Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе Кулешова, Анна Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулешова, Анна Александровна. Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кулешова Анна Александровна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Шахты, 2013.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/880

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация отечественной системы высшего образования, ее интеграция в международное образовательное пространство предопределяют кардинальный пересмотр целей, содержания и методов профессиональной подготовки, приведение их в соответствие с реальными запросами современного общества. Динамичная конъюнктура рынка труда требует повышения профессиональной мобильности выпускников и тем самым делает востребованным ряд профессионально важных личностных качеств, таких, как самостоятельность в стратегически важных видах жизнедеятельности, совершенствование своих личностных особенностей, интеллектуально-творческая активность.

Необходимость формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки обусловлена самой спецификой данной профессии. Основным видом их профессиональной деятельности является эффективное использование новых методов художественного проектирования, стратегий исследования проектных ситуаций, поиска новых идей, исследования структуры проблемы и ее оценки. В контексте идей личностно ориентированного образования развитие творческой самостоятельности у будущих художников-стилистов предполагает широкий взгляд на процесс и результат профессиональной подготовки студентов: это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала.

Для формирования в процессе вузовской подготовки творческой самостоятельности будущих художников-стилистов огромное значение имеет формирование целостного, ценностно-смыслового отношения личности субъекта к изучаемым объектам, процессам, явлениям в контексте профессиональной деятельности. Достижению этой цели, безусловно, способствуют студенческие конкурсы модельеров. По форме учебно-познавательной деятельности студентов подготовка к участию в конкурсе может быть отнесена к квазипрофессиональной деятельности (А.А. Вербицкий), поскольку в этом процессе воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста. Кроме того, конкурсы развивают и закрепляют у будущих художников-стилистов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, принимать решения и организовывать их выполнение. Также студенческие конкурсы обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр профессиональных компетенций будущего художника-стилиста.

Таким образом, выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен актуальной потребностью выявить и изучить педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе на примере их подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в теории и практике профессионального образования имеются предпосылки для разработки различных аспектов формирования творческой самостоятельности студентов. Изучению творческой деятельности, творческого мышления и творческой одаренности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов (Г.С. Альтшуллера, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора и др.). На сегодняшний день имеются серьезные исследования в области понимания индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.), осмысления творчества как механизма развития личности (В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук и др.), актуализации творческого потенциала личности (Л.Н. Седова). Становление творческой индивидуальности, превращение ее в социально ценные качества освящается в исследованиях В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др.

Понятие «творческая самостоятельность учащихся» раскрывается в работах В.И. Андреева, В.Б. Бондаревского, М.Г. Гарунова, П.Ф. Кравчука, А.А. Леонтьева, В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, С.В. Рыжовой и др.

В исследованиях последних лет наметился интерес к проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Н.Ю. Ермилова, В.С. Макеева, Н.В. Манерко, И.В. Назарова, В.Н. Правдюк, И.А. Шаршов и др.). Этот вопрос частично освещался и в ряде работ, посвященных вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей (Е.Н. Ковешникова, Т.В. Костогриз, Е.В. Ладыгин, И.А. Львова, М.С. Мышинская, Р.В. Пилюгин, Н.Н. Соловьева, И.Б. Торшина и др.). Однако применительно к студентам – будущим художникам-стилистам этот вопрос специально не рассматривался. Анализ диссертационных исследований по проблемам теории и методики профессиональной подготовки художников-стилистов (С.А. Карпеева, Л.В. Матвеева, Л.М. Тухбатуллина) свидетельствует о недостаточной изученности педагогических условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки.

В связи с этим можно выделить ряд объективно существующих противоречий:

- между потребностью в профессионалах в области художественного проектирования костюма с высоким уровнем творческой самостоятельности и недостаточной изученностью педагогических условий формирования данного качества у студентов – будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки;

- между осознанием важности профессионально ориентированной творческой самостоятельной деятельности студентов и невозможностью полноценного воссоздания предметного, социального и психологического содержания реального профессионального труда художника-стилиста в традиционных условиях обучения в высшей школе;

- между актуальностью развития творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования готовности к художественно-проектной деятельности.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы данного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов –будущих художников-стилистов в вузе.

Предмет исследования – формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе станет более эффективным, если:

- будут приняты во внимание сущностные характеристики этого качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный компоненты;

- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов в вузе;

- формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе будет осуществляться на основе разработанной модели, включающей в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки;

- эффективность реализации разработанной модели будет определяться комплексом педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-педагогических исследований конкретизировать сущностные характеристики творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов как профессионально значимого качества личности.

2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

3. Разработать структурно-содержательную модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

исследования в области философии образования (Б.С. Гершунский, В.Д. Шадриков и др.); идеи философской антропологии о приоритете общечеловеческих ценностей и личности в образовательном процессе;

идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.П. Сокольников и др.) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов и др.) подходов;

идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), исследования по фундаментальным проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, М.Г. Гарунов, А.Д. Гонеев, И.Ф. Исаев, А.В. Коржуев, П.И. Образцов, А.Г. Пашков, П.И. Пидкасистый, В.А. Попков, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман, Е.Н. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- личностно ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.);

- компетентностный подход к образованию (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.);

- исследования в области применения педагогических технологий развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемного обучения (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), контекстного обучения (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова), профессионально-ориентированного обучения (М.Я. Виленский, П.И. Образцов, В.И. Правдюк, В.А. Сластенин, А.И. Уман);

- работы, рассматривающие психолого-педагогические аспекты творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Я.А. Пономарев и др.);

- исследования сущности, видов, условий организации самостоятельной деятельности студентов в системе высшего образования (Е.Я. Голант, В.И. Загвязинский, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, А.А. Пономарева, И.Э. Унт, М.А. Федорова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретических (анализ, обобщение, систематизация, сравнительно-сопоставительный метод, метод аналогии, метод теоретического моделирования), диагностических (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертное оценивание) и экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименты).

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 160 человек: из них 80 студентов кафедры «Моделирование, конструирование и дизайн» Технологического факультета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и 80 студентов Кавминводского института сервиса (филиала) ЮРГУЭС. В мае 2013 г. ЮРГУЭС реорганизован в Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области.

Этапы исследования. На первом этапе (2006 – 2007 гг.) определялась научная проблема и теоретико-методологические основы исследования, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, составлялся план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007 – 2011 гг.) осуществлялась разработка модели формирования творческой самостоятельности студентов, обосновывались педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели на практике. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень творческой самостоятельности учащихся, в ходе формирующего – апробировались педагогические условия реализации предложенной модели.

На третьем этапе (2011 – 2013 гг.) оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе подготовки к студенческим конкурсам модельеров. Внедрялись в практику научно-методические рекомендации; систематизировались результаты исследования; уточнялись положения, выносимые на защиту; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- дефиниция понятия «творческая самостоятельность» конкретизирована с учетом специфики профессионального становления будущих художников-стилистов в вузе;

- выявлены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов в вузе;

- разработана структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит:

в выявлении сущностных характеристик творческой самостоятельности студентов применительно к профессиональному образованию художников-стилистов, что развивает современные представления об особенностях профессионального и творческого становления профессионала в области художественного проектирования;

в теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, необходимых для формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем теоретический и эмпирический материал позволяет использовать полученные результаты для дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Дизайн» и «Искусство костюма и текстиля». Выявленная совокупность педагогических условий эффективного формирования творческой самостоятельности студентов может учитываться при разработке учебных планов, программ и учебно-методических комплексов. Методические разработки по организации внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы студентов могут быть использованы в практике подготовки по различным специализациям и профилям. Методика организации и функционирования Студенческого дома моделей может применяться в работе профильных факультетов и кафедр.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены аргументированностью, целостностью и непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; репрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; совокупностью результатов, подтверждающих выдвинутую гипотезу.

Личный вклад соискателя заключается в разработке общей концепции исследования, анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов; в разработке критериев и уровней оценки сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов; в разработке структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности студентов; в разработке спецкурса «Архитектоника»; в организации и проведении опытно-экспериментальной работы; в разработке методического обеспечения процесса формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе в ходе подготовки к международным конкурсам молодых модельеров, включающего организацию внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самостоятельность – основное личностное качество студентов – будущих художников-стилистов в процессе их профессионального становления. Она проявляется в эффективном использовании общенаучных и профессиональных компетенций при решении профессиональных творческих проектных задач: выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых художественных идей, реализации художественных проектов. Сформированное в ходе процесса обучения в вузе это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию выпускника вуза в профессиональной деятельности.

Творческая самостоятельность будущих художников-стилистов является целостной системой его личностных и профессиональных качеств, структура которой представлена мотивационно-ценностным, когнитивным и креативно-деятельностным компонентами.

2. Сформированность творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов определяется следующими критериями и раскрывающими их показателями:

личностно-профессиональные мотивы и потребности (устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельности; потребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством; потребность в саморазвитии и творческой самореализации);

системное владение общенаучными и профессиональными знаниями (их глубина, полнота, качество, а также знание содержания художественно-проектной деятельности со специализацией в области дизайна костюма, т.е. профессиональная грамотность);

индивидуальный творческий почерк (эффективное использование накопленного опыта, умение творчески применять полученные знания в новых условиях; способность к художественно-проектной творческой деятельности, предполагающая разработку проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и прочих параметров, и демонстрирующая целесообразность, оригинальность и культуру исполнения проектов);

Сочетание этих критериев и показателей характеризуют уровни творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов: низкий, средний и высокий.

3. Структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе опирается на ряд теоретических подходов (системный, личностно ориентированный, компетентностный) и включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки, различные по содержанию и функциям.

Целевой блок определяется социальным заказом на подготовку квалифицированного конкурентоспособного профессионала, готового применять профессиональные компетенции и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Содержательный блок представлен совокупностью следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного. Организационно-деятельностный блок содержит методы, формы и средства, направленные на формирование структурных компонентов творческой самостоятельности. Критериально-оценочный блок представлен критериями, показателями и оценками уровня сформированности творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов. Результативный блок характеризует достигнутый результат формирования творческой самостоятельности студентов – будущих художников-стилистов.

4. Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе обеспечивается соблюдением ряда педагогических условий. К ним относятся: усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале»; методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы (ВСПОР) студентов; использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС, а также при подготовке, организации и проведении ежегодного Международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум». Текущие результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры психологии и педагогики ЮРГУЭС.

Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на международных научно-практических конференциях «Текстиль – одежда – обувь – средства индивидуальной защиты – XXI век» (Шахты, 2010), «Градостроительство, архитектура, искусство и дизайн» (Ростов-на-Дону, 2009), «Этносервис в моде, дизайне, истории» (Владивосток, 2007), на Корейско-Российской научно-практической конференции «Grand Fashion» (Москва, 2011), межрегиональной научно-практической конференции «Губернский стиль» (Воронеж, 2009), научно-практической конференции «Проблемы дизайна в социальном контексте современности» (Ставрополь, 2010); на семинарах «Академии индустрии моды», Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке» (Тамбов, 2013).

Основные теоретические и практические результаты исследования получили отражение в 24 публикациях автора, из них 4, включенные в перечень ВАК, общим объемом 13 п. л.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе