Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джазовая импровизиция в структуре профессиональной подготовки учителя музыки Сродных, Наталия Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сродных, Наталия Леонидовна. Джазовая импровизиция в структуре профессиональной подготовки учителя музыки : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Екатеринбург, 2000.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современная образовательная практика постоянно требует от
г^гателей новых профессиональных качеств. Соответственно, усложняется
лруктура подготовки учителей музыки. Помимо владения обширным
;пектром знаний и умений, а также навыков в области инструментального
музицирования, хорового дирижирования и вокала, выражающихся в
трофессиональном исполнении выученного репертуара, учитель музыки
должен уметь свободно ориентироваться в любом музыкальном материале,
исполняемом или частично создаваемом им самим. Под свободной
ориентацией подразумеваются способность логического осмысления
лруктуры исполняемой музыки и умение восполнить недостающий или
забытый нотный текст, а 'также способность создания собственного
музыкального материала. Необходимость этого обусловлена процессами,
характерными для сегодняшнего состояния массовой музыкальной
культуры. '-

Серьезной проблемой современного общества был и остается низкий уровень музыкальной культуры основной части населения. Несмотря на усилия, музыкально-педагогической науки, выражающиеся в создании новых методик и исследовательских разработок, имеющих своей целью повышение культурного уровня подрастающего поколения, значительных изменений к лучшему не происходит. Однотипный подбор музыкального материала низкого художественного уровня на телевидении и радио способствует подавлению прогрессивных педагогических тенденций. Кроме того, постоянное негативное влияние на уровень музыкальных запросов населения оказывают традиционно низкий в нашей стране уровень бытовой культуры, сложные условия существования художественной интеллигенции, постоянная недооценка роли классической музыки в формировании культуры подрастающего поколения со стороны властных структур.

Все это приводит к тому, что классическая (в широком смысле) музыка не входит в музыкальную «сферу обитания» современной молодежи, которой ближе танцевальная среда, создаваемая такими направлеїшями, как рок, техно-рок, рэп и т.д., а также псевдомузыкальные однодневные «поделки», стилевую принадлежность которых трудно определить в силу их чрезвычайно низкого художественного уровня.

Джазовая музыка отчасти также входит в круг музыкальны: интересов современной молодежи как один из слоев современноі музыкальной культуры, связанной с танцевальной сферой. Остра: импульсивная ритмика и красочная гармония обусловливают ее достаточн< легкое восприятие; кроме того, запреты, неоднократно налагавшиеся н; джаз в советский период, также способствовали росту популярности джаз; среди молодежи. Все это обусловливает традиционно высокий престш всех видов джазового музицирования среди подростков и юношества.

В то же время джаз, в отличие от большинства современны: популярных музыкальных направлений, отличающихся, как правило музыкально-художественным примитивизмом, является искусство» высокого художественного уровня. Джазовая музыка гармоничесю насыщенна, ритмически сложна; она рассчитана на достаточно высоки уровень восприятия. В отличие от большинства современных популярны произведений с навязчиво-агрессивным ритмическим однообразием, джа обращается к широкому спектру человеческих эмоций, развивает интеллек слушателей. Все это в сочетании с доступностью восприятия, характерної даже для сложных форм джаза, делает джазовую'музыку своеобразны) переходным звеном от легкой музыки к серьезной и побуждает педагогов музыкантов обратить на образовательные и воспитательные возможност джаза пристальное внимание.

В последнее время развивается тенденция введения в музыкально образовательный процесс, джазового музицирования, факультативо джазовой импровизации, джазового ансамбля .и ,;т.Д- Со стороны ка студентов - будущих учителей музыки, так и школьников - слушателей эт имеет явно положительный отклик. Подобные эксперименты, однако, еш не привели к тому, что обучение джазовому музицированию стал обязательным требованием педагогики музыкального образования. На паї взгляд, необходимость этого очевидна.

До сих пор проблемы, связанные с джазовым искусство» освещались преимущественно в искусствоведческих исследования западных и отечественных ученых (К.Берендт, У.Сарджент, Д.Коллиер, I Конен, А. Баташов. Е. Овчинников, А. и О. Медведевы и др.)

Имеется также ряд зарубежных и отечественных методически разработок, связанных с практическим обучением джазовому искуссп (Д.Мехеган, Ли Ивенс, М.Шмитц, И. Бриль, Ю.Чугунов, Д. Крамер и др.).

С педагогической точки зрения проблемы, связанные с обучение искусству джазовой импровизации, исследованы недостаточно. Наиболе близки нашему исследованию труды Б.Гнилова, С.Гидрайтиса / Никитина, Э.Меркс, О. Хромушина и других, в которых освещаютс педагогические аспекты проблемы обучения различных категори учащихся основам джазовой импровизации, а также исследоваш Д.Заринь, ЭЖержковской, И.Смирновой, Ю.Шмалько и других, в которь;

ісследуются методические основы обучения импровизации вообще и їжазовой импровизации в частности. Однако работ, посвященных )боснованию и разработке курса джазовой импровизации как профессионально значимого компонента подготовки будущих учителей лузыки, а также выявлению педагогических возможностей джазовой шпровизации для раскрытия творческого потенциала педагогов-дузыкантов, в настоящее время не существует.

Таким образом, сложилось противоречие между потребностью ювременной школы в учителях музыки, способных импровизировать в топулярном среди молодежи джазовом стиле, с одной стороны, и вложившейся практикой профессиональной подготовки учителей музыки, реющих по окончании вуза исполнять только выученный текст, - с другой, исходя из этого можно сформулировать проблему, которая состоит в тоиске методов и средств подготовки специалистов, владеющих основами искусства джазовой импровизации. Изложенным выше определяется іктуальность нашего исследования.

Опираясь на труды перечисленных выше авторов и акцентируя яеобходимость более полного применения возможностей искусства джаза в, кассовом музыкальном воспитании, мы считаем целесообразным изучить вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей музыки в педвузе, профессионально значимым компонентом которой, по нашему убеждению, должно стать обучение основам джазовой іімпровизацші.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка педагогических возможностей джазовой импровизации в учебно-воспитательном процессе на музыкально-педагогическом факультете.

Объект исследования - учебно-воспитательньїй процесс на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ.

Предмет исследования - педагогические возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовке учителей музыки.

При проведении исследования мы исходим из следующей гипотезы: если джазовая импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителей музыки, то она способствует развитию творческого потенциала студентов, формированию и совершенствованию их исполнительских умений и навыков, что обеспечивает расширение сферы применения их профессионалыгых возможностей.

Под развитием творческого потенциала студентов мы понимаем развитие гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки, подбору по слуху и импровизации на основе нотного текста или без него.

Под формированием и совершенствованием исполнительскю умений и навыков мы подразумеваем повышение уровня владеши музыкальным инструментом.

Расширение сферы применения профессиональных возможностей учителя музыки означает то, что способность к импровизации и, кш следствие этого, более свободное владение музыкальным инструментш позволят расширить содержание и , формы приобщения школьников і музыке и творчеству, а также повысить профессионально-педагогическук направленность как личностное качество студентов.

Для достижения поставленной цели и проверки истинносп выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музьїковедческої и специальной литературы по изучаемой проблеме.

  2. Осветить исторические аспекты обучения импровизации вообще і джазовой импровизации в частности.

3.- Выявить психолого-педагогические основы обучения джазової импровизации.

  1. Разработать теоретическую модель обучения джазової импровизации на музыкально-педагогическом факультете.

  2. Выявить и экспериментально проверить педагогически* возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовь будущих учителей музыки.

Методологической основой исследования являются: психолого
педагогическая теория деятельности (П_Я.Гальперин, В.В.Давыдов
Н.Г.Салмина, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др); теория проблемной
обучения (АМ.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.); теори;
педагогического моделирования (В.В.Краевский, В.И.Михеев и др)
положения общей педагогики и педагогики музыкального образования
музыкальной психологии, эстетики, музыкознания о творческой природі
музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.А.Мазель

В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Я.А.Пономарев, В.Г.Ражников Б.М.Теплов и др.); теория музыкального обучения и воспитанк (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Н.А.Терентьева, Г.М.Цыпин и др.)

В процессе исследования мы применяли следующие методы теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой і специальной литературы по исследуемой проблеме; педагогическо наблюдение, обобщение и анализ работы педагогов-музыкантов осуществляющих обучение импровизации различных категорий учащихся а также личного многолетнего опыта работы но обучению студенто: основам джазовой импровизации; опрос и анкетирование студентов; анали творческих работ будущих учителей музыки; педагогический эксперимент включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Джазовая импровизация впервые рассматривается как
рофессионачыю значимый компонент подготовки учителя музыки.

2. Разработана модель обучения джазовой импровизации в
труктуре профессиональной подготовки учителей музыки, структура
оторой включает три основные подсистемы: ипформационно-
георетичскую
(теоретический курс), музыкально-практическую (система
нормирования практических умений и навыков) и организациотю-
идактическую,
включающую систему методов развития творческого
отенциала студентов посредством, изучения джазовой импровизации;
риемов формирования положительной мотивации обучения как
«обходимого условия успешного овладения основами джазовой
мпровизации; средств обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
пределены педагогические возможности джазовой импровизации в
рофессиональной подготовке учителей музыки, заключающиеся в
азвитии творческого потенциала студентов, формировании и

овершенствовании их исполнительских умений и навыков, а также асширеіши сферы применения профессиональных возможностей учителей гузыки.

Практическая ценность исследования состоит в разработке рограммы курса «Основы джазовой импровизации», обеспечивающей азвитие творческого потенциала студентов, формирование и овершенствование их исполнительских умений и навыков, расширение феры применения профессиональных возможностей учителей музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Джазовая импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителя музыки, так как она обеспечивает развитие творческого потенциала студентов, формирование и совершенствование их исполнительских умений и навыков, а также расширение сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки.

  2. Педагогические возможности джазовой импровизации, заключающиеся в развитии творческого потенциала студентов, формировании и совершенствовании их исполнительских умений и навыков, а также расширении сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки, будут реализованы в том случае, если обучение строится на основе разработанной модели, включающей шіформационно-теоретическую, музыкально-практическую и организациошю-дидактическую подсистемы.

Исследование осуществлялось на протяжении трех этапов:
1992 - 1994 гт. - поиск и постановка проблемы, разработка

ірограммьі курса «Основы джазовой импровизации».

1994 — 1996 гг. - разработка проблемы, создание модели обучения джазовой импровизации в структуре профессиональной подготовки учителей музыки.

1996-2000 гг. - экспериментальная работа, внедрение результатов исследования в учебный процесс музьшально-педагогическото факультета УрГПУ, анализ, обобщение и оформление проведенного исследования.

Апробация результатов исследования производилась: в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами музыкально-педагогического факультета УрГПУ;. в форме проведения фестивалей джазовой музыки на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ в рамках научно-практических конференций СНО; в процессе обсуждения на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в форме опубликования научных статей; в ходе выступления с докладами на региональных и всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 1999); путем внедрения разработанной автором программы «Основы джазовой импровизации» в систему вузовской профессиональной подготовки учителя музыки в УрГПУ, а также в учебный процесс класса предпрофессиональной подготовки школы N 77 г. Екатеринбурга.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Джазовая импровизиция в структуре профессиональной подготовки учителя музыки