Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья Филатов, Сергей Анатольевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филатов, Сергей Анатольевич. Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Филатов Сергей Анатольевич; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/343

Введение к работе

Актуальность исследования. Экологическая ситуация и сложные социально-экономические проблемы в жизни современного общества оказывают все более негативное влияние на здоровье подрастающих поколений. Среди абитуриентов российских вузов, в том числе вузов музыкальных, из года в год возрастает количество граждан, страдающих ослабленным слухом, зрением, другими заболеваниями. С одной стороны, эта категория молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вполне адекватно вписывается в общий контингент студентов, способных осваивать образовательные программы высших учебных заведений. С другой стороны, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает применение новых подходов к процессу обучения, позволяющих обеспечить качество профессиональной подготовки, соответствующее образовательным стандартам.

Сказанное в полной мере относится к студентам музыкальных вузов, имеющим ограниченные возможности здоровья. Поступив в музыкальный вуз, работающий по государственным образовательным стандартам, такие студенты нацелены на получение полноценного высшего образования и на дальнейшее применение полученных компетенций, знаний и умений в профессиональной деятельности. Поэтому от содержания, форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья зависит в будущем их личностная и профессиональная самореализация. Среди задач, которые призван решать педагогический коллектив музыкального вуза, принимающего на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, выделим задачу развития творческих способностей – базового личностного качества профессионала-музыканта.

Исследование проблемы творческого развития личности связано с именами крупнейших представителей отечественной педагогики и психологии. Среди них – Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Л. С. Выготский, М. И. Махмудов, И. Я. Лернер и др. Структура творческого процесса, отражающая в целом феномен творчества, изучалась и изучается рядом отечественных (В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. В. Кульневич, В. Д. Губин, В. В. Давыдов, И. И. Зарецкая, В. А. Малахов, Г. С. Альтшулер, Ю. Б. Борев, П. П. Кремер, С. Х. Раппопорт, И. В. Страхов и др.) и зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон, Ч. Д. Спилберг, Р. Б. Кэттел и др.)

В русле педагогики музыкального образования творческое развитие учащихся рассматривалось такими авторами, как Л. Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др. Вместе с тем, труды указанных ученых не связаны с анализом педагогического процесса, направленного на формирование творческих качеств людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что развитие творческих способностей таких студентов-музыкантов требует поиска соответствующих педагогических средств и методов, направленных на устойчивую профессионализацию в процессе музыкального образования.

Незаменимым подспорьем в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья может служить персональный компьютер и связанные с ним музыкально-компьютерные технологии.

Музыкально-компьютерные технологии – молодая, интенсивно развивающаяся область науки и педагогики. Находясь на грани, соединяющей музыкознание и информатику, эта область затрагивает педагогику, музыкознание, музыкальную звукорежиссуру и музыкальную акустику.

Так, с точки зрения педагогики музыкального образования, данные технологии выступают как важная составляющая музыкального образования, нацеленная на формирование разносторонних специалистов. В настоящее время среди музыкально-компьютерных технологий можно выделить экспериментальные дисциплины, образовательные стандарты для которых находятся в стадии разработки. Однако внедрение данных технологий в учебно-образовательных процесс на разных уровнях – от колледжа до вуза – уже началось. Это – одна из актуальных задач современной музыкальной педагогики.

Музыковеды (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, И. К. Кузнецов и др.) придерживается взгляда на музыкально-компьютерные технологии как на обновленные средства изучения музыкальной выразительности. Эти средства дополняют традиционные подходы, отражающие опыт, накопленный за несколько последних столетий.

Для музыкальной звукорежиссуры рассматриваемые технологии предоставляют уникальные возможности создания аудио-образа как на основе реального («живого») звука, так и на основе компьютерных примеров звучания, объединенных в компьютерные базы данных (И. А. Алдошина, Б. Я . Меерзон, Ю. А. Ковалгин, Л. И. Макриненко, Ф. Р. Ньюэлл и др.)

Музыкальная информатика является на сегодня необходимым компонентом музыкального образования. Она включает следующие основные музыкально-компьютерные технологии: аранжировку, нотографию, MIDI-технологию, а также цифровую обработку музыкальных сигналов (С. И. Баскаков., Л. М. Финк, А. Б. Сергиенко, Ю. Сато и др.)

Музыкальная информатика и музыкальная акустика включают элементы компьютерного моделирования, прилагаемые к акустическим объектам (музыкальные сигналы), и поэтому могут быть отнесены к сфере компьютерного моделирования.

В целом в педагогике музыкального образования под музыкально-компьютерными технологиями принято понимать:

  1. направление профессиональной подготовки студентов (например, бакалавриат «Музыкально-компьютерные технологии»);

  2. совокупность специальных музыкальных дисциплин учебного плана того или иного образовательного направления (например, музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии и др.);

  3. совокупность методов профессиональной подготовки музыкантов, связанных с работой на компьютере и применяемых в процессе освоения разных дисциплин учебного плана

В настоящей диссертации под музыкально-компьютерными технологиями мы будем понимать совокупность средств и методов освоения специальных дисциплин, формирующихся на базе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний. Музыкально-компьютерные технологии позволяют не только обеспечить успешное освоение тех или иных учебных модулей, но и интенсифицировать процесс развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что открывает им путь к дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности.

Проблемы применения музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе рассматривались в разных аспектах в трудах Г. Г. Белова, В. О. Белунцова, И. Б. Горбуновой, И. М. Красильникова, В. В. Медникова, В. С. Ульянича и др. Однако в педагогических работах не затрагивалась проблема применения музыкально-компьютерных технологий для профессионального становления студентов.

Анализ работы высших музыкальных учебных заведений, изучение психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, осмысление опыта обучения студентов, имеющих ограничения по здоровью, выявили ряд противоречий:

– между увеличивающимся количеством студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием теоретического и методического обоснования профессиональной подготовки таких людей в вузе;

– между широким применением компьютерной техники в образовательном пространстве России и отсутствием музыкально-компьютерных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для тех студентов, у которых имеются ограничения по здоровью;

– между содержанием учебных планов подготовки музыкантов-профессионалов в сочетании групповых и индивидуальных занятий и отсутствием должного методического обеспечения, позволяющего с помощью музыкально-компьютерных программ развивать творческие способности каждого студента при освоении специальных музыкальных дисциплин на основе индивидуализации обучения.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: какие музыкально-компьютерные технологии следует применять при профессиональной подготовке студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе музыкально-компьютерные технологии, позволяющие успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в музыкальных вузах.

Предмет исследования: педагогические условия применения музыкально-компьютерных технологий в процессе освоения образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональное становление студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если:

– процесс освоения различных образовательных программ и модулей в музыкальном вузе будет сочетать традиционные формы обучения и музыкально-компьютерные технологии, позволяющие индивидуализировать изучение специальных музыкальных дисциплин;

– применение музыкально-компьютерных технологий будет направлено на развитие творческих способностей студентов как основополагающего качества личности профессионала-музыканта, включающих элементы композиторского, компьютерно-художественного и научного творчества;

– эффективность применения музыкально-компьютерных технологий будет отслеживаться на основе поэтапного анализа результатов освоения специальных музыкальных дисциплин и их коррекции с помощью авторских специальных компьютерных программ для обработки звука, а также методов преобразования фрагментов компьютерных музыкальных звучаний.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. обосновать теоретические подходы к анализу музыкально-компьютерных технологий в педагогической и музыкально-педагогической теории и практике;

  2. определить место музыкально-компьютерных технологий в содержании специальной музыкальной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;

  3. проанализировать педагогические условия использования музыкально-компьютерных технологий с целью развития творческих способностей студентов музыкальных вузов;

  4. апробировать в опытно-экспериментальной работе авторские музыкально-компьютерные технологии (звукорежиссура, компьютерный анализ, композиторское творчество и др.); определить их эффективность в процессе профессионализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическую основу исследования составили: идеи целостного, компетентностного и деятельностного подходов; принципы гуманистической нравственности и духовных оснований музыкальной деятельности; положения о личности как непреходящей ценности бытия, как субъекте, способном преобразовать себя и свое внутреннее «я»; представления о единстве микро- и макромира в процессе познания и творческого освоения культурных ценностей.

Теоретическую основу исследования составили труды по философии, социологии, культурологии (В. Г. Афанасьев, М. С. Коган, В. Н. Садовский, Ю. В. Шаронин и др.); работы в области психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Саенко, Н. Ф. Талызина и др.); исследования музыковедов, затрагивающие проблему музыкального восприятия и музыкальных способностей (С. С. Скребков, Е. В. Назайкинский., В. В. Медушевский и др.); труды в области применения музыкально-компьютерных технологий (В. О. Белунцов, Д. В. Николенко, П. Л Живайкин, С. П Полозов и др.); концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, Г. Н Григорьев, М. В. Емельянова, М. С. Каган, М. В. Кларин, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.); психолого-педагогические теории творческой деятельности (Б. М. Теплов, Ю. П. Платонов, Я. А. Пономарев, А. Маслоу и др.); научные концепции в области музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Ю. Б. Алиев, Л. А. Баренбойм, А. Л. Готсдинер, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.); исследования в области музыкальной акустики и музыкальной информатики (Е. Л. Александров, И. А. Алдошина, С. Н. Лебедев, Е. В. Медведев, Ю. В. Петелин, Р. Ю. Петелин, В. А. Трусова, С. А. Цоллер и др.)

Для решения сформулированных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный и др.), диагностические методы (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, обобщение психолого-педагогического опыта и др.); метод компьютерного моделирования; метод статистической обработки данных.

Достоверность результатов исследования основывается на применении научной методологии исследования, а также на использовании современных концепций и методов диагностики и изучения педагогического процесса. Обработка экспериментальных результатов базируется на простейших понятиях математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры музыкальной звукорежиссуры, акустики и информатики в Государственном специализированном институте искусств; докладывались на теоретических семинарах Государственного специализированного института искусств; освещались в докладах на конференциях в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова («Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве»; 2011 г., 2012 г.), на конференциях Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Григорьевские чтения» (2007 – 2012 гг.), на конференциях в Государственной классической академии им. Маймонида (2009 г., 2010 г., 2012 г.), на конференции «Проблемы художественного творчества» (Всероссийские научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012 г., доклад и мастер-класс). В 2011 – 2012 гг. на основе материалов исследования подготовлен и прочитан цикл лекций «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование» для преподавателей Государственного специализированного института искусств.

Экспериментальной базой исследования являлись Государственный специализированный институт искусств, а также Государственная классическая академия им. Маймонида. Исследованием было охвачено 203 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2012 гг.

На первом этапе (2005-2007 гг.) была изучена и проанализирована научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, были сформулированы основные теоретические параметры; уточнялась постановка задачи; разрабатывались основы экспериментальной методики; осуществлялся констатирующий этап.

На втором (формирующем) этапе (2007 – 2010 гг.) осуществлялось построение авторских музыкально-компьютерных технологий (создание компьютерной модели статистического анализа музыкальных сигналов, оформление трехступенчатой методики «синтез – анализ – обработка сигнала»).

На третьем этапе (2010 – 2012 гг.) осуществлялись статистический анализ и системная обработка результатов экспериментального исследования, а также проводилась работа по обобщению полученных результатов. На основе обобщения полученных результатов сформулированы основные выводы, а также завершена подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– разработан и апробирован комплекс авторских музыкально-компьютерных технологий (интерактивный мультимедиа, цифровая обработка звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе программ – музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ – нотных редакторов и др.);

– проведен сравнительный анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе применения традиционных методов обучения и авторских музыкально-компьютерных технологий;

– определены педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: интеграция содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения, включение студентов в разнообразную творческую деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами и др.), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов, внедрение спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование», осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику высшего профессионального музыкального образования. В работе конкретизировано содержание понятия «музыкально-компьютерные технологии», которые рассматриваются как совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин, входящих в образовательные программы высших учебных заведений; определены теоретические основы разработки музыкально-компьютерных технологий, интегрирующих музыкальную акустику, музыкальную информатику и другие специальные музыкальные дисциплины, входящие в образовательные программы «Звукорежиссура», «Музыкальное исполнительство» и др.; доказана эффективность авторских музыкально-компьютерных технологий в развитии творческих способностей студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, а также научно-методический материал по проблеме исследования (программа спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование») позволяют совершенствовать процесс подготовки студентов-музыкантов и студентов – музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе высших музыкальных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музыкально-компьютерные технологии в контексте содержания профессионального музыкального образования представляют собой совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин (музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии) на основе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний.

  2. Авторские музыкально-компьютерные технологии, разработанные для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, представляют собой интерактивный мультимедиа, цифровую обработку звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе программ – музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ – нотных редакторов.

  3. Применение музыкально-компьютерных технологий позволяет создать педагогические условия для развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь способствует более эффективному освоению образовательных программ, являющихся основой профессии музыканта. Среди педагогических условий:

– взаимодействие содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения;

– включение студентов в разнообразную интегративную деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов;

– внедрение в учебный процесс спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование»;

– осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (219 наименований). Работа содержит материалы иллюстративного характера: 23 рисунка, 1 таблицу, 3 диаграммы.

Похожие диссертации на Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья