Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование творческой активности курсантов военных вузов как педагогическая проблема 14
1.1. Психолого-педагогический анализ условий формирования творческой активности обучающихся 14
1.1.1. Понятие "творчество" 14
1.1.2. Понятие "творческий потенциал" 27
1.1.3. Понятие "творческая активность" 33
1.1.4. Анализ условий формирования творческой активности. 40
1.2. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования творческой активности курсантов военных вузов 58
1.2.1. Обогащение содержания учебного процесса творческими заданиями 60
1.2.2. Включение курсантов в исследовательскую деятельность и внедрение в учебный процесс элементов системного анализа и эвристических методов решения творческих заданий 79
1.2.3. Внедрение активизирующих форм организации научной работы курсантов как од условие формирования творческой активности
Выводы 89
Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности курсантов военных вузов 91
2.1. Особенности учебно-познавательной деятельности курсантов, направленной на формирование их творческой активности 101
2.2. Задачи и организация педагогического эксперимента 111
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 110
2.4. Результаты поискового эксперимента 110
2.5. Результаты обучающего эксперимента 120
Заключение 132
Литература 134
Приложение . 151
- Понятие "творчество"
- Понятие "творческий потенциал"
- Особенности учебно-познавательной деятельности курсантов, направленной на формирование их творческой активности
Введение к работе
Образование является главным, ведущим фактором социального и
экономического прогресса, ибо самая главная ценность и основной капитал общества - человек, способный к освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
За последние десятилетия произошли огромные сдвиги миропонимания, происходит информатизация, гуманизация, интеграция в науке. Меняются средства получения, обработки, хранения знаний; исходными в научном поиске становятся гуманистические ориентиры, человек и среда обитания рассматриваются в единстве; повышается роль комплексных исследовательских программ, преодолеваются дисциплинарные границы, объектами междисциплинарных исследований становятся метагалактика, биосфера, планета Земля. С синергетикой (теорией самоорганизации) связывают возможности синтеза научные знания. Все это не могло ни отразиться на образовании. Век техники уступает место веку человека, что во многом зависит от образования, которое должно ставить своей целью формирование безопасной, открытой для диалога личности [17,140].
Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека XXI века, которая органично соединяет все конструктивное и перспективное, что наработано в системе образования и в социально-культурной деятельности [23]. Актуальны слова К.Д. Ушинского: «...важнее и полезнее было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [164, с. 17].
В отечественной и мировой педагогике 90-х годов утверждает себя концепция личностно-ориентированного обучения [17,22, 23, 64]. Происходит гуманизация образования. Креативность - важный фактор гуманистического развития человечества в целом и даже его фатального выживания, о чем говорят психологи всего мира. Креативность - сама по себе продукт, утверждает Ф.Баррон. Нужен национальный индекс креативности из музыкальных, литературных, художественных творений, технологических инноваций и научных открытий. В противном случае "другое лицо креативности - деструктивность"(Монета) [цит. по 158, с. 132].
Одно из проявлений современности, системный подход, возникает как методологические направления разных конкретных наук, объединяемые единством тенденции к изучению объектов как систем. В основе подхода -отказ от односторонних, аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент делается на целостных интегративных свойствах объекта, их происхождении. Внимание сосредотачивается на выявлении связей и структуры объекта Динамика современности требует перехода от инвариантного к системно-динамическому подходу [118].
Системно-динамический подход в обучении "укрупняет", показывает учащемуся на первом плане новизну, динамику, комплексность и противоречивость, а инвариантный - неизменность и сводимость к уже известному. Системно-динамический подход - это развитие творческих способностей к порождению принципиально новых решений, которые не выводимы из уже известных и адекватны именно новой и изменяющейся реальности. Среди этих способностей одно из важнейших мест неизбежно займут способности к познанию реальности на основе реального же взаимодействия с ней.
Разработчики деятельностного подхода связывает организацию процесса усвоения с развивающим эффектом, переходом учащегося к новому способу ориентировки в предмете усвоения и к новой организации своей
ориентировочной деятельности. При развивающем типе учения формируются схемы ориентации в объектах. Если они усвоены, то дают основу для мыслительных структур более общего характера Схемы могут быть разного порядка - разной меры обобщения: от совсем частных до научного мышления о мире. Схемы научного мышления назыаются "базальными", и с их формированием связывается развитие. Их "нельзя дать в "готовом" виде и нельзя "просто усвоить". Они должны быть построены самим учащимся, оправданы в его глазах результатами собственной деятельности... Лишь тогда они ведут к качественному сдвигу в мышлении" [35, с.79].
Исследования последних лет констатируют [128, с. 7], что в сложной воинской деятельности офицеры чаще испытывают неуверенность в себе. Чем меньше офицер имеет возможность проявить эмоционально-волевую устойчивость, самообладание, способность самостоятельно принимать решения в сложной боевой обстановке, тем больше он теряет веру в себя, а боевую обстановку считает непознаваемой.
Новые требования к подготовке военно-инженерных кадров предполагают формирование творческой активности курсантов военных вузов. Современному обществу при возросшем потоке информации и быстрому развитию техники нужны грамотные, активные специалисты, которые умеют получать и использовать информацию, а также находить новые способы для решения профессиональных задач. Поэтому акценты в современном образовании ставятся на развивающих формах, методах и содержании учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей, стремлению к самообразованию. Необходимо готовить курсантов к работе со сложными динамическими системами. Доказано, что в труде летчиков и штурманов при работе в сложных переменчивых условиях оказывается необходим неточный, нечеткий навигационный образ полета [152].
Анализ педагогической литературы, диссертационных исследований показьшает, что формирование творческой активности человека является одной из важнейших проблем в педагогической теории и практике. Проблемам развития личности, творческого потенциала посвящены работы К.Д.Ушинского, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.ПЗинченко, С.Л.Рубинштейна, Т.ШІІамовой, С.Е.Матушкина В.йАндреева, АВ Усовой и др.
Одно из противоречий современной системы образования, в том числе высшего военного образования, - это, с одной стороны, между возросшей потребностью общества в творческой личности и, соответственно, в совершенствовании профессиональной подготовки, а с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих эффективность подготовки будущего специалиста к творческой профессиональной деятельности. Это противоречие обусловлено несоответствием между
необходимостью формирования творческой активности и организацией учебного процесса, ориентированного преимущественно на репродуктивную деятельность;
потребностью введения системы организации процесса творческой деятельности и недостаточной разработанностью этой проблемы;
необходимостью интенсификации профессионально-творческой подготовки будущего специалиста и фактическим преобладанием экстенсивных путей ее совершенствования.
Проблема формирования творческой активности курсанта военного вуза имеет свои особенности и противоречия. Профессионально важные качества офицера: способность принимать правильные нешаблонные решения и решительно, компетентно действовать в сложной обстановке [25, 26, 76]. Васильева И. Р. выделяет противоречие между развитием творческих качеств
у курсантов с условиями организации учебного процесса и жизнедеятельности военного вуза и связанные с этим противоречием проблемы [26, с. 6]:
Курсанты получают за один и тот же период времени два образования - светское и военно-специальное (требования же к подготовке гражданского и военного специалиста несовместимы).
Курсанты совмещают учебу и воинскую службу, что приводит к большому числу пропусков аудиторных занятий, что не способствует получению качественного образования.
Свобода в самоорганизации учебного процесса, свобода выбора ограничена и регламентируется уставом. Система военной подготовки противоречива: требуется на выходе творческий специалист, но военная организация не способствует развитию творчества и самостоятельности.
В результате анализа этих противоречий возникает проблема определения педагогических условий формирования творческой активности кур-сайтов военных вузов. Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы, её недостаточная разработанность, важность общепрофессиональных дисциплин при формировании компетентного специалиста послужили основанием для выбора темы исследования "Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофессиональных дисциплин".
Цель нашего исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования творческой активности курсантов военных вузов (на примере общепрофессиональных дисциплин).
Объект исследования - учебный процесс в военном вузе.
Предмет исследования - процесс обучения общепрофессиональным дисциплинам, направленный на формирование творческой активности курсантов военных вузов.
Гипотеза исследования. Формирование творческой активности курсантов в процессе обучения будет протекать более эффективно благодаря следующим педагогическим условиям:
обогащению содержания учебного процесса творческими заданиями (требования к творческим заданиям: профессиональная направленность, стимулирующий характер, наличие неопределенности и доступность);
включению курсантов в исследовательскую деятельность и внедрению в учебный процесс эвристических методов решения задач и элементов системного анализа;
внедрению активизирующих форм в работу научного кружка, предполагающему индивидуальные консультации и конференции по темам рефератов и исследовательских работ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи исследования:
изучить современное состояние проблемы формирования творческой активности;
уточнить понятие "творческая активность курсантов" с позиции обучения общепрофессиональным дисциплинам, его составляющие;
разработать критерии для диагностики развития творческой активности курсантов;
выявить и экспериментально проверить педагогические условия
ф развития творческой активности курсантов;
разработать методические рекомендации, обеспечивающие разви
тие творческой активности курсантов в процессе обучения дисциплине
"Электротехника и электроника".
Методологические основы исследования.
Общенаучные положения теории деятельности как формы активного отношения к окружающему миру, обуславливающая познание человеком действительности и развитие его личности (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н. Ф.Талызина и др.).
Системный подход, рассматривающий педагогическую систему как совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм и процессов для целенаправленного, организованного педагогического влияния на формирование личности (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, МКСкаткин, П.И.ПИДКОСИСТЫЙ, Н.Н.Поддъяков и др.).
Современные концепции формирования и развития активности, творческого потенциала, творческих способностей (Т.КШамова., СЕ. Матушкин, А.В.Усова, Н.МЯковлева, В.КАндреев, В.В.Игнатова, В.Г.Рындак и
ДР).
Требования, предъявляемые современным обществом к выпускникам во
енных вузов, сформулированные в квалификационной характеристике
выпускника военного вуза
В качестве методов исследования использовались: анализ научно-педагогической литературы по проблемам формирования творческой активности и развития творческого потенциала, математическая статистика и сравнительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных, констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты.
Экспериментальное исследование проблемы проводилось на базе Челябинского военного авиационного института штурманов (ЧВАИШ) и предусматривало несколько этапов.
На первом этапе (1995-1996 гг.) проводилось теоретическое исследование проблемы формирования творческой активности курсантов; констатирующий эксперимент; формирование рабочей гипотезы исследования;
разработка методических пособий и их реализация. На данном этапе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ педагогической и психологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта по формированию творческой активности, прямые и косвенные наблюдения за реальной творческой деятельностью курсантов в военном вузе, интервьюирование и анкетирование.
Второй этап (1996-1998 гг.) предусматривал продолжение теоретического изучения проблемы; проведение поискового эксперимента, целью которого было выявление возможностей повышения эффективности формирования творческой активности; планирование обучающего эксперимента Использовались тестирование составляющих творческой активности курсантов, статистические методы обработки результатов педагогических исследований.
Третий этап (1998-2003 гг.) предусматривал организацию и проведение обучающего эксперимента в естественных условиях учебного процесса с целью проверки эффективности комплекса педагогических условий формирования творческой активности курсантов; анализ и обработку материалов исследования; оформление в законченном виде теоретических положений и практических выводов; внедрение в практику разработанных рекомендаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческая активность курсантов - качество деятельности личности, которое характеризуется осознанием творческих потребностей в продуктивной деятельности и ценности собственных творческих качеств личности в будущей профессиональной деятельности, стремлением к новым объектам, гипотезам, методам и результатам и мобилизацией сил на достижение результата. В содержательном плане творческая активность курсантов включает в себя:
мотивационную составляющую, которая связана с осознанием своих творческих потребностей и ценности собственных творческих качеств в будущей профессиональной деятельности;
составляющую самоуправления, проявляющуюся в умении планировать, контролировать этапы творческой деятельности и связанную с самостоятельностью своего развития;
интеллектуально-эвристическую составляющую, то есть активность в проявлении качеств творческого мышления при решении творческих задач.
2. Педагогические условия, при которых обеспечивается повышение эффективности формирования творческой активности курсантов :
обогащение содержания учебного процесса творческими заданиями (требования к творческим заданиям: профессиональная направленность, стимулирующий характер, наличие неопределенности и доступность);
включение курсантов в исследовательскую деятельность и внедрение в учебный процесс эвристических методов решения задач и элементов системного анализа;
внедрение активизирующих форм в работу научного кружка, предполагающее индивидуальные консультации и конференции по темам рефератов и исследовательских работ.
Защищаемые положения определяют научную новизну и теоретическую значимость исследования, которые заключаются в следующем:
1. Уточнено понятие "творческая активность курсантов" - качество деятельности личности, которое характеризуется осознанием творческих потребностей в продуктивной деятельности и ценности собственных творческих качеств в будущей профессиональной деятельности, стремлением к новым объектам, гипотезам, методам и результатам и мобилизацией сил на достижение результата. Выделены компоненты творческой активности кур-
сайтов и показатели, позволяющие определить уровень сформированности компонентов:
Мотивационный компонент и соответствующие ему показатели - любознательность, творческий интерес, эмоциональная увлеченность; личная значимость творческой деятельности; стремление к самообразованию и самовоспитанию творческих способностей.
Компонент самоуправления и соответствующие ему показатели - целеустремленность; самооценка и самоконтроль; планирование и рациональное использование времени.
Интеллектуально-эвристический компонент и соответствующие ему показатели - перенос знаний и умений в новые ситуации; оригинальность мышления; умение доказательно обосновывать.
2. Выделены и проанализированы условия повышения эффективности формирования творческой активности курсантов:
В содержание учебного процесса систематически включаются творческие задания, (требования к творческим заданиям: профессиональная направленность, стимулирующий характер, наличие неопределенности и доступность).
Организация учебного процесса предусматривает исследовательскую деятельность курсантов и внедрение в учебный процесс элементов системного анализа и эвристических методов решения творческих заданий.
Внедрение активизирующих форм в работу научного кружка предполагает индивидуальные консультации и конференции по темам рефератов и исследовательских работ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: 1. Осуществлена методическая разработка по использованию творческих заданий и организации исследовательской деятельности и внедрена в практику учебного процесса военного вуза (ЧВАИШ).
2. Сформулированы критерии оценки формирования творческой активности курсантов.
Достоверность теоретических выводов и экспериментальных результатов обеспечивается опорой на труды классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии; использованием методов, адекватных задачам исследования; воспроизводимостью результатов эксперимента, качествен-ным и количественным анализом экспериментальных данных, подтвержденных методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
публикаций в печати статей и тезисов докладов;
выступлений на научно-практических конференциях;
использования в образовательном процессе ЧВАИШ лабораторного ком- плекса, направленного на формирование творческой активности курсантов,
и творческих заданий, разработанных автором исследования.
Понятие "творчество"
В Советском энциклопедическом словаре под творчеством понимается " деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью" [149, с. 1325]. В Психологическом словаре творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По своей сущности это культурно-историческое явление. Английский ученый Г.Уоллес выделяет четыре стадии процессов творчества (подготовка, созревание, озарение, проверка) [79, с. 380]. Творческий процесс, по мнению Пуанкаре, - чередование сознательных и подсознательных усилий. Сознательные попытки решить проблему дают задание подсознанию - искать решение в определенном круге понятий. Подсознание работает без контроля, затем возникшие ассоциации предъявляются на суд сознания и остаются или отбрасываются. Ученому порой кажется, что он присутствует при этом процессе, он может описать его детали, которые являются субъективными [102].
Как соотносятся сознательные и бессознательные компоненты творчества? Многие зарубежные психологи считают, что ключ к креативному процессу в умении выражать приходящие из бессознательного идеи. Другие авторы игнорируют роль бессознательного. ПЛенгли, Р.Джонс считают, что важна роль бессознательного в активации памяти [158, с. 129].
Почему чуть ли не самое главное в творчестве относится к под- и сверхсознательному, не контролируется сознанием и неподвластно прямому волевому усилию?
Процесс формирования гипотез освобожден эволюцией от контроля сознания, готового отвергнуть в самом ее зародыше. Сознанию же представлена функция отбора только тех гипотез, которые правильно отражают объективную реальность.
Творчество человека подобно творчеству природы. Тимирязев одним из первых указал на сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ. "Психические мутации" создаются по принципу доминанты, господствующего возбуждения (открытие А.А.Ухтомского).
Механизмы творчества (высшие доминанты) сосуществуют с обучением (сложнейшими условными рефлексами), вступают в сложные диалектические отношения. Потребность является движущей силой поведения.
Как известно, правое полушарие - база образного мышления, охватывающая мир в целом во всем богатстве и разнообразии. Левое -абстрактного, ищущее гармонию причин и следствий. Предполагается, что в правом полушарии рождаются и созревают идеи, в левом - отбираются, оцениваются и оформляются [28].
Исследования показывают, что люди с высокими творческими способностями при решении творческих задач тратят меньше физиологических затрат, задачи, относящиеся же к левому полушарию для всех требуют дополнительной активации мозга [135]. Сложный двуединый характер межполушарных взаимодействий позволяет оптимизировать психическую деятельность (комплементарное взаимодействие объединяет способности двух полушарий, реципрокное - конкурентное, максимальное использование одного из полушарий и соблюдение баланса) [48].
Обратимся к определению творчества с точки зрения педагогики.
По мнению Давыдова В.В., теоретическое мышление "лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности [46, с. 55]. Акт творчества - "реальное преобразование предметной действительности, культуры, самого себя." В понятие творчество включается и нравственное творчество [45, с. 300]. ДС.Выготский говорит о творчестве как о "создании нового", о "творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке". И еще: "...каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорьюом вперед к чему-то новому" [33, с. 346].
Понятие "творческий потенциал"
В Советском энциклопедическом словаре:"Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность следует отличать от понятий "индивид"(единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других) " [149, с. 729].
Выделяется структура личности [136, с. 44]:
система потребностей;
деятельные способности;
форма освоения личностью мира.
В Советском энциклопедическом словаре: "Потенциал (от лат. potentia - сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица ... в определенной области" [149, с. 1058].
По мнению В.Н.Мясищева [105], потенциальное психическое не является предметом непосредственного наблюдения, а соответственно, определяется на основе умозаключения. Это скрытая переменная. Кроме того, по мнению В.Н.Мясищева, потенциал проявляется в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте. Автор выделяет четыре вида потенциального психического, в той или иной мере характеризующего личность: знания, навыки, умения, отношения, но при этом подмечает, что именно отношения характеризуют личность.
В.И.Слободчиков при анализе нормативной структуры индивидуальной деятельности в качестве деятельностных категорий выделяет: «Ресурс - Потенциал - Действие - Условие - Цель» [147]. Первые три элемента - субъект, последние три - объект, средние три -средство. Потенциал рассматривается как структурированный ресурс определенной мощности.
О потенциальном в человеке Б. С. Братусь говорит, что «Человек истинен не в модусе наличия, а в модусе возможности, долженствования, вернее сопряжения полюсов сущего и должного, наличного и возможного» [20, с. 18].
Игнатова В. адаптировала психологическое понимание феномена "потенциал" к педагогике на основе подходов В.Н.Мясищева, В.И.Слободчикова, Б.С.Братуся [69]: "потенциал представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врожденных и приобретенных способностей субъекта относиться к окружающей действительности, определяющих норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия, имеющую объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентации и реализующуюся (развертывающуюся) в деятельности". Автор связывает "понимание потенциала с не актуализированными в конкретный момент времени возможностями личности, которые способны проявиться в дальнейшем при особых обстоятельствах (факторах, условиях, средствах и так далее)".
Особенности учебно-познавательной деятельности курсантов, направленной на формирование их творческой активности
Эффективность учебного процесса оценивается по его результатам, то есть по реализации поставленных целей: по созданию творческого продукта (решению творческой задачи или реферату). При этом курсанты овладевают творческим процессом, а преподаватель направляет, поддерживает, оказывает необходимую помощь в зависимости от уровня активности курсанта Учебно-познавательный процесс эффективен, если повышается уровень творческой активности курсанта.
Рассмотрим особенности учебно-познавательной деятельности учащихся на примере темы № 1 "Линейные электрические цепи", комплекса занятий: практического занятия "Расчет линейных неразветвленных электрических цепей постоянного тока", "Расчет линейных разветвленных электрических цепей постоянного тока " и лабораторного занятия № 1 "Исследованиелинейных электрических цепей постоянного тока".
Практическое занятие может состоять из двух основных частей: теоретической и практической (Приложение 1).
Руководство к лабораторной работе № 1 (как и к любой другой работе) имеет следующую структуру: Название.
1. Цель работы.
2. Авиационная направленность.
3. Общие сведения.
4. Описание лабораторного макета.
5. Используемые приборы и оборудование.
6. Порядок выполнения работы.
7. Выводы
8. Содержание отчета.
9. Контрольные вопросы.
Творческие задания на практических и лабораторном занятиях могут строиться на одном материале, то есть если на практическом занятии задача решается теоретически, то на лабораторном - экспериментально. Курсанты выбирают творческое задание доступного уровня Рассмотренный комплекс практических и лабораторного занятий позволяет овладеть творческим процессом, который предполагает выдвижение гипотезы и ее проверку.
К комплексу практических и лабораторного занятий курсантам предлагаются задачи по уровням сформированности творческой активности (приложение 4).
Половникова Н.А. выделяет задания, предполагающие копирующий, выборочно-воспроизводяпщй и творческий характер учебной деятельности [26, с. 25]. Выделим на основании этого (с точки зрения познавательных и эвристических действий) задание 1-ого уровня - задание, для решения которого необходим перенос по аналогии готового образца познавательного действия, операции, акта; задание 2-ого уровня - если производится сложный перенос, требующий овладения способами и приемами познавательной деятельности и переход к элементам эвристической деятельности; задание 3-его уровня - задание, требующее составления новых действий из известных способов, приемов и умений, эвристическую деятельность.
К.ДУшинский указывал, что чем сознательнее подражание, тем ближе к самостоятельной деятельности. При руководстве учебной деятельностью курсантов нужно иметь в виду, что переход от репродуктивной к творческой деятельности связан с переходом
от видения конкретного действия к общему,
от отдельных процессуальных компонентов решения задачи к целостной структуре учебной деятельности;
от отдельного мотива к системе отношений.
С точки зрения формы знаний, задачи первого уровня содержат конкретные знания, факты, наблюдения, 2-го и 3-его уровней - абстрактные, знания закономерностей явлений и процессов; курсанты первого уровня в большинстве могут усвоить минимум знаний, 2-го и 3-его уровней -расширенные и углубленные знания.