Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов Магомедова Луиза Исламудиновна

Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов
<
Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Луиза Исламудиновна. Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Магомедова Луиза Исламудиновна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2008.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/234

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессиональной под готовки будущих социальных педагогов 15

1.1. Проблемьі профессиональной подготовки специалистов в области социальной педагогики 15

1.2. Теоретические основы этнопедагогической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности 27

1.3. Этнокультурные и этнопедагогические традиции и их использование в процессе социально-педагогической деятельности 37

Глава 2. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов в условиях педагогического вуза 56

2.1. Определение уровня сформированности у студентов интереса к использованию в социально-педагогической деятельности этнопедагогических традиций 56

2.2. Подготовка студентов к использованию традиций этнопедагогики в процессе социально-педагогической деятельности 75

2.3 Профессиональная подготовка студентов к педагогической практике 97

Заключение 122

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В процессе вхождения в мировое образовательное пространство образование в России все более раскрывает свой национальный характер, национальное своеобразие, развиваясь в трехмерном пространстве национальной, общероссийской и мировой составляющих культуры, выступая действенным фактором национального развития и гармонизации межнациональных отношений. Прежде всего, это выражается в специальном этно-педагогическом подходе, поскольку образование, не учитывающее этническое самосознание и своеобразие, не может быть современным. Более того, такое образование не может быть полностью профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа. Актуальность темы исследования также обусловлен возрастающим интересом к проблеме воспитательных возможностей культуры народа, к процессу личностного роста и становления уникального жизненного стиля, в формировании которого педагогический опыт народа играет важную роль (Ш.М. Арсалиев, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, А.Ш. Гашимов, В.И. Элашвили, М.Г. Харитонов и другие).

Анализ психолого-педагогической и специальной методической литературы показывает, что отечественная педагогическая наука располагает достаточно значительным числом исследований в области теории и практики подготовки социального педагога, где исследуются общие закономерности формирования личности в системе высшего образования (О.А. Абдулина, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); вопросы развитие теории педагогического образования в современных условиях (СИ. Архангельский, Б.М. Бим-Бад, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.); проблемы обоснования содержания, форм и методов формирования профессиональных умений и навыков по отдельным направлениям работы учителя - воспитателя (З.Ф. Леонова, Д.М. Маллаев, Н.Е. Щур-кова и др.).

Воспитательный потенциал и педагогические возможности народных традиций достаточно глубоко освещены в работах дагестанских ученых о воспитании детей и молодежи (Б.Ш. Алиева, P.M. Магомедов, A.M. Магомедов, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, Х.А. Тагирова, З.Я. Якубов и другие).

Вместе с тем, проведенное нами исследование выявило, что в психолого-педагогической литературе недостаточное внимание уделено профессиональной подготовке социальных педагогов вообще и обеспечению этнопедагогиче-ской направленности процесса обучения в педагогическом ВУЗе в частности.

Сопоставление степени изученности и важности научно-педагогической направленности исследуемой проблемы и ее актуальности позволили выявить ряд противоречий в профессиональной подготовке социального педагога, которые связаны с необходимостью:

- создания условий для вхождения в мировое культурно-образовательное пространство и несовершенством системы профессиональной подготовки специалистов;

требованиями государственного образовательного стандарта к уровню профессионализма специалистов социально-педагогической сферы и возможностями существующей системы профессиональной подготовки, в которой этнопедагогическая составляющая представлена недостаточно;

потребностью в использовании педагогического наследия народа при подготовке социальных педагогов и недостаточной разработанностью механизма этнопедагогической подготовки по социальной педагогике студентов.

Приведенные противоречия обеспечивают вычленение проблемы исследования, предполагающей выявление условий эффективной этнопедегогиче-ской подготовки социальных педагогов в педагогическом ВУЗе.

Возрастающая актуальность и недостаточная разработанность проблемы этнопедагогической подготовки студентов в педагогическом ВУЗа определили выбор темы исследования «Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов».

Объект исследования - профессиональная подготовка социального педагога в педагогическом ВУЗе.

Предмет исследования - педагогические условия этнопедагогической подготовки специалистов в области социальной педагогики.

Цель исследования - обоснование педагогических условий этнопедагогической подготовки социальных педагогов в педагогическом ВУЗе.

Гипотеза исследования: Процесс этнопедагогической подготовки будущих социальных педагогов будет эффективной если:

обеспечить этнопедагогическую направленность преподавания дисциплин в системе профессиональной подготовки социальных педагогов;

включить в содержание профессиональной подготовки студентов - будущих социальных педагогов учебные занятия, внеаудиторную работу, социально-педагогическую и научно-исследовательскую практику, конструированные на этнопедагогических ценностях;

обеспечить творческое осмысление и практическое применение этнокультурного опыта народного воспитания в профессиональной деятельности будущих социальных педагогов.

Цель, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

изучить современное состояние реализации общепедагогической и этнопедагогической составляющей в профессиональной подготовке студентов педагогического ВУЗа.

анализировать содержание учебных дисциплин по социальной педагогике, направленных на подготовку студентов;

определить роль и место этнопедагогической подготовки в системе профессиональной подготовки социального педагога;

разработать и экспериментально апробировать содержание и структурную модель этнопедагогической подготовки будущего социального педагога.

Методологическая основа исследования. Общую методологию исследования составляют философские положения о взаимосвязи теории и практики, о человеке как высшей ценности общества; устоявшееся в современной педагогике и психологии положение о ведущей роли деятельности, а также целостный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные идеи, концепции: педагогики этноса (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина и др.); определения содержания педагогических умений (О.А. Абдуллина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.); организации педагогического процесса в высшей школе (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.); концепция этнопедагогического образования и воспитания (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, Л.Н.Мукаева, А.П. Орлова, В.А. Рудь, А.Ф. Хинтибидзе, И.А. Шоров и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использованы методы ретроспективного анализа историко-этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы, изучение устного народного творчества и передового педагогического опыта; опросные методы (анкетирование, интервью, беседа); прямое и косвенное наблюдение, анализ результатов деятельности преподавателей и студентов, обобщение собственного педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки данных исследования.

Организация исследования. Основной базой исследования выступает ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». Исследованием было охвачено более 400 студентов факультета педагогики и психологии, а также учителя школ, руководители образовательных учреждений, социальные педагоги, преподаватели, воспитатели, психологи, а также дети дошкольного общеобразовательного учреждения № 34 г. Махачкалы Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

первый этап (2002-2003 гг.) - поисково-подготовительный. На этом этапе был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социальной, этнографической и методической литературы по вопросам этнопедагогической подготовки студентов, определялись и уточнялись цель, задачи, объект и предмет, выдвигалась гипотеза исследования, разработана программы экспериментальной работы, подобраны методы исследования.

второй этап (2003-2005 гг.) - опытно-экспериментальный был посвящен проведению комплексной диагностики сформированности у студентов знаний по этнопедагогике, разработке критериев, сформированности этнопедагогиче-ских знаний, организации экспериментальной работы по развитию этнопеда-гогических знаний, умений, навыков.

третий этап (2005-2007 гг.) - завершающий включал осуществление системной работы направленной на оптимизацию этнопедагогической подготовки знаний и умений студента, математическую и статистическую обработку, а

также сравнительно-сопоставительный анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключаются в:

обобщении опыта педагогических ВУЗов в этнопедагогическои подготовке студентов;

выявлении содержания этнопедагогическои подготовки студентов педагогического вуза;

обосновании структурной модели этнопедагогическои подготовки социальных педагогов как условия готовности к профессиональной деятельности в учебной и внеаудиторной работе, обосновании места социально-педагогической практики и научно-исследовательской работы студентов в этнопедагогическои подготовке педагога;

выявлении условий этнопедагогическои подготовки студентов педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

экспериментально обосновано и подтверждено предположение о необходимости этнопедагогическои подготовки студентов как условие успешной профессиональной деятельности социального педагога;

разработаны и апробированы по разработанной схеме условия этнопедагогическои подготовки студентов, позволяющие активизировать социально -педагогическую деятельность социального педагога.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности социального педагога, в исследовательской и образовательно-воспитательной практике при разработке программ и учебно-методических пособий по социальной педагогике. Результаты исследования могут быть также использованы в ходе разработки национально-региональной образовательной политики в республиках России.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса научно и педагогически оправданных методов, адекватных задачам и логики исследования, разнообразием источников информации, статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

Этнопедагогическая подготовка студентов, выступающая в качестве нераздельного компонента профессиональной подготовки, характеризующая сформированностью национального самосознания личности, этнической идентичностью.

Педагогические условия этнопедагогическои подготовки, включающие учебную и внеучебную работу, социально-педагогическую практику, научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу.

Структурная модель этнопедагогическои подготовки социальных педагогов включающая: истоки, основа, структура этнопедагогики; принципы воспи-

тания мировоззренческих позиций, образующие педагогическую действительность конкретного народа; методологические проблемы этнопедагогики и национальной школы; этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение; этнопедагогическая культура и использование отдельных компонентов прогрессивных народных традиций в воспитание подрастающего поколения; исторические аспекты развития этнопедагогики; сравнительная этнопедагогика.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедр теории и методики профессионального образования, общей и теоретической педагогики (2003, 2004, 2005, 2006гг.), научных сессиях преподавателей и сотрудников ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», на внутриву-зовских и межвузовских конференциях (2004, 2005 гг.). Результаты исследования нашли отражение в опубликованных работах соискателя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теоретические основы этнопедагогической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности

Качественные изменения в социальной структуре общества, развитие демократических начал в работе учебных заведений выявили противоречие между требованиями общества к личности и подготовкой молодого поколения. В связи с этим развитие системы российского образования тесно связывают с теоретической разработкой и практическим решением проблем профессиональной компетентности учителя, что должно проявляться в преодолении профессиональных барьеров и затруднений, в отходе от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении инновационными способами профессиональной самореализации, в приобретении готовности к самообучению, самоорганизации и саморазвитию (О.А. Абдуллина, СИ. Архангельский [9], А.Ю. Белогуров [17] и др.).

В соответствии с социально-экономическим прогрессом, потребовавшим от педагога конструктивного творчества профессионалов во всех областях, и в области образования в особенности, значительной задачей становится формирование профессионально-педагогической компетентности учителя (З.Я.Багишаев [14], Е.Н. Шиянов [166,167]).

Во всем мире достаточно четко осознается то, что качество знаний, умение, способности у современных учащихся во многом зависят от состояния компетентности учителя, выступающей действенным фактором повышения образовательного уровня общества в целом и создания условии его дальнейшего совершенствования.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического образования, а также практического опыта различных учебно 16 воспитательных учреждений, рефлексивная оценка личного опыта работы в педагогических учебных заведениях показывают, что профессиональная компетентность учителя выступает одной из ключевых категорий педагогики высшей школы (И.Ф. Исаев [71], Н.В. Кузьмина [85], Кузнецова [84], СВ. Курашева [87], Т.А. Маркина [102], И.Р. Петерсон [126], A.M. Соломатин [147]).

Теоретический анализ работ, посвященных проблемам развития высшего педагогического образования (Е.П. Белозерцев [18, 19], В.П. Беспалько [22,23], Г.А. Бордовский [31, 32], Е.В. Бондаревская [27], Н.Э. Касаткина [72, 73], А.Н. Джуринский [59], В.А. Сластенин [145], Ю.В. Сенько [140], В.В. Сериков [141, 142], Е.Н. Шиянов [167], В.А. Якунин [176] и др.) показал, что за последние годы в системе высшего педагогического образования произошли серьезные перемены.

В настоящее время компетентным называют такого учителя, который хорошо владеет теорией и методикой преподавания, определяет свое отношение к различным методическим системам и обладает индивидуальным стилем деятельности. Кроме того, различного рода знания и умения, которыми овладевает в процессе обучения будущий учитель, обеспечивают его методологическую, психологическую, педагогическую и методическую составляющее компетентности, некоторые из них существуют не сами по себе, а во взаимосвязи. Это подтверждается тем, что компетентный учитель ходе решения практических задач учебно-воспитательного процесса опирается на все усвоенные знания и приобретенные умения. Следовательно, важным как для теоретического, так и практического решения проблемы профессиональной компетенции будущего учителя является рассмотрение ее компонентов, совокупность которых является одной из важнейших характеристик готовности к деятельности и интегральным качеством личности, выступающим как результат и важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической подготовки специалиста, а также как одно из условий становления личности педагога (Н.В. Маркова [103], Л.Н. Матросова [104], Г.Н.

Меженцева [105], Н.И. Пилюгина [130] и др.). Развитие теории и практики непрерывного педагогического образования в обществе, многоуровневого образования в учебных заведениях создало предпосылки для более полного решения проблемы компетентности учителя. Студент педагогического вуза готовится к осуществлению многообразной учебно-воспитательной деятельности совместно с обучаемым и воспитуе-мым. При этом, формирование компетентности учителя, способного к целе-полаганию в педагогической деятельности, выдвигает в качестве необходимых ряд направлений в его подготовке. Профессиональная подготовка учителя направлена на освоение им инвариантных компонентов структуры научного знания. Целенаправленно в личности будущего учится сформируются как интеллектуальные, так и практические качества (Л.А. Петровская [129], Л.А. Поварницина [134], Л. Фестингер [156] и др.).

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) - не самоцель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Отражая единство содержательной и операциональной структур педагогической деятельности, психолого-педагогическая подготовка будущего педагога предполагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и реализует методологию, теорию и технологию педагогической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога. (Т.С. Яценко [181]). Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.

Понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование единства в умениях педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действий. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Этнокультурные и этнопедагогические традиции и их использование в процессе социально-педагогической деятельности

Но, пожалуй, на наш взгляд, самым действенным средством формирования нравственного облика человека являются обычаи и традиции трудового народа. Стержнем народных педагогических воззрений является преимущественная трудовая ориентация воспитательной работы, то есть раннее включение ребёнка в трудовые дела семьи, что является традиционной особенностью всех народов Дагестана.

Духовное формирование личности происходит путём присвоения ей общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в целом. Эти нормы зафиксированы в народных традициях, нравственных требованиях к личности, образе жизнедеятельности того или иного этноса, в которых сконцентрированы лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны.

В традициях находят отражения исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие их выживание и активное функционирование. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [155].

Ознакомившись и проанализировав системы воспитания ведущих стран своего времени, он пришёл к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует. «У каждого народа, - писал К.Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой воспитательной системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [155]. Мысли великого педагога вполне современны и актуальны в том плане, что на воспитание личности большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история.

Педагогическая наука разработала фундаментальные исследования по вопросам народной педагогики различных народов. Это работы академиков Е.Н. Волкова (Россия), А.Э. Измайлова (Киргизия), профессоров А.Ш. Гаши-мова (Азербайджан), А.Ф. Хинтибидзе, В.И. Элашвили (Грузия), Я.И. Ханби-кова (Татарстан), А.Ф. Афанасьева (Якутия) и других.

Большую роль в формировании современной концепции народной педагогики, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств народного воспитания сыграл Г.Н. Волков. Впервые в педагогическую науку Г.Н. Волков ввёл термин «этнопедагогика», определив её как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогики быта, о педагогики-семьи, рода, племени, народности и нации».

Этническая педагогика, по мысли Г.Н. Волкова, «исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием исторических условий...». [46]

Свой вклад в изучение народной педагогики внесли и дагестанские учёные. В известных трудах первых дагестанских педагогов - просветителей А. Тахо-Годи, А. Алкадарского, С. Омарова подчёркивается высокая общественная значимость прогрессивного опыта народного воспитания Отдельные правила традиционного поведения, традиции, обычаи дагестанцев освещаются в трудах историков, этнографов, педагогов Р.М. Магомедова С.Щ. Гад-жиевой, С.С. Агашириновой, М. Ихилова, А. Булатовой, Б.М. Багандова, З.Т. Гасанова, А.А. Бакриева и других.

Специальные исследования воспитательно-образовательных возможностей педагогических традиций народов Дагестана провел профессор ТТТ.А. Мирзоев, который свою многолетнее научно-педагогическую деятельность полностью посвятил изучению и формированию целостной системы народ 45 ной педагогики дагестанцев, а также исследователи З.М. Магомедова, А.М. Магомедов, В.М. Минбулатов, P.M. Пашаева, Т. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и другие. В течение многих веков складывались нравственные идеалы, своеобразная духовная культура народов Дагестана, формировались, видоизменялись и оттачивались народные обычаи и традиции, определяющие методы и приёмы, пути и формы воспитания подрастающих поколений.

Образ жизни каждого народа складывался сообразно его историческим, природно-географическим, социальным условиям. Каждый народ имеет свою национальную специфику, национальное своеобразие, которые находят своё выражение во всех областях жизнедеятельности народа, - его материальной и духовной культуре, в областях, традициях, обрядах, народном творчестве, в определенных привычках, присущих народу, нормах поведения, потребностях, ценностных ориентирах, жизненных целях. Все эти элементы в совокупности оказывают непосредственное и существенное влияние на развитие и формирование идеала человека у того или иного народа.

На представления народа в том, какие качества в человеке ценятся более всего, существенное влияние оказывает своеобразие историко-географических условий. Так, например, суровая природа Кавказа, тяжёлые условия существования требовали от человека формирование особых качеств, особого характера - стойкости, мужества, выносливости, выдержки, стремления к взаимной поддержке. Эти черты свойственны всем народам, но проявляются у них по-разному. «Речь идёт о не монопольном обладании какой-либо нацией этих черт, а лишь о различии между отдельными народам в формах её проявления». (Ю.В. Бромлей. [35])

Воспитательные возможности народного опыта воспитания, как уже было отмечено выше, заложены, прежде всего, в традициях и обычаях народа. Богатство нравственного содержания прогрессивных народных традиций обеспечивает их воздействие на сознание, чувства и поведение личности и делает народные традиции важным средством воспитания.

Подготовка студентов к использованию традиций этнопедагогики в процессе социально-педагогической деятельности

К сожалению, анализ учебных планов в системе повышения квалификации педагогов вьивил, что этнопедагогическая составляющая представлена весьма недостаточно.

Таким образом, отчетливо проявляется мотив генеративности со стремлением повлиять на молодое поколение. Третье место педагогами отводится научному кругозору, без которого невозможно интеллектуально-творческое самовыражение личности.

Однако, в этнопедагогической подготовке выделяются определенные проблемы, среди которых: не совершенность профессиональной вузовской и послевузовской подготовки в плане самоидентифицикации личности на всех этапах обучения; незначительный контингент специалистов с профильным образованием (получивших специальность социальных педагогов на отделениях педвузов) всего 2,1 % от общего числа слушателей курсов (табл. 6).

Одной из оптимальных форм получения необходимых сведений нам представляется анкетирование, которое проводилось в закрытой форме, что позволило получить правдивые ответы педагогов.

Следует отметить, что все респонденты проявили заинтересованность в поставленной проблеме этнопедагогической подготовки и понимании важности ее решения. Однако выяснилось и то, что в ее реализации имеются определенные проблемы, т. е. полноценная этнопедагогическая подготовка затруднена по ряду объективных причин: 1. Несовершенность профессиональной вузовской и послевузовской подготовки в плане развития самоидентифицирования личности на всех этапах обучения. 2. Анализ анкетных данных социальных педагогов, повышающих квалификацию в ИПКПК, выявил, что специалистов с профильным образованием (получивших специальность социальных педагогов на отделениях педвузов) всего 2,1 % от общего числа слушателей курсов. Следовательно, социальными педагогами многие становятся случайно, в силу определенных обстоятельств, характерных образовательным учреждениям. 3. В учебных планах Института повышения квалификации педагогических кадров этнопедагогическая составляющая курса представлена в ограниченном аспекте изучения. 4. Анкетный опрос социальных педагогов показал, что ознакомление с традициями, культурой, искусством народов Дагестана проводится не систематически, носит эпизодический характер. Следовательно, с учителя осознают значимость этнопедагогической подготовки в педагогическом процессе образовательных учреждений, но в тоже время в реальной практике это направление не получило необходимого развития. На основе анализа данных констатирующего этапа исследования можно сделать следующие выводы: 1. Этнопедагогическая подготовка студентов по специальности «социальная педагогика» не является важной составляющей процесса профессиональной подготовки в педвузе. 2. Знания в области народной педагогики, традиций, обычаев, национальной культуры носят поверхностный характер. 3. Процесс этнопедагогической подготовки студентов не охватывает все стороны учебной и внеучебной работы. 4. Студенты педвуза не умеют пользоваться полученными теоретическими знаниями как средствами решения практических задач. 5. Не решается задача интеграции и в процессе прохождения студентами педагогической практики: у них мало опыта применения теоретических знаний как средств решения конкретных задач и нет опыта синтезирования частных знаний и умений в целостные операциональные комплексы. 2.2. Подготовка студентов к использованию традиций этнопедагогики в процессе социально-педагогической деятельности

Проведенный анализ психолого-педагогической, учебно-методической, этнопедагогическои, культурологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что реализация обозначенных в первой главе задач требует от вуза создания соответствующих условий, способствующих подготовке педагогов, востребованных современной школой и обществом.

Профессиональная подготовка социальных педагогов предполагает взаимосвязанный процесс как аудиторных учебных занятий, так и внеаудиторных, а также педагогической практики. В свете решения поставленной задачи мы предлагаем сконструированную нами аналитическим путем модель этнопедагогическои подготовки студентов в условиях педагогического вуза (схема 1). Модель базируется на «золотой формуле» этнопедагогики, выведенной Г.Н. Волковым:

Эта модель задает не какие-то частные умения, которые нужно сформировать у выпускников педагогических вузов, а способности решать основные задачи профессиональной деятельности: осуществлять целеполагание; анализировать педагогические ситуации; проектировать и организовывать эффективные образовательные процессы на основе этнопедагогического потенциала. оценки достижений субъекта воздействия.

Проведенный анализ исследования позволил утверждать, что гарантировать качество воспитания и самовоспитания студента как творческой личности удается в том случае, если: максимально использовать резервные возможности в развитии способностей каждой личности; увеличить удельный вес применения интенсивных технологий организации образовательной деятельности студентов; сочетать индивидуальную и коллективную деятель 77 ность, поощрять сотрудничество и соревновательность, обеспечить объективную и широкую гласность оценки достижений субъекта воздействия.

Следовательно, профессиональное становление невозможно без творческой индивидуализации личности, которая развивается тогда, когда студент совершенствует свою профессиональную компетентность, старается выполнить каждое дело на высоком уровне, проявляет познавательную потребность.

Механизм творческой индивидуальности, на наш взгляд, можно представить через типы готовности к деятельности, которые представлены в таблице 7.

Важнейшим фактором всестороннего развития личности является ее познавательная деятельность. По этому поводу Б.Т. Лихачев писал, что «обучение является содержательным центром во всей системе всестороннего развития личности, вокруг которого должна развиваться всякая иная деятельность» [91]. В ходе этнопедагогической подготовки студентов-будущих социальных педагогов, мы ставили ряд задач:

Развитие интересов, склонностей и способностей студентов. На этом этапе необходимо, вызвать интерес к содержанию обучения, ибо интерес по С. Л. Рубинштейну, - «это проявление направленности личности. Являясь общей направленностью личности, интерес охватывает и направляет все психические процессы - восприятие, память, мышление. Направляя все психические процессы по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности» [136].

Профессиональная подготовка студентов к педагогической практике

Этнопедагогика дагестанцев, передаваемая из поколения в поколение, располагает ценностями, имеющими большой воспитательный потенциал. Она представляли и представляют морально-духовную основу жизни дагестанцев. Система воспитания каждого народов Дагестана имеет свою национальную специфику, но в нем много общего:

Содержание этнопедагогики народов Дагестана, формы и методы воспитания подрастающего поколения вырабатывались на протяжении веков, основывались на мудрости и жизненном опыте старших поколений и давали эффективные результаты.

Историческая преемственность, являясь одним из условий общественного прогресса, дает возможность подрастающим поколениям овладеть, развить и обогатить все то лучшее, что было создано до них. Культурообраз-ность нации и его национально-специфические черты составляют нормы этикета, морально-нравственные установки, социально-психологические характеристики и этнокультура. У каждого народа есть свои особенности в традициях, обычаях и обрядах. У народов Дагестана есть много общего, что делает их совместное проживание более содержательным к национальном и общечеловеческом плане, что способствует эффективному общению и сотрудничеству.

Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей.

Научная педагогика черпает мысли и наставления у живительного источника — умудренного опыта народа-педагога, который- утверждает ценности: любовь к родной земле и народу, честность, трудолюбие, патриотизм, уважительность и осуждает лень, злобу, лживость.

Общественно-экономические преобразования на современном этапе предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения, так как общество находится в условиях духовного обнищания, пропаганды средствами массовой информации нелучших образцов поведения. В этих условиях возрождения прогрессивных этнопедагогических традиций воспитания, уровень и само содержание учебно-воспитательной работы приобретает большое значение, исторически проверенные опыт и мудрость воспитания наших предков призваны стать основой учебно-воспитательных планов современности. Вместе с народом претерпевают изменения и эволюцию и педагогические сокровища. Педагогическая наука, придерживаясь призыва Песталоцци «исследуйте все, сохраняйте лучшее», должна использовать те средства и методы народного воспитания, которые соотносятся с представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностей. Традиции, выработанные нашими предками, входят в систему поведения на уровне подсознания, то есть естественно, с «молоком матери», поэтому они живучи. К сожалению, традиции, несущие в себе общечеловеческие ценности, не заслуженно подвергаются забвению. Явление и характеристика традиционных норм, представляющих общечеловеческую ценность, оценка педагогической преемственности тех или иных воспитательных средств, определение отраженности в учебниках на родном языке традиционных норм и экспериментально проверить эффективность усвоения студентами норм этнопедагогики дагестанцев явилось задачей нашего исследования.

В результате изучения личности студентов мы. получили представление об их жизненном опыте, т.е. об их представлениях о степени использования традиционных норм в отношениях к педагогам, членам семьи, к друзьям и в конечном итоге к самому себе.

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня знаний этнотради-ционных норм, дал возможность определить причины низкого уровня знаний студентами норм этнопедагогики дагестанцев и недостатки воспитания традиционных качеств. Были намечены пути преодоления этих причин и выбора методов, способов педагогического воздействия для . успешной реализации воспитательного потенциала этнопедагогики дагестанцев студентами.

Основной формирующий эксперимент проходил в течение 2003-2007 го дов на базе Дагестанского государственного педагогического университета, на факультете педагогики и психологии, дошкольного образовательного учрежде ния №34 г.Махачкалы, Института повышения квалификации педагогических кадров. Параллельно проводилась просветительская работа с педагогами, студентами и родителями: консультации по нормам этнопедагогики дагестанцев, беседы на темы морали, этикета, выступления на преподавательских конференциях и т.д.

Полученные данные эксперимента позволяют сделать вывод-об эффективности методики, включающей совокупность воспитательных мер, использованной нами в процессе формирующего эксперимента:

Проведен анализ результатов теоретического и экспериментального этапов исследования позволил установить, что исследуемая нами проблема весьма значима в условиях многонациональной республики, поскольку народный опыт воспитания, традиции и обычаи, традиционные формы устройства социальной жизни и быта отражают деятельность народа, основанную на нравственных, трудовых, патриотических этико-эстетических началах. Однако, сопоставление степени изученности и научно-педагогической направленности данной проблемы с ее актуальностью позволили выявить ряд трудностей в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Выделены компоненты составляющие содержание этнопедагогической подготовки социальных педагогов; были определены цели и задачи этнопедагогической подготовки социальных педагогов; доказана важность приобщения студентов к этнопедагогических идеям и традициям.

Доказано важность приобщения студентов к этнопедагогических идеям и традициям и формирования готовности к использованию прогрессивного педагогического наследия народа, социальными педагогами профессиональной деятельности.

Разработана и экспериментально проверена модель этнопедагогической подготовки социальных педагогов, включающая в себя формирование этнопедагогических знаний; формирование психолого-педагогической готовности к этнопедагогической деятельности, творческое использование знаний, умений, навыков.

Эта модель задает не какие-то частные умения, которые нужно сформировать у выпускников педагогических вузов, а способности решать основные задачи профессиональной деятельности: осуществлять целеполагание; анализировать педагогические ситуации; проектировать и организовывать эффективные образовательные процессы на основе этнопедагогического потенциала.

Исходя из положения о том, что этнопедагогика является отраслевой педагогической дисциплиной, доказана необходимость интегрированного подхода к осмыслению многообразия педагогической культуры народов Дагестана и России в целом.

Обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность блоч-но-модульной программы, состоящей из четырех взаимосвязанных и взаимодополняемых единиц, усвоение которой позволило студентам осмыслить назначение, функции этнопедагогической подготовки в системе педагогического ВУЗа; уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной этнопедагогической системы в содействии развитию детей: узнать об общих и специфических особенностях этнопедагогических воззрений народов России; освоить технологию проектирования воспитательных программ на основе эт 122 нопедагогических знаний; сформировать свои подходы к организации педагогического процесса в образовательном учреждении; соотносить свою специально-педагогическую деятельность с требованиями науки; сформировать этнокультурную компетентность.

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведённой экспериментальной работы выявили позитивные изменения в повышении, уровня этнопедагогической подготовки студентов социального отделения педагогического ВУЗа, тем самым подтверждена эффективность разработанной нами модели формирования этнопедагогической компетентности будущего социального педагога.

Похожие диссертации на Этнопедагогическая подготовка как условие успешной профессиональной деятельности социальных педагогов