Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки развития эстетического воспитания в системе профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства 18
1.2. Исторический аспект развития эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства 34
Глава 2. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства
2.1. Обновление содержания эстетической компоненты учебно- воспитательного процесса профессиональной подготовки в области традиционного прикладного искусства 55
2.2. Экспериментальная работа по реализации инноваций эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства 89
Заключение 130
Список литературы 135
Приложения 146
- Теоретические основы эстетического воспитания в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства
- Исторический аспект развития эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства
- Обновление содержания эстетической компоненты учебно- воспитательного процесса профессиональной подготовки в области традиционного прикладного искусства
Введение к работе
В современной России проблемы организации и содержания профессионального образования приобретают все большее значение и привлекают внимание специалистов различных областей научного знания. Изменения, происшедшие в социально-экономической жизни страны, повлекли за собой возникновение крайнего разнообразия образовательных учреждений, учебных планов, учебно-методической документации, нацеленных на модернизацию содержания образовательного процесса. В образовательном пространстве современной России сложились новые культурно-педагогические отношения и требования. В деятельности учебных заведений профессионального образования постепенно обозначилась проблема эстетического воспитания студентов, будущих специалистов в различных сферах культуры и искусства.
Эстетическое воспитание образует важную составную часть формирования
всесторонне и гармонично развитого человека, творчески активной личности,
обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой. Такой человек
способен воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и
искусстве; жить и преобразовывать мир «по законам красоты» (Ф.Шиллер).
Отношения человека с другими людьми, его поступки, чувства, стремления носят
разный с точки зрения эстетики характер. Поэтому эстетическое воспитание
решает свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами
воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, художественным и т.д.
Эстетическое воспитание формирует интерес личности к эстетически значимым
предметам и явлениям, помогает выработать ценностное отношение к миру. В
процессе эстетического воспитания складываются индивидуальные эстетические
творческие способности человека, которые впоследствии помогают
формированию активной, социально значимой личности, способной к адекватной профессиональной деятельности в любой сфере человеческого бытия.
В современном обществе технический прогресс, увеличивающийся темп жизни «решительно помог в оккупации внимания и времени молодых» занятиями более легкими, шумными, не оставляя места для раздумий, самоанализа и самосовершенствования. «Обесценивается... такой тип бытия, мировосприятия, общения, который требует духовных усилий, духовного труда, уединения,
рефлексии, созерцательной установки, вообще - остановки во Времени» (Е.М.Торшилова) [146]. Естественно полагать, что в такой ситуации возрастает необходимость привития молодежи верных ценностных ориентиров, в том числе принципов этики и эстетики, поскольку этико-эстетические нормы лежат издревле в основе формирования любой человеческой личности. При этом имеется в виду не только формирование эмоциональной сферы ребенка, подростка, юноши, но и утверждение крепкого жизненного стержня, той основы, которая определяет всю будущность подрастающего поколения. В связи с тем, что значительно ослабло воспитательное воздействие семейной педагогики, главная роль в эстетическом воспитании молодежи отводится учебным заведениям как общеобразовательным, так и профессиональной направленности. Профессиональное образование призвано усилить свои гуманистические позиции, чтобы явить собой контекст саморазвития личности, способной продуктивно реализовывать себя в современных условиях. Это направление особенно важно в сфере традиционного прикладного искусства, переживающего сложные и временами откровенно негативные процессы в нынешней экономике, социокультурной сфере, в области образования.
Проблемы эстетического воспитания всегда оставались объектом пристального внимания ученых-педагогов. В настоящее время для различных областей профессионального образования, кроме традиционного прикладного искусства, издано около десятка учебников и учебных пособий по эстетике (для высшей школы и системы среднего профессионального образования). Авторами их являются Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, П.С. Гуревич, О.И. Кривцун, Р.А. Куренкова, Е.Г. Яковлева, другие. В них даются разные подходы к системе эстетического воспитания и образования, но главной остается общепринятая, дидактическая схема чисто теоретического ознакомления обучающихся с основами эстетических знаний, не учитывающая профиль специальности, по которой ведется подготовка. Вопросы формирования системы эстетического воспитания и его осуществления занимали многих ученых и педагогов-практиков. Исторический опыт научно-исследовательской и практической педагогической деятельности содержит не только подведение итогов прошлого, но и включает потенции дальнейшего развития и совершенствования эстетического воспитания. Мы обратились к трудам А. И. Бурова [16], поскольку именно под его руководством проводились фундаментальные исследования по теории и практике эстетического воспитания.
На разработанные А.И.Буровым положения и сейчас опираются ученые и педагоги, работающие в области эстетического воспитания.
Особой заботы эстетическое образование и воспитание требуют в процессе профессиональной подготовки художников, и прежде всего - художников декоративно-прикладного искусства, чьи произведения, формируя среду жизни людей, предметный мир вокруг них, существенно влияют на человека и его душу. А.Ф. Павловский в анализе понятий эстетической оценки и эстетического вкуса подчеркнул, что «эстетическая оценка художника в произведении выражается эмоционально-интуитивно. Критерием оценки является эстетический вкус и идеал художника. Через эстетическую оценку художники приобщают зрителей, читателей, слушателей к своим идеалам и вкусам» [117].
Как известно, Россия — страна богатейших историко-культурных традиций. Традиционное прикладное искусство является выдающимся явлением художественной культуры. Оно отличается от других видов художественного творчества тем, что его произведениями являются утилитарные бытовые предметы. При этом их роль не ограничивается чисто практическим применением. Не меньшее значение имеет и их способность отвечать духовным потребностям человека. Т.М. Разина, рассматривая эстетические принципы произведений народных мастеров, выделила в качестве главной идеи, лежащей в основе народного декоративного искусства, идею «эстетического преображения реально-предметного мира, создание красивых вещей, делающих жизнь прекрасней» [125]. Традиционное прикладное искусство несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками и тысячелетиями, созданный и сохраненный народом эстетический идеал. В произведениях традиционного прикладного искусства отражаются и этические представления, содержащиеся в национальном менталитете. Они вобрали в себя культурные традиции и сохраняют яркий национальный характер. Эти изделия современны , актуальны и сегодня. Они играют важную воспитательную роль, поскольку в них раскрываются высокие моральные ценности и внутренняя красота народа. Чтобы произведения традиционного прикладного искусства выполняли свою историческую миссию, художники, создающие их, должны обладать высокой эстетической культурой. Именно от уровня эстетической культуры художника зависит, насколько он будет являться носителем этого направления в искусстве. Особенно актуально это сейчас, когда рынок буквально заполонен низкопробными, безвкусными
поделками, выдающимися за произведения традиционного прикладного искусства.
В учебных заведениях, где готовят мастеров-художников традиционного прикладного искусства, важно развивать эстетическую культуру учащихся, чувство прекрасного, формировать высокие эстетические идеалы с тем, чтобы будущие художники умели понимать, ценить произведения мастеров народного искусства и могли достойно продолжить их дело, стать носителями национальной культуры. Формирование эстетической культуры у выпускников профессиональных образовательных учреждений нацелено на то, чтобы привить им умение строить, осмыслять, переживать и оценивать свою связь с миром, чувствовать и выражать ее полноту и глубину; на то, чтобы сформировать художника традиционного прикладного искусства, способного обогащать содержание и формы выражения своей деятельности в мире путем создания эстетически совершенных произведений традиционного искусства. Мы рассматриваем эстетическую культуру как развитие специфической чувствительной способности человека, умения воспринимать и оценивать самую разнообразную эстетическую информацию; как формирование целостных эстетических отношений человека с миром «на сугубо человеческих началах» [148] с учетом новых реалий постоянно меняющегося мира и сохранением вечных, непреходящих ценностей. Эстетическое воспитание при этом выступает как средство формирования эстетической культуры, являющей собой совокупность ценностных ориентиров личности в ее взаимоотношениях с миром. Эстетическая культура социализирует и окультуривает человека, который всегда находится в стадии становления (М.К. Мамардашвили) [95].
Несмотря на очевидность этого положения, в учебных заведениях традиционного прикладного искусства не существует какой-либо научно обоснованной системы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание зачастую подменяется художественным. Мы разделяем точку зрения тех исследователей (А.И. Буров, В.В. Бычков, М.С. Каган, О.И. Кривцун, В.А. Разумный, др.), которые утверждают неравнозначность художественного и эстетического воспитания. В отечественной педагогике, в отличие от зарубежной, четко и отдельно формулируются понятия «художественное воспитание» и «эстетическое воспитание». И дело здесь не в разделении средств воспитания, поскольку искусство как носитель высшей эстетической ценности
рассматривается в качестве основного средства воспитания вообще, Эти два вида воспитания разграничиваются по целям и задачам. Художественное воспитание базируется на художественном образовании личности и преследует, кроме общего развития, еще и цели подготовки подрастающего поколения к профессиональной художественной деятельности. В эстетическом воспитании искусство используется для развития чувственной сферы личности и ее способностей, которые в любом виде деятельности помогут человеку творить по законам красоты. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью.
Нельзя также упускать из виду опыт историко-педагогической мысли, свидетельствующий, что в педагогической науке сформировались и утвердились относительно устойчивые определения феноменов образования и воспитания. В основе феномена воспитания лежит, как известно, процесс целостного воздействия на человеческую личность. Недаром КД. Ушинский отмечал, что предметом воспитания является человек в целом. Общая задача воспитания состоит в формировании личности как качественного новообразования [169]. Смысл воспитания заключается в формировании целостной личности, способной к практической деятельности в различных ее формах и видах. Исходя из этого, эстетическое воспитание является важной образующей воспитания студентов в профессиональных учебных заведениях, особенно в образовательных учреждениях культуры и искусства.
Вместе с тем за последнее десятилетие эстетика как наука и эстетическое воспитание как учебный предмет были исключены из государственных образовательных стандартов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Такое «нововведение» затронуло обе ступени профессионального образования: среднее специальное и высшее. Можно только предположить, что авторы стандартов первого и второго поколений посчитали, что эстетическое воспитание обучающихся традиционному прикладному искусству происходит во всей образовательной деятельности соответствующих учебных заведений как образовательных учреждений культуры и искусства. Однако нельзя забывать, что без кропотливого, систематического, целенаправленного и упорного эстетического воспитания невозможно сформировать творческую личность выпускника, готового к реальной практической деятельности в различных
областях общественных отношений. Это предполагает усиление креативных компонентов образования и ведет к расширению его гуманитарных рамок.
Нам представляется неправомерным ограничивать развитие эстетического сознания обучаемых только процессом приобретения художественного мастерства. Работа должна проводиться гораздо шире. Иначе в результате обучения, как считал В.В. Давыдов, студенты получат средства художественно-зстетического выражения, но при этом у них будет отсутствовать содержание, которое этими средствами выражается. Нельзя рассматривать эстетическое воспитание только как формирование личности, тонко чувствующей красоту, поскольку чуткость к красоте еще никак не определяет личность и душу. Культура же имеет отношение прежде всего именно к душе, нравственности, духовности будущего художника. Художник традиционного прикладного искусства не может творить, не имея эстетической культуры, основанной на этических идеалах. Такова традиция народного художественного творчества, воспринятая эстетическими системами различных религий: их основополагающий базис -единство Добра и Красоты.
Новые принципы, на которых основывается профессиональная подготовка специалистов среднего и высшего звена, определяются современными социокультурными и социально-экономическими потребностями российского общества ХХ1 века. Вместе с тем, нельзя не отметить все более укрепляющуюся тенденцию опираться в обновлении содержательной стороны образования на исторический опыт отечественной педагогики, следствием чего явилось формирование нового направления педагогической науки, получившего название этнопедагогики. Мы не будем вдаваться в особенности применения термина «этнопедагогика» в разных смыслах. Для нашего исследования важным является то, что в своей профессиональной деятельности педагоги все чаще и все внимательнее обращаются к опыту народной педагогики, историческому опьпу художественного образования. Такая деятельность нашла отражение в Концепции художественного образования в Российской Федерации, где особо отмечена необходимость ведения учебно-воспитательной работы на основе национального этического и эстетического идеала.
Поставив перед собой задачу формирования в процессе профессионального обучения человеческой личности с необходимым набором человеческих качеств, мы определили и круг необходимых к изучению учебных предметов,
способствующих формированию эстетической культуры обучаемых. Постоянный научный поиск осуществлялся в образовательной деятельности Московской школы художественных ремесел (колледже-вузе), существующем более семидесяти лет, ив созданном впервые в России государственном учебном заведении нового типа в области традиционного прикладного искусства Высшей школе народных искусств (институте). Здесь определились приоритетные направления в формировании эстетической культуры студентов. Были особо выделены общие гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные предметы, а также дисциплины общепрофессионального цикла. Мы рассматриваем только один из аспектов общешкольной доктрины: использование в воспитании творческого мышления и личности художника-гражданина принципов народной этики и эстетики, имея также в виду пробуждение национального самосознания, формирование тонкой эмоциональной сферы, необходимой в будущей профессиональной деятельности, и складывание широкого культурного кругозора. Эти ценностные составляющие образуют эстетическую культуру будущего художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
В процессе анализа и выявления основных компонент формирования эстетической культуры студентов мы обратились прежде всего к опыту истории народного декоративно- прикладного искусства и истории искусств в целом. Хотя традиционно считается, что «труд - старше искусства» (Г.В. Плеханов), нельзя упускать из виду, что человек в своем развитии шел от синтеза художественной, научной, практической деятельности в своей повседневной работе к выделению их в отдельные сферы общечеловеческой культуры с тем, чтобы на рубеже XX и ХХ1 столетий придти к их новому объединению в гармоничной, всесторонне развитой личности художника постмодернистского культурного пространства.
На протяжении веков в России постепенно складывались традиционные формы ведения хозяйства, определялись нравственные устои, развивались этические представления, эстетические пристрастия и многое другое, касающееся духовной жизни людей. До нашего времени дошли традиционные основы народной культуры, частью которых является педагогическая культура. В течение долгих столетий, когда специальных воспитательных заведений не существовало, а немногочисленные школы мало что значили в воспитании, не было разработанной педагогической теории по проблемам воспитания. В его
осуществлении была значительной роль других факторов: лриродно-исторического пространства, социальной среды, видов трудовой деятельности, семьи, религии, народного искусства, т.д. Поэтому народную педагогическую культуру и современную этнопедагогику можно рассматривать как междисциплинарную область знаний. На основе этого в нашем исследовании главным моментом стало применение исторического опыта отечественной педагогики - с древнейших времен до наших дней. Мы можем с полной ответственностью сказать, что именно в обучении народным художественным ремеслам впервые и проявила себя художественная педагогика. Народными мастерами были отработаны многие методические приемы подготовки будущего художника. И мы постарались воспользоваться художественно-педагогическим опытом собственного народа в целях подготовки специалиста в области отечественной культуры и искусства.
Особенности русского этноса отразились в его этнопедагогической культуре, т.е. в выборе идеала, содержания, средств, методов воспитания детей, в этических воззрениях, передаваемых подрастающему поколению и регулирующих его взаимоотношения с окружающим миром природы и людей. «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения. Совокупность и взаимосвязь их и дают то, что следует назвать народной педагогикой», - писал Г. С. Виноградов [25].
Не последнюю роль в определении того, как и чему учить студентов колледжа и вуза, готовящихся стать художниками декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, сыграли работы педагогов из лаборатории Б.П. Юсова, предложившего использовать принцип полихудожественности в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Главным принципом программы стало включение разных видов искусства в учебную деятельность детей и подростков.
Привлекались для изучения и применения материалы, отражающие практическую педагогическую деятельность учебных заведений начального и среднего профессионального образования за период, охватывающий конец Х1Х века - начало ХХ1 века. Вполне понятно, что мы обращались главным образом к истории тех учебных заведений, где готовили мастеров-исполнителей и
художников-мастеров традиционного прикладного искусства. К ним относятся, в первую очередь, Московская школа художественных ремесел, Ломоносовская художественная школа резьбы из кости (Архангельская область), Семеновская художественная профтехшкола (Нижегородская область), Торжокская профтехшкола золотной вышивки (Тверская область), Федоскинская школа миниатюрной живописи; Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская область), Уральское училище прикладного искусства и др. Изучался также опыт детских образовательных учреждений дополнительного образования, например, Архангельской областной школы народных ремесел.
В результате внимательного изучения и научного анализа деятельности разнообразных учебных заведений были разработаны авторские учебные программы по предметам «Основы этики и эстетики», «Русский язык», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве». В них нашли свое отражение основные направления учебной работы со студентами и методы формирования в душе подростка «высоких порывов», способствующих их успешной творческой деятельности на занятиях рисунком, живописью, композицией, мастерством и при: разработке дипломных проектов, завершающих процесс профессионального обучения.
Развитие эмоциональной- сферы способствует складыванию образного мышления будущего художника, расширяет его художественный кругозор, углубляет творческие способности и делает разнообразнее спектр методов осуществления профессиональной деятельности.
Цель исследования: научно-практическое обоснование формирования эстетической культуры будущего художника - носителя традиционного прикладного искусства.
Объект исследования: педагогический процесс интеграции различных видов искусства и методов этнопедагогики в сферу профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования: особенности формирования эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства.
Задачи исследования:
1.На основе анализа научной литературы изучить роль и специфику эстетической компоненты в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства.
2. Проанализировать исторические аспекты и современное содержание эстетического воспитания в профессиональных учебных заведениях, готовящих художников традиционного прикладного искусства.
3.Разработать программы по эстетическому обучению и воспитанию будущих художников как носителей традиционного прикладного искусства.
4.Провести экспериментальную работу по интеграции: различных видов искусства в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства.
Гипотеза исследования: формирование у студентов эстетической l культуры способствует повышению качества профессиональной подготовки; и интенсификации творческой деятельности художника традиционного прикладного искусства, определяет эффективность формирования креативной личности; художника в ХХ1 веке, если:
изучены и обоснованы сущность и место эстетической культуры как результата эстетического образования — неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства и выявлена специфика содержания эстетической компоненты профессионального образования в традиционном прикладном искусстве;
в содержании эстетического воспитания будет использоваться исторический опыт теоретического осмысления и практического применения различных схем эстетического воспитания будущих художников;
интеграция в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства других видов искусства (в нетрадиционном их сочетании) будет осуществлена на основе разработанных (и представленных) учебных программ и системы творческих заданий как способа
развития эстетических суждений, эстетического вкуса и совершенствования эмоциональной сферы будущего специалиста в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- эстетическая культура формируется на базе методов этнопедагогики, что
всегда было основой становления творческой личности мастера народного
искусства, национального, регионального эстетического и этического идеалов
будущих художников уникального ручного художественного труда;
- изучение предметов эстетического цикла в совокупности > с предметами
профессионального цикла направляется на развитие эмоционально-духовной
сферы обучающихся, ознакомление их с основами научных знаний в области
эстетических идеалов и этических норм отечественной культуры.
Методологической основой исследования послужили:
труды философов и педагогов, посвященные эстетике, характеристике эстетических категорий и значимости эстетического воспитания в формировании личности человека (И.И. Бецкой, А.И, БуровДИ. Водовозов, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, ЮМ. Лотман, М.К. Мамардашвили, Н.И/ Новиков, В.П. Острогорский, Е.М. Торшилова, С.Л. Франк и др.);
искусствоведческие работы в области народного искусства и стилистики традиционного прикладного искусства, а также труды о проблемах передачи мастерства в народных художественных промыслах (В.А. Барадулин, И.Я. Богуславская, Н.М. Ведерникова, Б.В. Графов, Н.Р.Казанская, Б.И. Коромыслов, И.А. Крапивина, В.Ф. Максимович, Н.Н. Мамонтова, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, П.И. Уткин, И.Н. Уханова);
- педагогические теории творческого развития личности, формирования
образно-творческого мышления художника, а также использования как опыта
народной педагогики, так и современных методов этнопедагогики (А.В.
Бакушинский, П.П.Блонский, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.С.Кузин,
Г.В.Лабунская, А.Н.Леонтьев, А.С. Макаренко, В.Ф.Максимович, Б.М.Неменский,
Л.П.Печко, В.А Сухомлинсшй, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий,
Л.В.Школяр, B.C. Щербаков, Д.Б. Эльконин и т.д.)
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; анализ собственной многолетней педагогической работы со студентами учебных
заведений традиционного прикладного искусства; педагогическое моделирование;
проектирование; беседы; анкетирование.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
- разработана система эстетического воспитания студентов, обучающихся
именно традиционному прикладному искусству с учетом его особенностей;
- обосновано понятие «формирование эстетической культуры художников
традиционного прикладного искусства», которое включает воспитание
эстетических идеалов будущих художников - носителей векового национального
искусства как неотъемлемой части современной культуры;
- представлен новый взгляд на проблему подготовки студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства на основе интеграции различных видов искусства.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:
- обоснованы необходимость и целесообразность включения эстетического
воспитания будущих художников традиционного прикладного искусства как
носителей народной культуры при соблюдении определенных условий, не только
через общехудожественные и специальные предметы (рисунок, живопись,
композицию, мастерство и т.д.), но и через введение в образовательный процесс
различных видов искусства;
- разработан программно-целевой подход к развитию эстетической культуры
будущих художников традиционного прикладного искусства в процессе подготовки
по предметам «Русский язык», «Совершенствование языковой подготовки и
культуры речи», «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика в народном
прикладном искусстве» и через учебно-методические пособия как программный
способ интеграции целей и механизмов их реализации.
Практическая значимость:
Разработаны и внедрены в учебный процесс учебные программы по предметам «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», «Русский язык», позволившие развивать эстетическое образование студентов, расширять возможности совершенствования речи обучающихся, формировать образное восприятие мира и самого традиционного искусства.
Внедрены в педагогическую практику для учителей и обучающихся в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства,
а также общеобразовательных школах и системе дополнительного образования учебно-методические пособия, которые способствуют использованию опыта в различных сферах эстетического воспитания, в т.ч. «Музыкальный образ в эстетическом воспитании студентов - будущих художников традиционного прикладного искусства», «Эстетосфера жилища».
Результаты исследования могут и, с нашей точки зрения, должны быть использованы в профессиональной подготовке по различным видам традиционного прикладного искусства, дополнительном образовании в процессе введения детей в мир народной художественной культуры, эстетического воспитания, в профильных классах средних школ.
Достоверность исследования и обоснованность результатов
обусловлены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-
методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов,
адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней
деятельностью автора в области профессионального художественного
образования; экспериментальной проверкой предлагаемых путей
формирования эстетической культуры студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет в три этапа. На первом этапе (1995 -1997 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по философии, эстетике, культурологии, педагогике, психологии, а также опыт работы учебных заведений в области эстетического воспитания; обобщался и систематизировался собранный материал.
Второй этап (1998-2000 гг.) включал в себя работу по определению рабочей гипотезы и формированию методологической базы исследования. Разрабатывались авторские программы как по предметам Государственного образовательного стандарта, так и дополнительно вводимым в содержание профессионального художественного образования, корректировалось содержание программ, определялись задания, предлагаемые обучающимся, анализировалось их выполнение. Осуществлялся педагогический эксперимент.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) анализировались и обрабатывались полученные результаты экспериментальной работы, редактировался текст диссертационного исследования, формулировалось заключение и выводы.
Апробация и внедрение.
Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на семинарах, совещаниях, научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (г. Самара, 1996 г.); «Русское декоративно-прикладное искусство и образование» (г. Москва, 1998, 1999, 2000 гг.), «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (г. Москва, 2001, 2002, 2003 гг.); а также в Государственном центре русского фольклора (г. Москва, 1997 г.). Материалы исследования использовались при проведении мастер-классов и открытых уроков в гг. Архангельске, Вологде, Нижнем Тагиле, Москве для преподавателей профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных школ. Автор применила результаты исследования в практической педагогической деятельности в Московской школе художественных ремесел (колледже-вузе), Высшей школе народных искусств (институте), Московском государственном университете культуры и искусств.
Авторские программы по предметам «Русский язык», «Основы этики и эстетики», «Совершенствование языковой подготовки и культуры речи», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве» используются в учебно-воспитательном процессе преподавателями различных учебных заведений в"-Республиках Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия), Бурятия, Ханты-Мансийском национальном округе, гг. Архангельске, Вологде, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Тюмени и др.
Выводы и положения исследования обсуждались в лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО.
База исследования. Основная работа по апробации результатов
исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по
авторским программам в Московской школе художественных ремесел, Высшей
школе народных искусств (институте), Московском государственном
университете культуры и искусств на кафедре «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Палехском художественном училище, Вологодском училище народных промыслов.
Положения, выносимые на защиту:
Традиционное прикладное искусство, являясь важнейшим историческим пластом национальной культуры человечества, требует от художников особой эстетической культуры, обеспечивающей не только совершенствование эмоционально-образной сферы, расширение общекультурного кругозора, но и формирование жизнеутверждающей духовной основы этого искусства, его сохранение, возрождение и востребованность в современном мире.
Эффективность развития эстетической культуры будущего художника традиционного прикладного искусства обуславливается учетом современных требований к подготовке художника традиционного прикладного искусства, программно-целевым: подходом * к развитию его эстетической - культуры, использованием педагогических инноваций в ее формировании.
Эстетическая компонента в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства основывается на интеграции в процесс обучения других видов искусства (театра, музыки, живописи, фафики и т.д.) в их* нетрадиционном сочетании, но с применением традиционных методик путем углубления теоретических знаний и разработки комплекса практических заданий < с целью формирования эстетосферы традиционной национальной культуры в современном социуме.
4. Введение в учебный процесс дополнительных предметов эстетического цикла и) разработка учебных программ, в том числе, по предметам «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика; в народном прикладном искусстве», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», позволяет развивать эстетическую культуру, индивидуальную сущность обучаемого до формирования высокопрофессионального художника традиционного прикладного искусства, обладающего культурно-исторической и художественно-практической компетентностью, способного творчески решать задачи -. профессионального характера и важные социальные проблемы.
Теоретические основы эстетического воспитания в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства
Практика эстетического освоения человеком действительности определила основные задачи эстетического воспитания, его роль в развитии личности ребенка, подростка, юноши. Структура эстетического сознания как особой формы связи человека с действительностью достаточно сложна и включает эстетическую потребность, отражение действительности в виде эстетически значимого образа, эстетическое переживание, эстетическое суждение в виде эстетических оценок и идеала. Эстетическое восприятие по природе своей эмоционально, и в эстетическом отношении человека к действительности оценочные суждения основываются на непосредственном переживании. Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, в способности охватить предмет правильно, во всех деталях, во всем его своеобразии, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе эстетического явления, в органической связи с деятельностью воссоздающего и творческого воображения. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации, мысли не только по поводу воспринимаемого явления, но и о себе, о природе, о судьбе человека. Оно определяется условиями объективного и субъективного характера. Субъективными условиями являются качество и уровень развития личности. Эстетическое воспитание студентов представляет собой процесс воздействия на все уровни духовной жизни личности: нравственные, социальные, мировоззренческие. Именно они составляют особое содержание творческой личности художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Их содержание актуализируется в современном обществе непосредственным и опосредованным воздействием произведений декоративно-прикладного искусства на потребителей - различные слои современного российского социума. Задача педагогического воздействия состоит в формировании эстетического восприятия студентов, характеризующегося целостностью, единством интеллектуального и эмоционального, полнотой, умением охватить эстетический объект в единстве формы и содержания.
Эстетическое восприятие всегда сопровождается активной деятельностью воссоздающего и творческого воображения. Воссоздающее воображение — это деятельность человеческой психики, при которой в сознании воспроизводятся образы, пережитые человеком ранее. В отличие от воссоздающего творческое воображение не передает бывшие в опыте человека впечатления, а создает новые образы на основе материалов, данных действительностью. Воображение зависит от многих факторов: от опыта, потребностей, интересов, в которых выражаются эти потребности, от определенных знаний, умений и навыков личности. Творческое воображение является важной психологической предпосылкой творческой деятельности человека, в процессе которого создается нечто новое. Деятельность воображения всегда тесно связана с восприятием и с эмоциональной сферой личности. Она является переработкой данных, которые доставляются ощущениями и восприятием. Активность воображения — основа формирования конструктивной деятельности, творческой личности, потребность в которой особенно остро ощущается современным социокультурным пространством, современным обществом.
Эстетическое отношение человека к действительности и искусству всегда сопровождается эмоционально-чувственной реакцией. А.И. Буров подробно раскрывает содержание понятия «эстетическое чувство». Он характеризует его следующим образом: «Эстетическое чувство является субъективным результатом оценочного отношения к эстетическому предмету, оно выражается в духовном наслаждении или отвращении относительно облика и содержания данного предмета в процессе созерцания или деятельности. Эстетическое чувство характеризуется при этом активной свободой, непринужденной игрой творческих сил человека, активизирующих духовную жизнь человека и побуждающих его к деятельности по законам красоты» [15].
Особенности эмоциональной сферы характеризуют направленность личности, ее интересы, наиболее важные побуждения. Российскими психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, АН. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Б.М. Тепловым убедительно раскрыта и обусловлена жизнестроительная роль высших (эстетических) эмоций, в том числе их влияние на умственную деятельность человека-творца, на формирование и выявление творческих потенций формирующейся личности, т.е. на ее интеллект. О значении эстетических эмоций постоянно рассуждал В.В. Давыдов: «Если попытаться поставить в педагогическом процессе такую цель, как эстетическое развитие личности, то начало движения от абстрактного к конкретному надо искать не во внешнем объекте, а в самом обучаемом как субъекте. В качестве такого абстрактного начала может быть, например, взята эстетическая эмоция как выражение эстетического отношения и восприятия действительности» 1170]. При формировании эстетической культуры у студентов профессиональных образовательных учреждений традиционного прикладного искусства выявление и развитие творческих потенций обучаемого составляет важное направление педагогической деятельности, поскольку современная средняя школа, из которой приходят в профессиональное учебное заведение студенты, не ставит задачей эстетическое развитие, художественное образование учащегося. Преобладание технократистского подхода к общему среднему образованию явственно демонстрируется в практической деятельности названных учебных заведений. Так называемый «уклон» или профиль школ (классов) чаще [является компьютерным, экономическим, юридическим, математически-физическим, чем художественно-гуманитарным. Исключением могут быть только школы с углубленным изучением иностранных языков. Понятно, что выпускники большинства средних школ не готовы должным образом к обучению в профессиональных художественных учебных заведениях. Поэтому на первом году обучения важное место в их профессиональной ориентации и введении в специальность составляет эстетическое воспитание. Первый курс является во многом периодом перехода подростка к взрослости, посему в повседневной обучающей деятельности, в том числе и формировании эстетической культуры, следует обращаться к опыту эстетического воспитания разных возрастных групп: как детей, так и молодежи. Это необходимо для завершения их эстетического воспитания на этапе профессионального обучения.
Исторический аспект развития эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства
В современном обществе процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции. Для успешной реализации нового содержания эстетического развития студентов учебных заведений традиционного прикладного искусства используется весь предшествующий опыт в области эстетического воспитания. Большое внимание уделяется привлечению принципов народной этики и эстетики к процессу формирования личности у представителей молодого поколения. Исследования произведений устного народного творчества дают возможность сделать заключение: уже в глубокой древности люди понимали, что на формирование детей можно и нужно оказывать влияние.
Систематизацией истории и теории народного воспитания занимается этнопедагогика. Говоря словами Г.Н. Волкова, автора учебника по этнопедагогике: «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций» [28].
Вьщающиеся педагоги прошлого серьезно изучали педагогический опыт, накопленный в народной среде. Как отмечал К.Д. Ушинский, воспитание у каждого народа идет своим особенным путем. «Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели» [169]. Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывается отечественная педагогическая наука. «Школьное воспитание, - писал он, - далеко не составляет всего воспитания народа; только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [169].
К.Д. Ушинский относился к числу тех педагогов, которые в формировании гармонически развитой личности придавали важное значение эстетическому сознанию, в первую очередь, эстетическому чувству, вкусу, идеалу. Он сделал важный педагогический вывод: чувством ребенка (подростка) точно так же, как и его мыслью, нужно руководить. Он подчеркивал, что воспитанию чувств следует придавать целенаправленный характер. То, что составляет истинную эстетическую ценность, доступно только людям с развитым эстетическим чувством и вкусом. Эстетическое воспитание должно быть направлено на формирование эстетического идеала, являющегося для молодого поколения образцом красоты и совершенства. В разработке авторских программ и практической педагогической деятельности мы опирались на точку зрения К.Д. Ушинского, что воспитание тонкого эстетического чувства, высокого вкуса, формирование богатого идеала можно достичь путем постепенного расширения сферы эстетического воздействия на ребенка, сочетая школьные методы обучения с методами народного воспитания, умело используя достижения современного искусства и богатое культурное наследие прошлого. Его мнения придерживались и другие русские педагоги. «Воспитание, имеющее своей целью активность психики воспитываемых, должно исходить из понятия национального, должно опираться на то, что связывает единичного человека с его нацией, должно развивать в его душе то, что может слить индивидуальность с духом народа и с высшим проявлением духовной жизни нации - с национальной культурой» (В.Н. Сорока-Росинский,) [153]. Данное положение вполне вписывается в программу модернизации российского образования, которая основной тенденцией обновления содержания общего и профессионального образования полагает сохранение самобытного места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
К.Д. Ушинский раскрыл народный характер эстетических воззрений человека, его понятий о красоте, о прекрасном в жизни и в искусстве. Тесно связывая эстетику с этикой, с патриотическим воспитанием, с общественными интересами, великий русский педагог придал своей теории эстетического воспитания действенный характер, наполнил ее глубоким социальным содержанием. Усилиями Ушинского народный опыт воспитания и народная эстетическая культура становятся объектами внимания педагогической науки.
Последователями К.Д. Ушинского стали В.И. Водовозов, НА. Корф, Д.Д. Семенов, В. П. Острогорский и др. Окном в мир красоты, по мнению последователей Ушинского, является эстетическое чувство как способность, привычка находить прекрасное в искусстве, жизни, людях, их поступках и отношениях, стремиться и самому всегда поступать прекрасно. По словам Острогорского, эстетическое чувство, подавляя в человеке эгоизм, приводит его к общению с природой, обществом, родиной, человечеством. Именно оно делает человека гражданином и тем возвышает его дух. Это же чувство заставляет нас требовательнее относиться к себе, начиная с наружности, обстановки, отношения к людям и кончая высшими нравственными требованиями. Концепция модернизации российского образования поставила перед педагогами-практиками задачу учитывать новые социальные требования к системе российского образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди», говорится в тексте Концепции (подчеркнуто нами). В связи с этим формирование эстетической культуры студентов обязательно включает в себя и этические принципы - «основы этики».
Обновление содержания эстетической компоненты учебно- воспитательного процесса профессиональной подготовки в области традиционного прикладного искусства
Обращаясь к системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства, мы пришли к убеждению, что в профессиональное обучение современного художника традиционного прикладного искусства необходимо не просто вернуть эстетическое воспитание, но ввести формирование эстетической культуры, поскольку без нее немыслимо никакое профессиональное художественное образование. В Концепции художественного образования - Российской Федерации зафиксировано следующее положение: «Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование» [67]. Как видим, даже в Концепции не оказалось места формированию эстетической культуры будущих художников. Упоминаемое эстетическое воспитание относится только к дошкольникам и школьникам, причем подразумевается главным образом система дополнительного образования и частичное использование общеобразовательных предметов. Однако, формирование личности и ее творческого потенциала, происходящее в процессе профессионального художественного образования, должно обеспечиваться овладением общей эстетической культурой. В дополнение к этому эстетико-художественная зона личности становится особой внутренней средой, психологически благоприятной для формирования личностной системы мироотношения, самосознания личности художника традиционного прикладного искусства [159].
Художественное профессиональное образование не включает в себя изучение эстетики как науки и не содержит системы эстетического воспитания будущих художников. В профессиональной подготовке художников продолжает присутствовать рутинная убежденность в том, что сам процесс обучения тому или иному виду искусства автоматически формирует у обучающихся эстетический вкус, эстетические убеждения, эстетический идеал. Однако практика показывает, что такое мнение не имеет под собой достаточных оснований. Именно поэтому мы обратились к проблемам эстетического развития и эстетического воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений народного декоративно-прикладного искусства. Учитывая, что в Московской школе художественных ремесел в течение 10 лет складывается система непрерывной профессиональной подготовки художника традиционного прикладного искусства, первоначально мы вьщелили для средней ступени предмет «Основы этики и эстетики», а для высшей ступени- — курс «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве».
Вторым важным этапом стало определение составных частей эстетического воспитания, формирование его важнейших составляющих и образующих для применения в практической педагогической деятельности. В процессе выявления важнейших компонент эстетического воспитания определились предметы учебного плана, которые вошли своим содержанием (полностью или частично), в предлагаемую нами схему эстетического развития студентов с целью формирования у них эстетической культуры. Прежде всего сам собой напрашивался вывод, что в программу обучения необходимо включить предметы, которые позволили бы расширить возможности педагогического воздействия на формирование эстетических потребностей, вкусов студентов, помогли им ощутить свою значимость в историческом культурном контексте, полнее и осознаннее реализовать творческий потенциал. Поэтому в 1994 году учебный план по подготовке художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов был нами дополнен предметом, который сохранил некогда существовавшее название «Основы этики и эстетики» на том основании, что профессиональное художественное образование в современном мире, тем более подготовка художника традиционного прикладного искусства, обязательно должно включать в себя курс эстетического воспитания. В связи с этим в течение нескольких лет определялся перечень разделов и тем, составивших впоследствии авторскую программу по этой дисциплине, которая подготавливалась с учетом специфики учебного заведения традиционного прикладного искусства.
Курс «Основы этики и эстетики» преподается студентам на первом году обучения в колледже. Так как эстетическое воспитание полнее реализуется на базе эстетической подготовленности, курс «Основы этики и эстетики» начинается с разъяснения сущности эстетики как науки, раскрытия ее связи с этикой, определения ее места в системе общечеловеческих наук. Важное место отводится разбору основных эстетических категорий, находящих свое отражение в творчестве, материальной культуре, труде, быте, поведении человека. С самых первых занятий студенты должны с помощью преподавателя решить две важные задачи: выработать представление о роли мастера традиционного прикладного искусства как одной из форм своей будущей профессиональной деятельности в формировании эстетических вкусов людей, сформировать собственную убежденность в осознанном стремлении к совершенствованию личных эстетических вкусов и представлений.
На первый взгляд кажется, что мы привычно пользуемся знаниевой дидактикой обучения, обеспечивающей освоение учащимся теоретических знаний в области этики и эстетики. Ведь уже вводная беседа показывает полную эстетическую неосведомленность первокурсников.