Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Фаткуллина Дина Рустямовна

Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя
<
Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фаткуллина Дина Рустямовна. Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Уфа, 2001 210 c. РГБ ОД, 61:01-13/1615-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Историко-теоретические тенденции интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов 13

1.1. Историческое наследие использования декоративного искусства во всестороннем развитии личности 13

1.2. Содержание и функции декоративного искусства в профессиональной подготовке учителя 41

1.3. Интеграция категориально-понятийного аппарата декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в формировании всесторонне развитого мышления учителя .83

Выводы по первой главе 103

Глава II. Опытно-экспериментальная основа интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в профессиональной подготовке учителя 105

2.1. Принципы использования наглядного материала по декоративному искусству в учебно-воспитательном процессе 105

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию декоративного искусства в подготовке учителя 112

Выводы по второй главе 130

Заключение 132

Библиография 137

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется новыми социально-экономическими и политическими отношениями, которые выявили многогранность противоречий, существующих как в жизни общества в целом, так и в системе высшего образования.

В ряду множества подходов к проблеме совершенствования и развития высшего педагогического образования по прежнему актуальным является соотношение гуманитарного и профессионального компонентов, соотношение педагогических дисциплин со специальными дисциплинами, интеграция естественно-научных и гуманитарных компонентов, нацеленных на подготовку всесторонне образованной личности специалиста. Согласно В.А.Сластенину, ценности и нормы культуры, искусство, нравственность и все достижения духовной сферы жизни человека должны проникать во все структуры целостного педагогического процесса.

Декоративное искусство является объектом исследования искусствоведов, историков, археологов, этнографов, философов, социологов, педагогов, психологов, что подчеркивает многозначность, полифункциональность декоративного искусства. Традиционно декоративное искусство используется в структуре академической подготовки (художников народных промыслов, художников-декораторов, учителей изобразительного искусства, учителей начальных классов и воспитателей детского сада). Богатый духовно-творческий потенциал содержит в себе декоративное искусство, органично включающее в себя нравственное, эстетическое, художественное и трудовое начала, в сущности своей важные для расширения содержания всестороннего и гармоничного развития личности будущего учителя.

Декоративное искусство имеет органические взаимосвязи со множеством наук, как естественно-математических, так и гуманитарных, направленных на воплощение классической идеи подготовки всесторонне образованной личности. Однако, теория и практика приобщения будущих учителей всех специальностей к художественно-эстетическому статусу декоративного искусства не получает своего адекватного отражения в структуре высшего педагогического образования, как одного из условий воплощения содержания всесторонне образованной личности учителя.

Педагогическая значимость декоративного искусства уходит корнями к эпохам античности (Древняя Греция, Древний Рим), Средневековья (Ближний и Средний Восток), Возрождения, и отразилась в философских, литературных трудах Платона, Аристотеля, Гомера, Ибн Сина, Ибн Рушда, Омара Хайяма, Фараби, Леонардо да Винчи и др.

Нравственно-эстетическое, художественное, трудовое воспитание средствами декоративного искусства были предметом исследования выдающихся отечественных и зарубежных представителей педагогической науки (С.А.Аничкина, М.А.Верба, В.Т.Кальянова, Н.И.Киященко, Я.А.Коменского, П.Ф.Лесгафта, Дж.Локка, А.С.Макаренко, Р.Оуэна, Н.И.Пирогова, У.Ф.Суна, В.А.Сухомлинского, Ш.Фурье и др.).

Проблеме использования искусства в современной системе образования посвящены труды Б.Т.Лихачева, Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Э.Т.Ардашировой, Г.А.Петровской, С.И.Ботовой и других.

Теории художественно-эстетической ценности декоративного искусства, исследованию ее выразительных средств посвящены труды известных философов, искусствоведов М.В.Алпатова, В.Ф.Асмуса, Ю.В.Борева, А.И.Бурова, К.Г.Вагнера, В.В.Ванслова, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, М.Ф.Овсянникова, А.Б.Салтыкова, В.П.Шестакова и других.

Вопросы психологии творческого развития личности, восприятия и отношений человека, психологии искусства получили отражение в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, М.Коул, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона и других.

Широкое освещение истории развития мирового декоративного искусства дается в трудах Т.Арманда, Н.Ю.Бирюковой, Э.Бреполя, В.М.Василенко, Б.Веймарна, Г.Вейса, Ф.Ф.Гуловой, Ю.Д.Колпинского, Р.Купер, Н.В.Мальцева, В.И.Марченко, Ф.Я.Мишукова, А.Морана, Ф.М.Пармон, С.К.Просвиркина, И.П.Работнова, К.А.Соловьева, С.А.Стерноу, Н.В.Тарановской, В.И.Чеснокова и многих других.

Материальная и духовная культура народов, населяющих республику Башкортостан, изучена искусствоведами и этнографами С.А.Авижанской, Р.Б.Ахмеровым, Н.В.Бикбулатовым, Ф.Х.Валеевым, Г.Ф.Валеевой- Сулеймановой, Н.И.Воробьевым, Р.Г.Кузеевым, К.И.Козловой, Ф.Т.Кузбековым, Г.С.Масловой, Э.Д.Меджитовой, Т. Л.Молотовой, Г.А.Сепсеевым, Л.В.Соколовой, Р.У.Шагеевой, С.Н.Шитовой, А.Г.Янбухтиной и други и.

Анализ истории мирового декоративного искусства и народов России в его многообразных проявлениях дает возможность использовать исследования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей всех специальностей.

Рекомендации по организации занятий по декоративному искусству, практические советы художественной обработки материалов, способы изготовления произведений описываются в трудах В.А.Барадуллина, Д.М.Гусарчука, В.Н.Елкина, Ю.В.Максимова, А.С.Мидовского, Г.А.Шнейдер и других.

Интегративный подход и междисциплинарные связи, учение о взаимосвязи науки и искусства в использовании искусства во всестороннем развитии личности, проблема синтеза искусств раскрываются в исследованиях Э.Т.Ардашировой, С.И.Ботовой, В.В.Ванслова, И.Воейковой, Э.Ганслика, Н.Гаркуши, Н.Дмитриевой, Ю.Кремлева, В.Н.Максимовой, А.Полянского, В.П.Толстого, И.Т.Фролова, О.Швидковского, Н.Н.Щирякова и других.

Анализ вышеперечисленных исследований показывает, что в декоративном искусстве заложен огромный педагогический потенциал во всестороннем, гармоничном развитии личности будущего учителя.

Но несмотря на значительное количество фундаментальных исследований, посвященных как декоративному искусству в целом, так и различным аспектам его преподавания, необходимо отметить, что проблема интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками не была предметом специального теоретического и практического изучения, тогда как интегративные тенденции в структуре педагогического образования представляют собой большой потенциал для профессионально-педагогического совершенствования будущих учителей, в качестве учителя-предметника, учителя-исследователя, в качестве его подготовки к воспитательной работе.

Таким образом, противоречие между современными требованиями к обновлению содержания и форм в подготовке широкоэрудированного, профессионально-грамотного, всесторонне развитого специалиста и недостаточной их разработанностью обусловило выбор проблемы исследования: интегративные тенденции использования декоративного искусства в подготовке учителя.

Практическая значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация содержания, форм и методов интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Объект исследования: художественно-эстетическое образование студентов в условиях педагогической подготовки в вузе.

Предмет исследования: процесс интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности будущего учителя.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов может быть эффективна в формировании всесторонне развитой личности учителя, если:

- учитывать взаимосвязь теоретического, методического и практического компонентов интегративного подхода в преподавании декоративного искусства студентам всех факультетов педагогического вуза;

- построить содержание учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи природы декоративного искусства и специальностей, преемственности основополагающих понятий спецдисциплин и декоративного искусства;

- включить в содержание учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов естественно-математических и гуманитарных дисциплин региональный компонент: декоративное искусство народов республики Башкортостан;

- разработать интегративные модели, направленные на развитие образного, логического и художественно-эстетического мышления и художественно-практической деятельности;

- использовать наглядно-дидактический материал по декоративному искусству.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую, искусствоведческую, этнографическую, социологическую литературу по проблеме исследования;

2. Разработать и обосновать интегративные модели использования декоративного искусства в формировании всесторонне развитой личности учителя;

3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности интегра-тивных моделей в подготовке студентов педагогических вузов с использованием декоративного искусства;

4. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и на основе проведенного исследования разработать научно-практические рекомендации и наглядно-дидактический материал по интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.

Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические, искусствоведческие положения о всестороннем развитии личности, учение об интеграции наук и искусств, учение о единстве конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, о художественно-деятельностном начале человека, о творческой деятельности природы человека, о педагогической значимости искусства, учение о системном, личностно-деятельностном подходах, о роли художественного образа в познании личности, о роли наглядности в обучении и воспитании будущего специалиста.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- изучение и теоретический анализ философской, исторической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ мирового классического опыта и современных учебных планов, программ педагогических вузов по ведущим специальностям естественно-математических и гуманитарных дисциплин и методике преподавания декоративного искусства;

- педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности студентов;

- изучение и анализ классических образцов произведений декоративного искусства;

- эксперимент и опытная проверка, математическая и графическая обработка полученных данных;

- продуктивно-творческий метод (разработка программ спецкурсов). Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 1995-2001 годы.

Первый этап (1995-1996 гг.) - поисково-подготовительный посвящен: изучению и теоретическому анализу философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, отражающей проблемы использования декоративного искусства в процессе обучения и воспитания, что позволило сформулировать исходные позиции исследования; разработке экспериментальных программ спецкурсов; выбору произведений декоративного искусства стран и народов мира; подготовке диагностирующего материала; проведению констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня знаний студентов; выявлению интересов, творческих способностей будущих учителей.

На втором этапе (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальном продолжилось: теоретическое осмысление и обобщение материала; проведение формирующего эксперимента на базе Башкирского государственного педагогического университета, с целью проверки экспериментальных программ спецкурсов, методических рекомендаций и наглядности к ним; сбор данных по второму этапу эксперимента; выявление знаний, умений и навыков студентов в области декоративного искусства (историко-теоретические знания и художественно-практические умения) в их приложении к сфере специальных дисциплин путем анкетирования, тестирования, анализа и оценки творческих работ.

Третий этап (1998-2001 гг.) - заключительно-обобщающий включал: систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обоснование теоретических положений по использованию декоративного искусства во всестороннем развитии личности учителя любой специальности; подтверждение общих выводов исследования и оформлению текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Раскрыто педагогическое значение декоративного искусства во всестороннем развитии личности учителя, теоретически обосновано и определено содержание интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.

2. Разработаны модели, построенные на сходстве («родственности») тематического содержания, интеграции категориально-понятийного аппарата, функциональных взаимосвязях декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.

3. Выявлена теоретическая основа наглядно-дидактического материала по декоративному искусству и определены сферы его приложения в учебно-воспитательном процессе естественно-математической и гуманитарной подготовки учителя.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработан учебно-методический комплекс по интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками (с учетом особенностей региона), включающий программы спецкурсов «Традиции декоративно-прикладного искусства татарского народа в современной подготовке учителя», «Народное искусство республики Баш кортостан» (на примере искусства башкирского народа), «История декоративного искусства», «История дизайна»; разработана серия наглядно-дидактического материала и методические рекомендации по его изготовлению и применению, осуществлено включение декоративного искусства в процесс подготовки учителя-предметника, классного руководителя, организатора внеклассных мероприятий.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию педагогических, философских, искусствоведческих исследований; реализацией комплексной методики, адекватной предмету, целям и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой; статистической, математической и графической обработкой экспериментальных данных с использованием вычислительной техники; личным опытом работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение декоративного искусства в системе философско-искусствоведческих и психолого-педагогических наук как условие всесторонне развитой личности будущего учителя.

2. Интегративные тенденции в содержании, формах, категориально-понятийном аппарате, функциональных взаимоотношениях декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.

3. Интегративные модели в формировании всесторонне развитой личности учителя (на основе взаимосвязи декоративного искусства и наук).

4. Основные принципы применения наглядного материала по декоративному искусству в профессиональной подготовке учителя.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического образования, кафедры изобразительного искусства, кафедры науч ных основ управления школой Башкирского госпедуниверситета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского госпедуниверситета (1995 - 2000 гг.), на международной научно-практической конференции «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика искусства в творческих поисках» (Москва-Самара, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Учебные книги К.Д.Ушинского и современная школа» (Курск, 1997), на всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997), на международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного национального регионального и вариативного художественного и графического образования» (Уфа, 1999), на всероссийской научно-практической конференции «Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка» (Уфа, 2000).

Основные результаты исследования используются студентами, педагогами вузов. В рамках исследуемой проблемы изданы тезисы докладов, иллюстрированное методическое пособие.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Историческое наследие использования декоративного искусства во всестороннем развитии личности

Проблема преподавания декоративного искусства в педагогическом вузе предполагает его раскрытие в свете современных требований подготовки учителя: формирования его мировоззренческих позиций, нравственного развития, художественно-эстетического просвещения, всесторонней образованности.

Декоративное искусство вбирает большой потенциал связанный со всесторонним развитием личности учителя.

Всесторонность - предполагает целостное развитие человека, освоения им богатств общечеловеческой, общественной культуры, когда каждый становится самостоятельной и творческой личностью, которая в процессе познания (и в иных формах деятельности) впитывает всеобщую связь явлений действительности: взаимосвязи, взаимовлияния наук и искусств; влияния искусства на культуру мышления; обогащению духовного мира личности и т.д.

Одним из направлений, в формировании всесторонне развитой личности, является интеграция искусства и науки, синтез искусств, междисциплинарный подход в познании естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин.

Процессы интеграции, то есть объединение в единое целое ранее разнородных частей и элементов, имеют глубокие исторические корни, что особенно проявляется в области синтеза искусств (например, культура Древнего Востока, Древней Греции, где объединяющим началом является архитектура; в средневековье храмовое пространство сливается с литературной поэзией и музыкой; в эпоху Возрождения самостоятельные искусства объединяются в единые ансамбли; во времена просветительского классицизма синтез искусств утверждает важное значение повседневного быта). Проблема взаимодействия и синтеза искусств раскрывается в трудах В.В.Ванслова, В.П.Толстого, М.С.Кагана, С.Б.Базазьянца и других.

В исследованиях В.В.Ванслова синтезу искусств отведено особое место. Он, отмечает, что эта проблема имеет «Множество условий, при которых различные искусства сливаются в едином художественном образе и без соблюдения которых синтез оказывается несостоявшимся» [37, 20]. Огромное направление раскрывается и обосновывается В.В.Вансловым в области синтеза изобразительного искусства и музыки и, в частности, музыки и цвета, что является особенно существенным, значимым и т.п. для нашего исследования, в использовании новых подходов в подготовке специалистов.

К синтезу декоративного искусства и музыки обращено внимание и М.С.Кагана. Единение этих искусств, по мнению ученого, происходит «на свойственном им неизобразительном способе создания художественного образа, что и отличает музыку от литературы, а прикладные искусства вместе с архитектурой от живописи и скульптуры» [82, 83]. Проводя аналогии между декоративным искусством и музыкой, М.С.Каган определяет и основные отличия между ними.

Синтезу искусств и архитектуры общественных зданий посвящены исследования О.Швидковского, А.Полянского, Ю.Яралова и другие. Теоретическая и практическая сторона данной проблемы представляет огромный интерес для создания интегративных моделей в контексте нашего исследования, так как будущим учителям предстоит применение знаний и навыков по декоративному искусству в учебных заведениях (школах, станциях юных техников, дворцах детского творчества и т.д.).

Для современной науки характерны как процессе синтеза внутри определенных научных дисциплин, так и междисциплинарный синтез. В двадцатом веке возникает целый ряд интегративных наук: биофизика, биохимия, эконометия, кибернетика, семиотика и другие. А также между основными сферами современных научных, технических знаний и искусств: музыка всегда искала связь со словом, движением, рукопись, книга - с изображением, с орнаментикой, геометрия - с архитектурой, декоративным искусством и т.д.

Проблема единения наук и искусств во всестороннем развитии человека рассматривается в трудах И.Т.Фролова. В своих исследованиях он проводит глубокий ретроспективный анализ проблем человека и его места в мире в древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии и т.д.). Анализируя исторический опыт развития человечества, он выделяет проблему единства и взаимодействия науки и искусства в перспективе развития человека. И.Т.Фролов отмечает, что: «Единство науки и искусства - важнейший залог последующего развития культуры. Нужно искать и культивировать то, что объединяет науку и искусство, а не разделяет их» [209, 283].

Обращение к интеграции науки и искусства, ядром которой является соотношение общих понятий и категорий, широкое основание искусства, общность и специфика науки и искусства, их противопоставление и взаимодействие, могут служить не только художественно-эстетическим, естественным, техническим, но и педагогическим потребностям, явившимся основой нашего исследования: интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в подготовке учителя.

Декоративное искусство не сводится к выполнению конкретного изделия используемого в быту, но органично вплетается в учебный и воспитательный процесс, где имеет широкие возможности для художественно-творческой деятельности: учитель должен знать и изучать эстетику пространства; создавать художественные предметы интерьера; уметь оформить как зрелищные мероприятия, так и самих себя (использовать знания по эстетике внешнего вида, костюма). Эта широкая, емкая основа декоративного искусства позволяет рассмотреть его с точки зрения различных наук: искусствоведения, истории искусств, эстетики, философии, педагогики, психологии, медицины, где раскрываются теоретические положения сущности и функций декоративного искусства, его категориально-понятийный аппарат, методические, научно-практические вопросы обучения и воспитания, обосновывается роль декоративного искусства в трудовом, нравственном, художественно-эстетическом воспитании личности.

В философии проблема декоративного искусства и ее единения с наукой затрагивается в трудах классиков: Платона, Аристотеля, Ибн Сина, Абу Наср Фараби, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, И.Т.Фролова и других.

Изучение философии древних и средневековых цивилизаций показало нам, что каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

Содержание и функции декоративного искусства в профессиональной подготовке учителя

Проблема интегративного подхода к использованию декоративного искусства в системе подготовки учителя закономерно вытекает из научно-теоретической основы, связанной с концепцией междисциплинарного подхода, идеей целостности и систематизации знаний, логических связей и взаимодействий, причинно-следственных связей и т.д., которые вбирают в себя синтез философских, идеологических, эстетико-искусствоведческих знаний.

Интегративный подход способствует раскрытию места декоративного искусства в системе различных педагогических специальностей. Педагогический потенциал раскрывает интегративные связи с содержанием учебно-воспитательной работы (категориями, тематикой занятий), научно-методической (декоративное искусство обогащает теорию и методику преподавания вузовских дисциплин) с методами, средствами проведения занятий; интеграция декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками повышает уровень профессиональной образованности студентов.

Интеграция содержания тем, понятий, категорий декоративного искусства и естественно-математических, гуманитарных дисциплин выражена в ин-тегративных моделях в форме изобразительной наглядности - схем.

Обращенность к форме изобразительной наглядности дает возможность представить целостную картину связей и взаимосвязей основных понятий, категорий, тем, проблем и т.д. Понятие «целостность» в энциклопедическом словаре дается как «внутреннее единство объекта, его относительная автономность от окружающей среды» [184, 472]. Поэтому выбор изобразительной наглядности, отражающей целостное представление интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов, объективно связан с таким классическим символом, как круг.

Обращение к кругу изначально интересует взаимосвязь декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками. Примеры этому мы может найти в философской и мифологической литературе: Мифы народов мира; Словарь и хрестоматия современной философии, в философском словаре и др. В литературе, связанной с точными дисциплинами: Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. Круг - универсальная форма, отражающая многообразные содержательные взаимосвязи, как естественно-математических, так и гуманитарных дисциплин.

В изобразительной наглядности, используемой нами, в основе лежит круговое движение категорий, понятий, тем, объединяющих их в конечное тематическое пространство, но бесконечное во взаимосвязях учебных, научных, воспитательных аспектов.

Круг является одним из самых древних символов человечества. Круг наиболее важный и распространенный геометрический символ. Круг, как фигура, образуется правильной кривой линией без начала и конца, и является совершеннейшей формой.

В истории искусства, литературе, мифологии, в мировых религиях круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и законченности, гармонии и вечности. В подтверждении этому мы можем привести множество примеров.

Круг выступает как универсальная проекция шара, который является идеальным телом в научно-философской традиции. Из традиций научно-философской литературы в нашем исследовании используются некоторые аспекты, связанные с кругом. Из категорий философии, имеющих отношение к кругу, мы используем конечное пространство, бесконечность, и круговое движение. Они лежат в основе изобразительной наглядности и объединяют в себе сюжетные пространства. Так как во многих традициях мы сталкиваемся с сюжетами, связанными с космосом, небосводом, представляющимися в виде шара (графически - круга), образное пространство (небосвод имеет образ более или менее опредмеченного изображения, например, яйца, диска и т.п.), потенциально бесконечное (у круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки); круговое движение образует пространство.

Из категории мифологии мы берем понятие «символ», которое означает знак, а в искусстве является характеристикой художественного образа с точ 44

ки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи. Итак, в многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в самом языке отражается циклическая концепция времени (мы сталкиваемся с ней в структуре культовых сооружений, в «круглых» календарях, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру круга) образ основного божества, в качестве которого чаще всего выступает солнце, символизируемое кругом (дискообразная корона Ра, крылатый диск Атона, солнечная колесница Апполона, а также образ солнечного глаза в виде круга). Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических ассоциаций: круг и крест - это центр и четыре направления вселенной; круг и тетива - власть и сила жизни и смерти; круг, разделенный надвое - это день и ночь, лето и зима; крылатый круг - божество, божественный дух; два круга -эмблема близнецов; два соединенных круга - союз неба и земли. В нашем исследовании применяется круг, как символ единства.

Принципы использования наглядного материала по декоративному искусству в учебно-воспитательном процессе

В формировании всесторонне развитого специалиста декоративное искусство выполняет немаловажную роль. При изучении теоретического материала, в практической деятельности особое значение уделяется не только устному изложению, но и зрительному восприятию (что, в первую очередь, связано с психофизическими особенностями человека), которое осуществляется путем применения наглядно-дидактического материала. Наглядные пособия несут в себе большую содержательную научно-практическую нагрузку, связанную с учебно-воспитательным процессом.

Изготовление наглядного пособия опирается на основные закономерности оформительского искусства (являющегося составной частью декоративного искусства), которое ориентировано на развитие художественно-педагогических знаний, многофункциональности декоративного искусства и соответствия природе специальности. Но как показывает опытно-экспериментальная работа, современная подготовка будущих учителей не всегда учитывает необходимость художественных знаний и практических навыков изготовления наглядности.

Подбор наглядного материала по декоративному искусству (также как и по любому другому предмету) высшей математике, зоологии, истории России и т.д.)), требует системного подхода и строится как на общепедагогических принципах, так и на художественных, а также на синтезе общепедагогических и художественных принципов. И на основе исходящего синтеза целесообразно выделение следующих принципов, неразрывно связанных друг с другом: принцип наглядности, принцип исторической последовательности, принцип единства общего и индивидуального, принцип комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов деятельности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, принцип учета природы специальностей, принцип понятийно-категориального взаимодействия, принцип подбора наглядного материала по видам декоративного искусства, принцип вовлечения студентов в художественную деятельность, принцип синтеза науки и искусства.

Каждый из принципов требует самостоятельного рассмотрения. Что и получило свое отражение в последующем изложении.

Принцип наглядности, сформулированный Я.А.Коменским, основывается на привлечении органов чувств в восприятии и переработке изучаемого материала. Поэтому в процессе обучения студенты имеют возможность наблюдать, изучать, проводить практические работы, в том числе и по выполнению наглядных пособий для конкретных занятий по выбранной теме или комплексу занятий по декоративному искусству и по ведущей дисциплине (биологии, иностранному языку, физике и т.д.), что подразумевает знание психологии и физиологии человека, знание художественно-эстетических принципов изготовления наглядности. Например, если иллюстративный ряд на наглядном пособии слишком мелкий, то это затрудняет его восприятие учащимся, находящимся на задних рядах аудитории, или наоборот слишком крупный (на плакате, стенде), размещена только одна иллюстрация, что не всегда полностью раскрывает суть темы).

Принцип исторической последовательности изучения декоративного искусства (во всем его многообразии) является традиционным и при выполнении наглядного пособия, основывается на исторической (хронологической) последовательности развития отдельных видов декоративного искусства, его категорий, на обновлении требований, предъявляемых к искусству (связанных с социально-общественным строем государств, религий, войнами, географическими и научными открытиями, развитием торговли и промышленности и т.д.). В изменившихся условиях возникают новые функциональные возможности предметов декоративного искусства и исчезают или применяются старые, что зачастую связано с выходом из употребления многих из них, например, чапраки к женским седлам в искусстве тюркских народов или прялки, являвшиеся неотъемлемой частью крестьянского быта. Ин-тегративная модель организации учебно-воспитательного процесса и выполнения наглядного пособия по декоративному искусству в первую очередь основывается на исторической последовательности содержания декоративного искусства. (См. приложения 3,4).

Принцип единства общего и индивидуального (единичного) в подборе наглядного материала опирается на философскую категорию, которая, в свою очередь, различается на абстрактно-общее, как простую одинаковость, внешнее сходство (например, геометрический орнамент, состоящий из таких элементов, как треугольник, угол, квадрат, синусоида и геометрические фигуры (математические) - это тот же треугольник, квадрат, круг, ромб и т.д.) и конкретно-общее «как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии» [185, 19]. Относительно наглядного материала данный вид общего выражает внутреннюю повторяющуюся у сходных явлений основу (например, изучении истории искусств и наук в заданной (общепринятой) хронологической последовательности: первобытное общество, Древнейшие цивилизации, Средневековье и т.д.).

Похожие диссертации на Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя