Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Нравственные основания профессиональной подготовки студентов . 17
1.1. Нравственное воспитание студентов в системе профессионального образования. 17
1.2. Характеристика профессионально-нравственной позиции студентов медицинского колледжа 34
1.3. Процесс формирования профессионально-нравственной позиции . 51
Глава II. Основные направления формирования профессионально-нравственной позиции студентов . 75
2.1. Взаимосвязь учебной и воспитательной работы на профессионально-нравственной основе. 75
2.2. Профессионально-нравственное самовоспитание как самопроектирование . 97
2.3. Педагогическая коррекция профессионально-нравственной позиции студентов 111
Заключение 129
Список литературы 1
- Характеристика профессионально-нравственной позиции студентов медицинского колледжа
- Процесс формирования профессионально-нравственной позиции
- Профессионально-нравственное самовоспитание как самопроектирование
- Педагогическая коррекция профессионально-нравственной позиции студентов
Характеристика профессионально-нравственной позиции студентов медицинского колледжа
Нравственное основание имеет любая профессия. Оно отражено в понятиях профессиональной и служебной этики, нравственного облика специалиста, который предполагает трудовую честь, профессиональную гордость и мастерство. Сущность нравственной характеристики любого специалиста выражена его добросовестным отношением к делу и социально-значимыми результатами его деятельности, что всегда было присуще профессиональным династиям, талантливым мастерам, выпускникам учебных заведений, известных своей качественной профессиональной подготовкой.
Однако профессионализм не сводится только к указанным показателям нравственной воспитанности. Назначение труда есть та главная проблема, с которой связано формирование нравственного отношения к человеку, людям, которые выступают потребителями результатов труда. Кроме того, будущий профессионал - член общества, и его нравственные ценности и установки являются характеристикой его личности. От них зависит профессиональное содружество, производственное партнерство, обусловливающие духовное оздоровление общества. Происходящие в нем перемены в настоящее время существенно меняют социальное основание нравственного мира личности и требования к профессиональным учебным заведениям, готовящим специалистов для различных сфер деятельности. В этих условиях проблемы нравственности становятся одной из главных составляющих развития общества и человека. Социальный прогресс привел ко многим положительным явлениям: превращению образования в одну из главных ценностей общества и личности, повышению общей культуры населения, духовной взыскательности человека к человеку, к деловому партнерству. Но одновременно усилились и негативные тенденции в нравственном мире людей: рост чиновничьего бюрократизма, коррупция, усиление влияния на жизнь простых людей криминальных элементов, разделение людей по материальному признаку, их социальная незащищенность.
Общество предельно критически осознает необходимость принятия существенных мер по нравственному оздоровлению страны, особенно молодого поколения. Однако это осознание остается формальным и пассивным и не ведет к борьбе с негативными последствиями перехода к рынку, не устраняет сами причины растущих нравственных потерь. Самыми главными из них выступают следующие: - реформирование общества столкнуло две системы, две идеологии, две нравственные концепции жизни человека — западную, ориентированную на индивидуальную психологию и жесточайшую конкуренцию, и восточную, ориентированную на приоритет коллективных интересов над личными, на равную социальную защиту всех. Обнищание народа обострило многие социальные противоречия; - человечество, подводя итоги своего существования в XX веке, передает в будущее все ценное, что достигнуто предшествующими поколениями. Это и есть преемственность культуры и закон истории (7, 26, 36, 52, 60). Но поражение социалистической идеологии, в силу вполне объективных причин, привело не только к ее безоглядной критике и отвержению, но и к разочарованию молодежи в идеалах своих отцов и прадедов, к слепому копированию западных образцов жизни и западных нравственных ценностей, чуждых российскому менталитету. Образование оказалось исключенным из сферы ответственности за нравственность молодого поколения: распущены все молодежные организации с нравственными устоями, уничтожен идеологический компонент образования, потеряна связь с семьей и др; сама мировая культура переживает сложное взаимодействие межнациональных культур, борьбу многих религий и воззрений. В этих условиях рождается новая единая общечеловеческая нравственность, которая еще не оформилась как целое, пока еще противоречива и аморфна. Поэтому целый ряд исследований в области философии, психологии, социологии, антропологии связывают свои задачи с созданием новой общечеловеческой морали (175, 188,190, 192, 193).
Большое влияние на философию жизни оказывают труды выдающихся американских философов Д. Болдвина, Дж. Дьюи, Э. Торндайка, Д. Алесандро. Суть их воззрений заключается в праве человека на творческую свободу, которая определяет, в сущности, все нравственные законы, принципы и нормы (185).
Английские философы Дэвид Юм, Джордж Беркли, Джеймс Миль, Роберт Флин и др. также связывали нравственные ценности с природной сущностью человека, осуществлением в его жизни потребностей в самосохранении, самореализации, социализации, самопознании. Кроме того, нравственным объявлялось все то, что не противоречит природе человека (181).
Философия существования, активно развиваемая французскими мыслителями, определяла моральные устои на основе соответствия интересов личности и общества, которые надо постоянно поддерживать. Экзистенционализм был естественным следствием этого взгляда на мораль. Анри Бергсон проповедовал идею свободы творческих сил человека как главного источника всех моральных ценностей. Жан Поль Сартр, Габриэль Масе, Альберт Камю занимали промежуточную позицию между марксизмом и экзистенционапизмом, обосновывая необходимость согласования морали общества и личности на основе их творческого потенциала в конкретных условиях (154).
Процесс формирования профессионально-нравственной позиции
Что касается профессионально-коммуникативных умений, то весьма ограниченное число опрошенных смогли их назвать: умение расположить к себе пациента (6,2 %), умение выслушать, понять, ласково заговорить (3,1 %). Не ответили на вопрос 15,6 % студентов. Столько же высказали некоторые общие фразы: «Медицинская сестра должна среагировать в любую секунду и не впадать в панику» (Татьяна О.), «Должна владеть навыками своей профессии» (Ольга К.), «Медицинская сестра должна уметь разговаривать» (Екатерина К.), «Медицинская сестра должна знать свое дело» (Ирина С.) и другие. Ответы 34,3 % студентов не соответствуют сути вопроса.
Приведем высказывания опрошенных: «Медицинская сестра должна уметь выполнять все манипуляции» (Валентина О.), «Медицинская сестра должна уметь все, чему ее учили, и повышать свою квалификацию» (Оксана П.), «Правильно выполнять манипуляции, правильно выражаться, то есть общаться» (Светлана П.) и другие.
Таким образом, в большей степени студенты осознают необходимость иметь такое профессионально-личностное качество, как контактность, и не осознают, а значит и не развивают в себе медико-психологическую зоркость, ответственность и готовность к рефлексии. Это означает, что нравственно-позиционная основа их будущей деятельности формируется слабо и не целеоп-ределена ни в действиях преподавателей, ни в действиях самих студентов. С целью сравнения особенностей становления профессионально-нравственной позиции, мы провели обследование студентов старших курсов идентичными методиками. Получены следующие данные.
10 % опрошенных четко обозначили основную ценность медицинской профессии и ориентацию специалиста — здоровье человека. 50 % считают таковой профессиональные действия медицинского работника - 50 %. Медицинские знания назвали 10 % студентов. Не ответили на вопрос 25 % респондентов. Как видим, некоторые суждения студентов старших курсов более зрелые, чем младших.
Зато процент не ответивших оказался выше. Нет студентов, не сумевших сориентироваться в сущности вопроса.
Примечательно, что ценности профессии распределились вокруг трех критериев - здоровья, знаний и профессиональных действий. Однако число таких студентов остается по-прежнему небольшим. Такая же ситуация наблюдается и во взглядах на идеал медицинской сестры и в аспекте осознания гуманистической сущности медицинской деятельности. 50 % студентов связывают идеал с качественным выполнением служебных обязанностей. Сюда они относят и работу бескорыстную, честную, без стремления брать взятки (на это указало 10 % опрошенных). 15 % по-прежнему идентифицируют идеал деятельности с личностными качествами: душевностью, уважительностью, добротой. Не ответили на вопрос 20 % студентов.
Несколько выше процент правильно отметивших гуманистическую направленность медицинской профессии - служение, а именно: общественному здоровью (15 %), людям (40 %), обществу (30 %), собственной совести (10 %). Сказывается определенная работа преподавателей по приобщению к профессии в процессе преподавания специальных дисциплин и медицинской практики. Однако, она оказывается оторванной от реальной ситуации психологического взаимодействия медицинской сестры с пациентом. 25 % старшекурсников не назвали психологических особенностей пациентов, которые учитывает медицинский работник в первую очередь. 45 % выразили свое мнение общими фразами. Единичные ответы зафиксировали понимание этой проблемы студентами. Среди профессионально-личностных качеств медицинской сестры названы те же, что и студентами младших курсов. Только 18,7 % опрошенных приблизились к осознанию необходимости иметь такое качество, как медико-психологическая зоркость. Они определили его как понимание проблемы пациента, которое даст возможность поставить сестринский диагноз и осуществить уход за пациентом. 12,5 % не ответили на вопрос. Еще больший процент опрошенных не ответил на вопрос о профессионально-коммуникативных умениях - 43,7.
Таким образом, очевидно, что специальная целенаправленная работа по формированию профессионально-нравственной позиции у студентов в сузах медицинского профиля ведется слабо. А традиционная система приобщения к профессии, образцам профессиональной деятельности, обучения этике взаимо-отношений с пациентом формирует определенные взгляды на будущую роль медицинской сестры, но слабо влияет на позиционную составляющую профессиональной подготовки. Вместе с тем, кристаллизация профессиональных намерений (термин Т. В. Драгуновой) требует от студента соотнесения статуса профессии со своими потенциальными возможностями по ее овладению и во1 площению в ней своего Я. Отсюда, все аспекты профессионально-нравственной позиции, так или иначе связанные с проблемой нравственных ориентации посредством ценностей Я и ценностей профессии, определяют направленность целостного учебно-воспитательного процесса в колледже, нравственное и профессиональное самосознание студентов.
Профессионально-нравственное самовоспитание как самопроектирование
.В процессе обучения на конкретных примерах формировались основные убеждения воспитанника: качество учения - это качество профессионального самосозидания; самосозидание - это выработка у себя профессионально-нравственной позиции.
Для этого вводились правила учения и самосозидания: 1. Учиться на совесть в направлении приобретения мастерства и профессионально-нравственных ценностей. 2. Знание - фактор профессиональной деятельности, если человек сам активен в своей подготовке. 3. Кто не идет вперед, тот пятится назад. В профессиональной подготовке это правило действует постоянно и для каждого. Развитие интереса к учению связывается с мотивацией личной ответственности за себя как профессионала. На каждом занятии в экспериментальных группах студентов побуждали к самооценке учебных достижений применительно к конкретной профессиональной ситуации. Студенты сами ставили себе отметки за выполненное самостоятельно задание, за ответ или комментарии к ответу других, за качество своего труда. Наблюдение показало, что такое стремление к качеству знаний, связанное с профессионально-нравственной позицией в учении и объективной самооценкой, формирует ценностное отношение к колледжу и профессии в целом.
Параллельно с формированием профессионально-нравственных позиций в процессе обучения проводилась воспитательная работа в этом направлении.
Использовались формы работы, которые способствовали активному усвоению системы ценностей, востребуемых личностных качеств и основным диспозициям как расположенности к тому или иному уровню профессионально-ценностной позиции.
Этой цели служили различные виды досуговой деятельности: концерты, танцевально-развлекательные вечера - «Кружатся диски», «В ритме вальса», «Старый добрый рок-н-ролл», участие в работе театров-студий, авторских постановках студентов типа «Лестничная клетка», «Кукушкино гнездо», «Подвиг медсестры», «Музей одной картины» и др.
Одновременно студенты знакомились с образцами внутренней культуры, эстетического вкуса и гуманного обращения. Проводились вечера и встречи с интересными людьми «Рыцари в медицине», «Мужская честь», «Вера, Надежда, Любовь», «Медсестра на фронте» и др.
Осуществлялось обучение методам самопознания, составления портрета своего нравственного Я, прогноза своего профессионального будущего.
В профессионально-трудовой сфере студентов приобщали к истории профессии, ее традициям в Краснодарском крае, организовывались встречи с ветеранами-медиками, бывшими выпускниками колледжа, проводились Дни патриота, Дни отечества, Дни медицинского работника и рождения колледжа, экскурсии в лечебные заведения города, экскурс по страницам специализированного журнала «Новое в нашей профессии», конкурс «Начала профессионального мастерства», издавался рукописный журнал «Первоклассные мастера в нашем деле и секреты их мастерства», проводилась дискуссия «Влияние жизненной доминанты на продуктивность познавательной, творческой и профессиональной деятельности» и др. Широко использовались конкурсы сочинений на медицинскую тематику, рассказы о ветеранах-медиках, встречи с военными врачами и медсестрами. В рамках этой широкой работы велась пропаганда славы и подвига людей медицинского труда: вечера славных традиций русской медицины, просмотр старых фильмов о профессиональном и личном счастье человека медицинской профессии, фестивали песен о трудовых подвигах людей и др.
Особое внимание уделялось воспитанию уважения к труженикам в медицинской сфере, к людям разных национальностей: проводились дни Осетии, Черкессии, Адыгеи, истории казачества, рассказывалось об интернациональных батальонах на войне и интернациональных медицинских бригадах в наше время. Широко использовались вечера творчества разных народов, национального фольклора, фестивали национальных культур, встречи с творческой интеллигенцией народов Северного Кавказа.
Таким образом, у студентов воспитывались общие нравственные ценности: любовь к отечеству, ответственность за родной край, город, уважение к человеку-воину, человеку-труженику, уважение к педагогу и медицинскому работнику и самоуважение к себе как человеку и будущему профессионалу.
В систему воспитательной работы колледжа входила ориентация студентов на самосозидание. Студентами разных курсов были выбраны девизы: «Познай самого себя», «Сотвори себя человеком», «Как стать высококлассным специалистом», «Определи свою профессиональную судьбу».
Сначала в каждой группе проходили диспуты, связанные с содержанием этих девизов. Затем были обозначены жизненные ценности, заключенные в этих ориентирах.
Это помогло педагогам выйти на проблему здорового образа жизни: «Жизнь в колледже - согласие, примирение, сотрудничество и профессионализм», «У нас общие корни, единая судьба», «Быть медиком -значит совершать подвиг во имя будущего», «Быть нравственным - значит повторить подвиг наших предков», «Мы один народ, у нас одна судьба, у нас одно любимое дело - обеспечение здоровья человека».
Педагогическая коррекция профессионально-нравственной позиции студентов
Соответственно характеристике были предложены воспитательные акции, в которых студент сам по выбору мог участвовать.
С учетом индивидуальных особенностей Александра была включена в одну из проектных групп - «Группа-проект», выполняющая следующие проекты: «Наш колледж в 2010 году», «Кодекс чести студента-медика», «Советы не желающим попасть в тюрьму», «Правила этического поведения с пациентами», «Правила саморегуляции».
Александра А. выбрала сразу 4 конкурса и два КТД. Участвовала в них охотно, но быстро охладела. Тогда ей поручили координацию конкурсов и судейство в них. Это понравилось,, особенно конкурс стенгазет по теме «Полюбите нас, педагоги». Понравилось не просто быть на виду, а напрягать силы для принятия правильных решений.
Такая же индивидуальная работа осуществлялась и с другими студентами. После ее завершения был проведен срез показателей сформированности профессионально-ценностной позиции идентичными методиками.
В результате получены следующие данные. Отношение к ценностям у студентов существенно изменилось. Основной ценностью у большинства опрошенных названа помощь человеку, потерявшему здоровье (85%). У 70% эта ценность сопряжена с другой - здоровье человека вообще, не только пациента, требующего помощи в данный момент. Замечено, что 40% студентов ориентируются не только на физическое здоровье, но и на психическое. Они подчеркнули, что особое значение в медицинской профессии имеет психологическая поддержка. Примечательно то, что 25% студентов стали идентифицировать себя с любым человеком в аспекте значимости здоровья как главной ценности. Они подчеркнули, что не менее важна умелая и своевременная помощь самому себе и своим близким, а не только другому чужому. Отсюда они считают, что медицинская профессия - это не служба, не долг, а образ жизни. 35% студентов подчеркивают главные черты профессиональной деятельности: из них бескорыстие - 35%, опыт личной практики - 30%, высокий профессионализм - 70%.
Такая же положительная динамика отмечена и относительно идеала медицинского работника. В представлении студентов таковым является профессионал (отметило 40% опрошенных), человек, имеющий комплекс профессионально-личностных качеств, среди .которых отличаются расторопность, собранность, опытность, любовь к делу, чувство долга перед обществом (35%), личность саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся (15% ) и конкретная личность преподавателя (10%).
Приведем высказывания студентов: «Идеал медицинской деятельности -это способность профессионально подходить к своим обязанностям, качественно и умело выполнять работу» (Ирина А.), «Идеал медицинской деятельности — это стремление медицинского работника к совершенству» (Олег И.), «Это постоянное, повышение своей квалификации и стремление к профессиональным вершинам и личностному росту» (Инна С), «Идеал выражается в собирательном образе наиболее значимых профессиональных качеств» (Ольга А.), «Идеал профессиональной медицинской деятельности выражается в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не забывать о долге перед обществом» (Светлана К.) и др.
Как видно из высказываний студентов, их суждения об идеале стали более зрелыми, так как ближе соотносятся с профессионально-нравственной позицией специалиста. Это не просто личностные свойства, а профессиональные, обеспечивающие качество труда.
Понимание и учет эмоционально-психологического состояния пациента стали доступны 80% студентов. Кроме того, они стали отмечать такое состояние больного человека, как неуверенность в себе (15%) и вера в медработника (15%). В связи с этим 20% студентов считают, что отличительной особенностью пациента выступает обостренная потребность не только в физической, но и моральной помощи со стороны медицинского работника. Такие суждения ранее у студентов не наблюдались.
Возрос процент опрошенных, подтвердивших, что основными профессиональными качествами будущего медицинского работника являются доброта (55%), честность и сопряженное с ней бескорыстие (60%), внимательность (50%), уважительность (30%). Что касается профессионально-коммуникативных умений, то 75% студентов указали, что главным из них является умение установить эмоциональный контакт с пациентом и грамотно объяснить ему этиологию его болезни (25%). Ранее студенты не были готовы к таким утверждениям.
Как видно из таблицы, в результате экспериментальной работы существенно изменилась ориентация студентов на нравственные ценности. Первое место в их иерархии по-прежнему принадлежит образованию. На втором месте оказалось отношение к себе в связи с жизненным самоопределением. Это говорит о том, что укрепилась позиция Я в процессе профессиональной подготовки. Возросло число студентов, начавших рассматривать свои возможности и само жизненное самоопределение как главные ценности. 76,1%, по сравнению с-22,5%, проявили такое отношение на высоком уровне. Тесно связано с вышеназванными ценностями труд и творчество. Им принадлежит третье место. 69,2% опрошенных признало их необходимой ценностью в жизнедеятельности человека, по сравнению с 12,1% до эксперимента, имевших высокий уровень ее сформированности. Это означает, что ценности труда, профессии, творчества, образования и личности формируются у студентов в гармоническом единстве.
Увеличились показатели отношения и к другим ценностям (здоровье и здоровый образ жизни, культура и культурное богатство, любовь, супружество и семейное благополучие).
Вместе с тем, заметно уменьшилось число студентов, считавших комфортное самочувствие в сфере общения одним из ведущих ценностей. На высоком уровне это отношение оказалось у 33,1% (ранее было 44,2%) и соответственно увеличилось число респондентов со средним и низким уровнями его выраженности. Это объясняется тем, что, с одной стороны, сориентированные на главные ценности, рационально определяющие непосредственно успешность в обучении и будущей деятельности, студенты перестали их связывать с эмоциональным состоянием, с другой — ценности образования, культуры, труда и творчества действительно ошибочно вытеснили ценности общения из числа основных.
Такая ситуация свидетельствует о том, что процесс формирования нравственных ценностей у студентов медицинского колледжа требует одновременной коллективной и индивидуальной коррекции.
Анализ полученного материала показал, что наибольшее развитие получила готовностно-мотивированная позиция. Ее проявляют 90% студентов по сравнению с 36% до эксперимента, ориентировочную ценностно-здравоведческую - 85% (ранее было 11,2%). Это объясняется тем, что в эксперименте самые значительные усилия педагогов были направлены именно на эти нравственные ценности — добра, здоровья, служения человеку и своей профессии.
Менее всего сформировалась активно-деятельностная позиция — 61,2%. Однако, в сравнении с предыдущими данными (28,5%), наблюдается опреде Таблица 11. Сформированность профессионально-нравственной позиции (данные в % от 160 студентов экспериментальных групп). Позиции Студенты с указанными позициями критерии их проявления до эксперимента после эксперимента I. Ориентировочная ценностно-здравоведческая: ориентация на здоровье как главную ценность. 11,2 85 II. Готовностно-мотивированная: желание служить обществу, человеку, профессии. 36 90 III. Активно-деятельностная:профессиональное самосовершенствование. 28,5 61,2 ленный рост показателей. Это объясняется тем, что самовоспитание как устойчивый волевой процесс доступен не всем студентам, даже при достаточно сильной его мотивации.
Проведенная работа показала, что в целом, педагогическая коррекция при формировании нравственных позиций студентов-медиков - это прежде всего перевод диагностики в самопознание и формирование на этой основе объективной самооценки. На этой основе осуществляется становление нравственных ценностей, лично необходимых студенту для поддержания его социального статуса в студенческом окружении и в процессе обучения. Статус студента определяет его положение в глазах преподавателей и сверстников, формирует отношение к себе в виде определенной ролевой позиции (инициатор, референт, организатор, судья и др.). Установлено, что занимаемая профессионально-нравственная позиция зависит не столько от нравственной воспитанности студента, сколько от его ценностного вклада в те функции, которые он выполняет.
Педагогическая коррекция эффективна, если нравственно сложились и всесторонне осознаны педагогические отношения в образовательном процессе: студент - студент, студент - группа, студент - преподаватель, студенческий и педагогический коллективы, студент — пациент. Для каждого вида отношений характерна определенная совокупность нравственных ценностей и установок, на базе которых складываются профессионально-нравственные позиции студента-медика.