Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Гавриленко Алла Петровна

Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки
<
Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гавриленко Алла Петровна. Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки : 13.00.08 Гавриленко, Алла Петровна Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки (На материале изучения спецкурса "архитектоника объемных форм") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Курск, 2006 257 с. РГБ ОД, 61:06-13/1706

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ 11

1.1 Исследование проблемы формирования уудожественно-конструкторских умений в системе целей современного дизайн- образования 11

1.2 Психолого-педагогические основы формирования художественно-конструкторских умений у будущих дизайнеров 44

1.3 Способы формирования художественно-конструкторских умений (на материале изучения спецкурса "Архитектоника объемных форм") 73

Выводы по 1 главе 86

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ 90

2.1 Диагностика формирования художественно-конструкторских умений студентов- дизайнеров 90

2.2 Содержание и формы организации опытно-экспериментальной работы по применению трехуровневой методики преподавания спецкурса "Архитектоника объемных форм " 108

2.3 Организация формирующего эксперимента, учет и анализ результатов, полученных в ходе исследования 128

Выводы по 2 главе 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182

БИБЛИОГРАФИЯ 186

ПРИЛОЖЕНИЯ 205

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко прослеживается мысль о том, что предстоящая существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования будет осуществляться в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, с. 12).

Но области техники, искусства, архитектуры, науки и развитие экономики в целом сегодня не способны сделать перспективные шаги в собственном развитии без дизайнерского сопровождения, потому что эти области генетически связаны с областыо дизайна. Временем продиктована гармонизация среды и культуры. Широка сфера функционирования этого прогрессивного явления, многогранна роль дизайна во всех аспектах человеческой жизни.

С этим связано появление качественно нового этапа, характеризующегося сменой парадигмы дизайн - образования, требующего применения современных новаторских инновационных систем и методов обучения художественному конструированию, и направленного на развитие творческой личности специалиста. Успешное решение данной проблемы в сфере дизайн - образования мы видим в разработке методической системы формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров, а базой реализации этой идеи может стать спецкурс «Архитектоника объемных форм».

В настоящее время в теории и практике дизайна накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения художественно-конструкторского образования и профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Поэтому нами был проанализирован широкий спектр научных ис-

4 следований с целью совершенствования системы обучения профессиональному мастерству специалистов данного профиля, в соответствии с целью и требованиями государственного стандарта.

Базовым для разработки исследуемой проблемы являются труды специалистов в области дизайна, затрагивающие те или иные аспекты дизайнерского образования (Ю.Г. Божко, И.Т. Волкотруб, О.И. Генисарецкий, В. Глазычев, К.М. Кантор, Г.Б. Минервин, А.В, Рябушкин, В.Ф. Сидоренко, Ю.С. Сомов, СО. Хан-Магомедов и др.)

В основе научного обоснования исследуемой проблемы лежат труды в области общей возрастной и педагогической психологии (Б.Ю. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в области дидактики (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвя-зинский, И.Я. Лернер и др.); вузовской педагогики (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); психологии искусства и психологии восприятия (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зин-ченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования по проблеме формирования приемов учебной деятельности (О.Б. Пишева, В.И. Крупич и др.)

Предлагаемое исследование опирается на общепедагогическую концепцию проблемного обучения (A.M. Матюшкина, М.И, Махмутова, В.О. Окуня, В.Г. Разумовского, И.М. Фейнберга, Т.Н. Шамовой, И.С. Якиманской и др.)

Общетеоретический подход к раскрытию сущности художественного творчества, проблемы отражены в работах Г.В. Беды, А.С. Близнюка, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковеш-никовой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К, Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.

Анализ имеющихся в этой сфере исследований и личный опыт соискателя позволили обнаружить противоречия в проблеме формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки:

между высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом к личности дизайнера и недостаточно высоком уровне его профессиональной подготовки в условиях вуза;

между необходимостью и важностью формирования художественно-конструкторских умений у будущих дизайнеров и отсутствием методической системы их формирования в условиях вузовской подготовки;

между научно-теоретическими знаниями в области дизайна и отсутствием разработанной программы методической системы, направленных на формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров.

Анализ исследований и указанных противоречий показали, что эта проблема, имеющая важное значение для гармоничного развития личности будущего дизайнера, формирования у него художественно-конструкторских умений до сих пор всесторонне не исследовалась.

Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество профессионального образования и эстетического воспитания будущего дизайнера, у них слабо развиваются творческие способности, эмоционально-оценочное отношение к действительности; потребность созидать прекрасное в профессиональной деятельности. Отсутствие образности, целостности, стройности композиционного и цветового решения в объектах дизайна снижает к ним интерес. Часто дисгармоничными представляются дизайн ландшафтной среды и современной архитектуры. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности художественно-конструкторских умений самих дизайнеров, которые должны закладываться у них уже в период профессиональной подготовки в вузе.

Цель исследования - разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания эффективных форм и методов, направленных на формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки.

Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование художествен но-конструкторе к их умений будущих дизайнеров в их про-

фессиональной подготовке (на материале изучения спецкурса «Архитектоника объемных форм»).

Предмет исследования - методическая система, стимулирующая творческую активность студентов, формирующая художествен но-конструкторские умения будущих дизайнеров в процессе освоения спецкурса «Архитектоника объемных форм».

Гипотеза исследования: формирование художественно-

конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки станет эффективным, если будет разработана и апробирована методическая система, включающая в себя:

— цели, задачи и содержание спецкурса «Архитектоника объемных
форм»;

дидактические принципы, методы, методические приемы (познавательные, игровые, личного показа), формы деятельности (групповые и индивидуальные), технические средства обучения и наглядные пособия;

научно-обоснованную методику трехуровневого формирования художественно-конструкторских умений;

разработанные критерии и уровни сформированности художественно-конструкторских умений студентов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по эстетике, искусствознанию, психологии, педагогике, диссертационные исследования по данной проблеме.

  2. Провести анализ принципов, методов, условий, средств обучения, способствующих эффективному формированию художествен но-конструкторских умений будущих дизайнеров.

  3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить методическую систему, способствующую формированию художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров.

  1. разработать и апробировать научно-обоснованную методику трехуровневого формирования художественно-конструкторских умений.

  1. Разработать критерии оценки уровня сформированности художественно-конструкторских умений студентов, позволяющих выявить динамику их развития.

Методической основой исследования явились: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; психолого-педагогические исследования особенностей формирования социально-деятельностной, творческой личности студентов; идеи гуманизации и интеллектуализации образования; системного, индивидуально-творческого, инновационного подходов к проблеме личностно-профессионального становления будущего дизайнера средствами художественного конструирования.

Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применяется комплекс методов, основными из которых являются: аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный метод; изучение педагогического опыта преподавания теории и практики дизайна в других учебных заведениях; обобщение личного опыта; эмпирический метод: наблюдение и анализ художественно-творческой, практической работы студентов; беседы, тестирование и анкетирование абитуриентов и студентов; статисти ко-математический метод обработки экспериментальных данных.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— научно обоснована и доказана зависимость качества дизайн- образова
ния студентов от сформированности их художествен но-конструкторских уме
ний.

- разработана и экспериментально проверена методическая система, спо
собствующая формированию художественно-конструкторских умений буду
щих дизайнеров;

— определены и апробированы те методы и методические приемы (позна
вательные, игровые, личный показ), формы деятельности (игровые и индиви
дуальные), при использовании которых наиболее эффективно решается задача
формирования художественно-конструкторских умений;

выявлена возможность и доказана целесообразность использования техники бумагопластики как средства, способствующего формированию художественно-конструкторских умений;

определены критерии оценки уровня сформированности художественно-конструкторских студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты обогащают теоретические положения профессиональной подготовки будущих дизайнеров и могут быть использованы в разработке смежных научно-методических проблем в направлении их профессионального совершенствования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования системы обучения студентов дизайну: разработки курсов лекций, методических рекомендаций, учебных пособий по вопросам обучения художественному конструированию (дизайну), а также при разработке, корректировке и модернизации учебных образовательных программ по ряду смежных дисциплин («Композиция», «Проектирование в дизайне среды» и др.);

результаты исследования внедрялись в педагогический процесс подготовки будущих дизайнеров и создали условия для становления профессионально значимых качеств (сформированных художественно-конструкторских умений) в процессе изучения спецкурса «Архитектоника объемных форм». Материалы и результаты исследования могут найти применение в системе повышения профессиональной педагогической квалификации работников высшего образования.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов, рекомендаций обеспечивается теоретико-методической основой, адекватностью

9 методов исследования, многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя в высшем учебном заведении, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики, контрольным сопоставлением полученных результатов с существующей в обучении дизайну образовательной практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

— разработанная, научно-обоснованная, экспериментально-проверенная
методическая система формирования художественно-конструкторских умений
будущих дизайнеров в процессе изучения спецкурса «Архитектоника объем
ных форм», включающая в себя: цели, задачи, группу методов активного уче
ния студентов, дидактических средств; содержание теоретического и практиче
ского материала по данной дисциплине; специально созданные условия, при
которых развиваются творческие способности, осознается значимость профес
сионального будущего;

— критерии и уровни сформированное художествен но-конструкторских
умений у студентов;

— методика трехуровневого формирования художественно-
конструкторских умений, сориентированная на развитие способности к цело
стному восприятию, художественно-эстетическому познанию, оцениванию и
преобразованию окружающей предметной действительности;

— научно-обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования
вывод о том, что сформированность художественно-конструкторских умений
студентов (умение ставить задачу, умение выполнять действия, умения анали
зировать результаты) на начальной стадии об> чения предопределяет их готов
ность к самореализации студентов в профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Положения диссертации и полученные результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры «Дизайн» и кафедры «Конструирование и технология швейных изделий» факультета «Легкой и пищевой промышленности» Орловского государственного технического университета, кафедры «Рек-

10 лама» и «Технических дисциплин» Орловского государственного института экономики и торговли, кафедры «Художественное проектирование интерьеров и декоративно-прикладного искусства» КГУ; докладывались на межвузовских научно-практических конференциях ОГУ (2000 г.), Орел ГИЭТ; на международной научно-практической конференции Прага - Днепропетровск - Белгород (2004 - 2005 гг.), а также внедрялись автором в учебно-образовательный процесс подготовки дизайнеров в Орел ГТУ.

Основные этапы выполнения исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1999 по 2005 годы.

Первый этап (1999 - 2000 гг.) — поисково-теоретический. В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность. Производился анализ существующих научных исследований в области дизайна-образования, современного состояния подготовки дизайнеров в различных художественно-конструкторских высших учебных заведениях. В данный период определялась методология и методика экспериментального исследования.

Второй этап (2000 - 2003 гг.). На этом этапе уточнялись теоретические позиции, моделировалась и проводилась опытно-экспериментальная работа, апробировалась экспериментальная программа методики трехуровневого формирования художественно-конструкторских умений. На формирующем этапе проверялась эффективность разработанной нами экспериментальной методической системы.

Третий этап (2003 - 2005 гг.) - проводился анализ и систематизация теоретического и экспериментального материала; были сформулированы основные выводы исследования и оформлен текст диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Исследование проблемы формирования уудожественно-конструкторских умений в системе целей современного дизайн- образования

Успешное решение задач, стоящих как перед дизайном, так и перед художественно-конструкторским образованием в целом предполагает исследование и изучение отечественного опыта, наследия первых, классических дизайнерских школ. Не претендуя на полноту изложения, в рамках данного исследования, коснемся основных этапов становления дизайна, то есть исторического аспекта исследуемой проблемы формирования художественно-конструкторских умений, как основы профессионального мастерства и эффективности дизайнерской деятельности.

Дизайн как эстетическая деятельность в области проектирования материально-предметной среды, создаваемой человеком, и предопределяемая проектированием, существовал всегда (вместе с существованием человечества) [191]. Более того, в нем всегда выражались наиболее глубинные идеи и направления развития той или иной исторической эпохи. Но только в XX веке (точнее - с самого конца XIX в.) дизайн все более осознавался как особый аспект культуры. В тоже время стала создаваться особая деятельность, ставящая своей целью проектирование вещной среды (наряду с архитектурой и внедряясь в архитектуру) и, требующая профессиональных знаний, умений и навыков. Возникло новое явление, новая деятельность - Industrial Design, первоначально заимствующий для себя средства из генетически связанных с ним областей, таких как искусство, архитектура, техника и наука. В центре внимания находились вопросы, связанные с композицией, цвето- и формообразованием, а также предпринимались многочисленные попытки выявить некие скрытые за 12 коны построения формы, создать новые представления и концепции. Возникала и новая профессия — дизайнер, художник-конструктор,

Таким образом, современный дизайн как особый вид деятельности возник сравнительно недавно и специфичен для культуры XX века. Дизайн представлял и представляет собой весьма прогрессивное явление и его роль в развитии общества и культуры — одна из важнейших в процессе гармонизации среды и интеграции культуры.

Для периода становления художественно-конструкторского образования характерно было то, что развитие, распространение и пропаганда знаний о дизайне и для дизайна могла идти различными путями: либо с создания специальных учебных заведений нового типа, которые одновременно вели бы и научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую работу, либо с создания научно-исследовательских и проектных организаций дизайна.

Первые идеологи и теоретики дизайна предпочитали путь создания специальных учебных заведений. Опыт ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа и Баухауза, опыт некоторых других более поздних учебных заведений и для настоящего времени представляет величайшую ценность.

Как и всякое социальное образование, формирующееся дизайнерское образование потребовало выразить имеющиеся представления о профессиональной художественно-конструкторской деятельности в особой форме, приспособленной для обучения. Так началось формирование новой системы знаний -первых пропедевтических курсов, требующих от обучающихся специальных художественно-конструкторских умений и навыков, необходимых для их успешного освоения. Таким образом, пропедевтические курсы, созданные к конце 10-х - начале 20-х годов XX -го столетия стали основателями ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа и Баухауза, содержали профессиональные знания, умения и навыки в равной мере необходимые как будущим художникам и архитекторам, так и художникам-конструкторам, в практике своей имеющим дело с организацией и проектированием пространственных форм предметов. При такой постановке образования лишены были всяких оснований опасения уничтожения столь ценимых в обществе самобытность и неповторимость творческого облика художника и дизайнера. Педагогические системы этих вузов, ставивших задачи воспитания творчески развитых личностей, давали в руки молодых художников-конструкторов широкий набор профессиональных средств.

Переломные 60-е годы XX -го столетия характеризовались вступлением художественно-конструкторской деятельности в новую фазу своего развития. Ни отечественный опыт - наследие ВХУТЕМАСа- ВХУТЕИНа, - ни зарубежный к этому времени не были еще изучены. Все проблемы решались на том уровне развития дизайнерской мысли, который был характерен для начала 60-х годов. Специальные художественно-конструкторские бюро выполняли первые проекты, ВНИИТЭ и его филиалы начинали систематически проводить научно-исследовательскую работу. На заводах и в конструкторских бюро, в научно-исследовательских институтах и министерствах создавались специальные подразделения. Задача подготовки квалифицированных специалистов могла быть решена только при условии незамедлительного создания профессионального обучения. Лишь в процессе профессионального художественно-конструкторского образования можно было закрепить и сделать общим достоянием средства и методы обучения, разработанные усилиями отдельных практиков дизайна, а также, приемы и способы формирования художественно-конструкторских умений и навыков. Это обычный путь формирования профессии.

Вместе с тем, художественное конструирование делало только первые шаги по разработке собственных представлений, методов, языка - всего того, что составляет специфику любой деятельности. Это не могло не отразиться на решении вопросов, имеющих основополагающее значение для построения художественно-конструкторского образования.

Внимательное изучение сложившегося на тот период времени положения в области художественно-конструкторского образования дает основание констатировать следующее. Для его становления как массового вида профессионального обучения особую роль сыграли дискуссии, посвященные определе 14 нию места дизайна среди других видов деятельности. Если считать дизайн особым социальным явлением и пытаться поставить изучение его на научную основу, то необходимо прежде всего выяснить его специфику. Дизайн- это наука, искусство или инженерно-техническая деятельность? Следует ли сопоставить дизайн с другими сферами, прежде всего с искусством и техникой? Включать ли художественно-конструкторское образование в уже существующую сеть специального образования - технического, гуманитарного, художественного и т.п., что даст возможность использовать основной набор предметов, добавив к общему курсу лишь специальные дисциплины? Влияет ли сформированность профессиональных художественно-конструкторских умений и навыков на эффективность профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности и, является ли это целью художественно-конструкторского образования в целом? И еще ряд вопросов о том, чему учить и как учить. От ответов на эти вопросы зависел путь формирования массовой подготовки художников- конструкторов у нас в стране.

Диагностика формирования художественно-конструкторских умений студентов- дизайнеров

Опытно-экспериментальное исследование путей и средств формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки включало в себя три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий.

На этапе констатирующего эксперимента, в нашем исследовании, мы уделяли больше внимание диагностике формирования художественно-конструкторских умений у студентов.

Целью дидактического диагностирования в нашей опытно-экспериментальной работе являлось выявление, анализ, оценивание и прогнозирование процесса формирования у студентов художественно-конструкторских умений.

Таким образом, первоочередным направлением опытно-экспериментальной работы в плане диагностики стало определение исходного уровня довузовской подготовки студентов.

Выяснение уровня исходной довузовской подготовки студентов в процессе оптимизации учебной программы курса, является немаловажным делом в плане формирования художественно-конструкторских умений. Это необходимо для определения объема теоретического материала, подлежащего изучению, определения тех художественно-конструкторских умений и навыков, которые должны приобрести студенты в результате изучения дисциплины "Архитектоника объемных форм".

Проводимые нами исследования показывают, что успешность выполнения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов в области дизайна во многом определяется уровнем знаний и умений, полученных до этого в средней общеобразовательной школе, либо в специальных художественных заведениях (изостудиях, художественных школах, художественных училищах). Здесь уместно привести конкретные данные и сказать об особенностях приема в ОрелГТУ иКГУ.

Существующие правила приема дают возможность поступать в вуз абитуриентам, успешно выдерживающих экзамены по общеобразовательным предметам (русскому языку) и специальным (рисунок, живопись, композиция), независимо от форм их подготовки. Поэтому весь контингент поступающих в настоящее время можно подразделить на следующие основные группы1;

1. выпускники средней общеобразовательной школы, получившие художественную подготовку самостоятельно - 28% (3%)

2. выпускники средней общеобразовательной школы, окончившие детские художественные школы - 47% (48%)

3. выпускники средней общеобразовательной школы, занимавшиеся в изостудиях - 3% (7%)

4. выпускники средней общеобразовательной школы, окончившие подготовительные курсы при ОрелГТУ и КГУ- 16% (31 %)

5. выпускники художественных училищ-6% (10%)

Из пяти основных групп поступающих четыре (исключая пятую) объединяют абитуриентов, подготовка которых складывается из курса средней общеобразовательной школы и подготовительных курсов, а также учащихся получивших подготовку по рисунку, живописи, композиции и декоративно- прикладному искусству. Пятая группа объединяет абитуриентов, имеющих дипломы художественных училищ. Перечень дисциплин в аттестатах дает представление о разнообразии подготовки абитуриентов. Очевидно, что подготовка выпускников художественных училищ при прочих равных условиях значительно

1 Данные 2004-2005 учебного года в процентах к общему числу приема. Для сравнения, в скобках приведены данные 2001-2002 учебного года

2 Количество выпускников художественных училищ с каждым годом уменьшается о связи с переходом на не полное среднее образование, что не дает им возможность после окончания художественного училища сразу же поступать в вуз. шире и глубже. Однако не они составляют большинство принятых в вуз. Поэтому, при разработке и построении учебных программ, следует ориентироваться на выпускников средних общеобразовательных школ, не получивших добавочную художественную специализацию. Что и было сделано и учтено нами при разработке экспериментальной методики изучения спецкурса "Архитектоника объемных форм11. Знание же более подготовленных учащихся будут учитываться и использоваться в полную силу при дальнейшем их обучении, что в системе специального профессионального обучения должно привести к повышению эффективности обучения дизайну в целом.

Широта сферы действия дизайна, его структура и специфика требуют, чтобы абитуриент,, готовящийся посвятить себя этой профессиональной деятельности, обладал рядом элементарных практических умений, склонностей и знаний, творческими способностями, отличающих его не только от выпускников средних общеобразовательных школ, поступающих в технические вузы для получения инженерно-конструкторских специальностей, но и от выпускников, намеренных обучаться в художественных вузах декоративно-прикладному искусству. Эти отличия зависят от самой сути дизайнерской деятельности, включающей в себя основные знания о предмете, понятие о форме, формообразующих и гармонизирующих средствах композиции» функционально-конструктивной обусловленности, визуально-эргономической информативности и эстетической выразительности формы и т.д.

Абитуриент, выбравший профессию дизайнера, к моменту поступления в вуз должен обладать:

- практическими умениями и навыками в элементарном конструировании;

- определенным уровнем подготовки в области технического и конструктивно-пластического моделирования;

- склонностью к художественно-образному мышлению.

Таким образом, начальные теоретические знания, элементарные практические навыки и умения в области моделирования должны приобретаться абиту 93 риентами в средних общеобразовательных и специальных художественных учреждениях. Однако, как показывает практика преподавания и анализ работ студентов 1-ого курса, такое "специфическое отличие" дизайнера как художественно-конструкторские умения, художественно-образное мышление и конструк тивная логика в построении объёмно-пространственных форм, есть далеко не у всякого, имеющего, например, определенные достижения в рисунке или живо писи, И это понятно, так как дизайнер должен обладать художественно конструкторскими умениями создавать эстетически совершенные реальные из делия, удобные в потреблении, целостные по форме, отвечающие одновременно высоким техническим и экономическим требованиям, существующие во взаи мосвязи с человеком и пространственной средой, а не только их образное отра жение на плоскости. Графическое представление информации в творческом ф процессе художественного конструирования необходимо при разъяснении про ектной идеи будущего изделия и должно иметь вспомогательное значение. В дальнейшем, восполнить пробелы довузовской подготовки студент сможет за счет времени, отведенного на самостоятельную работу, что и предусмотрено нами в учебной программе спецкурса "Архитектоника объемных форм", а также определены меры управления сю. Вторым этапом опытно-экспериментальной работы в плане диагностики стало определение начального уровня сформированности художественно-конструкторских умений у студентов, выявление причин и противоречий, сни жающих эффективность овладения студентами этими умениями»

На данном этапе констатирующего эксперимента, который проходил в 2000-2001 учебных годах, были изучены учебные планы и программы по архитектонике ряда отечественных и зарубежных вузов, а также ряда профилирующих дисциплин. В ходе констатирующего эксперимента осуществлялось наблюдение за ходом учебного процесса в ОрелГТУ, ОрелГИЭТ, КГУ изучался и обобщался педагогический опыт» При этом применялись следующий комплекс методов диагностического исследования: анкетирование, экспертный опрос, наблюдение, беседа и др. Выявление результатов эксперимента сопряжено с проблемой выработки критериев и показателей, позволяющих оценить степень их эффективности.

В своем исследовании, для определения критериев и показателей, а также уровней сформированное художественно-конструкторских умений, мы опирались на теоретические положения Н.В. Кузьминой, В.А. Слатенина о классификации уровней педагогических умений, А.В. Усовой по оценке усвоения понятий, Н.Н. Тулькибаевой о градации уровней усвоения обобщенных умений, Н.М. Яковлевой о показателях сформированное исследовательских умений,

Содержание и формы организации опытно-экспериментальной работы по применению трехуровневой методики преподавания спецкурса "Архитектоника объемных форм

На этапе поискового эксперимента (2001-2002 гг.) мы попытались апробировать на практике наиболее эффективные на наш взгляд формы, средства и ме тоды, способствующие формированию художественно-конструкторских умений. Поисковый эксперимент проводился на базе ОрелГТУ на кафедре "Дизайн11 и КГУ на кафедре ((Художественное проектирование интерьеров и декоративно прикладного искусства» и, включал проверку достоверности влияния разрабо танной методики преподавания дисциплины "Архитектоника объемных форм" на эффективность формирования художественно-конструкторских умений у студен 0 тов- будущих дизайнеров, А также, обоснование психолого-педагогических усло вий, обеспечивающих применение данной методики в учебно-образовательном процессе, определение основных этапов экспериментально-исследовательской работы и достоверность результатов. В поисковом эксперименте приняло участие около 100 человек. Две группы 1 курса (39 человек) ОрелГТУ и две группы (40 студентов) КГУ. Отдельное экс периментальные исследования (анкетирование, наблюдение, интервьюирования) выборочно проводилось и на других курсах. Все это позволило нам получить дос таточно объективные результаты исследования. щ Поисковый эксперимент осуществлялся в двух группах ! курса разделен ных на четыре подгруппы, две из которых были контрольные и две экспериментальные. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: большинство студентов- первокурсников, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе без художественно-конструкторской подготовки, абсо лютно не обладают знаниями основ архитектоники и комбинаторики формооб разования. Лишь 2% в контрольной группе ОрелГТУ и 4% в контрольной группе КГУ продемонстрировали знания основ художественного конструиро вания. Студенты с подготовкой показали следующие результаты; знание основ архитектоники и комбинаторики формообразования в экспериментальных группах правильно продемонстрировали в ОрелГТУ - 4%, в КГУ - 6%. В контрольных группах в ОрелГТУ - 5%, в КГУ - 4%.

Знание основ художественного конструирования в экспериментальных группах продемонстрировали в ОрелГТУ - 17% студентов, в КГУ - 10%, В контрольных группах вОрелГТУ- 16%, вКГУ- 12%.

Таким образом, полученные результаты показали слабый уровень художественно-конструкторской информированности студентов—первокурсников в теории дизайна.

Далее, мы попытались диагностировать начальные уровни развития основных компонентов художественно-конструкторских умений студентов- первокурсников, их способности к занятию будущей дизайнерской деятельностью. Это позволит нам понять, смогут ли они в дальнейшем успешно овладеть программой вуза и можно ли считать это базой для формирования художественно-конструкторских умений, основой художественно-эстетического развития личности студента в целом.

В качестве инструмента исследования нами был использован метод наблюдения за выполнением несложного упражнения-задания. При этом студентам предлагалось продемонстрировать умение программировать способ действий, умение выполнять действия, умения анализировать результат, как составляющих художественно-конструкторских умений. Беседа с испытуемыми была необходимым дополнением. Распределение студентов по уровням развития каждого их основных компонентов художественно-конструкторских умений представлено в Приложение

Дифференциация по наличию у студентов- первокурсников художественно-конструкторской довузовской подготовки,, позволило убедительно и максимально объективно выявить наличие уровней развития основных компонентов художественно-конструкторских умений. Как видно из Приложения 23, большинство первокурсников экспериментальных и контрольных групп, как с подготовкой, так и без нее, находятся на низком уровне развития данных умений. Высокий уровень развития умения анализировать результаты решения задачи не показал никто (причем, это касается как студентов экспериментальных и контрольных групп, имеющих подготовку, так и без таковой). Исключением является лишь небольшая группа студентов, обладающих средним уровнем развития основных компонентов художественно-конструкторских умений. Так, например, умение выполнять действие продемонстрировало в экспериментальных группах ОрелГТУ - 27% , в КГУ -24% студентов с художественно-конструкторской подготовкой и в контрольных группах в ОрелГТУ - 26% , в КГУ -29%. Данное диагностирование показало, что большинство студентов- первокурсников экспериментальных и контрольных групп не обладают достаточным уровнем развития основных компонентов художественно-конструкторских умений, у них слабо развита художественно-эстетическая потребность воспринимать ценности искусства и создавать объемно-пространственные формы и структуры.

Известно, что художественно-эстетическое восприятие имеет несколько уровней, которые соотносятся между собой по степени мыслительной активности обучающихся: эмоционально-отражательный, фрагментарный и целостно-структурный уровни. Именно данная традиционная градация стадий художественно-эстетического восприятия на уровни способствовала выявлению моти-вационно- потребностного компонента, присутствующего у первокурсников и, являющегося основой для их дальнейшего художественно-эстетического развития, основой формирования художественно-конструкторских умений, в частности, умения воспринимать и создавать объемно-пространственные формы и структуры.

Методика эксперимента заключалась в следующем: студентам - первокурсникам как контрольных, так и экспериментальных групп предлагалось ознакомиться с рядом дипломных проектов студентов - выпускников, с последующим их анализом. Результаты эксперимента по распределению студентов-первокурсников по начальным уровням развития художественно-эстетического восприятия представлены в Приложении 24.

Итог эксперимента: большинство первокурсников отнесено к эмоционально- отражательному уровню степени развития художественно- эстетического восприятия, В экспериментальных группах, с подготовкой в ОрелГТУ -79%, в КГУ -80%, без подготовки в ОрелГТУ - 82% и в КГУ - 81%. В контрольных группах с подготовкой в ОрелГТУ -74%, в КГУ -68%, без подготовки в ОрелГТУ - 84% и в КГУ - 85%. К фрагментарному уровню нами было отнесено с подготовкой в экспериментальных группах в ОрелГТУ -18%, в КГУ -16%, без подготовки в ОрелГТУ - 18% и в КГУ - 19%. В контрольных группах с подготовкой с подготовкой в ОрелГТУ -26%, в КГУ -32%, без подготовки в ОрелГТУ - 16% и в КГУ - 15%. Лишь 3% студентов-первокурсников в экспериментальных группах с довузовской художественно-конструкторской подготовкой показали наличие определенного уровня сформированности художественно-эстетического восприятия. При этом, результаты исследования не позволяли отнести ни одного студента - первокурсника (без довузовской подготовки) к целостно-структурному уровню развития художественно-эстетического восприятия. Данные результатов эксперимента являются следствием не сформированности художественно-эстетической потребности студентов- первокурсников воспринимать ценности искусства и дизайна, и, как следствие, потребности создавать объемно-пространственные формы и структуры.

Похожие диссертации на Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки