Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Максимова Наталия Леонидовна

Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников
<
Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимова Наталия Леонидовна. Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006 235 с. РГБ ОД, 61:06-13/2239

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогики чувашского народа 17

1.1. Сущность и содержание нравственной культуры будущих социальных работников 17

1.2. Возможности этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения 58

1.3. Моделирование процесса формирования нравственной культуры студентов посредством этнопедагошки чувашского народа 81

Выводы I главы 112

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского парода 115

2.1. Программа процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогики чувашского народа 113

2.2. Сочетание организованного опыта с естественным педагогическим экспериментом по формированию нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа. Результаты и итоги эксперимента 163

Выводы II главы 188

Заключение 190

Литература 197

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни общества, особенно актуальным становится вопрос о формировании нравственной культуры подрастающего поколения.

Нравственная проблематика встает всякий раз и звучит с новой силой в переломные эпохи, в кризисные периоды общественного развития, в условиях, когда происходят изменения в иерархии ценностей: их пересмотр, переоценка, переосмысление.

Кроме того, в современной России наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений прогрессивные традиции народов России, сопоставляя различные педагогические системы. Изучение традиционного педагогического опыта формирования нравственной культуры народов России может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Именно поэтому на современном этапе развития общества перед российским образованием стоит задача обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования нравственной культуры молодого поколения, являющегося носителем национального идеала.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, способные обогатить мировую цивилизацию и педагогическую мысль. За многовековую историю сформировалась духовная культура, самобытный нравственный уклад, сохранились до наших дней обычаи и традиции, которые мы встречаем в устном народном творчестве, в отношении к природе, в народных промыслах, традициях гостеприимства, на которых воспитыва-

лось и продолжает воспитываться молодое поколение. Переосмысление педагогического народного опыта позволяет выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы, способствующие формированию нравственной культуры молодежи. Особенно эта задача важна при подготовке будущих социальных работников.

Социальный работник действует во имя людей и для их блага. В связи с этим решение любой актуальной проблемы должно рассматриваться с учетом потребностей и интересов клиентов. Нет дела более нравственного, чем то, которое делает сегодня социальный работник - содействие в преодолении бедности и обустройстве жизни и быта людей, защита человека.

Нравственность социального работника - это прежде всего его стремление делать добро и пресекать зло, сохранять в себе и укреплять чувство долга и ответственности перед людьми, чьи интересы он должен удовлетворять. Люди ждут от него облегчения своих житейских трудностей. Совесть как бескомпромиссный нравственный контролер не должна давать ему покоя ни днем, ни ночью, если что-то недоделано, не сделано или сделано не так, как люди требуют. Критерием правильности принимаемых управленческих решений в социальной работе является уровень их нравственного содержания.

Сейчас российская социальная работа находится в первых рядах структур российского гражданского общества, призывает к консолидации созидательных сил на определенной духовной основе, обращается к ценностям мировой цивилизации, к национальной идее, к прогрессивной идеологии. Современная российская социальная работа вобрала в себя все основные черты гуманизма, соответствует системе нравственных ценностей народа.

Проблемы формирования нравственной культуры подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей: В.Г. Белинско-

го, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л. Кольберга, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Пес-талоцци, Н.И. Пирогова, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.Я. Яковлева и других.

На необходимость проведения специальной воспитательной работы в области формирования нравственных ценностей указывают в своих трудах педагоги и психологи Ш.А. Амонашвили, М.Н. Аплетаев, О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, А.А. Гусейнов, Е.Н. Ильин, Г.Е. Залесский, А.В. Зосимовский, Н.Д. Зотов, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Н.И. Монаков, Э.И. Моносзон, Л.И. Рувинский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и другие исследователи.

Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. Русский ученый Г.С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составной части педагогической культуры народа, при этом он рассмотрел некоторые вопросы нравственного воспитания. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Содержание, средства и методы формирования нравственной культуры в русской народной педагогике рассмотрены СМ. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х.Х-М. Батчаевой. Приведены духовно-нравственные основы воспитания в системе непрерывного образования как аспект комплексного прогнозирования в исследованиях Н.И. Калакова.

