Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования профессиональных навыков и функций специалиста 12
1.1. Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста: изученность проблемы в психолого-педагогической науке 12
1.2. Современные научные подходы к организации и содержанию комплексной деловой игры при обучении специалиста 34
1.3. Проектирование комплексных деловых игр в обучении специалиста в
условиях техникума 53
Глава 2. Организационно-педагогические условия управления формированием профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр 77
2.1. Организационная модель формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр 77
2.2. Педагогические средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр 110
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр 144
Заключение 165
Литература 170
- Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста: изученность проблемы в психолого-педагогической науке
- Организационная модель формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр
- Педагогические средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях модернизации современной российской экономики одной из ведущих задач профессионального образования является формирование нового типа специалиста - не рабочей силы как таковой, а социально активной личности с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной компетентности, охватывающей всю совокупность физических, интеллектуальных и деловых навыков и функций специалиста.
Как указывается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р, развитие человеческого потенциала должно обеспечить экономический рост страны в средне- и долгосрочной перспективе. Основным условием реализации такой задачи является повышение качества профессионального образования.
Профессиональное образование сегодня - это базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования конкурентоспособной личности. В качестве одного из важных средств повышения его эффективности в научно-педагогической литературе рассматривается применение современных образовательных технологий, основанных на применении активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен: решение изобретательских задач, дискуссии, «круглые столы», «мозговой штурм» и др.
Особое место среди них принадлежит игровым методам, в том числе деловой игре. Независимо от конкретной направленности их применения - в учебных целях или для решения реальных научных, производственных, организационных задач, - деловые игры дают возможность наиболее полно осваивать и развивать профессиональные навыки и функции специалиста. Их
4 использование ориентирует на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, живой обмен мнениями между ними, выработку правильного понимания содержания изучаемой темы, ее связи с жизненной и производственной практикой.
Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных учебных или производственных ситуациях. Она выступает как средство и метод подготовки и адаптации к профессиональной деятельности и социальным контактам. Отличие деловой учебной игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебной ситуации.
Особенно широко деловые игры стали использоваться в последние годы. Возросшие требования к личности современного учителя стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе педагогических вузов. Широкое распространение попыток применения деловых игр (ДИ) имеет как позитивную, так и негативную сторону. Позитивная состоит в том, что подтверждаются возможности деловых игр как инструмента формирования личности профессионала, достигается цель активизации учебного процесса. Отрицательные последствия возникают в тех случаях, когда разработчик деловой игры не опирается на какие-либо психолого-педагогические или научно-методические основы и берет от игры только ее внешнюю форму, а преподаватель (часто он же и разработчик) использует этот инструмент, не пытаясь разобраться, с каким педагогическим явлением имеет дело. Считается, что деловая игра - это «тяжелая артиллерия» и применять ее надо
5 в тех случаях, когда цель не может быть достигнута более простыми, привычными и надежными средствами.
Анализ теоретической литературы показывает, что решение проблемы формирования профессиональных навыков и функций специалиста с помощью активных методов обучения привлекает к себе пристальное внимание многих ученых-педагогов.
В создании общетеоретического фундамента изучения проблемы профессионализма современного специалиста большую роль сыграли труды М.В.Аверина, А.Г.Асмолова, И.В.Бестужева-Лады, Л.С.Выготского, Р.Х.Гильмеевой, Э.Ф.Зеера, И.А.Ильина, В.А.Кан-Калика, Л.Н.Когана, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернера, Б.Ф.Ломова, В.Я.Ляудис, А.К.Марковой, Г.В.Мухаметзяновой и др.
Вопросам содержания и технологий профессионального образования посвящены труды С.И.Архангельского, А.А.Вербицкого, В.И.Горовой, В.В.Карпова, Н.В.Кузьминой, И.Б.Моргунова, Ю.Л.Полевого, В.М.Соколова, А.И.Субетто, С.А.Тихомирова, Л.Н.Харченко, В.А.Шаповалова и др.
Теория и практика деловых игр как формы или метода обучения разрабатывалась Н.П.Аникеевой, Ю.С.Арутюновым, М.М.Бирштейном, А.А.Вербицким, Н.И.Дереклеевой, В.С.Дудченко, Ю.Н.Емельяновым, Д.Н.Кавтарадзе, А.П.Панфиловой, Г.П.Щедровицким и др.
Однако, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников и передовой педагогической практики, целостного представления о системе формирования навыков и функций современного специалиста средствами деловой игры в педагогической науке не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий:
- между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам формирования профессиональных навыков и функций специалиста и отсутствием адекватных технологий реализации данного процесса в системе среднего профессионального образования;
- между значительным потенциалом игровых технологий и.
недостаточной разработанностью организационно-содержательных условий
их применения в процессе формирования профессиональных навыков и
функций специалиста в системе среднего профессионального образования;
- между объективной потребностью современной системы среднего
профессионального образования в высокоэффективных педагогических
технологиях, в том числе игровых, и преобладанием у большинства
преподавателей традиционных, не отвечающих современным требованиям
методов обучения.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в научном обосновании процесса формирования профессиональных навыков и функций современного специалиста средствами деловой игры.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация системы формирования профессиональных навыков и функций современного специалиста средствами деловой игры.
Объект исследования - формирование профессиональных навыков и функций современного специалиста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия управления формированием профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
Гипотеза исследования: формирование профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр будет эффективным, если:
- данный процесс строится на основе современных научных подходов к
игровой технологии;
- учитываются особенности комплексных деловых игр в системе
среднего профессионального образования;
7 проектирование содержания комплексных деловых игр* ориентировано на основные профессиональные навыки и функции специалиста — выпускника техникума;
- организационная модель формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр включает педагогические средства повышения эффективности данного процесса. Задачи исследования.
Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
Определить критерии эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
Выявить и научно обосновать особенности организации и содержания комплексных деловых игр как средства формирования профессиональных навыков и функций специалиста.
Разработать модель управления формированием профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функций; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании; современные теории методов обучения. В рамках методологии системного анализа использован структурно-номинативный подход к разработке структуры и содержания теории формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр.
Теоретическую основу исследования составляют:
8
теория профессионального образования (Л.И.Анцыферова,
С.И.Архангельский, СЯ.Батышев, А.В.Беляев, Н.В.Васина, В.И.Горовая, И.А.Малашихина, В.П.Намчук, Л.С.Подымова, Г.М.Соловьев, В.А.Сластенин, А.Н.Ходусов, Т.И.Шамова и др.);
идеи личностно ориентированного (Е.В.Бондаревская, М.В.Кларин, И.А.Колесникова, И.Б.Котова, Ю.А.Лобейко, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина), рефлексивного (Т.М.Давыденко, В.А.Петровский, Л.С.Подымова), технологического (В.П.Беспалько, М.М.Левина, Н.Ф.Талызина) подходов к развитию образования и управлению педагогическими системами (В.И.Горовая, В.Н.Гуров, Т.М.Давыденко, И.А.Малашихина, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, В.А.Шаповалов и др.);
теория педагогического проектирования (О.С.Анисимов, В.И.Загвязинский, С.И.Краснов, В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.);
теория игр и игровой технологии (Т.А.Апинян, М.М.Бирштейн, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, А.П.Панфилова, В.Я.Платов, Г.П.Щедровицкий и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методы:
теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта,
абстрагирование, моделирование;
эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод
(изучение школьной документации и результатов деятельности),
эксперимент;
статистические: количественная и качественная обработка материалов
методами математической статистики, педагогическое измерение,
множественное сравнение.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ставропольский кооперативный техникум.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет (2003-2006 гг.) и включало три этапа.
На первом этапе (2003-2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической, научно-методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, теоретически разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
На втором этапе (2004-2005 гг.) проводилась работа по внедрению указанной модели на экспериментальной базе; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке и совершенствовании организации системы управления процессом формирования профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексная деловая игра рассматривается как средство формирования профессиональных навыков и функций специалистов в системе среднего профессионального образования; впервые разработаны организационно-педагогические условия управления формированием профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых игр.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «деловая игра», «комплексная деловая игра»; определены
10 особенности комплексной деловой игры в системе среднего профессионального образования; проанализированы и дифференцированы научные подходы к организации и содержанию комплексной деловой игры при обучении специалиста; обоснованы теоретические основы проектирования комплексных деловых игр в процессе обучения специалиста в условиях техникума.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке организационной модели формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр, а также педагогических средств повышения эффективности данного процесса. Разработанные в ходе исследования деловые игры и рекомендации пс их применению могут быть использованы в системе среднего профессионального образования при подготовке специалистов широкого профиля.
Положения, выносимые на защиту.
1. Комплексная деловая игра - это психолого-педагогический,
дидактико-технологический феномен, выражающийся в имитации в игровой
форме учебно-познавательной, практико-ориентированной ситуации,
решение которой направлено на формирование значимых умений и навыков
обучающихся.
2. Особенностями комплексной деловой игры в системе подготовки
специалистов в учреждении среднего профессионального образования
являются: комплексность решаемых в ходе игры дидактических задач;
интеграция учебных дисциплин (курсов, модулей, тематических разделов);
этапность организации и содержания игры; органическое единство всей
совокупности компонентов игры.
3. Организационные условия формирования профессиональных
навыков и функций специалиста в обучении на основе комплексных деловых
игр.
4. Педагогические средства эффективности формирования
профессиональных навыков и функций специалиста в обучении на основе
комплексных деловых игр.
5. Модель управления формированием профессиональных навыков и
функций специалиста на основе комплексных деловых игр.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются применением широкого спектра различных прошедших апробацию методик, адекватных цели и задачам исследования. Надежность полученных данных подтверждается тщательным качественным и количественным анализом результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в работе 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2006), выступлений на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, Краевой научно-исследовательской лаборатории по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы.
Объем и структура диссертации: диссертация изложена на 187 страницах, иллюстрирована 4 рисунками, содержит 5 таблиц. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 218 наименований, в том числе 10 иностранных авторов.
Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста: изученность проблемы в психолого-педагогической науке
Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных, а именно активных, форм и методов обучения - важная задача, стоящая перед педагогами. Активные формы обучения значительно повышают эффективность учебного процесса, который ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, живой обмен мнениями между ними. Кроме того, учебный процесс нацелен на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы, ее связи с жизненной практикой, что, в конечном счете, и приводит к возникновению и упрочению партнерских взаимоотношений по следующим направлениям: преподаватель - студент, студент - студент, преподаватель - преподаватель.
Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных, кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры. Деловые игры позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность ситуаций, близких к реальным, происходящих в повседневной жизни. Студентам предлагается на основе конкретной, постоянно изменяющейся ситуации вырабатывать управленческие решения, которые учитываются при моделировании следующих этапов развития. Это создает условия для оценки эффективности тактики управления, выбранной студентом, способствует ее совершенствованию и закреплению практических навыков. Игровой метод обучения является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление этого метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного по методу «здесь и теперь» использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи студентам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку, по мнению А.А.Вербицкого (1991), «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» (Вербицкий, 1991, с. 128).
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе ( совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом -общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» (Управление персоналом. Словарь-справочник, 2000).
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Игра - один из видов деятельности человека и животных. Как указывает А.П.Панфилова (2006), «детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры» (Панфилова, с. 22).
Самым близким предшественником деловых игр является зародившаяся в XVII-XVIII веках военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как "военные шахматы", потом как "маневры на карте". Военные игры, изобретенные герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф, 1992). Интересно, что в XIX веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров.
Организационная модель формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр
Конкурентоспособность современного образовательного учреждения зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества, удовлетворить свои потребности в самореализации, самовыражении.
В соответствии с этим в основу практической части нашего исследования легло понимание обучения не как процесса «передачи» готовых знаний от преподавателя обучающемуся, а как широкого взаимодействия между обучающим и обучающимся, как способа осуществления педагогического процесса с целью развития личности будущего специалиста посредством организации усвоения им профессиональных необходимо и значимых знаний и способов деятельности. Другими словами, это процесс стимулирования и управления внутренней и внешней активностью обучающегося, в результате которой происходит освоение профессионального опыта.
В целом, основными организационными атрибутами методов игрового моделирования являются следующие:
игровое моделирование имитирует тот или иной аспект целенаправленной профессиональной деятельности; - участники игрового моделирования получают разнообразные игровые и профессиональные роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
- игровые действия регламентируются системой правил, штрафов и поощрений;
в игровом моделировании преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;
- подавляющее большинство деловых игр носит условный характер;
- регулирование процесса игрового взаимодействия включает в себя блоки: концептуальный, сценарный, постановочный, сценический, блок анализа, критики и рефлексии, блок оценивания работы участников игры и блок обеспечения информацией.
Кроме того, большое значение для эффективности обучения посредством деловых игр имеет организация игрового поля (коммуникативного пространства). Это необходимо для того, чтобы игровые технологии легко «вписались» в учебную программу независимо от своего типа, не мешая при этом традиционному способу обучения (лекции, семинары, практические, контрольные работы).
Все вышерассмотренное легло в основу разработки организационной модели формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр, представленной на рис. 1 предлагаемого диссертационного исследования.
Суть экспериментальной части нашего исследования заключалась во внедрении в практику работы учреждений системы среднего профессионального образования разработанной нами модели, а также в проверке ее эффективности. При этом сравнение результатов, полученных на всех этапах эксперимента, осуществлялось в динамике внутреннего развития учреждения.
В соответствии с целью и задачами опытно - экспериментальной работы нами были выделены три компонента модели: структурный, дидактико - технологический, организационно - управленческий.
Структурный компонент модели представляет собой последовательность основных этапов и операций деловой игры в традиционном варианте, что было вызвано необходимостью выделения составляющих универсального характера:
1) информационно - теоретический этап;
2) организационный этап;
3) основной этап;
4) заключительная дискуссия.
Вместе с тем, фактически, в опытно - экспериментальной работе эти этапы представляли собой достаточно крупные блоки, объединяющие в себе целый ряд отдельных этапов и операций.
Педагогические средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр
Ориентация современной образовательной практики в области подготовки специалистов на принцип диверсификации дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой из существующих дидактических моделей, включая авторские. В соответствии с этим разрабатываются различные варианты содержания образования, используются возможности современной дидактики в целях повышения эффективности образовательных структур; научно обосновываются новые идеи и образовательные технологии.
В соответствии с этим к основным средствам реализации данной идеи А.П. Беляева относит следующие:
- создание интенсивных, гибких, дифференцированных систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной деятельности;
- непрерывное развитие личности на основе гуманизации, интеграции, демократизации и дифференциации образования;
-создание системы непрерывного профобразования (допрофессиональное - начальное - среднее - высшее - дополнительное -научной подготовки);
- кооперация учебных заведений и производства;
- многоуровневость и многопрофильность профобразования;
- переход от технократического подхода в развитии системы профобразования к социально-педагогическому, гуманитарному и др.
Комплексная деловая игра как форма организации образовательного процесса в области подготовки специалистов способна воплотить на практике большинство из указанных выше средств и принципов, а также подходов. Вместе с тем, являясь специфической формой имитации человеческой активности и социального взаимодействия, она также требует особого методического оснащения и обеспечения. Наибольший интерес в контексте избранной проблемы, по нашему мнению, представляют педагогические средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выделить в качестве основных и наиболее важных следующие педагогические средства:
- создание специального игрового (коммуникативного) поля;
- формирование позитивной игровой/мотивацииюбучающихся;
- налаживание системы; обратной связи\между участниками деловой игры;
- повышение компетентности педагогов в области игрового моделирования.
Остановимся на них подробнее.
Создание специального игрового (коммуникативного) поля позволяет осуществлять обучение увлекательно для обучающихся и удобно для преподавателя, поскольку на его основе игровые технологии достаточно хорошо вписываются в учебную программу, не мешая традиционному способу обучения (лекции, семинары, практические, контрольные работы\
Само игровое поле как педагогическое явление замечательно характеризует в своих работах А.П. Панфилова, рассматривающая игровое поле (коммуникативное пространство) как специально подготовленное и организованное пространство, оборудованное для удобств игрового интерактивного взаимодействия, коммуникативной работы в командах, совместных дискуссий и пленумов (Панфилова, 2006).
Как подтвердила наша практика, место проведения игрового занятия оказывает существенное влияние на его эффективность и удовлетворенность участников. Оно должно быть не только оснащено всеми необходимыми материально-техническими средствами, но и иметь располагающую к общению атмосферу. Другими словами, преподаватель должен позаботиться об организации игрового поля (пространства) для того, чтобы создать насколько возможно подходящую обстановку для себя и учебной группы. Некомфортные условия (слабое освещение, духота, нехватка мест, прикрепленная к полу мебель и т.п.) могут ухудшить работу преподавателя и снизить способность обучающихся слушать и запоминать; это особенно важно учитывать при проведении деловых игр.