Содержание к диссертации
Стр.
Введение о 3- 14
і,'-j * -:> ' ' і-
Глава І. Становление и развитие профессиональной подготовки
учителей музыки в России ;_15 - 96
1l|l. Формирование отечественной системы профессиональной
;Н;;;; подготовки учителей музыки (1804-1917 г.г.) ; ,15 - 40
; fi.2. Ведущие тенденции развития профессиональной подготовки
J-h учителей музыки в России -.к- - . Л- 41 -66
Л 1.3. Содержание общепедагогическойи специальной подготовки -I- будущих учителей музыки на современном этапе, 67 - 96
''; /ts.:>' ' ;'' .' . ;
^.;К . _'/ -.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
:^. - профессиональных умений учителей музыки 97 - 167
?-ЙИ. Определение уровня подготовленности студентов^ ; Щ музыкально-педагогической специальности к будущей
v %; . профессиональной деятельности і 97 -120
gftj ;f .-^:2. Характеристика процесса формирования профессирнальных |J;, умений будущих учителей музьжи. комплексной
Щ; специализации j^ :121 -149
.213; Результаты экспериментальной работы по профессиональной
>|Щ ;||i Щ: , подготовке будущих учителей музыки .' 150-167
'ffc .$;< Заключение -:',' 168-173
!рв' if Список используемой литературы ^_ _^174-193
5 ! >
Приложение -_Л ^194 - 200
'V:
:
>ЇТр. 1 si.!'
Ш І
т.. :№?'
т ? Ы.ь
Введение к работе
k&'-h-ttMb 4'.-, щЕ I: . Последняя четверть двадцатого века - период радикальных ftli 1; преобразований в научно-технической, социальной и культурной
М|:'; f сфере общественной жизни. Такие процессы перемен, fHI. Ї происходящие в обществе, создают объективные условия для
Ш|_-1 активизации каждого человека как творчески ориентированной
II- !' .;. ^ ' :
Й1І I личности, воспитывают стремление не только творчески мыслить, $Ш у, Л* * -
Iffi t но L и активно действовать, соизмеряя свои способности с приобретаемыми профессиональными навыками.
5Ш' | ;Вместе с тем, в современных условиях жизнедеятельности
Щщ | нашего государства, связанных со сложными и противоречивыми щв % явлениями в экономике страны, наблюдается резкое снижение не |й|1 f тольк среднего уровня социальной обеспеченности
1111 Ї трудоспособного населения, но и резкое общекультурное щф- I обнищание духовного потенциала подрастающего поколения. Это
ШШ- I " ~':л ': :...- . Sll I оказывает негативное влияние на формирование нравственного, jll'lf** f '.'.- ' " ЇЩ, |: этического запаса личности. Данный процесс охватывает сферу
ШШ' ''I: образования и воспитания. '{у: ..
I» |; :;; Поиск возможностей возрождения духовно-нравственных
ВҐ: І устоев общества и школы ведется, в наибольшей степени, с опорой на отечественные культурно-эстетические традиции. [Поскольку іЩт ї музыка, среди различных видов искусств, в наибольшей степени
Щ^ |; воздействует на эмоционально-чувственную сферу человека, то рР'"'- .|- она";' сильнее, многих может содействовать ;;;.; процессу #Ш- f интеллектуального развития личности. Слушая музыкальные учится, мыслить, сравнивать и обобщать музыкальные явления, р.-|. стимулируя тем самым, становление собственного духовного и ірі| Ці' творческого потенциала. ІШЦ. I произведения, овладевая искусством их исполнения, человек
Социологические исследования последнего ; времени свидетельствуют о том, что в России к середине 90-х годов XX века только чуть более половины учителей музыки начального и среднего звена имеют высшее профессиональное образование, не могут, на соответствующем качественном уровне, осуществлять образовательно-воспитательный процесс в альтернативных учебных заведениях страны, требующих от них комплексного характера профессиональной подготовки. В практике, работы многих учебных заведений педагогического профиля наблюдается несоответствие между уровнем общекультурной и профессиональной подготовки студентов. В результате этого происходит подготовка учителей с установкой на узко специальные задачи, с пониженным творческим потенциалом. ;;
Каждое время диктует свои, только ему присущие; способы и пути решения этой проблемы. Проведенная работа ^опирается, прежде всего, на достижения музыкально-педагогической науки сегодняшнего дня. Работы Н.В. Александрова, Л.Г. Арчажниковой, C.R; Батракова, В.А.; Кан-Калика, А.В. Козырева, Е.Г.::Осовского, Ф.П: '' Паначина, Е.А, Полуказановой, В.Я. Струменского, Г.М.; Цыпина; В.А. Яковлева позволили расширить ИІ углубить имеющееся представление о сущности и содержании профессиональной подготовки будущего учителя музыки,-увидеть дальнейшую перспективу; развития этого процесса.
,От того, на сколько высок уровень специальной и общепедагогической подготовки, оптимальны ведущие факторы приобретения музыкально-педагогических знаний и умений, на столько процесс формирования профессиональной ^подготовки учителя музыки будет действенным и эффективным. Углубленному пониманию проблем современной профессиональной; подготовки будущих .специалистов педагогической школы :, посвящены g[ і J[ p последние исследования О.А. Абдуллиной, Р.А. Белошапка,
Г.В:|Щяровской,Н.Н. Ставриновой, Л.Ф. Спирина, А.П. Юдина. <: ^|В:|трудах Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, В. Весселя, ^. Ґ.Г.': Иейгауза, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского, дается процессуальный р анал^д данной проблемы подготовки педагогических кадров, I, ..... t:;$; который ориентирует на знание рациональных приемов умственной деятельности--необходимых для ведения профессионально-педагогической работы и обеспечения развития интеллектуальной и творческой активности. Как справедливо указывал А.С: Макаренко, «уЧЭ^и^и простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела, ибо превыше всегДЩёнят они в педагоге мастерство, квалификацию, глубокое знанщлредмета и ясную мысль» (114, с. 130).
ДЁремённые рамки данного исследования охватывают весь ХІІІВЄ&; начало XX века {до 1917 года), после которого была Si' ; Ш' упр|зд|іена вся система частного обучения как вид альтернативной THfif li ' .і. ' .''. образовательно-воспитательной практики; .; .позволяют анализировать содержание .и уровень профессиональной пбрртовки на современном этапе. Данный исторический обзор .1.-- і . 'і;'" ? " f ,>' ', «' j :»'.- . jWrW і -Щ ^-Вопросам содержания и организации оптимизации процесса \і -Ік %%![.і :. . '!.: | Щ образования,; и воспитания в высшем звене большое ^внимание і-'-гф уделено в работахМ.Ф. Богдановича, В.О. Ключевской, А;Лесгилье,
С|щ|Іевьірева, Отдельные аспекты методики подготовки будущих
МІЙ'' "' /' " . "!.' ; дШаїіїних учителей-наставников нашли свое отражение в мемуарах П.Д. Бобрыкина, А.Д. Ґородцова, Л.Е: Оболенского,
СчЁД Смоленского. В дальнейшем, их выводы были расширены и |!' і'М-і пф^отщп выстроить четкую систему становления профессионального обучения учителей музыки в России; обобщены как условия развития образовательной ^системы в работах: СИ. Архангельского, В.И. Водовозова, Е.Н. Медынского, В.А. Сластенина, Д.И. Тихомирова, ГА Фальборка. Н ^ :, Осмысление накопленного в отечественной Педагогике материала, изучение учебно-методической документации и обобщение передового практического опыта, анализ Учебно- воспитательного процесса в ряде учебных заведений, высшей школы^ наблюдение за апробированием и внедрением эффективных форм развития профессионально-педагогических умений будущих учителей музыки, их ориентации на современные требования последних лет, определили актуальность й-основную проблематику настоящего исследования. н!S -Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки. \1':г'~
Предмет исследования - факторы оптимизации основ профессионального становления будущих учителей" музыки, комплексной специализации. Н V; { -Цель исследования - совершенствование профессиональных умений: будущих специалистов музыкально-педагогического
ПрбфИЛЯ. , ., ,R;'\ \''\Щ основу исследования положена гипотеза о том;'что при создании определенных условий для приобретения профессиональных умений будущими учителями" музыки, противоречие между современными социально-экономическими требованиями к их профессиональной деятельности и і процессом традиционной образовательно-воспитательной подготовки" будет устранено, если: \.ъ. '
1 л ^'Оперативно определять и реализовывать {^наиболее эффективные направления развития музыкально-педагогических возможностей студентов. :Ш",
2. Реализовать на практике умения студентов свободно исполнять музыкальный репертуар перед различной возрастной аудиторией.
3. Привести в действие комплекс педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса.'.
4. Выявлять и разрешать возникающие у студентов противоречия при освоении специальных умений творческого характера.
5. Готовить выпускника- к организации - образовательно- воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили совокупность задач:
1. Провести ретроспективный анализ опыта решения 'проблемы специальной подготовки будущих учителей музыки в системе отечественного профессионального образования.
2. Определить и описать содержание и .структуру профессиональной подготовки учителей музыки на современном этапе. ;
Выявить профессиональные умения, наиболее значимые для повышения :., результативности музыкально-педагогической подготовки студентов.
Выявить и экспериментально подтвердить результаты опытно-исследовательской работы по совершенствованию профессиональной подготовки у будущих учителей музыки.
5. Разработать систему мероприятий, дать методические рекомендации, обеспечивающие подготовку будущих специалистов к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.
Решение проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей музыки, способных вести работу в различных сферах образовательной системы, дает возможность готовить специалистов,. способных в непростую социальную эпоху осуществлять разностороннюю наставническую деятельность; opweHTHpyet их самим формировать новые ; условия функционирования педагогической системы; поднимать культурную и эстетическую планку духовного совершенствования подрастающего поколения.
Методологической основой исследования явилась диалектико- материалистическая теория познания, учение о всестороннем развитии личности. Аксиологический подход, провозглашающий личность высшей ценностью, позволил; осмыслить;; действие общечеловеческих закономерностей V при воспитании профессиональных умений будущих учителей. Его суть состоит в том, что тенденции общественного развития, предъявляя требования к специалистам музыкально-педагогического профиля, побуждают их наставников к поиску новых технологий профессионального обучения, а субъективной потребностью в качественной профессиональной подготовке выступают тенденции повышения самостоятельности и творческой /активности обучаемых. Названный подход позволил обнаружить пути более эффективного .. осуществления процесса профессионального становления будущих учителей музыки комплексной специализации в условиях обучения; в педагогических заведениях среднего и высшего звена.
В настоящем исследовании мы опираемся на принципы культурологического подхода, которые ; позволили проанализировать музыкально-педагогическую действительность на общекультурном фоне развития российского государства, обеспечили видение интеграции музыкальной педагогики с; общей культурой. Такая ' ориентация содействовала осознанию неразрывной связи образования с духовной культурой общества и его детерминированности менталитетом эпохи.
Ведущим фактором для данного исследования стал принцип историзма, предполагающий единство исторического и логического t >.>:, .. - '-' ,v. .-, подходов к проблеме. Факты, полученные из реальных источников, связывались между собой;и систематизировались в соответствии с целью; исследования, затем интерпретировались с историко- педагогической точки зрения. Такая последовательность дала возможность перейти от описания,фактов.к анализу педагогических явлений, что помогло проследить тенденции становления и развития процесса профессиональной подготовки в конкретный исторический период, его взаимодействие со. всеми другими сферами жизни российского общества. .; Теоретической основой исследования стало положение о том, что1 формирование основ профессиональной подготовки учителей музыки должно ориентировать обучающихся на; ведение образовательно-воспитательной работы в различных социокультурных условиях, а учет определенных факторов оптимизации процесса:, профессиональной подготовки будет способствовать улучшению социальной восстребованности учителей ., музыки в современных условиях, раскрытию их творческого потенциала; и будущих познавательной активности.
Л\Г. Арчажниковой, О.А. Апраксиной, ПМ. Цыпиным определены четкие структурные позиции специальных индивидуальных качеств и /социально-психологической предрасположенности специалистов музыкально-педагогического профиля. Принципиальную роль в содержательном обосновании общей стратегии опытно- экспериментальной работы сыграли результаты исследований по проблемам педагогической деятельности: Л.Г. Арчажниковой,
Л:А. Баренбойма, В.И.Журавлева, В.П. Симонова, АЛ. Смяцких,
А;И; Щербакова. . ;> .if ,* І'-; ' -.^: : '-^ ";:;'' . /;V; " If) , " > . --/^ -^ ' ' ; у
I В целом, опора на выше названные подходы способствовала' |. концентрации внимания , на сегодняшней -практике., fv профессиональной подготовке будущих учителей. Так; удалось і охватить две области, или две предметные зоны, составляющие : \ . основу их специальной подготовки: педагогику как одну; из форм | : духовно-практического освоения мира и музыкально--% педагогическую!;;практику.. - исток и сферу материализации - .! музыкально-педагогических идей. ;к. , В хЬде'исследования использовались, следующие методы: ;|: 1. Теоретические- изучение и анализ научно-- методической .; ;|;. литературы по -теме исследования, обобщение педагогического , і опыта, изучение директивных и нормативных документов.; | ; 2. Педагогические - наблюдение с цегіью определения уровня ; "|v развития профессиональной подготовки студентов различных; |: музыкальных специальностей, анализ продуктов деятельности, '''; анкетирование, г самооценка, беседы с преподавателями ; %. (методистами), руководящими педагогической практикой ^студентов, V | со студентами-практикантами с целью изучения особенностей их 'р>' подготовки, экспертный опрос. ;, У/ |;.. 3... ;С целью выявления! объективных закономерностей;^; |- экспфр и ментальные данные подвергались обработке с помощью-;J- методов математической статистики. І ; 4. Опытно-экспериментальная работа. . .].... "''. :|;': - Опытно-эксперименТальной базой исследования явилась- !|, кафедра музыкального образования Сургутского педагогического У: |; колледжа ; (с 1995 года преобразованного в Государственный-^ | педагогический ^институт). ):'. ^Исследованием были охвачены 62 преподавателя различных -і, l -. >- '-'. ^ ї. -': <, ,. . .. . . | учетных заведений (из ' \ них 23 преподавателя музыкальной Т. |J; кафедры \л 15;: руководителей педагогической практики СурГПИ),; 'W-::m. is-fizz ;*; *:, - ' '; %Ш "$'. .-....- ' :: ' |Ш і;|60 работников дошкольных учреждений города, 120 студентов, из 7 ||;| f учебных групп: 2 группы студентов, (292, 212) по специальности |«Учитель музыки в школе»; 3 Группы студентов (888, 098, 197) "In . ppf-: flno специальности «Музыкальный руководитель в дошкольном Щ-1.учреждении»; 2 группы (596, 801) по специальности |Й{ і«Учитель музыки в школе и музыкальный руководитель в ж 'І дошкольном учрейздении»,. |;[ Диссертационная работа выполнена в следующие сроки: iff; :Ш На первом этапе исследования (1993 - 1995. г. г.)
1Щ -&''' ' '.- . '.'' ж^^; осуществлялась, поисковая работа, направленная на изучение "да *$'' особенностей профессиональной подготовки будущих -учителей :'р||';і:'їя; музыки, а также поиск методов и форм организации и проведения
1 '"^Ї.-'і; опытно - экспериментальной работы. ?Ш{'< -f' На втором этапе (1995 - 1997г.г.) проводился .основной Ї:Ч%' "'# формирующий эксперимент) в процессе которого исследовались основы становления профессиональной подготовки будущих #fl v | специалистов, определялась эффективность выделенной f :s^n -v-.$\
III;^|л: совокупности основных компонентов ее формирования. .';' J||f f; . Третий этап (1997-1998 г.г.) был направлен на уточнение и 'М*;'її;'' проверку объективности, результатов опытно-экспериментальной ж|/:|: работы, обобщение результатов исследования. .;'.:
,;,llf"}'"ІЛ .Научная новизна и Теоретическая значимость исследования . '.!/й . '
ШІЧ| определяется тем, что описана структура, формы и методы !ф-
Щ$Щ-: совершенствования профессиональных умений, уточнена сущность понятия «профессиональная подготовка учителя! музыки
ЙіИІІ' комплексной специализации».. Выявлены основные аспекты йШ?'У* .-$ |Ш v 1ч. профессиональной подготовки, способствующие оптимизации 1^-; j' процесса музы кал ьно^педагогического становления' учителей музыки, обозначены основные факторы, влияющие на изменение J динамики повышения уровня результативности исследуемых i!:.l { Проведенная работа создает реальные предпосылки для \ ' ' ** " і J |; апробации целостной теории интенсификации процесса обучения, І , і і!, разработки концепции управления . музыкально-педагогической ; I подготовкой будущих учителей. Сформулированное понятие f послужит конкретизации структурных компонентов i| профессиограммы, учителя музыки и обогатит категориальный ;,| аппарат музыкальной педагогики как науки. J|. Практическая значимость исследования состоит в разработке; F*.- і, І; I, и внедрении в практику, системы мероприятий, обеспечивающих ;;| подготовку будущих ; учителей музыки к организации >| образовательно-воспитательного процесса в различных . . ,- ! социокультурных условиях, создании модели квалификационной if. ' "'' '"'. ' ' :: : ' - ' >' ;| характеристики учителя музыки с комплексной музыкально- : f - .-' : | педагогической специализацией, методических рекомендаций ;| студентам по совершенствованию профессиональных умений- Іії' ' :'''',' , ':
Щ Теоретические положения, выводы, содержащиеся в работе, могут
1-'>.,-у быть использованы при обучении студентов средних И ВЫСШИХ
Й учебных заведений, а так же в сфере государственного и частного ;| (домашнего) образования и воспитания. .if ' - ,.. . . . .'!.. 1. Аналитические результаты:
Щ 1.1 Исследованы противоречия между современными социально- 'Ч ' :. - . ... :<| экономическими требованиями к деятельности учителей музыки ;и |, процессом их традиционной профессиональной подготовки. ;j. 1.2 Обосновано утверждение о недостаточной эффективности і использования ^возможностей дисциплин предметного цикла и .$ ' . .
I музыкально-педагогической, практики для организаций j образовательно-воспитательного процесса в различных № | социокультурных условиях. ;Ш '/ЩІ'.-): *fs..' >'; '..'" ' "mi:''-X'J'i--r ', ,"'!'-v ' ; - ' ... :Ш- х'ф іі: Теоретические результаты: ; Ш N#-1 Выявлен и научно обоснован комплекс необходимых и }-Щ- і Мйоста'тбчных Мероприятий по совершенствованию ^профессиональной подготовки будущих учителей музыки. лі Ї2.2 Сформулирована основополагающая задача профессиональной ....^ f ^подготовки будущих учителей музыки, заключающаяся в ^^^ целенаправленном развитии студенческой потребности :$fr:. ,.. -.*'j
Интегрировать собственную работу по совершенствованию ^музыкально-педагогических и музыкально-просветительских знаний и умении на практике. : Ш'Щї- \ "I. Прикладные результаты: ." -Щ: :;.:% -. ,;! ;'Ф ^ ! глУ\ —?-," l"№ -.^-'fi-..''$> ; }.&. f#:j 4и .ї.да;. --.<$, .v,vV" ' ' ----31 да* ,l" . =. т? -.,.
3.1 Разработана.система мероприятий, обеспечивающих подготовку будущих учителей музыки к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.
3.2 Разработана, апробирована и внедрена в практику модель t|;: квалификационной характеристики будущего учителя музыки
Ш !$$;' комплексной специализации.
If J ЗіЗ І Разработаны методические рекомендации по f:-.:- .їч%.,.. '..' . -: . . .
1 '.uW: совершенствованию профессиональных умений музыкально- ,fe- та?5 - ; „' р ;Щл педагогической, направленности. * '-Я, Jf}; '." Апробация и внедрение результатов осуществлялись по -Ш-, следующим направлениям: в предварительной опытно-поисковой Sfi ' '>, . ' ; .-. :' '.' ' ;.-.;Р»-а ^|; работе на базах ИГПИ, ДМШ №1 г. Ангарска, СурҐПИ, где автор ;:|:: настоящего исследования преподавал фортепиано, хоровой класс, ||; вел: : концертмейстерскую и исполнительскую работу; , в Ш-'*Щ >№<.&
К» . ;«' :--уц выступлениях по теме исследования на научных конференциях в г.г. Москве, Серпухове, Сургуте; через опубликование научных и If; методических ^материалов; в ходе обсуждения диссертации на кафедра педагогики МПУ и СурГПИ. мт цт «
ММ '. : -;.' :. Ї .'. \\ ': ' /;{' , ||| Структура диссертации: ';'. |j|| . ,". Введение, в котором обосновывается актуальность:;темы, "^І=]ЙГ - г , - -^
111 ; определяются цель, задачи, методы исследования.. ;|8 Глава I. Становление и развитие профессиональной
Я "_. подготовки учителей музыки в России. І!|| . Глава II. Опытно-экспериментальная работа по щШ ' <
Щ . формированию профессиональных умений учителей музыки;.4 |S Заключение, содержащее выводы и практические Ji|| ' :' рекомендации. ' ; ' . '..-. -'{
ШЩ Список использованной литературы. ill Щ Iff
II ЩІІ *гз. >: ts: ті
Приложение. mm >Ш
ШЦї-ЩШ |1»'.'!Й&