Педагогические традиции разных народов исследовались в работах ученых Б.А. Александровой, З.П. Васильцовой, Г.С. Виноградова, О.П. Фетисовой (традиции русского народа), Т.И. Мацейкива, М.И. Стельмаховича (украинцев), А.П. Орловой (белорусов); Ш. Арсалиева (чеченцев); Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой (чувашей); Н.С. Гончаровой (туркменов); А.Э. Измай-

лова (казахов); А. Умарова (таджиков); Т.Г. Тимошиной (мордвы); Э.Ш. Ан-гановой (бурят); Р.С. Исрафилова (народов Дагестана); СП. Беловоловой (алтайцев); В.П. Анискова, В.Т. Афанасьева, А.П. Беликовой, Н.А. Миненко, А.В. Мордовской, А.Н. Яковлевой и др. (культуру и быт народов Сибири). Г.У. Убайдуллаев рассматривает народную педагогику как элемент общественного сознания. Дает социально-философский анализ этнопедагогики русской нации В.А. Бакаев.

Большое значение имеют исследования по использованию традиций народной педагогики в воспитании школьников и студентов (В. Апышев, Х.Х. Батчаева, Т.И. Березина, А.Г. Глазырин, О.И. Давыдова, З.К. Дахужева, А.Е. Земляков, Д.Е. Иванов, И.В. Крюкова, Л.М. Лейко, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, Е.Ф. Широкова, М.Н. Шувалова и др.).

В теории и практике вузовского образования разрабатываются различные аспекты подготовки будущего социального работника, направленной на совершенствование системы профессиональной подготовки работников социальной сферы (Д.Е. Иванов, Г.Д. Кузнецова, В.А. Сластенин, Е.Н Соро-чинская, М.Г. Харитонов, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

Вместе с тем вопросы формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа исследованы недостаточно, а педагогический опыт народа, средства, формы и методы еще не стали предметом серьезного изучения в рамках вузовской программы.

Кроме того, согласно ответам (на констатирующем этапе) будущих социальных работников на вопрос об отношении к культуре своего народа, ее нравственному компоненту 34,7% студентов считают, что знают ее хорошо; 52,6% - знают частично; 11,2% - плохо и 1,5% - не знают совсем. При этом 73,8% опрошенных студентов отметили, что хотели бы больше узнать о культуре своего народа, его традициях нравственного воспитания. В то же время 10,5% из них отметили, что этнокультурные различия их раздражают.

Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. В связи с этим очевидно противоречие между потребностью общества в специалистах, способных и готовых использовать опыт и достижения этнопедагогики в области формирования нравственной культуры, и низким уровнем практической готовности преподавателей вуза к выполнению данного вида деятельности.

Педагогическая наука и практика на современном этапе нуждаются в конкретизации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования нравственной культуры подрастающего поколения. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями

между потребностью общества в повышении эффективности формирования нравственной культуры и недостаточным уровнем развития необходимых личностных морально-нравственных качеств молодого поколения;

между осознанием необходимости исследования идей и опыта этнопедагогики в процессе формирования нравственной культуры студентов и недостаточной теоретической и методической разработанностью этого педагогического феномена;

- между необходимостью целенаправленного использования этно
культурного материала в процессе формирования нравственной культуры
студентов и недостаточной разработанностью научно обоснованных педаго
гических подходов к его введению в учебно-воспитательный процесс выс
шего учебного заведения.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики формирования нравственной культуры студентов с использованием этнопедагогики чувашского народа свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса

для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса формирования нравственной культуры студентов вуза, а также необходимость использования народных традиций и фольклора в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагоги-ки чувашского народа?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система формирования нравственной культуры будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

Предмет исследования - процесс формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа.

Гипотеза исследования: формирование нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа будет проходить более эффективно, если

- идеи народной педагогики включаются в содержание, формы и ме
тоды формирования нравственной культуры студентов;

обеспечивается этнопедагогическая направленность формирования нравственной культуры будущих социальных работников с учетом эписте-мического аспекта и аксиологически-ценностного подхода;

учебно-воспитательная работа строится на основе модели процесса формирования нравственной культуры студентов с использованием идей и опыта этнопедагогики чувашского народа.

В соответствии с целью исследования и предложенной гипотезой сформулированы следующие задачи:

  1. выявить возможности этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения;

  2. разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

  3. выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры студентов посредством этнопедагогики чувашского народа;

  4. определить основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах творческого развития личности; концептуально-теоретические изыскания отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов по вопросам народной духовной культуры, сопряженные с темой диссертационного исследования. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность и объективность фактов; связь истории с современностью; диалектика общего, особенного и частного; системный подход к анализу явлений воспитания и образования.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие

сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Н.И. Калаков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.П. Шиянов и др.);

историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Н.К. Гончаров, В.И. Додонов, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Г.Б. Корнетов, В.В. Мака-

ев, Л.Н. Модзалевский, Т.Н. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, М.Ф. Шабаева и др.);

психологические основы воспитания и образования (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон и др.);

результаты исследований по теории гуманистического воспитания (Р.А. Валеева, Я. Корчак, П. Летерсон, А.С. Макаренко, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С. Френе, Р. Штайнер, и др.);

проблемы формирования нравственной культуры (Г.Н. Волков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.В. Махова, И.В. Павлов, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, М.И. Скоморохова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.);

- результаты исследований, посвященных ценностным ориентациям
современной молодежи (Б.С. Алишев, Е.А. Гришина, СП. Дырин,
СН. Иконникова, И.М. Ильинский, А.В. Кирьякова, А.О. Кошелева,
Г.Г. Силласте, М.И. Суртаев, И.С Чальцева, Ч.А. Шакеева, Р.Х. Шакуров и

др);

проблемы народной педагогики (Г.С Виноградов, В.И. Водовозов, А. Духнович, Л.В. Кузнецова, Г.В. Палаткина, Т.Н. Петрова, И. Сенигов, А.Ф. Хиндбидзе, Е.Л. Христова и др.);

нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егорова, Л.В. Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, СС Танхасаева, М.А. Терентия, Г. Теучёж, СМ. Шакарян, Л. Энеева и др.);

- роль народной педагогики в воспитании нравственных ценностей
(А.Ю. Аксенова, П.А. Апакаев, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Е. Земляков,
Г.В. Лисовенко, Д.С Лихачев, Ш. Марджани, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов,
К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов, В.К. Шаповалов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследова
ния;

социологический опрос, анкетирование, беседы, дискуссии, тестирование;

изучение результатов развития нравственной культуры и мировоззренческой позиции студентов (сочинения, дневники, опорные конспекты, доклады, рефлексивные тексты);

изучение источников формирования нравственной культуры студентов путем составления и анализа монографических характеристик и проведения гуманитарной экспертизы;

- констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Обработка полученных в ходе исследования результатов проводилась

с использованием методов социометрии, анализа и синтеза данных и их последующей педагогической интерпретацией.

Экспериментальная база исследования

Исследование проводилось в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 258 студентов и 15 преподавателей. Экспериментальная группа включала в себя 125 студентов, контрольная -133 студента.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998 - 2000 гг.) проводилось изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, этнопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за учебной деятельностью студентов. На данном этапе была разработана методика диагностики уровня развития нравственной культуры студентов и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2001 - 2004 гг.) было продолжено теоретическое

исследование проблемы, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы; проводился формирующий эксперимент, направленный на мотивацию принятия и освоения нравственных ценностей студентами; определены специфические условия формирования нравственной культуры студентов в вузе и выявлены основные качества личности как показатели нравственных ценностей; выявлен воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры будущих социальных работников.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) обобщены результаты полученных данных в опытно-экспериментальной работе, формулировались отдельные выводы и общие результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов в вузе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- методологически обоснована система формирования у будущих
социальных работников нравственной культуры, структурообразующими
элементами которой являются традиционные педагогические идеи, взгля
ды народа, отраженные в его этикете, устном поэтическом творчестве,
обычаях, традициях, обрядах, праздниках;

разработана и апробирована модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса формировании нравственной культуры студентов на основе народной педагогики;

определены основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы существенно дополняют имеющиеся в педагогике

представления о возможностях использования народного опыта воспитания в решении задач развития нравственной культуры и этнотолерантности у будущих социальных работников в условиях поликультурного образовательного пространства; определен педагогический потенциал этнопедагогики чувашского народа, обладающий глубоким и разнообразным содержанием, системой эффективных форм, методов и средств формирования нравственной культуры молодежи. Материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе со студентами по формированию у них нравственной культуры. Разработанные соискателем программы спецкурсов «Этнопедаго-гика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» позволяют значительно повысить эффективность формирования нравственной культуры у будущих социальных работников в современных вузах.

Достоверность результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, апробацией его результатов, методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с антропологическим, акмеологичес-ким, культурологическим, междисциплинарным, системным и личностно-деятельностным подходами; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборок, непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравниваемостью с массовой практикой, возможностью повторения экспериментальной программы; опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, а также в качестве научного сотрудника в коллективе, выигравшем грант Российского гуманитарного научного фонда по проекту «Исследование методов этнопедагогической подготовки социальных работников».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа

в процессе формирования нравственной культуры будущих социальных работников позволяет развивать и стимулировать у них саморазвитие таких приоритетных для данной профессии качеств личности, как любовь к Родине, справедливость, доброта, честность, толерантность, вежливость, гуманность, тактичность, корректность, уважительность, скромность, обязательность; воспитывать уважение к существующим национальным традициям, обрядам, культуре; формировать потребность в активном, творческом отношении к окружающей действительности, в овладении культурой поведения, этическими нормами общения.

2. Значимым средством в системе формирования нравственной куль
туры будущих социальных работников является внедрение в учебно-
воспитательный процесс высшего учебного заведения научно обоснованной
модели, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
цель, задачи, принципы, закономерности, задачи, функции, этапы, практи-
ко-ориентированные формы и методы. Критерием ее эффективности являет
ся результат.

3. Для наибольшей эффективности формирования нравственной куль
туры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашско
го народа необходима реализация следующего комплекса педагогических
условий; а именно: насыщение гуманистическим содержанием жизнедея
тельность студентов; ориентированность всех субъектов воспитания на ин-
териоризацию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры
и этнической общности; использование в образовательной деятельности
воспитательного потенциала этнопедагогической среды; осуществление
в учебном процессе межпредметных связей; поощрение и стимулирование
процесса нравственного самосовершенствования студентов; вовлечение их
в активную общественную деятельность; высокий уровень нравственной и
профессиональной культуры педагога; учет специфики личностного разви
тия студента; гуманный стиль общения и поведения; сотрудничество и со-

творчество преподавателя и студента; разнообразная внеаудиторная работа со студентами.

4. Критериями оценки уровня нравственной культуры будущих социальных работников являются:

а) стремление к непрерывному самосовершенствованию норм поведе
ния и правил общежития;

б) наличие и развитие нравственных качеств (гуманность, доброта, че
стность, толерантность, справедливость и т.д.);

в) соблюдение моральных норм (придерживание общепринятых норм,
правил внешней культуры, соблюдение этикета общения, проведение анали
за, самоанализа, рефлексний и т.п.);

г) значимость нравственных ценностей в системе ценностных пред
почтений студентов, их осознанность и связь с нравственным идеалом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр общей и профессиональной психологии, педагогики начально/j образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях: «Этнопедагогиче-ские знания в процессе социализации» (Чебоксары, 2003), «Этнические аспекты нравственного воспитания студентов гуманитарных вузов» (Чебоксары, 2004), «Нравственное воспитание студентов гуманитарного вуза с использованием народных традиций» (Чебоксары, 2004), «Этнопедагогиче-ский подход в работе с неблагополучными семьями» (Москва, 2005). Основное содержание исследования отражено в 9 публикациях, из них 4 работы поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (проект № 03-06-00059а).

Результаты исследования апробированы в учебно-воспитательном

процессе филиала Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

По материалам исследования внедрены спецкурсы «Этнопедагогика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работе содержатся 5 таблиц, 2 рисунка, 2 схемы, 12 диаграмм. Список использованной литературы включает 260 наименований.

Сущность и содержание нравственной культуры будущих социальных работников

Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как особо актуальную задачу, провозглашая восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом, создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов.

В настоящее время создаются предпосылки к обновлению содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения. Особое значение придается ответственности образования за нравственное и физическое развитие современного поколения в целом и каждой личности в отдельности. Это обусловлено тем, что в современном обществе формируется потребность в новом типе личности (в том числе и социальных работников), основными качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость, умение общаться и налаживать контакты с людьми.

Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преображения российского общества.

Для молодежи остро встает вопрос о занятии определенного положения в обществе, о путях самореализации, однако из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении профессионального образования важное место поэтому занимает комплекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные отношения, то есть с ее воспитанием.

Кроме того, необходимо отметить, что значение системной воспитательной работы в студенческой среде определяется самим возрастом обучающегося контингента, который в последние годы заметно омолаживается. Теперь в вузы поступают уже шестнадцатилетние. Именно на студенчество приходится период активного жизненного и нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах.

К сожалению, можно констатировать, что воспитательная работа в вузах, чаще всего сведена к проведению массовых развлекательных шоу (фестивалей, конкурсов, концертов эстрадной музыки, театров мод и т.д.), которые далеки по своим целям и результатам от нравственного воспитания молодежи.

Поэтому так важно в области научно-педагогических исследований активизировать разработку проблем воспитания и развития личности, формирования гражданской позиции и нравственной культуры студентов.

Высшая школа должна быть не просто кузницей кадров, а центром культуры, источником духовно-нравственного развития человека [101, 126]. Воспитательная работа со студентами должна стать приоритетным направлением в деятельности высших учебных заведений, важнейшей составной частью образовательного процесса, осуществляемой в учебное и внеучебное время и обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, в том числе и работников социальной сферы.

Согласно постановлению Минтруда России от 12 октября 1994 года № 66 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации» специалист по социальной работе выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организации и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Социальный работник должен знать: особенности психологии личности и отдельных категории населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт фактической социальной работы.

Решение проблемы формирования нравственной культуры будущих социальных работников требует определить «сетку» категорий, в соответствии с которой происходит развитие понятия «нравственная культура». Задача определения категориального аппарата исследования, обеспечивающего выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления нравственной воспитанности человека, решается благодаря реализации уровней методологии. Поэтому развитие нравственной культуры можно рассматривать в рамках философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровней.

Философский уровень представлен антропологическим подходом, который позволяет рассматривать человека в его целостности, неповторимости, в единстве его духовного и земного начала.

Изучение природы человеческой личности общества, индивидуального и общественного познания всегда носило антропологический характер. Философы прошлого в своих трудах обращались к такому феномену человеческой деятельности как «нравственность», «мораль» и производным от него феноменам «нравственные ценности», «нравственные принципы», «нравственный идеал», «нравственная культура». Отправным моментом анализа понятия «нравственная культура человека» является родовое понятие «культура», ибо оно лежит в основе понятия «нравственная культура».

Возможности этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения

Этнопедагогика чувашского народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (чаще языческих) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нравственные нормы, дать необходимые знания об окружающем мире, развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к природе. Не случайно, известный педагог К.Д. Ушинский, определяя условия гуманитарного воспитания, необходимые для всестороннего развития личности, писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [220].

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на формирование нравственной культуры. Ярким примером этого является этнопедагогика чувашского народа. Практически все ее средства и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для чувашского этноса. Своеобразное понимание мира народ отразил в нравственных традициях, в традициях воспитания, в искусстве, в науке, фольклоре и в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Чувашская культура - культура мозаичная, сочетающая в себе различные традиции, которые могут выражаться в совершенно разных формах, но в то же время она представляет собой определенную целостность. Эта мозаичная целостность чувашской культуры проявляется в том, что чувашский этнос сформировался в результате смешения язычников-болгар, не подвергнувшихся кыпчак-ско-мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно-угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюрк-ско-болгарского компонента.

В чувашской народной педагогике, которая создавалась веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. Педагогические ценности выражаются в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении чувашских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры. Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и нравственные нормы поведения.

Формирование нравственной и этнопедагогической культуры особенно важны для профессионального становления и роста социальных работников. Профессионально значимыми для всех социальных работников качествами являются: общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, т.е. умение общаться. Изучение прогрессивных идей и опыта народной педагогики, в том числе и чувашской, дает возможность познать этнопсихологические особенности разных народов. Это в свою очередь облегчит развитие у будущих специалистов коммуникативных качеств, станет условием разрешения так называемых межнациональных конфликтов. Необходимо воспитать высоконравственные качества личности (гуманность, способность к сопереживанию, сочувствию), опираясь на особенности ментальное чувашского народа: гостеприимство, добродушие, открытость, отзывчивость, патриотизм, трудолюбие, простоту, скромность, аскетизм, аккуратность, уживчивость.

Система формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этно педагогики чувашского народа должна включать четыре основных уровня:

1. Знание целей народного воспитания чуваш, определяемых чувашской народной психологией, конкретными региональными условиями жизни (климатическими, социальными, экономическими и др.), идея «совершенного человека».

2. Освоение содержания этнопедагогики чувашского народа, включающей ведущие идеи, закономерности, принципы, понятия, осмысление ведущих отношений народного воспитания, влияющих на формирование нравственной культуры молодежи. Процесс усвоения содержания чувашской народной педагогики способствует формированию нравственного сознания.

3. Формирование нравственной культуры предполагает и изучение средств народного воспитания. Это средства материальной и духовной культуры. Знакомство с ними предполагает осознание с помощью педагогического объяснения их воспитательных возможностей, понимание воспитательной сущности методов, приемов, источников народной педагогики. Это способствует развитию нравственного мышления. 4. Создание условий для развития способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, формированию личных нравственных критериев, приданию нравственным ценностям личностных смыслов обусловливает нравственное поведение.

Лучшими качествами чувашского народа многие русские писатели и исследователи, такие как СТ. Аксаков, Н.М. Карамзин, Н. Костарев, В.К. Магницкий, Н. Одоев, А.А. Потехин, А.Н. Радищев, О. Сенковский, Л.Н. Толстой, А.А. Фукс и другие считали миролюбие, любовь к своей Родине, готовность защищать ее от врагов, трудолюбие, творчество, гостеприимство, религиозность.

В ходе исторического процесса в народе постепенно выкристаллизовывался идеал человека, в котором сосредоточивались лучшие качества личности. Любой народ в своем идеале воплощал самые заветные стремления, черты характера, отношения личности к Родине, труду, людям - миру в целом. Размышления об идеале как о специфической цели и задачах воспитания оказывали влияние на подготовку молодежи к жизни. Идеал выступал источником сохранения устойчивости личности, формирования лучших качеств, которые так необходимы человеку. «Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания... Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль» [59, 47]. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал A.M. Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности В.Г. Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Программа процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогики чувашского народа

Процесс познания педагогических явлений, как следует из анализа теории научно-педагогического исследования, представляет собой непростую совокупность педагогических сведений, не набор информации о различных проявлениях педагогического процесса. Это скорее процесс отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о сущности педагогических явлений и их закономерной последовательности. При реализации замысла исследования мы опирались на учение о системном подходе к познанию окружающего мира. Истинно научное педагогическое познание есть целенаправленное знание различных сторон процесса развития личности, достигаемое различными педагогическими способами, средствами и формами педагогического взаимодействия.

При определении объекта педагогической диагностики мы исходили из реального образовательного процесса, который представляет собой совместную деятельность преподавателей и студентов, целью которой является реализация задач воспитания будущего специалиста.

Основная цель нашей экспериментальной работы состояла в проверке педагогической модели формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа (психолого-педагогических условий ее развития) и в сравнении эффективности отдельных форм и методов обучения и воспитания студентов.

Приступая к организации опытной работы, мы исходили из понимания нравственной культуры, в основе которой лежит интерес (мотивационно-потребностная сфера), как деятельностного аспекта личности. Диагностический этап проводился параллельно с изучением теоретических аспектов проблемы и служил для выработки исходной методологической позиции в исследовании проблемы и рабочей гипотезы.

В соответствии с целью и задачами исследования была намечена программа опытной работы, основным содержанием которой были:

разработка и апробация учебного спецкурса «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа»;

? подбор и подготовка средств, методов и форм педагогического воздействия, обеспечивающих эффективность включения будущих социальных работников в учебные занятия курса с последующим переносом знаний, полученных на занятиях, в сферу профессиональной деятельности во время практик;

? создание специальных психолого-педагогических условий для проявления и развития нравственной культуры;

? учет, анализ результатов воспитания, формулировка выводов по проделанной работе.

Поиски путей, средств, форм работы по реализации стоящей перед нами задачи привел нас к необходимости создания целостной системы вовлечения студентов в активную деятельность этнического и этнопедагогическо-го содержания. А.Н. Леонтьев, рассматривающий психологические аспекты деятельности, считает, что деятельность — это «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъект в предметном мире; иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение и свои внутренние переходы, превращения, свое развитие» [126]. Поэтому деятельность студентов, затрагивающая весь внутренний мир (когнитивный параметр, эмоциональный, волевой, практический), выбрана нами в качестве основного метода развития искомого качества на основе ее сквозного характера. С этой целью и были выбраны формы, учитывающие, по возможности максимально, активность студентов и пронизывающие весь учебно-воспитательный процесс.

Целью опытно-экспериментальной работы явилось обоснование влияния этнопедагогики чувашского народа на процесс формирования нравственной культуры будущих социальных работников, которое включало в себя задачи:

1) осуществить диагностику нравственной культуры студентов;

2) установить рейтинг значимости нравственных ценностей студентов в экспериментальных условиях обучения и воспитания;

3) систематизировать и экспериментально проверить эффективность влияния всего комплекса этнопедагогического материала на активизацию процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников.

В эксперименте выделены три части: констатирующая, формирующая и контрольная.

Цель констатирующего эксперимента - осуществить диагностику уровня нравственной культуры студентов, установить рейтинг значимости нравственных ценностей студентов, отразить результаты диагностики в показательных диаграммах.

Цель формирующего эксперимента - проследить изменения, образование качеств личности в процессе активного влияния на студента. Формирующий эксперимент предполагает такие компоненты, как:

- организация целенаправленного наблюдения за студентами;

- использование различных видов и форм работы;

- вовлечение студентов в различные виды творческой деятельности;

- выявление динамики изменений нравственной ориентации студентов в процессе обучения;

- выявление и анализ динамики изменений на начальном, промежуточном и заключительном этапах эксперимента.

Цель контрольного эксперимента - проверить и экспериментально обосновать эффективность влияния всего комплекса этнопедагогического материала на активизацию процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников, обобщить результаты эксперимента в диаграммах.

В основе констатирующего эксперимента лежит диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики - измерения уровней нравственной культуры студентов, а также анализ нравственных ценностей. По результатам этого диагностического исследования мы могли уже осуществить необходимую коррекцию, которая способствовала бы наиболее эффективному совершенствованию процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе изучения этнопедагогического материала чувашского народа.

Похожие диссертации на Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников