Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Эстетическое воспитание студентов туристского ВУЗа как педагогическая проблема 10
1.1. Состояние исследования проблемы в научно-педагогической литературе 10
1.2. Эстетическое воспитание студентов туристского ВУЗа как часть их общегуманитарной подготовки 31
1.3. Критерии и показатели эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа 44
ГЛАВА 2. Характеристика содержания и методика эстетического воспитания студентов в туристском ВУЗе 59
2.1. Преподавание дисциплин гуманитарного цикла как основа эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа 59
2.2 Включение студентов в творческую эстетически направленную деятельность 76
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 95
Выводы по 2 главе 102
Заключение 104
БИБЛИОГРАФИЯ
- Состояние исследования проблемы в научно-педагогической литературе
- Эстетическое воспитание студентов туристского ВУЗа как часть их общегуманитарной подготовки
- Преподавание дисциплин гуманитарного цикла как основа эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа
Введение к работе
Актуальность исследования. Темпы и характер преобразования, происходящих в нашей стране, с большой остротой ставят вопрос формирования нравственных ценностей, духовного возрождения общества. Данный вопрос характерен не только для нашей действительности, он является одним из основных вопросов жизни общества, который особенно актуализируется, обостряется в периоды преобразований. Это можно объяснить тем, что переломные эпохи характеризуются коренными социально-экономическими и политическими изменениями, т.к. нравственность является основой социальности, в процессе управления потребностей в её развитии как более полно реализуется стремление человека к духовному совершенствованию.
Таким образом, выявляются противоречия между потребностью личности в нравственном развитии и совершенствовании и недостаточным количеством условий для удовлетворения этих потребностей. Для разрешения этих противоречий современной педагогикой разрабатывается новая концепция высшего профессионального образования, базирующегося на двух основных положениях: гуманизации и гуманитаризации. Системообразующим фактором гуманизации образования должны служить права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. В процессе гуманитаризации образования основная роль отводится циклу гуманитарных дисциплин, в частности, дисциплинам искусствоведческой направленности, содержательным центром которых является искусство. На наш взгляд, изучение дисциплин искусствоведческой направленности способствует формированию нравственно-эстетических ценностей студентов, развивает их творческое мышление и эмоционально-чувственную сферу.
Всё это позволило сформировать проблему: как, используя в учебно- воспитательном процессе туристского ВУЗа дисциплины искусствоведческой направленности сформировать нравственно-эстетические ценности студентов.
Проблема исследования определила его цель, которая заключается в разработке и экспериментальной проверке содержания обучения, его методов и форм, способствующих формированию у студентов эстетического вкуса, эстетических категорий и ценностей, эстетического восприятия как важнейшего компонента их профессиональной деятельности.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в ВУЗе.
Предмет исследования - эстетическое воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки студентов (на примере туристского ВУЗа).
Гипотеза исследования предполагает, что эстетическое воспитание студентов в процессе их профессиональной подготовки будет эффективным, если:
• оно будет определено как часть их общей гуманитарной подготовки, проявляющейся в формировании художественно-эстетического вкуса, эстетического развития личности;
• будет разработано содержание дисциплин гуманитарного цикла, включающего такие предметы, например, как «Введение в искусство», «Фольклор и этнография», «Эстетика» и т.д. как основу эстетического воспитания студентов;
• если будет разработано содержание творчески направленной деятельности студентов, способствующей воспитанию эстетической культуры.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать состояние исследования проблемы эстетического воспитания студентов в научно-педагогической литературе и на этой основе разработать структурную схему эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа.
2. Разработать содержание эстетического воспитания в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.
3. Определить содержание творчески направленной деятельности студентов в процессе производственной практики.
Методологической основой исследования является диалектика единства личности и среды; взаимообусловленность процессов образования и труда; идеи о единстве теории и практики общественных явлений, а также теория непрерывного профессионального образования.
Исследование опирается на фундаментальные работы по общетеоретическим вопросам деятельности личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.), профессиональной дееспособности специалистов (А.А. Андреев, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, A.M. Новиков и др.) и профессиональные аспекты процесса подготовки специалистов сферы туризма (И.В. Зорин; В.А. Квартальнов; А.А. Остапец-Свешников и др.); личностно-деятельностного подхода к проектированию педагогических процессов и формированию содержания образования (М.Я. Виленский, В.И. Жолдак, В.А. Кабачков и др.); исследования проблем качества образования (Б. Блум, В.А. Кальней, Кларин М.В., СЕ. Шишов).
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, экономической, научно-технической литературы по проблемам содержания и организации общего и профессионального образования; анкетирование учащихся, педагогов; тестовый контроль.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:
1. На основе анализа состояния исследования проблемы эстетического воспитания студенческой молодежи определён процесс эстетического развития личности с позиций личностно ориентированного образования. При этом мы выделяем эстетическое сознание как свойственный лишь человеку способ его отношения к миру и к самому себе, позволяющий ему выявлять личностные смыслы. Отражение эстетического сознания личности проявляется во всех сферах ее деятельности. При этом наблюдается и обратная связь: в процессе деятельности личность постигает окружающую действительность и, как следствие воздействует на свое эстетическое сознание. В то же время эстетическое сознание и эстетическая деятельность, как было показано выше, представляют собой два уровня, определяющие эстетическую культур личности. Таким образом, в контексте личностно- ориентированного образования эстетическая культура является компонентом эстетического развития личности.
На основании вышеизложенного разработана структурная модель эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа, включающая учебную деятельность, где выделены предметы эстетического цикла, основные и дополнительные; внеаудиторная деятельность, в которую входят подготовка рефератов, посещение музеев, деятельность студентов по разработке экскурсий, дискуссии объединяющая культуру быта, ознакомительную практику на 1 курсе, производственную и преддипломную.
2. Разработано содержание эстетического воспитания студентов, осуществляемого в процессе изучения гуманитарных предметов, таких, как: «Анализ музыкальных произведений», «Русский язык и культура речи», «Агент по экскурсионному обслуживанию», «Мода и стиль».
3. Определено содержание творчески направленной деятельности студентов в процессе их производственной практики. К таким видам деятельности мы относим:
• организационно-методическую (подготовка экскурсионных программ, ведение документации и т.д.);
• исследовательскую: обработка результатов работы с первичными материалами;
• коллективно-творческую;
• литературно-творческую (написание сценариев, экскурсионных программ).
Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:
• логикой исходных методологических позиций автора; использование системного подхода; опорой на данные современной педагогической и психологической науки; разнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информации;
• сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предмету; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта;
• комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, подтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работы;
• подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижениям позитивных результатов в эстетическом воспитании студентов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе совокупности выявленных теоретических положений разработаны учебно-методические рекомендации по методическому обеспечению процесса эстетического воспитания студентов в туристском ВУЗе; разработаны учебные программы для туристских ВУЗов: «Анализ музыкальных произведений», «Мода и стиль», «Агент по экскурсионному обслуживанию», «Русский язык и культура речи». На защиту выносятся:
1. Структурная схема эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа.
2. Содержание эстетического воспитания студентов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, представленное учебными программами: «Мода и стиль», «Анализ музыкальных произведений», «Агент по экскурсионному обслуживанию», «Русский язык и культура речи».
3. Содержание творчески направленной деятельности студентов в процессе производственной практики.
Состояние исследования проблемы в научно-педагогической литературе
В ситуации, когда новое гуманистическое сознание формируется в процессах преобразования цивилизации в целом, общество ориентируется на диалоговый режим, культурные начала образа жизни ребенка и всего населения. Прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования, понимание которых основывается на переориентации принципов самосознания и рефлексии в выработке гуманистических установок, смене мировоззрения и появлении более гибкого, сложного, вариативного индивидуализированного мировоззрения, определения новых технологий и сферы образования, соответствующей культурному пространству.
В контексте развития идей гуманизации образования развитие педагогики и психологии видится в том, что объединяет ученых и различает их в попытках связать, актуализировать культурную и педагогическую антропологию. Предельное внимание уделяется внутреннему миру личности, ее возможностям и предпосылкам свободного саморазвития в деятельности и общении. Накопление знаний научными направлениями о человеке показывает, что современной педагогике становится тесно в рамках собственной теории. Философия образования, педагогическая психология и другие науки совместными усилиями мыслителей выходят на расширенное представление о его концептуальных основах. От воспитанности, от того, насколько глубоко воспринимает человек культурные и нравственные ценности, зависит наше будущее. В этой связи представляется возможным ориентация системы художественно-эстетического образования на просветительство общества, выраженное в доступном чтении нового текста, музыкально-педагогической импровизации, игре на музыкальных инструментах, исполнительства на джазовых инструментах, умении подобрать на слух мелодию, выполнять простейшую гармонизацию, видеть живописное полотно, понимать рисунок, оценивать скульптуру и архитектуру, быть путеводителем по картинной галерее, ценить и понимать поэзию, уметь читать и писать стихи, рисовать.
Опыт показывает, что резкие индивидуальные различия студентов в культурном плане создают немалые трудности в достижении целей учебно-воспитательного процесса. Введенный в учебный план института курс «Мировая художественная культура» не решает вопросов, связанных с профессиональной подготовкой специалистов в области эстетического развития. Нередко можно встретить обучающихся, которые познакомились с произведениями искусства, могут назвать их авторов, но при этом не испытывают настоящей потребности в них и не получают обогащающей радости от творческих встреч с искусством.
Основанием формирования культуры должен служить образовательный процесс, ориентированный на развитие общей культуры: демократической, правовой, нравственной, экологической, эстетической, художественной, эмоциональной, физической культуры труда и культуры потребления, культуры общения, культуры речи, чувств и мыслительных операций, мировоззренческой культуры.
Общее развитие реализуется в единстве знаний, умений, убеждений, творческих способностей и социальных чувств в учебной труде, общественной деятельности и поведении.
Опыт художественно-эстетической подготовки специалистов высшей квалификации в ряде учебных заведений гуманитарного пути развития (университеты, педагогические институты, технические ВУЗы) имеет положительные характеристики. В культурной молодежной политике западноевропейских стран усматривается смещение приоритетов в общественном развитии с экономических на социокультурные. Культура стала важнейшим фактором решения экономических и политических проблем, средством исследования технологических, социальных, политических проблем, требующих новых подходов и стратегических направлений. Сбалансированное развитие разных видов культур позволяет сохранять традиционные сферы (академическое художественное творчество, образование), поддерживать новаторство (организацию молодежных театров, приобщение к новой технике и музыкальной электронной аппаратуре, внимание к художникам-авангардистам, модельерам-экспериментаторам, открытие новых исследовательских центров культуры).
Второе направление ориентирует на освоение классического наследия как приоритетного направления в сфере культурной политики, ориентации на непреходящие ценности. Третье нацелено на сотрудничество с молодежью и отказ от «управления» молодым человеком.
Эстетическое воспитание студентов туристского ВУЗа как часть их общегуманитарной подготовки
В исследовании проблемы эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа как компонента их общегуманитарной подготовки необходимо рассмотреть особенности студенческого возраста. Современная студенческая аудитория имеет свои особенности. Психологические ее характеристики достаточно раскрыты в психологических и педагогических исследованиях. Рассмотрим особенности психологии студенческого возраста (17-18 лет).
Крупный исследователь подросткового и юношеского возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в 1927 году в книге «Психология юношеского возраста» рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Э. Шпрангер описал три типа развития этого возраста.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития - плавный, медленный постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Л. В. Обухова в учебном пособии «Возрастная психология» (1999) указывает, что Э. Шпрангер главными новообразованиями юности считал открытие своего «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. По Шпрангеру, главной задачей психологии юности является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию этого возраста. Подростковый, юношеский возраст, по Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру.
Э. Штерн считал, что в юности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Э. Эриксон рассматривал подростковый, юношеский возраст как важный и наиболее трудный период человеческой жизни. По его мнению, психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит от физиологического созревания, личной биографии и от духовной атмосферы общества, в которой живет человек, от противоречий общественной идеологии.
Л.С. Выготский считал главной проблемой в переходном возрасте формирование интересов и называл ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Рассуждая о развитии рефлексии, и на ее основе самосознания, Л.С. Выготский пришел к выводу, что она зависит от культурного содержания среды. По мнению психолога, основное новообразование этого возраста - самосознание и рефлексия.
В свете нашего исследования существенны следующие положения ученых-психологов: для юношеского возраста характерно стремление к познанию внутреннего мира через приобщение к культуре, формирование ценностей, содержание культурной духовной среды, способствующей развитию рефлексии и самосознания личности.
Б.Г. Ананьев характеризовал юношеский возраст рядом существенных противоречивых особенностей. Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением интереса к определенной деятельности в области знаний, имеют место отрицание и скептицизм, как следствие поверхностных взглядов. В этом возрасте для них характерно подвергать сомнению поступки, действия и убеждения не свои, но взрослых людей. Свои недостатки юноши и девушки 17-18 лет не замечают или находят для них многочисленные оправдания. Категоричность своих мнений могут легко изменить под влиянием авторитетных друзей. Совершение действий, поступков предшествует их обоснованию. В этом возрасте характерны проявления максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях, часто без достаточно глубокой оценки вероятностных последствий совершаемых поступков, эгоцентризм. Характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым, не всегда прогрессивным.
Поиски смысла жизни, возникновение новых потребностей интеллектуального и социального порядка, иногда внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими - все это присуще юности. Но не у всех этот период оказывается напряженным.
Наряду с возрастными и психологическими особенностями определенный интерес представляет оценка свойств личности по темпераменту. Среди студентов, как и среди взрослых людей, различают четыре типа: холерики - темпераментны, активны, общительны, энергичны; сангвиники - легко возбудимы, настойчивы, активны, уравновешенны, общительны; меланхолики - медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе; флегматики - отличаются наиболее сильным, уравновешенным типом характера, неторопливы, спокойны, действуют настойчиво, необидчивы (И.П. Павлов, B.C. Мерлин). Существуют также многочисленные смешанные типы темперамента.
В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики, исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей, романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей (СИ. Архангельский). Несмотря на противоречивость психических особенностей, возраст 17-18 лет наиболее плодотворный для формирования знаний, умений, научного и профессионального, духовного, особенно эстетического развития, совершенствования разносторонней мыслительной культуры личности.
А.А. Бодалев утверждает, что молодые люди на этом этапе возрастного и социального становления имеют выраженную психическую подвижность, возбудимость, эмоциональность.
В социальную группу студентов молодежь вступает с заложенными основами мировоззрения, но без достаточного объема эстетических знаний, так как в старшем звене школы нет общепринятых программ. Несформированность компонентов эстетической культуры и эстетического сознания личности студентов служит причиной дисгармонии в развитии их художественно-эстетического вкуса. Учитывая эмоциональность, возбудимость, психологическую подвижность ранней юности, мы считаем существенным для них как для будущих специалистов в сфере туризма развитие способности к сопереживанию, к сенсорно-гармонической отзывчивости (Л.П. Печко) как одного из компонентов художественно-эстетического вкуса формирующейся личности, самооценки.
Преподавание дисциплин гуманитарного цикла как основа эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа
В теоретическом обосновании построения педагогических моделей эстетического воспитания студентов туристского ВУЗа средствами искусства мы исходим из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, а также результаты образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина и др.).
В концептуальном построении педагогических моделей мы руководствовались трудами М. М. Бахтина, А. И. Бурова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, достижениями психолого-педагогической мысли В. С. Библера, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, исследованиями ученых А. В. Бакушинского, Ф. И. Шмита, работающих в области художественно-эстетической педагогики - труды Б. В. Асафьева, К. В. Кулаева, Н. А. Дмитриеевой, С. А. Бодиной, Н. А. Кушаева, Б. Н. Неменского, Л. П. Печко, В. Н. Шацкой, Л. В. Школяр, Б. П. Юсова, Б. Т. Лихачева и др.
Педагогическая модель эстетического воспитания студентов колледжа создавалась нами на основе деятельностного подхода и предусматривала развитие готовности студентов к профессиональному функционированию вкуса. Повышение качественных характеристик содержания вкусовых ориентации личности рассматривалось как цель обучения, а содержание деятельности - как средство ее реализации.
Модели могут быть представлены в педагогических исследованиях в виде схемы описания. Именно такая модель представлена нами в виде структурной схемы, основанной на различных видах деятельности студентов в процессе учебных и аудиторных занятий. Для определения содержания учебной деятельности студентов мы проанализировали учебный план и выявили предметы, влияющие на формирование эстетических вкусов студентов. К этим предметам мы отнесли: введение в искусство, историю архитектурных стилей, фольклор и этнографию, русский язык и культуру речи, эстетику, мировую художественную культуру, историю изобразительного искусства, профессиональную этику и основы делового общения, культурологию, историю театра, религию и культуру стран изучаемых языков, основы экскурсоведения.
В процессе учебной деятельности на занятиях у студентов формируются способности к эстетическому предпочтению, вкусовому выбору, вербальной (устной и письменной) характеристике произведений искусства, эмоционально-оценочная отзывчивость относительно эстетических объектов и мотивации к собственному творчеству и сотворчеству в профессиональной деятельности. Ведущая деятельность студентов не ограничивается профессиональными задачами, а включает в себя широкий спектр эстетико-педагогических задач:
формирование ценностно-художественных вкусовых ориентации студентов в процессе освоения искусства;
увеличение способности к эмоционально-образному постижению художественно-эстетических ценностей;
приобщение студентов к лучшим образцам народной, классической и популярной музыки.
Этим подходом обусловлены принципы преподавания учебных предметов, основанные на теоретических позициях известных ученых, мастеров искусства, искусствоведов, педагогов, психологов. Эти принципы состояли в следующем:
1. Включение в содержание обучения лучших музыкальных произведений отечественной и мировой классики, народного искусства с целью воспитания «иммунитета» против «пошлости» (Д. Б. Кабалевский), что достигается развитием художественно-эстетического вкуса.
2. Использование активных методов преподавания с целью формирования познавательного эстетического интереса к искусству (Л. В. Горюнова, А. Пиличяускас, В. Н. Шацкая):
метод драматургии;
метод перевода восприятия массового искусства в восприятие классического искусства.
3. Использование метода создания художественного контекста, направленного на развитие художественно-эстетического вкуса через интеграцию различных видов искусств.
4. Организация любительской художественной и творческой деятельности с целью создания эмоционально-эстетической среды на занятиях, способствующей эмоционально-образному «погружению» в искусство через переживания.
5. Формирование опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни и к искусству (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. Пиличяускас, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др.).
Виды художественно-эстетической деятельности студентов на занятиях определены в соответствии с задачей найти реальный механизм включения студентов в доступную культуротворческую, эстетическую деятельность в области туризма.
Большое значение в эстетической подготовке придается курсу «Культура речи». Мы считаем, что умение выразить эмоциональное состояние личности посредством языковых средств, в значительной мере оказывает влияние на формирование эстетического вкуса студентов.