Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Проблема развития творческого воображения учащихся У НПО в философской и психолого-педагогической литературе 13
1.2 Система креативного образования и формирование творческих качеств личности учащихся УНПО 39
1.3 Констатирующий эксперимент 65
Выводы по главе 1 75
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИННОВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
2.1 Педагогические технологии в развитии творческих способностей учащихся профшкол 77
2.2 Педагогические условия формирования ведущих творческих качеств личности 90
2.3 Активные методы и средства развития творческого воображения учащихся УНПО в процессе обучения иностранному языку 113
2.4 Формирующий эксперимент 143
Выводы по главе 2 184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ш
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Проблема развития творческого воображения учащихся У НПО в философской и психолого-педагогической литературе
- Система креативного образования и формирование творческих качеств личности учащихся УНПО
- Педагогические технологии в развитии творческих способностей учащихся профшкол
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности квалифицированного рабочего, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней.
Требования к повышению творческого уровня работника стали общемировой тенденцией. В рекомендациях II Международного конгресса ЮНЕСКО (г. Сеул, 1999) подчеркивается, что профессиональное образование должно «не просто обеспечивать учащихся знаниями и умениями специфической работы, а давать им нечто большее и более тщательно готовить личность к миру работы».
Задача подготовки квалифицированного рабочего, формирование его творческих способностей, раскрытие его потенциальных возможностей возлагается, прежде всего, на учреждения начального профессионального образования. Однако в практике обучения и воспитания развитие творческих способностей не включено в образовательные технологии, доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей учащихся. Одни педагоги акцентируют внимание на стимулировании положительных мотивов учебно-творческой деятельности, другие - на развитии интеллектуальных качеств, третьи максимально активизируют самоорганизацию личности учащегося в учебно-творческой деятельности. При этом сами компоненты творческих способностей личности развиваются неравномерно. В результате многие молодые рабочие не всегда ориентируются в технике и технологических процессах, не проявляют интереса к творческой деятельности.
Нередко это вызвано теми противоречиями, которые сложились в системе начального профессионального образования: потребностью общества в творческих кадрах и снижением уровня творческой активности, отсутствием интереса к учебной деятельности учащихся на протяжении всего старшего подросткового возраста; нарушением оптимальных пропорций состояния репродуктивной и продуктивной деятельности; дисгармонией рациональных и эмоциональных качеств обучающихся, отражающейся на их интеллектуальном развитии; неспособностью учащихся ориентироваться в потоке информации, отсутствием умений самостоятельно анализировать те или иные явления; противоречием между профессионально-техническими задачами, выдвигаемыми социальным и научно-техническим прогрессом, с одной стороны, и уровнем специальных и общетехнических знаний, политехнических и профессиональных умений и навыков - с другой; противоречием между знаниями и умениями, полученными учащимися в процессе теоретического обучения, и требованиями к уровню знаний, необходимых для эффективного формирования профессиональных умений и навыков творчески деятельной личности.
Большие возможности для разрешения этих противоречий заложены в содержании учебных предметов и методах обучения. Правильная организация учебного процесса позволит вооружить учащихся политехническими и технологическими знаниями, развить у них техническое мышление, конструкторские умения, то есть взаимосвязать компоненты, обеспечивающие высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности личности в процессе теоретического обучения.
Процесс подготовки к активной творческой деятельности по основам наук остается актуальной задачей педагогической науки и практики. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.
Идеи формирования творческой активности личности нашли свое развитие в трудах А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского. В них рассмотрены важнейшие условия эффективной организации этого процесса. В ряде исследований обоснованы условия зарождения творчества в процессе обучения, средства и методы организации творческого начала личности (В.В. Анисимов, С.Н. Бондаренко, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Гришин, М.М. Зиновкина, Н.Д. Никандров, И.Я. Лернер, П.Н. Новиков, Н.В. Шаронова и др.).
Дидактический аспект развития технического творчества исследовался Г.С. Альтшуллером, Ю.К. Бабанским, В.А. Горским, В.М. Игошевым, М.М. Зиновкиной, Т.В. Кудрявцевым, В.Г. Разумовским, Е.В. Ткаченко, Л.Д. Федотовой т др. Проблема содержания, форм, методов, приемов его организации рассмотрена П.Н. Андриановым, М.А. Галагузовой, А.Т. Глазуновым, B.C. Ледневым, Д.М. Комским, Ю.С. Столяровым и др.
В педагогической науке проблеме формирования творческой деятельности учащихся также посвящен ряд исследований (Андреев В.И., Заботин В.В., Загвязинский В.И., Кязимов К.Г., Лейбович А.Н., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Понамарев Я.А., Скаткин М.Н., Талызина Н.Ф., Фридман Л.М., Читаева О.Б. и др.). В них определены основные принципы содержания обучения, методы, способы, средства формирования творческой деятельности.
Философская теория творческой деятельности и ее социальная природа анализируются в работах B.C. Библера, Н.К. Вахтомина, A.M. Коршунова, А.С. Майданова, И.П. Смирнова, А.Т. Шумилина.
Анализ работ указанных авторов позволяет дать определение творчеству как самостоятельной, высокоорганизованной, мотивированной деятельности, направленной на достижение высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач. Результатом такой деятельности служат новые общественные или субъективно значимые знания и материальные ценности.
Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса & обучения.
Все вышеперечисленное определило выбор темы нашего диссертационного исследования: «Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл)».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать инновационные методы развития творческих способностей в процессе профессионального образования (в УНПО).
Объект исследования: процесс развития способностей учащихся УНПО в современном учреждении профессионального образования.
Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных качеств личности.
Гипотеза исследования: подготовка учащихся системы профессионального образования к творческой деятельности будет более успешной, если:
- обеспечить ориентацию учащихся на активизацию творческой jv деятельности;
- использовать при подготовке к активной творческой деятельности интеграцию основ гуманитарных дисциплин с РТВ, производственно- технические ситуации и задачи поисково-исследовательского характера;
- отобрать и задействовать в учебном процессе инновационные методы (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающие развитие творческой активности учащихся;
- обеспечить эмоциональное восприятие творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста;
- обосновать и осуществить отбор тестов для педагогической и психологической диагностики личности;
- разработать для учащихся УНПО содержание интегративных гуманитарных курсов с элементами методологии РТВ и комплекс учебно-программной документации и методического обеспечения по основным разделам интегративных курсов, дидактические требования к системе творческих заданий.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Определение степени разработанности в педагогической теории и практике проблемы эффективного развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования.
2. Теоретическое обоснование инновационных методов, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащихся на основе обеспечения творческой направленности образовательного процесса; организацию овладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методов.
3. Разработка и экспериментальная проверка инновационной модели педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в образовательном процессе в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.
4. Разработка методического обеспечения эффективного процесса овладения знаниями и умениями решения задач на основе поэтапного характера развития творческих способностей.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; философское положение о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; положения о творческой сущности человека, идеи деятельностного подхода в организации учебного процесса и развитии творческих способностей учащихся.
Разрабатывая теоретические аспекты проблемы, мы опирались на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны теоретические положения о деятельности человека (М.Н. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили и др.), идеи деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), общие положения теории мышления как продуктивного процесса (Э. Боно, А.В. Брушлинский, В.Е. Клочко, A.M. Матюшкин, ЯЛ. Пономарев, O.K. Тихомиров и др.), теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, М.И. Махмутов и др.), философские, психологические и педагогические идеи о природе творческой деятельности, личностно-деятельностном подходе к развитию творческой личности.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение и анализ исторической, философской, научно-педагогической, психологической, социологической, общетехнической литературы и документов по проблемам профессионального образования учащихся; теоретическое педагогическое моделирование; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение и анализ учебной документации образовательных учреждений, письменных работ учащихся; педагогическое наблюдение; социологические методы; педагогический эксперимент; сравнительно-сопоставительный анализ; математические и статистические методы обработки результатов эксперимента и их педагогический анализ.
Материалы и результаты исследования успешно прошли апробацию и используются в педагогической практике Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея №7 г. Рославля.
Исследование проводилось с 1995 по 2001 год и состояло из трех этапов.
На первом этапе (1995-1998 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, история развития профессионального образования, государственные документы, педагогическая, методическая и специальная литература по проблеме. Одновременно проводился констатирующий эксперимент. На базе всех собранных данных была выявлена актуальность данного исследования, определены цель, предмет, задачи и сформулирована рабочая гипотеза.
Второй этап исследования (1998-1999 гг.) был посвящен определению инновационных методов развития способностей учащихся. Разработано содержание интегративного курса с системой творческих знаний и инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся. Проведена опытно-экспериментальная работа.
Третий этап (1999-2002 гг.) - завершение педагогического эксперимента по проверке рабочей гипотезы, обработка полученных результатов, уточнение выводов и завершение исследования, оформление диссертационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Рославльский сельскохозяйственный колледж и профессиональный лицей № 7 г. Рославля. Всего в эксперименте в течение пяти лет принимало участие более 500 учащихся.
Научная новизна исследования:
1. Определены, систематизированы и апробированы инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования, включающие современные подходы к обучению (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, проблемный, уровневый) на примере преподавания иностранного языка.
2. Выявлена необходимость усиления интеграции гуманитарных дисциплин РТВ как условие подготовки к активной творческой деятельности учащихся для развития творческих способностей учащихся УНПО.
3. Разработаны инновационные дидактические требования к организационным формам и педагогическим технологиям обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся, адаптированы к иностранному языку следующие методы развития творческих способностей - метод пиктограмм, метод фразеологизмов, работа с эвристическими рисунками и др.
4. Создана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся и содержания этапов этого процесса (мотивационный, смыслоразличительный, аналитический, эвристический).
Практическая значимость результатов исследования:
1. Разработан комплекс инновационных методов развития творческих способностей учащихся, используемых в процессе преподавания интегративных курсов (укрупненный алгоритм работы по тематике интегративных курсов, система деловых игр и интеллектуальных разминок), который может применяться в учебных заведениях НПО и спо.
2. Создана и апробирована инновационная методика производственно- технических ситуаций в обучении посредством проведения нестандартных уроков с проблемными производственно-техническими ситуациями и интегрированными с РТВ программами гуманитарных дисциплин. Эти материалы могут быть использованы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных школах, учебно-производственных комбинатах, учебных центрах службы занятости.
3. На примере гуманитарного предмета "Иностранный язык" создан инновационный методический комплекс поддержки интегративного курса "Немецкий язык с элементами методологии РТВ" для учащихся и преподавателей, включающий рабочую программу курса и комплект методических рекомендаций.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования; комплексно-деятельным подходом к процессу подготовки к творческой работе учащихся; длительностью апробации основных теоретических позиций; обсуждением хода и результатов исследования; математической обработкой экспериментальных данных и проверкой результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование системы инновационных методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей учащихся (интегрированные курсы, педагогические технологии, деловые игры и т.д.).
2. Процессуальные особенности инновационной методики эффективного развития творческих способностей учащихся, состоящие в организации обучения как процесса решения эвристических задач.
3. Инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (диагностика творческих способностей, комплекс интеллектуальных разминок, творческих заданий и т.д.). Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования систематически обсуждались на заседании кафедры "Инженерное творчество и образовательные инновации" Московского Государственного Индустриального Университета и на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в Рославльском сельскохозяйственном колледже и профессиональном лицее №7 г. Рославля, Смоленской области.
Результаты исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции "Креативная педагогика XXI века" (Москва, 1999г.), на межвузовских научно-методических конференциях 1999, 2000, 2001 г.г., на методических заседаниях кафедры "Методология творчества" филиала МГИУ в г. Рославле, на педагогических советах Рославльского сельскохозяйственного колледжа. Программа, методические разработки, содержание интегративного курса используются в практике работы Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея №7 г. Рославля.
Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема развития творческого воображения учащихся У НПО в философской и психолого-педагогической литературе
В разработке понятия "творчество" участвовали многие поколения философов. В истории философии существует ряд концепций, определяющих различные подходы к процессу творчества. В античной философии творчество - это стремление человека к достижению высшего ("умного") созерцания мира. В средневековой философии творчество - это волевой акт, вызывающий бытие из небытия, а Бог - это личность, свободно творящая мир. Поэтому творчество людей означает их стремление к Богу, уподобление ему через акт творения нового на Земле. В этом оправдывается и смысл человеческой жизни.
"Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью... Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца - субъекта творческой деятельности 7304/.
"Творчество - деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям 7305/.
В истории психологической и педагогической наук было немало попыток создания креативной парадигмы. Многие из них раскрывают некоторые стороны творческого процесса, однако не являются фундаментальными, потому что находятся внутри одной науки.
К известным концепциям творчества, отражающим объективную реальность и психические механизмы креативного процесса, относятся:
- Теория интеллектуальных операций творческого процесса немецкого психолога О.Зельца /381/. Он предполагает существование нескольких главных интеллектуальных операций в различных комбинациях, приводящих к решению творческих задач. О. Зельц утверждает, что не существует репродуктивного и продуктивного мышления, а имеются лишь репродуктивные и продуктивные моменты в единой мыслительной деятельности. Именно О.Зельц вводит в теорию решения творческих задач понятие антиципации — предвосхищения. Неизвестное решается через соотношение известных элементов, путем получения косвенного определения, помогающего антиципировать неизвестное в открытие. Этот процесс включает и актуализацию опыта готовых методов решения в новых условиях, и сочетание новых комбинаций интеллектуальных операций, и внутреннее отношение к этому личности. К основным интеллектуальным операциям О.Зельц относит "дополнение комплекса" как синтез, абстракцию и репродукцию сходства. Незавершенность комплекса создает проблемность. В результате абстракции происходит выявление ранее не дифференцированных понятий и определение их признаков. На основе теории интеллектуальных операций творческого процесса американские кибернетики А. Ньюэлл, Дж. Шоу и Т. Саймон разработали программы мыслительной деятельности личности при решении операционных задач.
Гешталып - психологическая теория творческого процесса, сторонники которой В. Келер, К. Коффка, М. Верт-геймер, К. Дункер и др. утверждают, что мышление базируется на творческой основе. Мышление не сводится к мыслительным процессам и отдельным его элементам, а образует новый "гешталып", творческое целое. Это новое качество рождается внезапно в проблемной ситуации. М. Вертгеймер центральной частью решения творческой задачи считает устранение несоответствия элементов и структурную реорганизацию, что позволяет перейти в новую структуру. В фундаментальном исследовании "Продуктивное мышление" он выделяет три фазы решения задачи: 1) постановка задачи; 2) установление основного отношения; 3) нахождение путей их реализации /382/. В экспериментальном исследовании К. Дункера /98/ раскрывается процесс возникновения решения творческих задач из проблемной ситуации и описываются методы их решения. Процесс решения - это фазная трансформация задачи, в которой каждая фаза дает ответ на поставленный вопрос и служит основанием для решения новой проблемы.
— Ассоциативная теория творчества, представителями которой являются Дж. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, Т. Рибо, И. Тэн, В. Вундт, Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Мюллер, В. Джемс, Э. Торндайк и др. Они считают, что новые идеи представляют собой ассоциации старых. Творческие способности находятся в прямой зависимости от количества ассоциативных связей. Из понятия творчества представители этой теории исключили восприятие, память и воображение как особые "функции духа", а мышление включили в более узкую область - интеллектуальную деятельность. Законами этой деятельности признавались принципы ассоциации по смежности и по сходству. Например, А. Бэн сводил возникновение изобретений к ассоциациям по сходству, выдвигая теорию конструктивного интеллекта. Конструктивная творческая деятельность на основе ассоциаций состоит из проб, неудач и успеха. Он считал, что изобретения Дж. Уатта и Г. Деви, открытия И. Ньютона и К. Линнея порождены ассоциациями сходства. Ассоциативную теорию творчества, исходя из тезиса о репродукции идей, называют теорией репродуктивного мышления.
— Интроспективное направление исследования творчества в Вюрцбургской школе, представителями которого были О. Кюльпе, А. Майер, И. Орт, К. Марбе, X. Ватт, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер, К. Тейлор. Они стремились изучить динамику мышления, его детерминацию, найти особые элементы творческого мышления и классифицировать их. Кроме того, они качественно исследовали, и творческие ассоциации. Детальный анализ механизмов творческого мышления дал Н.Ах. Он разделил понятие творческой задачи на две части, которые считал основными в качестве механизмов мыслительной деятельности. "Представление цели" по Н. Аху очень близко по смыслу понятию ассоциации. Представители Вюрцбургской школы, исследуя проблему творчества, пришли к выводу, что продуктивный процесс вызывается ситуацией задачи, а мышление аналогично процессу ее решения.
— Бихевиористская и необихевиористская теория творчества, представителями которой являются Дж. Е. Уоюон, B.C. Хантер, К.Л. Халл, Б. Скиннер, К.В. Спенс, Е. Гордон, В.Н. Келлог, О.В. Маурер, X. Кендлер, И. Мальцмен и др. Они определяют мышление как форму приспособления человека к новым условиям методом "проб и ошибок" Бихевиористы проводили экспериментальное изучение процесса решения задач на животных и полученный результат переносили на человека. Процесс решения задач, по их мнению, выражается в последовательной актуализации различных по силе навыков, связанных с объектами проблемной ситуации. Генетический подход необихевиористов к изучению творческого процесса выражается в попытке разложить процесс решения задач на элементарные единицы. Факторный анализ интеллекта Дж. П. Гилфорда - наиболее яркий в необихевиористской теории творчества.
Система креативного образования и формирование творческих качеств личности учащихся УНПО
Креативность является неотъемлемой стороной человеческой духовности, одаренности и условием творческой свободы, существенным резервом человеческой цивилизации. Проблема состоит в том, чтобы определить, в какой области одарен каждый человек, так как от природы каждый человек является одаренным и мудрым, совершенствовать его талант.
Концепция креативного образования создает возможность для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности. Она направлена на развитие оригинальности и одаренности. Задача психологов и педагогов - определить творческий потенциал, наклонности личности, создать условия развития ее одаренности.
Образование необходимо направить на личностно - преобразовательное освоение фундаментальных знаний, воспитывать творчески развитых личностей, ориентироваться на развитие креативности и таланта каждой личности /57/.
Одним из основных методологических принципов является системный подход. Сущность его заключается в том, что объекты познания рассматриваются как система.
В настоящее время возрастает значение креативной парадигмы в образовательной структуре, которая начинает модернизацию не только со структуры общества, но и с личности, которая будет не перестраивать, а продуктивно создавать более прогрессивное общество.
В истории психологической и педагогической наук было немало попыток создания креативной парадигмы. Многие из них раскрывают некоторые стороны творческого процесса, однако не являются фундаментальными, потому что находятся внутри одной науки. К известным концепциям творчества относят: теорию интеллектуальных операций творческого процесса, Гештальт - психологическую теорию творческого процесса, ассоциативную теорию творчества, интроспективное направление исследование творчества, бихевиористскую и необихевиористскую теории творчества, концепцию бисоциации.
Креативность (от сгеаге - творческость) в зарубежной психологии трактуется неоднозначно: как особый тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности, как результат творческих достижений личности (Дж. Гилфорд, Е.Г. Оглетри и Ф. Юлак, Е.П. Торренс, Ю. Фостер и др.). Другие исследователи рассматривают креативность как свойство или комплексную характеристику личности (М.С. Бернштейн, Я.А. Понамарев, К.Р. Роджерс, Р.Е. Тафель, А.В. Брушлинский). Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина и O.K. Тихомиров определяют креативность как особенность интеллекта или высший уровень интеллектуальной активности мышления: "совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), способствующих становлению и проявлению творчества" /104/.
Характеристики креативности связаны с комплексом психических свойств, проявляющихся в профессиональной деятельности. Дж. Гилфорд, Л.Б . Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Жук, Б. Олмо, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс и др. выделяют различные способности в качестве элементов креативности. Основная способность, по их мнению, "выражается" в возможности проецирования и генерирования идеи.
В исследовании Дж. Гилфорда выделяется 16 факторов гипотетических способностей, характеризующих креативность: подвижность ума, беглость и оригинальность мышления, чувствительность к проблеме и т.д. Он объединил их под общим названием "дивергентное мышление". По сравнению с конвергентным, которое ориентировано на известное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется тогда, когда идея только определена, но не раскрыта и еще нет пути ее решения.
Педагогические технологии в развитии творческих способностей учащихся профшкол
В оценке дидактического процесса с точки зрения познавательной самостоятельности выделяются четыре уровня усвоения, позволяющие ориентироваться на качество усвоения учебного материала. Первый (ученический) требует знаний и умений репродуктивного плана: на воспроизведение учебного материала, на выполнение заданий по образцу, по инструкциям или алгоритмам.
Второй уровень (алгоритмический) ориентирован на репродуктивные алгоритмические действия, выполняемые без подсказки (в отличие от первого уровня), по памяти.
Третий уровень усвоения и умений (творческий) ориентирован на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на анализ алгоритмов деятельности. Он требует сочетания репродуктивной деятельности учащихся с продуктивной.
Четвертый уровень (эвристический) характеризуется овладением способами продуктивной поисковой и эвристической профессионально-познавательной деятельности, умение применять знания в новых условиях, в нетиповых ситуациях, находить новые пути достижения целей, решать проблемы творчески. (В основу материала, изложенного в этом параграфе, положены работы М.М. Зиновкиной /117, 119, 120/ и М.П. Сибирской /295/.)
Уровням усвоения учебного материала можно поставить в соответствие характер деятельности и степень овладения профессиональными знаниями и умениями. Их взаимосвязь показана в таблице 2.
С одной стороны, уровни усвоения - критерии оценки знаний и умений, с другой - цель деятельности педагога, определяющая выбор педагогических технологий. Исходя из данных уровней, отражающих также степени овладения профессиональными знаниями и умениями, и в зависимости от организации обучения, деятельностные педагогические технологии можно квалифицировать следующим образом.
1. Репродуктивные - ориентируют на первый и второй уровни усвоения.
2. Проблемно-развивающие — ориентированы на третий уровень усвоения.
3. Эвристические — ориентируют на четвертый уровень усвоения (продуктивный).
Репродуктивные педагогические технологии предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: выполнение заданий по образцу, по точно описанным правилам, инструкциям, технологическим картам, в известных условиях; самостоятельное воспроизведение алгоритмов действий. Они решают задачи обучения умениям воспроизводить имеющиеся знания и умения, решать типовые задачи, пользоваться инструкциями, алгоритмами, уметь действовать точно по предписаниям, воспроизводимым по памяти.
Проблемно-развивающие педагогические технологии характеризуются способностью применять имеющиеся в нетиповых ситуациях умение изменять и дополнять известные алгоритмы, инструкции и правила; самостоятельно трансформировать известную информацию (ориентировочную основу действий) на новые условия деятельности, находить новую информацию для решения проблем.