченко, Л.С. Майковской, А.И. Щербаковой, В.А. Есакова, Е.А. Баженовой, Л.Г. Селевко; - специальные вопросы музыкальной психологии, затронутые в нашей работе, которые относятся к фундаментальным составляющим деятельностного подхода развития творческих способностей получили обоснование в научных исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.Л. Ержемского, Е.В. Назайкинского, Э.А. Голубевой, В.В. Медушевского, Э.Б. Абдуллина, Н.К. Баклановой, В.И. Петрушина; - при изучении историко-педагогического процесса в области музыкального образования с древнейших времен до XX века нами были использованы труды В.А. Багадурова, Е.В. Николаевой, С.И. Дорошенко, Н.А. Терентьевой, В.М. Ковалевой, Т.Н. Кинякиной, Е.Г. Шаровой, Т.П. Самсоновой, Л.В. Кикнадзе, посвящённые данной тематике; - вопросы, посвященные развитию духовно-творческого потенциала музыкантов представлены в концепциях О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, М.Т. Картавцевой, В.Г. Кузнецова, Т.Б. Сиротиной, И.В. Сокериной, Т.И. Страшниковой, Е.Ю. Понамаревой, Л.И. Уколовой, Н.И. Ефимовой и др.; - множество вопросов педагогики профессионального хорового образования и хормейстерского искусства широко разработаны в концепциях П.Г. Чеснокова, А.А. Егорова, С.А. Казачкова, И.А. Мусина, Н.В. Матвеева, К.Б. Птицы, К.А. Ольхова, И. Пономарькова, К.К. Пигрова, В.И. Краснощекова, Б.Г. Тевлина, Л.А. Андреевой, В.Г. Соколова, В.А. Васильева, П.И. Сикура, Н.В. Романовского, В.Д. Булгакова, Л.И. Уколовой и других; - с различными аспектами профессиональной подготовки студентов-хормейстеров мы познакомились в диссертациях В.Л. Живова, К.Ф. Никольской-Береговской, Б.Д. Критского, Л.В. Яркиной, Е.А. Петелиной, О.Г. Сафроновой, Р.Н. Ерман, Е.В. Калашниковой, Т.В. Манько, Н.Б. Буяновой, Е.В. Аликиной; -

особый интерес для нас представляли работы, посвященные внедрению русской православной хоровой музыки в профессиональную подготовку хоровых дирижеров. Названное направление исследований разрабатывалось в диссертациях С.П. Барковской, В.В. Минченко, А.А. Столицы, О.К. Щеткиной, И.В. Кошминой, И.П. Шаклеиной и других.

Анализ полученных данных позволил в нашем диссертационном исследовании сформулировать основную проблему, проявившуюся в противоречии между сложившимися способами и методами профессиональной подготовки студентов-хормейстеров и изменениями в общественно-культурной сфере общества, связанными с возрождением духовных традиций России (с конца XX века), которые стали толчком и к возрождению русской православной музыки, в связи с чем повысились требования к профессиональной подготовке студентов-хормейстеров, на достаточно высоком уровне владеющих профессиональными умениями, исполнительским опытом, знаниями в области русской хоровой культуры. По нашему глубокому убеждению, русская школа хорового пения помогает современной молодежи осознавать себя наследниками великого искусства, способствует духовному взрослению, а соприкосновение с традициями древнерусской певческой культуры воспитывает уважение и готовность к творческому восхождению. В связи с этим, предлагаемые автором методические разработки по заявленной теме, могут оказаться тем необходимым звеном, которого так недостаёт в современной педагогике хорового искусства и запросами общества в области русской православной музыки.

Объектом исследования: является профессионально-исполнительская подготовка студентов-хормейстеров в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования: формирование профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки.

Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании методики формирования профессионально-исполнительских умений дирижеров-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки, в разработке и апробировании экспериментальной методики формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров.

Задачи исследования:

уточнить сущность и содержание профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в вузах культуры и искусств;

выявить особенности изучения и исполнения православной музыки, включая периоды Древней Руси и русского барокко;

- определить педагогические условия формирования профессионально-
исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской
православной музыки;

- провести диагностику современного состояния сформированности
профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в вузах
культуры и искусств с целью выявления уровня использования русской
православной музыки в качестве педагогического репертуара и наличия
компетентностного подхода в реализации указанных умений;

- разработать и апробировать экспериментальную методику формирования
профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе
изучения русской православной музыки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки будет более эффективным, если:

в обосновании экспериментальной методики будут использованы уточненные определения сущности и содержания профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров;

будут выявлены и систематизированы особенности изучения и исполнения русского православного певческого искусства, включая периоды Древней Руси и барокко;

учебный процесс будет проходить в определенных педагогических условиях формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров;

будет проведена диагностика современного состояния сформированности профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в вузах культуры и искусств;

будет разработана и апробирована экспериментальная методика на основе спецкурсов «Русская православная музыка для студентов-хормейстеров» и «Ансамблевое чтение хоровых партитур на материале русской православной музыки».

Методологическую основу исследования составили:

- философские труды античных мыслителей Демокрита, Сократа,
Платона, Аристотеля; немецкой классической философии: И. Канта, И.Г. Фихте,
Шеллинга и диалектики Гегеля, раскрывающие принципы творческого
отношения к жизни;

по проблемам человеческого бытия сознания, свободы, веры - концепции С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского и др.;

в области исследования древнерусского певческого искусства - труды И.А. Гарднера, Н.Д. Успенского, М.В. Бражникова, Ю.В. Келдыша, Т.Н. Ливановой, А.В. Конотопа, Т.Ф. Владышевской, В.И. Мартынова, Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской, Н.П. Парфентьева и других;

психолого-педагогические концепции современного профессионального образования в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина, В.А. Якунина, Н.В. Бабушкиной, А.Г. Казаковой, В.И. Черниченко, Т.В. Христидис, А.И. Щербаковой, Л.С. Майковской, Е.А. Баженовой и других;

педагогическое наследие мастеров хорового искусства - П.Г. Чеснокова, А.А. Егорова, И.А. Мусина, Н.В. Матвеева, К.Б. Птицы, К.А. Ольхова, В.И. Краснощекова, Г.Л. Ержемского, В.Л. Живова, К.Ф. Никольской-Береговской;

теории деятельности и общения, отраженные в научных работах Л.С. Выготского, Л.Г. Семушиной; теоретическое обоснование новых подходов к содержанию образования А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина; широкий круг

проблем теоретического и практического плана в концепциях А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова.

Теоретической основой исследования послужили следующие концепции: в области христианской культуры В.В. Бычкова, Д.С. Лихачева, С. Аверинцева, А. Гуревича, В.П. Шестакова; в области эстетики Ю.Б. Борева, В.А. Волобуева, О.А. Кривцуна; в области духовного развития личности Л.С. Зориловой, О.А. Блоха, Л.И. Уколовой; по вопросам профессионально-личностного развития Н.К. Баклановой, А.Г. Казаковой; концепции становления профессиональных педагогических технологий обучения основам хорового дирижирования, чтения хоровых партитур, репетиционной работы с хором П.Г. Чеснокова, В.И. Краснощекова, Н.В. Матвеева, А.А. Егорова, К.А. Ольхова, К.Б. Птицы, И.А. Мусина, В.Л. Живова, Б.Г. Тевлина, К.Ф. Никольской-Береговской, Б.Д. Критского;

деятельностная теория А.Н. Леонтьева, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности;

педагогическая теория поэтапного формирования умственных действий П.А. Гальперина;

теоретические исследования, раскрывающие значение воспитания в процессе социализации личности, анализирующие природу данного педагогического процесса (В.В. Зеньковский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий, В.П. Беспалько, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Н.Ф. Спинжар и др.);

теоретические разработки в области музыкальной педагогики П.Г. Чеснокова, Б.А. Асафьева, А. Шнабеля, Н.К. Метнера, Г.Г. Нейгауза, Н.К. Баклановой, О.А. Блоха.

- диссертационные исследования в области профессиональной подготовки
студентов-хормейстеров в вузе: Г.Г. Тенюковой (Москва, 1999г.) -
художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования; Т.В.
Ивановой (Екатеринбург, 2007г.) - региональный аспект профессионального
образования хормейстеров; Ю.С. Карпова (Казань, 2006г.) - современная
регентская практика, ее хормейстерский аспект; Л.В Яркиной (Липецк, 2001г.) -
экспрессивное воздействие хормейстера на певческий коллектив; Н.В.
Калашниковой (Екатеринбург, 2009г.) - навыки целостного восприятия хоровой
партитуры; И.М. Сигал (Самара, 2010) - формирование литературно-
музыкальной компетенции; Л.В Остапенко (Киев,1999г.), - развитие творческих
качеств у студентов-хормейстеров средствами украинской духовной хоровой
музыки; Е.А. Петелиной (Воронеж, 2004г.) - профессионально-творческая
активность хормейстеров; оптимизации дирижерско-хоровой подготовки в
условиях заочного обучения посвящена диссертация Р.Н. Ерман (Москва,1988г.),
Н.Б. Буяновой (Москва, 2011г.) - исследование проблемы лидерства в
художественно-творческом коллективе.

В процессе исследования применялись следующие методы:

Теоретические методы исследования:

- теоретический анализ и изучение источников – трудов философских,
культурологических, психолого-педагогических, искусствоведческих и др.,
помогающих раскрыть сущность и содержание профессиональной подготовки
студентов-хормейстеров в вузе, особенности русской православной музыки и ее
дидактические возможности для формирования исполнительских умений;
методы сопоставления и сравнения различных точек зрения ученых, работающих
по обозначенной проблеме исследования; изучение и анализ как авторских
программ, так и программ государственного стандарта высшего
профессионального образования по профилю подготовки «хоровое пение».

Эмпирические методы исследования включали: педагогическое наблюдение, беседы, опросы; анкетирование студентов, анализ письменных работ, проверка самостоятельной работы, протоколирование хоровых репетиций, анализ результатов зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам, анализ результатов творческой деятельности студентов (анализ видеозаписей выпускных государственных экзаменов, концертная программа которых составлена из произведений русской православной музыки, включая периоды Древней Руси и русского барокко); диагностика уровней сформированности профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров для уточнения динамики и степени эффективности процесса обучения; педагогический эксперимент в его констатирующей и формирующей составляющих;

- методы статистической обработки результатов экспериментальной работы,
раскрывающих эффективность экспериментальной методики.

Базы исследования: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет культуры и искусств и ФГБОУ ВПО «Восточносибирская государственная академия культуры и искусств».

Этапы исследования. Диссертационному исследованию предшествовала работа в качестве преподавателя кафедры народно-певческого искусства и специализации древнерусская певческая культура. Подготовка к исследованию проводилась с 2006 по 2009 гг., во время которой углубленно изучалась профессиональная педагогическая и музыковедческая литература, определялось основное направление исследования, формулировалась гипотеза. В ходе подготовки к диссертационному исследованию были проведены опросы и анкетирование студентов, обучающихся на хоровых кафедрах Московского государственного университета культуры и искусств (223 студента), Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (15 студентов) и Восточносибирской государственной академии культуры и искусств (15 студентов). В ходе опросов определялись уровни сформированности профессионально-исполнительских умений. Всего в опросе приняло участие 253 студента.

Первый этап исследования проведение констатирующего педагогического эксперимента в 2010-2011 учебном году. Цель данного этапа состояла в определении необходимых изменений педагогических условий для повышения эффективности формирования профессионально-исполнительских умений в процессе подготовки будущих хормейстеров на материале

православного певческого искусства. Для определения уровня сформированности профессиональных умений студентов-хормейстеров нами были разработаны соответствующие критерии, показатели и методы определения названного уровня на различных курсах и в различных группах. После проведения необходимых срезов была проведена аналитическая работа по оценке уровня сформированности и динамики формирования профессиональных умений различных групп в течение разных семестров. По результатам констатирующего эксперимента были разработаны гипотезы повышения эффективности учебного процесса в части формирования умений: 1) умение правильного вокально-хорового интонирования; 2) умение в чтении хоровых партитур; 3) умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры; 4) умение анализировать хоровые партитуры; 5) умение дирижировать и 6) умение вести репетиционную работу с хором. Перечисленные умения предполагалось формировать как в процессе применения отдельных для каждого умения упражнений, так и в комплексной учебной работе с помощью применения деятельностного подхода.

Второй этап исследования – проведение формирующего эксперимента, который проходил в 2012-2013 учебном году в Московском государственном университете культуры и искусств в течение двух семестров. При подготовке названного эксперимента была поставлена задача: определить уровень эффективности экспериментальных методик формирования профессиональных умений студентов-хормейстеров. В формирующем эксперименте применяли эмпирические методы исследования, которые заключались в проведении учебных занятий по дисциплинам: «Чтение хоровых партитур», «Хоровой класс», «Хоровая практика» в экспериментальных группах по разработанным программам спецкурсов. Занятия в контрольных группах проходили по существовавшим до эксперимента традиционным методикам.

Во время второго этапа была проведена апробация экспериментальных методик формирования профессиональных умений у студентов-хормейстеров. Методики включали серию специальных упражнений, формирующих профессиональные умения необходимые для деятельности хоровых дирижеров, хормейстеров и артистов хора. Некоторые упражнения были разработаны для формирования отдельных профессиональных умений, при помощи других формировались сразу несколько профессиональных умений, относящихся часто к различным учебным дисциплинам. Необходимость целостного подхода к обучению студентов была обусловлена целью экспериментальной методики: сформировать у студентов комплекс профессионально-исполнительских умений, обеспечивающий успешную профессиональную деятельность хорового дирижера, хормейстера и артиста хора.

В экспериментальных и контрольных группах были проведены три среза, в которых оценивались уровень сформированности определенных нами профессионально-исполнительских умений по 30-балльной шкале. Результаты указанных срезов подтвердили более высокую эффективность предложенной нами экспериментальной методики на основе спецкурсов.

Третий этап работы над диссертационным исследованием проходил с 2013 года по настоящее время. Данный этап включал работу над изучением,

обобщением и конкретизацией эмпирического материала, полученного в результате проведенных экспериментов.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

  1. Выявлены профессионально-исполнительские умения, среди них: а) умение осознанно-осмысленного вокально-хорового интонирования, на основе знаний о зонном строе, выявляющего выразительный художественный образ музыкального произведения; б) умение читать хоровые партитуры, предполагающее производить быстрый зрительный анализ партитур; в) умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры в вокально-хоровых тембрах; г) умения анализировать хоровые партитуры, применяя метод сравнительного анализа; д) умение, связанного с техникой дирижирования, обеспечивающего передачу исполнителям посредством развитой дирижерской техники свое понимание того или иного музыкального сочинения; е) умение, связанного с ведением репетиционной работы, наиболее полно и точно реализовывающего в живом звучании голосов творческий замысел композитора, заложенный в партитуре произведения.

  2. Выявлены особенности профессионально-исполнительской подготовки студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки:

- первой особенностью является необходимость знакомства с
исполнительскими традициями русского православного певческого искусства,
которое своими корнями уходит в глубину истории византийского церковного
песнопения и рассматривается в качестве органичной части самого
богослужения. Теологическая концепция «богодухновенного, ангелогласного
пения» получила свое развитие в трудах отцов церкви, она же была принята и в
Древней Руси после принятия христианства;

второй особенностью определена необходимость изучения материала знаменного распева и его основных жанров с последующим ведением репетиционной работы в хоре. Знаменная монодия имеет свободный импровизационный склад с многократными повторениями одного звука («псалмодирование»). Напевы исполняются в удобной для голоса примарной зоне, в ровном и спокойном движении, особенностью напевов является несимметричный размер;

третьей особенностью определена необходимость изучения и ведения репетиционной работы в хоре на материале троестрочия. Троестрочие (строчное пение) – вид древнерусского церковного пения, как многоголосного исполнения одной и той же мелодии. В складе его голосов ясно выступают два принципа: принцип «ленточного» многоголосия и принцип подголосочной полифонии;

- четвертой особенностью определена необходимость изучения и ведения
репетиционной работы в хоре на материале кантов и псальмов, зародившихся в
XVII веке новых внецерковных жанров, их изучение важно для понимания того
перелома в русской культуре, который произошел во второй половине XVII века;

- пятой особенностью определена необходимость знакомства с
«двоезнаменниками». Западноевропейская музыка, проникшая на Русь в XVII
веке, привела к столкновению двух систем, каждая из которых имела свою
собственную нотацию: системы знаменного пения и новой западной, в результате

появились новые виды рукописей – «двоезнаменники», в которых напев излагался одновременно двумя нотациями, крюковой и параллельно ей линейной;

- шестой особенностью мы выявили необходимость вести репетиционную работу на материале партесного многоголосия эпохи русского барокко. Эпоха барокко отмечена появлением целой плеяды композиторов, создателей партесных гармонизаций древних распевов, кантов, служб, многоголосных партесных концертов a cappella, среди них имена Николая Дилецкого, Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина. Музыка этой эпохи подготовила путь становления русской классики XVIII -XIX веков.

3. Определены и классифицированы педагогические условия формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки. Классификация педагогических условий проведена по трем различным группам.

К первой группе отнесены шесть общих педагогических условий: 1) -последовательное применение педагогических теорий, обеспечивающих эффективное применение методик формирования профессиональных умений студентов-хормейстеров. В качестве методологической основы обучения приняты наиболее глубокие исследования психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.Г. Арановского, А.Л. Готсдинера в области психологии музыкальной деятельности; 2) - качественно составленный учебный план и методическое обеспечение (программы, учебники, методические пособия, нотные сборники, хрестоматии педагогического репертуара); 3) - высокий уровень знаний и профессионального мастерства преподавателя в области русской хоровой культуры и хорового исполнительства; 4) - индивидуальный подход к студентам в процессе ведения музыкальных занятий и направленность процесса обучения на конечный результат; 5) - соблюдение в учебном процессе принципа последовательности и посильности выполнения заданий; 6) -управление учебным процессом на принципах субъект-субъектных отношений между педагогами и студентами.

Вторая группа – шесть профильных педагогических условий: 1) серьезное отношение к изучению, возрождению и исполнению образцов древнерусской православной певческой культуры; 2) разработка и применение новейших методов и технологий обучения с целью интенсификации учебного процесса и формирования у студентов соответствующих интеллектуальных качеств; 3) определение качественных характеристик профессионально-исполнительских умений, которыми должен обладать выпускник вуза по профилю хоровое пение; 4) направленность личности студента-хормейстера на приобретение и выработку профессиональных знаний, умений и навыков; 5) разработка и включение в специальные дисциплины разработанных творческих заданий для сравнительного анализа хоровых партитур [Приложение №4]; 6) материально-техническое обеспечение учебного процесса на хоровых кафедрах вуза.

Третья группа – два дополнительных педагогических условия: 1) система разработанных и апробированных в процессе проведения эксперимента заданий; 2) система критериев уровня сформированности профессионально-

исполнительских умений студентов-хормейстеров по выполненным музыкальным тестам.

4. Разработаны критерии диагностики уровня сформированности
профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров:

а) умение вокально-хорового интонирования. Критерии: внутризонное
звуковысотное интонирование, знания закономерностей интонирования: влияние
на качество интонирования лада, метроритма, динамики, темпа, ритма, рисунка
мелодии; художественная составляющая, выразительность исполнения;

б) умение читать хоровые партитуры. Критерии: наличие аналитического
мышления и исполнительской воли, состояние собранности и сосредоточенности
внимания, быстрота реакции, следование темповым изменениям и сохранение
ритмической пульсации произведения, способность к выразительной передаче
художественного содержания, постижение стиля и характера произведения;

в) умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры в вокально-
хоровых тембрах. Критерий: способность мысленного представления структуры
музыкальной ткани: ладофункциональное строение, динамические оттенки,
количество голосов, темп и агогику, метроритмическую организацию, форму
произведения, тембры певческих голосов и отдельных хоровых партий;

г) умение анализировать хоровые партитуры. Критерии: применение
метода сравнительного анализа: определение образного содержания и
тематического созвучия ряда хоровых произведений различных стилей,
рассмотрение смыслового и интонационного содержания хоровых партитур в
обязательной связи с тематикой, мелодикой, хоровым изложением, темпом,
нюансами, динамикой, ритмом и метром. Проведение параллелей между
музыкальными образами, определение сходства и различия, объяснение их
причин;

д) умение дирижировать. Критерии: владение мануальной техникой:
выразительный, лаконичный и действенный дирижерский жест; управление
всеми компонентами хоровой звучности: фразирование, артикулирование,
темповая и ритмическая организация, подходы к кульминации, цезуры, ферматы;

е) умение вести репетиционную работу. Критерии: настройка хора на
уравновешенное, чистое воспроизведение хоровой звучности: внимание во всех
моментах репетиционного процесса на чистоту интонирования, работа над
строем, ансамблем, артикуляцией, четкой дикцией. Волевое воздействие на
певческий коллектив комплексом музыкально-художественных и технико-
психологических и организационных качеств.

5. Разработана и апробирована экспериментальная методика формирования
профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров на основе
спецкурсов, отличительной особенностью, которых является использование в
учебном процессе обширного материала русской православной музыки с
включением периодов Древней Руси и русского барокко и последующим
внедрением спецкурсов в учебный процесс хоровых кафедр вузов культуры и
искусств.

Теоретическая значимость выводов и рекомендаций, полученных в ходе исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации подходы к

процессу формирования профессионально-исполнительских умений студентов-
хормейстеров могут использоваться в дальнейшем при определении путей
повышения качества хормейстерского образования: уточнена сущность понятия
«умение» в структуре профессиональной подготовки в высшем учебном
заведении как элемента практической деятельности, выполняемого на высоком
качественном уровне, но не требующего автоматизированного выполнения всех
его частей, совершаемых сознательно; определено место русской православной
музыки в профессионально-исполнительской подготовке студентов-
хормейстеров в высшем учебном заведении; выявлены богослужебные, жанровые
и стилистические особенности исполнения русской православной хоровой
музыки; систематизированы в структуре компетенций отдельные
профессионально-исполнительские умения студентов-хормейстеров, доказана
возможность их формирования в процессе изучения русской православной
музыки; сформулировано теоретическое обоснование экспериментальной
методики формирования профессионально-исполнительских умений

хормейстеров на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по профилю «хоровое пение»; определены педагогические условия эффективного формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки; разработаны диагностические показатели уровня сформированности профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных составляющих профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров: вокально-хоровое интонирование (теоретическое и практическое усвоение законов интонирования); умения в чтении хоровых партитур; умения внутренним слухом слышать хоровые партитуры; умения анализировать хоровые партитуры; умение дирижировать и умения вести репетиционную работу с хором, которые формировались как в процессе применения отдельных для каждого умения упражнений, так и в комплексной учебной работе на основе деятельностного подхода; в разработке и внедрении в практику экспериментальной методики эффективного формирования умений на основе спецкурсов «Русская православная музыка для студентов-хормейстеров» и «Ансамблевое чтение хоровых партитур на материале русской православной музыки»; в разработке творческих заданий для сравнительного анализа хоровых партитур, включающих произведения разных периодов русской православной музыки и разных авторов, с целью выявления особенностей музыкально-выразительных средств.

Основные идеи, положения, педагогические условия могут быть использованы в системе высшего профессионального образования. Материалы исследования представляют собой основу для разработки программы курсов повышения квалификации преподавателей в области хорового образования, а также для дальнейшего научного исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе профессиональной деятельности автора на кафедре русского народно-певческого

искусства, основные выводы и положения отражены в публикациях по теме исследования, обсуждались на кафедре педагогики и психологии, на кафедре хорового дирижирования, на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств. Результаты исследования сообщались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях: Роль духовного наследия Д.С. Лихачева в воспитании подрастающего поколения в сфере художественного образования, 2006 г.; Песенный фольклор в контексте традиционной культуры, 2009 г.; Музыкальное образование в современном мире: теория и практика, 2012 г.; Песенный фольклор в начале XXI века: вызовы и ответы, 2013 г.; Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: Инновационные подходы, поиски и перспективы развития, 2014 г., а также в научных семинарах, научно-практических конференциях.

Достоверность выводов исследования подтверждается обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам, объекту и предмету исследования, обеспечена опорой на фундаментальные труды в области педагогики, музыкознания, психофизиологии. Работа проводилась на основе деятельностного подхода, что обусловило рассмотрение диссертационной проблематики в её сложных внутренних связях и взаимозависимостях.

Положения, выносимые на защиту:

1.Профессионально-исполнительские умения студентов-хормейстеров-умение правильного вокально-хорового интонирования, выявляющее выразительный художественный образ музыкального произведения; умение читать хоровые партитуры, предполагающее производить быстрый зрительный анализ партитур; умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры в вокально-хоровых тембрах; умение анализировать хоровые партитуры, применяя метод сравнительного анализа; умение дирижировать, которое представляет собой комплекс умений и навыков, обеспечивающий передачу исполнителям посредством развитой дирижерской техники свое понимание того или иного музыкального произведения; умения, связанные с ведением репетиционной работы с хором, наиболее полно и точно реализовывающие в живом звучании голосов творческий замысел композитора, заложенный в партитуре произведения.

2. Шесть основных особенностей профессионально-исполнительской
подготовки студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной
музыки: первая особенность – это знание исполнительских традиций русского
православного певческого искусства, которое своими корнями уходит в глубину
традиций византийского церковного песнопения; вторая – изучение знаменного
распева, его основных жанров; третья – изучение троестрочия (строчного пения);
четвертая – изучение кантов и псальмов; пятая – это необходимость знакомства с
«двоезнаменниками»; шестая – изучение материала партесного многоголосия
(партесных гармонизаций) эпохи русского барокко.

3. Педагогические условия формирования профессионально-
исполнительских умений у студентов хормейстеров невозможно без внедрения в

систему высшего профессионального образования совокупности определенных педагогических условий, классифицированных нами в три группы: общие, профильные и дополнительные педагогические условия. К первой группе были отнесены педагогические условия названные общими. Данная группа педагогических условий применима для всех музыкальных специальностей. Ко второй группе педагогических условий, названных профильными, отнесены условия, необходимые для обучения студентов хорового профиля. Наконец, к третьей группе педагогических условий, названных дополнительными, были отнесены: 1) система разработанных и апробированных в процессе проведения эксперимента творческих заданий; 2) разработанная система критериев и показателей уровня сформированности профессиональных умений студентов-дирижеров по исполненным музыкальным тестам.

  1. Диагностика современного состояния проблемы формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров, являющаяся необходимой составной частью разработанной методики формирования профессионально-исполнительских умений в вузах культуры и искусств. Внедрение диагностических методов необходимо не только для исследования современного состояния сформированности профессионально-исполнительских умений, но и для эффективного формирования профессионально-исполнительских умений у студентов хормейстеров.

  2. Экспериментальная методика на основе спецкурсов «Русская православная музыка для студентов-хормейстеров» и «Ансамблевое чтение хоровых партитур на материале русской православной музыки», созданная для эффективного формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров.

Структура исследования обусловлена логикой научного поиска и состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 226 страниц. Список использованных источников включает 240 наименований. В работе содержится 11 приложений, 9 таблиц.

Особенности изучения русской православной музыки студентами-хормейстерами в вузах культуры и искусств

Современная практика профессиональной подготовки студентов хормейстеров отличается динамичностью и инновационной деятельностью. В вузах культуры и искусств задачи, поставленные новыми стандартами образования решаются в ходе поиска нового эффективного содержания. Одним из решений может стать опора на изучение древнерусской певческой культуры студентами-хормейстерами. А.Г. Казакова отмечает, что «одним из главных направлений развития системы профессионального образования выступает направление, отражающие гуманные отношения в обществе как общечеловеческую ценность. Определяется оно новым социально-педагогическим принципом профессиональной педагогики – принципом гуманизации профессионального образования» [74. С.43]. Идеи гуманного отношения к человеку проявляются в русской православной музыке. Профессор Московского университета культуры и искусств Л.С. Зорилова писала: «Оптимизация духовных идеалов личности средствами музыки обусловлена общими тенденциями духовного возрождения России, предполагает переосмысление современного состояния профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций, определение некоторых наиболее перспективных направлений развития высшего образования, внедрение в учебно-воспитательный процесс исторического опыта, ориентацию будущего специалиста как на исполнительскую, так и на педагогическую деятельность». [69. С.7]. Православная духовная музыка в настоящее время все более востребована и воспринимается большинством российского общества как необходимый компонент духовного воспитания молодого поколения. Русская православная певческая культура имеет свои жанровые, стилистические и богослужебные особенности, связанные с культовым, богослужебным предназначением храмовых песнопений, которые необходимо изучать: знаменный распев, троестрочие, канты и псальмы, партесные гармонизации и партесные концерты. Церковные православные песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. В древности эту музыку исполнительским искусством не считали. В ней видели способ общения с Богом – молитву, звучащую в храме при стечении народа. Духовная музыка насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства в 988 г. Религиозно-духовная культура являлась частью жизни народа, в ней воплощались черты его характера, психологии, особенности быта, возвышенная сторона жизни общества; накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это величайшее национальное наследие русского народа. Человеку средневековья была присуща глубина религиозного чувства и стремление во всем воплотить духовный идеал. Повседневный быт, и тот был проникнут обрядовостью. Было истовое поклонение иконам, частое хождение в храмы, стояние в молитвах, исповедь и участие в Евхаристии. А.В. Преображенский, исследователь русской православной музыки, утверждал: «Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, была так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа» [155. C.5-6]. Православная церковь с ее устройством, обрядами богослужения, богатым архитектурным, изобразительным и певческим искусством представляла культурную силу, через которую шло просвещение масс.

С первых веков существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры, центрами профессионального искусства. Целый комплекс искусств был призван создать прообраз высокого духовного мира, мира чистоты, света, справедливости. В создании особого настроения и атмосферы в церкви большую роль играла хоровая музыка. В основе богослужебной традиции чинопоследования с его иконописью, архитектурой и знаменным распевом П. Флоренский видел возвышенную гармонию, синтез психологических типов эстетического восприятия – «субъективного» слуха и «объективного» зрения [203. C. 41]. Православная хоровая культура X – XVII веков создавалась как искусство мастеров церковного пения. Песнопения анонимных распевщиков обладают большим потенциалом эмоционального воздействия на человека, располагают широкими воспитательными возможностями, т.к. в основе творчества большинства авторов лежит самобытная народно-национальная культура, ценностное значение которой в воспитании и образовании подтверждено многими учеными. В связи с этим, важно уточнить особенности влияния русской православной музыки на формирование профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров. Прежде всего, в русской православной музыке отражены византийские традиции. Возвышенное и гармоничное, подобное ангельскому пение должно было возвышать душу и воспитывать. Сами мелодии раскрывали суть религиозных текстов, способствовали неторопливому прочтению. Святые отцы церкви придавали пению особое значение, усматривая в нем софийность, премудрость. Византийский писатель IV века Василий Кесарийский так пишет об этом: «Пусть язык твой поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопения, дабы в пении участвовал твой дух и твой ум» [113. С.104]. Церковное пение рассматривалось, как органичная часть богослужения, и как отмечает И.А. Гарднер, роль хорового пения в русской церкви несравнимо большая, чем в католической церкви. По мнению исследователя, на Руси отсутствовала так называемая тихая обедня, т.е. литургия без пения. [53. С. 61]. Русская православная музыка предсталяла идеалы богодухновенности храмого пения, сформулированные в XV веке византийцем Григорием Нисским, он писал: «Философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежели у тех, кто чужд нашей премудрости… Безыскусственный напев сплетается с божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был» [113. С. 107].

Слово в церковном пении господствует над мелодией, напев помогает раскрыть содержание песнопения, акцентирует важнейшие слова. Поэтому на православном востоке во время богослужебного действа не использовали музыкальных инструментов. Анализируя стихиру «Царь небесный», Т.Ф. Владышевская пишет: «Мелодия как бы рождается из слова, несущего в себе содержание, смысл; комментируя текст, она членит его структуру, выделяя и акцентируя важнейшие слова. Этому же способствует знаменная нотация. Ее знаки гибко реагируют на движение мелодии, ритм, высоту, тонко отражая слово, различая ударные и безударные слоги, акценты, начала и концы фраз» [38. С.188]. По постановлению Седьмого Вселенского собора, церковное изобразительное искусство - иконы, фрески, миниатюры - приравнивалось к проповеди: «иконопись для глаза тоже, что слово для слуха», оно - 54 поучало. Слушание молитв, хоровых песнопений, созерцание ликов святых с фресок, икон вызывало высокие мысли и чувства, составляло пульс духовной культуры Древней Руси, определяло высоту гимнографического и иконографического творчества. Храм, его атмосфера, были наполнены символическим и мистическим духом, не было ничего лишнего, случайного, все подчинялось порядку и канону, соответствовало Уставу, службы шли в строгом последовании. Важным было то обстоятельство, что христианство было принято древними росами, так же, как и другими славянскими народами, от Византии, ее влияние было огромным. Это была восточная христианская ветвь, православие. Благодаря крещению Русь вступила в активное взаимодействие со всей Византийской эстетикой, которая передала свои религиозные и культурные идеалы искусству Древней Руси.

Педагогические условия формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки

Для достижения поставленной во введении цели, в данном параграфе исследования нам предстоит выяснить, при каких педагогических условиях возможна интенсификация формирования, определенных нами профессионально-исполнительских умений. Признавая огромную важность специальной профессиональной подготовки хормейстера, следует сказать, что основополагающими качествами профессионала являются личностные характеристики специалиста. Творческая личность музыканта находит своё выражение в его - 69 деятельности, в том числе и в восприятии мира, и в его осмыслении. «Познавая и оценивая мир в его целостности и противоречивости, человек определяет своё место в нём, смысл собственного существования, возможности для творческой активности, что, в конечном счёте, предопределяет пути его деятельности, направленной на преобразование действительности» [220. С. 33]. В первом параграфе нашего исследования было выяснено, что ведущей особенностью деятельности дирижеров-хормейстеров является ее творческий характер. Следовательно, для формирования профессиональных умений хормейстеров необходимо всемерно поддерживать творческий характер работы над учебными исполнительскими программами. С. Д. Смирнов выделяет два вида условий и факторов, влияющих на формирование и развитие творческой деятельности: «ситуативные и личностные» [182. С. 150].

«К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.» [182. С. 150].

Необходима постоянная организаторская и управленческая работа всего преподавательского коллектива для того, чтобы устранять ситуативные условия и факторы, оказывающие негативное влияние на учебный процесс. Но, пожалуй, еще большего внимания со стороны преподавателей требует формирование у студентов таких качеств личности, которые являются необходимыми условиями для музыкально-исполнительского творчества. «К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других» [182. С. 150]. Перечисленные факторы и условия необходимо преодолевать и формировать качества личности студентов, способствующие развитию профессиональных умений будущих дирижеров-хормейстеров. Существует и другая классификация педагогических условий, в которой условия делятся на следующие группы: 1) Интеллектуальные (применение эффективных развивающих методик и технологий обучения); 2) Мотивационные (всяческая поддержка и стимулирование самостоятельности и творческой новизны решений); 3) Материальные (наличие соответствующей материальной базы, необходимой для внедрения в учебный процесс названных выше методик и технологий обучения). Педагогические условия формирования профессиональных умений дирижеров представляют собой средства реализации поставленной учебной цели. Нами была проведена классификация педагогических условий по трем различным группам: универсальные, профильные и дополнительные. I. Универсальным педагогические условия необходимы для успешного течения учебного процесса практически по всем направлениям профессионального образования. К универсальным педагогическим условиям относятся научно обоснованная разработка учебных планов, программ и отдельных заданий по дирижированию, чтению хоровых партитур, истории и теории древней музыки и другим общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам на основе деятельностной парадигмы формирования профессиональных умений и навыков. К универсальным педагогическим условиям нами отнесены шесть ниже описанных условий. Далее мы дадим более развернутую характеристику каждого из выявленных условий. Первым универсальным педагогическим условием является последовательное применение педагогических теорий, обеспечивающих эффективное применение методик формирования профессиональных умений дирижеров-хормейстеров. В качестве методологической основы обучения необходимо принять наиболее глубокие исследования психологов (Л.С. Выготский, Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г. Иванченко, М.Г. Арановский, А.Л. Готсдинер) в области психологии музыкальной деятельности. Для успешного решения обозначенных проблем дирижерско-хорового образования необходимо обеспечить соответствие теоретической базы формирования профессиональных умений дирижеров-хормейстеров методическим принципам, изложенным П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым в теории поэтапного формирований знаний, умений, навыков.

Вторым универсальным педагогическим условием является качественно составленный учебный план и методическое обеспечение (программы, учебники, методические пособия, нотные сборники, хрестоматии педагогического репертуара). Названные компоненты не должны вступать в неразрешимые противоречия с целью и задачами, определенными во введении данного исследования. Для того чтобы учебный процесс был направлен на решение задач формирования профессиональных умений студентов-хормейстеров, необходимо определить круг тех профессиональных умений и навыков, а также личностных качеств, которыми должен обладать дирижер для успешного выполнения стоящих перед ним творческих задач. Профессиональные умения, знания и навыки делятся на общие для музыкантов и на специальные для той или иной квалификации. Общие умения, знания и навыки в большинстве случаев являются необходимыми не только для профессии хорового дирижера, но также и для других музыкальных профилей: вокалистов, инструменталистов, оркестровых дирижеров. Именно поэтому, в рамках темы нашего исследования, мы привлекаем в качестве доказательной базы высказывания известных композиторов, пианистов, исследователей музыкального искусства. Третье универсальное педагогическое условие. При формировании и развитии профессиональных умений хоровых дирижеров важны дисциплины исторического цикла: «История музыки», «История и теория древней музыки», «История культуры». Для воспитания творческой личности хорового дирижера недостаточно овладеть фактическим материалом исторического процесса. Знание жизнеописаний композиторов, поэтов, музыкантов еще не воспитывает художественный вкус и не делает души молодых музыкантов восприимчивыми к художественным ценностям великих произведений музыкального искусства. Необходимо научить слушать воспринимать и анализировать музыкальные сочинения профессиональных композиторов, церковные литургические песнопения; а также развивать музыкальный вкус и понимание выразительных средств и приемов, которые применяли в своем творчестве выдающиеся дирижеры, певцы, инструменталисты. Это является еще одним условием успешного формирования профессиональных умений дирижеров-хормейстеров.

Диагностика состояния сформированности профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров

Основной базой для проведения педагогического исследования была определена кафедра народно-певческого искусства Московского государственного университета культуры и искусств. В 2001 г. на указанной кафедре по инициативе профессора В.Е. Клименко была создана уникальная специализация – «Древнерусская певческая культура». Названная специализация получила статус секции и первой в системе вузов культуры и искусств РФ начала подготовку кадров нового поколения для деятельности по возрождению и пропаганде исполнительских традиций древнерусского певческого искусства. Для проведения диагностики современного состояния проблемы формирования профессионально-исполнительских умений студентов хормейстеров, в 2005-2006 учебном году, было осуществлено предварительное педагогическое исследование в форме бесед, опросов, и получения статистических данных при помощи анкет. Начало данного исследования было проведено на специализации «Древнерусская певческая культура» в Московском государственном университете культуры и искусств, а затем еще на трех кафедрах названного университета: «Народно-певческого искусства», «Хорового дирижирования», «Музыкального образования». Всем респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, распространяемой среди студентов каждой из четырех названных кафедр (Приложение № 7. С. 203-204). В дальнейшем Данные, полученные в результате анкетирования, обрабатывались при помощи математических

расчетов. На основе полученных показателей, составлялись таблицы и графики. Для проведения диагностики современного состояния проблемы формирования профессиональных умений на материале православного певческого искусства в начале нашего исследования мы определили для себя основные задачи: получить объективные данные о степени сформированности интереса к русскому православному певческому искусству в среде студентов хоровых кафедр московских вузов; ответить на вопросы: «В какой степени и как часто кафедры российских вузов используют в учебных целях репертуар русского православного певческого искусства?» «Какие произведения православного певческого искусства наиболее часто используются в учебных целях хоровыми кафедрами названных вузов?»

Для выполнения поставленных задач мы разработали анкеты с вопросами, адресованными студентам хоровых кафедр вузов культуры и искусств. В текст, приведенной ниже анкеты, были включены вопросы, ответы на которые должны давать общее представление о музыкальных предпочтениях респондентов. Всего опросом было охвачено 223 студента дневного и заочного отделений, из них на специализации древнерусская певческая культура – 36 человек, на кафедре народно-певческого искусства – 59 студентов, хорового дирижирования – 68, музыкального образования – 60 студентов. Итого в целом по университету в опросе участвовали 223 человека. Анализ ответов, показал, что большинство опрошенных студентов Института Музыки Московского государственного университета культуры и искусств имеют среднее профессиональное образование, полученное в различных музыкальных колледжах Москвы и других городов России. Исключение составляют студенты кафедры музыкального образования, большинство которых имеют начальное музыкальное образование в объеме музыкальной школы. На вопрос № 4: «Интересно ли Вам русское православное певческое искусство?», студенты кафедры древнерусская певческая культура из 36 розданных анкет в 29 анкетах ответили: «Да». По-другому выглядели результаты на трех других хоровых кафедрах. На кафедре русского народно-певческого искусства только 7 из 59 опрошенных студентов на вопрос: «Интересно ли Вам русское православное певческое искусство?» ответили положительно. Из 68 студентов кафедры хорового дирижирования на тот же вопрос лишь 22 студента ответили словом «Да». На кафедре музыкального образования из 60 опрошенных студентов 11 человек ответили, что для них интересно исполнение православного певческого искусства. В процентном пересчете количество студентов изображено в таблице № 3.

В вопросе № 5 респондентов просили назвать имена композиторов, которые писали произведения в жанре православного певческого искусства, мы получили более ровные результаты. Большинство респондентов назвали имена самых известных русских композиторов. В числе названных композиторов были П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, П.Г. Чесноков, Г.В. Свиридов. Более 80 % всех опрошенных на четырех различных кафедрах дали правильные ответы. Вопрос № 6 – используется ли на учебных занятиях по хоровому классу репертуар русского православного певческого искусства? Предлагается два ответа, из которых необходимо выбрать один: «Да» или «Нет». Мы получили стопроцентно положительный ответ от студентов кафедры древнерусской певческой культуры. Ответы студентов других кафедр показали следующие результаты: русского народно-певческого искусства – 100% отрицательно; хорового дирижирования – 7 % ответов положительные; музыкального образования – 5 % ответили положительно. Вопрос № 7 – на каких практических дисциплинах чаще всего вы встречались с произведениями русской православной музыки? Для ответа предлагались следующие дисциплины: хоровой класс, хоровая практика, дирижирование, чтение хоровых партитур. В результате анализа полученных ответов выяснилось, что наиболее часто студенты хоровых кафедр встречаются с православной музыкой на «дирижировании» и «чтении хоровых партитур».

Экспериментальная методика формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки

В 2012-2013 учебном году нами проводился формирующий эксперимент на базе кафедры русского народно-певческого искусства института музыки в Московском государственном университете культуры и искусств. Основная задача формирующего эксперимента заключалась в проверке эффективности, разработанной диссертантом методики формирования профессиональных умений студентов дирижерско-хорового направления. Формирующий эксперимент проводился на занятиях по дисциплинам: «Хоровой класс», «Хоровая практика» и «Чтение хоровых партитур». Названные дисциплины являются основными профессиональными дисциплинами в учебном плане дирижеров хормейстеров. В процессе репетиционной работы над исполнением хоровых произведений русской православной музыки оттачивались комплексы профессиональных умений студентов-хормейстеров. Необходимость практической работы с хором, участниками которого являлись студенты с первого по пятый курсы, определила методы и методики формирования профессиональных умений будущих руководителей хоровых коллективов. Учебные планы и программы были написаны на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Однако, особенности формирования профессиональных умений в университете культуры и искусств оказали влияние на выбор хорового репертуара близкого к истокам русского хорового искусства, к традициям православной музыки, которая своими корнями уходит в глубинные пласты певческой культуры. Контингент участников хора студентов был поделен на две группы по 18 респондентов в каждой. Одна группа была экспериментальной, другая контрольной. Отличительной особенностью репертуара экспериментальной группы являлось присутствие в учебной программе не только русских народных песен, но и произведений древнерусской певческой культуры православной традиции: кондак, глас восьмой «Взбранной Воеводе»; деменственный распев Супральского монастыря XVI века, духовный стих «Кому повеем печаль мою»; «Херувимская песнь» знаменного распева; духовный стих «О, прекрасная пустыни», кондак, глас четвертый «Рождества Пресвятой Богородицы» знаменного распева. Репертуар контрольной группы традиционно состоял из русских народных песен различных регионов России и не включал в себя произведения древнерусской православной певческой культуры.

Певческая культура Древней Руси обладает самобытным и, еще не достаточно изученным высокохудожественным эстетическим и воспитательным потенциалом. Для использования названного потенциала в процессе экспериментального исследования апробировались оптимальные методы учебной работы. При подготовке к проведению формирующего эксперимента нами были разработана экспериментальная программа по дисциплинам: «Хоровой класс», «Хоровая практика» и «Чтение хоровых партитур». В названных экспериментальных программах были включены новые разделы, назначение которых по нашей гипотезе должно создавать условия для интенсификации формирования профессиональных умений. В рамках экспериментальных программ были также разработаны специальные упражнения для формирования и развития, перечисленных в первой главе основных профессиональных умений. Так, для формирования умения слышать звуковысотность и умения правильного вокально хорового интонирования, мы ввели разделы с заданиями по сольфеджированию в дисциплину «Хоровой класс» в количестве 10-ти часов в семестр. В таком же количестве было введены задания по сольфеджированию и в дисциплину «Хоровая практика». Данные задания также исполнялись на материале древнерусского певческого искусства. Вводя указанные задания, мы решали следующие учебные задачи: 1) развить умение правильного вокально-хорового интонирования; 2) развить умение беглого чтения хоровых партитур; 3) сформировать умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры; 4) сформировать умение анализировать хоровые партитуры; 5) сформировать умение дирижировать. Перед началом эксперимента подгруппы были сформированы так, что средний уровень владения профессиональными умениями был приблизительно одинаков. Для измерения уровня владения умениями мы разработали критерии оценки пяти, названных выше, умений. Критерием сформированности умения правильного вокально-хорового интонирования, как уже было сказано во введении, мы определили сольфеджирование, а показателем уровень владения сольфеджированием. Проводя контрольный срез в начале формирующего эксперимента, мы выдавали каждому студенту задания, для того, чтобы выяснить степень сформированности пяти профессиональных умений, исследуемых в нашей диссертации. Для этого был осуществлены: 1. Индивидуальная сдача хоровых партий каждым респондентом (проверка умения интонировать каждым певцом хора). 2. Проверка уровня сформированности умения в чтении хоровых партитур. 3. Определение уровня сформированности внутреннего слуха проводились по разработанным нами тестам, приведенным в приложении. 4. Проверка уровня сформированности умения производить сравнительный анализ хоровых партитур на материале русской православной музыки. 5. Оценка основного профессионального умения: умения дирижировать и вести репетиционную работу с хором.

Каждое из проверенных нами умений, оценивалось по 30-бальной шкале. Далее из 5-ти, оценок мы высчитывали среднюю для каждого респондента, а затем среднюю для экспериментальной группы и среднюю для контрольной группы.

Проверка умения интонировать проводилась на материале «Стихиры на праздник Владимирской иконы Богоматери путевого распева». Текст молитвы и музыка Ивана Грозного. После проведения испытаний по пяти названным выше умениям мы определили средний балл по двум испытуемым группам. Средний балл в контрольной группе оказался чуть выше, чем в экспериментальной: экспериментальная группа – 24,7 балла, контрольная – 25,1 балла. После проведения предварительного среза с экспериментальной группой занятия велись по разработанной нами экспериментальной программе. В конце первого семестра был запланирован второй срез. Третий срез мы планировали провести в конце учебного года и оценить эффективность новой, предложенной диссертантом, экспериментальной программы. Приступая к занятиям по экспериментальной программе, мы обратили особое внимание на сольфеджирование. Стержневым моментом сольфеджирования является работа по изучению хоровых партий. Перед студентами ставились разнообразные задачи: – верно интонировать ступени, выдерживать строй данной тональности или – в случае отклонения, модуляции или сопоставления – какой-либо другой тональности, опираться на систему ладофункциональных тяготений; – выработать прочные навыки беглого чтения нот с листа в подвижных и быстрых темпах, в сочетании с дирижированием; – соблюсти точный ритм, а также все темповые изменения; – достигнуть четкой и ясной артикуляции, особенно при длительном и активном использовании в сольфеджируемой мелодии мелких длительностей; – овладеть навыком пения с листа хоровых партий с литургическим текстом и присущим ему распеванием отдельных слогов; – систематически заботиться о правильном дыхании (дыхание, как и другие факторы, влияет на точность интонации в пении: при недостаточном запасе воздуха интонация (строй) может понизиться, а при избытке и форсированном дыхании, наоборот, повыситься); – осмысления фразировки исполняемой музыки; – овладение техникой пения с транспонированием партии на секунду, терцию, кварту вверх и вниз. – совершенствовать дикционную технику в пении со словами; Один из способов работы над многоголосными партитурами сводился к пению по вертикали (преимущественно ломаными арпеджиями снизу вверх: бас – тенор – альт – сопрано) всех аккордов партитуры подряд ровными длительностями и с точным названием каждого звука, то есть с добавлением необходимых знаков альтерации.

Похожие диссертации на Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки