Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Ярыш Владимир Иванович

Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании
<
Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярыш Владимир Иванович. Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ярыш Владимир Иванович; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2010.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1500

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ 14

1.1 Анализ историко-педагогического опыта передачи ремесленных навыков 14

1.2 Культурно-развивающая среда как основа обучения традиционным народным ремёслам в неформальном образовании 40

1.3 Андрагогические принципы в обучении взрослых традиционным народным ремёслам 61

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ 80

2.1 Сравнительный анализ обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании разных стран 80

2.2 Описание экспериментальной модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании 89

2.3 Ход эксперимента и оценка эффективности модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

БИБЛИОГРАФИЯ 138

ПРИЛОЖЕНИЯ 157

Введение к работе

Актуальность исследования.

Традиционные народные ремёсла в России развивались успешно на протяжении столетий. В Советский период ремесленная прослойка населения была истреблена как класс мелкобуржуазных собственников. Соответственно прервалось и естественное развитие ремёсел. В современной обновлённой действительности ход их развития должен быть оправдан новым содержанием, новыми формами, новыми подходами в подготовке мастеров.

В настоящее время большое количество взрослых вовлечено в процесс самопроизвольного освоения традиционных народных ремёсел, но они лишены возможности получения необходимых сведений в этой области. Такие люди нуждаются в квалифицированных педагогах, как и сами ремёсла нуждаются в поддержке и необходимом поступательном развитии. Традиционные народные промыслы, сохранившиеся в советский период, в настоящее время не способны справиться с этой задачей - у них другая специфика, другие задачи и другие возможности. Опыт различных стран, таких как Латвия, Германия, Норвегия, Тайвань, США показывает, что именно взрослые, в массовом порядке занимающиеся повседневной ремесленной практикой в неформальном образовании, способны не только вобрать в себя и сохранять отработанную веками ремесленную информацию, но и планомерно целеустремлённо развивать её, передавать другим поколениям, как в практическом, так и теоретическом направлениях, преумножая богатства страны. В связи с этим становится актуальной задача обучения взрослых традиционным народным ремёслам на основе культурно-развивающей среды в неформальном образовании (non-formal education — англ.), под которым понимается систематизированное обучение с целенаправленной деятельностью обучающихся вне учебных заведений, отвечающая потребностям и интересам обучающихся (С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова). В ряде научных исследований

(Л.В. Орлова, П.Н. Магомедова, З.Ф. Исламова, Л.В. Резанов, Р.Ш. Халикова, Г.А. Поровская, О.Ю. Тимонина, O.K. Рашидов, Е.А. Гутовская, Н.Г. Оверин) раскрываются педагогические возможности в обучении народному искусству. Однако в большей степени эти работы посвящены подготовке учителей средней школы и воспитателей детских садов. Между тем, именно взрослые, занятые традиционными народными ремёслами в свободное от работы время, способны решить проблему сохранения ремёсел в необходимом для общества масштабе.

Ремёсла были широко представлены во всех городах Древней Руси, и опыт их развития невозможно переоценить для построения успешной работы по обучению людей традиционным народным ремёслам в настоящее время. Но, как отмечает Э.Д. Днепров, «к 80-м годам XX века в историографии отечественной школы и педагогики наибольшее отставание проявлялось в области освоения педагогического наследия Древней Руси». В дореволюционное время, когда Россия была полуаграрной страной, ремёслами занимались, в большей степени, крестьяне. В наше индустриальное время к традиционным ремёслам по разным причинам тянутся люди, в основном, проживающие в городах. Поэтому опыт прошлых веков не только подлежит кропотливому изучению, но и переосмыслению с учётом современных тенденций в развитии общества.

Существует и ещё один аспект нашего внимания к данной проблеме. Это стабилизация жизни людей в сельской местности, в процессе которой сельская школа призывается занять одно из ведущих мест. Сельская школа может явиться распространителем традиционных ремёсел не только среди школьников, но и среди их родителей, всех жителей села, содействуя делу патриотического воспитания, уважения к культуре собственного народа, делу сохранения и передачи ремесленных знаний следующим поколениям и сохранению сельского уклада жизни (Г.А. Федотова).

Однако в настоящее время недостаточно разработаны и апробированы

модели, формы, методы передачи ремесленных знаний и навыков в неформальном образовании, основанные на принципах бытования народного искусства с учётом современной действительности, последних достижений ан-драгогики и средового подхода в педагогике. Средовой подход основательно рассматривается в трудах Ю.С. Мануйлова, В.А. Левина, Г.Г. Шека, Г.Ю. Беляева, М.Н. Стартовой, Т.К. Говорушиной, В.И. Трухова и др. Вместе с тем, роль культурно-развивающей среды при обучении взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании в них не затрагивается и само обучение не моделируется.

Анализ сложившейся ситуации в обучении взрослых традиционным народным ремёслам позволяет сделать вывод о существовании противоречий между:

— большим количеством исследований, разрабатывающих средовой
подход в педагогике и отсутствием специальных работ, посвященных моде
лированию обучения взрослых традиционным народным ремёслам в нефор
мальном образовании;

потребностью общества в подготовленных мастерах и всё ещё недостаточным предложением образовательных услуг со стороны государства для их подготовки;

потребностью людей, уже занимающихся изготовлением ремесленных изделий, в получении дополнительных навыков по ремеслу и отсутствием достаточного количества разработанных и апробированных моделей передачи ремесленной информации;

— повышенной безработицей и нехваткой способов трудоустройства
людей.

Приведённые противоречия определили выбор темы диссертации. Объект исследования: обучение взрослых традиционным народным ремёслам.

Предмет исследования: модель обучения взрослых традиционным на-

родным ремёслам на основе культурно-развивающей среды в неформальном образовании.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая апробация модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании на основе культурно-развивающей среды.

Гипотеза исследования: эффективное обучение взрослых традиционным народным ремёслам может быть обеспечено, если:

создана модель обучения, основанная на культурно развивающей среде;

в учебном процессе реализуются принципы андрагогики (предварительная оценка способностей обучающихся не производится, опора на опыт обучающегося, незамедлительное применение результатов обучения на практике и др.);

используется древнерусский, российский и зарубежный опыт в данном направлении;

обеспечивается международное сотрудничество мастеров, занимающихся традиционными народными ремёслами, с целью сохранения традиционной культуры, а также вхождения России в международное культурное сообщество.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогические, философские, культурологические, искусствоведческие, археологические, историко-этнографи-ческие, и методические материалы, связанные с проблемой исследования.

  2. Определить особенности культурно-развивающей среды обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании.

  3. Выявить формы и способы передачи ремесленных знаний из поколения в поколение в различные исторические эпохи России.

  4. Определить андрагогические принципы, способствующие обучению взрослых традиционным народным ремёслам.

5. Разработать и апробировать экспериментальную модель обучения взрослых традиционным народным ремёслам в условиях культурно-развивающей среды.

Методологическую основу исследования составили:

- философские и культурологические труды Н.А. Бердяева, Д. Дьюи,
Н.О. Лосского, Ж.-П. Сартра, Мартина Хайдеггера, Л. Шестова, Карла Юнга,

Карла Ясперса и др.;

- положения гуманистической педагогики Я.А. Каменского, Я. Корча-
ка, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Р. Хавигхерста, СТ.
Шацкого и др.;

- фундаментальные исследования в области психологии и андрагогики
Б.Г. Ананьева, С.Г. Вершловского, Л.С Выготского, М.Т. Громковой,

П. Джарвиса, СИ. Змеёва, Ю.Н. Кулюткина, А.Р. Лурии, А.Е. Марона, С.Л. Рубинштейа, Г.А. Федотовой, P.M. Шерайзиной, Kathryn Patricia Cross, Malcolm S. Knowles, Abraham H. Maslow, Sharan B. Merriam, Raymond J. Wlodkowski и др.;

исследования по средовому подходу в педагогике Л.П. Буевой, П.В. Вахтерова, В.П. Воронцовой, Л.С. Выготского, С.С. Моложавого, П.Ф. Кап-терева, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, М.Н. Стартовой, В.Е. Трухова, СТ. Шацкого, В.Н. Шульгина, В.А. Ясвина. и др.;

искусствоведческие труды о теории развития традиционных народных ремёсел в историческом аспекте, в современном обществе И.Я. Богуславской, СИ. Бутылиной, В.М. Василенко, B.C. Воронова, И.Я. Дурасова, М.А. Некрасовой, М.К. Тенишевой и др.;

археологические труды о ремесленном ученичестве в древней Руси А.В. Арциховского, Г.Н. Бочарова, Б.А. Колчина, М.В. Малевской, Б.А. Рыбакова, Е.А. Рыбиной, М.В. Седовой, В.Л. Янина и др.;

историко-этнографические труды о передаче ремесленных знаний

А.П. Алсуне, В.А. Барадулина, СВ. Бахрушина, Ф.И. Буслаева, А.У. Грекова, М.М. Громыко, Д.К. Зеленина, СП. Исенко, А.Я. Каргане, СВ. Максимова, Т.Я. Шпикаловой, и др.;

— исследования по состоянию ремесленничества в монастырях, содержащиеся в сочинениях богословов Православной Церкви (Антония Великого, Василия Великого, преп. Венедикта, преп. Пахомия), в житиях русских святых, в трудах В. Успенского, Т.В. Барсегян, Бориса Зайцева, и др.

Концептуальная позиция автора диссертации во многом сформировалась на основе анализа собственной экспериментально-педагогической практики, этнографических экспедиций, международного сотрудничества.

База экспериментального исследования: «Народный самодеятельный коллектив «Студия декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста» Новгородского городского дворца культуры, мастер-классы по плетению в США.

Методы исследования: анализ философской, социологической, психологической, педагогической, андрагогическои и исторической литературы по исследуемой проблеме, контент-анализ исторических источников; педагогический эксперимент, опрос, экспертная оценка, тестирование, интервью, визуальные наблюдения, моделирование.

Этапы исследования.

I этап (1993-2004) — предварительное становление экспериментальной
модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в «Народном
самодеятельном коллективе «Студия декоративно-прикладного искусства
«Новгородская береста» Новгородского городского дворца культуры.

II этап (2004-2007) - формирование гипотезы исследования, формули
рование целей и задач, определение объекта и предмета исследования, нако
пление эмпирических и теоретических сведений и окончательное оформле
ние экспериментальной модели обучения взрослых традиционным народным
ремёслам в неформальном образовании. Проведение педагогического экспе-

римента для апробации данной модели. Изложение промежуточных результатов исследования на научных конференциях и в публикациях.

III этап (2007-2008) — анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, подготовка научных статей и текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культурно-развивающая среда обучения взрослых традиционным народным ремёслам - это образовательная среда, в которой системно выстроенные элементы андрагогической, художественной, народно-ремесленной культуры являются основой передачи ремесленных знаний и умений, а также источником развития творческой личности.

  2. Модель обучения взрослых традиционным народным ремёслам, созданная на основе культурно-развивающей среды с учетом принципов анд-рагогики и народного опыта, в состоянии активно способствовать сохранению и передаче следующим поколениям традиционных народных ремёсел и выступать современной формой работы с взрослыми в системе неформального образования. Такая модель способна охватить всё нарастающее количество взрослых, желающих заниматься традиционными народными ремёслами, и стать одной из форм современного бытования народного искусства.

  3. Эффективность модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам, выстроенной на основе культурно-развивающей среды, определяется следующими критериями: теоретико-историческое освоение берестяного ремесла; художественно-техническое освоение берестяного ремесла; изменение в мотивации к последующей ремесленной деятельности.

Научная новизна исследования:

— выявлены исторически сложившиеся формы передачи ремесленных знаний в России (мастер-ученик, мастер-подмастерье-ученик в Древней Руси, инструктор для обучения крестьян ремеслу в дореволюционной России, подготовительные классы в ремесленных школах первых лет советской власти и

др.) как значимые элементы для построения современной модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании;

теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены возможности использования средового подхода как основополагающего действенного механизма в моделировании обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании;

определено понятие культурно-развивающей среды обучения традиционным народным ремеслам;

разработана и апробирована экспериментальная авторская модель обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании на основе культурно-развивающей среды, современных достижений андрагогики;

научно обоснованы критерии определения эффективности обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании: теоретико-историческое, художественно-техническое освоение ремесла; изменения в мотивации к последующей ремесленной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

выявлены исторические формы, методы, дидактические приёмы передачи ремесленных знаний из поколения в поколение в России, начиная с периода Древней Руси по настоящее время;

сформулированы концептуальные основы культурно-развивающей среды в неформальном образовании, представляющей собой разновидность образовательной среды и выведенной из педагогического пространства той местности, где она формируется;

определена структура культурно-развивающей среды в неформальном образовании: исторический опыт ремесленного творчества народа, выраженный в словесности и произведениях декоративно-прикладного искусства; культурные и научные учреждения города; культурно-исторические ценности города, страны, мирового сообщества; архитектурно-

пространственные особенности региона; возможности природных ресурсов;

теоретически обоснованы возможности реализации культурно-развивающей среды в моделировании обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании: педагогическое пространство, как объективная данность, позволяет педагогу, исходя из имеющихся условий, составлять гибкий набор взаимосвязанных компонентов для построения своей культурно-развивающей среды, являющейся источником развития творческой личности, обладающей целостным, открытым к познанию и созиданию мировоззрением;

раскрыто структурное содержание педагогической модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании;

разработана диагностическая база для определения уровней постижения профессиональных навыков обучающимися традиционным народным ремёслам в неформальном образовании (анкеты, тесты, критерии оценки результатов).

Практическая значимость исследования:

предложенная модель обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании может быть применена в городских и сельских школах, приходских воскресных школах для взрослых, домах народного творчества, клубах и дворцах культуры;

результаты исследования могут быть использованы для составления спецкурсов в различных образовательных учреждениях, а также при разработке учебных программ, пособий, механизмов диагностики обучения взрослых традиционным народным ремёслам;

студийная форма работы по обучению взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании на основе предложенной модели может стать одной из форм бытования традиционных народных ремёсел в нашей стране;

- разработанный диагностический инструментарий (анкеты, тесты,

критерии оценки результатов обучения) могут быть применены различными объединениями по работе с взрослыми при обучении их традиционным народным ремёслам.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием проверенной и общепризнанной методологии познания в области педагогики и психологии творчества, оптимальным выбором экспериментальной базы, применением комплекса взаимодополняющих диагностических методик, сочетающих качественный и количественный анализ полученных данных, 16-летним педагогическим опытом автора данного исследования по обучению взрослых традиционным народным ремёслам в «Народном самодеятельном коллективе-студии декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста» Новгородского городского дворца культуры, опытом обучения взрослых традиционному берестяному творчеству в Латвии, США, Германии, Франции, Норвегии и Тайване.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на конференциях: Духовные начала русского искусства и образования (Никитские чтения) В. Новгород 2004, 2005, 2006, 2007, 2008; Дни науки НовГУ В.Новгород 2005, 2007; Неделя образования взрослых. Акция Юнеско. Анапа 2006; в ходе 16-тилетней работы студии «Новгородская береста» Новгородского городского дворца культуры; при обучении взрослых: в посёлке Шимск Новгородской области в 1995 — 96 гг.; в Новгородском областном колледже искусств им. СВ. Рахманинова с 2001 по 2009 гг.; в г. Самара (фольклорная смена «Берестечко» в областном летнем юношеском лагере «Жигули») 2003, 2005, 2006, 2007, 2008; в Германии 1996, 1998, 2008; Латвии 1991; Норвегии 2003; США 1994, 1997, 1999, 2001, 2003, 2006, 2008, Франции 2000; на Тайване 2004; в многочисленных выставках творческих работ.

Материалы исследования отражены в 12 публикациях — 7,52 печатных листов.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе «Теоретические основы обучения взрослых традиционным народным ремеслам» рассматриваются вопросы передачи ремесленных знаний из поколения в поколение от периода древнего Новгорода до современного времени; основные идеи средового подхода в педагогике, понятие «культурно-развивающая среда обучения», основные положения андрагогики применительно к обучению традиционным народным ремеслам.

Вторая глава «Экспериментальное исследование модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам» посвящена сравнительному анализу системы обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании в России и других странах (Латвия, США); теоретическому обоснованию и экспериментальному подтверждению модели обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании, изложению модели.

Анализ историко-педагогического опыта передачи ремесленных навыков

Благодаря раскопкам в Великом Новгороде, мы обладаем обширным материалом о ремёслах древней Руси и можем составить представление о том, как передавались ремесленные знания в городах того времени.

К началу 80-х годов прошлого века археологи обнаружили в Новгороде 25 мастерских ремесленников, занимавшихся обработкой металлов: «открыты производственные комплексы литейщиков, изготовлявших кресты, перстни, браслеты, церковную утварь; мастерские медников» [Колчин, Хорошев, Янин, 129]. Новгородский археолог Б.А. Колчин пишет, что на Неревском раскопе в слоях X - XV вв. было обнаружено 500 жилых домов и в каждом были найдены продукты ремесел в металле, глине, стекле и больше всего в дереве [Колчин 1971, 7].

Мы много знаем об изделиях древнего Новгорода, но, к сожалению, пока не обладаем в достаточной мере сведениями о самих ремесленниках и об обучении ремеслу в ту пору. Почти нет сведений об ученичестве и более чем в 1000 берестяных грамот, найденных, в основном, в Новгороде.

Как отмечают исследователи, грамотных новгородцев в первой половине XIII в. было не более 10% взрослого населения. В то время, как и в странах Западной Европы, общая грамотность населения Руси не превышала 2%. Грамотными было духовенство, представители администрации, часть феодалов и часть торговцев. Ремесленникам в меньшей степени это было необходимо, поэтому в берестяных грамотах торговля, например, нашла отражение, а ремесло почти нет [Геллерштейн, Кошелева, 33]. В летописях такая информация появляется только с XVI века [Арциховский. Новгородские ремёсла 1939; 6].

Кое-что всё же можно узнать из берестяных грамот.

Грамота 119. сер. 10-х - сер. 30-х гг. XII века: «От Рознега. Я дал Гюр-гевичу без девяти кун две гривны. Возьми и раздай людям» [Зализняк, 273]. Черепнин Л.В. предполагает, что Гюргевич старейшина артели ремесленников, «люди» - члены артели, «две гривны без девяти кун» - заработанные ими деньги, а Рознег — заказчик (богатый человек или представитель власти) [Черепнин, 261].

На свинцовой пластине XI-XII вв. надпись: «От Носка к Местяте. За-озерич отрок и суздалец Ходутинич в прошлом году крыли. Возьми две гривны для нас». И здесь Черепнин видит артель [Черепнин, 261].

В грамоте 383. 80-е — 90-е гг. XIV века [Зализняк, 273] можно увидеть мастера и подмастерья [Черепнин, 263].

Черепнин полагает также, что в грамоте 21. 10-е - нач.20-х гг. XV века [Зализняк, 650] речь идёт о переписке двух новгородских ремесленниц [Черепнин, 266].

В грамоте 288. 10-е - 30-е гг. XIV в. [Зализняк, 541] речь ведётся о необходимом количестве разного материала для отбеливания полотна мылом и белилами [Черепнин, 266].

В грамоте 644 сер. 10-х - 20-е гг. XII в. речь о том, что некая женщина отдала два кольца для перековки их в височные подвески [Зализняк, 267].

В грамоте 549 сер. 60-х - сер. 90-х гг. XII в. заказ художнику персонально от священнослужителя на изготовление икон за бесплатно, или за оплату, если художник пожелает [Зализняк, 407].

Приведённые грамоты говорят о многообразии ремесленного творчества в древнем Новгороде XI - XV вв.: работают отдельные мастера и артели; мастерам заказываются определённые предметы ремесла из материала мастера или заказчика; заказы могут быть в разных городах; в мастерской мастер может работать с подмастерьем или учеником; артель может состоять из четырёх человек: мастера (старейшины), двух подмастерьев и одного ученика; мастера сходных профессий сотрудничают между собой; заказы поступают от священников, богатых людей и даже женщин.

Надо заметить, что количество мастеров в артелях в этот период доходило и до 200-300 человек, где дело касалось строительных работ [Рыбаков, 707-708].

В XII веке иногда мастерская была одновременно и жилищем для нескольких поколений мастеров, где навыки передавались в кругу семьи [Ма-левская, 37].

Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу о своеобразных экзаменах на получение звания мастера в Древнем Новгороде в XII веке. Для этого мастеру нужно было изготовить сложный предмет — шедевр [Рыбаков, 299 - 300].

Склонных к ремеслу детей часто отдавали в ученичество, о чем говорят письменные источники XI - XII веков [Колчин 1953, 148]. Обучение у мастера было платным и уже к началу XV века в некоторой степени было регламентировано законодательными актами [Рыбаков, 704 - 706].

Культурно-развивающая среда как основа обучения традиционным народным ремёслам в неформальном образовании

Термин «среда», как философская категория, происходит от французского Milieu и означает окружающий мир. Введён в научный оборот Иполли-том Тэном в работе Histoire de la literature anglaise, изданной в 1863 году. «Среду рассматривают как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно». В социологии означает внешние жизненные обстоятельства (природные, географические, социально-экономические и другие), «которые могут или принизить индивида, или создать ему преимущества» [Философский словарь: основан Г. Шмидтом... 2003, 423].

Влиянием среды на педагогический процесс ученые заинтересовались сравнительно недавно. Западноевропейские специалисты активно обсуждают эти проблемы, начиная с 60-х годов прошлого столетия (К. Левин, Г. Сирлс, Дж. Гибсон, Р. Баркер). В нашей стране с 20 - 30-го годов XX столетия (А.С. Макаренко, А.С. Пинкевич, С.С. Моложавый, Л.С. Выготский и другие).

Решая вопросы воспитания и образования, человек организует среду в соответствии с данными задачами, руководствуясь традициями, опытом, научными достижениями и уровнем развития общества на данный момент. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал, что в основании воспитания лежит идеал человека, исходящий из понятий народа в определённый период его развития [Ясвин, 14]; что общественное образование лишается основы, если нет среды, сформированной на основе научных знаний [Мануйлов 2002, 37]. По словам Л.Н. Толстого школы должны соответствовать возможностям среды; Ф.М. Достоевский также отмечал влияние среды и общества на становление личности [Мануйлов 2002, 37].

Далее идеи средового подхода в педагогике развивали Н.Н. Иордан 41ский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, А.Г. Калашников и другие.

Подводя итог первым десятилетиями советской власти в развитии идей средового подхода, Ю.С. Мануйлов подмечает, что «педагогическая цель по отношению к среде как средству воспитания связывалась, то с развитием индивидуальности, то с формированием личностного типа»; что развитие как индивидуальности, так и социального в личности — есть крайности, которые можно избежать только «при соблюдении меры индивидуального и социального при постановке воспитательных целей и сбалансированности развивающих и формирующих влияний среды» [Мануйлов 2002, 45].

Эта мысль о сбалансированности индивидуального и социального в личности при постановке воспитательных целей ценна для построения нашей модели, так как мастер, по сути, всегда стремится к индивидуальному, а наша задача придать этому индивидуальному в мастере социальное значение.

Во второй половине двадцатого столетия идеи средового подхода развивали Л.И. Новикова, В.А. Караковский, A.M. Сидоркин и многие другие. Ю.С. Мануйлов даёт обобщённое толкование влияния среды на содержание и характер образования:

«1. Среда оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на систему, соответственно, предоставляя свободу выбора или ограничивая выбор возможностей;

2. Развитие ведёт к появлению индивидуально неповторимого в личности, а также формирует типические черты и адаптивность к социальной среде. Чем шире круг возможностей, тем вариативнее развитие индивидуума. И наоборот, чем уже, тем однозначнее формирование типа, детерминированного неустранимыми активными факторами среды;

3. Развивающая роль среды усиливается в точках бифуркации (переломные, кризисные моменты), являющихся своеобразными точками роста социальных систем. Формирующая роль среды обнаруживает себя в промежутках, в интервалах между точками» [Мануйлов 2002, 24]. «Развивать, значит освобождать индивида от зависимости обстоятельств, а формировать — ограничивать свободу и независимость условиями бытия». Процессы развития и формирования взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Среда способна развивать и формировать индивидуальность, что позволяет рассматривать её как средство управления становлением личности [Мануйлов 2002, 24].

Мануйлов выводит и формулировку средового подхода, которую мы разделяем: «Средовой подход - это подход со стороны среды, которая выступает детерминантом выбора субъектом способов взаимодействия. Движение мысли идёт от среды к объекту рассмотрения (воспитания), а не от субъекта взаимодействия» [Мануйлов 2002, 76 - 77].

Но, вместе с тем, Ю.С. Мануйлов отмечает недостаточную разработанность этой темы в педагогике последних лет: «Продолжает описываться в традиционной расплывчатой манере... Не разработано и представление об образе жизни детерминированного средой... Недостаточно проработана проблематика управления воспитательной системой и развитием личности в ней. Не ясно, к примеру, как можно использовать среду в качестве средства управления? Каковы пути превращения среды в воспитательное пространство?..» [Мануйлов 2002, 70].

Данные утверждения ещё раз доказывают необходимость совершенствования средового подхода в различных отраслях педагогики.

Сравнительный анализ обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании разных стран

Обратимся к опыту стран, в которых сложились устойчивые национальные модели обучения взрослых традиционным народным ремеслам.

Прежде всего уточним значение термина «модель».

«Модель (от лат. modulus — мера, образец, норма), в логике или методологии науки - аналог (схема, структура, знаковая система) определённого фрагмента природной или социальной реальности... Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им» [Философский энциклопедический словарь 1983, 382].

Модель - «изображение существенных элементов исследуемого предмета или процесса, которое характеризуется однозначной связью соответствующих знаков с этими элементами. Модель наглядна, если сочетание элементов и пространственно-временные отношения учитываются таким образом, что возникает определенная похожесть, позволяющая по модели узнать оригинал» [Философский словарь 2003, 278].

Научное моделирование — это «отображение свойств и отношений реального объекта на специально созданном для этого материальном или идеальном объекте, называемом моделью» [Философский словарь 2001, 338]

Проще говоря, «это метод исследования различных объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности» [Ясвин 2001; 34]. «Моделирование в обучении имеет два аспекта: модель как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и М. как учебное действие, средство обучения. С помощью М. удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому» [Педагогический энциклопедический словарь 2003, 146].

Во многих развитых странах с середины 80-х годов прошлого века в неформальном образовании стали набирать силу различные объединения (гильдии) взрослых по традиционным видам ремёсел: плетение, ткачество, лоскутная техника, резьба по дереву, керамика и др. Например, в США.

Рассмотрим американскую модель обучения взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании.

В США получили развитие многочисленные гильдии мастеров, некоторые из которых переросли в обширные объединения, собирающие сотни людей в масштабах страны для совместного творчества - конвенции (фестивали), в каждой из которых принимают участие до 1000 мастеров тех или иных направлений. Такие фестивали мастеров по плетению проходят, например, в Мичигане и Северной Каролине.

Ассоциация корзинщиков Мичигана возникла в 1980 году [АМВ Convention 2001, 6]. В 2001 году в ней насчитывалось 1611 членов [Association of Michigan Basket Makers 2001].

Ассоциация корзинщиков в Северной Каролине - в 1987 году. На Фестивале плетения "20 Years of Weaving With Friends" (March 16-19), организованной этой ассоциацией в 2006 году присутствовало около 750 человек. Все - члены данной ассоциации [NCBA Convention 2006].

Мы попросили нескольких видных американских мастеров по плетению выступить в качестве экспертов для нашего исследования [Опрос американских мастеров проводился в марте 2006 года на фестивале мастеров по плетению в Северной Каролине]. По их мнению, в настоящее время американское общество имеет следующую структуру увлечений традиционными ремеслами в неформальном образовании (ремёсла названы по убыванию, начиная с наиболее популярного вида творчества):

Сьюзен Купер. Сарасота Флорида. 1954 г.р. Занимается плетением 21 лет: вязание - вышивка на ткани — бисер — плетение корзин — лоскут - резьба по дереву — домашнее изготовление книг.

Линда Сура. Хьюстон Техас. 1950 г.р. Занимается плетением 24 года: керамика - стекло — бисер - токарные и резные работы по дереву — вязание крючком — лоскут - плетение корзин - домашнее изготовление книг.

Флоренс Хоппе. Ром Нью-Йорк. 1942 г.р. Занимается плетением 40 лет. Опубликовала 2 книги по плетению: вязание - бисер - стекло - лоскут - домашнее изготовление книг — вышивка - плетение корзин - резьба по дереву.

Донна Карлсон. Ванкувер Вашингтон. 1929 г.р. Занимается плетением 31 лет: вязание - плетение корзин - лоскут.

Вилма Зиглер. Сан Диего Калифорния. 1931 г.р. Занимается плетением 41 лет: керамика - глина - ткачество на традиционном крестьянском станке -плетение корзин - вышивка - лоскут - вязание - вязание крючком - домашнее изготовление книг — декорирование маленьких вещиц для украшения своего дома, квартиры, то есть жилища.

Джуди Олни. Роли Массачусетс. 1941 г. р. Занимается плетением 31 лет: домашнее изготовление книг - лоскут - бисер - вязание - резьба по дереву - вышивка - плетение корзин — изготовление свечей.

Похожие диссертации на Обучение взрослых традиционным народным ремёслам в неформальном образовании