Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Попова Инна Октаевна

Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов
<
Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попова Инна Октаевна. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Астрахань, 2001 247 c. РГБ ОД, 61:01-13/1788-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования этнопедагогической культуры С. 20

1.1. Исследование категорий "этнос", "этнокультура", "этнопедагогика", "этнопедагогическая культура" в психолого-педагогической литературе С. 20

1.2. Источники этнопедагогики и особенности этнического обучения и воспитания детей С. 56

1.3. Структура, критерии и типология этнопедагогической культуры студентов С. 102

ВЫВОДЫ С. 114

ГЛАВА 2. Содержание и результаты опытно- экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов С. 116

2.1. Анализ состояния практики этнического воспитания в условиях непрерывного образования С. 126

2.2. Моделирование процесса формирования этнопедагогической культуры студентов педвуза С. 146

2.3. Развитие этнопедагогической культуры будущего педагога С. 164

ВЫВОДЫ С. 180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 183

БИБЛИОГРАФИЯ С. 190

ПРИЛОЖЕНИЯ С. 204

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания - в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида. Однако этническая принадлежность индивида становится опорой самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры, перспективе мировой цивилизации, реализации на практике. Различия между людьми как творцами и носителями прежде всего родной для них культуры обусловлены в первую очередь своеобразием их культур, а не различием антропологических или этнографических признаков. Соответственно возникает задача развития способности отрефлексировать свою погруженность в мир родной для индивида культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре. Это касается вопроса профессиональной подготовки учителя. Причем, учебно-воспитательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы задействовать в комплексе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В то же время анализ вузовских программ показывает недостаточность этнопедагогического материала в изучаемых курсах, и, как следствие, неподготовленность будущего педагога к работе в условиях многонационального общения в школе, поликультурной (полиэтнической) ситуации. Это вопросы, которые требуют своего разрешения.

В условиях многонационального государства особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально-государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т.д. И это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования. Цель образования, в том числе, -воспроизводство и развитие культуры, общества, нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не,связанную с народной педагогикой. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и всем населением культурных ценностей других этнических групп1. Преодолеть это противоречие можно только на основе полиэтнического воспитания, а это значит, что оно не сможет быть принесено в школу без подготовленного к этой работе учителя, без внедрения в педагогические вузы этнопедагогики, как научной дисциплиньї.

Термин "этнопедагогика" был впервые предложен Г.Н. Волковым в

начале 60-х годов и в настоящее время получил широкое распространение.

і Впервые традиции народов в сфере воспитания комплексно

| представлены в книге Г.Н. Волкова "Этнопедагогика" (1974), в которой

| описаны педагогические традиции многих народов. Термин

I "этнопедагогика" наиболее полно и точно отражает содержание и

сущность науки, предметом которой является педагогическая культура

1 Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. -1997. -

рЬда, племени, народности и нации, оказывающаяся в конечном счете и в "общности психического склада" той или иной этнической группы. Этнические особенности являются результатом этнического воспитания и влияния соответствующей среды1. Начиная с Геродота и Тацита, ученые древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев, привычек. Большой интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма. Во второй половине XIX века в европейской социологии возник ряд научных течений, рассматривающих человеческое общество по аналогии с жизнью животного мира: антропологическая школа в социологии, органическая школа, социальный дарвинизм.

В 80-90-е годы нашего столетия начали складываться научные
коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической
педагогики и психологии, этносоциологии. В институте этнологии и
антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, впоследствии
преобразованный в сектор социально-психолого-педагогических проблем
национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В институте
психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась
лаборатория межнациональных отношений, возглавляемая

П.Н. Шихеревым. В академии педагогических и социальных наук в отделении психологии работает секция этнопсихологии, которую возглавляет В.Г. Крысько. В Санкт-Петербургском государственном университете под руководством А.О. Поронева работает продуктивный научный коллектив. Проблемы этнопсихологии личности разрабатываются на кафедре педагогики и психологии УАН,

.

1 Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С.9.

возглавляемой АЛ. Крупновым. В МГУ под руководством В.Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования.

Как видим, значимость проблемы этнопедагогики и этнопсихологии обуславливает и расширение круга научных исследований, появление большого количества научных коллективов, их разрабатывающих.

Поэтому проблемы этнопедагогики вызывают исследовательский интерес по нескольким причинам:

рост актуальности решения вопросов этноса в сегодняшнем мире, когда остро возрастает проблема межнационального общения;

расширение пространства собственно педагогических знаний, включающих в свою проблематику все в большей степени вопросы характеристики различных групп населения в социокультурном контексте их жизнедеятельности, в частности этнических групп;

углубление изучения проблем культуры, как механизма воспроизводства в целом, так и дифференцированных культурно-исторических, в том числе этнокультурных вариантов его;

интегративные процессы в современном мире.
Особенность культуры - существование вне времени и

пространства. Культура этноса развивается не изолированно от другой, а,
ft* составляя мировую культуру, взаимообогащается. Основная функция

Культуры - память. Основная задача - поиски смысла. Тенденция
мирового развития этих областей культуры — включенность в парадигму
мирового развития. Этнос, замыкающийся в себе, быстро обнаруживает
тенденцию к своему саморазрушению, ибо нарушается принцип
детерминизма, лежащий в основе развития. Именно через воспитание
-^ культура отдельного этноса переосмысливается в культуру Личности,

Разума, Космоса (вселенский разум, ноосфера В. Вернадского), ибо в ноосфере все решает культура, а человек вне культуры бессмыслен. Достоинства и особенности своей родной культуры могут быть прочувствованы и осмысленны лишь в сравнении с другими культурами. В то же время анализ деятельности школ в этом аспекте показывает, что подобная работа практически не ведется, хотя в классах можно насчитать как минимум четыре-пять разных национальностей (в среднем).

Можно назвать еще две причины регионального характера: культурные и экономические.

В этом плане Астраханская область представляет большой интерес, т.к. сегодня зарегистрировано более 100 совместных предприятий (Турция, Иран, Ирак и др.).

Это означает, что с экономическими подвижками в область приходит и иная культура, иной образ жизни, иное мировоззрение и к этому "вторжению" народов и культур надо быть готовыми.

Это все вопросы образования, и сегодня уже становится очевидным, что недостаточная обращенность к мировому опыту и культуре, как и пренебрежение к своей собственной, забвение опыта нашей школы на большом историческом пути ее развития несет с собой больше минусов, чем плюсов.

Для современного этапа развития школьного и вузовского образования характерны активные инновационные процессы, связанные с демократизацией, гуманизацией, вариативностью образовательных программ и содержания образования, различными формами его дифференциации и интеграции.

В сегодняшнем социуме расширяется социокультурная среда деятельности педагога, заставляющая учитывать этнофактор; меняется назначение учителя: он выступает как представитель определенной

культуры и этноса с развитым этносознанием и самосознанием, опытом общения и гуманного отношения к детям.

В современной науке в связи с этим одним из ведущих направлений стала разработка проблемы "личность и культура" в аспекте которой - и проблематика этнопсихологии и этнопедагогики, новые отрасли знания, формирующиеся на наших глазах. Главное в них - опора на накопленньш опыт человеческого воспитания и соотнесенность обучения и воспитания с особенностями этноса (учет этих особенностей в конкретной образовательной и воспитательной ситуации).

Одним из источников возникновения этнопедагогики стали исследования по этнографии детства (Ю.В. Бромпей, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, К. Дюбуа, М.И. Дьяченко, В.Н. Иванов, Н.С. Кон, ВТ. Крысько, Л.Н.Лосский, Маргарет Мид, М. Рид, Е.В. Саракуев А.Ф. Хинтибидзе,, Т.Г. Стпефаненко, Д. Уайтпинг, Р. Ферс, М. Фортес, Я.И. Ханбиков и др.).

Несмотря на расширение поля этнопедагогических знаний и значительное углубление проблематики, большие достижения в разработке многих кардинальных проблем, существует значительный пласт непроработанных вопросов, направлений, тем в этой, становящейся все более значимой, сфере науки, и в том числе проблема этнопедагогической подготовки учителя.

Однако уже сама возможность и необходимость постановки многих проблем, возникновение соответствующих требований к этнопедагогике свидетельствуют о важной, всё растущей роли, которую она играет в системе общих научных знаний.

Достижение одной из целей реформирующейся системы образования - создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России требует активного проявления субъективности каждого из субъектов образовательного пространства РФ:

личности, этноса, общества. Социализация личности проходит через процессы её этнической и гражданской идентификации.

В образовательном пространстве многонациональной федеративной России национальное образование представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на национальной культурной традиции и определяющих образовательную политику этноса. Оно - процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения как субъекта этноса; систему преемственных образовательных и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности и народа.

СИ. Гессен рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права.

В процессе образования должны удовлетворяться потребности и интересы личности, этноса, общества и многонационального государства.

В разное время вопросами, связанными с проблемами этноса, занимались многие ученые: философы, социологи, психологи, культурологи, педагоги.

Философы (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, КО. Лосский) теоретически осмыслили социальное психологическое своеобразие этнических групп и их представителей; разработали методологические принципы межнационального взаимодействия и общения людей.

Этнографы (Д. Булгаковский, Г.С. Виноградов, В.Н. Водовозов, Г.Глосс, Л.Н. Гумилев, НИ. Заглада, ОМ. Капица, Г. Пинчук) обобщили данные о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях поведения и действий людей различных этносов.

Психологи, социальные психологи {ВТ. Крысько, Э.Л. Саракуев, И.В. Суханов, П. Шпет, КГ Юнг) проанализировали национальные особенности психики людей и выявили закономерности их проявления и функционирования.

Социологи (Э.Вестермар, Ш. Летурно, Г. Спенсер, Э. Тейлор, В.Н. Теншиев) исследовали в рамках своей дисциплины качественные характеристики национальных групп, выявили их место в социумах, параметры и отличительные характеристики.

Культурологи (в частности этнокультурологи) в качестве определяющего фактора этнопсихологических характеристик народов считают влияние культурной среды. По мнению культурологов, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает обработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса.

Личность обучающегося следует рассматривать как субъект культуры, являющейся не только потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Образование призвано способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействовать этнической и гражданской самоидентификации личности ученика, способного совершенствовать современное ему общество.

Вопросы этноса и этнокультуры занимали умы русских философов прошлого (Я. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский^ несущих гуманистическое утверждение о единстве культур, о мировой культуре), современных философов и социальных философов (В.С.Ахизер, С.Г.Баронене, А.П.Баронас, В.П.Большаков, А.О.Букин, Л.Д.Волкова, С.Ф.Горцева, Л.Н.Гумилев, Е.М.Калашникова, С.Э.Крапивенский,

Й.О.Лосский, П. Сорокин, С.Степин, Н.А.Терещенко, С.Э.Федорин, Л.Н. Эйхемберг, Е.А. Эйхенберг и др.).

Большую традицию изучения вопросов этноса, этнопедагогики имеет и педагогическая наука. Еще К.Д. Ушинский (158) говорил, что первый воспитатель - народ, у него надо брать опыт и нести его в организованные системы воспитания. Его концепция народной школы, к сожалению, не получила дальнейшего развития, а ведь "никто не в силах состязаться с педагогическим гением народа". Много занимались этими проблемами педагоги, проблематике народной педагогики посвящены исследования многих авторов {Б.Апышев, А.Бешамов, М.В.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, Г.С.Виноградов, Т.Н. Волков, Б.З.Вульфов, С.Исаев, В.Д.Иванов, И.Б.Котова, О.С.Муравьева, КПерлиев, С.А.Смирнов, В.А.Сухомлинский, А.Фромм, М.Ширбаев, СТ.Щацкий, Е.Н.Шиянов и др.).

Проблемами этнопедагогики занимаются Г.И.Батурина (ИРЛ), Г.Н.Волков (РАО), О.И.Генисартский (ИРЛ РАН), СП.Жирков, Т.Ф.Кузина, Ш.А.Мирзаев, З.И.Попова, М.С.Слепцова, З.Б.Цалагова (ИРЛ) и др. В отечественной психологической, философской, этнографической науке разрабатываются концепции, раскрывающие основное содержание этнопсихологических явлений {Т.Н. Андреева, А.В.Арутюнов, Э.А.Баранов, В.И.Козлов, Н.М.Кузнецов, Ш.Ниязалиев, Б.Ф.Поршнев, В.П.Трусов, Н. Ф. Феденко, П.Н.Шихирев и др).

Сегодня можно говорить о двух видах этнопедагогических и этнопсихологических исследований. Это стандартное и кросскулр»турное этнопсихологическое исследование. Стандартное предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности, кросскультурное - сразу нескольких, и в том и в другом случае осуществляется сравнение и сопоставление национально-

І ПСИХОЛОГИЧеСКИХ ОСОбеННОСТеЙ Представителей раЗНЬГХ ЭТНОСОВ:, где

выделяются такие объекты исследования, как:

национальное самосознание

потребностно-мотивационная сфера личности

познавательные интересы и ценностные ориентации представителей этнической общности

коммуникативно-поведенческая деятельность личности

этнические стереотипы.

Экспериментальные исследования ведутся по трем направлениям:

изучаются конкретные национальные психолого-педагогические особенности различных народов;

проводятся конкретно-социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ;

изучаются этнокультурная и этнопсихологическая специфики возрастного и невербального поведения представителей различных национальностей.

Задача этнопедагога - обобщение имеющегося опыта
немногочисленных этнопедагогических, этнопсихологичерких

исследований и исследований в области смежных наук и, основываясь на полученных результатах и анализе, создание приемлемой системы, приемов, способов, методов всестороннего дифференцировіанного воздействия на многонациональный коллектив, каждый член которого представляет собой совершенно специфический субъект воспитания.

Необходимо отметить, что в силу молодости этнопедагогики, находящейся в стадии своего развития, наименее изученной областью пока остается проблема этнопедагогической культуры будущего учителя,

%

\ без которой невозможно построение национальной и полинациональной

гуманистической школы.

Большинство существующих сегодня на земле государств полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в т.ч. и в России. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и

^ ментальные (духовные), что в первую очередь и является предметом

воспитания. Поскольку Россия - полиэтническая страна, где проживает большое количество этносов, успех социализации во многом зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. Эта ситуация характерна для наших школ, и здесь огромное значение имеют последствия межкультурньгх контактов, что напрямую зависит от готовности учителя к этому аспекту своей деятельности. Однако именно

этот аспект профессиональной подготовки педагога наименее разработан в

I современной науке.

> Это противоречие и определило наш интерес к проблеме и тему

исследования:

"Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов "
Объект исследования - этнопедагогическая культура будущего
педагога.
(4 Предмет исследования — психолого-педагогические и

дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей (на материале дисциплин культурологического, психолого-педагогического цикла, курса "Этнопедагогика" и педагогических практик).

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

  1. Уточнение понятий этнопедагогика, этнопедагогическая культура в контексте профессиональной деятельности педагога,

  2. Выявление источников этнопедагогики и особенностей этнического обучения и воспитания детей.

  3. Выявление содержания, структуры, критериев и типологии этнопедагогической культуры студентов.

  4. Разработка и обоснование модели психолого-педагогических и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры студентов.

  5. Выявление возможностей этнопедагогического содержания вузовских дисциплин (культурологических, психолого-педагогических).

  6. Описание и апробация системы педагогических средств, адекватных процессу формирования ЭПК1 студентов педагогического университета при обучении дисциплинам педагогического цикла, курса "Этнопедагогика" и педагогических практик.

Рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что эффективное формирование ЭПК будущих педагогов в учебном процессе вуза возможно в том случае, если:

1. формирование ЭПК студентов как профессионально значимого личностного образования выдвигается в качестве одной

1 ЭПК - этнопедагогическая культура

из главных целей педагогической подготовки в условиях полинационального региона;

  1. субъекты учебно-воспитательного процесса ориентируются на состав, структуру и уровни ЭГЖ, критерии и способы её диагностики;

  2. процесс формирования ЭПК будущих учителей целенаправленно конструируется как последовательность этапов от начальной ориентированности ЭПК сферы студентов на педагогическую деятельность к целостной ориентации на

*

достижение этих целей (информационно-ориентированный + рефлексивно-оценочный + практически-деятельностный);

  1. процесс обучения педагогическим дисциплинам насыщается системой средств, адекватных природе и динамике формируемой культуры, обеспечивающих новообразования в ЭГЖ, которые способствуют успеху педагогической деятельности.

  2. технология обучения будет предполагать включение студентов в логико-развивающие ситуации, рефлексию, самостоятельный выбор деятельности и способствовать определению собственной профессиональной позиции, закрепленной в практической деятельности этнопедагогического содержания.

Достоверность и обоснованность данных исследований
обеспечивались комплексным подходом к решению проблем;
теоретическо-методологической обоснованностью и

непротиворечивостью исходных теоретических положений; конкретной организацией опытно-экспериментальной работы; применением адекватных методов исследования и обработки полученных данных.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

%

> аксиологический личностно-творческий и системный подходы к

культуре (КС Злобин, М.С. Каган, ЛИ. Коган, В.М. Межуев и др.);

концепция развития индивида как субъекта социо- и космогенеза,
человека и культуры (Н.А. Алексеев, Н. Бердяев, Е.В. Бондаренко,
В.А.Извозчиков, К. Роджер, В. Соловьев, Э. Фромм и др.);

положение психологической теории личности (А.Г. Асмолов, А.
Бодалев, ЛИ. Божович, А.П. Леонтьев, В.И. Мясищев, В.А. Петровский,
С.А. Рубинштейн и др.);

психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинтшейн и др.);

концептуальные подходы этнопсихологии;

концепция этнопедагогики;

концептуальные идеи личностно-ориентированного обучения
^ (Н.К. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, КС.

Якиманская и др.);

исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов, моделей личности и деятельности специалистов (О.А. Анисимов, СИ. Арангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Б.З.Вульфов, Н.Р. Вдовина, М.Т. Громкова, А.А. Деркач, Е.С Кузьмин, Э.И. Моносзон, Н.Ю. Посталюк, В.Л. Сластенин, Н.И. Шевандрш и др.);

* теории личности, направление, в рамках которого в центре

внимания оказывается человек, поведение которого во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерелефлексируемыми процессами (Г.А. Бирулава, С.А. Печерский, Т.Я. Решетова, Н.В. Фролова и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили

я* следующие методы исследования:

теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование процесса формирования этнопедагогической культуры студентов, структурно-функциональный подход к изучению структуры профессионально-педагогической культуры;

экспериментальные: диагностирование (анкетирование,

тестирование, беседы со студентами, учителями, школьниками, родителями), наблюдение (фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база - факультет социально-экономических знаний (ФСЭЗ) Астраханского государственного педагогического университета, исследования выполнены в три этапа.

Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа и длилась три года.

Первый этап (1997-1998 гг.) поисково-теоретический. На основе анализа психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования, определены структура, предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат проблемы.

Второй этап (1998-1999 гг.) опытно-экспериментальный. На этом этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты с целью выявления уровня формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов. Разработана модель и уточнена система средств по формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) обобщающий. На этом этапе осуществлен анализ и систематизация результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

ЭПК будущего учителя рассмотрена в контексте общей культуры и профессиональной деятельности;

уточнена сущность понятий "этнопедагогика", "ЭПК", "готовность будущих учителей к этнопедагогической работе", выявлена структурно-содержательная характеристика ЭПК;

обоснован один из вариантов организации целостного процесса формирования ЭПК будущих учителей (модель формирования ЭПК);

выявлены психолого-педагогические и дидактические условия, система средств и содержание процесса формирования ЭПК будущих учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на ФСЭЗ АГПУ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Процесс изучения педагогических дисциплин обладает значительными потенциальными возможностями для формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов. Принятие ЭПК в качестве одной из важных целей личностно-ориентированного обучения является существенным признаком обновления обучения в вузе, его ориентацией на воспитание профессиональной культуры педагога.

  2. Под этнопедагогической культурой педагога мы понимаем сложное системное образование, складывающееся из этнопедагогических и этнокультурных знаний и представлений, развитого этнокультурного сознания (этнический плюрализм) и

развитого индивидуального самосознания (этническая идентификация), стремление к этнопедагогической деятельности на основе овладения формами, методами, приемами (технологией) этнопедагогической работы в школе.

  1. Логика формирования ЭПК будущего педагога определяется тремя уровнями ее развития, „выражающими степень ориентированности этнической культуры студента на достижение целей педагогической деятельности (высокий, средний, низкий). Содержание каждого из этих уровней зависит от сформированности компонентов ЭПК (когнитивный, перцептивный, практический).

  2. Процесс формирования ЭПК будущих педагогов проходит в своем развитии несколько этапов, при этом технология обучения предполагает включение студентов в логико-развивающие ситуации, рефлексию, самостоятельный выбор деятельности и способствует определению собственной профессиональной позиции, закрепленной в практической деятельности этнопедагогического содержания.

Структура работы диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 247 страниц машинописного текста, включающего 14 таблиц, схем 16, 7 приложений.

Исследование категорий "этнос", "этнокультура", "этнопедагогика", "этнопедагогическая культура" в психолого-педагогической литературе

Трудами величайших мыслителей были сделаны важнейшие шаги в направлении выявления места человека в окружающем мире. Переоценка места человека в Природе связана с именами Н. Коперника (мыслившего человека космической избранностью), Г. Дарвина (мыслившего человека биологической избранности), Н. Винера (мыслившего человека исключительно в процессах переработки информации и управления), В.И. Вернадского (показавшего, что человек вовсе не "венец эволюции материи", а только звено в цепи ее бесконечных превращений. Человеком, как представителем этноса, принадлежащем его культуре, занимается этнология.

Этнология, как утверждает Л.Н. Гумилев1 (46), - рождающаяся наука. Потребность в ней возникла во второй половине XX века, тогда стало ясно, что огромный накопленный фактический материал, наблюдения, описания нуждаются в новом качественном уровне (чтобы не превратиться в "бессмысленное" коллекционирование) - осмысление собственной теории. Предметом своим этнология считает поведение этнических коллективов. Несмотря на широкое, на первый взгляд, определение предмета, из него ясно, что этнологию, как науку, прежде всего интересует феномены существования (зарождение и функционирование) этносов, в том числе как они осмысливают себя (этническое сознание), как они развиваются в культуре и как сами создают ее (этнопедагогика). Этнопсихология и этнопедагогика - детища XX века, и их возникновение вполне закономерно: социальное развитие человечества хорошо (или достаточно хорошо) изучено, а вот вопрос о народностях (этносах) - открыт. Вместе с тем ясно, что вне этноса нет ни одного человека на земле, каждый человек ощущает свою принадлежность (и знает ее) к этносу, т.е. этническое сознание (этническая идентификация, этническая "принадлежность") - явление объективное и феноменальное, как ответ на вопрос: "Кто я?".

Этнос - это "исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований", - такое определение дает "Краткий словарь по социологии" (М., 1988. - С. 461). Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В России этнос - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А.В. Мудрин).

Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психологический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации, которые формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев, еще меньше - для жителей Латинской Америки и т.п.

Источники этнопедагогики и особенности этнического обучения и воспитания детей

Как справедливо замечает академик В.А. Разумный, когда мы говорим о необходимости использовать народную педагогику как систему обычаев, обрядов, сказок, игр народа, мы допускаем некоторую логическую перестановку, требующую некоторых терминологических уточнений (127).

Ведь обычаи как "общий образ действий" - явление надэтическое, универсальное для рода человеческого, что отчетливо понимал В. Даль, приводя своё определение. У всех народов существуют обычаи установления семейно-брачных отношений, встречи новорожденного, прощания с усопшими, самоукрашения, воспитания ребенка, почитание предков, календарные обычаи и обычаи поведения, обычаи веселья.

Эти и многие другие общечеловеческие обычаи, порожденные требованиями выживания и человеческого общежития, на практике, в реальности реализуются как те или иные обряды, которые В. Даль точно и тонко определил как введенный законом или обычаем порядок в чем-либо. Именно этот порядок, принятый в том или ином этносе, образование и должно передать детям, причем не только в живом общении (социальная, народная и семейная педагогика в широком смысле слова), но и в процессе специализированного обучения.

Следовательно, это должно быть:

1. содержанием подготовки студентов для работы в школе;

2. содержанием работы школы для формирования национального самосознания (музеи, изучение фольклора, обрядов и т.д.), что должно стать условием бытия школы, т.е. органическое включение детей в традиции школы их этноса, а не формальное их изучение в пределах учебных классов.

Игра имеет универсальное значение для всех этносов без исключения, как обычай. Иное дело — её обрядовое выражение характерное только для данного этноса, данного характера. Игра и обрядовая игра - это выражение духа народа, а значит, играя - мы формируем этот национальный дух- Играем ли мы в школе?

Трудно переоценить и значение такого фактора образования (и источника этнопедагогики) как семейная педагогика - обучение и воспитание подрастающего человеческого существа в действительно единственной, трудной для него среде постоянно изучаемого общения со старшими и, прежде всего - с родителями, у которых нет и не может быть более высокого предназначения в жизни, чем подготовка к ней ребенка.

Анализ состояния практики этнического воспитания в условиях непрерывного образования

Этнопедагогическая культура и направленность студентов исследовалась нами через группу измерения ее конкретных элементов (интерес к этнокультуре, наличие культурного идеала, культурная идентификация, жизненные установки, намерения и склонность в педагогической деятельности, самосостоятельность и творческая активность в овладении этнопедагогическими знаниями и знаниями культуры, потребность в культурологическом и этнопедагогическом самовоспитании, культурный образ лица, представление себя в культуре).

На формирующем этапе были поставлены задачи.

1. В процессе учебной и квазипрофессиональной деятельности студентов (школьные посещения, педагогическая практика — летняя и школьная, преддипломная практика) обеспечение развития гносеологического, процессуального, эмоционального и результативного компонентов профессиональной этнопедагогической подготовленности студентов в единстве всех компонентов.

2. Вооружение студентов экспериментальных групп технологией этнопедагогической направленности, развитие способностей к рефлексии.

3. Способствовать развитию этнопедагогичского сознания на базе этнической самоидентификации и полиэтнической культуры.

4. Актуализация таких блоков личности студентов, как блок концепции человека о культуре и культурной чувствительности, блок самовоспитания (принятия себя и другого), блок отношений к познанию, совокупность которых составляет основы содержания общей и профессиональной этнокультуры будущего учителя.

5. Организация процесса формирования этнопедагогической культуры в единстве перцептивного, когнитивного и практических каналов.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие средства:

1. Целенаправленный отбор и структурирование учебного материала по дисциплинам психолого-педагогического и общекультурного содержание, позволяющие вычленить гуманистические этнопедагогические ценности.

2. Создание специализированного курса "Этнопедагогика", позволяющего решать вопросы формирования субъективных отношений к этнокультуре.

3. Организация учебно-практической деятельности студентов, в которой самосознание, самоанализ и самооценка в значимых качеств аспекте этнопедагогического профессионального мышления выделяется в специальную работу, в самостоятельные действия, стимулирующие сознание и проявление своей личности как носителя культуры.

4. Организация педагогической практики студентов с насыщением ее этнокультурным компонентом.

5. Применение технологий, актуализирующих личностный смысл ее профессионального этнопедагогического самосознания (рефлексия, деловые игры, практическая работа).

6. Применение коллективных методов обучения, активизирующих и стимулирующих профессиональное этнопедагогическое самосознание и самопознание студентов на основе групповой рефлексии и сравнения себя с другими.

Аналитический этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выделение и обоснование совокупности педагогических условий развития этнопедагогического сознания и этнопедагогическои культуры будущего учителя в процессе его профессиональной общепедагогической подготовки.

Похожие диссертации на Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов