Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Заббарова Маргарита Магнавиевна

Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки
<
Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заббарова Маргарита Магнавиевна. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Заббарова Маргарита Магнавиевна;[Место защиты: Институт художественного образования РАО - Учреждение РАО].- Москва, 2014.- 218 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Самообразование в профессиональном совершенствовании будущего учителя 17

1.1. Самообразование как способ формирования собственного профессионального образа 17

1.2. Информационные технологии в музыкальном образовании и самообразовании 47

1.3. Содержание деятельности самообразования студентов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза на основе информационных технологий 74

Выводы по первой главе 96

Глава 2. Формирование готовности к самообразованию будущих учителей музыки с опорой на информационные технологии 97

2.1. Педагогические условия организации самообразования будущих учителей музыки с опорой на информационные технологии 97

2.2. Методика экспериментального исследования по вовлечению студентов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза в деятельность самообразования с опорой на информационные технологии 126

2.3. Опытно-экспериментальное исследование формирования готовности студентов к самообразованию на основе информационных технологий 146

Выводы по второй главе 172

Заключение 177

Библиография 179

Список приложений

Информационные технологии в музыкальном образовании и самообразовании

Исследование поставленной в диссертации проблемы потребовало в ее первой главе решить следующие задачи: 1) изучить специфику организации самообразования, сформулировать определение и сформировать представление о данном процессе и о значении ИТ в нем; 2) раскрыть потенциальные возможности информационных технологий, обозначить их роль в самообразовании музыканта и конкретизировать показатели его музыкального профессионализма; 3) определить направления данной самообразовательной деятельности и элементы ее содержания на основе информационных технологий.

Главным критерием образованности является способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек сможет овладеть ими в полном объеме даже после очень длительного обучения [204, 27-28]. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает приобщиться к ним, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение» - резюмировал Дистервег А. [72, 68].

Согласно толкованию Даля В.И. «самообразование» - это образование и развитие ума и нрава, получаемое без помощи учителей, специалистов, путем самостоятельного изучения отдельных наук [64, 382-383]. Слово самостоятельный понимается ученым как стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-либо другого. Данное понятие связывается с понятием личность (самостоятельный человек, у кого твердые убеждения, в ком нет шаткости) [64, 541-542] и характеризуется как ее качество, свойство [204,72].

В педагогическом словаре Коджаспировых Г.М. и А.Ю. (2005, С. 224) самообразование - специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией Давыдова В.В. (1998) отмечена направленность самообразования на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов (С. 306). О значимости самообразования свидетельствуют его функции [117, 49-50; 139,9-10]: 1) экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний; 2) ориентирования - определение себя в культуре и обществе; 3) компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; 4) саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; 5) методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; 6) коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; 7) сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; 8) омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции. Чтобы полноценно жить и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося; 9) психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; 10) геронтологическая - поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма. Вертилецкая И.Г. определила такие функции самообразования как образовательно-компенсаторная, адаптационная, воспитательно развививающая, инновационная и планово-прогностическая [44, 14].

Самообразование выступает как обязательный компонент и связующее звено между базовым (общим и профессиональным) образованием и периодическим повышением квалификации, переподготовкой. Высшее образование может быть только самообразованием [8; 139, 29; 274]. Профессиональное самообразование - составная часть профессиональной подготовки, которая должна быть пронизана творчеством, способствовать развитию и саморазвитию каждого студента и служить основным принципом индивидуально-творческого подхода. Проблема качества профессионального образования зависит не только от субъективных причин (отдельных вузовских дисциплин, уровня преподавания конкретной дисциплины в конкретном вузе), но и от объективных (сложности освоения предмета, его новизны). Одним из путей преодоления этих сложностей является самообразование - считает Шаронова В.Б. [279, 34]. Стремление к непрерывному обучению, инновациям и улучшению профессионального мастерства - отличительные черты выпускника вуза [139, 47; 271].

Профессиональное самообразование - вид творческой педагогической деятельности [23, 13; 140; 213], выступающий как «интегральное образование, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям» [23, 10], поэтому в рамках нашего исследования становится актуальной интеграция фундаментальной самообразовательной, информационной и профессионально-ориентированной предметной подготовки. Речь идет о внедрении электронных технологий как средства самообразования и его педагогического сопровождения в вокально-хоровую специализацию, являющуюся базовой в подготовке учителя музыки.

Поскольку «самообразование есть преломление и отражение образовательного процесса в сознании» [288, 18], то мы, как и Безниско Е.Д. рассматриваем самообразование как добровольную активную ценностно-смысловую, мотивационную, творческую профессиональную деятельность, направленную на освоение современных технологий обучения [23, 8].

На смену процессам воспитания, образования и обучения приходит период самореализации в форме самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, связанного с реализацией творческого замысла и получением искомого результата [Библер B.C., Кузьмина Н.В.] [12, 519; 25; 62, 4; 140]. Чем выше уровень развития личности, тем больше она испытывает потребность в самореализации и самосовершенствовании [279, 35-36].

Содержание деятельности самообразования студентов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза на основе информационных технологий

В настоящее время остается актуальным вопрос формирования компьютерной грамотности, информационной культуры, информационно-коммуникативной компетентности, как неотъемлемых компонентов современного человека. Компьютерная грамотность подразумевает умение работы с компьютером в операционной среде, рассчитанной для массового пользователя, знание в общих чертах структуры, возможностей и средств передачи информации: основные понятия алгоритмизации, программирования и моделирования [12, 276; 218]. Информационная культура - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений и навыков работы с компьютерными средствами, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению образовательных потребностей с использованием традиционных и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура «как высшее проявление образованности, одно из слагаемых общей культуры, включая личностные качества и профессиональную компетентность, подразумевает продвижение от одного диплома ко многим сертификатам, составляющим компетентностный профессиональный портрет специалиста» [99, 19]. Информационная компетентность является фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе, так как способствует конкурентоспособности специалиста на рынке труда, свободному владению своей профессией и ориентированности в смежных областях деятельности, способности к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Формирование информационной культуры предполагает отношение к компьютеру как к одной из культурных ценностей. Этому процессу способствует создание на базе НИТ дистанционного образования в России. Ершов А.П. выстроил стратегию перехода от компьютерной грамотности к информационной культуре. По его мнению, класс должен представлять лабораторию, насыщенную техникой, аудио-видеосистемами и создавать возможность индивидуализации, работы малыми группами. Телекоммуникации позволят пользоваться базой данных, выходить на связь с другими учебными учреждениями, библиотеками и информационными центрами [12, 279; 82].

Ученые (Айламазян А.К., Бордовский Г.А., Васильева В.Н., Воронов В.В., Воскресенский А.К., Извозчиков В.А., Ракитов А.И.) неоднократно обсуждали вопросы взаимовлияния информатизации общества и развития личности [87, 17]. И сегодня компьютер выступает как средство самореализации и авторского самовыражения, «как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность» [232, 72], открывает возможности перед самообразованием [87, 27; 106; 207, 16-17]. В силу постоянной модернизации ИТ становится актуальной предложенная учеными модель непрерывного формирования информационной культуры учащихся. Наукой обоснованы позитивные дидактические факторы, свидетельствующие о пользе мультимедийного компьютера: глубокое понимание материала, высокая мотивация на контакт с новой областью знаний, экономия времени, прочное запоминание (75 % усваиваемости), уменьшение затрат на обучение [87, 43-44; 113; 114; 211, 88]. Социологи и психологи считают, что молодежь компьютерного поколения значительно опережает в интеллектуальном отношении сверстников, не работающих с компьютером [87, 35].

Обращение к ИТ способствует совершенствованию стратегии отбора содержания образования в традиционных дисциплинах, повышению эффективности за счет индивидуализации и дифференциации, совершенствованию управления учебным процессом (планирование, организация, контроль) не только на занятиях, но и в самостоятельной работе: при проверке домашнего задания, дополнительных занятиях, подготовке к экзаменам, самоконтроле [15; 87, 31; 285], в заочной и дистанционной форме обучения [28; 182; 205; 207, 17; 223].

Кларин М.В. выделяет три способа повышения эффективности обучения с помощью компьютера в области искусства: дополнительное обучение (в иллюстративных целях), включенное (в ходе учебного процесса на различных этапах) и независимое (использование учебных курсов на базе автоматизированных обучающих программ вне организованного учебного процесса - в обучающих центрах или при самостоятельном обучении) [115; Цит. по 289, 32]. Ученые определяют 3 уровня сложности и включенности КТ в учебный процесс: технологии первого поколения с традиционными формами обучения и контроля с помощью компьютера; технологии второго поколения -поддержка традиционного обучения компьютерными программами и средами, ориентированными на исследование моделей реального мира; третье поколение - единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании и цифровых средствах обучения [4; 12, 277], на что ориентировано наше исследование. Еще в 80-е годы ученые высказали мнение, что компьютеризация и информатизация в сфере образования должна опережать процесс его развития во всех других направлениях, так как влияет на информатизацию общества в целом. Информатизация, по мнению Ершова А.П., предполагает: открытость и большой объем информации (доступ к ее гигантским массивам, представленным в базовых данных, компьютерных программах, справочниках, и возможность ее выбора в соответствии с целями обучения); усиление индивидуализации; изменение образа мышления благодаря соучастию в поиске актуальной информации [Цит. по 12, 279; 82]. Если расширять программирование в преподавании различных предметов, использовать дистанционное обучение, то педагогический процесс будет соответствовать задачам информатизации образования. Однако данная задача в нашей стране сегодня еще не решена. Недоступным является приобретение учреждениями дорогостоящей техники, существуют проблемы с подготовкой учителей и разработкой новых информационно-педагогических технологий.

Процесс информатизации движется в четырех направлениях формирования информационной культуры: развитие материальной базы, формирование компьютерной грамотности и умений обработки, хранения и передачи информации, а также продуцирование и программирование электронной информации [232, 65-66]. Для нас эти направления служат ориентирами в формировании информационной культуры будущего учителя музыки.

Методика экспериментального исследования по вовлечению студентов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза в деятельность самообразования с опорой на информационные технологии

Исследование поставленной в диссертации проблемы потребовало в ее второй главе решить следующие задачи: 1) разработать педагогические условия организации самообразования с опорой на ИТ; 2) разработать методику вовлечения студентов в деятельность самообразования на основе ИТ и определить критерии готовности к данной деятельности; 3) экспериментально проверить предлагаемую методику: диагностировать и констатировать первоначальное состояние готовности студентов к самообразованию; измерить показатели готовности к нему после формирующего этапа эксперимента; дать пояснение, чем была обусловлена положительная динамика уровня готовности к самообразованию на основе ИТ.

Мотивация занимает ведущее место среди факторов, определяющих эффективность самообразования. Ее стимулирование определяется педагогическими ситуациями, обеспечивающими работу в системах «Я и другие», где в качестве «чужого опыта» в учебном процессе выступают различные источники профессиональных знаний (опосредованный и непосредственно наблюдаемый опыт).

Как видно из проведенного выше исследовательского анализа, самообразование в любой сфере имеет творческую направленность, а универсальным инструментарием для его осуществления в настоящее время становятся информационные технологии. Поэтому подготовка к самообразованию будущих учителей музыки должна быть связана с музыкально-компьютерными технологиями, и особую роль здесь будет играть музицирование на основе этих технологий, включающее аранжировку музыки и ее исполнение как основные виды деятельности. Большое значение ИТ в музыкальном самообразовании обусловлено и другими причинами.

Во-первых, поскольку внешним фактором влияния на уровень развития обучаемых всегда является окружающая образовательная среда, а ИТ вошли в жизнь как фактор повседневной самостоятельной деятельности широких масс людей, то без них не может осуществляться нормальная деятельность любого человека, в том числе и будущего учителя музыки. Во-вторых, будущая профессиональная деятельность учителя музыки связана с необходимостью создания музыкального репертуара для школьников посредством ИТ и с приобщением их к музыкально-творческой деятельности на основе ЭМИ. В-третьих, музыкально-электронное творчество стимулирует самостоятельность, а она является основой самообразования. В-четвертых, вокально-хоровое и инструментальное исполнительство - важная часть профессиональной подготовки, вследствие осуществления которой на основе ЭМИ будущий учитель музыки более эффективно совершенствует необходимые знания, умения и навыки. Также он получает информационно-коммуникативные компетенции, способствующие профессиональной самореализации и ориентирующие на творческий уровень работы со школьниками. В силу этих причин будущий учитель музыки становится мотивированным к самообразованию на основе ИТ.

Несомненно, искать мотивы следует, прежде всего, в удовлетворении личных интересов студентов. Внутренний смысло образующий мотив возникает, если человек получает удовлетворение от самой деятельности [147, 162; 243, 44]. У творческих людей он основывается на врожденном стремлении к общению в виде рефлексов подражания и самовыражения, влечениях, желании выделиться из общего ряда (ореол исключительности позволяет почувствовать свою причастность к искусству) [152, С. 65, 70]. Специфика музыкальной деятельности с применением ИТ подразумевает возможность реализации перечисленных мотивов, соответственно, они включаются нами как направляющие {доминирующие) мотивы к самообразованию будущего учителя музыки.

Развитию мотивации в данной сфере будет способствовать: стимулирование музыкальных увлечений и творческого общения, самосовершенствование и признание профессионального мастерства (музыкально-исполнительских способностей, творческого мышления и самостоятельности), развитие познавательного интереса к творческому музицированию на основе ИТ, осознание его важности для непрерывного профессионального роста, стабильная потребность в нем.

ИТ открывают широкие перспективы в плане создания творческой атмосферы в вузе и формирования творческого взгляда на профессию. Информатизация самостоятельной музыкально-творческой деятельности в сочетании с концертно-исполнительской практикой способствует музыкально-художественному просвещению студентов, выявлению талантов в их среде и развитию их музыкального самообразования.

Музыкально-исполнительская деятельность студентов с применением ЭМИ, в первую очередь, предполагает активное участие педагога в данной деятельности. В процессе бесед со студентами он на собственном примере демонстрирует опыт самостоятельного освоения ИТ, акцентируя внимание на предстоящих самообразовательных трудностях. Соотнесение студентами результатов своей творческой деятельности в процессе освоения навыков электронного музицирования с деятельностью авторитетного лица - педагога является средством формирования профессиональной самооценки студента.

Развитию самообразовательной деятельности студентов способствует формирование синдрома творческих достижений. Это связано с изучением конкретных примеров людей с высокоразвитой мотивацией к самообразованию, благодаря которому они достигли профессионального мастерства; с тренингом личной причинности (научить искать причины профессиональных трудностей прежде всего в самих себе и по возможности меньше зависеть от других). Успешность развития мотивации к самообразованию на основе ИТ во многом определяется переживанием собственной автономии, что связано с опорой на собственные силы в решении профессионально-творческих задач, ощущением собственной информационно-коммуникативной компетентности, возможностью свободного выбора музыкального репертуара и электронных ресурсов для его воплощения.

Следующий шаг в развитии мотивации к самообразованию на основе ИТ - непосредственное привлечение студентов к исполнительской деятельности на основе ЭМИ - подразумевает как их соучастие, так и самостоятельное участие в создании творческих проектов, посвященных культурным и общественным событиям вуза.

Поскольку соревнование - важнейший стимул творчества [152, 55], а творческие способности не создаются, а высвобождаются [125, 495], то необходимо приобщение студентов к игровым и соревновательным видам деятельности с применением ИТ (сценическим представлениям, конкурсам электронного музицирования).

Самообразование становится более эффективным, если связанные с ним творческие продукты широко известны не только в вузе, но и за его пределами (Скнарь В.К.) [279, 38]. Поэтому эффективны межвузовские проекты с участием в городских и всероссийских фестивалях и конкурсах самостоятельных работ, посвященных электронно-музыкальному творчеству.

В процессе участия в Интернет-конкурсах музыкант узнает о современных эталонах профессиональной работы со звуком, совершенствуя тем самым свою квалификацию и мастерство. Дистанционные конкурсы можно рассматривать как хорошую школу для совершенствования в аранжировке, стимул в обогащении репертуара, а для более продвинутых студентов и выпускников - как возможность реализоваться на рынке труда.

Опытно-экспериментальное исследование формирования готовности студентов к самообразованию на основе информационных технологий

Практической работе по ЭМ предшествовал лекционный материал, который освещал музыкально-компьютерные понятия и фиксировался в виде терминологического словаря, памяток со схематическим отображением интерактивных программных окон с подсказками, алгоритмов работы в программах, таблиц по инструментовке. Все это служило опорными образцами в работе. В процессе выполнения электронных аранжировок музыкальных произведений основные технологические шаги и теоретические комментарии предлагал преподаватель, а художественный выбор осуществлялся при совместном обсуждении, что заставляло студентов мыслить и принимать правильные решения.

В процессе исследовательских проектов осуществлялось познание авторских стилей композиторов, эпохи (Ф. Шопена - на основе анализа и создания стилевых паттернов польской танцевальной музыки; стилей барокко, классицизма и романтизма). Ознакомительно-ориентировочные проекты «Башкирская вокальная музыка» и «Музыка народов мира» с изучением различных видов этнических инструментов предусматривали обращение к звуковому синтезу и позволяли охватить особенности жанров, стилей, приемов инструментовки народной музыки многих стран мира.

Сочинение песен для внеклассного мероприятия «Секрет елки» в процессе импровизации на синтезаторе способствовало самостоятельному развитию творческих навыков. Работа на основе программ-конструкторов способствовала освоению навыков построения фактуры, инструментовки и композиционной формы.

Освоение ПТ на основе ИТ строилось на основе поиска, отбора и изучения методической информации в Интернете в процессе написания и оформления курсовых работ, рефератов, докладов, составления конспектов к урокам музыки с применением современных педагогических технологий. При этом студенты пользовались поисковыми гипертекстовыми технологиями, обращались в дистанционные библиотеки, а источниками дидактической информации служили музыкальные и нотные веб-сайты.

Также освоение педагогических технологий происходило в условиях самостоятельного применения МКТ в педагогической практике школ г. Уфы и других городов республики Башкортостан в процессе выполнения различных видов учебной деятельности: аналитической, исследовательской, композиторской, исполнительской, звукорежиссерской и полихудожественной.

Эффективным способом приобщения студентов к ПТ служили уроки музыки на основе предварительно созданных ими мультимедийных презентаций. К примеру, в процессе озвучивания презентации «Наши лучшие друзья» на популярную мелодию «Собачий вальс» организовывалось освоение школьниками фактурных вариаций. Также в уроки входило слушание, просмотр, анализ и озвучивание музыкальных произведений на основе ИТ. Например - пьесы Грига «В пещере горного короля» с просмотром мультфильма, фрагмента фильма-сказки «Снегурочка» с исполнением детьми хора из этой оперы под аккомпанемент, аранжированный преподавателем, «Шутки» Баха со сравнительным анализом оригинала и коллективной аранжировкой.

Одновременно педагогические технологии осваивались студентами в процессе руководства творческими коллективами в учебно-творческой, вокально-хоровой и художественной досуговой деятельности на основе ИТ. На учебных занятиях по ЭМ обучение в команде на основе метода «Американская мозаика» с распределением ролей (учитель и ученик) позволило моделировать важные для будущей профессиональной деятельности студентов педагогические ситуации. Так, в проекте «Ах этот джаз!», где учебной целью стало освоение приемов джазовой импровизации, обмен участников местами способствовал расширению творческих решений, обогащению опыта.

Развитию способностей к контролю и корректировке самообразования на основе ИТ способствовали проекты исследовательского типа, где распределялись задачи по осуществлению поиска информации, электронному оформлению теоретических докладов и наглядно-дидактических примеров к ним с помощью файлов различных форматов. После выполнения таких многомасштабных творческих проектов проводился самоанализ самостоятельных работ на основе ИТ. Студенты заполняли в «индивидуальных технологических картах» примечания о выполненных творческих задачах, отмечали, с какими видами информации и с какими средствами они способны работать [248, 38].

Заполнение студентами таблицы достижений, предложенной преподавателем, с приведением в ней конкретных примеров педагогического применения ИТ, способствовало формированию навыков самоконтроля в процессе освоения ПТ на основе ИТ (см. прил. № 4). Проставляя плюсы или минусы по каждому из пунктов в карте, преподаватель также давал свою оценку. Сопоставление этих оценок из данной таблицы происходило при личной беседе студента с преподавателем. Соответствие показателей в обеих таблицах выявляло у будущих учителей музыки уровень объективности контроля самообразовательного процесса по освоению ПТ на основе ИТ. Наиболее требовательные к себе студенты также вели личный дневник (в виде нотной тетради эскизов с личными комментариями и отзывами друзей), что позволяло скрупулезно отслеживать и корректировать данный процесс.

При обсуждении обеими сторонами возникающих несогласий каждый студент имел возможность аргументировать свою точку зрения на тот или иной вопрос, демонстрируя оппоненту на электронном носителе (ноутбуке) некоторые зафиксированные творческие работы из личного портфолио, в т.ч. выполненные в процессе педагогической практики. Это убеждало преподавателя в значимости проделанной самостоятельной работы на основе ИТ. Деловой разговор строился на анализе противоречий и моделировал ситуацию защиты проекта, навыки которой в дальнейшем помогли при защите дипломной работы, а затем пригодятся и в производственно-трудовой деятельности.

Похожие диссертации на Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки