Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование коммуникативной компетентности дирижера как психолого-педагогическая проблема 14
1.1. Сущность профессиональной деятельности дирижера: специфические особенности, психологические аспекты межличностных отношений, условия достижения успеха 14
1.2. Коммуникативная компетентность как структурный компонент профессионально-управленческой культуры дирижера 43
1.3. Концепция диалога культур в творчестве дирижеров и композиторов Кореи 58
Глава 2. Организация, содержание и ход опытно-экспериментального исследования процесса формирования коммуникативной компетентности дирижера 82
2.1. Основные направления работы на предварительном этапе исследования 82
2..2. Ход и содержание основного этапа опытно-экспериментального исследования 104
2.3. Ход и содержание дублирующего этапа опытно-экспериментальной работы 124
Заключение 132
Библиография 134
Приложение 154
- Сущность профессиональной деятельности дирижера: специфические особенности, психологические аспекты межличностных отношений, условия достижения успеха
- Коммуникативная компетентность как структурный компонент профессионально-управленческой культуры дирижера
- Основные направления работы на предварительном этапе исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Профессиональная подготовка будущего дирижера - процесс сложный и многосторонний, включающий в себя как обретение большого количества знаний, умений и навыков, так и личностное становление музыканта, который призван стать лидером творческого коллектива, повести его собой, открыть для музыкантов оркестра значительные творческие перспективы, создать «команду», объединенную общими творческими устремлениями.
Анализ генезиса профессии дирижера оркестра, процесса ее развития в эволюционном потоке саморазвития культуры, роли, которую она играла и играет в жизни общества, представляет значительный интерес для выявления специфики достижения профессионального успеха на современном этапе. И хотя профессия дирижера оркестра молода (ее рождение относят к середине девятнадцатого века), динамика процессов, происходящих сегодня в социальной и культурной жизни нашей планеты, требуют от современного музыканта, стремящегося достичь высот в своей профессии, осмысления ее сущности, анализа деятельности великих дирижеров прошлого и настоящего, выявления новых тенденций, адекватных требованиям времени.
Специфика межличностного общения как осуществления коммуникативной связи современного дирижера и музыкантов оркестра заключена в том, что в создаваемом музыкальном пространстве пересекаются, вступают во взаимодействие (а иногда и в конфликт) все виды отношений: и общественные, и деловые, и межперсональные. И как бы официально ни были закреплены деловые отношения между дирижером, концертмейстерами групп и всеми музыкантами, они не могут быть ограничены как чисто формальные, требующие только точного и немедленного выполнения указаний руководителя. В них всегда кроется личностное отношение участников и к постигаемой музыке, и к совместному процессу творческого созидания, и к исполнительской деятельности. И чем прочнее созданная
дирижером «линия коммуникационной связи», тем успешнее процесс творческого созидания. Это сложная и серьезная проблема. Тем более, что по утверждению современных ученых, взаимодействие деловых и межличностных отношений, до сих пор изучено недостаточно.
Сложность профессии дирижера заключается в том, что она
предполагает обязательное единение трех ипостасей: исполнительской,
педагогической и управленческой, в комплексе составляющих
профессионально-управленческую культуру. Осуществление
коммуникативной связи дирижера и артистов оркестра - процесс, требующий установления и развития контактов, обусловленных совместной деятельностью. Этот процесс несет в себе и обмен информацией, и выработку общей стратегии профессиональной деятельности, и взаимную заинтересованность в достижении успеха. Чрезвычайно важно добиться взаимопонимания, взаимодействия, а это возможно только в том случае, если дирижер обладает высоким уровнем коммуникативной компетентности, определяющей способность к диалогу, умение слушать и понимать партнера по коммуникации, признавать его право на собственные мнения и суждения.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты межличностного общения как осуществления коммуникативной связи в творческом процессе отражены в трудах западных и восточных философов (Аристотель, Платон, Конфуций, Лао Цзы, Чжу Си, Чжан Цзай, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Ж.Ж. Руссо и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.Е. Дружинин, И Сон Чхон, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, 3. Фрейд, Э. Фромм, Чон Ин Пхён, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), педагогов (Я.А. Коменский, М. Монтессори, И. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.). Анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования и роли коммуникации в этих процессах посвящены научные труды российских исследователей (Н.К. Бакланова, А.А. Вербицкий, Л.С. Зорилова, Т.Г. Киселева, В.И.Черниченко,
В.М. и В.В. Чижиковы и др.), направленные на поиск новых подходов, отвечающих гуманистической образовательной парадигме.
В работах современных ученых (Г.В. Безюлева, А.В. Березняк, Е.В.
Гребенюк, Н.Н. Лобанова, М.И. Рожков, Г.М. Шеламова и др.)
коммуникативная компетентность педагога трактуется как комплекс профессиональных знаний, информационной и интеллектуальной культуры, определяющий возможность создавать активное поле творческого взаимодействия. Изучению качеств, необходимых для эффективной работы руководителя коллектива, посвящены труды Г. Айзенка, Г. Адлера, В.В. Бондаренко, Дж. Каунта, Л. Кэмина, Дж. Льюиса, С.Д. Резника, С.Н. Соколова, В.А. Спивака, Ф.Е. Удалова и др.
Проблему формирования профессионально-управленческой культуры музыканта рассматривает в своем диссертационном исследовании Т.П. Житенёва. Различным аспектам взаимодействия учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе посвящены работы Э.Б. Абдуллина, В.И. Закутского, Е.Р. Ильиной, Л.С. Майковской, Хан Мён Хи, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, В.Л. Яконюка и др. Социальную природу деятельности, психологию общения в художественно-творческом процессе освещают работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.Г. Ионина, Н.И. Киященко, А.Ю. Козыревой, Н.Л. Лейзерова, Е.И. Рогова и др. Проблема взаимодействия дирижера и артистов оркестра затрагивается в многочисленных высказываниях выдающихся дирижеров (К. Аббадо, Э. Ансерме, Д. Баренбойм, К. Бём, Л. Бернстайн, П. Булез, Б. Вальтер, К. Зандерлинг, И Дон Хо, Им Хон Джон, Квак Сын, О. Клемперер, Дж. Ливайн, А. Никиш, Г. Рождественский, А. Тосканини, Чан Юн Сон, Чон Чхи Ён, М. Янсонс и др.).
Во множестве исследований констатируется, что сегодня существует явное противоречие между сложившимися традиционными способами и методами профессиональной подготовки дирижеров и новыми требованиями времени, включающими обязательное владение высоким ' уровнем
коммуникативной компетентности. Однако целостных исследований, посвященных процессу формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижера нет. Преодоление этого противоречия составляет основную проблему представленного исследования.
Цель исследования: теоретико-методическое разработка и обоснование модели формирования коммуникативной компетентности дирижера в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессиональная подготовка дирижеров в университетах Республики Корея.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетентности дирижеров оркестра в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Задачи исследования:
Выявить специфику формирования коммуникативной компетентности дирижера в процессе осуществления их профессиональной подготовки и определить педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса;
Определить основные составляющие коммуникативной компетентности дирижера и разработать этапы ее формирования в системе высшего профессионального образования;
3. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс теоретико-
методическую модель формирования коммуникативной компетентности
дирижера в процессе профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
Формирование коммуникативной компетентности дирижеров в процессе профессиональной подготовки будет более эффективным, если:
будут применены подходы (системный, культурологический, аксиологический, социологический, компетентностный), направленные на становление креативной личности, обладающей высоким уровнем
профессионально-управленческой культуры, готовой к творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры третьего тысячелетия;
коммуникативная компетентность будет признана структурным компонентом профессионально-управленческой культуры дирижера, создающим предпосылки для максимальной самореализации и самоактуализации в избранной профессиональной сфере;
в процессе профессиональной подготовки будут созданы педагогические условия, включающие в себя:
разработку и внедрение теоретико-методической модели, направленной на формирование высокого уровня коммуникативной компетентности дирижера;
разработку и внедрение экспериментального курса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности дирижера»;
- создание и активное функционирование образовательной среды, базирующейся на воплощении идеи диалога, творческого взаимодействия, эмпатии и толерантности.
Методолого-теоретическую основу исследования составляют научные труды, посвященные:
философским принципам творческой реализации личности в пространстве культуры (М.М. Бахтин, А. Бергсон, Квон Ёль Пхиль, Н. Спенсер и др.);
психологии искусства и художественного творчества (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, И Сон Чхон, И Хе Гу, В.В. Медушевский и др.);
различным аспектам развития музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Квон О Сон, А.С. Соколов, В.Н. и Ю.Н. Холоповы, Юн И Сан, и
др.);
исследованиям в области педагогики и психологии (Дж. Дьюи, А.
Нилл, Г.И. Чижакова и др.);
современным тенденциям развития системы профессионального образования (А.Я. Айзенберг, Л.С. Зорилова, И Ми Ген, В.М. и В.В. Чижиковы и др.);
исследованиям в области педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.С. Майковская, Л.Л. Надирова, Г.М. Цыпин и др.);
психологии общения (А.Б. Орлов, Д.Я. Райгородский, Е.И. Рогов и др.);
различным аспектам формирования дирижерского мастерства (Л. Бернстайн, И Дон Хо, Им Хон Джон, И.А. Мусин, Н. Лебрехт, А.Тосканини, Б. Э. Хайкин, Чан Юн Сон, Чон Чхи Ён и др.).
База исследования: музыкальное отделение университета Чосон, музыкальное отделение государственного университета Мокпхо, музыкальное отделение университета Чходан (Республика Корея).
Методы исследования:
анализ научных трудов (философских, культурологических, социологических, педагогических, психологических), отражающих различные аспекты становления профессионального музыканта, посвященные профессиональной подготовке дирижера;
педагогическое наблюдение, педагогические беседы;
анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов;
педагогический эксперимент;
диагностика уровней сформированности коммуникативной
компетентности дирижера для выявления динамики и определения эффективности проводимой работы;
- анализ и статистическая обработка полученных данных.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении
2000-2008 годов. Условно его можно разделить на три этапа:
Первый этап (2000-2004 гг.) - теоретико-поисковый, на котором производился сбор информации и изучение поставленной проблемы: анализ исторических корней рождения и становления профессии дирижера, ее
специфических особенностей; определение основных направлений исследовательской работы; выдвижение гипотезы, формулировка положений, выдвигаемых на защиту; разработка теоретико-методической модели формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижеров; подготовка экспериментального курса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности дирижера».
Этот этап можно рассматривать как подготовку и создание теоретической базы для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению процесса формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижеров. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, для чего проводились беседы, интервьюирование и анкетирование студентов, концертирующих дирижеров и педагогов-музыкантов. Количество участников на этом этапе составило более 600 человек.
Второй этап (2004-2006 гг.) - основной, организация и проведение учебно-формирующего эксперимента, анализ и обработка полученных результатов. Количество участников на основном этапе эксперимента составляет 66 человек.
Третий этап (2006-2008 гг.) - заключительный: проведение дублирующего эксперимента, обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов и рекомендаций. Количество участников на третьем этапе эксперимента - 44 человека. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило более 700 человек.
Научная новизна исследования:
выявлены основные составляющие коммуникативной компетентности дирижера: эмпатийность, толерантность, диалогичность, готовность к совместной творчески-созидательной деятельности, культура общения, умение воодушевлять и вести за собой творческий коллектив;
определена специфика формирования коммуникативной компетентности дирижеров в процессе профессиональной подготовки, заключающаяся в создании в учебно-воспитательной работе постоянно действующей системы коммуникации, основанной на принципе ценностного взаимодействия между музыкой как объектом постижения, педагогом-музыкантом и будущими дирижерами как коллективным субъектом, постигающим музыку;
определены педагогические условия, необходимые для формирования коммуникативной компетентности дирижеров в процессе профессиональной подготовки: создание и активное функционирование образовательной среды, базирующейся на воплощении идеи диалога, творческого взаимодействия, эмпатии и толерантности; разработка и внедрение теоретико-методической модели и экспериментального курса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности дирижера».
Теоретическое значение исследования:
обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижеров;
разработана теоретико-методическая модель формирования коммуникативной компетенции дирижеров в процессе профессиональной подготовки, включающая в себя мотивационный, содержательный и операциональный компоненты творческой деятельности;
определены основные этапы формирования коммуникативной компетентности дирижеров в учебно-воспитательном процессе (базово-фундаментальный, профессионально-мотивационный, поисково-диалогический, творчески-созидательный), обусловлены направления педагогической работы на каждом из этапов;
разработаны критерии и параметры уровней сформированности коммуникативной компетентности дирижеров - критерий необходимости, определяющий возможность осуществления профессиональной
деятельности; критерий достаточности, позволяющий прогнозировать успешность в осуществлении профессиональной деятельности.
Практическое значение исследования определяется тем, что:
разработанный курс «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности дирижера» может быть востребован на музыкальных отделениях университетов культуры и искусств России, Кореи и других стран;
методика диагностики уровней сформированности коммуникативной компетентности дирижеров предоставляет педагогам-музыкантам возможность выявлять проблемы, мешающие эффективности учебного процесса, а также анализировать динамику становления коммуникативной компетентности дирижеров;
теоретико-методическая модель формирования коммуникативной компетентности дирижеров может быть использована как в практической деятельности педагогов, так и в профессиональной деятельности концертирующих дирижеров.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в профессиональной деятельности автора исследования на музыкальном отделении университета Чходан; в Корейской ассоциации дирижеров; в оркестре филармонии «Юджин» в Кванджу; в оркестре филармонии провинции Южная Чолла; в камерном оркестре в Кванджу; во флейтовом ансамбле в Кванджу; в Корейской ассоциации музыки в уезде Муан; в муниципальном симфоническом оркестре в Мокпхо; на музыкальном отделении университета Чосон; в оркестре художественной повышенной средней школы в Кванджу; в оркестре художественной повышенной средней школы в провинции Южная Чолла; в научных публикациях автора исследования и его выступлениях на международных научно-практических конференциях в МГУКИ (г. Москва, 2006 г., 2007 г., 2008 г.) и в Нижневартовском гуманитарном университете (г. Нижневартовск, 2006 г.,
2008 г.); в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ, на музыкальном отделении университета Чходан.
Достоверность результатов исследования обеспечена рассмотрением и анализом широкого круга научно-литературных источников, затрагивающих различные аспекты изучаемой проблемы; проверкой выдвинутых теоретических положений в практической опытно-экспериментальной работе; адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету.
На защиту выносятся следующие положения:
Сущность профессиональной деятельности дирижера: специфические особенности, психологические аспекты межличностных отношений, условия достижения успеха
В парадоксальной, но содержащей большое количество интересных фактов из жизни и деятельности великих дирижеров XX века книге Нормана Лебрехта «Маэстро Миф» утверждается, что дирижер - профессия умирающая, не имеющая будущего. Так ли это? Выдающийся дирижер и педагог, воспитавший целую плеяду крупнейших дирижеров XX века - В. Гергиева, Ю. Темирканова, А. Каца, К. Симеонова, В. Синайского и др. - И. Мусин категорически не согласен с этим утверждением. В качестве убедительного примера он приводит знаменитый эпизод с «Персимфансом», оркестром, выступающим в 20-е годы прошлого века без дирижера. Оркестр добился чрезвычайно качественного и слаженного исполнения, но при этом услышавший его Отто Клемперер сказал: «Этому прекрасному оркестру недостает только хорошего дирижера» (74.С.5). Так что же необходимо знать и понимать современному дирижеру, чтобы остаться востребованным, достичь художественных высот и добиться признания и коллег, и публики? Ведь, как утверждает Н.Лебрехт, «в каждом значительном дирижере без труда распознается вылепленный общественным климатом сын своего времени, олицетворяющий этос, который в этом времени господствовал» (65.С.9). С этим трудно не согласиться, как и с его утверждением в том, что «великие дирижеры создают великие оркестры», а «лакмусовая бумажка каждого маэстро — его способность воздействовать на уже сформировавшийся оркестр» (65, С. 10). Знаменитые оркестры всегда связаны с именами великих дирижеров. Имена К.Аббадо и Э.Ансерме, В.Ашкенази и Д.Баренбойма, Л.Бернстайна и П.Булеза, Б.Вальтера и Г.фон Караяна, О.Клемперера и К.Мазура, Г.Малера и З.Мета, Е.Мравинского и Р.Мути, А.Никиша и Г.Рождественского, В.Сафонова и Л.Стоковского, Ю.Темирканова и А.Тосканини, В.Фуртвеглера и М.Янсонса - это великая летопись достижений, «написанная» дирижерами XX века.
Каждый из них создавал собственное художественно-творческое пространство, расширяющее и обогащающее пространство культуры своего времени. Каковы же специфические особенности профессии дирижера?
Обратимся к анализу деятельности великих дирижеров XX века, чтобы создать некий собирательный образ «идеального дирижера». Это необходимо, чтобы осмыслить специфику профессии, ее особенности, проблемы, условия достижения успеха.
В книге С.Хентовой «Подвиг Тосканини» автор много размышляет о тех качествах, которые необходимы дирижеру оркестра, который «словно полководец на поле боя, завоевывающий со своим войском музыку» (119, С.5), должен повелевать им, слышать каждый инструмент, не теряя при этом ощущение целостности произведения, Он стратег и тактик, мгновенно реагирующий на малейший сбой и устраняющий его. Не случайно великий французский композитор и дирижер Г. Берлиоз утверждал, что «дирижер должен видеть и слышать, он должен быть легким и сильным, знать композицию, характер и объем инструментов, уметь читать партитуры и, сверх того, обладать специальным талантом ... и другими дарами ... без которых не может установиться невидимая связь между ним и оркестром» (119.С.6).
Проанализируем высказывание великого французского музыканта. Г.Берлиоз выдвигает требование видеть и слышать каждого музыканта. Это требование может показаться удивительным, ведь дирижер стоит лицом к оркестру и видит все свое «войско», это вполне понятно и естественно. Но не следует забывать, что в эпоху барокко и позже до середины XIX века оркестром управляли не так, как это принято сегодня. Во времена И.С. Баха оркестром руководил клавесинист или первый скрипач, позже появляется дирижер, но стоит он спиной к оркестру, лицом к публике
Коммуникативная компетентность как структурный компонент профессионально-управленческой культуры дирижера
Размышляя о сущности профессии дирижера, Норман Лебрехт приходит к выводу, что «выдающиеся дирижеры обладали следующими общими чертами: острым слухом, притягательностью,, зачаровывавшей оркестрантов при первом же с ними знакомстве, большими организаторскими способностями, телесной и духовной крепостью, безжалостным честолюбием, мощным интеллектом и врожденным чувством порядка, которое позволяло им пробиваться сквозь тысячи разрозненных нот к художественной сердцевине музыкального произведения. Способность ощутить партитуру как целое и передать это ощущение другим есть основная суть интерпретации» (65.С.13).
Отвечают ли эти требования современной ситуации в пространстве культуры? Какие новые черты внесло время в портрет идеального дирижера? Несомненным является то, что современная ситуация в художественном пространстве мировой культуры требует от лидера коллектива одновременно уметь переосмысливать и трансформировать традиционные формы работы, складывавшиеся на протяжении двух веков, но при этом процесс реформирования не должен превращаться в самоцель, чтобы то ценное, что было создано, сберечь и сохранить для потомков.
Для каждого дирижера, который является руководителем художественно-творческого коллектива, очевидно, что управление коллективом задача сложная, поскольку включает в себя очень много аспектов, которые необходимо учитывать. Это и необходимость постоянного совершенствования художественного уровня коллектива, и достижение экономического результата, необходимого для создания участникам коллектива достойного уровня жизни. При этом следует учитывать специфику искусства как особого вида деятельности, требующего от человека искусства свободы выражения чувств. Как сочетать свободу и необходимость выстраивания в коллективе вертикали управления?
Как справедливо считает исследователь Т. Житенёва, чтобы ответить на эти вопросы необходимо поставить «перед исследователем задачу выявления тех требований, которые на современном этапе предъявляются к руководителю художественно-творческого коллектива и определения оптимальных путей для выполнения этих требований. То есть, необходимо создать реальные предпосылки для решения проблемы «двойственного управления», представляющего собой тесную систему комбинаций в области творчества и управления. Это возможно только в том случае, если будет осознано синергетическое единство профессионально-управленческой культуры музыканта как сложной системы, обладающей способностью саморазвития и самосовершенствования» (23.С.56).
Для молодого музыканта, как в России, так и в Корее, необходимо обладать комплексом качеств, которые позволят ему реализовать свой творческий потенциал. Именно такой комплекс качеств исследователь Т.П.Житенёва называет профессионально-управленческой культурой, одним из важнейших компонентов которой является коммуникативная компетентность, потребность и способность вступать в процесс общения, умение слушать и слышать своего Собеседника, в качестве которого может выступать как постигаемое музыкальное сочинение, так и коллеги, партнеры по творческому ансамблю, создающие вместе с дирижером - лидером этого ансамбля - яркое и талантливое прочтение осваиваемой музыки.
Однако, коммуникативная компетентность не является локальным качеством, формирующимся отдельно, поскольку становление целостной личности предполагает системный подход, базирующийся на интерпретации личности как саморазвивающейся системы, обретающей в процессе становления и развития не только профессиональные знания, умения и навыки, но и систему личностных духовных и нравственных ценностей {аксиологический подход).
Основные направления работы на предварительном этапе исследования
Исследование процесса формирования коммуникативной компетентности современного дирижера проводилось на протяжении 2000-2008 гг. 2000 - 2004 гг. - предварительный этап, на котором происходило изучение проблемы, выявлялась ее актуальность и значимость, анализировался опыт работы выдающихся дирижеров прошлого и настоящего, проводилось интервьюирование как опытных мастеров, так и молодых дирижеров, студентов различных специальностей, чтобы выявить их отношение к профессии дирижера. На базе музыкального отделения университета Чосон, музыкального отделения Государственного университета Мокпхо, оркестра филармонии «Юджин» в Кванджу, оркестра филармонии провинции Южная Чолла, камерного оркестра в Кванджу, флейтового ансамбля в Кванджу, Корейской ассоциации музыки в уезде Муан, Московского академического симфонического оркестра, Государственного симфонического оркестра в г. Варне (Болгария), Государственного симфонического оркестра в г. Констанце (Румыния), Государственного симфонического оркестра Польши, Российского филармонического оркестра, Российского академического симфонического оркестра, Черноморского филармонического оркестра был проведен широкомасштабный констатирующий эксперимент. Основной целью проведения констатирующего эксперимента являлось изучение отношения музыкантов-исполнителей к профессии дирижера, его роли в создании благоприятных условий для осуществления творческой деятельности всех участников коллектива, выявления наиболее острых проблем, мешающих достижению успеха.
В общей сложности за четыре года, которые понадобились для проведения предварительного этапа, был собран значительный материал, определивший ход и содержание учебно-формирующего эксперимента. В интервью, беседах и опросах на констатирующем этапе эксперимента приняло участие более 600 человек.
В интервью, беседах и опросах был затронут следующий круг проблем:
значимость дирижера, как организатора творческого процесса;
специфика профессии дирижера;
качества, необходимые дирижеру для достижения успеха в профессиональной деятельности, представление об идеальном дирижере;
желание участников оркестра влиять на ход творческого процесса: репертуар, организацию гастрольной деятельности и т.д.;
желание молодых музыкантов-инструменталистов в дальнейшем стать дирижерами;
их представления о том, как бы они сами организовали работу оркестра, чтобы достичь наиболее значительных результатов.
Материал, полученный в процессе проведения констатирующего эксперимента, записывался, анализировался, выявлялись наиболее острые моменты, требующие разработки психолого-педагогических подходов, позволяющих приступить к решению поставленной проблемы. Практически все опрошенные признавали значимость профессии дирижера как организатора и вдохновителя творческого процесса. При этом каждый из музыкантов демонстрировал собственное представление о том, каким надлежит быть идеальному дирижеру. Одни особо выделяли наличие способности у дирижера глубоко и образно передавать через дирижерский жест свое понимание музыки. Очень важно, чтобы жест был не только понятен артистам оркестра, но и обладал особой силой убеждения, был способен увлечь их, повести за собой.