Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Яхина Лилия Альфатовна

Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан
<
Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яхина Лилия Альфатовна. Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2000 136 c. РГБ ОД, 61:01-13/1327-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-исторические и культурологические аспекты развития музыкального образования республике Башкортостан 10

1.1 . Этнос и башкирская этнопедагогика: историко-педагогический анализ 10

1.2. Народная музыкальная культура и её роль в этнопедагогике 27

1.3. Становление музыкального образования в республике Башкортостан 41

ГЛАВА 2. Организационно-методические основы профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан 58

2.1. Структура и содержание профессиональной подготовки учителя музыки 58

2.2. Содержательное наполнение национально-регионального компонента ГОС по специальности "Музыкальное образование" в республике Башкортостан 64

2.3. Ход и результаты эксперимента 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

БИБЛИОГРАФИЯ 97

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Сегодня одним из важнейших направлений государственной политики в регионах является возрождение системы национального образования, основанной на народных традициях. Всё большее значение приобретает необходимость усиления национально-регионального компонента в подготовке учителя музыки и приобщения студентов к этнической художественной культуре.

Включение национального музыкального материала в профессиональные образовательные программы высшей школы требует комплексного изучения проблемы на философском, социологическом, искусствоведческом, музыкально-этнографическом уровнях. Однако следует помнить, что комплексное освоение народного искусства должно быть вплетено в систему образования не в качестве отдельных этнографических элементов, играющих роль национального символа, а в форме целостного освоения традиций в её системном виде. Только это позволит познать теснейшую связь народного искусства с жизнью и историей конкретной республики, ее народа.

Данная ситуация обусловила необходимость переосмысления исходных теоретических положений профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан на базе всестороннего изучения закономерностей развития башкирской музыкальной культуры и народной педагогики: в единстве народной и профессиональной музыки (народный фольклор и профессиональное музыкальное творчество), в неразрывной связи исторических воспитательных и образовательных традиций башкир и современных достижений национальной педагогики.

Постоянные социальные перемены и потрясения в обществе заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и народного согласия. К настоящему времени накоплено значительное количество исследований, посвященных проблеме взаимосвязи научной и народной педагогики. Теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах С.А.Аничкина, В. Ф. Афанасьева, Г. Н.Волкова, В. А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Идеи реализации этнических традиций в воспитании представлены в работах И. С. Кона.

Особый интерес представляют научные материалы, в которых этно-педагогические проблемы рассматриваются применительно к особенностям республики Башкортостан (К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина, Ю.З. Кутлугильгина, Л.М. Кашапова, З.Ф. Мубинова, А.М.Сафин и др.).

Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Ю. В. Бромлея, П. Л. Белкова, Л. Н. Гумилёва, С. В. Лурье, С. А. Токарева, Н. Н. Чебок-сарова и других.

Диссертационные исследования С.Е.Беляева, Е.В.Бизиной-Аккерман, И..А.Богданова, Л.М.Кашаповой, И.С.Кобозевой, Т.И.Надеждинской, Н.Х.Халитовой, З.М.Явгильдиной посвящены различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса с использованием народного музыкального опыта.

В решении вопроса музыкального образования учителей музыки с учетом национального компонента и региональных особенностей мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, филологов и историков (Л.П. Атанова, Н.В. Ахметжанова, Р.Г. Кузеев, Л.Н. Лебединский, Л.Н.Нагаева, С.Г.Рыбаков, Р.С.Сулейманов, М.Н.Фархшатов, М.П. Фоменков и др.).

Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема использования традиций национальной музыкальной культуры в музыкальном образовании студентов остаётся недостаточно разрабо тайной: до сих пор не сложилось ее целостного видения в практике высшей школы. Недостаточная сформированность этнопедагогических знаний и умений у выпускников педагогических учебных заведений порождает значительные трудности в сохранении духовного наследия народов Башкортостана, их творческом развитии в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.

Таким образом, обнаруживается явное противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами национальной музыкальной культуры и неразработанностью содержания национально-регионального компонента профессиональных образовательных программ подготовки учителей музыки в республике Башкортостан.

Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и инертностью педагогического образования в данном направлении определило выбор темы нашего исследования: "Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки ".

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и выявлении этнопедагогических основ содержания профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка учителя музыки в ее целостном виде.

Предмет исследования - этнопедагогические основы содержания музыкального образования в республике Башкортостан.

Гипотеза исследования конкретизирована нами следующим образом: эффективность подготовки учителя музыки в республике Башкортостан будет достигнута при условии реализации в учебно-воспитательном процессе педвуза основ традиционной системы музыкального воспитания башкир, включающих:

• опору на исторически сложившуюся систему форм, методов и средств воспитания;

• синкретическое единство народной и профессиональной культуры башкир;

• воспитание ценностного отношения к национальной музыкальной культуре.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:

• проанализировать становление и развитие башкирской этнопеда-гогики;

• раскрыть национальное своеобразие музыкальной культуры и музыкального воспитания башкир;

• определить этнопедагогические основы и на их основе разработать национально-региональный компонент учебного плана и технологию его введения в образовательный процесс;

• проверить и практически подтвердить эффективность построения профессиональной подготовки учителя музыки с учетом этнопедагогиче-ских основ.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношении к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов (Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Д.С.Лихачев и др.); идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов, С.А. Шмаков и др.); психолого-педагогическая теория личности и творчества (Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, Н.В.Кузьмина); ведущие положения теории народной музыкальной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б.В.Асафьев, В.А.Афанасьев, В.И.Баймурзина, З.Кодай и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин).

При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ философско-эстетической, социально-культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ этнопедагогического материала с целью выявления эффективности его включения в национально-региональный компонент профессиональной образовательной программы подготовки учителя музыки в республике Башкортостан; изучение и анализ передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна состоит в следующем:

• проведен ретроспективный анализ развития музыкального образования и воспитания в республике Башкортостан;

• проанализированы и введены в научно-педагогический оборот малоизвестные источники и архивные материалы из области становления системы музыкального образования и воспитания в Башкортостане;

• выявлены и систематизированы традиционные формы, методы и средства музыкального воспитания.

Теоретическая значимость диссертации заключается в:

• определении и адаптации к современной образовательной практике этнопедагогических основ, обеспечивающих воспитание национального самосознания, патриотизма, ценностного отношения и уважения к национальным традициям и обычаям в процессе профессиональной подготовки учителя музыки;

• обосновании и разработке содержания национально-регионального компонента профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 030700 - "Музыкальное образование".

Практическая значимость исследования определяется тем, что

данные об основных закономерностях музыкального воспитания и образования башкир в их взаимообусловленности с этнопедагогическими основами могут быть использованы для возрождения национального самосознания и реконструкции системы музыкального обучения и воспитания в республике в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Результаты исследования нашли отражение в содержании теоретических и практических курсов, используются при подготовке педагогических кадров в республике Башкортостан.

На защиту выносятся следующие положения 1. Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки, являющиеся составной частью обновления существующей системы музыкального образования в республике Башкортостан, включают опору на исторически сложившуюся систему воспитания, синкретическое единство народной и профессиональной культуры башкир, воспитание ценностного отношения к национальной музыкальной культуре.

2.Внесение в содержание национально-регионального компонента учебного плана специальности 030700 - "Музыкальное образование" дисциплин, ориентированных на знакомство, возрождение и сохранение национальных культурно-музыкальных традиций башкир, способствует повышению эффективности профессиональной подготовки учителя музыки и ее содержательному обновлению в соответствии с современной социокультурной ситуацией.

Экспериментальное исследование проводилось на базе музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института, средних общеобразовательных школ № 3, 11, 18, 32 г. Стерлитамака.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1997) изучались теоретические аспекты проблемы,

происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определялись цель, предмет, объект и задачи исследования. На втором этапе (1997-1998) уточнялась гипотеза исследования, определялись структура и организация экспериментального исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (1998-2000) осуществлялись интерпретация и оформление полученных результатов исследования, уточнялись выводы.

Апробация результатов осуществлялась при обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедрах теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ и СГПИ, в выступлениях на научно-практических конференциях в гг. Уфе (1997 г.), Москве (1999 г.), Екатеринбурге (2000 г.), через публикацию научно-исследовательских материалов, путем внедрения в практику работы музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.

Этнос и башкирская этнопедагогика: историко-педагогический анализ

Важнейшей частью передачи молодому поколению накопленного человечеством опыта и знаний является признание непреходящей ценности разных культур. Система образования неотрывна от национальной почвы. Будучи важным фактором удовлетворения национальных и культурных потребностей, приобщения молодого поколения к национально-культурным традициям она "...должна решать двуединую задачу: достижения представителями каждого народа мирового уровня образования при сохранении национальной самобытности и всестороннем приобщении к собственно национальной культуре" [139,с.43].

Конец XX века отмечен усилением внимания к проблемам национального самосознания и межэтнической толерантности в республиках и регионах Российской Федерации, в том числе и в Башкортостане. Сегодня возрождаются отвергаемые ранее педагогические ценности, а педагогическая практика различных этносов рассматривается как потенциальный источник обновления содержательного компонента образования. Этим обусловливается интенсивное развитие этнических наук: этнографии, этнопедагогики, этнопсихологии, этнополитологии, этномузыкологии и т.д. Впервые термин "этнос" (от древнегреческого - стая, группа, племя, народ) появляется на рубеже ХУ111 - XIX вв. вместе с терминами "этнография" и "этнология". В практической деятельности употреблялись прежде всего такие термины, как "племя", "раса", "нация". Постепенно входя в научный обиход в конце Х1Хв., слово "этнос" (главным образом в форме производного от него прилагательного "этнический") использовалось в самых разных значениях: для обозначения ранней стадии в истории человечества, историко-культурных провинций, просто культурных единиц и т.д.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. французский антрополог Ж.Деникер дает более близкую к современному пониманию трактовку этнографической терминологии. Он считал, что под "этническими группами" следует понимать "народы", "нации", "племена", отличающиеся друг от друга языком, образом жизни, поведением. Вместе с тем сам Ж.Деникер в своих работах термину "этнос" предпочитает термины "раса" и "народ" [43,с.41]. В начале XX в. русский этнограф Н.М. Могилянский занял более определённую позицию в данном вопросе, предложив термин "этнос" для обозначения объекта этнографических исследований.

По окончании первой мировой войны этнографическая терминология вновь оказалась в поле зрения ученых. Особенно много сделал русский ученый СМ. Широкогоров (1887-1939), с именем которого обычно связывают первые фундаментальные шаги в создании теории этноса. В своей монографии "Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений" [44] он характеризует этнос как группу людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ею от таковых других. Долгое время доминирующим был взгляд на этнос как на сравнительно небольшие совокупности людей. В послевоенные годы отдельные авторы стали допускать возможность использования данного понятия применительно к крупным общностям людей. Современная этнография рассматривает этносы (этнические общности) как родовое понятие, выделяя три их исторических типа: племя (для первобытного общества), народность (для рабовладельческого и феодального обществ) и нацию (для капиталистического и социалистического обществ) (С.А.Арутюнов [8], Ю.В.Бромлей [44], Н.Н.Чебоксаров [186]).

В современном русском языке пониманию термина "этнос" в известной мере соответствует слово "национальность". Имеются в виду случаи, когда "национальность" понимается как совокупность лиц одной национальной принадлежности независимо от их территориального размещения. Поэтому возникла необходимость "терминологически обособить употребление узкого значения слова "этнос", закрепив за таким его употреблением наименование "этникос" [43,с.49].

Народная музыкальная культура и её роль в этнопедагогике

Культура как общественное явление выступает мерой и способом реализации сущностных сил человека в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духовного производства. Она выступает как определенный результат человеческой деятельности и как предметные социальные условия, социальные возможности человеческой деятельности. В связи с этим материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одной общественной формации могут не совпадать с элементами культуры других народов и эпох. Культура всегда национальна. Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая культура.

Основание классификации видов культуры являются виды человеческой деятельности. В философской литературе широко распространено разграничение культуры на материальную и духовную.

Музыкальная культура по своей природе духовно-материальна. А.Н.Сохор отмечает, что "основное её содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т.д.). Но все они, для того чтобы функционировать в обществе, должны быть "овеществлены", как в различных формах фиксации самой музыки (ноты, звукозапись), так и в отношении к ней, её отражении и осмыслении (устные и письменные высказывания о музыке, "музыкальное поведение" людей). К материальным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные технические средства распространения музыки, помещения, в которых она исполняется, и тому подобное" [161,С.85].

По источникам формирования музыкальная культура делится на народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, а профессиональная - создаётся людьми, работающими в сфере культуры и, как правило, прошедшими специальную подготовку.

В истории становления народной музыкальной культуры Башкортостана можно выделить несколько периодов. Начиная с Х-Х1 веков музыка играет всё более самостоятельную роль: она не только обслуживает ритуалы, но и служит выражением индивидуальных и коллективных чувств, являясь одним из вариантов подпитки положительных эмоций (лирические, плясовые песни); укрепляется в своей практической функции (колыбельные, трудовые и т.д.), стремится донести до слушателя мифологическую и историческую информацию (эпические сказы, былины и исторические песни). На первый план начинают выходить нравственные и эстетические функции музыкальной культуры, которая становится транслятором национального мировоззрения и национального характера, национального музыкального языка. Всё это выражается в совершенствовании текстов и отражении в них общественных идеалов, нравственных ценностей: усложнении напевов и кристаллизации жанровых признаков. Музыкальная культура становится частью народной педагогики в воспитании достойного члена общества и этноса, передающего народные музыкальные традиции из уст в уста, знающего обряды и способного интонировать в национальной манере.

Со второй половины ХУ11 века до середины XIX века в народной музыкальной культуре происходит развитие и обогащение национальных музыкальных языков, укрепляются народные традиции исполнительства. Песни выполняют воспитательные функции, отражая своды нравственных правил, стереотипы общественного поведения, а также формируют национальное интонационное мышление.

С середины XIX века до начала XX века народная музыка наряду с такими традиционными задачами, как формирование нравственной культуры, передача подрастающему поколению национальных общественных идеалов, формирование эстетического сознания, решает и новые задачи, требующие повышения национального самосознания, сохранения национального мировоззрения и национального музыкального языка, а также народных исполнительских традиций.

В общественном воспитании в 20-30 гг. народная музыкальная культура еще имеет достаточно прочные позиции, но с введением новых традиций и праздников, а также с рождением новых жанров (современная народная песня) народная музыкальная культура становится средством социального воспитания и заполнения досуговой деятельности.

В дальнейшем этнокультурная среда, в которой функционирует народная музыкальная культура, постепенно разрушается в связи с процессом коллективизации, репрессированием национальных кадров, свертыванием национальных школ в рамках государственной политики, провозгласившей принцип - "Расцвет и сближение наций". Однако "расцвет" начал растворяться в "теории сближения и слияния наций". Это привело к тому, что личность оказалась оторванной от истории своего народа, от его культуры. Забвение национальных музыкальных жанров и традиций повлекло за собой нарушение системы воспроизводства национальной музыкальной культуры. В результате выросло целое поколение нигилистов, лишенных чувства национальной принадлежности, игнорирующих свой язык и культуру.

Изучение и собирание башкирского музыкального фольклора в силу различных причин началось сравнительно поздно (в 30-е годы XIX в.). Первыми собирателями и исследователями были А. А. Алябьев [4],

Р.Г. Игнатьев [69], П..М. Кудряшов [96], И.П.Покровский [137], С.Г. Рыбаков [149], М.И. Султанов [163] и др. Благодаря им мы знаем, как и что пели башкиры на рубеже веков.

С.Г. Рыбаков явился первым музыкантом-фольклористом, собирателем-профессионалом, который поставил перед собой задачу не только собирания, но и исследования некоторых закономерностей башкирской народной музыки, а также её широкой пропаганды среди русского музыкального общества. Он обращает внимание на интенсивность поэтического творчества башкир, у которых каждое поколение создавало свои песни, и отмечает, что в связи со сменой поколений исчезают целые музыкально-поэтические циклы. Бытуя в устной традиции, не будучи зафиксированными, они заменяются новыми. Вместе с тем, он выделяет устойчивость песен легендарно-повествовательного, исторического характера.

Структура и содержание профессиональной подготовки учителя музыки

Качественное проведение уроков музыки во многом зависит от уровня музыкально-педагогической и методической подготовки специалистов, полученной ими в системе среднего и высшего специального музыкального образования. Профессиональное развитие музыканта - понятие, безусловно, очень широкое. Естественно, что каждый из учебных предметов даёт свои узкоспециальные знания и умения, но все они объединяются общими идеями профессионально-педагогической подготовки и эстетического воспитания студента.

Как справедливо указывает Л.Г.Арчажникова: "Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности проецируется в стенах института. Социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность. Учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет, ему необходимо усвоить определённую сумму философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе" [9, с. 54].

Выдающие педагоги музыканты О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, А.Б. Гольденвейзер, Д.Б.Кабалевский, В.Н. Шацкая и др. подчеркивали многогранность деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В период становления общего образования в нашей стране Б.В. Асафьев указывал на качества, необходимые учителю-музыканту в школе. "Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону" [10, с.65].

В педагогическом наследии О.А. Апраксиной проводится мысль о том, что главной целью преподавания музыки в школе является эстетическое воспитание учащихся. При этом процессы музыкального обучения, воспитания и развития должны быть постоянно взаимосвязаны, основаны на понимании воспитывающей силы музыки, её всестороннего воздействия на человека и, в конечном счете, направлены на формирование у школьников потребности в постоянном общении с ней. Для педагога это означает поиск наиболее эффективных путей введения учащихся в многообразный мир музыки, поэтому, в свою очередь, "музыкальная подготовка будущего учителя должна раскрывать перед ним специфику музыки как искусства, особенности её художественно-образного языка, её познавательную и воспитательную роль" [70, с.З]

В 70-е годы реформа отечественного музыкального образования, начатая Д.Б. Кабалевским, затронула глубинные основы музыкальной педагогики, процесс исследования которых не завершился, а, набирая силу, выявляет всё новые русла и направления. Д.Б. Кабалевский, разрабатывая систему школьных уроков музыки, шел самостоятельной дорогой. Опираясь на свои методические находки, сделанные им в процессе концертной музыкально-просветительской деятельности, он создал принципиально новую концепцию массового музыкального воспитания.

В 90-е годы, в связи с резко изменившимися социальными устоями общества, остро встал вопрос об обновлении структуры и содержания музыкального образования. Были предприняты попытки переработки первоначального варианта программы "Музыка" (под общей редакцией Д.Б.Кабалевского). Для новых вариантов программы характерны: сохранение в неприкосновенности ее концептуальной части и основных методических позиций, пересмотр репертуара и отказ от поурочных методических разработок.

Изменение содержания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе, появление альтернативных учебных программ (Ю.Б.Алиев, Н.А.Те-рентьева, Л.Л.Куприянова. Л.В.Шамина) требуют пересмотра структуры и содержания профессиональной подготовки учителя музыки.

Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на данном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. И структура, и содержание находятся в отношении взаимозависимости.

На сегодняшний день педагогической общественностью достаточно широко обсуждается вопрос о том, какой учитель нужен школе. В целом в общественном сознании уже сложились некоторые представления о тех требованиях, которым должен соответствовать современный учитель. Это гуманистическая направленность его деятельности, ориентация её на общечеловеческие ценности, профессиональная компетентность и способность учителя к творческому решению задач обучения и воспитания, его психологическая готовность к ведению коррекционно-реабилитационной работы с детьми и освоению методики такой работы. Указанные моменты приобретают особую актуальность в свете подготовки педагога-музыканта, учителя широкого гуманитарного профиля.

Процесс гуманитаризации образования нельзя сводить к простому увеличению количественного объёма знаний: прежде всего оно должно быть ориентировано на личность, развитие ее созидательных качеств, способности к эмоциональному переживанию, освоению получаемых знаний как достояния общественной культуры. Изучение педагогического опыта показывает, что изменения структуры и содержания профессиональной подготовки учителя музыки приводят к изменению характера связей компонентов педагогической системы, их взаимодействию и выражаются в целенаправленной взаимосвязи различных дисциплин [124]. Все специальные предметы являются соподчиненными по отношению друг к другу: смежными - по ведущим идеям, понятиям, закономерностям: взаимосвязанными - по содержанию. Содержание профессиональной подготовки будущего учителя музыки охватывает самые разнообразные знания и в их числе:

1) основные специальные понятия и термины, без которых невозможно усвоить ни один из компонентов специальной подготовки;

2) фактические знания основ музыкального искусства и музыкальной деятельности, без которых не понять закономерностей последней;

3) положения, раскрывающие взаимосвязи между предметами и явлениями музыкального искусства и музыкально-педагогической деятельностью учителя;

4) музыкально-теоретические знания, содержащие систему взглядов на закономерности и методы музыкальной деятельности;

5) знания способов музыкальной и педагогической деятельности, специфических методов познания.

В педагогическом процессе можно выделить три основные структуры: педагогическую, методическую, психологическую [28].

Педагогическая структура - это цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации учебной деятельности. В любом педагогическом процессе они есть. Методическая структура - это ряд последовательных этапов достижения поставленной цели. Психологическая структура предполагает процесс развития учащихся и педагогов: мотивов и интересов учения, психофизиологического и психических процессов и т.д. Проектирование любого педагогического процесса, его технология строятся на единстве этих трёх структур [28].

В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях [99].

Рассмотрим деятельность учителя музыки с позиции вышеперечисленных компонентов. Конструктивная деятельность имеет большое значение, поскольку воспитание - это процесс, связанный с внешним воздействием на зону внутренней активности школьника. Учителю необходимо не только планировать свои действия, но и предвидеть, что может дать та или иная линия его поведения, те или иные методические средства или приёмы. Например, особо важно для учителя музыки владение методикой развивающего обучения, так как он имеет дело с большим ученическим коллективом, состоящим из учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и разной степенью музыкальной подготовки.

Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной). В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки приобретает довольно широкий диапазон, поскольку он нередко является основным и единственном проводником музыкально-эстетической культуры.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан